Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ J ПМ.01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» для специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный Камы ш лов, 2022 Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального компонен та государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования для специальности среднего профессионального образования 38.02.05. «Товароведение и эксперти за качества потребительских товаров» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 835 от 28.07.14 г.) Разработчик: Плотникова Татьяна Александровна - преподаватель высшей квалификаци онной категории Государственного автономного профессионального образовательного учреж дения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников про- СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР j t t i cf Т.А. Мадыгина СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы профессионального м о д у л я.................................... 2. Результаты освоения профессионального м о д у л я................................... 3. Структура и содержание профессионального м о д у л я............................. 4. Условия реализации профессионального м одуля..................................... 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1. Область применения программы Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Основы управления ассортиментом товаров» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах. ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками. ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. ПК 1.5. Осуществлять контроль за функционированием оборудования для защиты от несанкци онированного выноса товаров. ПК 1.6. Выполнять операции по реализации товаров с использованием торгового инвентаря. ПК 1.7. Применять POS-средства и материалы при выкладке товаров. ПК 1.8 Проводить идентификации товарных запасов на соответствие сертификатам общих (ОК) компетенций: - OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв лять к ней устойчивый интерес. - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от ветственность. - ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. - ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод ством, потребителями. I - ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), резуль тат выполнения заданий. - ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея тельности. 1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения про фессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующи ми профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального мо дуля должен: иметь практический опыт: - анализа ассортиментной политики торговой организации; - выявления потребности в товаре (спроса); - участия в работе с поставщиками и потребителями; - приемки товаров по количеству и качеству; - размещения товаров; - рекламирования товаров на местах продажи; - контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров; - обеспечения товародвижения в складах и магазинах; - эксплуатации основных видов торгово-технологического оборудования; - использования торгового инвентаря по назначению при реализации товаров; - снижения потерь товарно-материальных ценностей с помощью противокражных техноло гий и систем; - участия в проведении инвентаризации товаров; уметь: - распознавать товары по ассортиментной принадлежности; - формировать торговый ассортимент по результатам анализа потенциала торгового пред приятия и потребности в товарах; - применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбы та; - использовать POS-средства и материалы по категориям и назначению; - рассчитывать показатели ассортимента; - оформлять договоры с контрагентами, контролировать их выполнение, в т.ч. поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству; - предъявлять претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств; - готовить ответы на претензии покупателей; - производить закупку и реализацию товаров; - учитывать факторы, влияющие на ассортимент и качество при организации товародвиже ния; - соблюдать условия и сроки хранения товаров; - рассчитывать товарные потери; - планировать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь; - соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к торговым организациям и их пер соналу, товарам, окружающей среде; - соблюдать требования техники безопасности и охраны труда; - рассчитывать потребность розничного торгового предприятия (РТП) в противокражном оборудовании; - устанавливать и отключать системы радиоэлектронной и радиочастотной охраны; - эксплуатировать торговый инвентарь по назначению, знать: - ассортимент товаров однородных групп определенного класса, их потребительские свой ства; - товароведные характеристики реализуемых товаров, их свойства и показатели; - виды, назначение, структуру договоров с поставщиками и потребителями; - технологические процессы товародвижения; - формы документального сопровождения товародвижения; - правила приемки товаров; - способы размещения товаров на складах и в магазинах; - условия и сроки транспортирования и хранения товаров однородных групп; - основные мероприятия по предупреждению повреждения и порчи товаров; - классификацию торгово-технологического оборудования, его назначение и устройство; - требования к условиям и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования; - классификацию