М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: гуманитарнотрх^лрричеёкий техникум» ? о-, cv'/ Е.Е. Бочкарева bfiu/ic Дрикйз №°294а-ОД ч „ Гу МАНИТ/: От 01.0612022 г. £Х'^ Л О ГИ-l "Ка; СКИ Й « У Л„ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01. «Электротехника» для профессии СПО 27.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: технологический Камышлов, 2022 Рабочая программа общепрофессионального цикла разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1581), примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащ их 23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей (per. в государственном реестре примерных основных образовательных про-грамм 31.05.2017 № 23.01.17 - 170531, организация разработчик - Ф едеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по образованию на железнодорож ном транспорте» (Ф ГБУ ДПО «УMI 1ЖДТ»). Разработчик: Брюхов В.А. - преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) профессионального цикла ГАПОУ СО «КГТТ» //_________ Чуркина А.Т. Председатель ПЦК и СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР —Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. Мадыгина 2 комиссии педагогических работников СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 5. ЛИСТ ИЗМЕЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника» РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Учебная дисциплина «Электротехника» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Обучающийся должен уметь: - измерять параметры электрических цепей автомобилей; -пользоваться измерительными приборами. Знать: -устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей; -устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами. В результате освоения программы обучающийся должен: – обладать общими компетенциями: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. - обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ВД Определение технического состояния систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей 4 ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. Личностные результаты реализации программы воспитания ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. ЛР 16 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. ЛР 20 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем учебной дисциплины 46 Самостоятельная работа – в том числе: теоретическое обучение 18 практические занятия/ лабораторные занятия 22 Консультации 6 Промежуточная аттестация/ дифференцированный зачет 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 1.1 Введение Тема 1.2 Постоянный ток Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Раздел 1. Электрические и магнитные цепи. Содержание учебного материала 1 Введение в электротехнику: понятие, цель изучения, задачи, содержание, межпредметные связи. 2 История развития электротехники. Роль электротехники в развитии НТП. Содержание учебного материала 1 Электрическая цепь и ее элементы. Понятие об электрическом токе. Плотность тока. Электрическая цепь: понятие, классификация, обозначение и изображение элементов электрической цепи. Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения 2 Законы Ома. 3 Соединение проводников. Законы Кирхгофа. Объем часов 28 2 1 Уровень усвоения Код компетенции 1 ОК-01,03 ЛР-18 1 ОК-03 ОК 10 ЛР-18,27 4 Работа и мощность постоянного тока. 5 Короткое замыкание электрических цепей. Понятие короткого замыкания. Предохранители: классификация, принцип работы и применение. Автоматические выключатели: назначение, схема, принцип работы. Практическая работа № 1. Составление электрических цепей. 1 1 1 2 ОК-01 ЛР-20 Практическая работа № 2. Решение задач на закон Ома 1 2 ОК-01 ЛР-20 Практическая работа № 3. 1 2 ОК-01 7 1 10 1 1 1 Тема 1.3 Электромагнетизм Тема 1.4 Переменный ток Составление схем и расчет общего сопротивления цепи при смешанном соединении проводников. Практическая работа № 4. Расчет работы и мощности постоянного тока. Практическая работа № 5. Аппаратура управления и защиты. Содержание учебного материала 1 Магнитные цепи. Магнитные свойства вещества. 2 Электромагнитная индукция: явления, правило Ленца. Вихревые токи. Самоиндукция. Взаимоиндукция. Практическая работа № 6. Расчет основных характеристик магнитных цепей. Практическая работа № 7. Решение задач на электромагнитную индукцию. Содержание учебного материала 1 Характеристики переменного тока. Понятие переменного тока, его получение. Характеристики: период, частота, фаза. Их размерность и определение. Действующее значение переменного тока. 2 Сопротивление в цепи переменного тока. Сопротивление в цепи переменного тока: виды (активное, индуктивное, емкостное), характеристики, размерность и определение. 3 Цепи переменного тока. Мощность переменного тока. Резонанс. Практическая работа № 8. Однофазные цепи переменного тока Практическая работа № 9. Расчет цепи переменного тока. 8 ЛР-20 ОК-01 ЛР-20 ОК-01,09 ЛР-20 1 2 1 2 6 2 2 ОК-02 ОК 10 ЛР-18 2 2 2 2 ОК-01 ЛР-20 ОК-01 ЛР-20 6 1 1 ОК-09 ЛР-23 1 2 ОК-01 ЛР -20 2 2 ОК-01 ЛР -20 1 1 Тема 1.5 Трехфазный переменный ток Тема 2.1 Электрические измерения Тема 2.2 Производство и потребление электроэнергии Параллельное соединение индуктивного и емкостного сопротивления. Определение общего сопротивления. Мощность переменного тока. Коэффициент мощности. Содержание учебного материала 1. Трехфазный переменный ток. Получение трехфазного тока, его свойства. Соединение в звезду. Соединение в треугольник. Мощность трехфазного тока. Практическая работа № 10. Расчет параметров цепи трехфазного тока. Контрольная работа №1 4 1 2 ОК-04 ЛР -22 2 2 ОК-01 ЛР -20 ОК-02 ЛР -21 5 1 1 ОК-04 ЛР-18,27 2 2 ОК-01 ЛР -20 1 Раздел 2. Электрические измерения Содержание учебного материала 1. Электроизмерительные приборы. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения. Принцип измерения электрических величин: измерение тока, напряжения, . сопротивления, измерение изоляции, измерение мощности. Практическая работа № 11. Электрические измерения. 12 Практическая работа № 12. Определение основных характеристик электроизмерительных приборов по условным обозначениям на шкалах приборов. Содержание учебного материала 1 Техника безопасности на производстве. Действие тока на организм человека. Предупреждающие знаки по электробезопасности. 2 7 1 ОК-01 ЛР -20 1 2 9 ОК-01 ОК 07 ЛР -18 2 Производство и потребление электроэнергии. Электрические станции: понятие, классификация, принципы действия, производство электроэнергии и распределение ее между потребителями. Практическая работа № 13. Электробезопасность. Контрольная работа № 2 10 1 ОК-01, ОК 06 ОК 10 ЛР -20 1 2 Дифференцированный зачет 2 Консультации Всего: 6 46 ОК-02 ЛР -21 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Электротехника», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству обучающихся, - рабочее место преподавателя, - комплект плакатов или презентаций «Общая электротехника», - модели электрических машин, - персональные компьютер, - телевизор, - учебные фильмы . 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд техникума имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. В техникуме имеются электронные библиотеки: Электронная библиотека BOOK.RU https://www.book.ru/ Электронная библиотека Издательский центр "Академия" http://academia-moscow.ru/ Электронная библиотека Юрайт https://www.biblio-online.ru/ 3.2.1 Печатные издания Для студентов: 1. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — Москва: КноРус, 2019 (электронная библ-ка) 2. Аполлонский, С. М. Электротехника: практикум.— Москва: КноРус, 2020 .(электронная библ-ка) Для преподавателя: 1. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — Москва: КноРус, 2017.(электронная библ-ка) 2. Аполлонский, С. М. Электротехника: практикум.— Москва: КноРус, 2018.(электронная библ-ка) 3. Пехальский А.П. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей – М.: Академия,2021(электронная библ-ка) 11 4. Морозова, Н.Ю. Электротехника и электроника: учебник для СПО. – М.: Академия, 2014 5. Набоких, В.А. Электрооборудование автомобилей и тракторов: учебник для СПО. – М.: Академия, 2015 6. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие.- Ростов на/Д.: Феникс,2014 7. Электротехнические измерения. Задачи и упражнения: учебное пособие / З.А. Хрусталева. — М.: КноРус, 2014(электронная библ-ка) 8. Бутырин, Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования.- М.: Академия,2012 9. Бутырин, Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования.- М.: Академия,2007 10. Новиков, П.Н. Задачник по электротехнике: практикум для профессионального образования. – М.: Академия,2008 11. Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие для профессионального образования.- М.: акаемия,2008 12. Вахламов, В.К. Автомобили: теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник для студентов СПО.- М.: Академия,2012 13. Родичев, В.А. Легковой автомобиль: учебное пособ. для СПО.- М.:Академия,2007 14. Родичев, В.А. Грузовые автомобили: учебник для СПО.- М.:ПрофОбрИздат,2007 15. Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: практикум. – М.: Академия, 2009 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1.http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html 2.http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/ 3.http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html Интернет-ресурсы: 1.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf 2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf 3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf 3.2.3. Дополнительные источники Туревский, И. С. Электрооборудование автомобилей: учебное пособие /И. С. Туревский, В.Б. Соков, Ю.Н. Калинин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -368 с. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки знать: - методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - компоненты автомобильных электронных устройств; - методы электрических измерений; - устройства и принципы действия электрических машин Демонстрировать знания основных методов расчета и измерения параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств; - методов электрических измерений; - устройства и принципов действия электрических машин Производить измерения с целью проверки состояния-электронных и электрических элементов автомобиля с применением электроизмерительных приборов; Осуществлять подбор элементов электрических и электронных схем в соответствии с заданными параметрами. уметь: - пользоваться электроизмерительными приборами; - производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля; - производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем 13 Формы и методы оценки Тестирование Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования и итогового зачёта 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта Дата рабочей внесения программы изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений 1 2 14 Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом