ОУД.05 География, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
ШЩРЖДАЮ:
^ ^ Ш ф щ Т А П О У СО
•к-^0^ хКамыщловский гуманитарнотехнолёрия^кий техникум»
.КА М ЫШЛО
Е.Е. Бочкарева
pfiag S
Г УМ Ап'
ТЕХЯОЯ „
ЩЩ / / / - Щ
Т £ Х Н !^ №

’Q zir. -

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 05 «ГЕОГРАФИЯ»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
профиль обучения; естественно-научный
уровень образования: базовый

г. К амы ш лов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
_________ JI.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
_____S 4 c rf/
Т.А. Мадыгина

Составитель:
Н.Н.
Чингина,
преподаватель
Государственного
автономного
профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский
гуманитарно-технологический техникум».

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО по
профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................... 4
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ .. 19
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................... 20
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 28
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................... 29
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ…30

3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «География» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее
– ПООП СОО);
 федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 ПОВАР,
КОНДИТЕР;
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» (для
профессиональных образовательных организаций);
 учебного плана по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР;
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«География».
Программа общеобразовательной дисциплины «География» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от
30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «География»
разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «География» (базовый уровень)
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр)
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной
рабочей программой «География».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетического воспитания:

5

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
6

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

7

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Наименование и
код компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

1

Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
- понимать роль и место современной географической науки
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
в системе научных дисциплин, ее участии в решении
трудолюбие;
важнейших проблем человечества: приводить примеры
- готовность к активной деятельности технологической и проявления глобальных проблем, в решении которых
социальной направленности, способность инициировать, принимает участие современная географическая наука, на
планировать и самостоятельно выполнять такую
региональном уровне, в разных странах, в том числе в
деятельность;
России; определять роль географических наук в достижении
- интерес к различным сферам профессиональной
целей устойчивого развития;
деятельности,
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
Овладение универсальными учебными
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
познавательными действиями:
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
народонаселения); выбирать и использовать источники
проблему, рассматривать ее всесторонне;
географической информации для определения положения и
- устанавливать существенный признак или основания
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
для сравнения, классификации и обобщения;
положение и взаиморасположение географических объектов
- определять цели деятельности, задавать параметры и
в пространстве;
критерии их достижения;
- сформировать системы комплексных социально
- выявлять закономерности и противоречия в
ориентированных географических знаний о закономерностях
рассматриваемых явлениях;
развития природы, размещения населения и хозяйства:
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
различать географические процессы и явления и
соответствие результатов целям, оценивать риски
распознавать их проявления в повседневной жизни;
последствий деятельности;
использовать знания об основных географических
- развивать креативное мышление при решении
закономерностях для определения и сравнения свойств
жизненных проблем
изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
б) базовые исследовательские действия:
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) для базового уровня
обучения

ОК 02
Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 09
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
10

процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия
природы и общества; приводить примеры взаимосвязи
глобальных проблем; приводить примеры возможных путей
решения глобальных проблем;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов наблюдения; формулировать обобщения и
выводы по результатам наблюдения;

поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;

- сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения
новых знаний о природных и социально-экономических
процессах и явлениях, выявления закономерностей и
тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, геоинформационные системы),
адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и
другие источники географической информации для
выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам разного
содержания и другим источникам географической
информации качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и
явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать
и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
ОК 03 Планировать В области духовно-нравственного воспитания:
- владеть умениями географического анализа и
и реализовывать
- сформированность нравственного сознания, этического интерпретации информации из различных источников:
собственное
поведения;
находить, отбирать, систематизировать информацию,
профессиональное - способность оценивать ситуацию и принимать
необходимую для изучения географических объектов и
и личностное
осознанные решения, ориентируясь на моральноявлений, отдельных территорий мира и России, их
развитие.
нравственные нормы и ценности;
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
ОК 11
- осознание личного вклада в построение устойчивого
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Использовать
будущего;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
знания по
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
финансовой
другим членам семьи, созданию семьи на основе
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
грамотности,
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
интерпретации информации из различных источников
планировать
соответствии с традициями народов России;
географической информации; критически оценивать и
11

предпринимательск
ую деятельность в
профессиональной
сфере.

ОК 04 Работать в
коллективе и
команде,
эффективно

Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
12

интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;

взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

ОК 05
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с
учетом
особенностей

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;

13

- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов
в пространстве;

социального и
культурного
контекста.

- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

- сформировать систему комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;

ОК 06 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- понимать роль и место современной географической науки
в системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук в достижении
целей устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их

14

антикоррупционног - принятие традиционных национальных,
о поведения.
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
15

обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания
для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

ОК 07
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

16

- сформировать систему комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования географических знаний;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные источники

ОК 10
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках.

- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
17

географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания
для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания
для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших социально-экономических и
геоэкологических процессов; оценивать изученные
социально-экономические и геоэкологические процессы и
явления;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:

Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

18

находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания
для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач

Примерные темы
монологических выступлений (докладов)
1.Размещение населения мира: географические особенности и закономерности.
2.Отраслевая структура сельского хозяйства с учетом местных природных условий
3.Глобальный экологический кризис: проблема и пути решения.
4. Главные центры мировой торговли
5.География отраслей международной специализации России
Индивидуальных проектов
- Особенности урбанизации в развивающихся и развитых странах ;
- Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;
- Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;
- «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;
- Международный туризм в различных странах и регионах мира;
- «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;
- Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;
- Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;
- Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;
- Особенности современного экономико-географического положения России;
- Внешняя торговля товарами России;
- Глобальная проблема изменения климата.
Перечень мероприятий
11 января — День заповедников и национальных парков ( Отмечается с 1997 года по
инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного фонда дикой природы в честь первого
российского заповедника — Баргузинского, открывшегося в 1916 году)
21 марта — Международный день лесов (Принят Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюция
от 21 декабря 2012 г.)
22 марта — Всемирный день водных ресурсов (Отмечается по решению ООН с 1922 г.)
22 апреля — Международный день Земли (Отмечается с 1990 г. по решению ЮНЕСКО.

2. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы ОД

72

Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

лабораторные/практические занятия

20

консультации

0

Профессионально ориентированное содержание

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

лабораторные/практические занятия

8

Форма контроля - дифференцированный зачет

2

20

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
Введение
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с ними.
Традиционные и новые методы географических исследований. Географические карты
различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические группы в
соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
мира
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и

Объём
часов
3

2

6

21

ОК 01.
ОК 02.
ОК 09

38
6

несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления,
4
типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности
социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на политическую
карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в
современном мире
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
2
Содержание учебного материала

Формируемые
компетенции
4

ОК 02.
ОК 04.
ОК 10.

Наименование
разделов и тем
Тема 1.2. География
мировых природных
ресурсов

Тема 1.3. География
населения мира

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов природных
ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.).
Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы
Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный
потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды

Объём
часов

Практическое занятие
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)»
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической ситуацией»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира.
Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество жизни
населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения,
обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и
грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав
населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных
странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах мира. Миграции
населения, их основные причины и направления. Урбанизация. Масштабы и темпы
урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная» урбанизация, субурбанизация,
урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы
Практическое занятие

2
2

22

2

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

6

2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 09

2

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира (особенности
демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества жизни населения,
сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и глобализация
мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место
и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

Объём
часов

*Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс
мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная
промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические особенности
развития мировой электроэнергетики

16

2
20

2

2

2

Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной металлургии
мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
2

Транспортный комплекс
23

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 09
ОК 11.

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот транспорта.
Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие
мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности

Объём
часов

Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских,
деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли услугами

2

Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение непроизводственной сферы мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики сферы услуг»
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха»

Формируемые
компетенции

2

2
2
2
2

Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира

28

Тема 2.1.
Зарубежная Европа

6
2

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
24

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.

Наименование
разделов и тем

Тема 2.2.
Зарубежная Азия

Тема 2.3. Африка

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природноресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности
отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной
Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской страны»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. «Горячие точки» современной зарубежной
Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов
зарубежной Азии. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Азии
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства стран
Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала и
особенности населения Африки

25

Объём
часов

Формируемые
компетенции
ОК 02.
ОК 03.

2
2
6

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

Наименование
разделов и тем

Тема 2.4. Америка

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности развития
субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее преодоления. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение предприятий
профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли хозяйства и
экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и развития.
Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и
экономические районы Канады
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие
№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран
Северной и Латинской Америки»
Содержание учебного материала

26

Объём
часов

Формируемые
компетенции

6

4

2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

Наименование
разделов и тем
Тема 2.5. Австралия
и Океания

Тема 2.6. Россия в
современном мире

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства
Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
Австралии и Океании

Объём
часов

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и
геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом
хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География
отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение предприятий
профильной отрасли в России

6

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2

Практические занятия
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом
разделении труда»
4
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами
России»
2
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
проблем.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов.
Глобальные
Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных.
2
прогнозы, гипотезы Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как
и проекты
особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости
развивающихся стран. *Влияние предприятий профильной отрасли на глобальные проблемы.
27

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 11.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09
ОК 11

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
Всего

28

Объём
часов
2
72 часа

Формируемые
компетенции

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы общеобразовательной дисциплины «География» происходит в
учебном кабинете, в котором имеется свободный доступ в Интернет во время учебного
занятия.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Технические средства обучения:
- телевизор,
- ноутбук.
Оборудование учебного кабинета:
 учебно-методический комплект преподавателя;
 наглядные пособия (контурные карты, комплекты учебных таблиц, плакатов,
настенных географических карт и др.);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие
освоение
общеобразовательной
дисциплины
«География»,
рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, географическими атласами,
справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по
географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты имеют
возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в
свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам)
Для выполнения практических заданий студентам используют простой и цветные
карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. География. 10 -11 класс. – М., «Просвещение» 2019.
Для преподавателей
1. Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2017.
2. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. —
М., 2018.
3. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). —
М., 2019.
4. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д.Аксенова.
— М., 2018.
5. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2018.
29

Интернет-ресурсы
1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернетэнциклопедии).
2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной
организации при ООН (ФАО).
3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

5. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09
ОК 10.
ОК 11.

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
В Р 1, Тема 1.3. 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Р 1, Тема 1.4.
Р 2, Темы 2.6
Р 3, Тема 3.1

30

тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

И

ДОПОЛНЕНИЙ,

До
внесения
изменений
и
дополнений

ВНЕСЕННЫХ

После
изменений и
дополнений

1
2

31

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

В

РАБОЧУЮ

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».