Положение о реализации ОП с применением дистанционных форм обучения КГТТ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Рассмотрено и одобрено
Советом техникума
Протокол № 48 от 25.03.2020г.

Утверждено приказом директора
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарнотехнологический техникум»
от 27.03.2020г. № 179-од

Рассмотрено и одобрено
Педагогическим советом от 27.03.2020

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ГАПОУ СО «КАМЫШЛОВСКИЙ ГУМАНИТАРНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Камышлов, 2020

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в
государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской
области «Камышловский гуманитарно –технологический техникум» (далее - Техникум).
1.2. В Положении определен порядок работы структурных подразделений, роли и функции
отдельных подразделений и основные принципы их взаимодействия при реализации электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном процессе Техникума.
1.3. Требования настоящего положения являются обязательными для выполнения всеми
структурными подразделениями Техникума, участвующими в реализации образовательных
программ любых уровней с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
1.4. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативно правовыми
документами:
— Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 М 273 -ФЭ
— Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
— Письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381«0 направлении методических
рекомендаций» (вместе с — «Методическими рекомендациями по использованию электронного
обучения, дистанционных образовательных

технологий

при

реализации дополнительных

профессиональных образовательных программ»);
— Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических —
рекомендаций по — реализации дополнительных — профессиональных — программ» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с
использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой
форме»)
— Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы
— Паспорт приоритетного регионального проекта «Современная цифровая образовательная
среда Свердловской области»
Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015г. №349-р Об утверждении комплекса мер и
целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование
системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.
— Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Федеральные государственные образовательные
стандарты среднего профессионального образования по соответствующим профессиям/
специальностям.
— ГОСТР 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Электронные образовательные ресурсы.
— ГОСТР 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики;

— Устав ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
— Локальные нормативные акты Техникума, регламентирующие

порядок

организации

образовательной деятельности
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. М 22 "Об утверждении
перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация
образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" ГОСТР 52653 -2006.
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».

2. Основные термины и определения
№

Термин

Определение

1.

Виртуальная
образовательная

Информационное пространство взаимодействия участников учебного
процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации,
включающее комплекс компьютерных средств и — технологий,
позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной
среды и коммуникацию участников

среда

2.

Демонстрационный Формат выпускной квалификационной работы по профессиям ТОП-50,
экзамен
предусматривающий моделирование реальных производственных условий
при решении практических задач профессиональной деятельности

3.

Информационно- Информационные процессы и методы работы с информацией,
компьютерные
осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств
технологии (ИКТ) телекоммуникации

4.

Портал
дистанционного
обучения

Информационная система, используемая для создания, хранения, доставки
образовательного контента, представленного совокупностью электронных
образовательных ресурсов и управления обучением.

5.

Образовательная
программа (ОП)

6.

Образовательная

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты), организационно-педагогических условий и
форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного
графика, рабочих
дисциплин,
иных
Совокупность
применяемых
методов программ
обучения,
обеспечивающих
компонентов,
а также оценочных
и методических
достижение
запланированных
результатов
обученияматериалов

технология
7.

образовательные

Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств
информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных
систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися
образовательных программ
в полном
объемев независимо
их
Образовательные
технологии,
реализуемые
основном с от
применением
местонахождения
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на

технологии (ДОТ)

расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников

Электронная
информационно-

8.

образовательная
среда
(ЭИОС)
Дистанционные

9.

Электронное
обучение (ЭО)

Организация образовательного процесса с применением содержащейся в
базах данных и используемой при реализации образовательных программ
информации и обеспечивающих ее обработку информационных —
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников

10.

Онлайн - курс

11.

Открытый онлайнкурс (ООК)

Обучающий онлайн-курс с интерактивным контентом и открытым
доступом через сеть Интернет, размещённый на порталах открытого
онлайн-образования, которые дают возможность изучать выбранные
онлайн-курсы

12.

Прокторинг

Мониторинг прохождения промежуточного (текущего) контрольного
мероприятия, с предоставлением отчетных материалов и проведением
процесса идентификации слушателя. При проведении промежуточной
аттестации может использоваться онлайн- и офлайн-прокторинг.

13.

Онлайнпрокторинг

Процедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводится
удаленно, с использованием специализированного программного
обеспечения (зачет/экзамен сдается на внешнем ресурсе в режиме
удаленного доступа)

14.

Офлайнпрокторинг

Процедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводится
непосредственно в аудитории.

15.

