ОУД.01 Русский язык, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

ПОУ со
й гуманитарноft техникум»
|Е.Е. Бочкарева
W .

ч.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 «Русский язык»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
профиль обучения: естественно-научный
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
_________ JI.A. Цытыркина
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
___Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина
--------- ---------------

Составитель: Цытыркина JI.A., преподаватель/высшая кв. категория
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также
с учётом требований ФГОС СПО 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.....................................................................................................
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ......
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее
– ПООП СОО);
 федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»
(для профессиональных образовательных организаций);
 учебного плана по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Русский язык»
Программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании
письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине ОУД.01
«Русский язык» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в
области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр)
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной
рабочей программой по «Русскому языку».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:

4

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
5

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
6

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
7

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 02. Осуществлять
поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать цели
совместной деятельности,
организовывать и
координировать действия
по
ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и комбинированного
взаимодействия;

Дисциплинарные (предметные)1

- уметь применять
знание норм
современного
русского литературного языка в речевой практике,
корректировать устные и письменные высказывания;
обобщать знания об основных
правилах
орфографии
и
пунктуации,
уметь
применять правила орфографии и пунктуации в практике
письма;
- уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой
сферах общения,
в
повседневном
общении, интернет-коммуникации.
сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на
слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально- делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов);
ОК 04. Работать в - готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
коллективе и команде, самоопределению;
высказывания различных типов и жанров; употреблять
эффективно
-овладение
навыками
учебноязыковые средства в соответствии с речевой ситуацией
взаимодействовать с исследовательской, проектной и социальной деятельности; (объем устных монологических высказываний – не менее
коллегами,
Овладение
универсальными коммуникативными
100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78
руководством,
действиями:
реплик); уметь выступать
публично,

клиентами.

б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать цели
совместной деятельности,
организовывать и
координировать действия
по
ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

представлять результаты
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные
инструменты
и
ресурсы для решения учебных задач;
- сформировать представления об аспектах культуры речи:
нормативном,
коммуникативном
и
этическом;
сформировать системы
знаний о
номах
современного
русского литературного языка и их
основных видах (орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические;
- уметь применять
знание норм
современного
русского литературного языка в речевой практике,
корректировать устные и письменные высказывания;
обобщать знания об основных
правилах
орфографии
и
пунктуации,
уметь
применять правила орфографии и пунктуации в практике
письма;
- уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой
сферах общения,
в
повседневном
общении, интернет-коммуникации.

1
0

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста.

В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности; Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств;

сформировать представления о функциях русского
языка в современном мире (государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального общения,
один из мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей; сформировать ценностное отношение к
русскому языку;
сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально- делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

1
1

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках.

наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование
языковой
и
читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

уметь использовать разные виды чтения и
аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных текстов,
включая гипертекст, графику, инфографику и другое
(объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов,
функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность
представлений
о
формах
существования национального русского языка; знаний о
признаках литературного языка и его роли в обществе;
обобщить
знания
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы);
обобщить
знания
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте

1
2

Примерные темы
 монологических выступлений (докладов)
1. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
2. Язык и культура.
3. Роль языка, как средства общения и развития мышления человека.
4. Культура речи. Нормы русского языка.
5. Стилистика и синонимические средства языка.
6. Русское письмо и его эволюция.
7. Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
8. Русская пунктуация и ее назначение.
9. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
10. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
11. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
12. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
13. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
14. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
15. Роль словосочетания в построении предложения.
16. Синонимия простых предложений.
17. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи.
18. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
19. Словари русского языка и сфера их использования.
20. Вклад выдающихся учёных в изучение русского языка.
индивидуальных проектов
Влияние интерактивного общения на письменную речь
Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростка
Экзотизмы и варваризмы в современных текстах СМИ
Вопросы экологии русского языка
Сленг современной молодежи
Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?
Русский язык в названиях магазинов
Полезность социальной рекламы











Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1 сентября – День знаний.
8 сентября – Международный день грамотности.
21 ноября – Всемирный день приветствий.
22 ноября – День словаря.
29 ноября – День рождения буквы Ё.
11 января – Международный день спасибо.
23 января – День ручного письма (День почерка).
1 февраля – Всемирный день чтения вслух.
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
21 февраля – Международный день родного языка.
21 марта – Всемирный день поэзии.
24 мая – День славянской письменности и культуры.
25 мая – День филолога.
6 июня – День русского языка. Пушкинский день.

