ОУД.07 ОБЖ, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
^ ^ ® л о ^ Щ кт°Р ГАП0У с о
^ - г‘г-'нельН!3^ Щ ^ .^ 1Л0ВСКИй гуманитарноснол^Фиеекий техникум»
"*4ц1Ь111
(
/ Е.Е. Бочкарева
§4а - ОД
г.

oj

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
профиль обучения: технологический

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_________ /Ц

Л.А.Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
—Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
______ Т.А. Мадыгина

Составитель: Сухов О.Б., преподаватель организатор ОБЖ, первая
квалификационная категория.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4.

4

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

10

3

11

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

27

5.
6.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана на основе:


федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);


примерной основной образовательной программы среднего

общего образования (далее – ПООП СОО);


федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;


примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» технологического
профиля (для профессиональных образовательных организаций);


учебного плана по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и

обслуживанию автомобилей;


рабочей программы воспитания по профессии 23.01.17 Мастер по

ремонту и обслуживанию автомобилей.
Программа

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана в соответствии с Концепцией преподавания
общеобразовательных
направленности

дисциплин

программ

с

среднего

учетом

профессиональной

профессионального

образования,

реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики

в

сфере

профессионального

среднего

обучения

профессионального

Министерства

образования

просвещения

и

Российской

Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» разработано на основе:
4

синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности профессии
Содержание программы образовательной дисциплины направлено
на достижение следующих целей и задач:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные
интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития
личности, общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного
отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Планируемые результаты освоения дисциплины.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.

5

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1 Определять техническое состояние автомобильных двигателей
ПК 1.3 Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
ПК 1.4 Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня
изучения (ПРб) результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования.
Коды
результатов
ЛР 03
ЛР 11

ЛР 12
ЛР 13

ЛР 14

МР 01

Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Готовность к служению Отечеству, его защите
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
6

МР 02
МР 03

МР 04

МР 05

МР 06
МР 07
ПРб 01

ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07.
ПРб 08
ПРб 09

корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищённость
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора
Знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз
Сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера,
а также асоциального поведения
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности
Знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение
из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)
Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций
Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным для них признакам, а также использовать различные
информационные источники
Умение применять полученные знания в области безопасности на
7

ПРб 10

ПРб 11
ПРб 12

практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности
граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время
призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка
Знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и пребывания в запасе
Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях
и различных видах поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике

Синхронизация профессиональных компетенций и предметные
результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Профессиональные

Предметные результаты освоения базового

компетенции

курса предмета

ПК 1.1 Определять техническое
состояние
автомобильных двигателей

ПРб 06 Знание факторов, пагубно влияющих на
здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)

ПК 1.3 Определять техническое
состояние
автомобильных трансмиссий

ПРб 01 Сформированность представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том числе о
культуре экологической безопасности как о жизненно
важной социально-нравственной позиции личности, а
также как о средстве, повышающем защищённость
личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, включая отрицательное влияние
человеческого фактора

ПК 1.4
Определять техническое
состояние ходовой части
и механизмов управления
автомобилей

ПРб 04 Сформированность представлений о
здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия
личности

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1.Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
8

2.Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во
время стихийных бедствий.
3.Средства защиты дыхательных путей.
4.Средства защиты кожи от внешних негативных воздействий.
5.Массовые средства безопасности.
6.Опасность атомной и ядерной энергетики.
7. История появления ядерного оружия.
8. Последствия крупных аварий на АЭС.
9.История появления ядов и химического оружия.
10. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
11. Стихийные бедствия: смерчи, тайфуны, ураганы, землетрясения,
наводнения. Поведение населения в случае угрозы их возникновения.
12. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь.
13. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
14. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин.
15. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности.
16. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения.
17. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения.
18. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных
бедствий.
19. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные
происшествия.
20. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения,
кровотечения.
21. Выбросы вредных веществ в атмосферу.
22. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
23. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных
предприятиях.
24. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
25. Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и
методы лечения.
26. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
Перечень мероприятий
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая
памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях
воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими
событиями в Беслане...
11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение
сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.
9

21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как
день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

2. Объем учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

1. Основное содержание

46

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

практические занятия

14

2. Профессионально ориентированное содержание

26

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

22

Промежуточная аттестация

Контрольная работа
1сем и 2 сем.

