ОУД.12 Химия, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Директор I^AIIOY с о
ВЁЩ "Кам•
ы шл овски й гуманитарно­
г о ||: Те^ л ф е х щ ^ Ш ^ ж и й техникум»
■'- 'J I О Г
" I r.ryf= Ff
ге
Е. Е. Бочкарева

$/■?' &Д,

ч *:**&„ г■

Мт&ы *>
:1*>у

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 12 «Химия»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
профиль обучения: технологический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников

общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_____ Л.А. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
у
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина

Составитель: Машьянова О.Н., преподаватель первой
квалификационной категории.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 23.01.17 «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной
дисциплины
4. Условия реализации программы дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
6. Лист изменений дополнений, внесенных в рабочую программу

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Химия» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и
дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП
СОО);
 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
 примерной
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины «Химия» (для
профессиональных образовательных организаций);
 учебного плана по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине «Химия»
Программа общеобразовательной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении
методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Химия» разработано с
учётом: синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель: Формирование у студентов представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных
ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
 сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в
окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
 развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических
экспериментов,
 сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с
соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
 развить умения использовать информацию химического характера из различных источников;
 сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических
природных, бытовых и производственных процессов;
 сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития
социальной и производственной сфер.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.
Место
общеобразовательной
образовательной программы:

дисциплине

4

в

структуре

основной

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17
«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» (базовый уровень) направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – ПРб) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по
«Химия».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
5

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
6

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество
и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
7

б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем ;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы

- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом,
электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность,
степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса,
молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа,
радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи,
углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,
биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),
мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные
соединения, кристаллическая решетка, типы химических
реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор,
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
окислитель, восстановитель, скорость химической реакции,
химическое равновесие), теории и законы (теория химического
строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы), закономерности,
символический язык химии, фактологические сведения о
свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь
изученных понятий, применять соответствующие понятия при
описании строения и свойств неорганических и органических
веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических
знаний с понятиями и представлениями других
естественнонаучных предметов;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

9

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в групп
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,

10

- уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен,
глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин,
угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других), составлять
формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать
характерные химические свойства веществ соответствующими
экспериментами и записями уравнений химических реакций;
уравнений химических реакций;
- уметь устанавливать принадлежность изученных
неорганических и органических веществ к определенным
классам и группам соединений, характеризовать их состав и
важнейшие свойства; определять виды химических связей
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы
кристаллических решеток веществ; классифицировать
химические реакции;
- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные условия)
газов, количества вещества; использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением.
- уметь планировать и выполнять химический эксперимент

коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде.

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,

11

(превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую
из разных источников (средств массовой информации, сеть
Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и
химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные условия)
газов, количества вещества; использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением

быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельность.

ПК 1.1. Определять

12

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов
- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения
своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать
опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации
- сформированность умения раскрывать содержание

техническое состояние
автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять
техническое состояние
электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять
техническое состояние
автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять
техническое состояние
ходовой части и механизмов
управления автомобилей

основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь,
клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема,
биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и
превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез
белка, структурная организация живых систем, дискретность,
саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция),
наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и
развитие, уровневая организация;
- сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
- сформированность умения выделять существенные признаки
вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и
многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и
экосистем; особенности процессов обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и
энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
оплодотворения, развития и размножения, индивидуального
развития организма (онтогенеза), борьбы за существование,
естественного отбора, видообразования, приспособленности
организмов к среде обитания, влияния компонентов
экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
- приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов.

ПК 1.5. Выявлять дефекты
кузовов, кабин и платформ.

13

ПК 2.1. Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять
техническое обслуживание
электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 2.3.Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4.Осуществлять
техническое обслуживание
ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 2.5.Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий
ремонт автомобильных
двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий
ремонт узлов и элементов
электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий
ремонт автомобильных
трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий
ремонт ходовой части и
механизмов управления
автомобилей
ПК 4.2. Выполнять работы по
диагностированию и
различным видам
технического обслуживания и
ремонта колес и шин.

- владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
- владение основными методами научного
познания,используемыми при биологических исследованиях
живых объектов и экосистем: описанием, измерением,
проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;

- владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
- владение основными методами научного
познания,используемыми при биологических исследованиях
живых объектов и экосистем: описанием, измерением,
проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;

14

Примерные темы монологических выступлений (докладов)
Презентация «Каким должен быть настоящий профессионал?»
Доклад с электронной презентацией, эссе «Моя будущая профессия»
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации.
5. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики
загрязнения окружающей среды.
6. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
7. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
8. Растворы вокруг нас. Типы растворов.
9. Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
10. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной
деятельности.
11.Аморфные вещества в природе, технике, быту.
12.Минералы и горные породы как основа литосферы.
13.Вода как реагент и среда для химического процесса.
14.Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
15.Поваренная соль как химическое сырье.
16. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
17. Химия углеводородного сырья и моя будущая професси
18.
1.
2.
3.
4.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1. 08. 02. 1834 – 02. 02. 1907 гг.- жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
2. 19.02. 1859 – 02 .10. 1927 гг. – жизнь и деятельность Сванта Аррениуса
3.31.07. 1800 – 23.09 1882 - жизнь и деятельность Фридриха Вёлера
4. 26. 08 1743 - 8.05 1794 – жизнь и деятельность Лавуазье Антуан Лоран
5.25.08 1812 - 18.02 1880 - жизнь и деятельность Зинина Николая Николаевича
6.15.09.1828 - 17.08.1886 – жизнь и деятельность Бутлерова Александра Михайловича
7. 19.11. 1711 – 15 .04 1765 гг.- жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова

15

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т.ч.
Основное содержание

64

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

24

лабораторные занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

6

в т. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Контрольные работы

6

Промежуточная аттестация (дифферецированный зачет)

2

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
16

Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и
разделов и тем
практические занятия, прикладной модуль
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Основы строения вещества
Основное содержание

Тема 1.1.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической связи

Тема 1.2.
Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева

Объем
часов
3
64
8
6

Теоретическое обучение

2

Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная
конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны.
Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования

2

Практические занятия

2

Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления
химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением
Периодической системы.

2

Основное содержание

2

Практические занятия

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона
Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и
сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе.
Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева.
Открытие новых химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов
«Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с
их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева»

Раздел 2. Химические реакции

ОК 01

ОК 01
ОК 02
2

8

17

Формируемые
компетенции
4

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Тема 2.2.
Электролитическая
диссоциация и
ионный обмен

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений
реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и
уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительновосстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

2

Практические занятия

2
ОК 01

Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям
химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и
энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям
химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества.

2

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена.
Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений.
Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

2

Лабораторные занятия

2
2

Лабораторная работа “Типы химических реакций”.
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических
реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление
ионных реакции.

18

ОК 01
ОК 04

2
Контрольная
работа №1.
Раздел 3.

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Тема 3.2. Физикохимические

Строение и свойства неорганических веществ
Основное содержание

16
4

Теоретическое обучение

2

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества.
Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических
веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических
решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа
кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

2

Практические занятия

2

Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или
составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или
тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических
веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь,
питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к
классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

2

Основное содержание

8

Теоретическое обучение

6

19

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1.- 1.4

ОК 01
ОК 02

свойства
неорганических
веществ

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

Контрольная
работа №2

ПК 4.2.

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и
неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии,
способы защиты металлов от коррозии

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII
групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.).
Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и
гидроксидов

2

Практические занятия

2

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:
металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот,
оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное
использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека.

2

Основное содержание

4

Лабораторные занятия

2
2

Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и
получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных
качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония

20

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
Раздел 4.

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Тема 4.2. Свойства
органических

Строение и свойства органических веществ
Основное содержание

24
6

Теоретическое обучение

2

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение
органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет
органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и
изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об
азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.),
высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено)

2

Практические занятия

2

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические
углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и
сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по
систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная
кислота, глицин).
Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).

