ОП.01 Электротехника, 2022

М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
гуманитарнотрх^лрричеёкий техникум»
? о-, cv'/
Е.Е. Бочкарева
bfiu/ic Дрикйз №°294а-ОД
ч
„ Гу МАНИТ/: От 01.0612022 г.
£Х'^ Л О ГИ-l

"Ка;

СКИ Й

« У Л„

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01. «Электротехника»

для профессии СПО
27.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический

Камышлов, 2022

Рабочая программа общепрофессионального цикла разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»» (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года №
1581), примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащ их 23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей (per. в
государственном реестре примерных основных образовательных про-грамм 31.05.2017 №
23.01.17 - 170531, организация разработчик - Ф едеральное государственное бюджетное
учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр по образованию на железнодорож ном транспорте» (Ф ГБУ ДПО «УMI 1ЖДТ»).

Разработчик: Брюхов В.А. - преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно­
технологический техникум»

Рассмотрена на заседании предметно (цикловой)
профессионального цикла ГАПОУ СО «КГТТ»

//_________ Чуркина А.Т.

Председатель ПЦК
и

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
—Н.А. Польдяева

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина

2

комиссии

педагогических

работников

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИЫ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6
11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
5. ЛИСТ ИЗМЕЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника»

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей».
Учебная дисциплина «Электротехника» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных
компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Обучающийся должен уметь:
- измерять параметры электрических цепей автомобилей;
-пользоваться измерительными приборами.
Знать:
-устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования
автомобилей;
-устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и
электронных систем;
-меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными
инструментами.
В результате освоения программы обучающийся должен:
– обладать общими компетенциями:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.
- обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам
профессиональной деятельности:
ВД Определение технического состояния систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем
автомобилей
4

ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на
достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 16 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о
нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.
ЛР 20 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих,
ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем учебной дисциплины

46

Самостоятельная работа

–

в том числе:
теоретическое обучение

18

практические занятия/ лабораторные занятия

22

Консультации

6

Промежуточная аттестация/ дифференцированный зачет

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем
Тема 1.1
Введение

Тема 1.2
Постоянный ток

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы обучающихся
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи.
Содержание учебного материала
1 Введение в электротехнику: понятие, цель изучения, задачи,
содержание, межпредметные связи.
2 История развития электротехники.
Роль электротехники в развитии НТП.
Содержание учебного материала
1 Электрическая цепь и ее элементы.
Понятие об электрическом токе.
Плотность тока.
Электрическая цепь: понятие, классификация, обозначение и
изображение элементов электрической цепи.
Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения
2 Законы Ома.
3 Соединение проводников.
Законы Кирхгофа.

Объем
часов
28
2
1

Уровень
усвоения

Код
компетенции

1

ОК-01,03
ЛР-18

1

ОК-03
ОК 10
ЛР-18,27

4 Работа и мощность постоянного тока.
5 Короткое замыкание электрических цепей.
Понятие короткого замыкания.
Предохранители: классификация, принцип работы и применение.
Автоматические выключатели: назначение, схема, принцип работы.
Практическая работа № 1.
Составление электрических цепей.

1
1

1

2

ОК-01
ЛР-20

Практическая работа № 2.
Решение задач на закон Ома

1

2

ОК-01
ЛР-20

Практическая работа № 3.

1

2

ОК-01

7

1
10
1

1
1

Тема 1.3
Электромагнетизм

Тема 1.4
Переменный ток

Составление схем и расчет общего сопротивления цепи при смешанном
соединении проводников.
Практическая работа № 4.
Расчет работы и мощности постоянного тока.
Практическая работа № 5.
Аппаратура управления и защиты.
Содержание учебного материала
1 Магнитные цепи.
Магнитные свойства вещества.
2 Электромагнитная индукция: явления, правило Ленца.
Вихревые токи.
Самоиндукция.
Взаимоиндукция.
Практическая работа № 6.
Расчет основных характеристик магнитных цепей.
Практическая работа № 7.
Решение задач на электромагнитную индукцию.
Содержание учебного материала
1 Характеристики переменного тока.
Понятие переменного тока, его получение.
Характеристики: период, частота, фаза. Их размерность и
определение.
Действующее значение переменного тока.
2 Сопротивление в цепи переменного тока.
Сопротивление в цепи переменного тока: виды (активное,
индуктивное,
емкостное),
характеристики,
размерность
и
определение.
3 Цепи переменного тока.
Мощность переменного тока.
Резонанс.
Практическая работа № 8.
Однофазные цепи переменного тока
Практическая работа № 9.
Расчет цепи переменного тока.
8

ЛР-20
ОК-01
ЛР-20
ОК-01,09
ЛР-20

1

2

1

2

6
2

2

ОК-02
ОК 10
ЛР-18

2

2

2

2

ОК-01
ЛР-20
ОК-01
ЛР-20

6
1

1

ОК-09
ЛР-23

1

2

ОК-01
ЛР -20

2

2

ОК-01
ЛР -20

1

1

Тема 1.5
Трехфазный
переменный ток

Тема 2.1
Электрические
измерения

Тема 2.2
Производство и
потребление
электроэнергии

Параллельное соединение индуктивного и емкостного сопротивления.
Определение общего сопротивления.
Мощность переменного тока.
Коэффициент мощности.
Содержание учебного материала
1. Трехфазный переменный ток.
Получение трехфазного тока, его свойства.
Соединение в звезду.
Соединение в треугольник.
Мощность трехфазного тока.
Практическая работа № 10.
Расчет параметров цепи трехфазного тока.
Контрольная работа №1