10

3.Содержание и тематическое планирование и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем
в часах

Коды общих
компетенций
(указанных в разделе
1.2) и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы

3

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

10
Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни
Тема 1.2

Содержание учебного материала
- Основные цели и задачи учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности».
- Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества.
Содержание учебного материала

11

-

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05,
ПРб 06, ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 12, ЛР 14,
МР 01, МР 02, МР 04,
МР 03, МР 05
ОК 01-10

2

Психологическое
здоровье

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей среды
на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей
среды. Техносфера
как источник
негативных
факторов

- Угроза снижения психологического здоровья населения, роста психических
расстройств и заболеваний.
- Рост преступлений на основе психических отклонений, в том числе в
молодежной среде. Инфантилизм молодого поколения.
-Требования к психическим и морально-этическим качествам человека.
- Основные понятия о психологической совместимости членов группы,
бригады, коллектива.
- Диагностика и доврачебная помощь при истерии, шоке, панической атаке.
- Влияние психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика
употребления психоактивных веществ.
- Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние человека.
- Личная гигиена и ее значение для психологического здоровья человека.
- Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

Содержание учебного материала

2

- Окружающая среда: природная, техногенная, социальная, производственная.
- Виды негативных факторов по происхождению: природные, биологические,
экологические, техногенные, социальные и антропогенные.
- Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.
- Глобальное и региональное загрязнение среды (водной, воздушной, почв)
объектами экономики (энергетики, промышленности, транспорта, сельского
хозяйства).
- Биологические опасности.
-Техногенные аварии. Социальные и антропогенные факторы техногенных
аварий.
- Глобальная инфантилизация, низкий профессионализм персонала как
фактор ЧС разного происхождения.
Содержание учебного материала

2

Тема 1.4

12

ПРб 06, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12,
МР 02
ОК 01-10

ПРб 01, ПРб 05, ПРб 08
ЛР 14,
МР 04
ОК 03,ОК 4,
ОК 8

6

Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Безопасное
пользование всеми
средствами
передвижения

- Правила содержания и эксплуатации техники. Техника безопасности.
- Правила и безопасность дорожного движения.
- Модели поведения пешехода, велосипедиста, пассажира и водителя
транспортного средства при организации дорожного движения.
- Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте, на производстве, в
цеху, при транспортировке и настройке инфокоммуникационных сетей.
- Средства и методы самообороны. Отработка навыков самообороны при
нападении в подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве, на улице.
Практическое занятие № 4
Отработка моделей поведений в ЧС на транспорте.
Практическое занятие № 5
Отработка навыков самообороны при нападении в подъезде, в лифте, в
замкнутом пространстве, на улице.

Раздел 2.

Тема 2.1
Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

Тема 2.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

2

ОК 03,ОК 4,
ОК 8

2

2
18

Содержание учебного материала

2

- Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характер, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
- Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации. Отработка
поведения при ЧС. Умение организовать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций.
- Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной
природной автономии: ЧС или катастрофа.
- Вынос пострадавшего из задымленного помещения.
Содержание учебного материала

2

13

ПРб 05, ПРб 07, ПРб 09
ЛР 14,
МР 01, МР 03,

Прб 01, ЛР 14,
МР 04
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05
01, ОК 02, ОК05, ОК 06,
ОК 09
ПРб 02, ПРб 05, Прб 07,
ПРб 08, ПРб 09
ЛР 11,
МР 02, МР 03, МР 05
ОК 01, ОК 07
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 03
ОК 01, ОК 07

2

Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

Тема 2.3
Современные
средства
поражения и их
поражающие
факторы

- История создания единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС: ее предназначение, структура, задачи.
- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
- Структура и органы управления гражданской обороны (ГО).
- Изучение первичных средств пожаротушения.
- Отработка навыков оказания помощи пострадавшим при асфиксии, ожогах.
- Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения.
Содержание учебного материала
- Классификация средств поражения. Химическое, ядерное,
бактериологическое оружие.
- Средства коллективной и индивидуальной защиты: порядок и правила их
использования. Виды защитных сооружений.
- Эвакуация населения.
- Умение определять количество необходимого оборудования для защиты
коллектива от поражающих факторов.
Практическое занятие № 8
- Отработка навыков пользования СИЗ: противогаз (ватно-марлевая повязка,
респиратор).
- Сдача нормативов по надеванию противогаза, общего защитного костюма,
средств индивидуальной защиты.
Содержание учебного материала

Тема 2.4
Правила
безопасного
поведения при
угрозе
террористического
акта

- Понятие о терроре, террористическом акте. Опасности террористического
акта. Психология террористов.
- Модели поведения при стрельбе, при захвате в качестве заложника.

