ЭК.01 Человек, экономика и право, 2022

М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«К амы ш ловский гуманитарно-технологический техникум»

итарно:икум»
очкарева

РАБОЧАЯ П РО ГРАМ М А
О БЩ ЕО БРА ЗО ВА ТЕЛ ЬН О Й УЧЕБНО Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы

ЭК. 01 «ЧЕЛОВЕК, ЭКОНОМИКА И ПРАВО»
для специальности СПО
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования
Профиль обучения: естественно-научный
Уровень освоения: базовый

Камыш лов, 2022 г.

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общ еобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Л.А .Ц ытыркина

Председатель
СОГЛАСОВАНО:
3ai
ектора по УПР
Н.А. П ольдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
.
.
.
Т. А. Ма дыг ина

Разработчик:
Ц ы ты ркина
Любовь
А лександровна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рабочая программа общ еобразовательной учебной дисциплины разработана на
основе

требований

ФГОС

среднего

общего

образования,

утвержденного

приказом

М инистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с П римерной программой
общ еобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»), рекомендованной ФГАУ
«ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №
3 от 21 июля 2015 г.), примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренная реш ением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/1 б-з) и уточнениями, одобренными
Н аучно-методическим советом Ц ентра профессионального
квалификаций Ф ГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

образования

и

систем

Содержание
1 .Пояснительная записка
2. Объем учебного предмета и виды учебной работы
3.Содержание и тематическое планирование учебной дисциплины
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины
5.

Контроль и оценка результатов освоения учебного процесса

6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

П О ЯС Н И ТЕЛЬН А Я ЗАПИСКА
П рограмма общ еобразовательной учебной дисциплины «Человек, экономика и
право» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных
организациях, реализую щ их образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО - ППССЗ) на базе основного общего образования.
П рограмма разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Человек, экономика и право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з) с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
М инобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом уточнений Примерных программ
общ еобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных
организаций, одобренных НМ С ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017г.
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
•
воспитание
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской
Федерации;
•
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного
социального поведения, повыш ение уровня политической, правовой и духовно-нравственной
культуры подростка;
•
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
•
умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования
общественных отнош ений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках
отдельных социальных групп и общ ества в целом;
•
формирование мотивации к общ ественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию , самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общ ественной жизни.
В программу вклю чено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

4

О БЩ АЯ Х АРАК ТЕРИ С ТИ К А У ЧЕБН О Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы
«Человек, экономика и право»

Учебная дисциплина «Человек, экономика и право» имеет интегративный характер,
основанный на комплексе общ ественных наук, таких как философия, социология, экономика,
политология, культурология, правоведение, предметом которых являю тся научные знания о
различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской
позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых
обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружаю щ ими людьми и
социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах
мирового сообщ ества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли
морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общ ества, а также изучению
ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осущ ествлялся на основе следующих
принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность
обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучаю щ имся профессиональных
образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности,
профессиональной деятельности, исполнению общ егражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Человек, экономика и право»
предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень
функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных
в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общ ественных наук,
так и в области социально-практических знаний, обеспечиваю щ их успеш ную социализацию в
качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные
теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности
социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования
общества как сложной, динамично развиваю щ ейся, самоорганизую щ ейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываю тся целостные
представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах,
экономической системе общества, социальных нормах, регулирую щ их жизнедеятельность
гражданина. При этом они долж ны получить достаточно полные представления о возможностях,
которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в
разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах
социальной
жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализую щ их образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, изучение общ ествознания имеет свои особенности в зависимости от
профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве
часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы
студентов.
При
освоении
профессий
СПО
и
специальностей
СПО
технического,
естественнонаучного профилей профессионального образования интегрированная учебная
дисциплина «Человек, экономика и право», изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального
образования дисциплина «Человек, экономика и право», изучается также на б азо во м ,уровне
ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой профессии или
специальности.

Изучение
общ ествознания
завершается
подведением
итогов
в
форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего юбщего
образования (ППССЗ).

М ЕСТО УЧ ЕБН О Й ДИ СЦ И П ЛИ Н Ы В У ЧЕБН О М ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Человек, экономика и право» является учебнвш предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Человек, экономика и право»
изучается в общ еобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Человек, экономика и
право» — в составе общ их общ еобразовательных учебных дисциплин, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий
СПО или специальностей СПО соответствую щ его профиля профессионального образования.

