ОУД.11 Физика, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
.УТВЕРЖД АЮ:

-

ГАП ОУ СО
<<Камышж)вс1чий гуманитарнотехнолдгпч^кий техникум»
Е.Е. Бочкарева

7 РХ(-

&

ТЕХН
Уг } - о $

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 11 «Физика»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
профиль обучения: технологический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовауель х: дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
JI.A. Цытыркина

71

СОГЛАСОВАНО:
Замесшсель директора по УПР
-----Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина
7

Составитель: Бекетов М.В., преподаватель первой категории
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО 23.01 Л7 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей».

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................ 4
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ........... 22
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................................ 23
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 35
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................................ 38
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ……40

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Физика» разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);

примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (далее – ПООП СОО);

федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей»;

примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика»
(для профессиональных образовательных организаций);

учебного плана по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей»;

Методическими материалами по обязательной общеобразовательной
дисциплине «Физика».
Программа общеобразовательной дисциплины «Физика » разработана в соответствии
с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от
30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Физика»
разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
направлено
на достижение следующих целей и задач.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физика» направлено на
достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении
его профессиональной деятельности;
• формирование естественно-научной грамотности;
•овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
• освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
• овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
• овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;
• формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий; умений
в рамках решения природы, действия формулировать и обосновывать собственную позицию
по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
• воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
4

Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
• приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе
современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и
производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших
определяющее влияние на развитие техники и технологии;
• понимание физической сущности явлений, проявляющихся
производственной деятельности;
• освоение способов использования физических знаний для практических и
профессиональных задач, объяснения явлений производственных и технологических
процессов, принципов технических приборов и устройств, обеспечения безопасности
производства и охраны природы;
• формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания
с учётом профессиональной направленности;
• приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать
проблемы с учётом профессиональной направленности;
• формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую
информацию с учётом профессиональной направленности;
• подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных
для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в
профессиональных образовательных организациях;
• подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско- патриотической позиции,
сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях,
проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного
использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при
работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы
деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
• выдвигать гипотезы и строить модели,
• применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ;
• практически использовать физические знания;
• оценивать достоверность естественно-научной информации;
• использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач
5

повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,
жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных
волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий;
• делать выводы на основе экспериментальных данных;
• приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и
научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в
создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
• применять полученные знания для решения физических задач;
• определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
погрешностей.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Физика» (базовый уровень) направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей
программой по «Физике».
Личностные результаты
освоения основной
образовательной
программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

6

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

7

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:

8

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
9

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

10

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 1. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам.

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; - выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; выявлять причинно-следственные связи и

ПРб 1- сформировать представления о роли и месте
физики и астрономии в современной научной картине
мира, о системообразующей роли физики в развитии
естественных наук, техники и современных технологий, о
вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание физической сущности
наблюдаемых явлений микромира, макромира и
мегамира; понимание роли астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии, роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
ПРб 7- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять
физические величины и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины; решать
качественные задачи, выстраивая логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и физические
явления;
ПРб 3- владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими физические
процессы (связанными с механическим движением,
взаимодействием тел, механическими колебаниями и
волнами; атомно-молекулярным строением вещества,

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)

актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике.

ОК 02.
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
12

тепловыми процессами; электрическим и магнитным
полями, электрическим током, электромагнитными
колебаниями и волнами; оптическими явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и атомного
ядра, радиоактивностью); владение основополагающими
астрономическими понятиями, позволяющими
характеризовать процессы, происходящие на звездах, в
звездных системах, в межгалактической среде; движение
небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
ПРб 4 - владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных систем отсчета;
молекулярно-кинетическую теорию строения вещества,
газовые законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон
Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения энергии,
закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; закон
сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов.
ПРб 5 -уметь учитывать границы применения изученных
физических моделей: материальная точка, инерциальная
система отсчета, идеальный газ; модели строения газов,
жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд,
ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра
при решении физических задач;

информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и

- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
- Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности.
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
13

ПРб 9 -уметь сформировать собственную позицию по
отношению к физической информации, получаемой из
разных источников, умений использовать цифровые
технологии для поиска, структурирования, интерпретации
и представления учебной и научно-популярной
информации; развитие умений критического анализа
получаемой информации;

ПРб 6- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и косвенные
измерения физических величин, выбирая оптимальный
способ измерения и используя известные методы оценки

личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях.

осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность: внутренней мотивации,
включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
14

погрешностей измерений, проводить исследование
зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений, объяснять полученные результаты,
используя физические теории, законы и понятия, и делать
выводы; соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с
использованием цифровых измерительных устройств и
лабораторного оборудования; сформированность
представлений о методах получения научных
астрономических знаний
ПРб 11-овладеть (сформировать представления)
правилами записи физических формул рельефноточечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и
слабовидящих обучающихся).

ОК 4. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде.

сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки; развивать способность понимать мир с
позиции другого человека.

15

ПРб 10-овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей, планировать
работу группы, рационально распределять деятельность в
нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы.

ОК 5. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.

ОК 7. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно

ПРб 2-уметь распознавать физические явления
(процессы) и объяснять их на основе изученных законов:
равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное
движение, резонанс, волновое движение; диффузия,
броуновское движение, строение жидкостей и твердых
тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении),
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь
средней кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в закрытом сосуде,
связь между параметрами состояния газа в изопроцессах;
электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание
проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного поля на
проводник с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение, преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света,
дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое
давление, возникновение линейчатого спектра атома
водорода, естественная и искусственная радиоактивность.
ПРб 8-сформировать умения применять полученные
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
знания для объяснения условий протекания физических
понимание влияния социально-экономических
явлений в природе и для принятия практических решений
процессов на состояние природной и социальной
в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
среды, осознание глобального характера экологических обращении с бытовыми приборами и техническими
проблем;
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
- планирование и осуществление действий в
экологического поведения в окружающей среде;
окружающей среде на основе знания целей
понимание необходимости применения достижений
устойчивого развития человечества;
физики и технологий для рационального
- активное неприятие действий, приносящих вред
природопользования.
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего физической науке;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение: - осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.

16

действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

ПК 1.1
Определять
техническое
состояние
автомобильных
двигателей.
ПК 1.2
Определять
техническое
состояние
электрических и
электронных систем
автомобилей
ПК 4.4.
Оформлять отчетную
документацию по
выполненной работе

окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике.
В области трудового воспитания:
-готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
-готовность к активной деятельности технологической
и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
-интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
-готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении
17

ПРб 6- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и косвенные
измерения физических величин, выбирая оптимальный
способ измерения и используя известные методы оценки
погрешностей измерений, проводить исследование
зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений, объяснять полученные результаты,
используя физические теории, законы и понятия, и делать
выводы; соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с
использованием цифровых измерительных устройств и
лабораторного оборудования; сформированность
представлений о методах получения научных
астрономических знаний.
ПРб 7- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять
физические величины и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины; решать
качественные задачи, выстраивая логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и физические
явления.
ПРб 8-сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических

жизненных проблем;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и
взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень
18

явлений в природе и для принятия практических решений
в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
понимание необходимости применения достижений
физики и технологий для рационального
природопользования.

1.Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1. Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
2. Альтернативная энергетика.
3. Асинхронный двигатель.
4. Астероиды.
5. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
6. Бесконтактные методы контроля температуры.
7. Голография и ее применение.
8. Жидкие кристаллы.
9. Законы Кирхгофа для электрической цепи.
10. Использование электроэнергии в транспорте.
11. Классификация и характеристики элементарных частиц.
12. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
13. Конструкция и виды лазеров.
14. Лазерные технологии и их использование.
15. Метод меченых атомов.
16. Молния — газовый разряд в природных условиях.
17. Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной
науки и техники.
18. Оптические явления в природе.
19. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
20. Плазма — четвертое состояние вещества.
21. Планеты Солнечной системы.
22. Полупроводниковые датчики температуры.
23. Применение жидких кристаллов в промышленности.
24. Применение ядерных реакторов.
25. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
26. Производство, передача и использование электроэнергии.
27. Развитие средств связи и радио
28. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
29. Реликтовое излучение.
30. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение
31. Рождение и эволюция звезд.
32. Современные средства связи.
33. Ультразвук (получение, свойства, применение).
34. Управляемый термоядерный синтез.
35. Ускорители заряженных частиц.
36. Физика и музыка
37. Черные дыры.
38. Шкала электромагнитных волн.
39. Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
15 февраля - Галилео Галилей, астроном
9 марта – Юрий Алексеевич Гагарин, советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза
14 марта – Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, один из создателей современной физики,
лауреат Нобелевской премии
16 марта – Александр Степанович Попов, русский физик, электротехник. Изобретатель радио
5 апреля – Сергей Алексеевич Чаплыгин, советский ученый в области теоретической
механики

15 мая – Пьер Кюри, французский ученый-физик, нобелевский лауреат
30 мая – Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос
12 июня – Юрий Батурин, лётчик-космонавт
8 июля – Пётр Капица, физик