2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 01, ОК 07

6
4

ПРб 05, Прб 07,
МР 02
ОК 01, ОК 07

2

ПРб 05, Прб 07,
ЛР 11, ЛР 12
ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06,
ОК 09

6
2
Прб 01, Прб 03, ПРб 05,
ПРб 08,
МР 02
ЛР 11, ЛР 12
ОК 01, ОК 07

14

Тема 2.5
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Раздел 3.
Тема 3.1
История создания
Вооруженных Сил
России

Тема 3.2
Воинская

Практическое занятие № 9
Отработка навыков поведения при стрельбе, при захвате в качестве
заложника.

4

ПРб 09,
МР 02 ОК 01, ОК 02,
ОК05, ОК 06,
ОК 09

Содержание учебного материала
- Структура и порядок работы МЧС, МВД, Росгвардии, службы скорой
медицинской помощи, службы медицины катастроф. Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).
- Правовые основы взаимодействия граждан с органами защиты населения.

2

ПРб 02,
ЛР 11,
МР 02, МР 06
ОК 01-07, ОК 09, ОК 11

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Содержание учебного материала

- Организация вооруженных сил Московского государства.
- Военные реформы: Ивана Грозного; Петра I; Реформа 19 века.
- Советские вооруженные силы их структура и предназначение.
- Современная военная реформа.
- Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации:
виды ВС РФ (сухопутные войска, воздушно-космические силы, военноморской флот); рода войск (ракетные войска стратегического назначения,
воздушно-десантные войска). Их предназначение.
- Воинские звания. Знаки отличия.
Содержание учебного материала

15

2

4

ПРб 02, ПРб 10,
ПРб 11,
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03,
МР 05 ОК 06

2

2

ПРб 02, ПРб 10, ПРб 11,
ЛР01, ЛР02, ЛР03,
МР 05
ОК 06

2

обязанность и
воинский учет

Раздел 4.
Тема 4.1
Понятие первой
помощи

Тема 4.2
Оказание первой
помощи при
остановке сердца,
искусственная
вентиляция легких

- Основные понятия воинской обязанности и воинского учета.
- Постановка граждан на воинский учет. Категории годности. Медицинское
освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский
учет.
- Альтернативная гражданская служба.
- Служба по контракту.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Содержание учебного материала
- Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
- Признаки жизни.
- Общие правила оказания первой помощи.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской
Федерации».
Содержание учебного материала

2

14

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 04, ОК 06

1
1

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 04, МР 05
ОК 01-10

3

- Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- Алгоритм оказания первой помощи при остановке сердца и асфиксии.

1

Практическое занятие № 11
Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственной вентиляции
легких.

2

Содержание учебного материала

ПРб 10, ПРб 11
ЛР 03,
МР 01, МР 04
ОК 06

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01 ОК 01, ОК 02,
ОК05, ОК 06, ОК 09

1
Прб 07, ПРб 12

Тема 4.3

16

Понятие травм и их - Отработка навыков наложения повязок.
- Оказание помощи при ранениях.
виды
Работа в группах
- Наложение шин.
- Первая помощь при проникающих ранениях грудной клетки, брюшной
полости, черепа.
- Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
- Первая помощь при переломах, травматизме на производстве.
- Помощь при электротравмах и ударах молнией.
Содержание учебного материала
Тема 4.4
Понятие и виды
- Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечении.
кровотечений
- Наложение повязок, жгута, закрутки.
- Правила оказания помощи при кровотечениях.
- Личная безопасность при оказании помощи.
- Оказание помощи при венозном, капиллярном, артериальном, смешанном и
внутреннем кровотечении.
Тема 4.5
Содержание учебного материала
Первая помощь
при ожогах, при
воздействии низких - Понятие, основные виды и степени ожогов.
- Первая помощь при термических ожогах, при химических ожогах.
температур
- Основные признаки теплового удара.
- Основные степени отморожений. Порядок оказания помощи.
Тема 4.6
Первая помощь
при попадании
инородного тела в
верхние

Содержание учебного материала

17

1

ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

1
1

Прб 07, ПРб12,
ЛР 12,
МР 01, МР 03
ОК 04, ОК 06

1

1

3

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 04, ОК 06
Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

дыхательные пути

Тема 4.7
Первая помощь
при инсульте,
инфаркте,
эпилепсии

Тема 4.8
Первая помощь на
воде. Помощь при
утоплении

- Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
- Отработка навыков выполнения приема Геймлиха.
- Оказание помощи при удушье детей.
- Отработка мероприятий по оказанию помощи при отравлении. Острое и
хроническое отравление.