торгового инвентаря, виды, технику безопасности при работе с ним, обос нование потребности и его выбор; - способы охраны товаров; - виды и техническую характеристику противокражного оборудования; - 15 классификацию POS-средств и POS-материалов, виды, назначение, категории; - нормативно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (сани тарные нормы и правила); - законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; - обязанности работников в области охраны труда; - причины возникновения и профилактики производственного травматизма; - фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; - возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом). Личностные результаты: Код Наименование личностного результата ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессио нального конструктивного «цифрового следа». JIP10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. JIP13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: чест ности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстре мизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности ЛР14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффектив но взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплиниро ванный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных це лей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость JIP21. Мотивация к самообразованию и развитию I J1P22. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей дея тельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизне сом, обществом и государством JIP23. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику JTP24. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 525 часов, в том числе: - обязательной учебной нагрузки обучающегося - 350 часов, включая: ■S теоретических занятий - 160 часов; •S лабораторных и практических занятий - 1 7 0 часов; S курсовая работа - 20 часов - самостоятельной работы обучающегося -175 часов, ■ учебной практики - 36 часов; ■ практики по профилю специальности - 126 часов. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися ви дом профессиональной деятельности «Основы управления ассортиментом товаров», в том чис ле профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 1.5. ПК 1.6. Осуществлять контроль за функционированием оборудования для защиты от несанкционированного выноса товаров Выполнять операции по реализации товаров с использованием торгового инвентаря ПК 1.7. Применять POS-средства и материалы при выкладке товаров ПК 1.8 Проводить идентификации товарных запасов на соответствие сертификатам ОК 1 ОК 2 О КЗ ОК 4 ОК 5 ОК6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв лять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от ветственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с ис пользованием информационно-коммуникационных технологий Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля «Основы управление ассортиментом товаров» Ш 1.1.- 1.4. Ж 1.4.- 1.8. Ш 1.1., 1.2. ПС 1.1., 1.2. Раздел 1. Маркетинговый подход к формированию ассортиментной политики торговых предприятий Раздел 2. Организация торговли в магазине Раздел 3. Товароведение продовольственных товаров Раздел 4. Товароведение непродовольственных товаров Дифференцированный зачёт Курсовая работа Все го, ча сов 78 60 38 22 18 НО 72 36 36 38 202 122 62 60 80 113 74 22 52 39 2 20 2 2 20 Учебная практика Ж 1.1.- 1.8. 36 Практика по профилю специальности Всего: Производственная (по профилю специальности),часов Наименования разделов профессионального модуля Практика Учебная, часов Коды профессио нальных компетен ций Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная обучающегося работа обучающегося Курсовая в т.ч. в т.ч. работа лабораторные теоретичес работы и кие практические Всего, Всего, занятия, занятия, часов часов часов часов 126 525 350 20 160 170 175 Экзамен квалификационный 8 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю Наименование разде тое междисципли нарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уро вень освое ния Ф ормируемые ОК, ПК, ЛР МДК.01.01. Основы управления ассортиментом товаров Раздел 1. Маркетинговый подход к формированию ассортиментной политики торговых предприятий Гема 1.1. Рормирование 1ССортимента организации с учетом юменклатуры юказателей качества оваров Содержание 30,5 1 2 Анализ и оценка территории ,торгового потенциала: прогноз продаж и ём кость рынка 2 Анализ структуры потребления и построение карты стратегии групп торгово го района 2 3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия, методология SWOT- анализа 2 4 Конкурентное позиционирование участников рынка. Выбор стратегии и ме тоды конкуренции 2 5 Формирование ассортиментной стратегии: цели, подходы, типы наступлений 2 6 Условия, факторы и правила действия по формированию ассортимента РТП (розничного торгового предприятия) 2 Стадии формирования и упорядочения структуры торгового ассортимента. Тестирование Формирование и регулирование ассортимента товаров на оптовых предприя 8 тиях Особенности формирования ассортимента торговых предприятий, ориенти 9 рованных на дискаунтный формат Практические занятия 7 ПК 1.1.