ОУД.05 История, 2022

М инистерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камыш ловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

SSL___ ГАПОу СО
овскии гуманитарноеский техникум»
Е.Е. Бочкарева
ог:П р й к а э ^ 2 9 4 а - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 «История»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
профиль обучения: технологический

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общ еобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
П редседатель__________________ Л.А .Ц ытыркина
СОГЛАСОВАНО:
ектора по УПР
Н.А. Польдяева
и

'

СОГЛАСОВАНО:
Замест
пь директора по УМР
Т.А.М адыгина
г
Составитель:
М еньш енин
Сергей
А натольевич
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО
23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

16

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

17

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

24

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

27

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «История» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
ФГОС СОО;
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования ПООП
СОО;
 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;
 примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для
профессиональных образовательных организаций;
 учебного плана по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;
 рабочей программы воспитания по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей;
 Программа учебного предмета «История» разработана в соответствии с Концепцией
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О
направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «История» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности
специальности.
Содержание программы образовательной дисциплины направлено на достижение
следующих целей и задач:
Цели освоения общеобразовательной дисциплины (ОД) в соответствии с требованиями
ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО:
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на
результаты ФГОС СПО):
− формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
− овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
− воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
− развитие способностей, обучающихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
− рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
− формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и
будущей профессиональной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном обществе.

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и
развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном
мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности с
учетом профессиональной направленности программы среднего профессионального
образования, реализуемой на базе основного общего образования.
Новая концепция преподавания включает базовые принципы, приоритеты, цели,
задачи и основные направления, механизмы с целью совершенствования подходов к
реализации среднего образования в пределах освоения основных образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
(программ
подготовки
квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего
звена).
ОД является частью обязательной предметной области «Общественные науки»,
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профиля
профессионального образования. ОД имеет междисциплинарную связь с дисциплинами
общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными
курсами (МДК) профессионального цикла.
ОД изучается на базовом и углубленном уровнях.
Содержание ОД направлено на достижение всех личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. Достижение
результатов осуществляется на основе интеграции системно-деятельностного,
индивидуального, практико-ориентированного и компетентностного подходов к изучению
истории.
ОД на уровне среднего общего образования в своём содержании базируется на
основе требований ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории и входящего в её состав Историко-культурного
стандарта.
ОД изучается на уровне среднего общего образования и структурно содержит в
себе предмет «История», на базовом уровне включающий учебные курсы по всеобщей
истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. - («История России»), а также
обязательный учебный курс «Россия в мире» («История России в мировом контексте»).
В рамках реализации учебного плана в содержание учебной дисциплины включен
повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времен до 1914 года»
(для углубленного уровня изучения истории).
Кроме этого, содержание ОД включает в себя предмет «Россия в мире», который
изучается на уровне среднего общего образования. Предмет «Россия в мире» изучается на
базовом уровне и включает в себя обязательный учебный курс «Россия в мире» («История
России в мировом контексте»), а также возможные элективные курсы, разработанные в
целях его развития по выбору образовательной организации. При этом курс «Россия в
мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История»
(базовый уровень).
ОД обеспечивает формирование и развитие личности обучающегося, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления
и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной,
социальной и трудовой практике. Это предполагает формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной
России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю
страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему Отечества.

2

ОД реализуется через применение различных видов учебной деятельности: лекция,
практическое занятие, самостоятельная работа, письменный опрос, коллоквиум, семинар,
ролевая игра, консультация, выполнение индивидуального проекта.
Реализация содержания ОД в пределах освоения ООП СПО обеспечивается
соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию курса в рамках
основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью,
цельностью, спецификой подходов к изучению.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в 1-2 семестрах, экзамена во 3
семестре в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО
с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ), по профессии «Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей».
При подготовке рабочей программы по учебному предмету «История»
общеобразовательного цикла использовались следующие нормативно-методические
документы:
1. ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 в ред. в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017
N 613, Приказов Минпросвещения России от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712).
2. Примерная основная образовательная программа СОО (протокол ФУМО по общему
образованию от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3. ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
4. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования
на базе основного общего образования.
5. Примерная
рабочая
программа
общеобразовательной
дисциплины
с
профессиональной составляющей (по профилю обучения).
6. Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам
(«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или
«Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего
профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования,
предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с
включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности
(далее – Методики).

