Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» -Г ' Дирбк гор ГАПОУ СО г^ - «Кём®Щловский гуманитарноw?;с;<тёхнола нескии техникум» Е.Е. Бочкарева лПриказ#«31/-ОД от 19.05.2023 г. ч-'-Ь < -\о> ‘^ .Л 'Ь ' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» профиль обучения: технологический уровень образования: базовый г. Камышлов, 2023 Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель /u kL ________ Л.А. Цытыркина СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР ^ tl/’ Т.А. Мадыгина Составитель: Сухов О.Б., квалификационная категория. преподаватель, организатор ОБЖ, первая Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................................... 2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ...... 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................................................... 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................... 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................................................... 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основ безопасности жизнедеятельности» разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.); примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО); федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"; примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»(для профессиональных образовательных организаций); учебного плана по специальности/профессии ; методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности». 23.01.17 "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания». Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» разработано с учётом: синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации. Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 23.01.17 "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей". 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных 4 ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по «Основы безопасности жизнедеятельности». Личностные результаты освоения основной образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; физического воспитания: 5 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 6 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы; 7 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. 8 Код и наименование формируемых компетенций ОК.01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК. 03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 1Дисциплинарные Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные)1 проявлять интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - сформировать гражданскую позицию обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; -сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; - сформировать представления о возможных источниках В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в трудолюбие; цифровой среде); владение основными способами - готовность к активной деятельности технологической предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; и социальной направленности, способность - знать порядок действий в экстремальных и инициировать, планировать и самостоятельно чрезвычайных ситуациях выполнять такую деятельность; (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) - интерес к различным сферам профессиональной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем ; б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; 10 - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. ОК .04 - проявить нетерпимость к проявлениям насилия в В области ценности научного познания: Осуществлять поиск и - сформированность мировоззрения, соответствующего социальном использование современному уровню развития науки и общественной взаимодействии; информации, практики, основанного на диалоге культур, - знать о способах безопасного поведения в цифровой необходимой для способствующего осознанию своего места в среде; эффективного - уметь применять их на практике; поликультурном мире; выполнения - совершенствование языковой и читательской - уметь распознавать опасности в цифровой профессиональных задач, культуры как средства взаимодействия между людьми и среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в профессионального и познания мира; личностного развития. - осознание ценности научной деятельности, готовность деструктивную деятельность) и противодействовать им; осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; 11 ОК.06 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; 12 - знать основы безопасного, конструктивного общения, - уметь различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; уметь предупреждать опасные явления и противодействовать им. - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека ОК .08 В области духовно-нравственного воспитания: Самостоятельно сформированность нравственного сознания, определять задачи этического поведения; профессионального и - способность оценивать ситуацию и принимать личностного развития, осознанные решения, ориентируясь на моральнозаниматься нравственные нормы и ценности; самообразованием, - осознание личного вклада в построение устойчивого осознанно планировать будущего; повышение - ответственное отношение к своим родителям и (или) квалификации. другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и 13 - сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - владеть основами медицинских знаний: владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера; - сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в формулировать собственные задачи в образовательной обеспечении мира; знать основы обороны государства и деятельности и жизненных ситуациях; воинской службы; - самостоятельно составлять план решения проблемы с прав и обязанностей гражданина в области гражданской учетом имеющихся ресурсов, собственных обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны; возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; ПК 1.4, ПК 2.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 14 Примерные темы монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов 1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. 2. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных бедствий. 3. Массовые средства безопасности. 4. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения. 5. Обеспечение мер безопасности во время пожаров. 6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий. 7. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия. 8. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. 9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях. 10. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения. 11. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности. Перечень мероприятий (в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат) 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане... 11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. 21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 68 в т.