РЕЗУЛ ЬТАТЫ ОСВОЕН ИЯ УЧЕБНО Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы
Освоение содержания учебной дисциплины «Человек, экономика и право» обеспечивает
достижение студентами следую щ их результатов:
• личностных'.
-сф орм ированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
-граж данская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважаю щего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимаю щего традиционные
национальные и общ ечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать
конфликты;
-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общ ечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности; сознательное отнош ение к непрерывному
образованию как условию успеш ной профессиональной и общ ественной деятельности;1
-осознанное отнош ение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общ ественных, государственных, общ енациональных проблем;
-ответственное отнош ение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознаю щего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладаю щего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общ ечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующ его современному уровню
развития науки и общ ественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общ ественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общ ечеловеческими ценностями и идеалами- гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младш его возраста, взрослыми в
образовательной, общ ественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
—
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отнош ение к непрерывному образованию как
условию успеш ной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отнош ение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общ ественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосоверш енствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
и
компетентное отнош ение
к
физическому
и
психологическому здоровью , как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отнош ение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общ ественных, государственных, общ енациональных проблем;
сформированность экологического мыш ления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
ответственное отнош ение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
м ет апредмет ных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достиж ения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общ ественных наук, навыками разреш ения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов реш ения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, вклю чая умение ориентироваться в различны х источниках социально­
правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
•

умение использовать средства информационны х и коммуникационных технологий
в реш ении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических
и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать реш ения, определяющ ие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных".
сформированность знаний об обществе как целостной развиваю щ ейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщ ества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общ ественного развития.
Способность выявлять признаки коррупционного поведения;
Осознание степени общ ественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
Осознание неотвратимости наказания за совершение правонаруш ений (в т.ч.
коррупционного характера);
Способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных
отношений;
Способность определять характер вреда, причиняемый общ ественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
Способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
Способность
выбирать
корректную
модель
правомерного
поведения
в
потенциально коррупциогенных ситуациях;
Способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
Понимание значимости правовых явлений для личности;
Способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
Приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
Способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов;
П риобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- Способность
выявлять
основные
коррупционный
факторы
в
области
экономических отношений;
П риобретение
знаний
об
основных
направлениях
государственной
антикоррупционной политики;
П риобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
Способность осущ ествлять классификацию форм проявления коррупции;

П риобретение знаний о негативных последствиях, наступаю щ их в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонаруш ения;
Способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в
различных сферах жизни общества;
Способность определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции;
Освоение предметных результатов в содержании учебной дисциплины, направленной на
формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, представлен в программе
дидактическими единицами курса общ ествознания и реализуется отдельными элементами и
примерами в содержании урока по определенным разделам и темам курса.
Кроме того, дается оценка сформированности элементов общ их компетенций по итогам
всей учебной деятельности в процессе изучения дисциплины. Данная оценка отражает
приращение общих компетенций, формируемых в течение всего срока обучения по
специальности, и в общей оценке за экзамен по дисциплине не учитывается. В процессе
изучения дисциплины можно провести мониторинг процесса формирования следующих общих
компетенций:
OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть инф ормационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общ аться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Результатом освоения дисциплины является достижение обучаю щ имися следующих
______________________________ личностны х результатов:_________________________ _____
Н аименование личностного результата
Код
Осознающий себя гражданином и защ итником великой страны.

J ЛР1

Демонстрирующ ий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.

ЛР 5

Проявляющий уважение к лю дям старшего поколения и готовность к участию в

ЛР 6

социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважаю щ ий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7
|

Проявляющий

и

демонстрирую щ ий

уважение

к

представителям

различных

этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению,

преумножению

и

трансляции

культурных

традиций

и

ценностей

ценностям,

обладаю щий

основами

ЛР 8

многонационального российского государства.
Проявляющий

уваж ение

к

эстетическим

ЛР 11

эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий
ответственности,

неприятие
отказа

от

насилия

отнош ений

в
со

семье,
своими

ухода
детьми

от
и

их

родительской
финансового

ЛР 12

содержания.
Личностны е результаты
реализации программы воспитания, определенны е ключевы ми работодателями
ЛР 17
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Личностны е результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса
Самостоятельный и ответственный в принятии реш ений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей,

ЛР22

востребованных бизнесом, обществом и государством
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику

ЛР23

Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации.

ЛР24

СО ДЕРЖ АН И Е УЧЕБНО Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы
Человек. Человек в системе общ ественны х отнош ений
П рирода человека, врож денные и приобрет енны е качества
Ф илософские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Деятельность и мыш ление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и
трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение
Ф ормирование характера, учет особенностей характера в общ ении и профессиональной
деятельности. П отребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл
человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.
М ировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители
(внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и
ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. М ногообразие мира общения. М ежличностное общение и
взаимодействие. П роблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности
самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. М ежличностные
конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и
высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности. М отивы коррупционного
поведения.