2

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, частью обязательной предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО на
базовом уровне.
В соответствии с учебным планом общеобразовательная дисциплина «История» на
уровне среднего профессионального образования изучается один учебный год (первый и
второй курс обучения). На изучение «Истории» на базовом уровне отводится 172 часа: 60
часов на базовом уровне «История России и Всеобщая история с 1914 до 2020 гг» и 112
часов повторительно-обобщающего курса «История России с древнейших времен до 1914
года».
Современная структура исторического образования определена в Концепции
преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ,
реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной протоколом
Минпросвещения России № ПК-1 вн от 23.10.2020) и основывается на линейном подходе
к изучению истории, обеспечивающем формирование целостного представления о
непрерывном развитии исторического процесса.
Общеобразовательная дисциплина «История» изучается в организациях СПО на
уровне среднего общего образования и включает учебные курсы Всеобщей истории и
Истории России.
Реализация содержания общеобразовательной дисциплины в пределах освоения
ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к
содержанию истории в рамках основного общего образования, однако в то же время
обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Содержание общеобразовательной дисциплины «История» (базовый уровень)
направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и
предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с
11

учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования
(ПООП СОО).
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей;
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления
автомобилей;
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей;
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий;
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей;
ПК3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления
автомобилей;
Личностные результаты отражают:
ЛР1 - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн); ЛР1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР2 - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности; Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР3 - готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР2. Проявляющий активную
гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций.
ЛР4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
ЛР5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
ЛР6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения; ЛР12. Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания.
Метапредметные результаты отражают:
12

МР 01. - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям,
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт, уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
МР 02. - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы
совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей каждого члена
коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и
каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
МР 03. - владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
МР 04. - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МР 05. - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
МР 06. - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб 01. - сформированность представлений о предмете, функциях и методах
исторической науки, особенностях исторического познания;
ПРб 02. - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом в ХХ
– начале XXI в., понимание места России в мировой истории Новейшей эпохи,
сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона;
ПРб 03. - способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной
и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий
и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической
аргументации в школьных и социальных обсуждениях);
ПРб 04. - осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме
участия в подготовке учебных проектов по отечественной истории Новейшего времени,
в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев
и т.д.);
ПРб 05. - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
В программу включены предметные результаты, направленные на формирование
общего представления о коррупционной деятельности и антикоррупционной политике
в истории общества:
 Способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском
государственном аппарате;
13

 Осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации

обязанностей должностных лиц и органов публичного управления;
 Уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;
 Осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов;
 Сформированность представления об эволюции конфликта интересов в российской

истории;
 Способность определить значение использования должностного положения в личных

целях;
 Понимание причин и закономерностей формирования государственной системы

противодействия коррупции;
 Общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления;
 Приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной

политики в XIX в.;
 Сформированность негативного отношения к революционным способам борьбы с

коррупцией;
 Обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства

и общества;
 Уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе

общества;
 Способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;
 Понимание основных закономерностей развития государственных механизмов

противодействия коррупции в коммунистической партии;
Освоение предметных результатов в содержании учебной дисциплины,
направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся,
представлен в программе дидактическими единицами курса Истории России и
реализуется отдельными элементами и примерами в содержании урока по
определенным разделам и темам курса.
СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ».
Профессиональные
компетенции
ПК 1.1. Определять техническое
состояние автомобильных
двигателей;
ПК 2.1. Осуществлять техническое
обслуживание автомобильных
двигателей;

