ОУД.01 Русский язык, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

1-£0„кдм. I.-,

У Т Щ Ж Д А 10:
/ l^siA op Г АП ОУ СО

В ° | д Тс^ !лкитдрнн 'KtfШййшовскi!й гуманитарно1S«|
о л о г и ч б с ^ <г. iiMSfl
=5г.§> Ь а НТРшику,v
j„ ]%|ЙОДОГичесы ш„ техникум»
Е.Е. Бочкарева
y /F - ^4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬТтОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 «Русский язык»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 "Мастер по ремонту и обслужившими автомобилей"
профиль обучения: технологическим
уровень образования: базе нм;;

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
П редседатель_________ ^ _ JI.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель,директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина

Составитель: Цытыркина Л.А., преподаватель/высшая кв. категория
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также
с учётом требований ФГОС СПО 23.01Л7 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.....................................................................................................
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ......
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык» разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);

примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее
– ПООП СОО);

федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 "Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей"

примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»
(для профессиональных образовательных организаций);

учебного плана по профессии 23.01.17 "Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей";

Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Русский язык»
Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.01 «Русский язык» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании
письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине ОУД.01
«Русский язык» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в
области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 23.01.17 "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей".
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр)
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной
рабочей программой по «Русскому языку».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
4

общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
5

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

6

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
7

Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности;

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать цели
совместной деятельности,
организовывать и
координировать действия
по
ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и комбинированного
взаимодействия;

- уметь применять
знание норм
современного русского литературного языка в
речевой
практике,
корректировать
устные
и
письменные высказывания; обобщать знания об
основных
правилах орфографии
и
пунктуации,
уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике
письма;
- уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета
в
социально-культурной, учебно-научной,
официальноделовой
сферах общения,
в
повседневном
общении, интернет-коммуникации.
сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать и комментировать основную и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и
(или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения
между предложениями в тексте; создавать тексты
разных функционально-смысловых типов; тексты
научного, публицистического, официально- делового
стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150
слов);

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать цели
совместной деятельности,
организовывать и
координировать действия
по
ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

- уметь создавать устные монологические и
диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний – не
менее
100 слов, объем диалогического высказывания – не
менее 78
реплик); уметь выступать
публично, представлять результаты учебноисследовательской
и
проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач;
- сформировать представления об аспектах культуры
речи:
нормативном,
коммуникативном
и
этическом;
сформировать системы
знаний о
номах
современного
русского литературного языка и их
основных видах (орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические;
- уметь применять
знание норм
современного русского литературного языка в
речевой
практике,
корректировать
устные
и
письменные высказывания; обобщать знания об
основных
правилах орфографии
и
пунктуации,
уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике
письма;
- уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета
в
1
0

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста;

В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств;

социально-культурной, учебно-научной,
официальноделовой
сферах общения,
в
повседневном
общении, интернет-коммуникации.
сформировать представления о функциях русского
языка в современном мире (государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального общения,
один из мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей; сформировать ценностное отношение к
русскому языку;
сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально- делового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

1
1

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование
языковой
и
читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

уметь использовать разные виды чтения и
аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных текстов,
включая гипертекст, графику, инфографику и другое
(объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов,
функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность
представлений
о
формах
существования национального русского языка; знаний о
признаках литературного языка и его роли в обществе;
обобщить
знания
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы);
обобщить
знания
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте

1
2

ПК 4.4. Оформлять - Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных
отчетную
жанров
документацию
по - Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
выполненной работе

1
3

Примерные темы
 монологических выступлений (докладов)
1. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
2. Язык и культура.
3. Роль языка, как средства общения и развития мышления человека.
4. Культура речи. Нормы русского языка.
5. Стилистика и синонимические средства языка.
6. Русское письмо и его эволюция.
7. Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
8. Русская пунктуация и ее назначение.
9. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
10. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
11. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
12. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
13. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
14. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
15. Роль словосочетания в построении предложения.
16. Синонимия простых предложений.
17. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи.
18. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
19. Словари русского языка и сфера их использования.
20. Вклад выдающихся учёных в изучение русского языка.
индивидуальных проектов
Влияние интерактивного общения на письменную речь
Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростка
Экзотизмы и варваризмы в современных текстах СМИ
Вопросы экологии русского языка
Сленг современной молодежи
Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?
Русский язык в названиях магазинов
Полезность социальной рекламы











Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1 сентября – День знаний.
8 сентября – Международный день грамотности.
21 ноября – Всемирный день приветствий.
22 ноября – День словаря.
29 ноября – День рождения буквы Ё.
11 января – Международный день спасибо.
23 января – День ручного письма (День почерка).
1 февраля – Всемирный день чтения вслух.
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
21 февраля – Международный день родного языка.
21 марта – Всемирный день поэзии.
24 мая – День славянской письменности и культуры.
25 мая – День филолога.
6 июня – День русского языка. Пушкинский день.

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

лабораторные/практические занятия

24

Профессионально ориентированное содержание

12

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

лабораторные/практические занятия

6

индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (экзамен/дифференцированный
зачет)

нет
6

1. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)

1

2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные
Основное содержание
функции языка в
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
современном обществе
гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и
мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы
культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии.
Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе
Тема 1.2
Основное содержание
Происхождение
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
русского языка.
формирования русской лексики
Индоевропейская
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки
языковая семья.
заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Этапы формирования
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
русской лексики
профессиональной лексике. Словарь специальности.

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

10

ОК 02, 05

2

ОК 02, 05

2

ОК 05

Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов

2

9

Тема 1.3. Язык
как система
знаков

Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и
Основное содержание
орфоэпия
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования
звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных,
согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное).
Орфоэпия и орфоэпические нормы. Орфография. Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Тема 2.2. Морфемика
Основное содержание
и словообразование
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем:
корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих.
Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных
после приставок.

ОК 05
2

2
34

ОК 02, 04, 05

2

ОК 02; ОК 04

2

ОК 02; ОК 04

2

10

Тема 2.3. Имя
существительное
как часть речи.

Тема 2.4. Имя
прилагательное как
часть речи.

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных имен существительных.

ОК 02; ОК 05
2

2

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж.

ОК 02; ОК 04, 05
2

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя
числительное как
часть речи.

Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования
цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.
Основное содержание
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные,
определительные. Дефисное написание местоимений.

2
ОК 02; ОК 04,05
2

2
ОК 02; ОК 05
2

11

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с
частицами НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол
как часть речи.

Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как
особые формы
глагола

Тема 2.9. Наречие как
часть речи.
Служебные части
речи.

Основное содержание
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение,
время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Основное содержание
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и
полные формы причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и
причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование
деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов
деепричастий.
Основное содержание
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре
и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и
способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы

2
ОК 02; ОК 04,05
2

2
ОК 02; ОК 04, 05
2

2

ОК 02; ОК 04,05
2

Практические занятия:

12

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей
речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание
производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы
НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.

Тема 3.2
Второстепенные
члены предложения.

Тема 3.3. Сложное

Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные
предложения. Неполные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
Основное содержание
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и
знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с
обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень
распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений,
обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов.
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими
словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и
предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных
конструкциях. Знаки препинания при обращении
Основное содержание

2

10

ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
ОК 02; ОК 04

2

2
ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
13

предложение.

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные
предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи. Знаки препинания в
сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных
предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки
препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила
оформления цитат.

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.

Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры
речи.

2

12

Профессионально-ориентированное содержание

Практические занятия:
Практическая
работа Основные аспекты культуры речи (нормативный,
коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы.
Речевой этикет. Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности.
Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные
ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные
стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь

ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
ПК 4.4.

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
ПК 4.4.
2

Практические занятия:

14

Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)
Тема 4.3.
Научный
стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
ПК 4.4.

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Тема 4.4. Деловой
стиль.

2

2

Профессионально-ориентированное содержание

ОК 02; ОК 04;
ОК 05,09
ПК 4.4.

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности.

2

Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Промежуточная аттестация (Экзамен)
Всего:

2
6
72

15

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета. «Русский
язык»;
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее
специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно
соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания;
материалы экзамена.
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
телевизор.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Обязательная
.
Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс – М: Академия, 2022 г. - Электронный
учебник
Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс – М: Академия, 2022 г. - Электронный
учебник
Дополнительная литература
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2017.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник
для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для
студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
16

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд.,
испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник 10 класс - М: Русское слово, 2013 г.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для
общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
18.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений. – М.: Академия, 2001
19.Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. – М.: Академия,1997
20.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.:
Просвещение, 1998
21.Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999
22.Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 2013г
23.Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2013г.
Для преподавателя
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько
И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М.
Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А.
Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.,
2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском
языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
17

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение,
ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е
изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. –
25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексикограмматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия /
Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В.
Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского
языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д.
Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского
языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и
происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

18

5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональ
ная
компетенция
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности;
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Раздел/Тема

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Тип оценочных мероприятий

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Диктанты
Разноуровневые задания

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с

Устный опрос Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания Проекты
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты Разноуровневые
задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос Деловая
(ролевая) игра Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра Кейсзадания
Выполнение экзаменационного
теста
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы Конспекты Рефераты
Сообщения
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Р 3, Темы 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

ПК 4.4

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Практические работы

19

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

1
2

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».