ОП.06 Основы финансовой грамотности, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
^ <

д а ^ екТОр ГА П 0У С 0
^^1<Жамьгишовский гуманитарноilf-t/Y
тех^ф^^гческий техникум»
go
Е.Е. Бочкарева
Si/

1!Ш -Приказ Щ $ 4 а - ОД
Tex,S Ж № М М 2 г

ш

^

%

‘ л

м

/а

X:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.Об. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

для профессии СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический

Камышлов, 2022
1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой
грамотности» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, и
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой
грамотности» для профессиональных образовательных организаций для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования.

Разработчик: Степанова Екатерина Александровна - преподаватель Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум».
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников

-/р ,п п ,гл " тттт»
СОГЛАСОВАНО:

//
I/

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации учебной дисциплины

10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11

5.

Лист изменений
программу

13

и

дополнений,

внесенных

в

рабочую

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является
частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер
по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» относится к
общепрофессиональному циклу. Часы на данную дисциплину выделены из вариативной части
ОПОП.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Цели учебной дисциплины:
 приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых
продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из
различных источников;
 развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
 формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование
денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периодах;
– вести учѐт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление;
– выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и
наличным способом, заѐмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка,
налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);
– анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– о роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и на личные доходы;
– последствий бесконтрольной траты семейных средств;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и еѐ изменения в зависимости от возраста
членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности
следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ОК 01.
Выбирать
способы
решения
задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
4

ОК 04
ОК 09
ОК 11

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
ЛР 2

ЛР 18
ЛР 19

ЛР 20

ЛР 21

ЛР 24

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие
характеристики
Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся
рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным
развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной
успешности.
Готовый к выполнению профессиональной деятельности в нестандартной (внештатной)
ситуации. Проявляющий упорство и настойчивость в достижении цели, прикладывающий
максимум усилий для ее достижения, в том числе при столкновении с трудностями.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часа, в том числе:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
 консультация 2 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Консультация
Итоговая аттестации дифференцированный зачет

Объем часов
38
36
18
2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
1
2
Раздел 1. Банковская система России.
Содержание учебного материала
1. Банковская система России.
Текущие счета и дебетовые карты.
2. Сберегательные вклады.
Кредиты. Услуги банков.
Практические занятия
1. формирование навыков безопасного поведения владельца
банковской карты
Практические занятия
1. Контрольная работа № 1 «Банки».
Раздел 2. Фондовый рынок
Содержание учебного материала
1. Риск и доходность.
Облигации. Акции.
2. Фондовая биржа. Рынок FOREX.
Раздел 3. Страхование.
Содержание учебного материала
1. Страхование имущества.
2. Страхование здоровья и жизни.
Практические занятия
1. Заключаем договор страхования — сбор информации о страховой
компании и предоставляемых страховых программах, принципы
отбора страховой компании для заключения договора. Анализ
договора
страхования,
ответственность
страховщика
и
страхователя. Действия страховщика при наступлении страхового
случая.
Раздел 4. Налоги.

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4
2

1
1

ОК 01- ОК 05,
ОК 09- ОК 11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21

3
4

2
2
1
1
2
2
2
3

ОК 01- ОК 05,
ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21
ОК01- ОК 05,
ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21

2

ОК01- ОК 05,
6

Содержание учебного материала
1. Налоги. Налоговая декларация.
Практические занятия
2. Формирование практических навыков по оптимизации личного
бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения
налоговых выплат физических лиц.
Формирование практических навыков получения социальных и
имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения
затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др.
Раздел 5. Пенсионное страхование.
Содержание учебного материала
1. Обязательное и добровольное пенсионное страхование.
Практические занятия
2. Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования
формирования пенсионных накоплений.
Раздел 6. Финансовые механизмы работы фирмы.
Содержание учебного материала
1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников.
Эффективность компании, банкротство и безработица.
Практические занятия
1. Решение задач № 4 «Финансовые механизмы работы фирмы».