2

Основное содержание

12

Теоретическое обучение

6

21

ОК 01
ПК 4.2.

ОК 01
ОК 02

соединений

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и
номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства;
химические свойства; способы получения):

ОК 04
ПК4.2 .

– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла
в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение
алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как
источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов

2

– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны,
жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида,
ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла

2

– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения
(синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена
как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений

2

Практические занятия

4

Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура,
химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены,
алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры,
альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление
уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения

2

Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих
химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название
органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных
классов

2

22

Лабораторная работа

Тема 4.3.
Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной
деятельности
человека.

Контрольная
работа №3
Раздел 5.
Тема 5.1
Скорость

2

Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений на примере
этана, этилена, ацетилена и др.

2

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

4

Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник
энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении
проблем пищевой безопасности.

2

Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании
новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия
на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы,
хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной
кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных
реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического
сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей
идентифицировать предложенные органические вещества

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 4.2.

2
Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

4

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

23

ОК 01
ОК 02

химических
реакций.
Химическое
равновесие

Раздел 6.

Тема 6.1.
Понятие о
растворах

Тема 6.2.

ПК 4.2.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических
реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье

2

Практические занятия

2

Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия

2

Растворы

4

Основное содержание

2

Теоретическое обучение

2
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 4.2.

Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость.
Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его
использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего
здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и
производственной деятельности человека

2

Основное содержание

2

24

ОК 01
ОК 02
ПК 4.2.

ОК 01

Исследование
свойств растворов

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и
определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов

2

ОК 02
ОК 04
ПК 4.2.

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Тема 7.1
Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Химия в быту и производственной деятельности человека

6

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа
химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет).

2

Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной
деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло,
керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии,
органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

4

Дифферецированный зачет

2

Всего

72

25

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 4.2.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета химии и
лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия):















Стенд «Инструкция по технике безопасности и охране труда».
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде и среда.
Стенды «Электрохимический ряд напряжения металлов», «Ряд электроотрицательности
элементов»
Информационный стенд с разделами:
«Информация»
«Техника безопасности в кабинете химии»
«Оказание первой помощи»
«Готовимся к зачету»
«Химия в профессии»
Модели кристаллических решеток
Коллекции простых и сложных веществ
Коллекции полимеров
Коллекция горных
Технические средства обучения:




Ноутбук «Асеrr»
Телевизор «SAMSUNG»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Мензурки, пипетки-капельницы, микроскоп, предметные и покровные стекла,
фильтровальная бумага, стеклянные пробирки, резиновые пробки, набор реактивов, стеклянные
палочки, штативы для пробирок. воронки стеклянные, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры
бумажные, лабораторные штативы, спиртовые горелки, держатели для пробирок, склянки для
хранения реактивов, раздаточные лотки, тигельные щипцы, мерные пробирки (на 10–20 мл) и
мерные колбы (25, 50, 100 ), индикаторные полоски для определения рН, универсальный
индикатор, лабораторные и/или аналитические весы.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов
Габриелян, О.С. Химия: уч. пособие 10 класс - М.: Дрофа, 2019
Габриелян, О.С.. Химия: уч. пособие 11класс. - М.: Дрофа, 2019
Рудзитис, Г.Е. Органическая химия: учебник с диском 10класс - М: Просвещение, 2018
Рудзитис, Г.Е. Химия: учебник с диском 11класс - М: Просвещение , 2018
Рудзитис, Г.Е. Химия: учебники 10, 11класс - М: Просвещение (электронная библ-ка)

26

Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М.,
2012.
6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение).
7.
Дополнительные источники
Для студентов
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Габриелян О.С. Химия : уч. пособие 10 класс - М. : Дрофа, 2015 г.
Габриелян О.С Химия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005г.
Габриелян О.С.. Химия: уч. пособие 11класс. - М.: Дрофа, 2014г.
Габриелян О.С. Химия : уч. пособие 10 класс - М. : Дрофа, 2013г.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и
специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
социальноэкономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.
— М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического
профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
А.А.Каменский,Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология – Москва. «Дрофа» 2016.
Карцова А.А. Химия: учебник 10 класс - М: Вентана, 2010г.
Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
Сладков С. А, Остроумов И.Г., Габриелян О.С, Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и
специальностей технического профиля.
Рудзитис Г.Е. Химия: учебник с диском 11класс - М: Просвещение , 2013г.
27

20. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник с диском 10класс - М: Просвещение,
2013г.
21. Саенко О.Е. Химия: технический профиль: учебник для студентов СПО. – Ростов н/Д:
Феникс, 2013
Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Интернет – ресурсы
1.
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
2.
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
3.
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
4.
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии). www.enauki.ru (интернет-издание
для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое
сентября»). www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
5.
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»

28

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
Тип оценочных
Раздел/Тема
компетенция
мероприятий
Р 1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
ОК 01. Выбирать способы
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
решения задач
Фронтальный опрос
Р 4. Темы 4.1,4.2,4.3.
профессиональной
Практические занятия
деятельности применительно к Р 5. Тема 5.1.
Выполнение теста
различным контекстам;
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р 7. Тема 7.1.
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде;

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ПК 1.1. Определять
техническое состояние
автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять
техническое состояние
электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять

Р 1. Тема 1.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.2,4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р 7.Тема 7.1.

Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.

Р 2. Тема 2.2.
Р 3. Тема 3.3.
Р 4. Темы 4.2,4.3.
Р 6. Тема 6.2.
Р 7. Тема 7.1.

Р 6. Тема 6.1.
Р 7. Тема 7.1.

Р 3. Тема 3.1.
Р 4. Темы 4.1,4.2,4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р 7. Тема 7.1.
29

Устный опрос
Практические и
лабораторные занятия
Выполнение теста
Решение типовых задач
Сообщения

Практические и
лабораторные занятия
Разноуровневые задания
Фронтальный опрос
Выполнение теста
Решение задач на расчет
массовой доли химического
элемента
Устный опрос
Конспекты
Выступления с
презентацией
Практические и
лабораторные работы
Защита кейса
Выполнение теста
Устный опрос
Фронтальный опрос
Индивидуальный контроль
Анализ публичного
выступления
Практические и
лабораторные
занятиязанятия
Выполнение теста
Устный опрос
Выполнение теста
Практические и
лабораторные занятия.
Задания на составление
молекулрных и ионных
реакций с участием
неорганических классов

техническое состояние
автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять
техническое состояние
ходовой части и механизмов
управления автомобилей
ПК 1.5. Выявлять дефекты
кузовов, кабин и платформ
ПК 2.1. Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять
техническое обслуживание
электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 2.3.Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4.Осуществлять
техническое обслуживание
ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 2.5.Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных кузовов
ПК 3.1. Производить текущий
ремонт автомобильных
двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий
ремонт узлов и элементов
электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий
ремонт автомобильных
трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий
ремонт ходовой части и
механизмов управления
автомобилей
ПК 4.2. Выполнять работы по
диагностированию и
различным видам
технического обслуживания и
ремонта колес и шин.

соединений.

Р 4. Темы 4.2,4.3.
Р 6. Тема 6.2.
Р 7. Тема 7.1.

Р 4. Темы 4.2,4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р 7. Тема 7.1.

Устный опрос
Биологический диктант
Кейс – задания
Практические и
лабораторные занятия
Выполнение теста

Выполнение теста
Решение задач на
составление формул
неорганических веществ.
Практико-ориентированные
теоретические заданя на
характеризацию
химических элементов.
Практические и
лабораторные занятия.

Р 1. Тема 1.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.2,4.3.

Устный опрос
Химический диктант
Практические и
лабораторные занятия
Кейс – задание (защита
мини-доклада)
Задачи на составление
уравнений реакции

Р 3. Тема 3.2.
Р 4. Темы 4.1,4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1, 6.2.
Р 7. Тема 7.1.

Фронтальный опрос
Кейс – задание
Выполнение теста
Дифференцированный
зачет.

30

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

31

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».