СГ.04 Физическая культура, 2023

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
^^^^Щ В Е Р Щ Ц А Ю :
-V-'' ’ '
■jlFpirtflK’Tnn
Г А П(
^ктор ГАПОУ
СО
«Камьмпловский гуманитарно1технаЬогический
, ^ u i r LoBC о[-геШ
^ ческж техникум»
Е.Е. Бочкарева
Vi ТЕ-'
Приказ №317-ОД от 19.05.2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
для специальности СПО
43.02.17 Технологии индустрии красоты
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально - экономический

Камышлов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины СГ. 04 «Физическая культура» относится к социально­
гуманитарному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования подготовки специалистов среднего звена по специальности
43.02.17 Технологии индустрии красоты государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический
техникум» и разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 43.02.17
Технологии индустрии красоты, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 26 августа
2022 г. N 775, с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 43.02.17
Технологии индустрии красоты (организатор-разработчик Федеральное учебно- методическое
объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий,
специальностей 43.00.00 Сервис и туризм).
й (цикловой) комиссии педагогических работников профессио-

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
________ -0.^1.. Т.А. Мадыгина

Составитель: Казанская В.И., преподаватель государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический
техникум».

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина СГ.04 «Физическая культура» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК. 08 Использовать средства
физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 08

Умения

Знания

использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей; применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной
деятельности; пользоваться средствами
профилактики перенапряжения характерными
для данной специальности

роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и социальном
развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия
профессиональной деятельности и
зоны риска физического
здоровья
для
специальности;
средства профилактики
перенапряжения

4

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

130

в т.ч. в форме практической подготовки

36

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

126

Промежуточная аттестация- текущий контроль

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в часах

Коды
компетенций
и
личностных
результатов,
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы

2
1
РАЗДЕЛ 1. Научно-методические основы формирования физической культуры личности

3
26

4

Тема 1.1.
Общекультурное
и социальное
значение
физической
культуры.
Здоровый образ жизни

26
4

Содержание учебного материала
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание,
физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и
ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха.
Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального
образования.
Социально-биологические основы физической культуры. Характеристика изменений,
происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых
в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма:
разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими
упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека.
Основы здорового образа и стиля жизни.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха.
Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья.
Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта в
формировании здорового образа и стиля жизни. Двигательная активность человека, её
влияние
на основные органы и системы организма.

ОК 8

6

Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в
зависимости от образа жизни человека. Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция индивидуальных нарушений
здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональной деятельности, средствами физического воспитания.
Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
В том числе практических и лабораторных занятий
Выполнение комплексов дыхательных упражнений
Выполнение комплексов утренней гимнастики
Выполнение комплексов упражнений для глаз
Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки
Выполнение комплексов упражнений для снижения массы тела
Выполнение комплексов упражнений по профилактике плоскостопия
Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в грудном и поОсновные
принципы построения
самостоятельных
ясничном 3.отделах,
упражнений
для укрепления
мышечного занятий.
корсета, для укрепления
мышц брюшного пресса
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений,
направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма
РАЗДЕЛ 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности
Тема 2.1. Общая
Содержание учебного материала
физическая подготовка Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности
направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и
функциональной подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы,
комплексы обще развивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
Подвижные игры
В том числе практических занятий
Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, беговых и

22
2
2
2
2
2
4
4

4
68
14

ОК 08

-

14
4
7

Тема 2.2. Легкая
атлетика

Тема 2.3.
Спортивные игры

прыжковых упражнений, комплексов обще развивающих упражнений, в том числе в
парах, с предметами
Подвижные игры различной интенсивности
Содержание учебного материала
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу, на
стадионе и пересечённой местности, Эстафетный бег. Техника спортивной
ходьбы. Прыжки в длину
В том числе практических занятий
На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и
совершенствованию техники двигательных действий
На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание выносливости в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание координации движений в процессе занятий лёгкой атлетикой
Содержание учебного материала
Баскетбол
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди,
с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на
уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в
движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе.
Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра.
Волейбол.
Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая,
нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки.
Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные
действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков.
Взаимодействие игроков. Учебная игра. Футбол. Перемещение по полю. Ведение мяча.
Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой. Приём мяса: ногой,
головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Такти-

