ОУД.04 Обществознание, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:

^ |o l Е.Е. Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

основной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
(специальность)
профиль обучения: естественнонаучный

уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023
1

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель________ j ' / /
JI.A. Цытыркина

педагогических

СОГЛАСОВАНО:
Заместгаздь^директора по УПР
Н А . Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
J/'L / / - ’
Т.А. Мадыгина
- ' /х

Составитель: Меньшенин С.А., преподаватель/высшая кв. категория
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров (специальность).

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.........................................................................................................4
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... .28
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................................................................................... 29
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

39

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................................................................ 54

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана на основе:
S
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и
дополнениями 12.08.2022г.);
S
примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее ПООП СОО);
S
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»;
■/
примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (для
профессиональных образовательных организаций);
■S
учебного плана по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»;
S
Методическими материалами
по
обязательной
общеобразовательной
дисциплине
«Обществознание»
Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного
общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик
преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»
разработано с учётом:
синхронизации
образовательных
результатов
ФГОС
СОО
(личностных,
предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено на достижение следующих
целей и задач.
Цель общеобразовательной дисциплины:
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования
является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в
современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учетом преемственности с основной школой
являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях
патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную
информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного
решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке
жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных
областях общественной жизни с учетом профессиональной направленности организации среднего
профессионального образования;
4

- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности,
выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к
предстоящему самоопределению.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной области
«Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с
учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (базовый уровень) направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных (далее - Пр.) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по
«Обществознанию».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и
опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

5

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
6

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей
каждого члена коллектива;
7

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б)самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в)
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые
методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
- основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической
и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые
в социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний

9

OK 4. Осуществлять
поиск и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного
развития.
ОК 5. Владеть
информационной
культурой,
анализировать и
оценивать
информацию с
использованием
информационно­
коммуникационных

решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике.
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
10

собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни ; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев.

сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать собственные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением

технологий.

- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности.
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
ОКЗ.
этического поведения;
Принимать решения в
- способность оценивать ситуацию и принимать
стандартных и
осознанные решения, ориентируясь на моральнонестандартных
нравственные нормы и ценности;
ситуациях и нести за
- осознание личного вклада в построение устойчивого
них ответственность.
будущего;
ОК 8.
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
Самостоятельно
другим членам семьи, созданию семьи на основе
определять задачи
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
профессионального и
соответствии с традициями народов России;
личностного
Овладение универсальными регулятивными
развития, заниматься
действиями:
самообразованием,
а) самоорганизация:
осознанно
- самостоятельно осуществлять познавательную
планировать
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
повышение
формулировать собственные задачи в образовательной
квалификации.
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
11

соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений
с помощью различных знаковых систем;
- сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование.

сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
- особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики
Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
- готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развёрнутых ответов, анализировать неадаптированные

OK 6. Работать в
коллективе и
команде, эффективно
общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.

учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
- использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
- внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать цели совместной деятельности,
12

тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при использовании финансовыми
услугами и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых целей,
обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков
и способов их снижения; сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
общества и государства.

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;

OK 7. Брать на себя
ответственность за
работу членов
команды
(подчиненных),
результат
выполнения заданий.

ОК 05. Владеть
информационной
культурой,
анализировать и
оценивать
информацию с
использованием
информационно­
коммуникационных
технологий

организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и
достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на
ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
13

- использовать средства информационно­
коммуникационных технологий в решении различных
задач.

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
- готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и

OK 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковьгх средств.
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
14

использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев.
1) Сформировать знания об (о):
Обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
Основах социальной динамики;
Особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
Глобальных проблемах и вызовах современности;
Перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
Человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;

ПК 1.1 Выявлять
потребность в
товарах

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
18

безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных
и межличностных конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки зрения
социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан.
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов,
включая умения характеризовать взаимовлияние природы
и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер

взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;

ПК 1.2 Осуществлять
связи с поставщиками
и потребителями
продукции

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;

19

жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
обществ;

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной

ПК 1.4 Оформлять
документацию на
поставку и
реализацию товаров

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.

ПК 3.3
Организовывать
работу трудового
коллектива

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
20

действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
- сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- владеть умением самостоятельно оценивать и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний
наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных
и межличностных конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки зрения
социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан.
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового

результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.

образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационно­
коммуникационных технологий в решении различных
задач;

Освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

ПК 4.6 Изучать
покупательский
спрос,
консультировать
покупателей

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
21

- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев.

ПК 4.8 Проверять
платежеспособность
государственных
денежных знаков

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в)
работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;____________________________________

22

- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
общества и государства;

1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Примерные темы
монологических выступлений (докладов)

Денежные реформы: роль финансовых реформ во внутренней торговле государства;
Правовые аспекты в финансовой и торговой сферах государства;
Политика Российской Федерации глазами потребителя;
Государственный долг: мировая практика или необходимость;
История денежных знаков?
СЭВ и ВТО: два взгляда на международную торговлю;
Международная торговля: традиции и приоритеты.
2.

Перечень мероприятий

1.
«Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Помним», «Диктант Победы», «Свеча
памяти»;
2.
240 лет со времени учреждения Российской Академии (1783).
3.
День памяти легендарного разведчика Николая Кузнецова...
4.
80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.
5.
80 лет со дня начала операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских
захватчиков.

23

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Объем в часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета

108

Основное содержание

78

в т. ч.:
теоретическое обучение

44

лабораторные/практические занятия

34

Профессионально ориентированное содержание

28

в т. ч.:
теоретическое обучение

10

лабораторные/практические занятия

18

индивидуальный проект (да/нет)**

-

Промежуточная аттестация (экзамен/дифференцированный зачет)

2

24

3.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в часах

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Человек в обществе
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.
Роль массовой коммуникации в современном обществе
Тема 1.1.
Общество и
Практические занятия
общественные
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
отношения.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Развитие
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
общества1
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Для специальностей технологической и естественно-научной направленности Перспективы развития сферы торговли в информационном обществе. Направления
цифровизации в профессиональной деятельности товароведа. Роль науки в решении
глобальных проблем.
Тема 1.2.

Основное содержание учебного материала

14
4

2

2
OKOl
ОК 05
1

1
6

1 В рамках темы возможно проведение входной диагностики (входного контроля) - на усмотрение преподавателя.
25

т . 11
пК

ОК 02

Биосоциальная
природа человека
и его деятельность

Теоретическое обучение
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

4

Практические занятия

2

ОК 04
ОК 05
ПКН
П1а ь
ПК Ь.ь

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности товароведа и продавца.
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его
особенности в сфере торговли и рынка товаров.
Основное содержание учебного материала
Практические занятия
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Естественные,
технические,
точные
и
социально-гуманитарные
профессиональной деятельности продавца и товароведа.

26

науки

в

1

1
4
4

2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 2.2.
Наука и
образование в
современном мире

Тема 2.4.

1

3
3

Основное содержание учебного материала

2

Практические занятия
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание

2

Профессиональное образование в сфере рынка потребительских товаров. Роль и
значение непрерывности образования.

Тема 2.3. Религия

12
4

1

1

ОК 02
ОК 03
ПК и
( \ К Ц

Шс

Ъ.ъ

1

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.
Основное содержание учебного материала

2

Практические занятия

2

27

О О Ос с С

Раздел 2. Духовная культура
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. -Контркультура. Функции культуры. Культурное
Тема 2.1.
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
Духовная
формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая
культура
ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
личности и
Профессионально ориентированное содержание
общества
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности товароведа и продавца.

2

4

ОК 05
ОК 06
OKOl
ОК 05

Искусство

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства

2

Профессионально ориентированное содержание

2

Образ специальности товароведа и продавца в искусстве.

2

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
Тема 3.1.
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
Экономикаоснова
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
жиз недеятел ь ност пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
и общества
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере торговли.
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Функционирование
рынков.
Рынки
труда,
капитала,
земли,
информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная
Тема 3.2.
политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской
Федерации
Рыночные
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
отношения в
экономике.
банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия
Финансовые
институты
Практические занятия
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Тема 3.3.
Основное содержание учебного материала
Рынок труда и
Теоретическое обучение
безработица.
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Рациональное
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
поведение
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
28

пкн
п/с
ПКЗ.Ь

а

26
4

2

2

ОК 02
ОК 07
fW ci't
t l K. i L
пм /

6

2

OKOl
ОК 03
ОК 07

4

4
4
2

OKOl
ОК 02
ОК 03

потребителя

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества
Практические занятия
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в сфере торговли. Стратегия поведения при поиске работы.
Возможности профессиональной переподготовки по специальности товароведа.

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

W KU

п/с а
2
2

2

Основное содержание учебного материала
Практические занятия
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации

4
4

3

Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере торговли. Основы
маркетинга в сфере торговли и рынка потребительских товаров.

OKOl
ОК 03
ПК Ц .

1

ПК* Я/

29

менеджмента

и

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные
тенденции
развития
экономики России
и международная
экономика

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации

4
OKOl
ОК 07
4

Основное содержание учебного материала

4

Теоретическое обучение
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли

2

Профессионально ориентированное содержание

2

Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в
сфере рыка потребительских товаров.
Собственное производство как средство устойчивого развития государства.
Раздел 4. Социальная сфера
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Тема 4.1.
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальная
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
структура
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
общества.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность,
Положение
ее формы и каналы в современном российском обществе
личности в
Профессионально ориентированное содержание
обществе
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста.
Основное содержание учебного материала
Тема 4.2.
Практические занятия
Семья в
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
современном мире Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
30

ОК 06
ОК 07
n ic if

UlCih
2

/11C 3-3

nicL/f

12
4

о
OKOl
OK 05

hici'l
1

1
2
2
2

П М -Z/
rt£ 3.3

tin ЧУ
OK 05
OK 06

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Тема 4.3.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
Этнические
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
общности и нации
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Основное содержание учебного материала
Тема 4.4.
Практические занятия
Социальные
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
нормы и
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
социальный
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
контроль.
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
Социальный
социального психолога.
конфликт и
Профессионально ориентированное содержание
способы его
Конфликты
в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
разрешения
конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Тема 5.1.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Политика и
Российской Федерации на современном этапе.
власть.
Государство как основной институт политической системы. Государственный
Политическая
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
система
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм
государства.
Практические занятия

2

2

4
4

2

2

ОК 04
ОК 05
П16 а
п 1C i . h

2
14
6

4

2

31

ОК 05
ОК 06

ОК 05
ОКОб

Тема 5.2.
Политическая
культура
общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму

2

Основное содержание учебного материала

8

Теоретическое обучение
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Практические занятия
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации

2
окоз
ОК 04
6

I1KU
пr^i'h

4
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
деятельность в области защиты прав работника

Профсоюзная

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

2
28
4

Теоретическое обучение
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского
32

2

OKOl
OK 05
OK 07

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

права.
Правоотношения,
их
субъекты.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности.
Основное содержание учебного материала
Практические занятия
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
Теоретические обучение
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
Практические занятия
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность
регулирования трудовых отношений в сфере торговых и обслуживающих организаций.
33

2
2
2
2

1

ОК 02
ОК 06
ОК 07
1C
flit * * '

п 'И

1
1
8

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ик
а
ПК, и

4
4

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административны
х, уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Тема 6.5.
Основы
процессуального
права

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Практические занятия
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения

8

4

4
4

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
Практические занятия

2

Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

6

4

2

Всего

108

34

ОК 02
ОК 06
ОК 09

ОК 02
ОК 05
ОК 09

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализ
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 10 класс - М: Просвещение, 2018
ация
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 11 класс - М: Просвещение, 2018
програ
ммы учебного предмета требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин №20 История;
Имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в
период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемио-логических правил и
нормативов и оснащено оборудованием, указанным в требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
Технические средства обучения:
В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.

4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов
Боголюбов. Л.Н. Обществознание: учебник 10 класс - М: Просвещение. 2018
Боголюбов. Л.Н. Обществознание: учебник 11 класс - М: Просвещение. 2018
Дополнительная
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание. - М.: Академия, 2010
Александрова, И.Ю. Практикум по обществознанию. - М.: Айрис - пресс,2007
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М.: Академия, 2007
Смирнов, И.П. Хрестоматия по курсу «Введение в современное общ ествознание»: учебное пособие.
-М .: Академия,2000
Кравченко, А.И. Обществознание: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, Мастерство, Высшая
школа, 2001
Липсиц, И.В. Экономика учебник для 10-11 классов М: ВИТА-ПРЕСС , 2019
Соколова, С.В. Основы экономики: учебное пособие для профессионального образования. - М.:
Академия, 2006
Боголюбов, Л.Н. Право 10 класс: учебник,- М.: Просвещение, 2018
Боголюбов, Л.Н. Право 11 класс: учебник,- М.: Просвещение, 2018
Яковлев, А.И. Основы правоведение: учебник для профессионального образования. - М.:
Академия, 2008
Шкатулла, В.И. Основы права: уч. пособие для студентов профессионального образования,- М.:
Академия, 2010
Шкатулла, В.И. Основы права: уч. пособие для студентов профессионального образования,- М.:
Академия, 1999
Для преподавателей
1.

Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
35

2.
Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3.
Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4.
Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5.
Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
7.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
8.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
9.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
10.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. — М., 2014.
11.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум. — М., 2014.
12.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,
2015.
13.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые
тестовые задания. — М., 2015.
14.
Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
15.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
16.
17.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
18.
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
19.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным закономот 30.11.1994
20.
№ 51-Ф З)//С ЗРФ , — 1994, — № 32, — Ст. 3301.
21.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
22.
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
23.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
24.
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
25.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
26.
№ 230-Ф3) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
27.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001№ 136-Ф3) // СЗ
РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
28.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом
от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ, — 2002,— № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
29.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
30.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-Ф3) // СЗ
РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
31.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
32.
№ 15, — Ст. 766.
33.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
34.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
35.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст.
823.
36.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.

36

37.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
38.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ
РФ, — 2012.
39.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
40.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002.
— № 2, — Ст. 133.
41.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995.
— 4 мая.
42.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999, — № 18, — Ст. 2222.
43.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной
казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
44.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
45.
Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 2012 № 273-Ф3 (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
46.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. N413"
47.
Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. № 2/16-з).
48.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
49.
Единый
государственный
экзамен.
Контрольные
измерительные
материалы.
Обществознание. — М., 2014.
50.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Дополнительные источники
Для студентов
1.
www.openclass.rn (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2.
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3.
www.festival.lseptember.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
4.
www.base.garant.ru («Г АР АНТ» — информационно-правовой портал).
5.
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»),
Для преподавателей
1.
Методические материалы по ОД «История» РП ОД.
2.
Реестр примерных основных образовательных программ СОО.
3.
Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного
общего образования.
4.
Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного
общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)

37

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе

OKOl
ОК 05

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.4

Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие
общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура

ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию

ПК 1.4

ОК 02
ОК 03
ПК 1.4

• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 05
OK 06

OK 01
OK 05

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ПК 1.4

Раздел 3. Экономическая жизнь общества

ОК 02
ОК 07

OKOl
ОК 03
ОК 07
ПК 4.8

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/ум ений обучающихся

OKOl
ОК 02
ОК 03
ПК 4.6

OKOl
ОК 03

Устный опрос
Познавательные задания
© Задания-задачи
Тема 3.3.
Рынок труда и безработица. ® Задания к схемам, таблицам,
Рациональное поведение
диаграммам, инфографике
потребителя
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 3.4.
Предприятие в экономике

39

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию

о Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OKOl
OK 07

Тема 3.5.
Экономика и государство

ПК 1.1

OK 06
OK 07
ПК 1.1
ПК 1.4

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Познавательные задания
Тема 3.6.
• Вопросы проблемного характера
Основные тенденции
• Работа с документами,
развития экономики России содержащими социальную
и международная
информацию
экономика
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера

OKOl
OK 05

OK 05
OK 06

OK 05
OK 06

OK 04
OK 05
ПК 3.3

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взагшооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 4.2.
Семья в современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Проектные задания

40

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера

ОК 05
ОК 06

ОК 03
ОК 04

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

OKOl
ОК 05
ОК 07

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 6.2.
Основы конституционного
права Российской
Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ПК 1.4

ОК 02
ОК 06
ОК 07

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 1.4
ОК 02
ОК 06
ОК 07
ПК 1.4

Устный опрос
Тема 6.3.
Познавательные задания
Правовое регулирование
• Задания-задачи
гражданских, семейных,
Тестирование
трудовых, образовательных
Самооценка и взаимооценка знаний
правоотношений
/умений обучающихся
Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
41

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Экологическое
законодательство
OK 02
OK 05
OK 07

Тема 6.5.
Отрасли процессуального
права

ПК 3.3
OK 01, OK 02, OK 03, OK
04,
OK 05, OK 06, OK 07

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Выполнение заданий
промежуточной аттестации

ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 3.3

42

6. ЛИСТ ИЗМ ЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

1
2

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».