-1.4. ОК 2,4 ЛР4,10,13,14,21-23 78 1 2 2 2 4 1 Тренинг «Показатели ассортимента и методика расчёта показателей» 2 2 Экскурсия на торговые предприятия с целью ознакомления с ассортимент ным потенциалом 2 2 9 Самостоятельная работа Работа с дополнительными источниками информации-2 Повторить основные понятия и термины-1,5. Подготовить доклад с презентацией «Ассортиментная стратегия торгового предприятия»-2. Подготозить сообщение «Собственная торговая марка предприятия»-2. Повторить методику расчета, составить отчёт по экскурсии-1 Содержание 1 Условия, режим и правила хранения товаров в хранилище и торговом зале Условия и сроки транспортирования продовольственных и непродоволь 2 ственных товаров Гема 1.2. Мероприятия по предупреждению возникновения повреждений и порчи то 3 Технология варов транспортировки и 4 Товарные потери и способы их устранения фанения товаров, 5 Сопроводительные документы при транспортировке товаров исчисление товар 6 Организация работ по приемке товаров на склад и обработке по группам ных Оптимизация величины товарных запасов, их планирование. Методы анализа ютерь 7 и учёта. Практические занятия 1 Заполнение сопроводительных документов (правила, порядок) упражнение 2 Решение задач (расчет норм естественной убыли) упражнение 3 Оформление документации (акты на списание) контрольная работа Самостоятельная работа 5абота с дополнительными источниками информации-1,5. Повторить тему учебного материала для предтоящего контроля знаний-1,5. Составить схему классификации товаров по сохраняемости-0,5. Повто>ить правила и порядок работы с документами-0,5 Повторить методику расчета 0,5. Оформить докуtenm-0,5 Содержание 1 Закупочная стратегия предприятия, товароснабжение 2 Претензии в закупочной работе ема 1.3. 3 Договорные отношения с контрагентами. акупочная стратегия Практические занятия озничного торговца 1 Составление претензионных писем 2 Составление договора купли продажи 3 Составление договора на аренду помещения (основные разделы договора) 8,5 3 25 2 2 2 1 2 2 2 2 6 2 2 2 2 5 3 22,5 2 2 2 12 2 2 2 1 2 10 4 5 6 упражнение Составление договора на выполнение подрядных работ и договора мены (упражнение) Составление трудового договора (контракта) Составление договора о полной материальной ответственности. Контрольная работа. 2 2 2 Самостоятельная работа Работа с дополнительными источниками информации-1,5. Работа с нормативной документацией-3 4,5 Раздел 2. Организация торговли в магазине 110 Гема 2.1. Горговогехнологическое обо рудование и торговый швентарь Содержание 1 Оборудование подсобных помещений: классификация, виды 65 2 2 3 Торговая мебель: требования, виды, классификация Торговый инвентарь: назначение, классификация 2 2 4 Контрольно-кассовая техника (ККТ): технико- эксплуатационные характери стики. 2 5 Контрольно-кассовая техника (ККТ): типы, принцип действия. Весоизмерительная техника: классификация, устройство, виды, правила экс 6 плуатации, типы Тестирование Фасовочно-упаковочное оборудование и тепловое: классификация, виды, ти 7 пы. 8 Холодильное оборудование: классификация, виды, правила эксплуатации. Подъемно-транспортное оборудование: классификация, виды, правила эксплу 9 атации. 1 Оборудование для охраны торгового предприятия: классификация, виды, пра 0 вила эксплуатации. Итого за семестр: аудиторные занятия- 80 часов; внеаудиторная самостоятельная работа- 3 1 1 Измельчительно-режущее оборудование: назначение, виды, правила эксплуа тации ПК 1.4.- 1.8. ОК 1,2,4,5,8,9 ЛР4,10,13,14,21-23 2 2 1 2 2 2 2 час 2 Практическая работа 18 1 2— Ознакомление с основными видами мебели и инвентаря. Тестирование. 3 2 _____ 11 2 3 4 5 6 7 8 9 Изучение нормативно-правовых документов о применении и эксплуатации ККТ (контрольно-кассовой техники) упражнение Изучение нормативно-правовых документов по эксплуатации ККТ (контрольно-кассовой техники), обязанности кассира (упражнение) Изучение технической характеристики механических и электронных весов, мер измерения. Определение вида и типа холодильного оборудования по его маркировке (упражнение) Изучение устройства и правил эксплуатации подъемно-транспортного обору дования (упражнение) Расчет потребности РТП в торговом оборудовании, в том числе противокражном (упражнение) Изучение устройства фасовочно-упаковочного оборудования и измельчительно-режущего. (упражнение) Изучение принципов работы и устройства, правил эксплуатации торговых ав томатов. Контрольная работа по теме 2.1. Самостоятельная работа Работа с дополнительными источниками информации «Тара-оборудование»-1. Подготовить сообщение: ',<Сравнительная характеристика немеханического оборудования торговых залов магазинов г. Камышлов» на примере двух предприятий-2. Заполнить рабочую т ет радь-11. Подготовить доклад «Торговые авто маты: назначение и классификация»-2. Работа с дополнительными источниками информации: «Электрон ные весы: возможные неисправности и способы их устранения», «Государственный и ведомственный надзор за измерительным оборудованием», «Устройство и принцип работы компрессионной холодильной машины», «Кассовый POS- терминал»-5. Повторить порядок и формулы расчета потребности в оборудотнии-1. Изучить лекционный и дополнительный материал по теме «Тепловое оборудование»1.