ОУД.04 Обществознание, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
'К^

«Камы

ГАПОУ СО
' звскии гуманитарнояч^'ский те х н и к у »
7 Е.Е. Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 04. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

основной образовательной программы
подготовки квалифицированный рабочих, служащих по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
профиль обучения: естественно-научный
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
/ г 1
J1.A. Цытыркина

педагогических

V

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н .А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
\Л(с1'7 /
Мадыгина

Составитель: Меньшенин С.А., преподаватель/высшая кв. категория
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований
ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………… 4
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. .22
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………...… 23
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………...………. 31
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………...…… 36
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ……... 37

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и
дополнениями 12.08.2022г.);

примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее –
ПООП СОО);

федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) 43.01.09 «Повар, кондитер»;

примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (для
профессиональных образовательных организаций);

учебного плана по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»;

Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Обществознание».
Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного
общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик
преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»
разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено на достижение следующих
целей и задач.
Цель общеобразовательной дисциплины:
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования
является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в
современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учетом преемственности с основной школой
являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях
патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную
информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного
решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке
жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных
областях общественной жизни с учетом профессиональной направленности организации среднего
профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности,
выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к
предстоящему самоопределению.
4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной области
«Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар,
кондитер».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (базовый уровень) направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр.) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по
«Обществознанию».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и
опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях
и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
5

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
6

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных
ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
7

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным

9

- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

10

проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
ОК 03. Планировать и
- осознание личного вклада в построение устойчивого
реализовывать
будущего;
собственное
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
профессиональное и
другим членам семьи, созданию семьи на основе
личностное развитие.
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
ОК 11. Использовать
Овладение универсальными регулятивными действиями:
знания по финансовой
а) самоорганизация:
грамотности,
- самостоятельно осуществлять познавательную
планировать
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
предпринимательску
собственные задачи в образовательной деятельности и
ю деятельность в
жизненных ситуациях;
профессиональной
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
сфере.
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
11

основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых

ОК 04. Работать в
коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
12

целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
гражданской ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
ОК 05. Осуществлять эмоциональное воздействие искусства;
устную и письменную - убежденность в значимости для личности и общества
коммуникацию на
отечественного и мирового искусства, этнических
государственном
культурных традиций и народного творчества;
языке с учетом
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
особенностей
стремление проявлять качества творческой личности;
социального и
Овладение универсальными коммуникативными
культурного
действиями:
контекста.
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

13

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
ОК 06. Проявлять
уважение закона и правопорядка;
гражданско- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
патриотическую
гуманистических и демократических ценностей;
позицию,
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
демонстрировать
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
осознанное поведение
религиозным, расовым, национальным признакам;
на основе
- готовность вести совместную деятельность в интересах
традиционных
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общечеловеческих
общеобразовательной организации и детско-юношеских
ценностей, применять
организациях;
стандарты
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
антикоррупционного
соответствии с их функциями и назначением;
поведения.
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
14

1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности

15

системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных

сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
16

развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
17

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
18

сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

ПК 1.1.
Подготавливать
рабочее место,

- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
19

причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного

оборудование, сырье,
исходные материалы
для обработки сырья,
приготовления
полуфабрикатов в
соответствии с
инструкциями и
регламентами;

ПК 1.2. Осуществлять
обработку,
подготовку овощей,
грибов, рыбы,
нерыбного водного
сырья, мяса,
домашней птицы,
дичи, кролика;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
20

выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры

- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности

21

взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

1.
1.
2.

Примерные темы
монологических выступлений (докладов)

Правовые аспекты в потребителя и производителя в российском законодательстве;
Политика Российской Федерации глазами потребителя;
2.

Перечень мероприятий

1.
«Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Помним», «Диктант Победы», «Свеча
памяти»;
2.
240 лет со времени учреждения Российской Академии (1783).
3.
День памяти легендарного разведчика Николая Кузнецова...
4.
80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.
5.
80 лет со дня начала операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских
захватчиков.

2.

ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

Основное содержание

52

в т.ч.
теоретическое обучение

30

практические занятия

22

Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

18

в т.ч.
теоретическое обучение

6

практические занятия

12

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)

22

2

3.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Основное содержание учебного материала
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами
общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных
институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой
коммуникации в современном обществе
Тема 1.1.
В том числе практических занятий
Общество и
общественные
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа.
отношения. Развитие Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
общества
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее
противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Перспективы развития профессий в сфере общепита в информационном обществе. Направления
цифровизации в профессиональной деятельности повара, кондитера. Роль науки в решении
глобальных проблем
Основное содержание учебного материала
Тема 1.2.
Биосоциальная
природа человека и
его деятельность

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных
факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные
качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности
и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие
видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятий
23

Объем
в часах
3
10
3

Формиру
емые
компетен
ции
4

2

2

ОК 01
ОК 05

1

1
3

2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.1.,
ПК 1.2

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности повара, кондитера. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере услуг.

1

1

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как
результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социальногуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности повара, кондитера.

1
2

Раздел 2. Духовная культура
Основное содержание учебного материала
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и
духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная
субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества.
Тема 2.1.
Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.
Духовная культура
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали.
личности и общества Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности
обслуживающего персонала в организациях общепита.

8
1

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Тема 2.2.
Наука и образование
в современном мире

1

1

1

ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1.,
ПК 1.2

1
1

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

1
2

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научнотехнологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления
развития образования в Российской Федерации.

1

24

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.1.,
ПК 1.2

ОК 02
ОК 03
ПК 1.1.,
ПК 1.2

Тема 2.3.
Религия

Тема 2.4.
Искусство

Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые
образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональное образование в сфере общественного питания. Роль и значение непрерывности
образования.
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение
поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

Образ профессии повара, кондитера в искусстве.
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Основное содержание учебного материала
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и
методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Тема 3.1.
Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
Экономика- основа
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
жизнедеятельности
экономических циклов
общества
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере общественного питания.
Основное содержание учебного материала
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
Тема 3.2.
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Рыночные отношения Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
в экономике.
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины,
Финансовые
виды, последствия
институты
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения.
Эластичность предложения.
25

1

2
2
1
2
1
1
1
16
1

1

1
1
4

2

2
2

ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 05
ПК 1.1.,
ПК 1.2

ОК 02
ОК 07
ОК 10

ОК 01
ОК 03
ОК 10

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные
агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности
труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность.
Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в сфере общественного питания. Стратегия поведения при поиске
работы. Возможности профессиональной переподготовки специалистов в сфере питания.

2

2

2
2
2

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость,
способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере общественного питания.
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние
эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в
Российской Федерации

1
2

Основное содержание учебного материала
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и
импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли.
Профессионально ориентированное содержание

1

26

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 10

1

ОК 01
ОК 03
ОК 10
ПК 1.1.,
ПК 1.2

1
2

2

1
1

ОК 01
ОК 10

ОК 06
ОК 10

Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в сфере
общественного питания.
Собственное производство как средство устойчивого развития государства.
Раздел 4. Социальная сфера
Основное содержание учебного материала
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное
неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально
Тема 4.1.
незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Социальная
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы
структура общества.
Положение личности и каналы в современном российском обществе
в обществе
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе.
Возможности профессионального роста
Основное содержание учебного материала
Тема 4.2.
В том числе практических занятий
Семья в современном Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции
мире
развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные
Тема 4.3.
Этнические общности отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
и нации
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Тема 4.4.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций.
Социальные нормы и
Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
социальный
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
контроль.
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального
Социальный
психолога.
конфликт и способы
Профессионально ориентированное содержание
его разрешения
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной
ситуации.
Раздел 5. Политическая сфера
27

1
8
1

1

ОК 01
ОК 05

1
1
2
2
2

ОК 05
ОК 06

2
2

ОК 05
ОК 06

2
1

1

1
1
8

ОК 04
ОК 05

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая
система

Основное содержание учебного материала
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты.
Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской
Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции
государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального)
устройства, политический режим Типология форм государства

4

В том числе практических занятий

2

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской
Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства,
механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской
Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Основное содержание учебного материала

Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

2
ОК 05
ОК 06

2

3

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие.
Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной
политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в
области защиты прав работника.

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
28

2
ОК 03
ОК 04
2
1
1
20

Основное содержание учебного материала
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Тема 6.4.

2

Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы
и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения,
их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социальноэкономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационноправовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в
образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг
В том числе практических занятий
Контрольная работа
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования
трудовых отношений в сфере общественного питания.
Основное содержание учебного материала
29

2

1
2
2
2

2

ОК 01
ОК 05
ОК 10

ОК 02
ОК 06
ОК 07

4

2
ОК 02
ОК 05
ОК 06

4
2
2
4

ОК 02

Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Тема 6.5.
Основы
процессуального
права

Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная
ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на
благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности
уголовной ответственности несовершеннолетних
В том числе практических занятий
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность
за налоговые правонарушения

ОК 06
ОК 10
2

2
2

Основное содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса

4

В том числе практических занятий
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса.
Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

2

2

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего

72

30

ОК 02
ОК 05
ОК 10

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета общественных
дисциплин № 20;
Имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:

Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемио-логических правил и
нормативов и быть оснащено оборудованием, указанным в требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
Технические средства обучения:

В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов
Основная
1.
2.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2018.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2018.