Д уховная культура личност и и общ ества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в
общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт
информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Ф ормирование ценностных установок,
идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура
общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные
гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Н аука и образование в современном м ире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его
особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни
современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в
образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в
Российской
Ф едерации.
Государственные
гарантии
в
получении
образования.
Профессиональное образование.
М ораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
I

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть.
М оральный выбор. М оральный самоконтроль личности. М оральный идеал. Религия как феномен
культуры. М ировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Религиозные объединения Российской Федерации.Искусство и его роль в жизни людей. Виды
искусств.
П ракт ические занят ия
Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества. Мораль.
Религия. Искусство.
Общ ество как сложная динамическая система.
Представление об общ естве как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы
общества. Специфика общ ественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной,
информационной. П ротиворечивость воздействия людей на природную среду.
М ноговариантность общ ественного развития. Эволюция и револю ция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное,
индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. А нтиглобализм, его причины и
проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая
угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общ ественных институтов.
Коррупция - социально-опасное явление.
П ракт ические занят ия
Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. М ировоззрение.
Типы мировоззрения. Основные институты общества.
Общество и природа. Глобализация.

11

Социальные отнош ения
Социальная роль и ст рат ификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общ ностях и группах. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. М ногообразие социальных ролей в ю нош еском возрасте. Социальные
роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Социальные нормы и конфликт ы
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное
поведение, его формы, проявления. П рофилактика негативных форм девиантного поведения
среди молодежи. О пасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость
здорового образа жизни.
Социальный конфликт. П ричины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути
разреш ения социальных конфликтов.
Важ нейш ие социальные общ ност и и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы.
М олодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской
Федерации.
Этнические общ ности. М ежнациональные отнош ения, этно-социальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая
ситуация в Российской Ф едерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие
семейных правоотнош ений. Порядок, условия заклю чения и расторжения брака. Права и
обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отнош ения родителей и детей. Опека и
попечительство.
П ракт ические занятия. Социальная стратификация. Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России. М ежнациональные отношения.
Семья в современной России.
Политика
П олит ика и власть. Государст во в полит ической сист еме
Понятие власти. Типы общ ественной власти. П олитика как общественное явление.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как
политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внеш ние функции государства. Особенности функционального назначения
современных государств. М ежгосударственная интеграция, формирование надгосударственных
институтов — основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство,
политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Политические гарантии защ иты от коррупции: многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации: право граждан участвовать в управлении делами
государства.
.

Участники полит ического процесса
Личность и государство. П олитический статус личности. П олитическое участие и его
типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое

лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России.
Гражданское общ ество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и
опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические
системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное
регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
П ракт ические занятия.
Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе
общества. Ф ункции государства. Демократические выборы и политические партии.
Формы государства.
Гражданское общ ество и правовое государство. Избирательное право в Российской
Федерации. Личность и государство.
Экономика
Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. О граниченность ресурсов. Факторы
производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная,
централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рынок. Фирма. Роль государст ва в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Ф акторы спроса. П редложение. Ф акторы предложения.
Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная
конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования
бизнеса. Акции и облигации. Ф ондовый рынок. Основы менедж мента и маркетинга. Деньги.
Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы
денежной политики государства.
Частные и общ ественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его
структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов.
Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой
политики государства.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему
государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.
Ры нок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Ф акторы предложения труда. Роль
профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее
причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защ ита прав потребителя.
Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
Основные проблемы экономики России. Элемент ы меж дународной
экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной
экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее
регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной
торговли. Государственная
политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
П ракт ические занят ия

Экономика как наука.
Типы экономических систем. Ф акторы спроса и предложения. Ф ункции государства в
экономике.
Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России.
Право
П равовое регулирование общ ест венных отношений.
Ю риспруденция как общ ественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Н ормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и
вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц. Правовые отнош ения и их структура. Правомерное и
противоправное поведение. В иды противоправных поступков.
Ю ридическая ответственность и ее задачи.
Основы конст ит уционного права Российской Федерации.
Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя
Российской
Федерации.
Система государственных
органов
Российской
Федерации.
Законодательная
власть.
Исполнительная
власть.
Институт
президентства.
Местное
самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской
Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращ ения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на
благоприятную окружаю щ ую среду.
Обязанность защ иты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. М еждународная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Отрасли российского права.
Гражданское право и гражданские правоотнош ения. Ф изические лица. Ю ридические
лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской
деятельности. И мущ ественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи,
деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения
права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущ ественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущ ественных и неимущ ественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: понятие и виды, порядок заклю чения и расторжения. П равовое регулирование трудовой
деятельности несоверш еннолетних. Коллективный договор. Роль профсою зов в трудовых
правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые
основы социальной защ иты и социального обеспечения. Административное право и
административные правоотнош ения.
А дминистративные проступки.
Административная
ответственность.
Уголовное право. П реступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав
преступления.
У головная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних. О бстоятельства, исклю чаю щ ие уголовную ответственность.
Понятие коррупции. П ротиводействие коррупции. Коррупционные правонарушения:
виды, ответственность.
П ракт ические занятия.
Право в системе социальных норм. Система права. Ф ормы права.
Конституционное право.

Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право.
Трудовое право. Административное право. Уголовное право.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
ЯНВАРЬ
12 января - 250 лет со дня рождения М ихаила М ихайловича Сперанского(1772-1839),
русского общ ественного и государственного деятеля, реформатора, законотворца.
13 января — День российской печати (Отмечается с 1991 года в честь выхода первого
номера русской печатной газеты «Ведомости» по указу Петра I в 1703 году)
25 января — День российского студенчества (Татьянин день) (Указ Президента
Российской Ф едерации «О Дне российского студенчества» № 7 от 25 января 2005 года)
27
января - Д ень воинской славы России. Снятие блокады Л енинграда (1944). Отмечается в
соответствии с Ф едеральным законом от 13.03.1995 г. № 32-Ф3 «О днях воинской славы
(победных днях) России».
ФЕВРАЛЬ
2
февраля - Д ень воинской славы России .Д ен ь разгрома советскими войсками немецкофаш истских войск в Сталинградской битве (1943 год). У становлен Ф едеральным законом №
32-Ф3 от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России».
8 февраля — Д ень российской науки (В этот день в 1724 году Пётр I подписал указ об
основании в России А кадемии наук)
15
февраля - П ам ят ная дат а России. День памяти о россиянах, исполнявш их служебный
долг за пределами Отечества. О фициальная памятная дата в Российской Федерации,
призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявш их интернациональный долг
за пределами границ своей Родины. Д ата для проведения была вы брана не случайно. Именно в
этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию
Афганистана.
М АРТ
1 марта — Всемирны й день гражданской обороны (В 1972 г. была создана
М еждународная организация гражданской обороны. В России этот день отмечается с 1994 г.)
6 марта — М еж дународны й день детского телевидения и радиовещ ания (Учреждён по
инициативе Ю НИСЕФ (Детский фонд ООН) в 1994 г. Отмечается в первое воскресенье марта)
8 марта — М еж дународны й женский день (В 1910 г. на М еждународной конференции
социалисток в Копенгагене К. Ц еткин предложила ежегодно проводить День солидарности
трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)
21 марта — М еж дународны й день лесов (Принят Генеральной Ассамблеей ООН.
Резолюция от 21 декабря 2012 г.)
22 марта — Всемирны й день водных ресурсов (Отмечается по реш ению ООН с 1922 г.)
25 марта — День работника культуры (Установлен указом П резидента Российской
Федерации 27.08.2007 г.)
АПРЕЛЬ
26 апреля — М еж дународны й день интеллектуальной собственности (Отмечается с 2000
г. по инициативе стран участников Всемирной организации интеллектуальной собственности)
26
апреля — П амят ная дата России. День участников ликвидации последствий
радиационны х аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. Ежегодно
отмечается в память о крупнейш ей в мире техногенной катастрофе 26 апреля 1986года на
Чернобыльской АЭС.
М АЙ
1 мая — П раздник Весны и Труда (Первое мая, День международной солидарности
трудящихся, праздновался в Российской империи с 1890 г. В Российской Ф едерации отмечается
как Праздник Весны и Труда с 1992 г.)

3 мая — Всемирны й день свободы печати (Отмечается по реш ению Ю НЕСКО с 1991 г.)
18 мая — М еж дународны й день музеев (Отмечается с 1977 г. по реш ению М еждународного
совета музеев)
21 мая — В сем ирны й день культурного разнообразия во имя диалога и
развития (П ровозглаш ён в резолю ции Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г.)
21 мая — 90 лет со дня рож дения русской писательницы, поэтессы,
24 мая — День славянской письменности и культуры (Отмечается с 1986 г. в честь
славянских просветителей Кирилла и М ефодия)
ИЮ НЬ
1 июня — М еж дународны й день защ иты детей (Учреждён в 1949 г. на М осковской сессии
совета М еждународной демократической федерации женщин)
5 июня — Всем ирны й день окружающ ей среды (Отмечается по реш ению ООН с 1972 г.)
6 июня — П уш кинский день России (Учреждён указом П резидента РФ в 1997 г.)
12 июня — День России (Учреждён указом Президента РФ в 1994 г.)
15 июня — 155 лет со дня рождения русского поэта, публициста, переводчика Константина
Дмитриевича Бальмонта (1867-1942)
22 июня — П амят ная дат а России. День памяти и скорби.Д ень всенародной памяти жертв
Великой О течественной войны. Учрежден Указом П резидента РФ в 1996 году в честь памяти
защитников Отечества и начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).
27 июня - День молодежи России. Официально отмечается в соответствии с распоряжением
первого П резидента РФ № 459-рп от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодёжи». А с
инициативой празднования выступили Комитет РФ по делам молодежи и Национальный совет
молодёжных объединений.
ИЮ ЛЬ
8 июля — Всероссийский день семьи, любви и верности (Отмечается по инициативе
депутатов Государственной думы с 2008 г.)
28 июля - Памят ная дат а России. День Крещ ения Руси. В этот день Русская православная
церковь отмечает день равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси.
СЕНТЯБРЬ
1 сентября — День знаний (Отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)
3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом (Установлен Ф едеральным
законом «О внесении изменений в Ф едеральный закон «О днях воинской славы России» от 21.07.
2005 г.)
21 сентября — М еж дународны й день мира (Отмечается по реш ению ООН с 2002 г. как
день отказа от насилия и прекращ ения огня)
ОКТЯБРЬ
1
октября — М еж дународны й день пожилых людей (О тмечается по реш ению Г енеральной
Ассамблеи ООН ежегодно с 1991 г.)
30 октября - День памяти жертв политических репрессий.О ф ициально этот день был
установлен постановлением Верховного Совета РСФ СР от 18 октября 1991 г. Согласно закону
«О реабилитации жертв политических репрессий», политическими репрессиями признаются
различные меры принуждения, применяемые государством.
31 октября — Всем ирны й день городов (Отмечается по реш ению ООН с 2014 г.)
31 октября — 120 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича
Пермяка (1902-1982)
НОЯБРЬ
4 ноября — Д ень воинской славы России. День народного единства. Праздник принят
Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 года. Эта дата приурочена к освобождению М осквы
и России народным ополчением от польских интервентов в 1612 году.
6 ноября — 170 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича
М амина-С ибиряка(1852-1912)
16 ноября — М еж дународны й день толерантности (Декларация принципов толерантности
принята Ю НЕСКО в 1995 г.)