Проктор

Преподаватель или иной работник, осуществляющий контроль сдачи
удаленного экзамена и проводящий идентификацию личности

Обучающий курс с массовым интерактивным участием с — применением
технологий электронного обучения и открытым доступом через сеть
Интернет, одна из форм дистанционного образования; чаще всего
представляет собой структурированные учебные материалы, размещённые в
цифровом виде на платформе (сайте) в сети Интернет, доступные для
изучения и прохождения контроля усвоения учебного материала либо
свободно, либо после регистрации пользователя (обучающегося) и
соответствующие определённой дисциплине (междисциплинарному курсу)
осваиваемой основной профессиональной образовательной программы

16.

Тьютор

Лицо, (педагогический работник или иной работник) реализующий
поддержку и оперативный контроль за работой студентов в электронной
информационно-образовательной среде

17.

Электронный
образовательный
ресурс (ЭОР)

Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме,
наполненный предметным содержанием, сформированным в соответствии
с регламентированной структурой и содержащий описывающие его
метаданные

18.

Цифровое
портфолио
обучающегося

Результаты индивидуального личностного профессионального развития в
обучающегося период обучения в колледже, зафиксированные в
электронной информационно - образовательной среде колледжа

19.

Технологические
площадки
удаленного
доступа

Помещение, оборудованные в соответствии со стандартами 5КШ,

20.

Электронная
библиотека

Систематизированная коллекция электронных документов и
образовательных ресурсов, включающих издания и мультимедийные
образовательные ресурсы, используемые для информационного
обеспечения образовательного процесса

21

Тьютор

Работник, реализующий оперативную поддержку и контроль за работой
студентов и преподавателей в электронной информационнообразовательной среде

электронного
обучения

обеспечивающих возможность анализа и контроля выполнения
практических занятий с использованием дистанционных форм
организации образовательного процесса

3. Сокращения и обозначения
Сокращение
Техникум

Полное наименование
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно –

РФ

технологический техникум»
Российская федерация

СО

Свердловская область

ОУ

Образовательное учреждение

оп
эо
дот

Образовательная программа

ЭОР

Электронный образовательный ресурс

РПД

Рабочая программа дисциплины

Электронное обучение
Дистанционные образовательные технологии

ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт

спо
эиос
ок
оок
мдк

Среднее профессиональное образование
Электронная информационно-образовательная среда
Онлайн-курс
Открытый онлайн-курс
Междисциплинарный курс

4. Цель, задачи и основные принцип применения ЭО и ДОТ в образовательном процессе
4.1. Основной целью применения ЭО и ДОТ в образовательном процессе Техникума является
создание единой
информационно - образовательной среды, позволяющей предоставлять
возможность получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям
обучающихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального
положения и организовать сетевое взаимодействие с территориально удаленными
образовательными организациями
4.2. Применение ЭО и ДОТ в учебном процессе способствует решению следующих задач:
- повышения качества образовательного процесса за счет применения в учебном процессе
информационно - компьютерных технологий;
- создания условий для организации анализа и контроля выполнения обучающимися практических
занятий и — сдачей экзаменов/зачетов;
- создания условий для качественного и эффективного освоения образовательных программ
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- создания условий для реализации образовательных программ в сетевой форме, вовлечение
преподавателей и обучающихся в виртуальную академическую мобильность;
- обеспечение доступности и открытости образовательного процесса, прозрачности процедур
оценки результатов обучения и внедрения современных образовательных технологий (в том числе,
на базе дополненной виртуальной реальности);
- подготовка и адаптация контента (методического и программного обеспечения) с использованием
цифровых образовательных технологий, в том числе для электронного обучения и
автоматизированного удаленного контроля;
- создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
- расширение возможностей персонализации процесса обучения, интенсификации самостоятельной
работы обучающихся.
4.3. Основными
принципами применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ являются:
- принцип педагогической целесообразности применения ЭО, ДОТ в образовательной программе,
учебной дисциплине;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности взаимодействия участников учебного
процесса в виртуальном образовательном пространстве;
- принцип адаптивности, позволяющий использовать учебные материалы нового поколения,
основанные на новых цифровых технологиях в конкретных условиях учебного процесса:
интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
- принцип гибкости, позволяющий обучающимся осваивать учебный материал в необходимом для
них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий из набора независимых электронных курсов (модулей)
формировать образовательную программу;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.

4.4. Для реализации учебного процесса в Техникуме с применением ЭО, ДОТ возможно
использовать социальные сети, информационно-учебные порталы, портал дистанционного обучения,
имеющий в своей основе Мооd1е (Система
управления дистанционным обучением модульная
объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Система дистанционного обучения
является структурной составляющей электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС)
Техникума.
4.5 Техникум вправе применять ЭО и ДОТ только в рамках реализации ОПОП СПО, для
которых соответствующими ФГОС СПО предусмотрено право применения электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
4.6. С применением ЭО и ДОТ могут реализовываться:
- основные образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке
специалистов среднего звена;
- основные образовательные программы среднего профессионального образования подготовки
квалифицированных рабочих и служащих;
- дополнительные образовательные программы профессионального обучения (профессиональная
подготовка, переподготовка, повышение квалификации);
- иные образовательные услуги (преподавание специальных курсов, консультирование, организация
и проведение конкурсов).
4.7.Основой организации учебного процесса в Техникуме с применением ЭО, ДОТ являются
учебные планы по направлениям подготовки, составленные в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами (ФГОС).
ЭО и ДОТ могут применяться в полном или частичном объеме (по отдельным модулям, или
дисциплинам, или курсам), в сочетании с занятиями, предполагающими непосредственное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников, либо с полным исключением таких
занятий (применение исключительно ЭО и/или ДОТ) при реализации ОП любых уровней.
Использование ЭО и ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и
практических занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися. Соотношение
объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО, ДОТ
или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся
определяется образовательным учреждением исходя из целесообразности.
4.8 Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов, которые могут
быть представлены в различных форматах.
4.9 В случае применения ЭО, ДОТ необходимо отразить в рабочих программах
дисциплин/междисциплинарных курсах (МДК) с указанием используемых ЭОР и ОК, все
изменения заносятся в документы через лист внесения изменений.
4.10 В случае проведения мероприятий промежуточной, итоговой аттестации с применением
ЭО, ДОТ могут быть использованы программы и средства идентификации личности обучающегося
(например, веб-камеры), либо аттестационное мероприятие должно проводиться с доступом
обучающегося в ЭИОС с рабочего места, где производится процедура идентификации личности.

5. Участники образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ
5.1. Участниками образовательного процесса (субъектами), реализуемого с применением ЭО и ДОТ
являются или могут быть:
—

обучающиеся техникума всех форм обучения,

—

обучающиеся других образовательных организаций, участвующие в реализации сетевых

образовательных программ в соответствии с локальными нормативными актами техникума и
договорами о сетевом взаимодействии;
—
педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал
техникума, а также сотрудники других учебных заведений среднего профессионального
образования.
5.2 Основные подразделения, участвующие в реализации учебного процесса с применением ЭО и
ДОТ и их функции представлены в Таблице 1. Учебный процесс с применением ЭО, ДОТ
обеспечивают:
- преподавательский состав, имеющий достаточный уровень подготовки в области ЭО, ДОТ;
- административный и учебно-вспомогательный персонал
для реализации образовательных
программ с применением ЭО, ДОТ. Организационное и методическое взаимодействие ОУ с
педагогическими работниками может осуществляться в удаленном доступе.
5.3 В целях непрерывной актуализации знаний, умений и компетенций всем работникам
Техникума, участвующих в реализации учебного процесса с применением ЭО и ДОТ, необходимо
не менее 1 раза в 2 года проходить переподготовку и участвовать в научно-методических семинарах
и конференциях по данной тематике.

6. Учебно-методическое и техническое обеспечение учебного процесса с
применением ЭО и ДОТ
6.1. Основу учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением ЭО и ДОТ
составляют электронные образовательные ресурсы, размещенные в ЭИОС, издания электронной
библиотечной системы техникума.
6.2. Техническое обеспечение ЭИОС включает в себя:
- платформы для хранения и функционирования программного и информационного обеспечения
ЭИОС;
- средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения
эксплуатации, хранения программного и информационного обеспечения, непрерывного доступа (в
режиме 24x7) и из любой точки преподавателей и обучающихся к ЭИОС;
- коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОС через локальную сеть и сеть
Интернет.
- технологические площадки удаленного доступа, обеспечивающие возможность анализа и контроля
выполнения практических занятий с использованием дистанционных форм организации
образовательного процесса.
6.3 Программное обеспечение ЭИОС включает в себя:
-систему дистанционного обучения на платформе Мооd1е с учетом актуальных
обновлений и программных дополнений, обеспечивающих разработку и использование ЭОР.

