ЕН.02 Экологические основы природопользования, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологч

[У СО
гуманитарнотехникум»
Е. Бочкарева!

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

для специальности СПО
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Уровень освоения: базовый
Профиль обучения: естественно-научный

Камышлов,2022 г.

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_________________ JI.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Замер;{«^ель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А.Мадыгина
Разработчик: Машьянова Ольга Николаевна - преподаватель первой квалификационной категории
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рабочая программа по дисциплине ЕН.02 «Экологические основы природопользования» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования
(далее ФГОС СПО) «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров» (приказ Министерства образования и науки Российской федерации №184
от 17.03. 2013 г.); Перечня профессий и специальностей СПО (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1199 от 29.10.2013 г.);

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Объем учебного предмета и виды учебной работы
3. Содержание и тематическое планирование учебного предмета
5. Условия реализации программы учебного предмета
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

Пояснительная записка

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ЕН.02 «Экологические основы природопользования» является
обязательным учебным предметом ФГОС СПО по специальности 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров»
Учебная дисциплина ЕН.02 «Экологические основы природопользования» изучается в
математическом и общем естественнонаучном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы ЕН.02 «Экологические основы природопользования» направлено на
достижение следующих:
уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и
среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения
экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и
охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
Освоение содержания учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов.

Данная дисциплина направлена на формирование :
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3. Проводить товароведную экспертизу.
ПК 2.4. Документально оформлять результаты различных видов экспертиз и испытаний
товаров и продукции.
ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг
исполнителями.
ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области
профессиональной деятельности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
JIP 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
JIP 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР 05.Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
J1P 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,! на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР 10.Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
ЛР12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому' и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
ЛР 13.Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л Р 14.Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
МР 01. Овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для
изучения разных сторон окружающей среды;
МР 02.Применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для
изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
МР 03. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на
практике;
МР 04. Умение использовать различные источники для получения сведений эко-логической
направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
ПРб 01. Сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в
системе «человек— общество— природа»;
ПРб 02.Сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
ПРб 03.Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с
выполнением типичных социальных ролей;
ПРб 04.Владение знаниями
экологических императивов (форма запретов и ограничений,
распространяющихся на любую человеческую деятельность), гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни;
ПРб 05.Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
ПРб 06. Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем
людей и повышением их экологической культуры.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Болезни как следствие экологического неблагополучия.
Рациональное природопользование - фундамент экологической безопасности.
Рациональное использование и охрана недр.
Биоразнообразие как жизненный ресурс планеты.
Альтернативные источники энергии и сырья.
Экологический бумеранг (ответные реакции природы).
Экологические кризисы в истории биосферы и человечества.
Международное сотрудничество в области природопользования и защиты окружающей
среды.
Человек в биосфере: этапы взаимодействия общества с природой.
Экологические проблемы современности - причины и возможные пути их решения.
Экологические проблемы вашего города. Пути решения.
Последствие вырубки леса.
Генетически модифицированные продукты. Добавки в пищевых продуктах. Пища
Франкенштейна.
Экология и здоровье человека.
Рост народонаселения и продовольственная проблема;
Понятие, виды и формы природопользования;
Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности РФ.
Учение Вернадского о биосфере.
Основные этапы взаимоотношений человека и природы.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Экологические катастрофы и их причины.
Экологические проблемы в сельском хозяйстве.
Научно-технический прогресс и экологический кризис.
Концепция ноосферы В.И. Вернадского.
Экологические организации России.
Экологическое настоящее и будущее России.
Загрязнение атмосферы и его последствия.
Загрязнение гидросферы и его последствия.
Глобальные экологические проблемы современности.
Электромобили.
Экологическое воспитание населения.
Компьютерные технологии и экологическая безопасность.
Автотранспорт и его влияние на экологическую ситуацию в городской местности.
Промышленные предприятия и их воздействие на природу.
Создание атомных электростанций и их угроза для человека и окружающей среды.
Последствие вырубки леса.
Исчезающие виды животных Приморского края (ТОП 10).
Самые грязные и экологические чистые города мира (ТОП 10).
Самые грязные и экологические чистые города России (ТОП 10).
Биологические ресурсы Дальнего Востока
Проблемы использования лесных ресурсов Дальнего Восток.