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

144

Основное содержание

84

в т. ч.:
теоретическое обучение

64

лабораторные/практические занятия

8

контрольные работы

12

Профессионально ориентированное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

лабораторные/практические занятия

18

индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (экзамен/дифференцированный зачет)

20

6

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
Наименование разделов
Содержание учебного материала и формы
Объем
метапредметных,
и тем
организации деятельности обучающихся
в часах
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
1
2
3
4
Основное содержание
Введение
2
Введение.
2
ОК 03
Содержание учебного материала:
Физика и методы
Физика — фундаментальная наука о природе.
ОК 05
научного познания.
Естественно-научный метод познания, его возможности и
границы применимости. Эксперимент и теория в процессе
познания природы. Моделирование физических явлений и
процессов. Роль эксперимента и теории в процессе
познания природы. Физическая величина. Физические
законы. Границы применимости физических законов и
теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической
картине мира. Погрешности измерений физических
величин.
Значение физики при освоении профессий и
специальностей СПО.
Раздел 1. Механика
14
Тема 1.1
2
ОК 01
Содержание учебного материала:
Основы кинематики.
Механическое движение и его виды. Материальная точка.
ОК 02
Относительность механического движения. Система
ОК 04
отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы
ОК 05
описания движения. Траектория. Путь. Перемещение.
ОК 07
2
Содержание учебного материала:
Равномерное прямолинейное движение. Скорость.
Мгновенная
и
средняя
скорости.
Ускорение.
21

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Прямолинейное движение с постоянным ускорением.
Движение с постоянным ускорением свободного падения.
Равномерное движение точки по окружности, угловая
скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика
абсолютно твердого тела.
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы
механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила
Тема 1.2
всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Основы динамики.
Первая космическая скорость. Движение планет и малых
тел Солнечной системы. Вес.Невесомость. Силы
упругости. Силы трения.
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Механическая работа и мощность.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии.
Тема 1.3
Содержание учебного материала:
Законы сохранения в
Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные
механике.
силы. Применение законов сохранения. Использование
законов механики для объяснения движения небесных тел
и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Решение задач с профессиональной направленностью.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

22

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

2

2

2
26

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Тема 2.1
Основы молекулярнокинетической теории.

Тема 2.2
Основы термодинамики.

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Содержание учебного материала:
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское
движение. Силы и энергия межмолекулярного
взаимодействия. Строение газообразных, жидких и
твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное
уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Содержание учебного материала:
Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала
температуры. Абсолютный нуль температуры.
Температура звезд.
Содержание учебного материала:
Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение
состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики.
Газовые законы. Молярная газовая постоянная.
Лабораторные работы №1:
Изучение одного из изопроцессов.
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия
идеального газа. Работа и теплота как формы передачи
энергии.
Теплоемкость.
Удельная
теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
Содержание учебного материала:
Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс.
Второе начало термодинамики. Принцип действия
тепловой машины.
Содержание учебного материала:
23

Объем
в часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2

2

2

2

2
2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

Наименование разделов
и тем

Тема 2.3
Агрегатные состояния
вещества и фазовые
переходы.

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.
Холодильные машины. Охрана природы.
Содержание учебного материала:
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его
свойства. Абсолютная и относительная влажность
воздуха. Приборы для определения влажности воздуха.
Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения
от давления. Критическое состояние вещества.
Содержание учебного материала:
Характеристика жидкого состояния вещества.
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного
слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение.
Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым
телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого
состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.
Механические свойства твердых тел. Пластическая
(остаточная) деформация.
Содержание учебного материала:
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.
Коэффициент линейного расширения. Коэффициент
объёмного расширения. Учет расширения в технике.
Плавление. Удельная теплота плавления.
Кристаллизация. Практическое применение в
повседневной жизни физических знаний о свойствах
газов, жидкостей и твердых тел.
Решение задач с профессиональной направленностью
24

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

2

2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Контрольная работа №2:
«Определение влажности воздуха».
Контрольная работа №1:
«Молекулярная физика и термодинамика»

2
2

Раздел 3. Электродинамика

Тема 3.1
Электрическое поле.

Тема 3.2
Законы постоянного тока.