1

Практическое занятие № 14
Отработка основных приемов удаления инородных тел из верхних
дыхательных путей.

2

Содержание учебного материала
- Первая помощь при отсутствии сознания.
- Алгоритм оказания помощи при инсульте. Диагностика инсульта. Виды
инсультов.
- Помощь при предынфарктном состоянии, алгоритм помощи пострадавшему.
- Виды эпилепсии, оказание помощи при эпилептическом припадке.
Содержание учебного материала
- Помощь пострадавшему на воде.
- Правила транспортировки пострадавшего
- Оказание помощи при утоплении.

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06,ОК 09

2

2

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

2

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел №1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

18

10

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02
ОК 01-10

Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни

Содержание учебного материала
8

1

Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества
(бинарное теоретическое занятие).
-Смысл Живого мира – не прекращение процесса Жизни. Прогресс и
регресс: условия и признаки процессов.
- Жизни Человека как части Живого мира. Определение смысла жизни
в мировых религиях.
-Понимание смысла жизни человека в философии и психологии.
-Понятия о реализации и самореализации Человека (АМаслоу,
пирамида Дилтса и др.)
-Важнейшие аспекты самореализации: жизненные Цели, Мечта.
Творчество, раскрытие способностей. Любовь к Делу.
-Профессиональная самореализация. Примеры из жизни известных
людей, преодолевших массу преград на пути к Мечте и
самореализации в своем Деле.
-Смысл и реальность ограничивающих факторов в самореализации:
Время и жизненная энергия. Понятие «Тайминга» - все вовремя.

19

2

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02
ОК 01-10

-Понятие жизненного норматива как сбережения ресурса времени.
-Характеристики и отличие Взрослого человека и Ребенка.
-Характеристики подросткового периода. Нарушения и сбои в
развитии.
-Глубокое планирование собственной жизни как признак взрослого
человека.
-Разветвленное, комбинированное планирование, допуск
худших сценариев и понимание подготовки к ним.

2

Общие понятия о здоровье
- Значение здоровья при допуске к профессиональным работам.
- Медицинский осмотр.
- Особенности и профилактика профессиональных заболеваний.
- Риск профессиональных заболеваний и способы их профилактики.
- Рациональное питание и его значение для здоровья.
- Забота о жизни и здоровье специалистов при проведении работ на
производственных участках.
- Региональные условия для занятия спортом и оздоровления граждан.
- Влияние вредных привычек на профессиональное долголетие.

Практическое занятие № 1
Планирование действий на ближайшие 5-10 лет.
20

2

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12
МР 04, МР 05
ОК 01-10

2

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13

МР 01
Практическое занятие № 2
Составление научно обоснованного пищевого рациона для работника по
профессии –мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей
среды на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей
среды. Техносфера
как источник
негативных
факторов
Раздел 2.
Тема 2.1
Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 3
Изучение комплекса опасностей на рабочем месте специалиста в
автосервисе (мастерской, учебном полигоне, производстве).

2

2

2

10

Содержание учебного материала

2

21

ПРб 01, ПРб 05, ПРб 08,
ЛР 13, ЛР 14,
МР 04
ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06,
ОК 09

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ

Практическое занятие № 6
Изучение и отработка моделей поведения при ЧС на учебном полигоне,
производственном участке при проведения профессиональных работ.

ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06,
ОК 09

2

ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 01-10
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06, ОК 09

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
Тема 2.5
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 7
Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения в условиях профессиональной
деятельности мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Практическое занятие № 10 (экскурсия)
Ознакомление с работой службы по охране здоровья и безопасности граждан
в регионе (по выбору педагога с учетом получаемой профессии).

4

6

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Содержание учебного материала
2
Практическое занятие № 12
Оказание первой помощи при электротравмах в работе мастера по ремонту и
обслуживанию автомобилей.
Содержание учебного материала

2

4

Практическое занятие №13
Решение ситуационных задач.

4

Контрольная работа

ИТОГО:
22

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06, ОК 09

4

Тема 4.3
Понятие травм и
их виды

Промежуточная
аттестация

4

Содержание учебного материала

Раздел 4.

