Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: ГАПОУ СО ^ | § % ш о в с к и й гуманитарнотехщ эж- ичеекии техникум» № £/ .ЕСЛИ? 'Е.Е. Бочкарева .. ■JC .H '- l ' ' 'l - F I 1 “> v ^ '^ ^ i ^ K ||||3 1 7 - O A от 19.05.2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 01 «ИСТОРИЯ РОССИИ» для специальности СПО 43.02.17 Технологии индустрии красоты Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально - экономический Камышлов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины СГ. 01 «История России» относится к социально гуманитарному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» и разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 26 августа 2022 г. N 775, с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты (организатор-разработчик Федеральное учебно методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм). Разработчик: Казанцева О.М. - преподаватель гуманитарно-технологический техникум» ГАПОУ СО «Камышловский Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии педагогических работников профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель ПЦК / Ш _ Е.В. Чудинова СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. Мадыгина СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…..10 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 «ИСТОРИЯ РОССИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Умения Знания Код ОК ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 определять причину того или иного явления, отличать причину от предпосылки, выделять как общие черты, так и специфику, анализировать то или иное явление, выбирать и использовать методы научного исследования, формулировать собственную научную концепцию, видеть взаимосвязь между причиной и следствием, использовать полученные знания в педагогической деятельности основные этапы исторического развития человеческого общества и основные их черты, периоды в истории России и их специфику, основные исторические подходы и концепции к изучаемой дисциплине, знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории. 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем в часах 60 в т.ч. в форме практической подготовки - в т. ч.: теоретическое обучение 30 Лабораторные работы /практические занятия 28 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1. Отечественная история в системе научных дисциплин Тема 2.1. Эпоха Древней Руси IХ – ХIV Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ Содержание учебного материала Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Периодизации Отечественной истории. Спорные вопросы в курсе Отечественной истории. Место и роль истории в системе общественных дисциплин. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян Основные этапы исторического развития человеческого общества и основные их черты, периоды в истории России и их специфика, основные исторические подходы и концепциик изучаемой дисциплине В том числе практических и лабораторных занятий Выделить задачи и функции истории РАЗДЕЛ 2. ЭПОХА ДРЕВНЕЙ РУСИ. (IХ – ХIV ВВ.) Содержание учебного материала Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Древние авторы о быте и нравах восточных славян. Повесть временных лет как основной исторический источник по древнейшей истории Руси. Основные этапы становления государственности. Образование древнерусского государства: спорные вопросы. Норманнская теория и антинорманизм. Варяжские походы на Византию и договоры с греками. Княжение Игоря, св. Ольги и Святослава. Владимир и его реформы. Крещения Руси и его значение. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности Деятельность Ярослава Мудрого. Русская Правда. Русь в эпоху политической раздробленности. Причины и последствия междоусобицы. Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч 3 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 5 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 2 1 2 1 7 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 6 Борьба с половцами. Владимир Мономах. Борьба с шведско-немецкой интервенцией. Деятельность Александра Невского. Монголо-татарское иго и борьба с ним. Куликовская битва и ее историческое значение. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европыи Азии. Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Сравнение развития Руси и Западной Европы в ХI –ХIII в. РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ХV – ХVI ВВ. Тема 3.1. Содержание учебного материала Специфика формирования единого российского государства. Борьба Москвы с Тверью за Московское великое княжение. Причины и последствия усиление Московского княжества. Иван Калита. Правления государство: Ивана III. Судебник 1496 и начало закрепощения крестьян, зарождение сословно- представительной основные вехи монархии. Формирование идеологии «Москва-третий Рим». Политическая и духовная жизнь России исторического в конце ХV – конце ХVI в. Внутренняя политика Ивана Грозногои основные реформы. Опричнина и пути ее последствия. Внешняя политика Московского государства во времена Ивана Грозного. Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Заполнение таблицы «Реформы в эпоху Ивана Грозного» (название реформы, время проведения, основные мероприятия, цель реформы, итоги) Составление таблицы о внешней политики России при Иване Грозном (даты, главные внешнеполитические события) РАЗДЕЛ 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ Тема 4.1. Содержание учебного материала Период Нового времени в истории России и его критерии: основные подходы. Политическая жизнь Российское России в начале ХVII. Усиление закрепощения крестьян. Духовная и политическая жизнь России в государство в Смутное время. Истоки и сущность русского самозванства. Причины, этапы и последствия эпоху Нового Смуты. Земский Собор и формирование новой династии. Внешняя и внутренняя политика России в времени ХVII в. Церковный раскол и его последствия. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. и их последствия. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Северная война. Формирование Российской империи. Основные направления внешней политики в первой половине ХVIII в. Борьба за власть между различными группировками после смерти Петра I Царствование Петра II. Кондиции 1730 г. Бироновщина. Дворцовые перевороты средины века. Правление Елизаветы Петровны. Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в 2 2 2 7 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 1 4 2 2 7 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 2 7 Тема 5.1. Россия в эпоху Просвещенного абсолютизма. истории. В том числе практических и лабораторных занятий Заполнение таблицы «Реформы эпохи Петра I» (название реформы, время проведения, основные мероприятия, цель реформы, итоги) РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА Содержание учебного материала Социально-политическое развитие России в екатерининское время. Политика Просвещенного абсолютизма: суть, цели, основные направления. Екатерининские реформы и их последствия. Формирование и развитие движения русских просветителей. Влияние Великой Французской революции на общественную мысль России к ХVIII в. Причины и основные этапы Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Основные направления внешней политики России в эпоху Екатерины II. Присоединение Кубани и Крыма. Политика Российской империи на С. Кавказе. Внутренняя и внешняя политика России при Павле I. (1796-1801 г.) Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Заполнение таблицы «Внешняя политика России в ХVIII в.» (даты, основные внешнеполитические события, участники, итоги) РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В. Тема 6.1. Содержание учебного материала Особенности экономического развития России в дореформенный период. Реформы Александра СоциальноI. Эволюция форм собственности на землю. Крепостное право в России. Мануфактурно- промышленное политическое и производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. экономическое Отечественная война 1812 г. в отечественной и западной историографии. Причины, суть, последствия развитие восстания декабристов. Правление Николая I.: внутренняя и внешняя политика. Общественная мысль и Российской особенности общественного движения России ХIХ в. империи в Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру первой половине ХIХ Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд в. по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Составление сравнительного анализа реформ Александра I и Александра II. 3 3 5 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 1 2 2 5 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 1 2 2 8 РАЗДЕЛ 7. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЭПОХУ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ ХIХ В. Тема 7.1. Содержание учебного материала Политическое и социальное развитие России накануне Крымской войне. Крымская война и ее Россия в эпоху последствия. Причины буржуазных реформ. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Земская буржуазных реформа (1864 г.) Судебная реформа (1864 г.) Реформа городского самоуправления (1870 г.) Ликвидация реформ (2 рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1874 г.) Университетские и академические половина ХIХ (духовных школ) уставы. Итоги либеральных реформ 60-70-х гг. ХIХ в и их недостатки. в.) Формирование народнического движения. Контрреформы Александра III Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Заполните Таблицу «Буржуазные реформы второй половины ХIХ в» (название реформы, время проведения, основные мероприятия, цель реформы, итоги) РАЗДЕЛ 8. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА И РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ Тема 8.1. Содержание учебного материала Политическая и экономическая жизнь России в конце ХIХ в. Общероссийская перепись 1897 г. как Российская исторический источник. Формирование пролетариата и развитие рабочего класса. Распространение империя в марксизма в России. С.Ю. Витте и начало хозяйственной модернизации. Место России в мировом эпоху сообществе. Русско-японская война итоги и последствия. Причины первой русской революции 1905империализмаи 1907 гг. Образование политических партий. Манифест 17 октября 1905 г. Первая и вторая русских государственные думы. Реформы П.