Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» ^0УЖтщкдАЮ: ДиректорЦ АИОУ СО Ш 0"ч. «Камышловский гуманитарно'ь 'технологиче|ж-ий техникум» Е.Е. Бочкарева д а ШрШы - ед РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13 «Биология» основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» профиль обучения: естественно - научный уровень образования: базовый г. Камышлов, 2023 Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных н ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель ЛА. Цытыркина С СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР с/С и-------------с^ Т.А. Мадыгина ----------- Составитель: Машьянова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории. Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы 3. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной дисциплины 4. Условия реализации программы дисциплины 5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу Пояснительная записка Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.); примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО); федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» (для профессиональных образовательных организаций); учебного плана по специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине «Биология» Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания». Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Биология»» разработано с учётом: синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации. Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено на достижение следующих целей и задач. Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях. Задачи дисциплины: сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений, сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием; развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников; сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний. сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание общеобразовательной дисциплины «Биология» (базовый уровень) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по «Биологии». Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека Код и наименование формируемых компетенций ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные)1 Гражданское воспитания: - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; Духовно – нравственное воспитание: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; Эстетическое воспитание: умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; - ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. - сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований; - владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; - владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата; --сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований. - сформированость знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности -человека для решения жизненных проблем; Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; б) совместная деятельность: - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; б) самоконтроль: - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, - способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Трудовое воспитание: - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; б) совместная деятельность: - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; Ценности научного познания: - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и - сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. ОК 05 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий. развитие, уровневая организация; - сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; - сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; - сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; - сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии. ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Овладение универсальными коммуникативными действиями: совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: - принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Эстетическое воспитание: - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Трудовое воспитание: - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать Приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов. осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; МР. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; ПК 2.1 Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности. - сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; - сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; - сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток ПК 2.2 Организовать и проводить оценку качества товаров. прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; - сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; - приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; ПК 4.5 Соблюдать условия хранения, сроки годности, хранения и реализации. - сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; - владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. - приобретение опыта применения основных ПК 4.9 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, правильность цен на товары и услуги. методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов. Примерные темы монологических выступлений (докладов) Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина. «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения 8. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. 9. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. 10. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. 11. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. 12. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. 13. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. 14. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере. 15. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. 16. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. 17. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени 18. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. 19. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. 20. Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах). 21. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Перечень мероприятий (в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат) 1609 Изготовлен первый микроскоп - Галилей 1665 Обнаружена клеточная структура пробковой ткани - Р.Гук 1674 Открыты бактерии и простейшие - А.Левенгук 1831 Открыто клеточное ядро – Р.Броун. 1839 Сформулирована клеточная теория – Т.Шванн и М.Шлейден 1865 Опубликованы Законы наследственности – Г.Мендель 1868 Открыты нуклеиновые кислоты – Ф.Мишер 1871 Установлено, что белки состоят из аминокислот – Н.Н.Любавин 1892. Открыт вирус – Д. Ивановский 1880 Открыты витамины – Н.Лунин 1926г Опубликован труд В. И. Вернадского « Биосфера» 2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. Основное содержание 72 в т. ч.: теоретическое обучение в т.ч. профессионально-ориентированное содержание практические занятия в т.ч. профессионально-ориентированное содержание лабораторные занятия в т.ч. профессионально-ориентированное содержание 40 2 20 8 4 2 Контрольная работа 6 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого Основное содержание Тема 1.1. Теоретическое обучение: Биология как Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, наука. Общая биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной характеристика научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, жизни свойства живых систем. Химический состав клеток Основное содержание Теоретическое обучение: Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги) Тема 1.2. Лабораторные занятия: СтруктурноПриобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных функциональная работ: организация 1.Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения клеток (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов Практические занятия: Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем Основное содержание Тема 1.3. СтруктурноТеоретическое обучение: функциональные Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные Объем часов 3 18 2 2 Формируемы е компетенции 4 ОК 05 6 2 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 06 2 4 2 ОК - 08 ОК - 05 факторы наследственности Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства Практические занятия: Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК Основное содержание Теоретическое обучение: Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез Основное содержание Теоретическое обучение: Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза Молекулярный уровень организации живого Контрольная работа №1 Раздел 2. Строение и функции организма Основное содержание Тема 2.1. Строение Теоретическое обучение: организма Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности Основное содержание Тема 2.2. Теоретическое обучение: Формы Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. размножения Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых организмов клеток. Оплодотворение Основное содержание Тема 2.3. Онтогенез Теоретическое обучение: растений, Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. животных и Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. 