Предметные результаты освоения базового
курса предмета
ПРб 01. - сформированность представлений о
предмете, функциях и методах исторической
науки, особенностях исторического познания;
ПРб 02.- Владение комплексом знаний об
истории России и человечества в целом в ХХ
– начале XXI в., понимание места России в
мировой истории Новейшей эпохи,
сформированность представлений о
соотношении истории мира, своей страны,
региона;

14

ПК 1.4. Определять техническое
состояние ходовой части и
механизмов управления
автомобилей;
ПК 2.3. Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий;

ПК 3.1. Производить текущий
ремонт автомобильных
двигателей;
ПК 3.4. Производить текущий
ремонт ходовой части и
механизмов управления
автомобилей;

ПРб 01. - сформированность представлений о
предмете, функциях и методах исторической
науки, особенностях исторического познания;
ПРб 02. - Владение комплексом знаний об
истории России и человечества в целом в ХХ
– начале XXI в., понимание места России в
мировой истории Новейшей эпохи,
сформированность представлений о
соотношении истории мира, своей страны,
региона;
ПРб 03. - Способность применять
исторические знания в образовательной,
внешкольной и общественной деятельности,
поликультурном общении (анализ
современных событий и ситуаций с учетом их
исторических предпосылок, применение
исторической аргументации в школьных и
социальных обсуждениях);
ПРб 05.- сформированность умений вести
диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1. Развитие техники создания орудий в древности;
2. Особенности средневековой цеховой организации ремесленной технической
деятельности;
3. Вклад М. В. Ломоносова в горное дело и металлургию;
4. Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству (вторая
половина XVIII – конец XIX вв.);
5. Развитие машиностроения в России в XIX в.;
6. Роль автоматизации в промышленной революции конца XVIII – начала XIX вв.;
Перечень мероприятий
1. «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Помним», «Диктант Победы»,
«Свеча памяти»;
2. 80 лет со дня окончания битвы под Москвой (30.09.1941 – 20.04.1942).
3. 80 лет со дня начала Сталинградской битвы (17 июля 1942).
4. «Слава русского оружия» 210 лет со дня победы русской армии в Отечественной
войне 1812 года.
5. 210 лет со времени Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.

15

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета
Основное содержание

184 час
172 часов

в т. ч.:
теоретическое обучение

136 час.

лабораторные/практические занятия

36 часов

Профессионально ориентированное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные/практические занятия
Промежуточная аттестация (экзамен/дифференцированный
зачет)

16

Дифференцированн
ый зачёт
Экзамен 6ч.
Консультация 6 ч.

3.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

№
урока

Наименование тем и разделов

Объем
в часах

Коды общих
компетенций
и личностных
метапредмет
ных,
предметных
результатов,
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы

1семестр (80 час.)

1-2

Введение.

2

Периодизация всемирной истории. История России —
часть всемирной истории.

2

1. Древнейшая стадия истории человечества

4

3-4

Первобытное общество.

2

5-6

Неолитическая революция и ее последствия.

2

2. Цивилизации Древнего мира

8

7-8

Древние цивилизации Востока

2

9-10

Античная цивилизация.

2

11-12

Племена и народы Восточной Европы в древности.

2

13-14

Практическая работа. Особенности цивилизаций
Древнего мира — древневосточной и античной.

2

17

ЛР1. ЛР 5. ОК
05. МР 03.
ПРб 01. ПРб
02.

ЛР2. ЛР 7. ОК
05. ОК 04. МР
02. МР 03. МР
05. ПРб 02

ЛР4. ЛР5. ЛР
7. ЛР6. ОК 02.
ОК 05. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
05. ПРб 04.
ПРб 03.

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

12

15-16

Понятие средневековья. Развитие цивилизаций Востока
в Средние века.

2

17-18

Основные черты западноевропейского феодализма.

2

19-20

Практическая работа. Структура и сословия
средневекового общества.