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

48

Основное содержание

32

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

лабораторные/практические занятия

20

Самостоятельная

16

Текущий контроль

3. Содержание и тематическое планирование учебного предмета «Экологические основы
природопользования»

Шифр
раздела
темы

№
урока

2 курс
1

1-2

2

3-6

3-4

5-6

7-8

3

9-18

9-10

11-12

Наименование разделов и тем

Введение
Предмет, цели и задачи дисциплины
«Экологические основы
природопользования». Основные понятия
и определения. Природа и общество.
Общие и специфические черты.
Раздел 1. Особенности взаимодействия
природы и общества.
Развитие производительных сил общества,
увеличение массы веществ и материалов,
вовлекаемых в хозяйственный оборот;
преднамеренные
и непреднамеренные
воздействия
человека
на
условия
существования.
Охрана биосферы от загрязнения
выбросами
хозяйственной
деятельности.
Влияние урбанизации на биосферу.
Роль человеческого фактора в решении
проблем экологии.
Научно - технический прогресс и природа
в современную эпоху.
Самостоятельная работа
1-2. Подготовить и написать сообщение
на тему «Причины возникновения
экологических проблем в городе»
3-4. Подготовить рассказ на тему
«Причины
возникновения
экологических проблем в сельской
местности»
5-7. Подготовить презентацию на тему
«Проблемы водных ресурсов и способы их
решения.(на примере России»
Раздел 2. Среда обитания человека и
экологическая безопасность.
Утилизация бытовых и промышленных
отходов. Перспективы и принципы
создания неразрушающих природу
производств.
Признаки экологического кризиса.
Глобальные проблемы экологии:

Количество часов
обязательной
аудиторной нагрузки
В том числе
Всего
Теор. Практ.
2

Сам
ост.
рабо
та

Код
коми
етен
ции

2

2

13

6

7

2

2

ОК
2,
3,5
ЛР
1,
2,12,
14
ПРб
04,
ПРб
05,
ПРб
01,

2

ПРб
02

1

13

10

2

2

*

ОК
3,
ЛР
1,
ЛР 2
ПРб
04,
5

13-14
15-16

17-18

4

19-22

19-20

21-22

5

23-28
23-24

25-26

27-28

6

29-32
29-30

разрушение озонового слоя, истощение
энергетических ресурсов, «парниковый»
эффект и др. Пути их решения.
Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и
воспроизводства природных ресурсов, их
взаимосвязь с размещением производства.
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы питания и производства
сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих
ресурсов.
Самостоятельная работа
1-3.Составить опорный конспект
«Возможности управления водными
ресурсами в рамках концепции
устойчивого развития»
Раздел 3. Природные ресурсы и
рациональное природопользование
Загрязнение атмосферы. Антропогенное и
естественное загрязнение. Прямое и
косвенное воздействие на человека
загрязнений биосферы.

2

ПРб
02

2

2

3

4

4

2

Основные загрязнители, их
классификация.
Основные пути миграции и накопления в
биосфере токсичных и радиоактивных
веществ.
Раздел 4. Охрана природы
«Зеленая» революция и ее последствия.
Значение
и
экологическая
роль
применения удобрений и пестицидов.
Способы
ликвидации
последствий
заражения токсичными и радиоактивными
веществами окружающей среды.
Понятие экологического риска.
Основные задачи мониторинга
окружающей среды: наблюдение за
факторами, воздействующими на
окружающую среду, оценка и
прогнозирование состояния окружающей
среды.
Самостоятельная работа
1.Составить схему «Возможности
управления почвенными ресурсами в
рамках концепции устойчивого развития»
Раздел 5. Правовые и социальные
вопросы природопользования
История Российского природоохранного
законодательства.

ПРб
05,
ПРб
01,

2

7

6

L

2

2

ПРб
05,

2

9

4
2

ОК
5,
ОК
8,
ЛР
5,
ЛР
14,
МР
02П
Рб 6,
ПРб
03
ОК
6,
ОК
3,
ЛР
1,
ЛР 2
ПРб
04,

5
ОК
6,

31-32

Природоохранные постановления 1979 1990 г.г., принятые законодательными
органами СССР. Закон «Об охране
окружающей природной среды» 1991 года.
Нормативные акты по рациональному
природопользованию окружающей среды.
Участие
России
в
деятельности
международных
природоохранительных
организаций;
Самостоятельная работа
1.Составить схему «Среда обитания и
среды жизни:сходство и различие»
2.Составить таблицу «Окружающая
человека среда и ее компоненты:
различные взгляды на одну проблему»
3-5.Написать доклад «История и развитие
концепции устойчивого развития»
Всего:

ОК
3,
ЛР
1,
ЛР 2
ПРб
04,
2

-

48

32

16

Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов
Содержание
обучения
Введение