Подготовить доклад по предложенным темам с электронной презентацией «Современное холодильное оборудование», «Современное оборудование торговых предприятий»-2 Содержание Общее понятие о санитарно-эпидемиологических требованиях к территории, 1 помещениям магазина, товарам и упаковке. Личная гигиена работников тор Тема 2.2. говли Эхрана труда, сани тарные нормы и пра 2 Основные законодательные положения, организация охраны труда и техники вила безопасности в торговле. Практическая работа 1 изучение типовых инструкции по охране труда (упражнение) ТЯГ / \ 2 2 2 2 2 2 2 2 25 3 18 2 1 2 8 2 2 12 2 3 4 Анализ ситуации производственного травматизма на предприятии. Оформле ние акта формы Н-1. Тест по теме 2.2 2 Санитарные требования к устройству и содержанию торговых предприятий (упражнение) 2 Изучение и анализ вредных производственных факторов на примере конкрет ных торговых предприятий г. Камышлова (экскурсия) 2 Самостоятельная работа Подготовить презентацию: «Причины профессиональных заболеваний и травматизма в сфере торговли»1 Подготовить сообщение «Проведение различных видов инструктажей и оформление журналов регистра ции»- 1. Разработать и оформить плакат по пожарной безопасности-1. Подготовить доклад: «Надзор, контроль i ответственность за нарушения по охране труда на торговом предприятии»- 2 Составить отчёт по тскурсии-1 Содержание 1 Рекламирование товаров на месте продажи. Гема 2.3. 308-средства и 2 Распределение мест продажи по функциональным зонам материалы как ис 3 POS-средства и материалы: назначение, виды, классификация точники продвижеПрактические занятия шя товара Изучение и анализ элементов создания атмосферы торгового зала на примере 1 конкретных предприятий г. Камышлова (экскурсия) Самостоятельная работа 5абота с дополнительными источниками информации-2 Создание мини-кейса (схемы): использование АВСiemoda при размещении товаров в секции «Бакалея» и «Сувениры», с учетом характера движения покупачелей-2 Подготовить отчет по экскурсии -1 Содержание Формы документального сопровождения товародвижения, оформление при 1 емки товаров и продажи "ема 2.4. 2 Понятие инвентаризации товарно-материальных ценностей ''чет и отчетность в Практические занятия орговле 1 Документальное оформление переоценки товаров (отработка умений) Документальное оформление кассовых операций. Первичные документы по 2 кассовым операциям: назначение, реквизиты, правила составления 3 Порядок сдачи выручки в банк. Учет операций по расчетам. Кассовый отчет и 6 13 2 2 2 2 2 5 3 1 2 3 14 2 1 2 8 2 2 2 2 13 порядок его составления 4 Документальное оформление инвентаризации (упражнение) 2 Самостоятельная работа Подготовить сообщение с презентацией: «Оформление движения товаров и учет реализации внутри р о з 2 ничного предприятия (магазина)». Раздел 3. Товароведение продовольственных товаров 28 1 2 Ассортимент хлеба и булочных изделий, требования к качеству , дефекты и болезни Бараночные, макаронные, сухарные изделия: ассортимент, требования к каче 3 ству, упаковка, условия и сроки хранения Практические занятия Изучение ассортимента и органолептическая оценка круп по представленным 1 образцам и стандартам Изучение вида и сорта муки, определение органолептической оценки по пред 2 ставленным образцам и стандартам (упражнение) Гема 3.1. }ерно и продукты его 3 Изучение классификации и ассортимента хлеба, органолептическая оценка образцов по стандартам. Изучение пороков переработки Изучение ассортимента хлебобулочных и сдобных изделий, определение ор 4 ганолептической оценки по образцам и стандартам (упражнение) Изучение ассортимента бараночных изделий, определение органолептической 5 оценки по образцам и стандартам (упражнение) 6 Изучение ассортимента сухарных изделий, определение органолептической оценки по образцам и стандартам (отработка умений) 7 Изучение видов и сортов макаронных изделий, определение органолептиче ской оценки по образцам и стандартам Изучение ассортимента пищевых концентратов по образцам и стандартам 8 Определение оценки качества образцов пищевых концентратов по ГОСТу, ТУ (упр.) Самостоятельная работа 'аполнить листы рабочей тетради по темам. 2 ПК 1.1., 1.2. ОК 2, 3,4,5,7 ЛР4,13,21-23 202 Содержание Строение зерна. Крупа, мука: виды и ассортимент, упаковка, хранение 3 2 1 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 3 14 Тема 3.2. Плодоовощные това ры, ягоды и грибы Содержание Вегетативная группа свежих овощей: товароведная характеристика, упаковка, 1 хранение Плодовая группа свежих овощей (тыквенные, томатные): товароведная харак 2 теристика, упаковка, хранение 3 Свежие плоды: товароведная характеристика, упаковка, хранение 4 Ягоды, грибы: товароведная характеристика, упаковка, хранение Консервы овощные и плодово-ягодные: товароведная характеристика, упаков 5 ка, маркировка, хранение Практические занятия Изучение сорта и органолептическая оценка яблок по представленным образ 1 цам и стандартам 2 Изучение ассортимента плодоовощных консервов, определение органолепти ческой оценки по представленным образцам и стандартам Самостоятельная работа Заполнить листы рабочей тетради по теме «Плодоовощные товары» -4. Проработать дополнительные источники информации по темам: десертные овощи; пряные овощи; бобовые и зерновые овощи; быстро замороженные , сушёные овощи и плоды-8 Подготовить сообщение « Сравнительный анализ ассортимен та плодоовощных консервов на торговых предприятиях города»-2 Содержание 1 Чай и кофе: ассортимент, виды, требования к качеству, упаковка, хранение Пряности и приправы: ассортимент, виды, требования к качеству, упаковка, 2 хранение Практические занятия Изучение ассортимента чая, определение органолептической оценки по пред 1 Тема 3.3. ставленным