26
ноября — Всем ирны й день информации (Учреждён по инициативе М еждународной
академии информатизации в 1992 г.)
ДЕКАБРЬ
3 декабря - П амят ная дат а России. День Неизвестного С олдата.Объявлен Госдумой РФ
24 октября 2014 г., как день памяти обо всех неизвестных солдатах, погибш их в годы Великой
Отечественной войны.
3 декабря — М еж дународны й день инвалидов (Отмечается по реш ению ООН с 1993 г.)
10
декабря — М еж дународны й день прав человека (В 1948 г. Генеральная ассамблея ООН
приняла всеобщую декларацию , провозгласивш ую право каждого на жизнь, свободу и
неприкосновенность)
12
декабря
— Памят ная
дата
России. День
Конституции
Российской
Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 г.)

П римерные темы реф ерат ов (докладов), исследоват ельских проект ов
1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
2. Влияние характера человека на его взаимоотнош ения с окружающими
людьми.
3. П роблема познаваемости мира в трудах ученых.
4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
5. И ндустриальная революция: плюсы и минусы.
6. Глобальные проблемы человечества.
7. Современная массовая культура: достижение или деградация?
8. Н аука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
9. Кем быть? П роблема выбора профессии.
10. Современные религии.
11. Роль искусства в обществе.
12. Экономика современного общества.
13. Структура современного рынка товаров и услуг.
14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и
причин безработицы в разных странах.
15. Я и мои социальные роли.
16. Современные социальные конфликты.
17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.
18. Этносоциальные конфликты в современном мире.
19. Семья как ячейка общества.
20. П олитическая власть: история и современность.
21. П олитическая система современного российского общества.
22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере
современной России.
23. Ф ормы государства: сравнительная характеристика (два государства на
выбор: одно — из истории, другое — современное).
24. Ф ормы участия личности в политической жизни.
25. Политические партии современной России.
26. Право и социальные нормы.
27. Система права и система законодательства.
28. Развитие прав человека в XX — начале XXI века.
29. Х арактеристика отрасли российского права (на выбор).

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

240

Основное содержание

160

в т. ч.:
теоретическое обучение

100

практические занятия

60

самостоятельная работ а

80

Промежуточная аттестация:
1 семестр - текущий контролв
2 семестр - текущий контроль

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10
11-12

13-14

15-16
17-18
19-20

3

4

качества
2

2

1.2. Общ ество как сложная система
2
Представление об обществе как сложной динамичной
системе. П одсистемы и элементы общ ества
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
2. Духовная культура человека и общ ества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества.
2
П ра кт и ческо е занят ие. Духовная культура личности и
общества. Виды культуры.
Самостоятельная работа обучаюгцихся
Подготовка к практической работе
2
Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура
общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительного учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
2.2. Наука и образование в современном мире
Наука в современном мире.
2
Образование как способ передачи знаний и опыта.
2
П р а кт и ческо е занят ие. Роль образования в жизни

2

Самостоятельная работа

2
1 семестр (98 часов)
1. Человек и общество
1.1. П рирода человека, врожденны е и приобретенны е
Ф илософские
представления
о
социальных
качествах
человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и
мышление. Виды деятельности.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.
Виды
человеческих
знаний.
М ировоззрение.
Типы
мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
П рактическое
занятие.
Составление
таблицы.
М ировоззрение. Типы мировоззрения.

Формируемые OK,JIP

1

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

П рактические
занятия

№
урока

Кол-во аудиторных часов
теории

3. Содержание и тематическое планирование учебной дисциплины

5

6

OKI,
2)3,4,
5,6
ЛР
1/5,6,7
/'
8,12,2
3:

4

2

OKI,
2,3,4,
5;б
ЛР
1/5,6,7
/
8,12,2
3

4

4

2

21-22

23-24
25-26

27-28
29-30

31-32

33-34
35-36
37-38
39-40

41-42

43-44

45-46
47-48
49-50

51-52

современного человека и общ ества
2.3. М ораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
2
Мораль.
Основные принципы и нормы морали.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
2
Религия как феномен культуры.
2
П р а кт и ческа я работ а. М ировые религии.
Самостоятельная работа обучающихся
П одготовка к сем инару
2
Искусство и его роль в жизни людей.
2
С ем инарское за нят ие. М ораль, искусство и религия как
элементы духовной культуры.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
3. Социальные отношения
3.1. Социальная роль и стратификация
2
Социальные отношения. Понятие о социальных общ ностях и
группах.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
Социальный статус и престиж. Престижность
2
2
профессиональной деятельности
Практическая работа. Социальные нормы
3.2. С оциальны е нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
2
2
Девиантное поведение, его формы, проявления. П рофилактика
среди молодежи.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщетш по темам раздела)
Социальное взаимодействие. Социальный конфликт.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практической работе
П ра кт и ческо е занят ие. Социальный контроль. Социальный
2
конфликт.
3.3. Важнейш ие социальны е общ ности и группы
2
Особенности социальной стратификации в современной
России.
М олодежь как социальная группа.
2
Этнические общности. Нации и межнациональные отношения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
Практическая работа. И стоки конфликтов в среде молодежи.
2
Самостоятельная работа обучаюга,ихся

20

4

6

2

OKI,
2,3,4,
5;6
4
ЛР
1,5,6,7
/1
8,12,2
3

4

2

2

4

53-54

55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66

67-68

П одготовка к сем инару
Семинарское занятие. «Проблемы молодежи в условиях
современного социума»
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
4. Политика
4.1. П олитика и власть. Государство в политической
Политика и власть. Понятие власти.
П ракт ическое занятие. Политическая система, ее
внутренняя структура.
Государство как политический институт
П ракт ическое занятие. Политическая система общества, ее
структура.
Внутренние и внеш ние функции государства
Формы государства: формы правления, политический режим.

2
2

системе
2
2
2
2
2
2

Самостоятельная работа обучающихся
П одготовка к п рактической работе
П ракт ическое занятие. Составить таблицу «Формы
правления»

2
2

69-70

Типология политических режимов.

71-72
73-74

Демократия, ее основные ценности и признаки
2
П ракт ическое занятие. Правовое государство, понятие и
2
признаки
Самостоятельная работа обучающихся
П одготовка к сем инару
Семинарское занятие. Проблемы правового государства
2
4.2. У частники политического процесса
Личность и государство
2
П олитическое участие и его типы. Политическое лидерство.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
Гражданское общество и государство.
2
П ракт ическое занятие. Политические партии и движения,
2
их классификация
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
П ракт ическое занятие. Роль средств массовой информации
2
в политической жизни общества.
Экономика
5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Потребности человека и ограниченность ресурсов
2
2
Ф акторы производства. Прибыль и рентабельность

75-76
77-78
79-80

81-82
83-84

85-86

87-88
89-90
91-92
93-94
95-96

Выбор и альтернативная стоимость
П ракт ическое занятие. Типы экономических систем
Собственность и конкуренция

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1/5,6,7
/,
8,12,2
3

2

2
2
2

2

4

4

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1,5,6,7
/

8,12,2
3
2

Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
97-98

П ракт ическое занятие.
специализации и обмена
Текущий контроль

1-2
3-4

2

Экономическая свобода. Значение

2 семестр (62 часа)
5.2 Семейный бюджет
Семейный бюджет. И сточники доходов семьи. Основные
статьи расходов.

68

2
2

П ракт ическое занятие. Личный располагаемый доход.
Реальная и номинальная заработная плата, реальные и
номинальные доходы.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к сем инару

5-6

Семинарское занятие. Накопление: виды вкладов, простые и
сложные проценты. Заимствование: виды займов, полная
стоимость кредита

7-8

П ракт ическое занятие. С согласия родителей просчитать
семейный бюджет. П роанализировать два основных вида
семейных доходов.

56

30

OKI,
2,3,4,
5'6
ЛР
1,5,6,7
/
8,12,2
3

2

2

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
9-10

11-12
13-14

15-16

2

П ракт ическое занятие. Инфляция и ее последствия для
семейного бюджета. Безработица и ее экономическое влияние
на семью. Составить и проанализировать доходы и расходы
семьи.
5.3 Товар и его стоимость
Понятие стоимости товара. Соотнош ение полезности и
стоимости товаров.
П ракт ическое занят ие. Понятие цены. Понятие стоимости
товара. М нения ученых экономистов XVII — XVIII веков по
данному вопросу.

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
П ракт ическое занятие. Теория трудовой стоимости, теория
предельной полезности, теория предельной полезности и
издержек производства.