2 2 2 ОК - 05 2 2 ОК - 05 ОК - 06 2 20 2 2 ОК - 05 ОК - 06 2 2 ОК - 05 2 2 ОК - 05 ОК - 06 человека Тема 2.4. Закономерности наследования Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков Тема 2.6. Закономерности изменчивости Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений Основное содержание Теоретическое обучение: Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов Практические занятия: Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания Основное содержание Теоретическое обучение: Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом Практические занятия: Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания Основное содержание Теоретическое обучение: Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека Практические занятия: Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания Контрольная Строение и функции организма работа №2 Раздел 3. Теория эволюции Основное содержание Тема 3.1. История эволюционного Теоретическое обучение: 4 2 2 ОК - 05 ОК - 04 4 2 2 ОК - 05 ОК - 08 4 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 06 2 2 6 2 2 ОК - 05 ОК - 06 учения. Микроэволюция Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле Тема 3.3. Происхождениечел овека – антропогенез Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции Основное содержание Теоретическое обучение: Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот Основное содержание Теоретическое обучение: Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды Раздел 4. Экология Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы Основное содержание Теоретическое обучение: Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда Основное содержание Теоретическое обучение: Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни Практические занятия: 2 2 ОК - 05 ОК - 06 2 2 ОК - 05 ОК - 06 18 2 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 03 4 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 03 2 Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу Тема 4.5. Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии Основное содержание Теоретическое обучение: Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности Основное содержание Теоретическое обучение: Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью Практические занятия: Практическое занятие «Отходы производства» *В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные специальностью Основное содержание Теоретическое обучение: Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания Лабораторные занятия: 2 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 03 4 2 2 2 4 2 2 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 06 ОК - 03 ПК 2.1 ОК - 05 ОК - 06 ОК - 3 ПК 4.9 ПК 4.5 2.Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)» Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов *В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д. Контрольная Теоретические аспекты экологии работа №3 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 5. Биология в жизни Основное содержание Теоретическое содержание: Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет Тема 5.1. и другие) Биотехнологии в жизни каждого Практические занятия: Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) *В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности для специальности 38.02.05 Основное содержание Практические занятия: Тема 5.2.1. Развитие промышленной биотехнологии и ее применение в жизни человека, поиск и анализ Биотехнологии в информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой промышленности информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) 2 2 8 4 2 2 2 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 06 ПК 4.9 2 2 2 2 1 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 06 ПК 4.9 Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологий для специальности 38.02.05 Основное содержание Практические занятия: Тема 5.2.2. Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ Социальноинформации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой этические аспекты информации, сеть Интернет и другие) биотехнологий Кейсы на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам) Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Промежуточная аттестация по дисциплине Всего: Дифференцированный зачет 1 2 2 2 1 1 2 72 ОК - 08 ОК - 05 ОК - 06 ПК 2.2 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета биологии Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): Стенд «Инструкция по технике безопасности и охране труда». Информационный стенд с разделами: «Информация» «Техника безопасности в кабинете биологии» «Оказание первой помощи» «Готовимся к зачету» «Биология в профессии» Технические средства обучения: Ноутбук «Асеrr» Телевизор «SAMSUNG» 4.2 Информационное обеспечение обучения Основные источники Для студентов 1. 2. Сухорукова, Л.Н. Биология /базовый уровень/ 10-11 кл.-М.: Просвещение,2019 Каменский, А.А. Биология: Общая биология: учебник. – М.: Дрофа, 2018 Для преподавателей 1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». 4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012. 6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение). Дополнительные источники Для студентов 1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014. 2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014. 3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014. 4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014. 5. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2014. Для преподавателей 1. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010. 2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010. 3. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939. 4. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006. 5. Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.,2010. 6. Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010. 7. Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010. 8. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010. Интернет-ресурсы 1. www sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). 2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии). 3. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). 4. www vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета). 5. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты). 6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). 7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,разрабо-танного в Московском государственном открытом университете). 8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова). 9. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам). 10. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах). 11. www bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек» 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая/профессиональная Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий компетенция Устный опрос ОК 03. Принимать решения Тестирование, в стандартных и Р 4. Темы Практические и нестандартных ситуациях и 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5 лабораторные работы нести за них Выполнение теста ответственность Контрольная работа ОК 04. Осуществлять поиск и использование Практические и информации, необходимой лабораторные работы для эффективного Биологический диктант выполнения Р 2, Темы 2.4. Разноуровневые задания профессиональных зские и Фронтальный опрос лабораторные работыадач, Деловая (ролевая) игра профессионального и Кейс-задания личностного развития Выполнение теста ОК 05. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий Р 1. Темы 1.1,1.2,1.3,1.4,1.5. Р 2. Темы 2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6 Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3 Р 4. Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5. Р 5. Темы 5.2.1, 5.2.2,5.2.3 ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Р 1. Темы 1.2,1.5 Р 2. Темы 2.1,2.3,2.6. Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3. Р 4.4.4,4.5. Р 5. Темы 5.1,5.2.1,5.2.2 5.2.3 ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Р 1. Темы 1.2, 1.3. Р 2. Темы 2.5,2.6. Р 4. Темы 4.1,4.2,4.3,4.4. Р 5. Темы 5.1,5.2 .1,5.2.2,5.2.3. ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности Р 4. Темы 4.4 Устный опрос Конспекты Рефераты Сообщения Практические и лабораторные работы Кейсы - задания Выполнение теста Устный опрос Практические и лабораторные работы Контрольная работа Кейс – задания (выступление с презентацией) Дифференцированный зачет Фронтальный опрос Практические и лабораторные работы Решение генетических и экологических задач Защита кейса (выступление с презентацией) Контрольная работа Устный опрос Фронтальный контроль Практические работы Выполнение теста ПК 2.2 Организовывать и проводить оценку качества товаров ПК 4.5 соблюдать условия хранения, сроки годности, хранения и реализации ПК 4.9 Проверять качества и количество продаваемых товаров, качество упаковки, правильность цен на товары и услуги Р 5. Темы 5.1, 5.2.2. 5.2.3. Р 4. Темы 4.5 Р 4. Темы 4.5 Р 5. Темы 5.1, 5.2.1. Устный опрос Фронтальный контроль Практические работы Выполнение теста Устный опрос Фронтальный контроль Практические работы Выполнение теста Устный опрос Фронтальный контроль Практические работы Выполнение теста 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/ п 1 2 № пункта рабочей программ ы Дата внесения изменений и дополнени й До внесения изменений и дополнени й После изменений и дополнени й Дата и № протокола рассмотрени я цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогически м советом