ОУД.10 ОБЖ, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

-Г '

Дирбк гор ГАПОУ СО
г^ - «Кём®Щловский гуманитарноw?;с;<тёхнола нескии техникум»
Е.Е. Бочкарева
лПриказ#«31/-ОД от 19.05.2023 г.

ч-'-Ь

< -\о>

‘^

.Л 'Ь '

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 10 «Основы безопасности жизнедеятельности»
общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
профиль обучения: технологический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
/u kL ________ Л.А. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
^ tl/’
Т.А. Мадыгина

Составитель:
Сухов О.Б.,
квалификационная категория.

преподаватель,

организатор

ОБЖ,

первая

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также
с учётом требований ФГОС СПО.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.....................................................................................................
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ......
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................................................
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основ безопасности
жизнедеятельности» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. №
413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее
– ПООП СОО);
 федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 "Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей";
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы
безопасности жизнедеятельности»(для профессиональных образовательных
организаций);
 учебного плана по специальности/профессии ;
 методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности». 23.01.17 "Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей"
Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности
жизнедеятельности»
разработана
в
соответствии
с
Концепцией
преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении
методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине дисциплины
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: формирование
компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 23.01.17 "Мастер по ремонту
и обслуживанию автомобилей".
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание
общеобразовательной
дисциплины
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
(базовый уровень) направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных
4

ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по «Основы безопасности
жизнедеятельности».

Личностные результаты освоения основной образовательной программы «Основы
безопасности жизнедеятельности» обучающимися должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
5

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;

6

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;

7

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК.01
Понимать сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.

ОК. 03
Принимать решения в
стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за
них ответственность.

1Дисциплинарные

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

проявлять
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;

- сформировать гражданскую позицию обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
-сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;

- сформировать представления о возможных источниках
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
трудолюбие;
цифровой среде); владение основными способами
- готовность к активной деятельности технологической
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
и
социальной
направленности,
способность
- знать порядок действий в экстремальных и
инициировать,
планировать
и
самостоятельно чрезвычайных ситуациях
выполнять такую деятельность;

(предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем ;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
10

- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике.
ОК .04
- проявить нетерпимость к проявлениям насилия в
В области ценности научного познания:
Осуществлять поиск и - сформированность мировоззрения, соответствующего социальном
использование
современному уровню развития науки и общественной взаимодействии;
информации,
практики,
основанного
на
диалоге
культур, - знать о способах безопасного поведения в цифровой
необходимой для
способствующего осознанию своего места в среде;
эффективного
- уметь применять их на практике;
поликультурном мире;
выполнения
- совершенствование языковой и читательской - уметь распознавать опасности в цифровой
профессиональных
задач,
культуры как средства взаимодействия между людьми и среде (в том числе криминального характера, опасности
вовлечения в
профессионального и познания мира;
личностного развития. - осознание ценности научной деятельности, готовность деструктивную деятельность) и противодействовать им;
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;

11

ОК.06
Работать в коллективе
и команде,
эффективно общаться
с коллегами,
руководством,
потребителями.

- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;

12

- знать основы безопасного, конструктивного общения,
- уметь различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе
криминального характера;
уметь
предупреждать
опасные
явления
и
противодействовать им.

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК .08
В области духовно-нравственного воспитания:
Самостоятельно
сформированность
нравственного
сознания,
определять
задачи этического поведения;
профессионального и
- способность оценивать ситуацию и принимать
личностного развития,
осознанные решения, ориентируясь на моральнозаниматься
нравственные нормы и ценности;
самообразованием,
- осознание личного вклада в построение устойчивого
осознанно
планировать
будущего;
повышение
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
квалификации.
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и

13

- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения
в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний: владеть
приемами оказания первой помощи при неотложных
состояниях; знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным
привычкам; знать о необходимых действиях при
чрезвычайных
ситуациях
биолого-социального
характера;
- сформировать представления о роли России в
современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в

формулировать собственные задачи в образовательной обеспечении мира; знать основы обороны государства и
деятельности и жизненных ситуациях;
воинской службы;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с прав и обязанностей гражданина в области гражданской
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных обороны; знать
действия при сигналах гражданской обороны;
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты;
ПК 1.4, ПК 2.1, ПК
3.4, ПК 4.1, ПК 4.4

14

Примерные темы
монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов
1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
2. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных
бедствий.
3. Массовые средства безопасности.
4. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
5. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
7. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия.
8. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях.
10. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
11. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата России,
установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она
связана с трагическими событиями в Беслане...
11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма - международная дата, которая
отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв
фашизма.
21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея
ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от
насилия.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в
часах
68

в т.ч.
Основное содержание

66

в т. ч.:
теоретическое обучение

46
15

практические занятия

10

Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

10

в т. ч.:
практические занятия

10

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

16

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и
тем
1
Основное содержание

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2

Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи
Тема 1.1
В чем особенности
картины опасностей
современной молодежи

Тема 1.2

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие:
-опасность — это способность явлений, процессов, объектов в системе
«человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред
людям, природной среде и материальным ресурсам;
-опасность как система «объект защиты - источник опасности негативное воздействие;
-опасность как процесс:
1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса;
2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события;
3) актуализация негативных факторов;
4) локализация/прекращение действия негативных факторов;
-предметное действие: моделирование поля опасностей на примере
современной молодежи;
-правило действия : чтобы выявить и описать опасности нужно
определить условия, при которых элемент системы человек – среда
обитания становится причиной нанесения вреда человеку (алгоритм
выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам
опасностей)
Содержание учебного материала
Практическое занятие

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12

ОК 01; ОК 03, ОК 04;
ОК 06; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 07

2

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Как выявить
развития

опасности

Тема 1.3.
Как выявить и описать
опасности на дорогах

Тема 1.4.
Как выявить и описать
опасности
в
ситуации
пожара в общественном
месте

-Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных условиях
препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни;
-Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии;
-Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения
-Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в
развитии
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам;
-Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
-Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
-Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять
вред людям и материальным ресурсам;
-Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте
18

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

2

2

2

ОК 04; ОК 07

Тема 1.5
Как выявить и описать
опасности
в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Тема 1.6
По выбору студентов

-Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –
общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку
-Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте;
-предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте;
-правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
-Алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии)
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие: опасности
-Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;
-Правило действия:
-Алгоритм
Раздел 2. Методы оценки риска

Тема 2.1
Как измерять опасности

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание
1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и
2) тяжести этого ущерба для объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым
19

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07;

2

12
2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 07;

Тема 2.2.
Как оценить
дорогах

риски

на

Тема 2.3
Как оценить риски в
ситуации
пожара
в
общественном месте (ЧС)

-Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
-Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
-Алгоритм расчета риска по формуле
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для
участника дорожного движения, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью;
-Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
-Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения
-Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) пожара и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных факторов пожара
(ожоги, отравление угарным газом, гибель)
-Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий
воздействия опасных факторов пожара на посетителей для
разработки/выбора мер по профилактике и защите

20

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

Тема 2.4.
Как
оценить
риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном месте (ЧС )

Тема 2.5
Как оценить риски для
здоровья в подростковом
возрасте

-Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
-Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном
месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая,
ранения, гибель)
-Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных
факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для
разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей
-Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей
-Алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте
Содержание учебного материала

2

2

2

Практическое занятие
-Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности
заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервнопсихологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы,гибель)
-Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле)
21

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;
ОК 08

и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по
профилактике и защите
-Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
-Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков
Тема 2.6
Содержание учебного материала
Как оценить риск
Комбинированное занятие
реализации ситуации,
-Понятие: риск в…
актуальной для
-Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
обучающихся
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
-Правило действия:
-Алгоритм
Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема 3.1
Понятие о
опасности

защите

от

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения
уровня и продолжительности действия опасностей на человека (природу).
-Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить
негативное влияние источников опасности (сокращением значения риска
и размеров опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением
экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты
-Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
-Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от
опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации,
необходимо подобрать согласно нормативным требованиям оптимальные/
доступность+функциональность/ средства индивидуальной защиты,
модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из опасной зоны,
сформулировать правила поведения/техники безопасности
-Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов
22

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

2

12
2

2

ОК 02; ОК 03; ОК 04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 07

Тема 3.2
Как снизить риски для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый
образ жизни.