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

4

72

ПРб 02,
ЛР 12, ЛР 13,
МР 04, МР 05, МР 06,
МР 07
ОК 01-10
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01 ОК 01-10
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01
ОК 01, ОК 02, ОК05, ОК
06, ОК 09
Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12, ЛР 13
МР 01 ОК 01, ОК 02,
ОК05, ОК 06, ОК 09

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный
оборудованием1:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной
жизнедеятельности населения и др.);
- тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
- имитаторы ранений и поражений;
- образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО);
- средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2,
защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм;
- общевойсковой прибор химической разведки (ВПХР) ;
- рентгенметр ДП-53;
- компас-азимут;
- дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
- учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;
- образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет ИПП-1, жгут кровоостанавливающий, аптечка
индивидуальная АИ-2, комплект противоожоговый, индивидуальный
противохимический пакет ИПП-11;
- сумка санитарная;
- носилки плащевые;
- образцы средств пожаротушения (СП);
- макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и
муляжи;
- макет автомата Калашникова;
- электронный стрелковый тренажер;
- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
- комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
1

23

- техническими средствами обучения;
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране
компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа
«Гоша» и «Максим».
Информационное обеспечение реализации программы
Основные издания
1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под
общей редакцией Я. Д. Вишнякова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. –
249 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01577-5. – Текст
: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей
редакцией В. П. Соломина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02041-0. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение
выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В.
С. Долгов. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-39287. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
https://e.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова Е.Л — М.:
Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /
Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. –
287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. – Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/119416

24

Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. —
1998. — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) //
СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной
гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст.
3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от
05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2.
— Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ.
— 2011. — N 48. — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах
ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и
иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной
формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил
Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 №
22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых
оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой
помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012
№ 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
25

14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб.
пособие для бакалавров. — М., 2013.
15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни.
— М., 2012.
16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф.
образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся
старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец.
учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов
н/Д, 2013http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по
основам безопасности жизнедеятельности
25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное
существование в природе – детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации (Минприроды России)
28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
29. http://www.mchs.gov.ru
Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости
(Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система
Охраны Труда (РИСОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной
безопасности
36. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)
26

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

Тестирование

ПРб 02

Тестирование

ПРб 03

Эссе по проблемам

ПРб 04

Тестирование, эссе по проблемам

ПРб 05

Тестирование
Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб 06

Тестирование

ПРб 07

Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб 08

Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб 09

Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб10

Тестирование

ПРб 11

Тестирование

ПРб12

Оценка результатов выполнения практической работы

27

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

1
2

28

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фонды оценочных средств по специальности 23.01.17 « Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей»
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности» и профессиональной направленности
образовательной программы по специальности «23.01.17 Мастер по ремонту
и обслуживанию автомобилей»
Таблица 1. Междисциплинарные задания
№ раздела, темы

Коды
образовательны
х результатов

Варианты междисциплинарных заданий

(ЛР, МТР, ПР,
ОК, ПК)
Раздел № 1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья
Тема 1.1 Здоровье ЛР 03, ЛР 08, ЛР
и здоровый образ 09, ЛР 11, ЛР 12,
жизни
ЛР 14, МР 01, МР
03, МР 07, МР 09,
ПРб.01, ПРб.04,
ПРб.05, ПРб.06,
ПРб.07, ПРб.08,
ПРб.09, ПРб.10,
ПРб.12
Тема 1.2
Психологическое
здоровье

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей
среды на здоровье
человека.
Основные

-Продолжение жизни
человека и общества.

как

закон

и

смысл

-Психологические особенности работы мастера
по ремонту и обслуживанию автомобилей.
-Планирование действий на ближайшие 5-10 лет.
-Саморазвитие личности- специалиста по
ремонту и обслуживанию автомобилей
-Осознанность
как
фактор
повышения
безопасности личности и общества.
- Безопасность в работе специалиста по ремонту
и обслуживанию автомобилей.

ЛР 03, ЛР 11, ЛР
12 ЛР 04, МР 01,
МР 02, МР 07

- Изучение основных положений организации
рационального питания и освоение методов его
гигиенической оценки.

ПРб. 01, ПРб. 04,
, ПРб. 12,

- Расчет калорий для специалиста по ремонту и
обслуживанию автомобилей

ОК 08, ОК 04, Практическое задание.
29

источники
загрязнения
окружающей
среды.
Техносфера
источник
негативных
факторов.

