ОП.02 Охрана труда, 2022

М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

/Н

■ ? '/

«ка

УТВЕРЖДАЮ:
ктор ГАПОУ СО
ловский гуманитарноГ/кческий техникум»
/ Е.Е. Бочкарева
{№ 294а- ОД
>6.2022 г

<&Z5S:Kls

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.02. «Охрана труда»

для профессии СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический

Камышлов, 2022

Рабочая программа общепрофессионального цикла разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года №
1581), примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащ их 23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей (per. в
государственном реестре примерных основных образовательных про-грамм 31.05.2017 №
23.01.17 - 170531, организация разработчик - Ф едеральное государственное бюджетное
учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр по образованию на железнодорожном транспорте» (Ф ГБУ ДПО «УМ Ц ЖДТ»).

Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Рассмотрена на заседании
профессионального цикла

предметно (цикловой)
3 0 «КГТТ»

Председатель ПЦК

А.Т. Чуркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина

2

комиссии

педагогических работников

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
Учебная дисциплина «Охрана труда» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных
компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и
технологических процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.
Код
ПК, ОК
ПК 1.1- ПК 1.5,
ПК 2.1- ПК 2.5,
ПК 3.1- ПК 3.5,
ОК 01- ОК 07,
ОК 09, 10

Умения

Знания

-применять
методы
и
средства
защиты
от
опасностей
технических
систем и технологических
процессов;
-соблюдать безопасные
условия труда в
профессиональной
деятельности.

-воздействие негативных факторов на
человека;
-правовые,
нормативные
и
организационные основы охраны труда в
организации;
-меры безопасности при работе с
электрооборудованием
и
электрифицированными инструментами;
-правила техники безопасности и охраны
труда в профессиональной деятельности;
-экологические нормы и правила
организации труда на предприятиях.

В процессе изучения дисциплины: «Охрана труда» формируются следующие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
4

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления
автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов
ПК 4.1. Выполнять шиномонтажные работы с использованием разного оборудования и
инструментов
ПК 4.2. Выполнять работы по диагностированию и различным видам технического
обслуживания и ремонта колес и шин
ПК 4.3. Выполнять работы по балансировке колес
ПК 4.4. Оформлять отчетную документацию по выполненной работе
Личностные результаты
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость
в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой.
5

ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на
достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 20 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих,
ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах

Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки

118

Объем учебной дисциплины

108

Самостоятельная работа1

-

в том числе:
теоретическое обучение

72

лабораторные занятия

–

практические занятия

36

Промежуточная аттестация/ контрольная 4 и 5 семестр
Экзамен

6

Консультации

4

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименовани
е разделов и
тем
1
Введение

Объ Урове Формир
ем в
нь
уемые
час освоен компете
ах
ия
нции
2
3
4
ПК 1.1Содержание учебного материала
4
2
1.Место и роль учебной дисциплины «Охрана
2
1.5
труда» в системе получаемых знаний. Связь
ОК 1-7
изучаемой дисциплины с другими учебными
ОК 9,10
дисциплинами.
Основные
понятия
и
терминология безопасности труда.
2
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

6

Аксиома
потенциальной
опасности
жизнедеятельности.
2.Безопасность труда и основные мероприятия
безопасности труда. Основные задачи охраны
труда.
Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны
труда
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
1.Ознакомление обучающихся с правовыми
Государствен вопросами охраны труда. Изучение отдельных
ный надзор и статей Трудового Кодекса.
и
нормативные
основы
общественны 2.Правовые
й контроль за безопасности труда: гигиенические нормативы,
соблюдением санитарные нормы, санитарные нормы и
законодатель правила, правила безопасности, система
строительных норм и правил.
ства о труде
3.Структура системы стандартов безопасности
и правил по
труда Госстандарта России. Понятие охраны
его охране.
труда, основные положения действующего
законодательства РФ об охране труда.
4.Ознакомление обучающихся с правами
Государственного надзора и общественного
контроля за соблюдением законодательства о
труде и правил охраны труда. Виды и функции
их работы.
5.Управление охраной труда.
6.Понятие о режиме труда и отдыха, его
физиологическое обоснование. Условия труда,
рациональные режимы труда. Учет рабочего
времени. Производственная гимнастика,
питание, сон и отдых. Подготовка работающего
по вопросам охраны труда.
7.Ответственность за нарушение охраны труда.
Организация обучения, инструктажа и
проверки знаний по охране труда работников
предприятия. 8. Инструктаж, виды
инструктажа
9. Порядок разработки, согласования,
утверждения и хранения локальной
документации предприятия
Практические занятия
1.Анализ производственного травматизма и
мероприятия по его предупреждению.
2.Вредные и опасные производственные
факторы.
3.Профилактика заболеваемости
4.Порядок расследования и учет несчастных
случаев
5.Разработка инструкций по охране труда для
профессий работников, в условиях
неблагоприятной обстановки.
7

