ОУД.10 ОБЖ, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

^^?Р
^Ж
ВЕРЖДАЮ:
'
;
' ' Директор ГАПОУ СО
/fS W
(. ~щ

,х<Кам|щшо не кмй гуманитарнотехникум»
|;Щ', >
f
Е.Е. Бочкарева
%Ш.* ^ 'Й ^ Р и Й Щ з ^ - О Д от 19.05.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.Ю «Основы безопасности жизнедеятельности»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально-экономический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
—

" Т " Т Т>>

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
ль директора по УМР
_____ Т.А. Мадыгина

Составитель: Сухов О.Б., преподаватель- организатор ОБЖ, первая
квалификационная категория.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................................................................
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ...............
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

общеобразовательной
дисциплины
ОУД.07
«Основ
безопасности
жизнедеятельности» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г.
№ 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(далее – ПООП СОО);
 федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров»;
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы
безопасности
жизнедеятельности»(для
профессиональных
образовательных
организаций);
 учебного плана по специальности/профессии 38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»;
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа

общеобразовательной
дисциплины
ОУД.07
«Основы
безопасности
разработана
в
соответствии
с
Концепцией
преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении
методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине дисциплины
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
- обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
- понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование принципов и навыков антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для общества;
- формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, другим проявлениям
асоциального поведения; формирование умения безопасно для себя и окружающих поль
зоваться источниками информации, критически относиться к источникам информации и их
содержанию; формирование умения принимать решения, анализировать ситуации с целью
предупреждения опасных ситуаций или избежание риска попасть в подобные ситуации;
- способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни
на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности
к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
жизнедеятельности»

-сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства;
- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
 Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности
жизнедеятельности»
(базовый уровень) направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных
ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по ОУД.07 «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований

эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Код и наименование
формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

ОК 01.
Понимать сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес

сформированность
гражданской
позиции
обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым, национальным признакам;

сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;

ОК 03.
Принимать решения в
стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за
них ответственность

- владеть навыками учебно-исследовательской и - сформировать представления о возможных источниках
проектной деятельности, навыками разрешения опасности в
проблем;
различных ситуациях (в быту, транспорте,
- способность и готовность к самостоятельному поиску общественных местах, в природной
методов решения практических задач, применению среде, в социуме, в цифровой среде); владение
различных методов познания;
основными способами
- владеть видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
применению в различных учебных ситуациях, в том - знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формировать научный тип мышления, владеть
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
- ставить и формулировать собственные задачи в

1

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)

образовательной
деятельности
и
жизненных
ситуациях;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать
приобретенный опыт;
- разрабатывать план решения проблемы с учетом
анализа имеющихся материальных и нематериальных
ресурсов;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения;

ОК 04.
Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития

ОК 06.
Работать в коллективе
и команде,
эффективно общаться
с коллегами,
руководством,
потребителями

- владеть навыками получения информации из - проявить нетерпимость к проявлениям насилия в
источников
разных
типов,
самостоятельно социальном взаимодействии;
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и - знать о способах безопасного поведения в цифровой
интерпретацию информации различных видов и форм среде;
представления;
- уметь применять их на практике;
- создавать тексты в различных форматах с учетом - уметь распознавать опасности в цифровой
назначения информации и целевой аудитории, выбирая среде (в том числе криминального характера, опасности
оптимальную форму представления и визуализации;
вовлечения
в
деструктивную
деятельность)
и
- оценивать достоверность, легитимность информации, противодействовать им;
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности.
- осознать ценности научной деятельности, готовность знать основы безопасного, конструктивного общения,
осуществлять
проектную
и
исследовательскую - уметь различать опасные явления в социальном
деятельность индивидуально и в группе;
взаимодействии, в том числе криминального характера;
- сформировать социальные навыки, включающие
- уметь предупреждать опасные явления и
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать противодействовать им;
конфликты;

ОК 08.
Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации

проявить
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности, уметь совершать
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
реализовывать собственные жизненные планы;
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе
личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;

ОК 10.
Соблюдать основы
здорового образа
жизни, требование
охраны труда.

- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами общения и

- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний: владеть
приемами оказания первой помощи при неотложных
состояниях; знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знать о необходимых действиях
при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера;
- сформировать представления о роли России в
современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в
обеспечении мира; знать основы обороны государства и
воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знать
действия при сигналах гражданской обороны;
- проявить нетерпимость к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в цифровой
среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминального характера, опасности

взаимодействия;
вовлечения
в
деструктивную
деятельность)
и
- аргументированно вести диалог, уметь противодействовать им;
смягчать конфликтные ситуации;
- владеть основами медицинских знаний: владеть
- развернуто и логично излагать свою точку приемами оказания первой помощи при неотложных
зрения с использованием языковых средств;
состояниях; знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знать о необходимых действиях
при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера;
ПК1.2. Осуществлять
прием граждан по
вопросам
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты.
ПК1.6.
Консультировать
граждан
и
представителей
юридических лиц по
вопросам
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты.

ПК 2.2. Выявлять лиц,
нуждающихся
в
социальной защите, и
осуществлять их учет,
используя
информационнокомпьютерные
технологии.

Примерные темы
монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов
1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
2. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время
стихийных бедствий.
3. Массовые средства безопасности.
4. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
5. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
7. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия.
8. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения,
кровотечения.
9. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
10. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях.
11. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
12. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата
России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля
2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане...
11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма - международная дата,
которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам
миллионов жертв фашизма.
21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная
Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего
прекращения огня и отказа от насилия.

.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
68

в т.ч.
Основное содержание

56

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

36

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

10

в т. ч.:
практические занятия

10

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи

Наименование разделов и
тем

Объем
часов

Формируемые
компетенции

1

3

4

12

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08
ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08

Тема 1.1
В чем особенности
картины опасностей
современной молодежи

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие:
- опасность , это способность явлений, процессов, объектов в системе
«человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред
людям, природной среде и материальным ресурсам;
- опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие»;
- опасность как процесс,
1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса;
2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события;
3) актуализация негативных факторов;
4) локализация/прекращение действия негативных факторов.
Предметное действие:
- моделирование поля опасностей на примере современной молодежи.
Правило действия :
- чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при
которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной
нанесения вреда человеку.
Алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению,
по кругам опасностей).

2

2

Тема 1.2
Как выявить
развития

опасности

Тема 1.3
Как выявить и описать
опасности на дорогах

Тема 1.4.
Как выявить и описать

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных
условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни.
Предметное действие: целеи ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии.
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения.
Алгоритм целеи ценностного полагания в ситуации конфликта в
развитии.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам.
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

2
ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08
2

2
ОК 01; ОК 03,

опасности
пожара в
месте

в
ситуации
общественном

Тема 1.5
Как выявить и описать
опасности
в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Тема 1.6
По выбору студентов

Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять
вред людям и материальным ресурсам.
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте.
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –
общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку.
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте.
Предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте.
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно
определить условия, при которых заложнику может быть нанесен вред.
Алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии).
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм
Раздел 2. Методы оценки риска

ОК 04;
ОК 06; ОК 08
2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

2

2

12

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 2.1
Как измерять опасности

Содержание учебного материала

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08

Тема 2.2
Как оценить
дорогах

Комбинированное занятие
Понятие:
- риск, это количественная мера опасности, сочетание
1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и
2) тяжести этого ущерба для объекта защиты;
- приемлемый риск, это уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым.
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий.
Алгоритм расчета риска по формуле.
Содержание учебного материала
риски

2

2

на
Практическое занятие
Понятие:
- риски на дорогах, это количественная мера опасности для участника
дорожного движения, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 2.3
Как оценить риски в
ситуации
пожара
в
общественном месте (ЧС)

Тема 2.4
Как
оценить
риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном месте (ЧС)

наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения.
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риски в ситуации пожара в общественном месте, это количественная
мера опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) пожара и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных факторов пожара
(ожоги, отравление угарным газом, гибель).
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий
воздействия опасных факторов пожара на посетителей для
разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном
месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риск захвата заложников в общественном месте, это количественная
мера опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая,

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 2.5
Как оценить риски для
здоровья в подростковом
возрасте

Тема 2.6
Как
оценить

риск

ранения, гибель).
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных
факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для
разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей.
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей.
Алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риски для здоровья, это количественная мера опасности заболеваний (в
т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических) и
смерти от других факторов, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель).
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по
формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора
мер по профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать
вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его
последствий.
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков.
Содержание учебного материала

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;

реализации
актуальной
обучающихся

Тема 3.1
Понятие о
опасности

ситуации,
для

ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие
Понятие: риск в…
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Правило действия:
Алгоритм…
Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала
защите

2

12

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08;
ОК 10

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08

от
Комбинированное занятие
Понятие:
Защита от опасностей – это способы и методы снижения уровня и
продолжительности действия опасностей на человека (природу).
Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить
негативное влияние источников опасности (сокращением значения риска
и размеров опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением
экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты.
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации.
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от
опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации,
необходимо
подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/ доступность+функциональность/ средства индивидуальной
защиты, модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из

2

Тема 3.2
Как снизить риски для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый образ жизни.

Тема 3.3
Как
защититься
опасностей на дорогах

опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности.
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья.
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды.
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям
оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию.
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических).
Содержание учебного материала

2

2

2

от
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения.
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения.
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов.

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08; ОК10

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 3.4
Как безопасно вести себя в
ситуации
пожара
в
общественном месте

Тема 3.5
Как безопасно вести себя в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор) .
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и
методы снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет
выведения объекта защиты из опасной зоны, применения средств
пожаротушения и индивидуальной защиты.
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни
и здоровья в условиях пожара в общественном месте.
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара.
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты.
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте.

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 4.1
История
создания
Вооруженных Сил России

Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных
факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения.
Алгоритм…
Раздел 4. Основы военной службы

12

Содержание учебного материала

2

ОК 06; ОК 08
Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны.
Предназначение Вооруженных Сил РФ.
Реформирование Армии и Флота.

Тема 4.2
Основные
понятия
воинской обязанности

2

2
о

Тема 4.3
Основные
понятия
о
психологической
совместимости
членов
воинского
коллектива
(экипажа, боевого расчета).

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08
ОК 01; ОК 03,

ОК 01; ОК 03,

Содержание учебного материала
ОК 06; ОК 08
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в
период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08

Практическое занятие
Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в

2

Тренинг бесконфликтного
общения и саморегуляции

Тема 4.4
Как стать офицером РА.
Основные виды военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования

Тема 4.5
Строевая подготовка

коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих.
Понятие конфликта и его влияние на уровень боеспособности и
боеготовности отделения, экипажа, расчета.
Понятие о способах бесконфликтного общения в условиях военной
службы.
Содержание учебного материала

2
ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров.
Кодексе чести Российского офицера, требованиях общества,
предъявляемых к офицеру.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений.
Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки.
Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться".
Повороты на месте.
Перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй и
обратно.
Движение строевым шагом.
Повороты в движении.
Прохождение в составе подразделения торжественным маршем и в

2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 4.6
Огневая
подготовка.
Порядок неполной сборки
и разборки ММГ АК-74

Тема 5.1
Помощь при состояниях
вызванных
нарушением
сознания

Тема 5.2
Первая
помощь
при
неотложных
состояниях:
закон и порядок оказания.
Алгоритм
помощи
пострадавшим при ДТП и
ЧС

составе подразделения с песней. Приветствие в движении.
Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах
безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и
полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов
автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб
Раздел 5. Основы медицинских знаний

12

Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125.
Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях.
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08;
ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08;

2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 5.3
Алгоритм помощи при
кровотечениях и ранениях

вентиляция легких.
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте.
Содержание учебного материала

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Практическое занятие

Тема 5.4
Оказание
помощи
подручными средствами в
природных условиях

Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и
дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.

2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08

Тема 5.5
Помощь при воздействии
температур на организм
человека.
Способы самоспасения.

Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения.
Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание
Прикладной модуль:
Раздел 1.
Тема. Как выявить и
описать
опасности
на
рабочем месте

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 06; ОК 08;

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08;
ПК-1.2, ПК-1.6,
ПК-2.2

Практическое занятие
Экскурсия, фронтальное.
Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности,
по причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям
вследствие воздействия опасностей.
Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия
возникновения и развития нежелательных событий.
Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте.
Прикладной модуль:
Раздел 2.
Тема. Оценка рисков на
рабочем месте

Содержание

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08;
ПК-1.2, ПК-1.6,
ПК-2.2

Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание.
Статистические данные по несчастным случаям на производстве.
Определение вероятности наступления опасностей.
Прикладной модуль:
Раздел 3.
Тема.
Определение
методов
защиты
от
опасностей на рабочем
месте

Содержание

2

Практическое занятие
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические,
организационные,
санитарно-гигиенические,
психофизиологические.
Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств
индивидуальной и коллективной защиты.
Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты.
Прикладной модуль:
Раздел 4.
Тема.
Знакомство
с
повседневным
бытом
военнослужащих

Содержание

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08;
ОК 10
ПК-1.2, ПК-1.6,
ПК-2.2

2

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;
ОК 06; ОК 08;
ПК-1.2, ПК-1.6,
ПК-2.2

Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов,
специальной военной техники, посещение музея части.
Прикладной модуль:
Раздел 5.

2

Содержание

2
казармы,

2

ОК 01; ОК 03,
ОК 04;

Тема. Методы оказания
первой помощи гражданам
при ЧС и автомобильных
катастрофах

ОК 06; ОК 08;
ПК-1.2, ПК-1.6,
ПК-2.2
Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф, с применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере
для реанимационных действий.
Выявление причин травмирования на производстве, в транспорте и в
общественных местах.
Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в
ДТП, на производстве.

2

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
2
Всего:
68
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ,
практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной
модуль 3

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь
его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
●
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения
и др.);
●
тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте
контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.;
●
тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела
из верхних дыхательных путей;
●
имитаторы ранений и поражений;
●
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный
пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект
противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная;
носилки плащевые;
●
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор
Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой
прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
●
макеты:
встроенного
убежища,
быстровозводимого
убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
●
образцы средств пожаротушения (СП);
●
макет автомата Калашникова;
●
электронный стрелковый тренажер
Технические средства обучения:
●
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
●
мультимедийный проектор;
●
интерактивная доска
●
Выход в локальную сеть.

4.2 Информационное обеспечение обучения
(перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников
https://fpu.edu.ru , Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2021. – 368 c.
2.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 1011 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021. – 253 с.
Дополнительные источники для преподавателей
1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова.
– Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-01577-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02041-0.
– Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. –
2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В. С. Долгов. – СанктПетербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для
студентов учреждений сред. проф. образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова
Е.Л — М.: Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В. Пантелеева,
Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. –
Текст
:
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
–
URL:
https://e.lanbook.com/book/119416
Дополнительные источники для студентов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
(в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.

4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. —
1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в
ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ.
— 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ.
— 2004. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной
формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации,
ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной
военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской
Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н
«Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня
мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ
16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. — 2012.
14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для
бакалавров. — М., 2013.
15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности:
практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред.
образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей
этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013http://antycrim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам
безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/
Информационно-методическое
издание
по
основам
безопасности жизнедеятельности
25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в
природе – детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации (Минприроды России)

28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор)
29. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности
36.
http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция
ОК 01, ОК 03, ОК 04,
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, Устный опрос
Практическая работа (объектовая
ОК 06, ОК 08
1.6,
тренировка
Выполнение
экзаменационного
теста
ОК 01, ОК 03, ОК 04,
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4,
Устный опрос
Работа в группах
ОК 06, ОК 08
2.5, 2.6,
Выполнение экзаменационного
теста
ОК 01, ОК 03, ОК 04,
Р 3, Темы 3.1, 3.2,3.3,3.4,3.5
Устный опрос
Практические работы
ОК 06, ОК 08; ОК 10
Контрольная работа
Выполнение экзаменационного
теста
ОК 01, ОК 03, ОК 04,
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3,
Устный опрос
Индивидуальный контроль
ОК 06, ОК 08
4.4,4.5,4.6
Тренинг
Практическая работа
Контрольная работа
Выполнение
экзаменационного
теста
Р-5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5
ОК 01, ОК 03, ОК 04,
ОК 06, ОК 08; ОК10

Устный опрос
Индивидуальный контроль
Практическая работа
Контрольная работа
Выполнение экзаменационного
теста

ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 2.2

Разделы 1-5, прикладной
модуль

Устный опрос
Индивидуальный контроль
Практические работы

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

1
2

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».