ОК 03 ПК 1.1

как

- На основе особенностей труда и затрат энергии
в будущей профессиональной деятельности (при
работе с автомобилями). Рассчитать калории
необходимые
для
эффективной
работы
автослесаря.
- Выявить достоинства и недостатки
представленного меню на день.
- Выяснить есть ли продукты питания,
назначенные за вредность производства.
- Предоставить отчет о проделанной работе.
Экскурсия в автомастерскую, автосервис.
- Проведите исследование и выясните как
техносфера влияет на окружающую среду.
- Проведите заборы воздуха и выясните на
сколько он пригоден к использованию.
- Ответьте на вопросы:
Как сильно уровень выбросов СО от
транспортного средства влияет на окружающую
среду?
Почему автотранспортные средства нельзя
ставить ближе чем за 100 метров от водоемов?
Почему транспортное средство нельзя мыть в
открытом водоеме?
Что произойдет, если автомобильное масло или
бензин попадет в водоем?
Каковы основные источники загрязнения
окружающей среды?
На сколько выброшенные шины оказывают
влияние на окружающую среду?
Предложите свой способ утилизации или
переработки автомобильных покрышек.

Тема 1.4
Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Безопасное
пользование всеми
средствами
передвижения.

ЛР 03, ЛР 11, ЛР
12 ЛР 04, МР 01,
МР 02, МР 07

- Отработка моделей поведения при ЧС на
транспорте, во время ремонтных работ
транспортных средств

ПРб. 01, ПРб. 04,
, ПРб. 12,

- Изучите правила содержания и эксплуатации
техники. Вспомните технику безопасности при
работе с техникой.

ОК 08, ОК 04,
- Правила и безопасность дорожного движения.
ОК 03 ПК 1.1
- Модели поведения пешехода, велосипедиста,
30

пассажира и водителя транспортного средства,
при организации дорожного движения.
Разберите ситуацию .
Вы осуществляете осмотр транспортного
средства в гараже на подъёмнике.
Каковы правила безопасной работы автослесаря
в данном случае?
- Представьте алгоритм действий.
Разберите ситуацию .
К вам обратились за срочной помощью, а гараж
с подъемником занят. Вы решили осмотреть
транспортное
средство
на
придворовой
территории, на наличие протечек бензобака.
Загнали транспортное средство на доски с
кирпичами. Машина стоит под углом. Под одно
из колес для упора вы положили кирпич, чтоб
машина не скатилась. Затем залезли под
автомобиль для осмотра кузова машины.
- Оцените на сколько безопасно ваше
поведение?
- Какие последствия возможны?
Отработка навыков самообороны при нападении
в подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве,
на улице, в автомастерских.
- Изучите законодательную базу по вопросу
допустимой самообороны.
-Приведите примеры самообороны.
Разберите ситуацию .
Вы возвращалась домой после работы. В
подъезде вашего дома на вас напали двое
неизвестных с целью ограбления.
- Каковы будут ваши действия?
- Какая ответственность предусмотрена по
данному вопросу?
- Вспомните какие приемы самообороны вы
знаете?
- Какие средства можно использовать для
самообороны?
- Предложите алгоритм действий при
самообороне
Раздел № 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
ЛР 13, ЛР 07, МР
Тема 2.1
01
Изучение и
отработка моделей
ПРб 01, ПРб 05,
поведения при ЧС.
ПРб 07, ПРб 08,

Изучение и отработка моделей поведения при
ЧС. Возгорания, замыкание электропроводки в
автомастерской.
Изучение
31

безопасности

в

сети

интернет.

ПРб 09, ПК 1.2,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.1 ПК 2.2
ПК 2.3 ОК 07,
ОК 01, ПК 1.2

Финансовая
безопасность
населения.
Безопасные
покупки
автозапчастей
с
использованием сети интернет.
Вы выехали в туристическую поездку со своими
друзьями на собственных автомобилях. По
дороге один из автомобилей серьёзно сломался.
Вы решили остановиться на опушке у водоема.
Разбили лагерь и заночевали. Ночью случился
шквалистый ветер, буря. Некоторые деревья
поломало и одно из деревьев упало на
оставшийся автомобиль. Дальнейший путь вы
продолжать не можете, так как оба
транспортных средства повреждены. Еды и воды
у вас ограниченное количество, так как вы не
планировали на долгое время покидать
цивилизацию. Какое-то время вам придется
выживать автономно. Что вы предпримете?
Какие способы добычи пиши вы знаете? Какие
способы защиты от животных вам известны?
Какие средства подачи сигналов бедствия вы
знаете? Какие способы очистки воды вам
известны?
Один из ваших друзей не спросив совета,
сорвал несколько ягод с кустарника,
вызывающего у вас опасение. Через час у него
начался понос и головокружение. Чем это
опасно? Как правильно оказать помощь
пострадавшему?