4

2

2
2

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1,5,6,7
/
8,12,2
3
2

2

17-18

5.4 Рыночная экономика
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные
структуры .Экономика предприятия: цели, организационно­

19-20

правовые формы
П ракт ическое занятие. Организация производства.
П роизводственные затраты. Бюджет затрат

21-22

23-24
25-26

5.5 Труд и заработная плата
Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к сем инару
Семинарское занятие. «Оплата труда работников»
Наемный труд и профессиональные союзы

2

2

2

2
2

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1,5,6,7
/
8,12,2
3

O KI,
2,3,4, 4
5,6
ЛР
1,5,6,7
8,12,2
З1

27-28

29-30
31-32
33-34

35-36

37-38

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к сем инару
Семинарское занят ие Занятость и безработица Рынок труда
функции и механизм действия
5.6 Деньги и банки
Деньги и их роль в экономике
Банковская система
П ракт ическое занятие. Ценные бумаги: акции, облигации.
Фондовые биржи. Инфляция и ее социальные последствия

5.7 Государство и экономика
Роль государства в развитии экономики
Самостоятельная работа обучающихся
П одготовка к практической работе
П ракт ическое
занятие.
Налоги
и налогообложение.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бю джета

4
2

2
2
2

2

2

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1:5,6,7
/
8,12,2
3

OKI,
2,3,4, 2
5,6
ЛР
1,5,6,7
/[
8,12,2

з
39-40

41-42

5.8 М еждународная экономика
П ракт ическое занятие.
М еждународная торговля —
2
индикатор интеграции национальных экономик. Валюта.
Обменные курсы валю т
Раздел 6. Право.
Тема 6.1. П равовое регулирование общ ественны х отношений
2
Ю риспруденция как общ ественная наука. Право в системе
социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система
права: основные институты, отрасли права

O KI,
2,3,4,
5,6

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52
53-54

55-56

57-58

59-60

61-62

Самостоятельная работа обучающихся
П одготовка к п рактической работе
П ракт ическое
занятие.
Основные
формы
права.
Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок
принятия и вступления в силу законов в РФ

2

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
2
Конституционное право, как отрасль российского права.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Конституция РФ
2
П ракт ическое
занятие.
П равоохранительные
органы
Российской Ф едерации. Судебная система Российской
Федерации. Адвокатура. Нотариат
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)
2
Понятие гражданства. П орядок приобретения и прекращ ения
гражданства в РФ. О бязанность защ иты Отечества. Основания
отсрочки от военной службы.
Тема 6.3 Отрасли российского права
2
Ю ридические лица. Гражданско-правовые договоры
2
П ракт ическое
занятие.
Правовое
регулирование
предпринимательской деятельности. И мущественные права и
личные неимущ ественные права граждан: честь, достоинство,
имя.
Трудовое право и трудовые правоотнош ения. Занятость и
трудоустройство. О рганы трудоустройства. Порядок приема
на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок
заклю чения и расторжения, правоотнош ениях
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных
заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой
(подготовка сообщений по темам раздела)

2

Административное
право
и
административные
правоотнош ения.
А дминистративные
проступки
и
административная ответственность
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное
противоправное деяние. Состав преступления. Система и
виды наказаний

2

Тема 6.4 Коррупция и право
П ракт ическое занятие. Коррупция как социально-правовое
явление и законодательное обеспечение противодействия
коррупции в истории России
Текущ ий контроль

2
ЛР
1,5,6,7
/
8,12,2
3

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1,5,6,7
/'
8,12,2
3

2

OKI,
2,3,4,
5,6
ЛР
1,5,6,7
/
8,12,2
3
2

2

2

32

30

24

4.
УЧЕБНО тМ ЕТО ДИЧ ЕСКОЕ И М АТЕРИ АЛ ЬН О -ТЕХН И ЧЕСКО Е
ОБЕСПЕЧЕНИЕ П РО ГРА М М Ы У ЧЕБН О Й ДИ С Ц И П Л И Н Ы ««Человек, экономика и
право»».
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины ««Человек, экономика и
право»» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общ его образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в И нтернет во время учебного занятия и период вне учебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящ их требованиях, в том
числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В
кабинете
мультимедийное
оборудование,
посредством
которого
участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины ««Человек, экономика и право»» входят:
•
•
•
•
•

многофункциональный комплекс преподавателя;
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд (электронная библиотека).

В библиотечный фонд электронной библиотеки входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечиваю щ ие освоение интегрированной учебной дисциплины ««Человек,
экономика и
право»»,
рекомендованные
или
допущ енные
для
использования
в
профессиональных образовательных организациях, реализующ их образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования.
i
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научнопопулярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины ««Человек, экономика и право»»
студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию,
имеющимся в свободном доступе в сети И нтернет (электронным книгам, практикумам, тестам и
др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

ЛИ ТЕРАТУРА
Основная :
1.