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

Содержание учебного материала:
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд.
Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая
постоянная.
Электрическое
поле.
Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Содержание учебного материала:
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в
электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил
электростатического
поля.
Потенциал.
Разность
потенциалов. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля.
Содержание учебного материала:
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.
Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрического поля. Применение
конденсаторов.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторная работа №3:
«Определение электрической емкости конденсаторов».
Содержание учебного материала:
Условия, необходимые для возникновения и поддержания
электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома

25

46
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2

2
2
2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

для
участка
цепи.
Зависимость
электрического
сопротивления от материала, длины и площади поперечного
сечения проводника.
Содержание учебного материала:
Зависимость электрического сопротивления проводников от
температуры. Температурный коэффициент сопротивления.
Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока.
Тепловое
действие
тока.
Закон
Джоуля—Ленца.
Электродвижущая сила источника тока.
Содержание учебного материала:
Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи.
Параллельное и последовательное соединение проводников.
Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников
электрической энергии в батарею.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные работы №4:
«Определение термического коэффициента сопротивления
меди».
Лабораторные работы №5:
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника
тока».
Лабораторные работы №6:
«Изучение законов последовательного и параллельного
соединений проводников».
Лабораторные работы №7:
«Исследование зависимости мощности лампы накаливания
от напряжения на её зажимах».
Контрольная работа №3:

26

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

2
2
2
2
2
2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Тема 3.3
Электрический ток в
различных средах.

Тема 3.4
Магнитное поле.

Тема 3.5
Электромагнитная
индукция.

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

«Электрическое поле. Законы постоянного тока».
Содержание учебного материала:
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в
вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея.
Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
Содержание учебного материала:
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и
примесная проводимости. Р-n переход. Применение
полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность
магнитного поля. Действие магнитного поля на
прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов.
Сила Ампера. Применение силы Ампера.
Содержание учебного материала:
Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с
током в магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы
Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные
свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури.
Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон
электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.
ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля

27

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2

2

2
2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей.
Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные работы №8:
«Изучение явления электромагнитной индукции».
Контрольная работа №3:
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Колебательное движение. Гармонические колебания.
Свободные механические колебания. Превращение энергии
Тема 4.1
при колебательном движении. Свободные затухающие
механические колебания. Математический маятник.
Механические
Пружинный маятник. Вынужденные механические
колебания и волны.
колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны.
Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его
применение.
Содержание учебного материала:
Свободные электромагнитные колебания. Превращение
энергии в колебательном контуре. Формула Томсона.
Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
Тема 4.2
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные
электрические колебания.
Электромагнитные
Содержание учебного материала:
колебания и волны.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и
индуктивное сопротивления переменного тока. Активное
сопротивление. Закон Ома для электрической цепи
переменного тока. Работа и мощность переменного тока.

28

Объем
в часах

2
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

2
14

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи
высокой частоты. Получение, передача и распределение
электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид
материи.
Содержание учебного материала:
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных
волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи.
Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторная работа №9:
«Изучение работы трансформатора».
Контрольная работа №4:
«Колебания и волны».
Раздел 5. Оптика

Тема 5.1
Природа света.

Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света.
Законы отражения и преломления света. Солнечные и
лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение.
Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой
линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость.
Законы освещенности.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные работы №10:
«Определение показателя преломления стекла».

29

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2
2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

2
20
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

2
2

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Тема 5.2
Волновые свойства света.

Тема 5.3
Специальная теория
относительности.

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем
в часах

Содержание учебного материала:
Интерференция света. Когерентность световых лучей.
Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона.
Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах.
Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн.
Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды.
Дисперсия света.
Содержание учебного материала:
Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания.
Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные
классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное
излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Шкала электромагнитных излучений.
Лабораторные работы №11:
«Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки».
Лабораторные работы №12:
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Контрольная работа № 5
«Оптика».
Содержание учебного материала:
Движение со скоростью света. Постулаты теории
относительности и следствия из них. Инвариантность
модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь
массы и энергии свободной частицы. Элементы
релятивистской динамики.

2

Раздел 6. Квантовая физика

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
2

2

2
2
2

10

30

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

Наименование разделов
и тем

Тема 6.1
Квантовая оптика.

Тема 6.2
Физика атома и атомного
ядра.

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем
в часах

Содержание учебного материала:
Квантовая
гипотеза
Планка.
Тепловое
излучение.
Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де
Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение
неопределенностей
Гейзенберга.
Давление
света.
Химическое действие света. Опыты П.Н.Лебедева и
Н.И.Вавилова.
Содержание учебного материала:
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Внешний
фотоэлектрический
эффект.
Внутренний
фотоэффект.
Типы
фотоэлементов.
Применение
фотоэффекта.
Содержание учебного материала:
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения
атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах
водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда.
Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты
Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного
распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения
и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова –
Черенкова.
Содержание учебного материала:
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и
устойчивость атомных ядер. Элементарные частицы.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический
выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность.
Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
Управляемая
цепная
реакция.
Ядерный
реактор.