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

ЛР 13, ЛР 07, МР
01
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 09, ПК 1.2,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.1 ПК 2.2
ПК 2.3 ОК 07,
ОК 01, ПК 1.2

Отработка порядка и правил действий при
пожаре с использованием первичных средств
пожаротушения в автомастерской.
Задание
1.Найти в ФЗ цели и задачи РСЧС
2. Решить ситуационные задачи.
Отработка порядка и правил действий при
пожаре с использованием первичных средств
пожаротушения.
Вы
находитесь
в
автомастерской, где проводили сварочные
работы. Искра упала на промасленные тряпки.
Через некоторое время вы заметили пламя.
Каковы будут ваши действия? Объясните ваши
действия. Укажите их порядок. Какие средства
защиты применяются в автомастерских? Какие
средства пожаротушения в обязательном
32

порядке должны находиться в автомастерской?
3. Определить роль и место вашего учебного
заведения в РСЧС
4. Перечислите основные способы защиты
населения в ЧС.
Тема 2.3
Современные
средства
поражения и их
поражающие
факторы.

Тема 2.4
Правила
безопасного
поведения при
угрозе
террористического
акта

Отработка навыков пользования СИЗ
7. Изучите
список
потенциально
опасного
биологического оружия. Бактериологического
оружия. И продукции генной инженерии.
Способы их воздействия на организм и средства
борьбы с ними. Проанализируйте ситуацию, как
эпидемия или пандемия влияет на экономику
страны. Ответьте на вопросы: Способно ли
массовое отравление животных повлиять на
экономику страны?
Приведите
примеры
подобных ситуаций. Возможно ли заражение
человека от мяса животного? Приведите
примеры ядовитых, или вредных веществ
применяемых в работе автослесаря. Вспомните
технику безопасности при работе с химикатами.
8. Расскажите правила пользования средствами
индивидуальной и коллективной защиты.
Отработка навыков пользования СИЗ. Сдача
нормативов по надеванию противогаза, общего
защитного костюма, средств индивидуальной
защиты. Какие средства защиты вы используете
в работе ветеринара?
ЛР 13, ЛР 07, МР Отработка навыков поведения при стрельбе, при
01
захвате в качестве заложника.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 09, ПК 1.2,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.1 ПК 2.2
ПК 2.3 ОК 07,
ОК 01, ПК 1.2

Отработка навыков поведения при стрельбе, при
захвате в качестве заложника. Отработка
навыков поведения в аудитории, при нештатной
ситуации. При нападении в общественном месте
(транспорт, торговый центр). Изучение путей и
методов эвакуации из помещения. Отработка
навыков пользования «Планом эвакуации
этажа», уметь читать.
Знакомство с работой службы безопасности
России.

Тема 2.5
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Экскурсия в музей. Ознакомление с работой
пожарной
части,
МВД
или
МЧС,
санэпидемстанции региона

Раздел № 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема 3.2
Воинская

ЛР 01, ЛР 02

Служба в вооруженных силах Российской
Федерации. Особенности военной службы
33

обязанность и
воинский учет

ПРб 03, ПРб 10, мастера
по
автомобилей.
ПРб 11, ОК06

ремонту

и

обслуживанию

Основные понятия воинской обязанности и
воинского учета. Постановка граждан на
воинский
учет.
Категории
годности.
Медицинское освидетельствование граждан при
первоначальной постановке на воинский учет.
Альтернативная гражданская служба. Служба по
контракту. Особенности несения службы
автомеханика.
Как
связана
профессия
автомеханика, тракториста? Как эти две
профессии могут вам пригодиться во время
службы в армии? В чем суть и особенности
обязанностей военнослужащего, имеющего
гражданскую профессию.
Урок-игра. Сам себя готовлю к службе в армии.
Определить категорию годности по своим
заболеваниям.
Строевая подготовка. Изучение и отработка
строевых команд.
Задание.
1.Выписать основные формулировки:
Что понимается под обороной?
С какой целью создаются ВС РФ?
Что включает в себя организация обороны?
Что составляет основу военной организации
государства?
3. Решение тестов по теме
Раздел № 4. Основы медицинских знаний.
Тема 4.2
Оказание первой
помощи при
остановке сердца,
искусственная
вентиляция
легких.