10
22

ОК 08

22

22

22
ОК 08

-

8

ка игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
Гандбол.
Техника нападения. Перемещения и остановки игроков. Владение мячом: ловля,
передача, ведение, броски. Техника защиты. Стойка защитника, перемещения,
противодействия владению мячом (блокирование игрока, блокирование мяча, выбивание).
Техника игры вратаря: стойка, техника защиты, техника нападения. Тактика нападения:
индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика защиты:
индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика игры вратаря. Учебная игра.
Бадминтон.
Способы хватки ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке,
жонглирование воланом. Удары: сверху правой и левой сторонами ракетки, удары снизу и
сбоку слева и справа, подрезкой справа и слева. Подачи в бадминтоне: снизу и сбоку.
Приёма волана. Тактика игры в бадминтон. Особенности тактических
действий спортсменов, выступающих в одиночном и парном разряде. Защитные, контратакующие и нападающие тактические действия. Тактика парных встреч:
подачи, передвижения, взаимодействие игроков. Двусторонняя игра.
Настольный теннис.
Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка.
Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки.
Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ -спин, топс -удар, сеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя игра. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном
и социальном развитии человека; основы здорового образа
жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для
специальности; средства профилактики перенапряжения
В том числе практических занятий
На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры.
На каждом занятии планируется сообщение теоретических
сведений, предусмотренных настоящей программой.
На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей: - в зависимости от задач занятия проводятся тренировочные
игры, двусторонние игры на счёт. - после изучения техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, тех-

22

22

9

Тема 2.4
Лыжная подготовка

нико- тактических приёмов игры.
Содержание учебного материала

Лыжная подготовка (В случае отсутствия снега может быть заменена кроссовой
подготовкой. В случае отсутствия условий может быть заменена конькобежной
подготовкой (обучением катанию на коньках).
Одновременные бесшажный, одношажный, двухшажный классический ход и попеременные лыжные ходы. Полуконьковый и коньковый ход. Передвижение по пересечённой
местности. Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в
лыжном спорте. Прыжки на лыжах с малого трамплина. Прохождение дистанций до 5 км
(девушки), до 10 км (юноши).
Катание на коньках.
Посадка. Техника падений. Техника передвижения по прямой, техника передвижения по
повороту. Разгон, торможение. Техника и тактика бега по дистанции. Пробегание дистанции до 500 метров. Подвижные игры на коньках.
Кроссовая подготовка. Бег по стадиону. Бег по пересечённой местности до 5 км. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения
В том числе практических занятий
На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию основных элементов техники изучаемого вида спорта
На каждом занятии планируется сообщение теоретических
сведений, предусмотренных настоящей программой
На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому воспитанию 179 двигательных качеств и способностей на основе использования средств изучаемого вида спорта
РАЗДЕЛ 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Тема 3.1. Сущность и
Содержание учебного материала
содержание ППФП в
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности.
достижении высоких
Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к пропрофессиональных рефессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определязультатов
ющие конкретное содержание ППФП студентов с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных
умений и навыков.

10
ОК 08

-

10

10

36/36
ОК 08

-

10

Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и
психических свойств и качеств.
Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии
человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения
В том числе практических и лабораторных занятий
Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых двигательных
действий
Формирование профессионально значимых физических качеств
Промежуточная аттестация
Всего:

36
36

130

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению



Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного комплекса:
спортивный зал;
лыжная база с лыжехранилищем.



Оборудование спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды, маты гимнастические, канат, стойки для прыжков в
высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, скакалки,
палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), секундомеры, кольца
баскетбольные, щиты баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита на волейбольные стойки, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.
рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.