4
1

2

ОК-04
ЛР -22

2

2

ОК-01
ЛР -20
ОК-02
ЛР -21

5
1

1

ОК-04
ЛР-18,27

2

2

ОК-01
ЛР -20

1

Раздел 2.
Электрические измерения
Содержание учебного материала
1. Электроизмерительные приборы.
Классификация электроизмерительных приборов.
Условные обозначения.
Принцип измерения электрических величин: измерение тока,
напряжения,
. сопротивления, измерение
изоляции, измерение мощности.
Практическая работа № 11.
Электрические измерения.

12

Практическая работа № 12.
Определение основных характеристик электроизмерительных приборов
по условным обозначениям на шкалах приборов.
Содержание учебного материала
1 Техника безопасности на производстве.
Действие тока на организм человека.
Предупреждающие знаки по электробезопасности.

2

7
1

ОК-01
ЛР -20

1

2
9

ОК-01
ОК 07
ЛР -18

2

Производство и потребление электроэнергии.
Электрические станции: понятие, классификация, принципы
действия, производство электроэнергии и распределение ее между
потребителями.
Практическая работа № 13.
Электробезопасность.
Контрольная работа № 2

10

1

ОК-01, ОК 06
ОК 10
ЛР -20

1
2

Дифференцированный зачет

2

Консультации
Всего:

6
46

ОК-02
ЛР -21

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:

Кабинет «Электротехника», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект плакатов или презентаций «Общая электротехника»,
- модели электрических машин,
- персональные компьютер,
- телевизор,
- учебные фильмы .
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд техникума имеет печатные и/или
электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
В техникуме имеются электронные библиотеки:

Электронная библиотека BOOK.RU
https://www.book.ru/
Электронная библиотека Издательский центр "Академия"
http://academia-moscow.ru/
Электронная библиотека Юрайт
https://www.biblio-online.ru/
3.2.1 Печатные издания
Для студентов:
1. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — Москва: КноРус, 2019 (электронная
библ-ка)
2. Аполлонский, С. М. Электротехника: практикум.— Москва: КноРус, 2020
.(электронная библ-ка)
Для преподавателя:
1. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — Москва: КноРус, 2017.(электронная
библ-ка)
2. Аполлонский, С. М. Электротехника: практикум.— Москва: КноРус, 2018.(электронная
библ-ка)
3. Пехальский А.П. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и
электронных систем автомобилей – М.: Академия,2021(электронная библ-ка)
11

4. Морозова, Н.Ю. Электротехника и электроника: учебник для СПО. – М.: Академия,
2014
5. Набоких, В.А. Электрооборудование автомобилей и тракторов: учебник для СПО. – М.:
Академия, 2015
6. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие.- Ростов
на/Д.: Феникс,2014
7. Электротехнические измерения. Задачи и упражнения: учебное пособие / З.А.
Хрусталева. — М.: КноРус, 2014(электронная библ-ка)
8. Бутырин, Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования.- М.:
Академия,2012
9. Бутырин, Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования.- М.:
Академия,2007
10. Новиков, П.Н. Задачник по электротехнике: практикум для профессионального
образования. – М.: Академия,2008
11. Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие
для профессионального образования.- М.: акаемия,2008
12. Вахламов, В.К. Автомобили: теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник
для студентов СПО.- М.: Академия,2012
13. Родичев, В.А. Легковой автомобиль: учебное пособ. для СПО.- М.:Академия,2007
14. Родичев, В.А. Грузовые автомобили: учебник для СПО.- М.:ПрофОбрИздат,2007
15. Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: практикум. – М.: Академия, 2009
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html
2.http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/
3.http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html
Интернет-ресурсы:
1.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf
2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf
3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf
3.2.3. Дополнительные источники
Туревский, И. С. Электрооборудование автомобилей: учебное пособие /И. С.
Туревский, В.Б. Соков, Ю.Н. Калинин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -368 с.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

знать:
- методы расчета и измерения
основных параметров
электрических, магнитных и
электронных цепей;
- компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических
измерений;
- устройства и принципы
действия электрических машин

Демонстрировать знания
основных методов расчета
и измерения параметров
электрических,
магнитных и электронных
цепей;
- номенклатуру
компонентов
автомобильных
электронных устройств;
- методов электрических
измерений;
- устройства и принципов
действия электрических
машин
Производить измерения с
целью проверки
состояния-электронных и
электрических элементов
автомобиля с
применением
электроизмерительных
приборов;
Осуществлять подбор
элементов электрических
и электронных схем в
соответствии с заданными
параметрами.

уметь:
- пользоваться
электроизмерительными
приборами;
- производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
- производить подбор элементов
электрических цепей и
электронных схем

13

Формы и методы
оценки
Тестирование

Экспертная оценка
результатов
деятельности студентов
при выполнении и
защите практических и
лабораторных работ,
тестирования и
итогового зачёта

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

14

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».