ЛР 01, ЛР 02, ЛР
04, МР 02,
ПРб 03, ПРб 10,
ПРб 11, ПРб 12,
ОК06, ОК 04

Оказание первой помощи при остановке сердца,
искусственная вентиляция легких специалиста
по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Составить алгоритм реанимационной помощи.
2. Проведение реанимационной помощи на
тренажере - Гоша.
3. Решение ситуационных задач.
Вы производили осмотр транспортного средства
в автомастерской. При этом подсвечивали себе
лампой накаливания, которая работает от
34

электросети, шнур давно был поврежден и вы
его починили, соединив провода но не
заизолировав их. Так как вам было не удобно
одновременно держать лампу и работать с
гаечным ключом, вы попросили напарника
подержать лампу. Он не знал о том что
оборудование не исправно. И когда он держал
лампу случайно взялся за оголённый участок
провода. Его ударило током. Вы выдернули
вилку лампы из розетки. Но от удара током у
напарника остановилось сердце. Проведите
реанимационные действия.
Контрольные вопросы.
1.Что означает терминальное состояние?
2.Сколько терминальных состояний знаете?
3.Опишите терминальные состояния.
4.Признаки клинической смерти.
5.Этапы реанимации.
6.Назовите способы искусственной вентиляции
легких.
Отработка навыков измерения пульсометрии,
понижение и повышение артериального
давления. Его значение на организм.
Самодиагностика давления с измерением
пульса.
Тема 4.3
Понятие травм и
их виды.

Первая помощь при травмировании специалиста
по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Отработка
навыков
наложения
повязок.
Оказание помощи при ранениях. Работа в
группах. Наложение шин. Первая помощь при
проникающих ранениях грудной клетки,
брюшной полости, черепа. Первая помощь при
сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая
помощь при переломах. При травматизме на
производстве. Помощь при электротравмах и
ударах молнией.
Пример ситуации. Находясь в гараже, вы
проводили ремонтные работы. Расстояние от
стены до транспортного средства было
минимально. По мимо этого в гараже хранилось
множество металлического хлама, вы копили
железо для того, чтобы в последствии его сдать.
35

Пробираясь к машине, вы случайно запнулись за
торчащую проволоку и упали при падении
повредили ногу. Вам трудно наступать на ногу
она отекла и посинела. При этом у вас имеется
рваная рана от проволоки на ноге. Как вы
окажите себе помощь?
Работа в парах: наложить повязки на руку,
голову, ногу, наложить шину при переломе
голени.
Контрольные вопросы.
Перечислите виды ран.
Назовите виды переломов, перечислите
признаки переломов.
Как оказать помощь при открытом переломе?

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

ЛР 01, ЛР 02, ЛР
04, МР 02,
ПРб 03, ПРб 10,
ПРб 11, ПРб 12,
ОК06, ОК 04

Как оказать помощь при закрытом переломе?
Решение ситуационных задач. Остановка
кровотечений в автосервисе.
Задание.
1.Решить ситуационные задачи.
Вы проводили шлифовку швов после сварки на
автомобиле. Для этого использовали болгарку со
шлифованным диском. Диск разболтался и
сорвался. Отскочив на скорость, он сильно
прорезал вам ногу. По скорости вытекания
крови вы предполагаете, что повреждены вены и
артерии.
Окажите
помощь.
Отработайте
алгоритм оказания помощи и наложения
повязок. Личная безопасность при оказании
помощи.
1. Ответить
на
контрольные
письменно.
Дайте формулировку кровотечению.

вопросы

Перечислите виды кровотечений.
Что такое асептика?
Что такое антисептика?
Какие способы остановки кровотечений
существуют?
3. Работа в парах: наложить закрутку, жгут.

36

Тема 4.6
Первая помощь
при попадании
инородного тела в
верхние
дыхательные пути.

Отработка
основных
приемов
удаления
инородных тел из верхних дыхательных путей.
Отработка навыков «Объятий жизни».
Оказание помощи при удуши детей.
Отработка мероприятий по оказанию помощи
при отравлении. Острое и хроническое
отравление.
Задание.
1.Решить ситуационные задачи.
Вы увидели человека. Человек размахивает
руками, показывает на горло, его лицо начало
краснеть и синеть. Как помочь человеку.
Объясните свои действия.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».