Тема 3.3
Как
защититься
опасностей на дорогах

от

Тема 3.4.
Как безопасно вести себя в
ситуации
пожара
в
общественном месте

Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья
-Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
-Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям
оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию
-Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения
-Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
-Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
-Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы
снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения
объекта защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и
индивидуальной защиты
23

2

ОК 3; ОК 04; ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

2

ОК 04; ОК 07

Тема 3.5
Как безопасно вести себя в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Тема 3.6
Как
снизить
риск
наступления
ситуации,
актуальной
для
обучающихся

-Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и
здоровья в условиях пожара в общественном месте
-Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара
-Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты
-Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте
-Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной зоны,
применения моделей безопасного поведения
-Алгоритм
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации
-Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
-Правило действия:
-Алгоритм
24

2

ОК 04; ОК 07

2

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

Раздел 4. Основы военной службы
Тема 4.1.
История
создания
Вооруженных Сил России
Тема 4.2
Основные
понятия
воинской обязанности

2

о

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в
период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного
общения в условиях военной службы.
Содержание учебного материала

Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

ОК 04; ОК 06; ОК 08

2

ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08

2
2

25

ОК 03; ОК 06; ОК 08

2

2

Комбинированное занятие
-Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ОК 06; ОК 08
ОК 06; ОК 08

2
2

Тема 4.3
Основные
понятия
о
психологической
совместимости
членов
воинского
коллектива
(экипажа, боевого расчета).
Тренинг бесконфликтного
общения и саморегуляции
Тема 4.4
Как стать офицером РА.
Основные виды военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
Тема 4.5
Строевая подготовка

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и
Флота.

12

ОК 04; ОК 06; ОК 08

Тема 4.6
Огневая
подготовка.
Порядок неполной сборки и
разборки ММГ АК-74

Тема 5.1
Помощь при состояниях
вызванных
нарушением
сознания
Тема 5.2
Первая
помощь
при
неотложных
состояниях:
закон и порядок оказания
Тема 5.3

-Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений.
-Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки.
Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одно шереножного
строя в двух шереножный строй и обратно. Движение строевым шагом.
Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения
торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие
в движении.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве,
мерах безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и
полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов
автомата.
-Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки,
сборки автомата
-Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб.
Раздел 5. Основы медицинских знаний
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
-Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
-Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
-Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125,
-Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
-Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких
Содержание учебного материала
26

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК 08

2

10

ОК 02; ОК 04; ОК 07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 7

2

ОК 04; ОК 07

2
2

ОК 02; ОК 04;

Алгоритм
помощи
пострадавшим при ДТП и
ЧС

Тема 5.4
Алгоритм помощи при
кровотечениях и ранениях

ОК 07;
Практическое занятие
-Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
-Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
-Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Содержание учебного материала

2
ОК 04; ОК 07

2

Практическое занятие

-Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и
дезинфекции.
-Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
-Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Содержание учебного материала
Тема 5.5
Оказание
помощи Практическое занятие
подручными средствами в -Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
природных условиях
-Способы и особенности фиксации конечностей.
-Способы транспортировки пострадавших.
-Способы согревания на открытой местности,
-Вынужденное автономное существование.
-Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
Содержание учебного материала
Тема 5.6
Помощь при воздействии Комбинированное занятие
температур на организм -Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
человека.
Способы щелочные).
самоспасения.
-Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
-Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
-Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание
Прикладной модуль:
Раздел 1.

27

2
ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07; ОК 08

2

2

10
2

ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1,
ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4

Тема. Как выявить и
описать
опасности
на
рабочем месте

Прикладной модуль:
Раздел 2.
Тема. Оценка рисков на
рабочем месте

Прикладной модуль:
Раздел 3.
Тема.
Определение
методов
защиты
от

Практическое занятие
Экскурсия, фронтальное.
Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, по
причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям
вследствие воздействия опасностей.
Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия
возникновения и развития нежелательных событий.
Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и
заболеваний строителей»
«Анализ источников опасностей на разных технологических этапах
строительно-монтажных работ»
«Анализ картины опасностей современной молодежи»
«Создание презентации/видеоролика об историях травматизма/развития
профессиональных заболеваний строителей»
Содержание

2

Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание.
Статистические данные по несчастным случаям на производстве.
Определение вероятности наступления опасностей.
Перечень примерных тем проектов/исследований
«Сравнительный анализ рисков в работе зксперта в XIX, XX и XXI веках»
«Оценить риск профессиональных заболеваний»
Содержание

2

Практическое занятие

2

28

2

2

ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1,
ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4

ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1,
ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4

опасностей
месте

на

рабочем

Прикладной модуль:
Раздел 4.
Тема.
Знакомство
с
повседневным
бытом
военнослужащих.

Прикладной модуль:
Раздел 5.
Тема. Методы оказания
первой помощи гражданам
при ЧС и автомобильных
катастрофах

Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические,
организационные,
санитарно-гигиенические,
психофизиологические.
Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств
индивидуальной и коллективной защиты.
Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Обзорная статья об индивидуальных средствах защиты на
стройплощадке» (средства по выбору)
«Сравнительный анализ безопасности строительства в России и стране в
Европе (на выбор)»
«Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных средств
защиты на стройплощадке на интернет-сайтах»
«Разработка безопасной “бытовки” для строителей»
Содержание

2

Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы,
специальной военной техники, посещение музея части.
Примерные темы проектов/исследований
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);
Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);
«Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ»;
«Сравнительный анализ должностных инструкций/компетенций для
специалиста гражданского-строительства и военного строительства»
Содержание

2

Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф.
С применением практических навыков по отработке неотложных
состояний на тренажере для реанимационных действий.

2

29

2

ОК 02; ОК 04; ОК 06;
ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1,
ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4

ОК 02; ОК 04;
ОК 06; ОК 07;
ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1,
ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4

Выявление причин травмирования на производстве, в транспорте и в
общественных местах.
Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП,
на производстве.
Примерные темы проектов/исследований:
1. Проанализировать инструкции по технике безопасности на сварочном
производстве с целью выявления видов травмирования.
2. Проанализировать законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие государственные нормативные требования по охране труда,
распространяющиеся на вид деятельности для специальности
3. Составить/ разработать перечень средств для оказания первой помощи
при травмировании в ходе строительно-монтажных работ
4. Разработать обучающую презентацию по правилам безопасного
поведения при пожарах на складе стройматериалов
5. Разработать алгоритмы оказания помощи в офисе при неотложном
состоянии (потере сознания, инсульте).
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
2
Всего:
68
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных
работ, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе
Прикладной модуль3.

.

30

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: реализация программы
дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это
объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
●
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области
обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);
●
тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности
выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.;
●
тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;
●
имитаторы ранений и поражений;
●
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий;
аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки
плащевые;
●
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой
защитный костюм и оборудования: общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор
радиоактивности);
●
макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности,
зданий и муляжи;
●
образцы средств пожаротушения (СП);
●
макет автомата Калашникова;
●
электронный стрелковый тренажер
Технические средства обучения:
●
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
●
мультимедийный проектор;
●
интерактивная доска
●
Выход в локальную сеть.

31

4.2 Информационное обеспечение обучения
(перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников https://fpu.edu.ru , Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы)
Основные источники
1.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021. – 368 c.
2.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 10-11 класс. – М.: Издательство «Просвещение»,
2021. – 253 с.
Дополнительные источники для преподавателей
1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков
[и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-01577-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ;
под общей редакцией В. П. Соломина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-02041-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 174
с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В. С. Долгов. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN
978-5-8114-3928-7. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова Е.Л — М.: Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва :
ФЛИНТА, 2019. – 287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
https://e.lanbook.com/book/119416

32

Дополнительные источники для студентов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от
21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред.
от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. —
2002. — № 30. — Ст. 3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) //
СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от
25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
10.
Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — №
7. — Ст. 724.
11.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
12.
Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков
различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических
знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил
Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении
перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от
07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
14.
Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.
15.
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
16.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие
для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
33

17.
Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных
учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014
18.
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб.
заведений. — М., 2013.
19.
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013http://anty-crim.boxmail.biz
Искусство выживания
20.
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21.
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22.
http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23.
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности
жизнедеятельности).
24.
http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
25.
http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
26.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
27.
http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды
России)
28.
https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор)
29.
http://www.mchs.gov.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30.
http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(Минздравсоцразвития России)
31.
http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
32.
http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор)
33.
http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34.
http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ)
35.
http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности
36.
http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

34

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6,
Устный опрос
ОК 01; ОК 03, ОК 04;
Практическая работа (объектовая тренировка
ОК 06; ОК 08
Выполнение экзаменационного теста
ОК 02; ОК 04; ОК 07;
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6,
Устный опрос
ОК 08
Работа в группах
Выполнение экзаменационного теста
ОК 02; ОК 03; ОК 04;
Р 3, Темы 3.1, 3.2,3.3,3.4,3.5
Устный опрос
ОК 07; ОК 08
Практические работы
Контрольная работа
Выполнение экзаменационного теста
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,4.5,4.6
Устный опрос
ОК 04; ОК 06; ОК 08
Индивидуальный контроль
Тренинг
Практическая работа
Контрольная работа
Выполнение экзаменационного теста
ОК 02; ОК 04; ОК 07;
ОК 08

Р-5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5

35

Устный опрос
Индивидуальный контроль
Практическая работа
Контрольная работа
Выполнение экзаменационного

теста

Разделы 1-5, прикладной модуль
ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1,
ПК 4.4

Устный опрос
Индивидуальный контроль
Практические работы

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2
36

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».