2

21-22

Западноевропейская цивилизация в Средние века.

2

23-24

Средневековая культура Западной Европы.

2

25-26

Практическая работа. Культурное наследие
европейского средневековья.

2

4. От Руси к Российскому государству.

18

27-28

Народы и государства на территории нашей страны в
древности.

2

29-30

Образование государства Русь.

2

31-32

Русь в конце X – начале XII в.
Древнерусская культура.

2

33-34

Русь в середине XII – начале XIII вв.

2

35-36

Практическая работа. Удельные княжества на Руси в XII
– XIII вв.

2

37-38

Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV вв.

2

39-40

Москва как центр объединения русских земель.

2

41-42

Формирование единого Русского (Российского)
государства в XV веке.

2

43-44

Контрольная работа № 1.

2

18

ЛР4. ЛР5. ЛР
7. ЛР6. ОК 02.
ОК 05. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
05. ПРб 04.
ПРб 03.

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

4. Россия в XVI–XVII веках: от Великого
княжества к Царству.

10

45-46

Россия в XVI веке.

2

47-48

Внешняя политика России в XVI в.
Начало закрепощения крестьянства.

2

49-50

Смута в России.

2

51-52
53-54

Россия в XVII веке.
Внешняя политика России в XVII в.
Практическая работа. Окончание Смуты и возрождение
российской государственности.

5. Страны Запада и Востока в ХVI— ХVIII веке

55-56
57-58
59-60
61-62

Европа в начале Нового времени.

65-66
67-68

2
2

8

ЛР4. ЛР5. ЛР
7. ЛР6. ОК 02.
ОК 05. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
05. ПРб 04.
ПРб 03.

2

Практическая работа. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических
открытий.
Государство и общество стран Западной Европы в XVII XVIII в. Модернизация экономики Европы.
Практическая работа. Европа в XIV – XVIII вв. Идеология
Просвещения и значение ее распространения.

6. Россия в конце XVII – XVIII веке: от Царства к
Империи.

63-64

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

Россия в эпоху преобразований Петра I.
Причины и предпосылки преобразований.
Преобразования Петра I.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
Эпоха дворцовых переворотов.
Внешняя политика России во второй четверти XVIII в.
19

2
2
2

18

2
2
2

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

69-70

Россия в 1760-х – 1790-х гг.

2

71-72

Россия при Павле I.

2

73-74
75-76

Культурное пространство Российской империи в XVIII
в.
Практическая работа. Россия в XVIII веке: становление
российского абсолютизма.

2
2

77-78

Контрольная работа № 2.

2

77-80

Дифференцированный зачет

2
2 семестр (46 час.)

7. Становление индустриальной цивилизации

1-2

3-4

Становление индустриальной цивилизации.
Промышленный переворот и его последствия.

7-8

2

8. Процесс модернизации в традиционных
обществах Востока.

2

Процесс модернизации в традиционных обществах
Востока.

2

9. Российская Империя в XIX – начале XX века.

5-6

2

Проекты либеральных реформ Александра I.
Внешняя политика.
Отечественная война 1812 года.
Венский конгресс и его решения.

28

2
2

9-10

Дворянская оппозиция самодержавию.

2

11-12

Реформаторские и консервативные тенденции в
политике Николая I. Общественная жизнь в 1830–1850е гг.

2

13-14

Внешняя политика России во второй четверти XIX века.

2

20

ЛР4. ЛР5. ЛР
7. ЛР6. ОК 02.
ОК 05. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
05. ПРб 04.
ПРб 03.

ЛР4. ЛР5. ЛР
7. ЛР6. ОК 02.
ОК 05. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
05. ПРб 04.
ПРб 03.

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

15-16
17-18
19-20
21-22

Социальная и правовая модернизация страны при
Александре II.
«Народное самодержавие» Александра III.
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
Экономическая модернизация во второй половине XIX
века.
Внешняя политика России во второй половине XIX века.
Культурное пространство империи в XIX веке.

2
2
2
2

23-24

Контрольная работа № 3.

2

25-26

Россия на пороге ХХ в. Первая российская революция
1905–1907 гг. Начало парламентаризма.

2

27-28

Общество и власть после революции.

2

29-30

Серебряный век российской культуры.

2

31-32

Практическая работа. Этапы Первой русской революции
1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 года.

2

33-34
35-36
37-38

10. Россия в годы Первой мировой войны и
Великой Российской революции (1914–1922). Первая
мировая война и послевоенный кризис.

10

Россия и мир в годы Первой мировой войны.

2

Основные этапы и хронология революционных
событий 1917 г. Начальный этап революции.
Октябрьское вооруженное восстание. Первые
революционные преобразования большевиков.

2
2

39-40

Гражданская война и ее последствия.

2

41-42

Внутренняя политика большевиков.
Культура Советской России в период Гражданской
войны.

2

12. СССР в 1920–1930-е годы. Межвоенный период
(1918–1939).

14

43-44

СССР в 1920-е годы.
Новая экономическая политика.

2

45-46

Дифференцированный зачет

2
3 семестр (46 часов)
21

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб 01.
ПРб 02. ПРб
03. ПРб 04.
ПРб 05.

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

1-2

Национальная политика.
Образование СССР.

2

3-4

Советский Союз в конце 1920-х–1930-е гг.

2

5-6
7-8
9-10
11-12

Культурное пространство советского общества в 1920–
1930-е гг.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Революционные события 1918 – начала 1920-х гг.
Версальско-Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е
гг.
Контрольная работа № 4.

2
2
2
2

13. Вторая мировая война: причины, состав
участников, основные этапы и события, итоги.
Великая Отечественная война. 1941–1945 годы.

10

13-14

Начало Второй мировой войны.
Начальный период Великой Отечественной войны.

2

15-16

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).

2

17-18
19-20

Человек и культура в годы Великой Отечественной
войны.
Завершение Второй мировой войны.
Практическая работа. Историческое значение
Московской битвы.

2
2

14. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир.

18

21-22

СССР в первые послевоенные годы.
Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы.

2

23-24

СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.

2

25-26
27-28
29-30

Внешняя политика СССР в середине 50-х – первой
половине 60-х гг. Отставка Н.С. Хрущева.
Практическая работа.
XX съезд КПСС и его значение.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 80-х
гг.
22

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

2
2
2

ЛР1. ЛР2. ЛР
7. ЛР4. ОК 02.
ОК 04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР 04.
МР 05. ПРб
01. ПРб 02.
ПРб 03. ПРб
04. ПРб 05.

31-32
33-34
35-36
37-38

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов.
Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 80-х
гг.
Политика «перестройки».
Распад СССР (1985–1991 гг.).
Мир и международные отношения в годы холодной
войны (вторая половина половине ХХ века).
Практическая работа. Послевоенное восстановление
стран Западной Европы. «План Маршалла».

15. Российская Федерация в 1992–2020 гг.
Современный мир в условиях глобализации.

2
2
2

2

8

39-40

Становление новой России (1992–1999 гг.).

2

41-42

Внешняя политика России в 90-е гг.

2

43-44
45-46

Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи
модернизации.
Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в.
Современный мир.
Глобальные проблемы человечества.
Итого
Экзамен

23

2
2
172
6

ЛР1. ЛР2.
ЛР 7. ЛР4.
ОК 02. ОК
04. ОК 05.
ОК 06. ОК 09.
МР 03. МР
04. МР 05.
ПРб 01. ПРб
02. ПРб 03.
ПРб 04. ПРб
05.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета
общественных дисциплин № 20;
Имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия
и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемио-логических правил и
нормативов и быть оснащено оборудованием, указанным в требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Технические средства обучения:
В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основная:
1.
Самыгин П.С., Шевелев В.Н., Самыгин С.И. История (СПО): учебник для студентов
СПО. – КноРус., 2019.
2.
Семин В.П., Арзамаскин Ю.Н. История (СПО). Учебное пособие для студентов
СПО. – КноРус., 2019.
3.
Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен
до наших дней. Учебник для студентов СПО. – КноРус., 2018.
4.
Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале
ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015.
5.
Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ!
История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017.
6.
Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных
образовательных
организаций,
осваивающих
профессии
и
специальности СПО. – М., 2017
7.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
8.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно- методический
комплекс. –М., 2017
9. Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М.,
2015.
10. Вторая мировая война в истории человечества:
1939—1945 гг.
11. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М.,
2015.
12. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.
13. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я.
Петрухин. –М., 2014.
24

14. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д.
Бренденберг. – М., 2014.
15. Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г.
Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.
Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.
16. РозентальИ.С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2015.
17. Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015.
18. Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в. (границы и
геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2015.
Для преподавателей:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №
15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.) «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012
4.
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования”».
5.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
6.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. —
М., 2012.
7.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции
единого учебника истории. — М., 2015.
8.
Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного,
социально-экономического
профилей.
Методические
рекомендации. — М., 2013.
9.
История России. 1900 — 1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А.
Данилова. — М., 2010.
10. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 1
11. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Интернет-ресурсы:
25

1.
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
2.
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета
МГУ).
3.
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
4.
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной
лите- ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
5.
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека). www. wco. ru/icons
(Виртуальный каталог икон).
6.
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
7.
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
8.
8. www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
9.
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты
России, изданные в XVI— XVIII столетиях).
10. www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература
СССР).
11. www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»:
электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
12. www. intellect-video. com/russian-history (История России СССР: онлайн-видео).
13. www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
14. www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
15.
www. statehistory. ru (История государства).
15. www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных
конфликтах Российской империи).
16. www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
17. www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
18. www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
19. www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
20. www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
21. www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
22. www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
23. www. temples. ru (Проект «Храмы России»).
24. www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
25. www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917 —
1991 гг. —коллекция Льва Бородулина).
26. www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). 27.
www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
27. www. allphoto. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).
28. www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
29. www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).
30. www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
31. www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
32. www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий,
открыток, документов).
33. www. sovmusic. ru (Советская музыка).
34. www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
35. www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
36. www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
37. www. ecdejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).

26

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «История»
Методы оценки

Наименование образовательных
результатов ФГОС СОО
ПРб 01. - сформированность
представлений о предмете, функциях и
методах исторической науки,
особенностях исторического познания;
ПРб 02. - Владение комплексом знаний
об истории России и человечества в
целом в ХХ – начале XXI в., понимание
места России в мировой истории
Новейшей эпохи, сформированность
представлений о соотношении истории
мира, своей страны, региона;
ПРб 03. - Способность применять
исторические знания в образовательной,
внешкольной и общественной
деятельности, поликультурном общении
(анализ современных событий и
ситуаций с учетом их исторических
предпосылок, применение исторической
аргументации в школьных и социальных
обсуждениях);

ПРб 04. - Осуществление проектной,
учебно-исследовательской деятельности
в форме участия в подготовке учебных
проектов по отечественной истории
Новейшего времени, в том числе – на
региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек,
музеев и т.д.);

ПРб 05. - сформированность умений
вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической
тематике.

Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике

Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике.
Индивидуальный устный опрос с
постановкой проблемных вопросов.
Реализация индивидуального проекта
профессиональной направленности.
Публичный отчет о каждом выполненном
этапе проекта. Публичная защита
индивидуального
проекта.
Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике.
Работа с историческими источниками
профессиональной направленности
(тексты, схемы, планы, карты) в результате
которой у обучающегося складывается свое
мнение и своя оценка исторических фактов.
Публичные выступления во время уроков,
защита практических работ. Публичная
защита
индивидуального проекта
Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике.

27

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

28

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».