Технические средства обучения:
тренажеры,
волейбольная сетка,
мячи, скакалки,
маты,
гимнастические коврики.



12

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лях В.И. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2017
Дополнительные источники:
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие. – М.: Издательство Владос-Пресс, 2003.
2. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.: Гуманист. изд.
центр «Владос», 2003.
1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004
3. Жилкин А.И. Легкая атлетика. – М.: Академия, 2005.
2. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: уч. пособие для СПО. - М.: Академия,
2005.
3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов сред. проф. заведений 2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под
общ. ред. Г.В. Барчуковой. – М.: КНОРУС, 2011.
5. Бишаева А.А. Физическая культура. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Решетников Н.В. Физическая культура: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2008.
Интернет-ресурсы:
1. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» - http://www.infosport.ru
2. Научная электронная библиотека. eLIBRARY - http://www.elibrary.ru/
3. Российская Спортивная Энциклопедия - http://www.libsport.ru/
4. Научный портал «Теория. Ру» - http://www.teoriya.ru/
5. Научно-теоретический
журнал
"Теория
и
практика
физической
культуры
http://www.teoriya.ru/journals/.
6. Научно-методический журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" http://www.teoriya.ru/fkvot/
7. Сайт «Я иду на урок физкультуры» создан на основе материалов журнала «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября» - http://spo.1september.ru/urok/
8. Международный олимпийский комитет http://www.olympic.org/
9. Международный паралимпийский комитет http://www.paralympic.org/
10. Международные спортивные федерации –
http://olympic.org/uk/organisation/if/index_uk.asp
11. Международная ассоциация спортивной информации - http://www.iasi.org/
12. Российский олимпийский комитет - http://www.olympic.ru/
13. Европейский футбол - http://www.euro-football.ru/
14. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту Российского государственного университета физической культуры и спорта - http://lib.sportedu.ru/
15. Институт спортивной науки - http://www.gssiweb.com/
16. Энциклопедия по видам спорта - http://www.infosport.ru/sp/
17. Сайт Всероссийского научно – исследовательского института физической культуры http://www.vniifk.ru/
18. http://sportteacher.ru/association/ - сайт объединения учителей физической культуры России.
19. http://news.sportbox.ru/ - ежедневные новости спорта
20. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
Роль
физической культуры
в общекультурном,
профессиональном
и социальном развитии
человека;
Основы здорового
образа жизни;
Условия
профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
специальности;
Средства профилактики
перенапряжения
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
Использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность для
укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных
целей;
Применять
рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной
деятельности;
Пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для
данной специальности

Критерии оценки
Знать роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии
человека; основы
здорового образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для
специальности;
средства профилактики
перенапряжения
Уметь
использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность для
укрепления здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональных
целей; применять
рациональные приемы
двигательных функций
в профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для
данной специальности

Методы оценки
Экспертная оценка усвоения
теоретических знаний в процессе:
- письменных/ устных ответов,
-тестирование;
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся:
- на практических занятиях;
- при ведении календаря
самонаблюдения;
-при проведении подготовленных
студентом фрагментов занятий
(занятий) с обоснованием
Целесообразности
использования
средств физической культуры,
режимов нагрузки и отдыха;
- при тестировании в контрольных
точках.
Лёгкая атлетика.
Экспертная оценка:
-техники выполнения двигательных
действий;
Спортивные игры.
Экспертная оценка:
-техники базовых элементов,
-техники спортивных игр,
-технико-тактических действий
студентов в ходе проведения
контрольных соревнований по
спортивным играм,
-выполнения студентом функций
судьи;
-самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с
решением задачи по развитию
физического качества средствами
спортивных игр

14

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополнений

До
После
Дата и № протокола
внесения из- изменений и рассмотрения цикменений
и дополнений
ловой комиссией
дополнений

Дата и № протокола
рассмотрения методическим
советом/ педагогическим советом

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».