Дополнительная
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 10 класс - М: Просвещение, 2018
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 11 класс - М: Просвещение, 2018
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание. – М.: Академия, 2010
Александрова, И.Ю. Практикум по обществознанию. – М.: Айрис – пресс,2007
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М.: Академия, 2007
Смирнов, И.П. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание»: учебное пособие. –
М.: Академия,2000
Кравченко, А.И. Обществознание: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, Мастерство, Высшая
школа, 2001
Липсиц, И.В. Экономика учебник для 10 -11 классов М: ВИТА–ПРЕСС , 2019
Соколова, С.В. Основы экономики: учебное пособие для профессионального образования. – М.:
Академия, 2006
Боголюбов, Л.Н. Право 10 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
Боголюбов, Л.Н. Право 11 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
Яковлев, А.И. Основы правоведение: учебник для профессионального образования. - М.: Академия,
2008
Шкатулла, В.И. Основы права: уч. пособие для студентов профессионального образования.- М.:
Академия, 2010
31

Шкатулла, В.И. Основы права: уч. пособие для студентов профессионального образования.- М.:
Академия, 1999
Для преподавателей
1.
Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
2.
Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3.
Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4.
Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5.
Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
7.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
8.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
9.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.
— М., 2013.
10.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. — М., 2014.
11.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум. — М., 2014.
12.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
13.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые
тестовые задания. — М., 2015.
14.
Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
15.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
16.
17.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
18.
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ.
— 2006. — № 23. — Ст. 2381.
19.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
20.
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
21.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
22.
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
23.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
24.
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
25.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
26.
№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
27.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
28.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом
от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
29.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
30.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ
РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
31.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
32.
№ 15. — Ст. 766.
33.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
34.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
32

35.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст.
823.
36.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
37.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
38.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ
РФ. — 2012.
39.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
40.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002.
— № 2. — Ст. 133.
41.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995.
— 4 мая.
42.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999. — № 18. — Ст. 2222.
43.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной
казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
44.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
45.
Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
46.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
N413"
47.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з).
48.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
49.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.
— М., 2014.
50.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Дополнительные источники
Для студентов
1.
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2.
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3.
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
4.
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
5.
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Для преподавателей
1.
Методические материалы по ОД «История» РП ОД.
2.
Реестр примерных основных образовательных программ СОО.
3.
Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного
общего образования.
Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего
образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
33

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе

ОК 01
ОК 05

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.1.
ПК 1.2.

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.1.
ПК 1.2.

Познавательные задания
 Вопросы проблемного характера
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 1.2.
 Задания к документам, содержащим
Биосоциальная природа социальную информацию
человека и его
 Проектные задания
деятельность
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
Тема 1.3.
 Задания к документам, содержащим
Познавательная
социальную информацию
деятельность человека.

Познавательные задания
Научное познание
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура

ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1.
ПК 1.2.

ОК 02
ОК 03
ПК 1.1.
ПК 1.2.

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества




Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 2.2.
 Задания к документам, содержащим
Наука и образование в
социальную информацию
современном мире
 Проектные задания
Тестирование

34

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 05
ПК 1.1.
ПК 1.2.

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества

ОК 02
ОК 07

ОК 01
ОК 03
ОК 07
ОК 10

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 10

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 3.1.
Экономика - основа  Задания к схемам, таблицам,
жизнедеятельности
диаграммам, инфографике
общества
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
Тема 3.2.
 Задания к документам,
Рыночные отношения в
содержащим социальную
экономике. Финансовые
информацию
институты
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
Тема 3.3.
 Задания- задачи
Рынок труда и
 Задания к схемам, таблицам,
безработица.
диаграммам, инфографике
Рациональное
поведение потребителя Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 01
ОК 03
ПК 1.1.
ПК 1.2.

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

ОК 01
ОК 07

Тема 3.5.

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания - задачи
 Задания к документам, содержащим
социальную информацию
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания

35

Экономика и
государство

ОК 06
ОК 07



Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Познавательные задания
Тема 3.6.
Основные тенденции  Вопросы проблемного характера
развития экономики  Работа с документами, содержащими
России и
социальную информацию
международная
Самооценка и взаимооценка знаний
экономика
/умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

ОК 05
ОК 06

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 4.2.
 Задания к документам, содержащим
Семья в современном
социальную информацию
мире
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 4.3.
 Задания к документам, содержащим
Этнические общности и социальную информацию
нации
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 04
ОК 05

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль. 
Социальный конфликт 
и способы его
разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера

ОК 05
ОК 06

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 5.1.
Политика и власть.  Задания к документам, содержащим
Политическая система
социальную информацию
Тестирование
36

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 03
ОК 04

Устный опрос
Познавательные задания
Тема 5.2.
Политическая культура Задания- задачи
общества и личности.  Задания к документам, содержащим
Политический процесс
социальную информацию
и его участники
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

ОК 01
ОК 05
ОК 07

ОК 02
ОК 06
ОК 07

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 06
ОК 07

ОК 02
ОК 05
ОК 07

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос
Тема 6.2.
Познавательные задания
Основы
 Задания- задачи
конституционного
Тестирование
права Российской
Самооценка и взаимооценка знаний
Федерации
/умений обучающихся
Тема 6.3.
Правовое
регулирование

гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 6.4.
Правовое
Устный опрос
регулирование
Познавательные задания
налоговых,
 Задания- задачи
административных,
Тестирование
уголовных
Самооценка и взаимооценка знаний
правоотношений.
/умений обучающихся
Экологическое
законодательство
Устный опрос
Познавательные задания
Тема 6.5.
 Задания- задачи
Отрасли
Тестирование
процессуального права
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

37

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07

Выполнение заданий промежуточной
аттестации

38

6.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

39

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».