ч. Основное содержание 66 в т. ч.: теоретическое обучение 46 15 практические занятия 10 Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 10 в т. ч.: практические занятия 10 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 16 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем 1 Основное содержание Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2 Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи Тема 1.1 В чем особенности картины опасностей современной молодежи Тема 1.2 Содержание учебного материала Комбинированное занятие Понятие: -опасность — это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям, природной среде и материальным ресурсам; -опасность как система «объект защиты - источник опасности негативное воздействие; -опасность как процесс: 1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса; 2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных факторов; 4) локализация/прекращение действия негативных факторов; -предметное действие: моделирование поля опасностей на примере современной молодежи; -правило действия : чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения вреда человеку (алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей) Содержание учебного материала Практическое занятие Объем часов Формируемые компетенции 3 4 12 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 02; ОК 04; ОК 07 2 2 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07 Как выявить развития опасности Тема 1.3. Как выявить и описать опасности на дорогах Тема 1.4. Как выявить и описать опасности в ситуации пожара в общественном месте -Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни; -Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и дефицитами в развитии; -Правило действия: чтобы выявить, что является опасным фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы развития с внутренними и внешними условиями его нарушения -Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в развитии Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям, среде и материальным ресурсам; -Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист); -Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно определить условия, при которых элемент системы «человек-участник дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной нанесения вреда человеку; -Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять вред людям и материальным ресурсам; -Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации пожара в общественном месте 18 2 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07 2 2 2 ОК 04; ОК 07 Тема 1.5 Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) Тема 1.6 По выбору студентов -Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно определить условия пожара, при которых элемент системы «человек – общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку -Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба) Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте; -предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте; -правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых заложнику может быть нанесен вред -Алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже, публичном мероприятии) Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие: опасности -Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных ситуациях; -Правило действия: -Алгоритм Раздел 2. Методы оценки риска Тема 2.1 Как измерять опасности Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба для объекта защиты; - приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе социально-экономического и научно-технического развития общество считает допустимым 19 2 ОК 04; ОК 07; 2 2 ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07; 2 12 2 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08 ОК 02; ОК 04; ОК 07; Тема 2.2. Как оценить дорогах риски на Тема 2.3 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС) -Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите -Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий -Алгоритм расчета риска по формуле Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью; -Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов дорожного движения в отношении различных его участников для разработки/выбора мер по профилактике и защите -Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для участника дорожного движения -Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист) Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных факторов пожара (ожоги, отравление угарным газом, гибель) -Предметное действие: определение вероятности осуществления риска пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов пожара на посетителей для разработки/выбора мер по профилактике и защите 20 2 ОК 04; ОК 07; 2 2 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07; Тема 2.4. Как оценить риск реализации ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте (ЧС ) Тема 2.5 Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте -Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей -Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых) Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая, ранения, гибель) -Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей -Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для посетителей -Алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте Содержание учебного материала 2 2 2 Практическое занятие -Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервнопсихологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы,гибель) -Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле) 21 ОК 02; ОК 04; ОК 07; 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08 и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по профилактике и защите -Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий -Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков Тема 2.6 Содержание учебного материала Как оценить риск Комбинированное занятие реализации ситуации, -Понятие: риск в… актуальной для -Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и обучающихся масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите -Правило действия: -Алгоритм Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Тема 3.1 Понятие о опасности защите от Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения уровня и продолжительности действия опасностей на человека (природу). -Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить негативное влияние источников опасности (сокращением значения риска и размеров опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты -Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации -Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации, необходимо подобрать согласно нормативным требованиям оптимальные/ доступность+функциональность/ средства индивидуальной защиты, модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности -Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов 22 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07 2 12 2 2 ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 07; ОК 08 ОК 02; ОК 04; ОК 07 Тема 3.2 Как снизить риски для здоровья. Профилактика заболеваний. Здоровый образ жизни. Тема 3.3 Как защититься опасностей на дорогах от Тема 3.4. Как безопасно вести себя в ситуации пожара в общественном месте Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня действия вредных и опасных факторов для физического и психического здоровья -Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды -Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей, необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного поведения, в т.