ЛР7, 10,
13, 20

48
24
2

2

ПК 1.11.5
ПК 4.1.4.4.
ОК 1-7
ОК 9,10
ЛР7, 10,
13, 20

2

ПК 1.11.5
ОК 1-7
ОК 9,10
ЛР7, 10,
13, 20

2

2

2

2
2

4
4
4

12
2
2
2
2
4

6. Разработка программы внепланового
инструктажа, для всех работников
организации
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Расследовани 1 Изучение Положений о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве и с
е и учет
обучающейся молодежью.
несчастных
2.Классификация, расследование, оформление и
случаев.
учет несчастных случаев. Ответственность за
нарушение требований по безопасности труда.

6
2
4

Практические занятия
6
1.Изучение Положений о расследовании и
2
учете несчастных случаев на производстве и с
обучающейся молодежью.
2
2.Классификация, расследование, оформление и
2
учет несчастных случаев. 3.Ответственность за
нарушение требований по безопасности труда.
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы
20
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
8
Воздействи
е
негативны
1.Воздействие опасных и вредных
х факторов
производственных факторов на
4
на
автотранспортных предприятиях на организм
человека
человека. Контролирование санитарногигиенических условий труда.
2.Основные причины производственного
4
травматизма и профессиональных заболеваний
Практические занятия
2
1.Анализ причин производственного
2
травматизма и профессиональных заболеваний
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
4
Методы и
1.Механизированные производственные
средства
процессы. Средства индивидуальной защиты и
4
защиты от
личной гигиены. Задачи и средства защиты
технических Практические занятия
6
систем и
1.Применение средств коллективной защиты
2
технологичес
ких
процессов
2.Применение
средств
индивидуальной
защиты
2
3. Определение перечня СИЗ и СОС для
работника для защиты от производственных
2
факторов и опасностей.
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере
производственной деятельности
Тема 3.1.

Содержание учебного материала
8

2

36
22

2

2

ПК 1.11.5
ОК 1-7
ОК 9,10
ЛР7, 10,
13, 20

2

2

2

ПК 1.11.5
ПК 2.12.5
ПК 3.13.5
ОК 1-7
ОК 9,10
ЛР7, 10,
13, 20

ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 9,10

Безопасные
условия труда 1.Основные требования к территориям,
производственным, административным и
санитарно-бытовым помещениям.
2.Вентиляция. Действие токсичных веществ на
организм человека.
3.Освещение производственных помещений.
Отопление помещений
4.Шум и вибрация на производстве. Защита от
вибрации, шума, инфра- и ультразвука.
5.Электробезопасность автотранспортных
предприятий. Действие электрического тока на
организм человека.
6.Пожарная безопасность и пожарная
профилактика. Причины возникновения
пожаров и взрывов на автотранспортных
предприятиях. Первичные средства
пожаротушения
7.Требования безопасности при обслуживании
подъёмно- транспортного оборудования. Опасности
подъемно-транспортных машин и устройств.
8.Безопасная эксплуатация генераторных станций и
тепловых агрегатов
9.Безопасная
эксплуатация
оборудования,
работающих под давлением.
10. Правила безопасности при диагностировании,
выполнении слесарных, аккумуляторных, сборочных,
рессорных,
медницко-жестяницких,
шиноремонтных, окрасочных, антикоррозийных и
работ по обработке металла и дерева.
Государственные и отраслевые стандарты
безопасности труда по видам технологических
процессов технического обслуживания и ремонта
автомобилей.