Сычев А.А. Общ ествознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2021 - электронный
учебник
2. Сычев А.А. Общ ествознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3. Сычев А.А. Общ ествознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4. Ш иповская Л.П. Общ ествознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5. Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., О бществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2018 электронный учебник
7. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2018 электронный учебник
8. Важенин А.Г. Общ ествознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей: учебник. -М ., 2017
9. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. -М ., 2017
10. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. -М ., 2017
11. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебник. -М ., 2017
Для преподавателей:
1.
2.
3.
4.
5.

Сычев А.А. О бщ ествознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
Сычев А.А. О бщ ествознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
Сычев А.А. О бщ ествознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
Ш иповская Л.П. Общ ествознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
Губин В.Д., Буланова М .Б., Филатов В.П., О бществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6. Важ енин А. Г.
Общ ествознание для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
7. Важ енин А. Г.
Общ ествознание для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
8. Важ енин А. Г.
Общ ествознание для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
9.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
10. Горелов А. А .,
Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. — М., 2014.
11. Горелов А. А.,
Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
12. Котова О. А., Л искова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,
2015.
13. Лазебникова А. Ю ., Рут ковская Е. Л ., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти­
повые тестовые задания. — М., 2015.
14. Северинов К. М. Общ ествознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
15. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кош кина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.

16. Конституция Российской Ф едерации 1993 г. (последняя редакция).
17. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ
РФ, — 2006, — № 2 3 , — Ст. 2381.
18. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Ф едеральным законом от 30.11.1994
19. № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
20. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Ф едеральным законом от 26.01.1996
21.
№ 1 4 -Ф З )//С З Р Ф , — 1 9 9 6 ,— № 5 , — Ст. 410.
22.Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Ф едеральным законом от 26.11.2001
23. № 4 6 -Ф З )/ / СЗ РФ. — 2 0 0 1 ,— № 4 9 . — Ст. 4552.
24. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Ф едеральным законом от 18.12.2006
25. № 230-Ф3) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
26. Земельный кодекс РФ (введен в действие Ф едеральным законом от 25.10.2001 № 136-Ф3)
// СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
27. Кодекс РФ об административных правонаруш ениях (введен в действие Ф едеральным за­
коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
28.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Ф едеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
29. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Ф едеральным законом от 13.06.1996 № 63-Ф3) //
СЗ РФ, — 19 9 6 ,— № 2 5 , — Ст. 2954.
30. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
31. № 1 5 , — Ст. 766.
j
32. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
33. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
34. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —
Ст. 823.
35. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
36. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Ф едерации» // СЗ РФ. — 2002.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ, — 2012.
38. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
39. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружаю щ ей среды» // СЗ РФ. —
20 0 2 , — № 2 , — Ст. 133.
40. Ф едеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
1995. — 4 мая.
41. Ф едеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // С3 РФ.
— 1999, — № 18, — Ст. 2222.
42. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращ ении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —
18 мая.
43. Указ П резидента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
44. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 2012 № 273-Ф3 (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-Ф 3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Ф едеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
45. Приказ М инистерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

среднего общего образования, утвержденный приказом М инистерства образования и
науки Российской Ф едерации от 17 мая 2012 г. N413"
46.
Примерная основная образовательная программа среднего
общего
образования, одобренная реш ением федерального учебно-методического объединения ;
по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
47. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
48. Единый
государственный
экзамен.
Контрольные
измерительные
материалы.
Обществознание. — М ., 2014.
49. У чебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

www .openclass.ru (О ткрытый класс: сетевые образовательные сообщества).
w w w .school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
w w w .festival.lseptem ber.ru (Фестивалв педагогических идей «Открвггый урок»).
w ww .base.garant.ru («Г АР АНТ» — информационно-правовой портал).
w ww .istrodina.com (Российский исторический иллю стрированный журнал «Родина»).

Контроль и оценка результатов освоения учебного процесса
Контролв и оценка результатов освоения дисциплины осущ ествляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенны е умения, усвоенны е знания)

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Уметь:
1) владение умениями ввмвлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социалвных объектов
и процессов;
2) владение умениями применять полученнв 1е знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

О ценка результатов
выполнения
практических занятий,
внеаудиторной
самостоятельной работы.

3) сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостаю щ их звеньев для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Знать:
1) сформированноств знаний об общ естве как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социалвных наук;
3) сформированноств представлений об o c h o b h b i x тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщ ества в глобальном
мире;
4) сформированноств представлений о методах познания социальных
явлений и процессов.

Тестовый контроль
К онтрольная работа

Перечень личностны х результатов достигаемы х в процессе
обучения:
ЛР: 1,5,6,7,8,11,12,17,22,23,24

педагогическое
наблюдение, опрос,
участие в семинарах,
дискуссиях,
диалогах,
олимпиадах,
конкурсах и др.

Перечень общих компетенций, формируемы х в процессе обучения
ОК: 01,02,03,04,05,08

Тестирование,
оценка
выполнения
самостоятельных работ,
устный опрос,
выполнение
индивидуальных
заданий,
участие
в
семинарах,
представление доклада с
оцениванием,
текущий
контроль знаний i

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАМУ

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

30

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».