7. Регламент реализации образовательного процесса с применением
ЭО, ДОТ
7.1 Основой учебного процесса с применением ЭО, ДОТ является ученый план
соответствующего направления подготовки и формы обучения (или индивидуальны й план
обучающегося), составленный в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом условий включения
ЭО и ДОТ в образовательный процесс.
7.2 ЭО и ДОТ могут осуществляться в различных формах, отличающихся объемом аудиторных
занятий — преподавателя с обучающимися, организацией учебного процесса и технологиями
обучения.
7.3 Основными видами учебной работы с использованием ЭО или ДОТ являются:
- самостоятельная работа обучающихся с контентом онлайн — курса;
- лекция, в том числе лекция в режиме видео;
- практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный
практикум;
- консультация индивидуальная или групповая;
- сетевое взаимодействие обучающегося и преподавателя и обучающихся между собой;
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация обучающихся.
7.4 В зависимости он направления подготовки, требований ФГОС и профессиональных
стандартов могут использоваться следующие модели применения ЭО и ДОТ в учебном процессе:
- традиционное обучение с веб-поддержкой, сочетающие аудиторные занятия по дисциплине (в
соответствии с учебным планом и рабочей программой) и внеаудиторную работу в рамках ОК,
обеспечивающий самостоятельную работу обучающихся в объеме, предусмотренном рабоч ей
программой данной дисциплины;
- смешанное обучение, сочетающие аудиторные занятия по дисциплине с внеаудиторной учебной
деятельностью в ОК, допускающее сокращение объема аудиторной нагрузки;
- онлайн-обучение (исключительно электронное, дистанционное), когда большая часть учебных
занятий осуществляется в виртуальной образовательной среде, характеризуется высокой
интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия обучающихся с
преподавателем и друг с другом в рамках виртуальной среды обучения.
обеспечение самостоятельной работы обучающихся в объеме, предусмотренном рабочей программой
данной дисциплины

Таблица 1
Функции подразделений, связанных с реализацией ЭО и ДОТ
Подразделение

Функции подразделений, связанных с реализацией ЭО и ДОТ

Администрация

- определяет стратегию развития ЭО и ДОТ,
- контролирует реализацию развития ЭО и ДОТ

Заместитель директора по - организует и контролирует обучение по основным образовательным
УПР
программам, реализуемым с применением ЭО и ДОТ;
- формирует перечень онлайн-курсов внешних онлайн платформ для
Заместитель директора по
использования в образовательном процессе;
УМР
Заведующий отделением - организует
прием
текущей
и
промежуточной
аттестации
обучающихся.
- обеспечивает информационное наполнение ЭИОС электронными
Техник,
Заместитель директора по образовательными ресурсами (ОК) для поддержки процесса обучения;
УПР
осуществляет мониторинг учебного процесса, реализуемого с
применением ЭО и Дот;
- модернизирует и сопровождает электронную информационную
образовательную среду;
- осуществляет техническую консультационную помощь всем
участникам образовательного процесса, реализуемого с применением
ЭО и ДОТ;
- обеспечивает бесперебойное функционирование СДО техникума, ее
администрирование.
- обеспечивает авторизованный доступ пользователей к ЭИОС
Педагог-библиотекарь - обеспечивает регистрацию ЭОР в электронной библиотеке;
- обеспечивает доступ к ЭОР, размещенных в ЭИОС
Председатели ПЦК,
-определяют потребности ЭОР
для образовательных программ с
Заместитель директора по применением ЭО и ДОТ;
УМР
- разрабатывает
методическую документацию по организации и
реализации обучения с применением ЭО и ДОТ;
-осуществляет экспертизу учебно-методических материалов и ОК,
предназначенных для поддержки учебного процесса, реализуемого с
применением ЭО и ДОТ
- формируют перечень онлайн-курсов внешних онлайн платформ для
использования в образовательном процессе;
- организуют работу по разработке электронного контента дисциплин
для поддержки обучения с применением ЭО и ДОТ;
- осуществляет
консультационную
помощь
обучающимся
и
педагогическому коллективу;
- проводит
обучающие
семинары
для
всех
участников
образовательного процесса по использованию сервисов электронной
среды поддержки обучения

Преподаватели

- разрабатывают электронный контент дисциплин, реализуемых с
применением ЭО и ДОТ;
- проводят обучение по дисциплинам с применением ЭО и Дот
- участвуют в повышении квалификации по организации и применения
ЭО и ДОТ в учебном процессе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».