ч. в пандемию -Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных для подростков заболеваний (инфекционных, психологических) Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов дорожного движения -Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников дорожного движения -Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья участников дорожного движения, необходимо подобрать средства индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и иных нормативных документов -Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного движения (на выбор) Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения объекта защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и индивидуальной защиты 23 2 ОК 3; ОК 04; ОК 08 2 2 ОК 04; ОК 07 2 2 2 ОК 04; ОК 07 Тема 3.5 Как безопасно вести себя в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) Тема 3.6 Как снизить риск наступления ситуации, актуальной для обучающихся -Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения, индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в условиях пожара в общественном месте -Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно ситуации пожара -Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации) Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы психологической защиты -Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте -Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной зоны, применения моделей безопасного поведения -Алгоритм Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации -Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации -Правило действия: -Алгоритм 24 2 ОК 04; ОК 07 2 2 2 ОК 02; ОК 04; ОК 07; Раздел 4. Основы военной службы Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России Тема 4.2 Основные понятия воинской обязанности 2 о Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе, призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву, пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в период военного времени, военного положения и в период мобилизации. Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного общения в условиях военной службы. Содержание учебного материала Содержание учебного материала Практическое занятие 2 ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 ОК 1; ОК 2; ОК 06; ОК 08 2 2 25 ОК 03; ОК 06; ОК 08 2 2 Комбинированное занятие -Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях общества, предъявляемых к офицеру. ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 06; ОК 08 2 2 Тема 4.3 Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Тренинг бесконфликтного общения и саморегуляции Тема 4.4 Как стать офицером РА. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования Тема 4.5 Строевая подготовка Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и Флота. 12 ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 4.6 Огневая подготовка. Порядок неполной сборки и разборки ММГ АК-74 Тема 5.1 Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания Тема 5.2 Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок оказания Тема 5.3 -Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания подразделений. -Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие в движении. Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов автомата. -Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки автомата -Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем, действиях по командам руководителя стрельб. Раздел 5. Основы медицинских знаний Содержание учебного материала Комбинированное занятие -Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете, токсикологическом опьянении. -Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих состояниях. Содержание учебного материала Практическое занятие -Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125, -Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях -Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная вентиляция легких Содержание учебного материала 26 2 2 ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 10 ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08 ОК 02; ОК 04; ОК 7 2 ОК 04; ОК 07 2 2 ОК 02; ОК 04; Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС Тема 5.4 Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях ОК 07; Практическое занятие -Понятие об ДТП и ЧС на транспорте. -Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах, ушибах и т.д. -Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах. Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте Содержание учебного материала 2 ОК 04; ОК 07 2 Практическое занятие -Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и дезинфекции. -Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки. -Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях Содержание учебного материала Тема 5.5 Оказание помощи Практическое занятие подручными средствами в -Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях. природных условиях -Способы и особенности фиксации конечностей. -Способы транспортировки пострадавших. -Способы согревания на открытой местности, -Вынужденное автономное существование. -Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище. Содержание учебного материала Тема 5.6 Помощь при воздействии Комбинированное занятие температур на организм -Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные, человека. Способы щелочные). самоспасения. -Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов. -Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве. -Алгоритм поведения при ЧС. *Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Содержание Прикладной модуль: Раздел 1. 27 2 ОК 04; ОК 07 2 2 ОК 04; ОК 07; ОК 08 2 2 10 2 ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 Тема. Как выявить и описать опасности на рабочем месте Прикладной модуль: Раздел 2. Тема. Оценка рисков на рабочем месте Прикладной модуль: Раздел 3. Тема. Определение методов защиты от Практическое занятие Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, по причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям вследствие воздействия опасностей. Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте Перечень примерных тем проектов/исследований: «Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и заболеваний строителей» «Анализ источников опасностей на разных технологических этапах строительно-монтажных работ» «Анализ картины опасностей современной молодежи» «Создание презентации/видеоролика об историях травматизма/развития профессиональных заболеваний строителей» Содержание 2 Практическое занятие Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма, профессиональное заболевание. Статистические данные по несчастным случаям на производстве. Определение вероятности наступления опасностей. Перечень примерных тем проектов/исследований «Сравнительный анализ рисков в работе зксперта в XIX, XX и XXI веках» «Оценить риск профессиональных заболеваний» Содержание 2 Практическое занятие 2 28 2 2 ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 опасностей месте на рабочем Прикладной модуль: Раздел 4. Тема. Знакомство с повседневным бытом военнослужащих. Прикладной модуль: Раздел 5. Тема. Методы оказания первой помощи гражданам при ЧС и автомобильных катастрофах Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний: технические, организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические. Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты Перечень примерных тем проектов/исследований: «Обзорная статья об индивидуальных средствах защиты на стройплощадке» (средства по выбору) «Сравнительный анализ безопасности строительства в России и стране в Европе (на выбор)» «Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных средств защиты на стройплощадке на интернет-сайтах» «Разработка безопасной “бытовки” для строителей» Содержание 2 Практическое занятие Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, специальной военной техники, посещение музея части. Примерные темы проектов/исследований Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану); Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану); «Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ»; «Сравнительный анализ должностных инструкций/компетенций для специалиста гражданского-строительства и военного строительства» Содержание 2 Практическое занятие Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф. С применением практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере для реанимационных действий. 2 29 2 ОК 02; ОК 04; ОК 06; ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 ОК 02; ОК 04; ОК 06; ОК 07; ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 Выявление причин травмирования на производстве, в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП, на производстве. Примерные темы проектов/исследований: 1. Проанализировать инструкции по технике безопасности на сварочном производстве с целью выявления видов травмирования. 2. Проанализировать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, распространяющиеся на вид деятельности для специальности 3. Составить/ разработать перечень средств для оказания первой помощи при травмировании в ходе строительно-монтажных работ 4. Разработать обучающую презентацию по правилам безопасного поведения при пожарах на складе стройматериалов 5. Разработать алгоритмы оказания помощи в офисе при неотложном состоянии (потере сознания, инсульте). Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт) 2 Всего: 68 По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. *Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль3. . 30 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности. Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Оборудование учебного кабинета: ● наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.); ● тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.; ● тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; ● имитаторы ранений и поражений; ● образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые; ● образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности); ● макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи; ● образцы средств пожаротушения (СП); ● макет автомата Калашникова; ● электронный стрелковый тренажер Технические средства обучения: ● персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; ● мультимедийный проектор; ● интерактивная доска ● Выход в локальную сеть. 31 4.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников https://fpu.edu.ru , Интернет-ресурсов, дополнительной литературы) Основные источники 1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021. – 368 c. 2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 10-11 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021. – 253 с. Дополнительные источники для преподавателей 1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01577-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460 2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-02041-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078 3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510 4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В. С. Долгов. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903 5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова Е.Л — М.: Издательский центр «Академия», 2017. -368 с. 6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/119416 32 Дополнительные источники для студентов 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475. 4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648. 5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588. 6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030. 7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750. 8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. 9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724. 10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724. 11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121. 12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47. 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. 14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013. 15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012. 16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013. 33 17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014 18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013. 19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания 20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь 21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности 22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков 23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности). 24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности 25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях 26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям 27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) 28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 29. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) 30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) 31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) 32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность». 34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ) 35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности 36. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ) 34 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая/профессиональная Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий компетенция Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, Устный опрос ОК 01; ОК 03, ОК 04; Практическая работа (объектовая тренировка ОК 06; ОК 08 Выполнение экзаменационного теста ОК 02; ОК 04; ОК 07; Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, Устный опрос ОК 08 Работа в группах Выполнение экзаменационного теста ОК 02; ОК 03; ОК 04; Р 3, Темы 3.1, 3.2,3.3,3.4,3.5 Устный опрос ОК 07; ОК 08 Практические работы Контрольная работа Выполнение экзаменационного теста ОК 01; ОК 02; ОК 03; Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,4.5,4.6 Устный опрос ОК 04; ОК 06; ОК 08 Индивидуальный контроль Тренинг Практическая работа Контрольная работа Выполнение экзаменационного теста ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08 Р-5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 35 Устный опрос Индивидуальный контроль Практическая работа Контрольная работа Выполнение экзаменационного теста Разделы 1-5, прикладной модуль ПК 2.1,ПК 2.4,ПК-3.1, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.4 Устный опрос Индивидуальный контроль Практические работы 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта Дата рабочей внесения программы изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений 1 2 36 Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом