ОУД.13 Биология, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

^0УЖтщкдАЮ:
ДиректорЦ АИОУ СО
Ш 0"ч. «Камышловский гуманитарно'ь 'технологиче|ж-ий техникум»
Е.Е. Бочкарева
д

а

ШрШы

-

ед

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 «Биология»
основной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
профиль обучения: естественно - научный
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных
н ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
ЛА. Цытыркина
С

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
с/С и-------------с^
Т.А. Мадыгина
-----------

Составитель: Машьянова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной
дисциплины
4. Условия реализации программы дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

Пояснительная записка
Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. №
413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);

примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(далее – ПООП СОО);

федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров»

примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» (для
профессиональных образовательных организаций);

учебного плана по специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»

Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Биология»
Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма
Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание
рабочей
программы
по
общеобразовательной
дисциплине «Биология»» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи дисциплины:
 сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
 развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
 сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
 развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
 сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению
к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний.
 сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий
в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
Место
общеобразовательной
дисциплине
в
структуре
основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Биология» (базовый уровень) направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей
программой по «Биологии».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 03. Принимать
решения в стандартных и
нестандартных ситуациях
и нести за них
ответственность.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

Гражданское воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
Духовно – нравственное воспитание:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
Эстетическое воспитание:
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
- ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.

- сформированность умений исследовать и
анализировать биологические объекты и
системы, объяснять закономерности
биологических процессов и явлений;
прогнозировать последствия значимых
биологических исследований;
- владение умениями выдвигать гипотезы на
основе знаний об основополагающих
биологических закономерностях и законах, о
происхождении и сущности жизни,
глобальных изменениях в биосфере;
проверять выдвинутые гипотезы
экспериментальными средствами, формулируя
цель исследования;
- владение методами самостоятельной
постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;
--сформированность убежденности в
необходимости соблюдения этических норм и
экологических требований при проведении
биологических исследований.
- сформированость знаний о месте и роли
биологии в системе научного знания;
функциональной грамотности
-человека для решения жизненных проблем;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность:
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
б) самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации,
- способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ОК 04. Осуществлять
поиск и использование
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.

Трудовое воспитание:
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
б) совместная деятельность:
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
Ценности научного познания:
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и

- сформированность умения раскрывать
содержание основополагающих
биологических терминов и понятий: жизнь,
клетка, ткань, орган, организм, вид,
популяция, экосистема, биоценоз, биосфера;
метаболизм (обмен веществ и превращение
энергии), гомеостаз (саморегуляция),
биосинтез белка, структурная организация
живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение
(репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и

исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.

ОК 05 Владеть
информационной
культурой, анализировать
и оценивать информацию
с использованием
информационнокоммуникационных
технологий.

развитие, уровневая организация;
- сформированность умения раскрывать
содержание основополагающих
биологических теорий и гипотез: клеточной,
хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
- сформированность умения раскрывать
основополагающие биологические законы и
закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана,
Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым
системам;
приобретение опыта применения основных
методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами,
объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов;
- сформированность умения выделять
существенные признаки вирусов, клеток
прокариот и эукариот; одноклеточных и
многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности
процессов обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза, пластического
и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), борьбы за
существование, естественного отбора,
видообразования, приспособленности
организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем, антропогенных
изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;

- сформированность умений критически
оценивать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные
знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные
материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в
биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по
отношению к ним собственную позицию;
- сформированность умений создавать
собственные письменные и устные сообщения
на основе биологической информации из
нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии.

ОК 06. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.

ОК 08. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
- принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Эстетическое воспитание:
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Трудовое воспитание:
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать

Приобретение опыта применения основных
методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами,
объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов.

осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
МР.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

ПК 2.1 Идентифицировать
товары по ассортиментной
принадлежности.

- сформированность умения раскрывать
содержание основополагающих
биологических терминов и понятий: жизнь,
клетка, ткань, орган, организм, вид,
популяция, экосистема, биоценоз, биосфера;
метаболизм (обмен веществ и превращение
энергии), гомеостаз (саморегуляция),
биосинтез белка, структурная организация
живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция),
наследственность, изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
- сформированность умения раскрывать
содержание основополагающих
биологических теорий и гипотез: клеточной,
хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
- сформированность умения выделять
существенные признаки вирусов, клеток

ПК 2.2 Организовать и
проводить оценку качества
товаров.

прокариот и эукариот; одноклеточных и
многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности
процессов обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза, пластического
и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), борьбы за
существование, естественного отбора,
видообразования, приспособленности
организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем, антропогенных
изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
- сформированность знаний о месте и роли
биологии в системе научного знания;
функциональной грамотности человека для
решения жизненных проблем;
- приобретение опыта применения основных
методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами,
объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов;
- сформированность умения применять
полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в
повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде;

ПК 4.5 Соблюдать условия
хранения, сроки годности,
хранения и реализации.

- сформированность умений объяснять
результаты биологических экспериментов,
решать элементарные биологические задачи;
- владение основными методами научного
познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем:
описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка
антропогенных изменений в природе; сформированность собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников,
глобальным экологическим проблемам и
путям их решения.

- приобретение опыта применения основных
ПК 4.9 Проверять
качество и количество
продаваемых товаров,
качество упаковки,
правильность цен на
товары и услуги.

методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами,
объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов.

Примерные темы монологических выступлений (докладов)
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез
происхождения
8. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
9. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
10. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
11. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное
развитие ребенка.
12. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и
избытке.
13. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
14. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме —
биосфере.
15. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
16. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
17. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени
18. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
19. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных
развитых странах.
20. Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на
конкретных примерах).
21. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и
их предотвращение.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1609 Изготовлен первый микроскоп - Галилей
1665 Обнаружена клеточная структура пробковой ткани - Р.Гук
1674 Открыты бактерии и простейшие - А.Левенгук
1831 Открыто клеточное ядро – Р.Броун.
1839 Сформулирована клеточная теория – Т.Шванн и М.Шлейден
1865 Опубликованы Законы наследственности – Г.Мендель
1868 Открыты нуклеиновые кислоты – Ф.Мишер
1871 Установлено, что белки состоят из аминокислот – Н.Н.Любавин
1892. Открыт вирус – Д. Ивановский
1880 Открыты витамины – Н.Лунин
1926г Опубликован труд В. И. Вернадского « Биосфера»

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

40
2
20
8
4
2

Контрольная работа

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Основное содержание
Тема 1.1.
Теоретическое обучение:
Биология как
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
наука. Общая
биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
характеристика
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни,
жизни
свойства живых систем. Химический состав клеток
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Тема 1.2.
Лабораторные занятия:
СтруктурноПриобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных
функциональная
работ:
организация
1.Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
клеток
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Основное содержание
Тема 1.3.
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональные
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные

Объем
часов
3
18
2
2

Формируемы
е
компетенции
4

ОК 05

6
2

2
ОК - 08
ОК - 05
ОК - 06

2

4
2

ОК - 08
ОК - 05

факторы
наследственности

Тема 1.4.
Обмен веществ и
превращение
энергии в клетке
Тема 1.5.
Жизненный цикл
клетки. Митоз.
Мейоз

и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК,
РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация,
биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен.
Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл мейоза
Молекулярный уровень организации живого

Контрольная
работа №1
Раздел 2. Строение и функции организма
Основное содержание
Тема 2.1. Строение Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном
организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Основное содержание
Тема 2.2.
Теоретическое обучение:
Формы
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
размножения
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
организмов
клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Тема 2.3.
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений,
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
животных и
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.

2

2
2
ОК - 05

2
2

ОК - 05
ОК - 06

2
20
2
2

ОК - 05
ОК - 06

2
2
ОК - 05

2
2

ОК - 05
ОК - 06

человека

Тема 2.4.
Закономерности
наследования

Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков

Тема 2.6.
Закономерности
изменчивости

Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем
скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении
генетических заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания

Контрольная
Строение и функции организма
работа №2
Раздел 3. Теория эволюции
Основное содержание
Тема 3.1. История
эволюционного
Теоретическое обучение:

4
2

2

ОК - 05
ОК - 04

4
2

2

ОК - 05
ОК - 08

4
2
ОК - 08
ОК - 05
ОК - 06
2

2
6
2
2

ОК - 05
ОК - 06

учения.
Микроэволюция

Тема 3.2.
Макроэволюция.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле

Тема 3.3.
Происхождениечел
овека –
антропогенез

Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч.
Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по
планете. Приспособленность человека к разным условиям среды

Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Экологические
факторы и среды
жизни

Тема 4.2.
Популяция,
сообщества,
экосистемы

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная.
Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни
в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов.
Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:

2
2
ОК - 05
ОК - 06

2
2
ОК - 05
ОК - 06

18
2
2

ОК - 08
ОК - 05
ОК - 03

4
2
ОК - 08
ОК - 05
ОК - 03
2

Тема 4.3. Биосфера
- глобальная
экологическая
система

Тема 4.4. Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5. Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье человека

Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на
литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются
отходы, связанные с определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму
отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия:

2
2
ОК - 08
ОК - 05
ОК - 03

4
2

2
2

4
2

2

2

ОК - 08
ОК - 05
ОК - 06
ОК - 03
ПК 2.1

ОК - 05
ОК - 06
ОК - 3
ПК 4.9
ПК 4.5

2.Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием
научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная
Теоретические аспекты экологии
работа №3
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Основное содержание
Теоретическое содержание:
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных
источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет
Тема 5.1.
и другие)
Биотехнологии в
жизни каждого
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов
решения кейсов (выступление с презентацией)
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности для специальности 38.02.05
Основное содержание
Практические занятия:
Тема 5.2.1.
Развитие промышленной биотехнологии и ее применение в жизни человека, поиск и анализ
Биотехнологии в
информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
промышленности
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)

2

2
8
4
2

2

2

ОК - 08
ОК - 05
ОК - 06
ПК 4.9

2

2
2
2
1

ОК - 08
ОК - 05
ОК - 06
ПК 4.9

Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологий для специальности 38.02.05
Основное содержание
Практические занятия:
Тема 5.2.2.
Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ
Социальноинформации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
этические аспекты
информации, сеть Интернет и другие)
биотехнологий
Кейсы на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточная
аттестация по
дисциплине
Всего:

Дифференцированный зачет

1
2
2
2
1
1
2
72

ОК - 08
ОК - 05
ОК - 06
ПК 2.2

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета биологии
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия):








Стенд «Инструкция по технике безопасности и охране труда».
Информационный стенд с разделами:
«Информация»
«Техника безопасности в кабинете биологии»
«Оказание первой помощи»
«Готовимся к зачету»
«Биология в профессии»
Технические средства обучения:




Ноутбук «Асеrr»
Телевизор «SAMSUNG»
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов

1.
2.

Сухорукова, Л.Н. Биология /базовый уровень/ 10-11 кл.-М.: Просвещение,2019
Каменский, А.А. Биология: Общая биология: учебник. – М.: Дрофа, 2018
Для преподавателей

1.
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
5.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод.
пособие. — М., 2012.
6.
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического
профиля (электронное приложение).
Дополнительные источники
Для студентов

1.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10
класс. — М., 2014.
2.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для
студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
3.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.
учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
4.
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология:
базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
5.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10—
11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
1.
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.
2.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М.,
2010.
3.
Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
4.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
5.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. —
М.,2010.
6.
Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
7.
Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
8.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
1.
www sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
2.
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета
по биологии).
3.
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
4.
www vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по
биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
5.
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, On-line тесты).
6.
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
7.
www.nrc.edu.ru
(Биологическая
картина
мира.
Раздел
компьютерного
учебника,разрабо-танного в Московском государственном открытом университете).
8.
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
9.
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
10.
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
11.
www bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология», «Человек»

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция
Устный опрос
ОК 03. Принимать решения
Тестирование,
в стандартных и
Р 4. Темы
Практические и
нестандартных ситуациях и
4.1,4.2,4.3,4.4,4.5
лабораторные работы
нести за них
Выполнение теста
ответственность
Контрольная работа
ОК 04. Осуществлять поиск
и использование
Практические и
информации, необходимой
лабораторные работы
для эффективного
Биологический диктант
выполнения
Р 2, Темы 2.4.
Разноуровневые задания
профессиональных зские и
Фронтальный опрос
лабораторные работыадач,
Деловая (ролевая) игра
профессионального и
Кейс-задания
личностного развития
Выполнение теста
ОК 05. Владеть
информационной культурой,
анализировать и оценивать
информацию с
использованием
информационнокоммуникационных
технологий

Р 1. Темы
1.1,1.2,1.3,1.4,1.5.
Р 2. Темы
2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3
Р 4. Темы
4.1,4.2,4.3,4.4,4.5.
Р 5. Темы 5.2.1,
5.2.2,5.2.3

ОК 06. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями

Р 1. Темы 1.2,1.5
Р 2. Темы 2.1,2.3,2.6.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4.4.4,4.5.
Р 5. Темы 5.1,5.2.1,5.2.2
5.2.3

ОК 08. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации

Р 1. Темы 1.2, 1.3.
Р 2. Темы 2.5,2.6.
Р 4. Темы 4.1,4.2,4.3,4.4.
Р 5. Темы 5.1,5.2
.1,5.2.2,5.2.3.

ПК 2.1. Идентифицировать
товары по ассортиментной
принадлежности

Р 4. Темы 4.4

Устный опрос
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические и
лабораторные работы
Кейсы - задания
Выполнение теста
Устный опрос
Практические и
лабораторные работы
Контрольная работа
Кейс – задания (выступление
с презентацией)
Дифференцированный зачет
Фронтальный опрос
Практические и
лабораторные работы
Решение генетических и
экологических задач
Защита кейса (выступление с
презентацией)
Контрольная работа
Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические работы
Выполнение теста

ПК 2.2 Организовывать и
проводить оценку качества
товаров
ПК 4.5 соблюдать условия
хранения, сроки годности,
хранения и реализации
ПК 4.9 Проверять качества и
количество продаваемых
товаров, качество упаковки,
правильность цен на товары
и услуги

Р 5. Темы 5.1, 5.2.2.
5.2.3.

Р 4. Темы 4.5

Р 4. Темы 4.5
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1.

Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические работы
Выполнение теста
Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические работы
Выполнение теста
Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические работы
Выполнение теста

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

№
п/
п

1
2

№ пункта
рабочей
программ
ы

Дата
внесения
изменений
и
дополнени
й

До
внесения
изменений
и
дополнени
й

После
изменений
и
дополнени
й

Дата и №
протокола
рассмотрени
я цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогически
м советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».