образцам и стандартам (отработка умений) Зкусовые товары Изучение ассортимента кофе (растворимого), определение органолептической 2 оценки по представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента пряностей, определение органолептической оценки по 3 представленным образцам и стандартам (упражнение) Изучение видов безалкогольных напитков, определение органолептической 4 оценки по представленным образцам и стандартам (упражнение) 28 2 2 1 2 2 2 4 2 2 2 14 24 2 3 1 2 8 2 2 2 2 2 15 Самостоятельная работа Изучение дополнительной информации (сайта в Интернете «Знай товар») по темам: поваренная соль; пи щевые кислоты; высокоалкогольные напитки; крепкие алкогольные напитки; среднеалкогольные напитки; ликеро-наливные изделия; вина; слабоалкогольные и безалкогольные напитки-8 Заполнение листов рабочей тетради-4 Содержание Крахмал и крахмалопродукты: ассортимент, товароведная характеристика, 1 упаковка, хранение Тема 3.4. Сахар, мёд: виды, ассортимент, товароведная характеристика, упаковка, хра 2 нение Крахмал, сахар, мед Практические занятия 1 Распознавание ассортимента сахара по принадлежности 2 Распознавание ассортимента, органолептическая оценка меда по ГОСТу Самостоятельная работа Изучение дополнительной информации (сайта Интернет «Знай товар») по теме: «Заменители сахара» Содержание Фруктово-ягодные кондитерские изделия: ассортимент, товароведная характе 1 ристика, упаковка, хранение Карамель и конфетные изделия: классификация, ассортимент, товароведная 2 характеристика, упаковка, хранение. Какао- порошок и шоколад: ассортимент, товароведная характеристика, упа 3 ковка, хранение. Мучные кондитерские изделия, халва и восточные сладости: ассортимент, то 4 вароведная характеристика, упаковка, хранение Гема 3.5. Практические занятия Кондитерские товары Изучение ассортимента карамели, определение органолептической оценки по 1 представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента шоколада, определение органолептической оценки по 2 представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента конфет, определение органолептической оценки по 3 представленным образцам и стандартам Изучение видов, ассортимента печенья, определение органолептической оцен 4 ки по представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента пряников, вафель; определение органолептической 5 оценки по представленным образцам и стандартам 12 3 10 2 1 2 4 2 2 2 2 3 28 2 2 1 2 2 10 2 2 2 2 2 2 16 Самостоятельная работа Заполнение листов рабочей тетради-6. Изучение дополнительной информации (сайта Интернет «Знай то вар») по теме: «Витаминизированные, диетические и лечебные кондитерские изделия»-2 Создание элек тронных презентаций по теме «Кондитерские товары»-! Содержание Молоко, сливки, сметана, творог, мороженое: ассортимент, товароведная ха 1 рактеристика, упаковка, хранение Диетические кисломолочные продукты: ассортимент, товароведная характе 2 ристика, упаковка, хранение Молочные консервы: ассортимент, товароведная характеристика, упаковка, 3 маркировка, хранение Тема 3.6. Сыры: классификация ассортимента, товароведная характеристика маркиров 4 Молоко и молочные ка, пороки, упаковка, хранение. товары Практические занятия Изучение ассортимента молочных консервов; определение органолептической 1 оценки по представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента кисломолочных товаров; определение органолептиче 2 ской оценки по представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента сыров; определение органолептической оценки по 3 представленным образцам и стандартам Самостоятельная работа Заполнение листов рабочей тетради-2 Чзучение дополнительной информации (сайта Интернет «Знай товар») по темам: «Изменения, протекаощие при хранении сыра», «Импортные сыры»-4 Содержание Тема 3.7. Масло коровье, растительное, маргариновая продукция: ассортимент, товаро Тищевые жиры 1 ведная характеристика, упаковка, хранения Самостоятельная работа эабота с дополнительной информацией (сайт «Знай товар») по темам: «Животные топлёные жиры», '.Кулинарные жиры», «Соевые продукты» Содержание Гема 3.8. Мясо, мясные субпродукты: категории упитанности, классификация, клейме 1 ние, хранение Дясо и мясные про екты Мясо домашней птицы и пернатой дичи: классификация, упаковка, маркиров 2 ка, хранение 10 3 20 2 2 1 2 2 6 2 2 2 2 6 3 6 2 4 1 3 26 2 1 2 17 Мясные полуфабрикаты и копчености: классификация, товароведная характе ристика, упаковка, хранение Мясные консервы: ассортимент, товароведная характеристика, упаковка, мар 4 кировка, хранение Колбасные изделия: ассортимент, товароведная характеристика, упаковка, 5 хранение Практические занятия Изучение ассортимента варёных колбас; определение органолептической 1 оценки по представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента мясных копченостей; определение органолептической 2 оценки по представленным образцам и стандартам Изучение ассортимента мясных консервов; расшифровка маркировки по пред 3 ставленным образцам и стандартам Самостоятельная работа Работа с дополнительной информацией (сайт «Знай товар») по темам: «Дефекты мяса», «Дефекты туиек птиц» '<Производство колбасных изделий», «Желатиновая продукция»-6 Заполнение листов рабочей тетради-4 Содержание Яйца: строение, химический состав, классификация, упаковка, маркировка, Гема 3.9. 1 хранение Яйца и яичные това ры Практические занятия 1 Определение показателей качества яиц Самостоятельная работа эабота с дополнительной информацией (сайт «Знай товар») по темам: «Изменения, происходящие в яй\ах при хранении», «Продукты переработки яиц», «Дефекты яиц»-6 Содержание Живая, охлажденная, мороженая рыба и филе: товароведная характеристика, 1 упаковка, хранение Гема 3.10. Соленые гастрономические товары, вяленая и копченая рыба: товароведная 2 'ыба и рыбные товахарактеристика, упаковка, хранение >ы Рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия: товароведная характеристика, 3 упаковка, хранение Рыбные консервы, пресервы, икра: классификация ассортимента, характери 4 стика, упаковка, маркировка, хранение 3 2 2 2 6 2 2 2 2 10 3 10 2 1 2 2 2 6 3 22 2 2 1 2 2 18 Практические занятия Распознавание ассортимента консервов и пресервов. Расшифровка маркиров 1 ки. Определение органолептической оценки соленой и копченой рыбы по пред 2 ставленным образцам и стандартам Самостоятельная работа Заполнение листов рабочей тетради- 4 Работа с дополнительной информацией (сайт «Знай товар») по темам: «Строение тела рыбы», «Химиче ский состав и пищевая ценность рыбы», «Новые виды рыб», «Пороки копчёных рыбных товаров», «Балыч ные изделия», «Нерыбное водное сырьё», «Дефекты рыбных консервов»-6 4 2 2 10 Раздел 4. Товароведение непродовольственных товаров 113 Содержание 1 Классификация, ассортимент тканей 2 Классификация, ассортимент швейных и трикотажных товаров Тема 4.1. Практические занятия Текстильные товары, 1 Распознавание ассортимента натуральных образцов тканей. нвейные и трико 2 Распознавание ассортимента натуральных образцов швейных изделий. тажные изделия 3 Расшифровка маркировки символов 4 Изучение методики определения сортности верхних швейных изделий 5 Распознавание дефектов трикотажных и чулочно-носочных изделий Самостоятельная работа Заполнить листы рабочей тетради Содержание 1 Ассортимент и классификация обувных товаров. Практические занятия Тема 4.2. Изучение и анализ ассортимента обувных товаров в торговых предприятиях 1 )бувные товары города (экскурсия) 20 2 2 10 2 2 2 2 2 CLYlGJlHUDTb Л и С 1 П Ы 6 16 2 8 4 2 Распознавание ассортимента видов обувных кож 2 3 Изучение приёмов органолептической проверки обуви (упражнение) 2 Самостоятельная работа ТПРТПТУНСЪы. 2 6 3 ПК 1.1., 1.2. ОК 2, 3,4,5,7 ЛР4,13,21-23 1 3 2 1 2 3 19 Содержание 1 Классификация, ассортимент пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Практические занятия Изучение и анализ ассортимента на торговых предприятиях города (экскур 1 сия) Самостоятельная работа Правила продажи и обмена меховых товаров Содержание Классификация, ассортимент стеклянных, керамических, металлохозяйствен 1 ных товаров 2 Классификация, ассортимент товаров бытовой химии. 3 Классификация, ассортимент мебельных товаров Практические занятия Гема 4.4. Распознавание ассортимента посудохозяйственных товаров (отработка уме Хозяйственные това1 ний) эы Изучение и анализ ассортимента строительных и мебельных товаров торго 2 вых предприятий города (экскурсия) 3 Распознавание ассортимента бытовой химии О J Изучение термических, механических и химических свойств пластмасс Распознавание ассортимента ножевых товаров, столовых приборов (упражне 4 ние) Самостоятельная работа Заполнить листы рабочей тетради по темам «Пластмассы», «Силикатные товары», «Металлохозяй•твенные товары», «Мебельные товары», «'Строительные материалы» Содержание 1 Классификация и ассортимент галантерейных товаров. Гема 4.5. "алантерейные товаПрактические занятия »ы 1 Распознавание ассортимента швейных галантерейных товаров (упражнение) 2 Распознавание ассортимента кожаных галантерейных товаров (упражнение) Самостоятельная работа Заполнить листы рабочей тетради по теме «Галантерейные товары» "ема. 4.6. Содержание Овелирные товары и 1 Классификация и ассортимент ювелирных товаров, часов [асы Тема 4.3. Пушно-меховые и овчинно-шубные то вары 8 2 4 4 2 1 2 3 24 2 1 2 2 14 2 2 4 2 2 2 6 10 2 4 2 2 4 3 1 2 3 4 2 1 20 Самостоятельная работа Работа с дополнительными источниками информации по теме «Модные тенденции ювелирной продукции» для создания электронной презентации. Содержание Тема 4.7. 1 Классификация и ассортимент парфюмерно-косметических товаров. Парфюмерно Практические занятия косметические това 1 Распознавание ассортимента парфюмерных товаров ры 2 Распознавание ассортимента косметических товаров Самостоятельная работа Заполнить листы рабочей тетради по теме «Парфюмерно-косметические товары» Содержание 1 Классификация и ассортимент канцтоваров, игрушек Практические занятия Тема 4.8. 1 Распознавание ассортимента канцелярских изделий (упражнение) Товары культурноэытового назначения. 2 Распознавание ассортимента школьно-письменных товаров Распознавание ассортимента мягконабивных, пластмассовых, металлических и 3 других видов игрушек 2 12 2 4 2 2 1 2 6 3 17 2 1 2 2 6 Самостоятельная работа работа с дополнительными источниками информации по теме для создания электронной презентации: <Спортивные товары», «Электротовары». Подготовиться к дифференцированному зачету Дифференцированный зачет по МДК.01.01 Курсовая работа 2 20 Учебная практика 36 7 3 1 ПК 1.1. - 1.8. ОК 1-7,9 ЛР4,10,13,14,21-23 21 Виды работ: 1. Работа с Законами, актами и другими нормативными документами в области МТО торговых предприятий 2. Выбор оборудования для складских помещений, торговых залов и расчёт их потребности 3. Эксплуатация основных видов торгового инвентаря, весоизмерительной техники, контрольно-кассовой техники 4. Оформление и таксировка документации. Расчёт товарных потерь. Разработка анкет для изучения покупа тельского спроса. 