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

лабораторные/практические занятия

24

Профессионально ориентированное содержание

12

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

лабораторные/практические занятия

6

индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (экзамен)

нет
6

1. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1

2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные
Основное содержание
функции языка в
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы).
современном обществе
Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая
компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные
принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы
русской орфографии. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе
Тема 1.2
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья.
Этапы формирования
русской лексики

3

Формируе
мые
компетенц
ии
4

10

ОК 02, 05

Объем
часов

2

ОК 02, 05

2

ОК 05

Основное содержание
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской
лексики
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки
заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
профессиональной лексике. Словарь специальности.
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов

2

9

Тема 1.3. Язык
как система
знаков

Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и
грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней.
Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и
Основное содержание
орфоэпия
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков:
позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных
звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы. Орфография. Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Тема 2.2. Морфемика
Основное содержание
и словообразование
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и
служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание
приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных
после приставок.

ОК 05
2

2
34

ОК 02, 04, 05

2

ОК 02; ОК 04

2

ОК 02; ОК 04

2

10

Тема 2.3. Имя
существительное
как часть речи.

Тема 2.4. Имя
прилагательное как
часть речи.

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного:
род, число, падеж. Склонение имен существительных.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных имен существительных.

ОК 02; ОК
05
2

2

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные,
относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая
форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и полными
формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж.

ОК 02; ОК
04, 05
2

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя
числительное как
часть речи.

Тема 2.6. Местоимение

2

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных
числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования
цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.
Основное содержание

ОК 02; ОК
04,05
2

2
ОК 02; ОК
05
11

как часть речи.

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные, указательные,
определительные. Дефисное написание местоимений.

2

12

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с
частицами НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол
как часть речи.

Основное содержание
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо,
число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции

Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как
особые формы
глагола

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Основное содержание
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы
причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.

Тема 2.9. Наречие как
часть речи.
Служебные части
речи.

2
ОК 02; ОК
04,05
2

2
ОК 02; ОК 04,
05
2

2

Основное содержание
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий
по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных
наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по
семантике, структуре и
способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы

ОК 02; ОК
04,05
2

Практические занятия:

13

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи
(знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных
предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы
НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.

Тема 3.2
Второстепенные
члены предложения.

Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное
предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование
сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения.
Распространенные и
нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
Основное содержание

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие
условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления
определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов.
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки
препинания при вводных словах и предложениях, вставных
конструкциях. Знаки препинания при обращении
Основное содержание

2

10

ОК 02; ОК 04;
ОК
05,10
ОК 02; ОК 04

2

2
ОК 02; ОК 04;
ОК
05,10
2

2

ОК 02; ОК 04;
14

Тема 3.3. Сложное
предложение.

ОК
05,10
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению.
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные
предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи. Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки
препинания при диалогах. Правила оформления цитат.

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.
Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры
речи.

2

12

Профессионально-ориентированное содержание

Практические занятия:
Практическая
работа Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный,
этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет. Терминология и
профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации.
Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка
художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь

ОК 02; ОК 04;
ОК
05,10
2

ОК 02; ОК 04;
ОК
05,10
2

Практические занятия:

15

Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)
Тема 4.3.
Научный
стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

ОК 02; ОК 04;
ОК
05,10

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Тема 4.4. Деловой
стиль.

2

2

Профессионально-ориентированное содержание

ОК 02; ОК 04;
ОК
05,10

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности.

2

Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Промежуточная аттестация (Экзамен)
Всего:

2
6
72

16

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета «Русский
язык».
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее
специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно
соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов :
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания;
материалы экзамена.
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
телевизор.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Обязательная
Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс – М: Академия, 2022 г. - Электронный
учебник
Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс – М: Академия, 2022 г. - Электронный
учебник
Дополнительная литература
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2017.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник
для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для
студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
17

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд.,
испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник 10 класс - М: Русское слово, 2013 г.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для
общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
18.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений. – М.: Академия, 2001
19.Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. – М.: Академия,1997
20.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.:
Просвещение, 1998
21.Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999
22.Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 2013г
23.Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2013г.
Для преподавателя
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько
И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М.
Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А.
Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.,
2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском
языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
18

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение,
ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е
изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. –
25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексикограмматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия /
Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В.
Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского
языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д.
Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского
языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и
происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

19

5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональ
ная
компетенция
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста.

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

Раздел/Тема

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Тип оценочных мероприятий

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Диктанты
Разноуровневые задания

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с

Устный опрос Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания Проекты
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты Разноуровневые
задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос Деловая
(ролевая) игра Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра Кейсзадания
Выполнение экзаменационного
теста
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы Конспекты Рефераты
Сообщения
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Р 3, Темы 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

20

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

1
2

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».