Тема 3.2.
Предупрежде
ние
производстве
нного
травматизма

Практические занятия
1.Определение
предельно
допустимой
концентрации вредных веществ в воздухе
рабочей зоны (практическое занятие)
2. Определение дымности отработавших газов
(практическое занятие)
3.
Определение
запылённости
воздуха
(практическое занятие)
4. Оказание первой доврачебной помощи при
поражении электрическим током (практическое
занятие)
5.Применение средств пожаротушения
(практическое занятие)
Содержание учебного материала
1.Анализ травмоопасных и вредных факторов
на рабочих местах
2.Обучение работников автомобильнотранспортных предприятий безопасности труда
Практические занятия
9

2
2
2
2
2

2

2
2
2

4

6

2

2

2

2

4
2

2

2
4

2

ПК 1.11.5
ПК 2.12.5
ПК 3.13.5

1.Оценка фактического состояния условий
и
профессиона труда на рабочих местах
2.Проведение контроля требований охраны труда.
льных
заболеваний
на
предприятия
х
автомобильн
ого
транспорта
Итого
Консультации
Промежуточная аттестация
экзамен
Всего:

2
2

ПК 4.1.4.4.
ОК 1-7
ОК 9,10

108
4
6
118

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Охрана труда», оснащенный оборудованием:
• рабочее место для преподавателя,
• рабочие места по количеству обучающихся,
• средства индивидуальной защиты,
• комплект учебно-наглядных пособий (электронные) «Охрана труда»,
• компьютер с программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд техникума имеет печатные и/или
электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для
использования в образовательном процессе
В техникуме имеются электронные библиотеки:

Электронная библиотека BOOK.RU
https://www.book.ru/
Электронная библиотека Издательский центр "Академия"
http://academia-moscow.ru/
Электронная библиотека Юрайт
https://www.biblio-online.ru/

1.2.1. Печатные издания
Для студентов:
10

1. Охрана труда: учебное пособие СПО / Ю.П. Попов, В.В. Колтунов. — М. : КноРус,
2019(электронная библ-ка)
2. Графкина, Н.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт: учебник для СПО. – М.:
Академия, 2021(электронная библ-ка)
Для преподавателя:
1. Охрана труда: учебное пособие СПО / Ю.П. Попов, В.В. Колтунов. — М. : КноРус,
2019(электронная библ-ка)
2. Графкина, Н.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт: учебник для СПО. – М.:
Академия, 2021(электронная библ-ка)
3. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие для
СПО.- М.: Академия,2012
4. Кланица, В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие для СПО. –
М.: Академия,2010
5. Батищев, А.Н. Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машиннотракторного парка: учебное пособие для профессионального образования.- М
Академия,2008
6. Тургиев, А.К. Охрана труда в сельском хозяйстве: учеб. пособ. для СПО. – М.: Академия,
2014
7. Графкина, Н.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт: учебник для СПО. – М.:
Академия, 2015
8. Графкина, Н.В. Охрана труда и производственная безопасность: учебник для студентов
СПО. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,2007
9. Девислов, В.А. Охрана труда: учебник для студентов СПО. - М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://norma.org.ua/document/regulations_ohrana_truda/otraslevie/toi_r/auto/37.php
2. http://truddoc.narod.ru/sbornic/transport/22.htm
3.2.3. Дополнительные источники
1. Сборник типовых инструкций по охране труда для основных профессий рабочих
автотранспортных предприятий: ТОИ Р-200-01-95 – ТОИ Р-200-23-95. Утвержден
Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ от 27 февраля 1996
года № 16. — СПб: Деан, 2007. -176 с.

11

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Результаты обучения

Критерии оценки

знать:
-воздействие негативных факторов на
человека;
-правовые, нормативные и организационные
основы охраны труда в организации;
-меры безопасности при работе с
электрооборудованием
и
электрифицированными инструментами;
-правила техники безопасности и охраны
труда в профессиональной деятельности;
-экологические нормы и правила
организации труда на предприятиях.

Демонстрировать
знание
основных
факторов вредных
воздействий
на
организм человека,
требований охраны
труда,
правил
безопасной
профессиональной
деятельности,
экологических
нормативов

Применение
уметь:
-применять методы и средства защиты от методов и средств
опасностей
технических
систем
и защиты от опасных
технологических процессов;
воздействий
-соблюдать безопасные условия труда в
профессиональной деятельности.

12

УЧЕБНОЙ

Формы и методы
оценки
Тестирование

Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов
при
выполнении
и
защите
практических
заданий

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

13

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».