2

ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21

2

ОК01- ОК 05,
ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21
ОК01- ОК 05,
ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21

2

2

2
2

2
2

2

Раздел 7. Бизнес.
Содержание учебного материала
1. Успех организации. Бизнес. Предпринимательская деятельность.
2. Теоретические основы бизнеса.
Раздел 8. Финансовые риски.
Содержание учебного материала
1. Контроль рисков собственных сбережений.
2. Экономические кризисы.
3. Финансовое мошенничество.
Практические занятия
1. Описание и анализ одного из экономических кризисов.

2
1
1

2
1
1
3

ОК01- ОК 05,
ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21
ОК01- ОК 05,
ОК 09- ОК11,
ЛР 2, ЛР18,
ЛР19; ЛР20;
ЛР21

2
7

Контрольные работы
1. Контрольная работа № 5 «Финансовые риски».
Дифференцированный зачет

2

2.
3.

Консультация

2
38

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Жданова А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО
/ А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 400 с., ил. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О.
Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 24 с. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению»).
Интернет-ресурсы:
1. https://fmc.hse.ru/methbank;
(Банк методических разработок по финансовой грамотности, информация применима для
всех тем).

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
умения
-выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Оценка результатов устного опроса.
Оценка результатов тестирования.

экспертное
наблюдение
в
ходе
практических работ;
-рассчитывать личный и семейный доход;
отчеты по практическим работам;
-читать диаграммы, графики, иллюстрирующие .
структуру доходов населения или семьи
-различать личные расходы и расходы семьи
-определять причины роста инфляции;

-считать личные расходы и расходы семьи как в
краткосрочном, так и в долгосрочном периодах
-вести учѐт доходов и расходов
-развивать критическое мышление;
-выступать в различных финансово-экономических
ролях (покупателя безналичным и наличным
способом, заѐмщика и кредитора, вкладчика,
участника фондового рынка, налогоплательщика,
потребителя страховых услуг и др.);
-анализировать и интерпретировать финансовую
информацию из различных источников.
знания
-роли денег в экономике страны как важнейшего
элемента рыночной экономики
-влияния образования на последующую карьеру и
на личные доходы;
-последствий бесконтрольной траты семейных
средств
-различий в структуре семейного бюджета
расходов и еѐ изменения в зависимости от возраста
членов семьи и других факторов; необходимости
планировать доходы и расходы семьи.

Наблюдение и оценка деятельности
студента
на
теоретических
и
практических занятиях.

письменный опрос;
тестирование; оценка
самостоятельной работы

выполнения

Общие компетенции и личностные результаты

ОК
01.
Выбирать
задач профессиональной

способы
решения Наблюдение и
студента
на
деятельности,

оценка деятельности
теоретических
и

10

практических занятиях.
применительно к различным контекстам.
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую
позицию, демонстрирующий приверженность
принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный
и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном самоуправлении, в том числе
на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации, необходимой для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
ЛР 19 Умеющий применять полученные знания
на практике

Наблюдение и оценка деятельности
студента
на
теоретических
и
практических занятиях.
представление доклада с оцениванием;
эссе;
конспект;

ЛР 21 Нацеленный на карьерный рост и
профессиональное развитие
ОК
03.
Планировать
и
реализовывать конспект;
собственное профессиональное и личностное Наблюдение и оценка деятельности
студента
на
теоретических
и
развитие.
практических занятиях.
ЛР
20
Мотивированный
к
освоению
функционально
близких
видов
профессиональной деятельности, имеющих
общие объекты (условия, цели) труда, либо иные
схожие характеристики
ОК 04. Работать в коллективе и команде, практическое занятие:
эффективно взаимодействовать с коллегами, Деловая игра, работа в группах
руководством, клиентами
ЛР 18 Способный к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем
ОК
09.
Использовать
информационные Наблюдение и оценка деятельности
студента
на
теоретических
и
технологии в профессиональной деятельности.
практических занятиях.
ОК 11. Планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.
ЛР
24
Готовый
к
выполнению
профессиональной
деятельности
в
11

нестандартной
(внештатной)
ситуации.
Проявляющий упорство и настойчивость в
достижении цели, прикладывающий максимум
усилий для ее достижения, в том числе при
столкновении с трудностями.

12

13

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№ № пункта
Дата
п/п
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После

Дата и №
протокола
изменений рассмотрения
и
цикловой
дополнений комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».