А. Столыпина. Третья революций и четвертая государственная дума. Первая мировая война. Февральская революция Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Сравнительный анализ Февральской и Октябрьской революций (дата, цель, движущая сила, участвующие партии, итоги) 5 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 2 1 2 2 5 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 1 2 2 9 Тема 9.1. Советский и современный период в истории России. РАЗДЕЛ 9. СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ РОССИИ Содержание учебного материала Причины и последствия событий 25 октября 1917 г. Первые декреты Советской власти. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально- экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественнополитическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Постсоветский период в истории России. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Россия в условиях современной модернизации. Знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории В том числе практических и лабораторных занятий Сравнение целей и задач красного и белого движения. Почему большевикам удалось победить в гражданской войне Составление таблицы «Новая экономическая политика» (цели, основные черты, мероприятия, противоречия, социально-экономические итоги, причины ликвидации) Социально- экономические преобразования в 30-е гг. (составление таблиц «Индустриализация в СССР», «Коллективизация сельского хозяйств в СССР») Составление таблицы «Причины и предпосылки, основные этапы и сражения, итоги ВОВ» Перестройка и распад СССР (заполнение таблицы) Промежуточная аттестация Всего: 14 2 ОК 02, ОК 03 ОК 05, ОК 06 ОК 09 2 10 2 2 2 2 2 2 60 10 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общегуманитарных дисциплин. ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; шкафы для хранения дидактических материалов; комплект учебно-методических материалов по дисциплине. Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением; экран и мультимедиа-проектор 3.1. Информационное обеспечение реализации программы Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Артемов В.В. История: учебник. 10-11 кл. – М.: Академия,2018 Измозик, В.С. История России: учебник 11 класс. - М: Вентана , 2019 Журавлева, О.Н. История России : учебник 10 класс - М: Академия , Вентана, 2019 Дополнительная литература: Волобуев, О.В. Всеобщая история с древних времен до конца 19 века: учебник 10 класс М: Дрофа, 2013 Чудинов, А.В. История: учебник 11 класс. - М: Академия, 2009 Чудинов, А.В. История: учебник 10 класс - М: Академия, 2008 Уткин, А.В. История России 1945-2008г.г.: учебник 11 класс. - М: Просвещение, 2009. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца 20 века: учеб. пособ. 10-11 кл.– М.: Дрофа, 2001 Буганов, В.И. История России, конец 17- 19 в.: учебник для 10 класса.– М.: Просвещение, 2001 Загладин, Н.В. Всемирная история 20 в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Русское слово – РС, 2002 Загладин, Н.В. Всемирная история 20 в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Русское слово – РС, 2005 Битнер, В.В. Словарь исторический: Личности. Общество. Политика. – М.: Остожье, 1998 Дополнительная для преподавателей 1. Артёмов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времён до наших дней: учебник для студентов СПО. – М.: Академия,; Мастерство, 2001. 2. Артемов,В.В. История: Учебник. - М.: Академия, 2015. 3. Артёмов, В.В. История Отечества: с древнейших времён до наших дней: учебник для студентов СПО. – М.: Академия, Мастерство, 2001 4. История: учебник СПО / С.И. Самыгин. — М.: КноРус, 2018.(электронная библка) 5. Самыгин, П.С. История: учебник для студентов СПО. – Ростов на-Дону: Феникс,2015 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Основные этапы исторического развития человеческого общества и основные их черты, периоды в истории России и их специфику, основные исторические подходы и концепции к изучаемой дисциплине, знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории Знание основных этапов исторического развития человеческого общества и основные их черты, периоды в истории России и их специфику, основные исторические подходы и концепции к изучаемой дисциплине, знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории Текущий контроль: - тестирование; - устный опрос; - оценка подготовленных обучающимися сообщений, докладов, эссе, мультимедийных презентаций. Итоговый контроль: тест Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Определять причину того или иного явления, отличать причину от предпосылки, выделять как общие черты, так и специфику, анализировать то или иное явление, выбирать и использовать методы научного исследования, формулировать собственную научную концепцию, видеть взаимосвязь между причиной и следствием, использовать полученные знания. Умение определять причину того или иного явления, отличать причину от предпосылки, выделять как общие черты, так и специфику, анализировать то или иное явление, выбирать и использовать методы научного исследования, формулировать собственную научную концепцию, видеть взаимосвязь между причиной и следствием, использовать полученные знания в педагогической деятельности Оценка результатов выполнения практической работы, наблюдение за ходом выполнения практической работы 12 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом 1 2 13