2

31

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Термоядерный
синтез.
Энергия
звезд.
Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое
действие радиоактивных излучений.
Контрольная работа № 6:
«Квантовая физика».
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые
Строение Солнечной
тела солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце.
Системы.
Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд.
Содержание учебного материала:
Звёзды, их основные характеристики. Современные
представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.
Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы
Тема 7.2
галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение
Эволюция Вселенной.
Вселенной. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва.
Масштабная структура Вселенной. Метагалактика.
Лабораторные работы №13:
« Изучение карты звездного неба».

Промежуточная аттестация: Экзамен
Всего

32

Объем
в часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

6
2

2

2
6
144

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.4

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для освоения программы учебной дисциплины «Физика» в техникуме имеется учебный
кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав кабинета физики
входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики удовлетворяет
требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете имеется мультимедийное
оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Физика», входят:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и
фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и
астрономов);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект электроснабжения кабинета физики;
 технические средства обучения;
 демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
 лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы); • статические,
динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
 вспомогательное оборудование;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят:
 учебники,
 учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют
возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

33

4.2 Информационное обеспечение обучения

1
2.
3
4.
5.

Для студентов
Основные источники
Мякишев, Г.Я. Физика: учебник с диском 10 класс. - М: Просвещение, 2018
Мякишев, Г.Я.. Физика: учебник с диском 11 класс. - М: Просвещение, 2018
Разумовский, В.Г. Физика. В 2-х ч. Ч.1: учебник 10класс. - М: Владос , 2010
Разумовский, В.Г. Физика. В 2-х ч. Ч.2: учебник 10класс. - М: Владос , 2010
Касьянов, В.А. Физика: учебник 11 класс. - М: Академия, 2004
Дополнительные источники

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник
для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор- ник
задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования /
В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.
4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева,
А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
6. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
7. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
8. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
9. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
10. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
11. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
12. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.
И. Трофимовой. — М., 2014.
13. Разумовский В.Г. и др.. Физика: учебник для уч-ся 10 кл. общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч. 1 – М.: Владос,2010
14. Разумовский В.Г. и др.. Физика: учебник для уч-ся 10 кл. общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч. 2 – М.: Владос,2010
1.

Для преподавателей
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4.
— Ст. 445.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 №
99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ,
от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом
от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
34

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе- ния
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
7. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы
1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.
dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
2. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
3. www.globalteka.ru
(Глобалтека.
Глобальная
библиотека
научных
ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
4. www. st-books.ru (Лучшая учебная литература).
5. www. school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
6. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
7. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
8. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
9. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
10. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
11. www.nuclphys. sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
12. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
13. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

35

5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
устный опрос;
решения задач
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
- фронтальный опрос;
профессиональной
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
- оценка контрольных работ;
деятельности,
3.4., 3.5.
наблюдение
за
ходом
применительно к различным Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
выполнения
лабораторных
контекстам
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
работ;
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
оценка
выполнения
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
лабораторных работ;
- оценка практических работ
ОК 03. Планировать и
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
(решения
качественных,
реализовывать собственное
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
расчетных,
профессионально
профессиональное и
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
ориентированных
задач);
личностное развитие
3.4., 3.5.
- оценка тестовых заданий;
профессиональных задач,
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
наблюдение
за
ходом
профессионального и
выполнения
индивидуальных
личностного развития
проектов и оценка выполненных
проектов;
ОК 04. Работать в
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
- оценка выполнения домашних
коллективе и команде
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
самостоятельных работ;
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
- наблюдение и оценка решения
3.4., 3.5.
кейс-задач;
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
- наблюдение и оценка деловой
игры;
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
- экзамен
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
ОК 05. Осуществлять
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
устную и письменную
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
коммуникацию на
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
государственном языке РФ
3.4., 3.5.
с учетом особенностей
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
социального и культурного
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
контекста
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
ОК 07. Содействовать
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
сохранению окружающей
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
среды, ресурсосбережению, Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
применять знания об
3.4., 3.5.
изменении климата,
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
принципы бережливого
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
производства, эффективно
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
действовать в
чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.1
Определять техническое
состояние автомобильных
двигателей.

Раздел 1. Темы 1.3.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1.,3.2.,
3.4.,3.5.
36

- наблюдение за ходом
выполнения лабораторных
работ;
- оценка выполнения

ПК 1.2
Определять техническое
состояние электрических и
электронных систем
автомобилей.
ПК 4.4.
Оформлять отчетную
документацию по
выполненной работе.

Раздел 4. Темы 4.2
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.
Раздел 6. Темы 6.2.
Раздел 7. Темы 7.2.

37

лабораторных работ;
- оценка практических работ
(решения качественных,
расчетных, профессионально
ориентированных задач)
- оценка контрольных работ;

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

38

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».