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Знакомство с объектом изучения дисциплины ЕН.02 «Экологические
основы природопользования». Определение роли дисциплины в
формировании современной картины мира и в практической
деятельности людей.
Демонстрация значения данной дисциплины при освоении профессий
и специальностей среднего профессионального образования
1. Особенности взаимодействия природы и общества
Общая экология
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на
организм. Получение представлений о популяции, экосистеме,
биосфере
Социальная экология
Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение
выделять основные черты среды, окружающей человека
Прикладная экология
Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать
причины их возникновения, а также возможные пути снижения
последствий на окружающую среду
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
j
Среда обитания
Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее
человека
основных компонентов.
Умение формировать собственную позицию по отношению к
сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека»,
получаемым из разных источников, включая рекламу;
Умение оценивать характер и масштабы воздействий автотранспорта
на окружающую среду;
Умение проектировать, планировать работы по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспорта с максимальной защитой
окружающей среды, условий труда производственных рабочих от
экологически вредных факторов технической эксплуатации
автотранспорта;
Знание основных экологических требований к компонентам
окружающей человека среды.
Городская среда
Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного
экотопа современного человека. Умение определять экологические
параметры современного человеческого жилища.
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации,
организации строительства жилых и нежилых помещений,
автомобильных дорог в условиях города
Сельская среда
Знание основных экологических характеристик среды обитания
человека в условиях сельской местности
3.Природные ресурсы и рациональное природопользование
Возникновение концеп­ Знание основных положений концепции устойчивого развития и
ции устойчивого разви­ причин ее возникновения.
Умение формировать собственную позицию по отношению к
тия
сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».
Устойчивость и
Знание основных способов решения экологических проблем в рамках
концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать
развитие
экономическую, социальную, культурную и экологическую,
устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по

отношению к окружающей среде.

4. Охрана природы
Природоохранная
деятельность

Знание истории охраны природы в России и основных типов
организаций, способствующих охране природы. Умение определять
состояние экологической ситуации окружающей местности и
предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на
природу.
Природные ресурсы и Умение пользоваться основными методами научного познания:
их охрана
описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния
окружающей среды и ее потребности в охране
5.Правовые и социальные вопросы природопользования
Экологического
Знание
законодательства и
-правовых и социальных вопросов природопользования и
юридическая
экологической безопасности;
ответственность за
-принципов и правил международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды;
экологические
правонарушения.

4. Условия реализации программы учебного предмета
4.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины ЕН. 02 «Экологические основы природопользования»
I

Освоение программы учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы
природопользования» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного
кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио­
логических правил и нормативов и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в
настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования» входят:
S
многофункциональный комплекс преподавателя;
S
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,плакатов, портретов выдающихся
ученых-математиков и др.);
S
информационно-коммуникативные средства;
S
комплект технической документации, в том числепаспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
S
библиотечный фонд.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Дополнительная литература
Для студентов
1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10'—
11 классы, — М., 2019
2. Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. —
Москва : КНОРУС, 2019. — 214 с. —- (Среднее профессиональное образование).
Для преподавателей
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования"».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образовании».
5.Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции
устойчивого развития. — М., 2012.
6.
Пономарева О. Н. Чернова. Н. М Экология. 10 (11) класс. Методическое пособие
ДРОФА,2008 г.
7.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
8.
Рупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
9.
Чернова Н.М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10
— 11 классы. ДРОФА (ФГОС
10.
ВаловаВ.Д. Экология.—-М., 2012.
11.
Говорущенко, Н.Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном
транспорте / Н.Я. Говорущенко. - М.: Транспорт, 1990. - 133 с.
12.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. —
М., 2012..
13.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013
14.
Международный контроль эмиссии выхлопных газов энергетических
установок / Л.Л. Зотов, В.А. Чистяков // Жизнь и безопасность. - 2002. -No3.
15.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
16.
Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для ВУЗов / Е.С. Кузнецов [и
др.]. -М .: Наука, 2001, -535 с.
17.
Экологическая безопасность транспортных потоков / Под ред. А.Б. Дьякова. -М .:
Транспорт. 1989. -128 с.

18.
Экологическая оценка жизненного цикла промышленной продукции / О.Г.
Воробьёв, JI.JI. Зотов, Д.В. Шишевилов, В.А. Шляхтов // Экологическая химия. -1997. -No
6(3). - с .8-12.
Интернет-ресурсы
1,www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
2.W W W . ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
3 .W W W . ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос­
сии).

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

1
2

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменении
и
дополнений

До
внесения
изменении
и
дополнений

После
изменений и
дополнении

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловои
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».