5. Инвентаризация ТМЦ (товарно- материальных ценностей). 5. Распознавание продовольственных и непродовольственных товаров по ассортиментной принадлежности Производственная практика Виды работ: 1. Ознакомление с розничным торговым предприятием (секциями/отделами) 1. Изучение профессиональной деятельности товароведа 3. Ознакомление с организацией торгово- технологического процесса продажи товаров в магазине (отдете/секции); к Ознакомление с информационной работой торгового предприятия ). Изучение и анализ рынка реализуемых товаров предприятиями- конкурентами 5. Разработка стратегических планов торгового предприятия на разных этапах жизненного цикла товаров 7. Участие в формировании торгового ассортимента продовольственных /непродовольственных товаров на торговом предприятии; 5 Контроль условий и сроков хранения товаров на оптовом предприятии и/или в рознице ). Участие в составлении договоров (контрактов), претензий. О. Принять участие в инвентаризации ТМЦ 1.Ознакомление с работой системы радиоэлектронной и радиочастотной охраны объекта 2.Принять участие в приемке товаров и его размещении на складе и торговом зале 3.Изучение средств и методов рекламы на месте продажи 4. Выявление потребности в товаре, изучение покупательского спроса; 5 Принять участие в обеспечении товародвижения в складе и магазине 6.Расчет потребности магазина в торговом и противокражном оборудовании 7. Изучение соблюдения сотрудниками требований техники безопасности и охраны труда 8. Принять участие в составлении заказов, заявок и непосредственно в закупке товаров 9. Принять участие в формировании спроса на продукцию, реализуемую в магазине ,0.Принять участие в разработке мероприятий по стимулированию сбыта товаров 1.Участвовать в расчёте показателей ассортимента 6 6 6 6 6 6 ПК 1.1.- 1.8. ОК 1-9 ЛР4,10,13,14,21-24 126 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 2 г>С6ГО 22 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета и лаборатории. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место педагога, рабочее место студента, контрольно-измерительные материалы, телевизор, ноутбук. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: торговая мебель и оборудование, натуральные образцы товаров, муляжи и бутафория, рабочее место педагога, рабочее место студента. Реализация программы модуля предполагает учебную и производственную практики на пред приятиях оптовой и розничной торговли, различных форм собственности. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противо пожарным нормам 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Акаде мия»,2015 2. Неверов А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия»,2015 3. Мусалов Н.П. Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия», 2015 4. Яковенко Н.В. Товароведение непродовольственных товаров: рабочая тетрадь. - М.: Акаде мия, 2015 (электронная библиотека) ! Дополнительные источники: 1. Брагин Л.А. Организация и управление торговым предприятием: учебник - М.: ИНФРА, 2005г 2. Бузакова Е.А. Ассортимент розничного магазина, методы анализа и практические советыМ: Высшая школа,2005 3. Горохова С.С. Охрана труда на предприятиях торговли: Учеб. пособ. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. , 4. Зыкова И.В. Защита прав потребителей в вопросах и ответах - Ось -89, 2005 5. Парфентьева и др Оборудование торговых предприятий: Учеб. для НПО/ Т.Р. - Зе изд. перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. 6. Чапурина И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. - Дашкова и К ,2002 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Для реализации компетентностного подхода необходимо использовать в образовательном процессе: 23 - активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ре сурсов, деловые и ролевые игры, анализ производственных ситуаций, групповые дискуссии в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональ ных компетенций, обучающихся (технологии: имитационные, деятельностные, проблемное обучение, активное обучение). Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образова ния должен составлять 36 академических часа в неделю. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 54 академиче ских часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Выполнение обучающимся практических занятий, включая, как обязательный компонент практические задания, может производиться с использованием персональных компьютеров. При освоении профессионального модуля «Управление ассортиментом товаров», теоретические занятия можно проводить в учебных кабинетах ОУ, практические занятия - в кабине те/лаборатории и в торговом предприятии. Знания и умения закрепляются производственной практикой на торговых предприятиях. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечива ющих обучение по междисциплинарному курсу: педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное образование в сфере торговли, с наличием опыта работы; Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное образование в сфере торговли, с наличием опыта работы; преподаватели, осуществляющие руководство практикой должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками Основные показатели оценки результата Изучает, анализирует покупатель ский спрос. Формирует ассортимент в соот ветствии с ассортиментной поли тикой организации; применяет основные условия, факторы и правила действия по формирова ние ассортимента Оформляет договоры с контр агентами, контролирует их вы полнение, предъявляет претензии и отвечает на них. Определяет размеры товарных запасов исходя из объема дневной реализации, частоты завоза, вели- Формы и методы контроля и оценки Тестирование, прак тическая работа, учебная и производ ственная практика на предприятии, | 24 ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 1.5. Осуществлять контроль за функционированием оборудования для защиты от несанкционированного выноса товаров ПК 1.6. Выполнять операции по реализации товаров с использо ванием торгового инвентаря ПК 1.7. Применять POSсредства и материалы при вы кладке товаров ПК 1.8. Проводить идентиф и кации товарных запасов на со ответствие сертификатам чины разовой поставки товаров. Идентифицирует ассортиментную принадлежность товаров. Стимулирует продажи или воз вращает товар поставщику. Идентифицирует соответствие сопроводительных документов операциям торгово технологического процесса, чита ет сертификат, декларацию на со ответствие, определяет подлин ность документов. Рассчитывает потребность РТП в противокражном оборудовании, устанавливает и отключает си стемы охраны, снижает потери товарно-материальных ценностей с помощью противокражных тех нологий и систем Эксплуатирует и идентифицирует торговый инвентарь по назначе нию Рекламирует товары на месте продаж, использует средства и материалы по назначению, демонстрирует результативность информационного поиска. И дентифицирует запасы това ров по признакам, параметрам, показателям и требованиям, ко торые достаточны для подтвер ждения соответствия конкретной продукции образцу и (ипи) ее описанию. производственная практика, тестирование, наблю дение, практическая работа практическая работа, тестирование, разрешение производственных ситуаций производственная практика, наблюдение тестирование, самостоятельная ра бота, практическая работа, производ ственная практика 1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Экспертное наблюде - демонстрация интереса к буду ние и оценка на прак щей профессии, понимание её тических занятиях сущности и социальной значимо при выполнении работ сти по учебной и произ- Формы и методы контроля и оценки 25 водственной практике OK 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития ОК 5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно коммуникационных технологий ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - обоснование выбора и приме нения методов и способов реше ния профессиональных задач в области разработки технологиче ских процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессио нальных задач демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Устный экзамен Экспертное наблюде ние и оценка на прак тических занятиях при выполнении работ по учебной и производ ственной практике - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и лич ностного развития - анализ и оценка информации с использованием информационно коммуникационных технологий 1 - взаимодействие с обучающими Экспертное наблюде ся, преподавателями и мастерами ние и оценка на прак тических занятиях в ходе обучения при выполнении работ - применение взаимовыручки, по учебной и произ поддержки; ответственное отно водственной практике шение к конечному результату своей деятельности и членов ко манды - планирование студентами по вышения личностного и квали фикационного уровня. - мобильность в условиях быстро меняющихся технологий в про фессиональной деятельности - соблюдение обучающимися нормативных документов, требований стандартов, ТУ при выполнении ими определенных видов деятельности 26 Элемент МДК Раздел 1. Маркетинговый под ход к формированию ассор тиментной политики торговых предприятий Формы и методы контроля Текущий контроль Проверяемые Форма ПО, У, 3, ПК, контроля ОК,ЛР Тестирование ПК 1.1. -1.4. Практическая рабо ОК 2,4 та ЛР4,10,13,14,21-24 ПО 1-3,6-8 У.1,5-9,12-14 3.1,2,5,7-9 Раздел 2. Организация торговли в магазине Тестирование Самостоятельная работа Практическая рабо та Раздел 3. Товароведение продовольственных товаров Контрольная работа Самостоятельная работа Практическая рабо та Раздел 4. Товароведение непродовольственных товаров Тестирование Самостоятельная работа Практическая рабо та Выполнение зада ний УП 01. Учебная прак тика ПП 01. Производ ственная практика Выполнение зада ний ПО 4-6,9-12 ПК 1.4. - 1.8. ЛР4,10,13,14,21-24 ОК 1,2,4,5,8,9 У4,10,15-19 3 10-21 ПК 1.1., 1.2. ОК 2, 3,4,5,7 ЛР4,13,21-23 У.1-3,5,7,11 3.1-6,8 ПК 1.1., 1.2. ОК 2, 3,4,5,7 ЛР4Д 3,21-23 У.1-3,5,7,11 3.1-6,8 П О .1-12 У.1-18, 3.1-21 ПК 1-8 ОК 1-7,9 ЛР4,10,13,14,21-23 ПК 1.1.- 1.8. ОК 1-9 ЛР4,10,13,14,21-24 Итоговый контроль Форма контроля Проверяемые ПК,ОК,ЛР ПК 1.1. -1.4. ОК 2,4 ЛР4,10,13,14,21-23 Диффе ренциро ванный зачет, Курсовая работа ПК 1.4. - 1.8. ОК 1,2,4,5,8,9 ЛР4,10,13,14,21-23 ПК 1.1, 1.2. ОК 2, 3,4,5,7 ЛР4,13,21-23 Зачет по учебной практике ПК 1.1.- 1.8. ОК 1-7,9 ЛР4,10,13,14,21-23 Диффе ренциро ванный зачет по производ ственной практике, Квалифи кационный экзамен ПК 1.1. - 1.8. ОК 1-9 ЛР4,10,13,14,21-24 27