М инистерство образования и молодёжной политики С вердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» ^^Щ К рС Д А Ю : Д и р е к т о ^ Л Л О У СО «КамьшлоШхий гуманитарнотехникум» | |“s h т ы х Е . Бочкарева ТЕХЩШ:аз }0 ф -О Д от 19.05.2023г. 1 : ■г i ■■ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 03 «САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА В СФЕРЕ УСЛУГ» для специальности СПО 43.02.17. «Технология индустрии красоты» Ф орма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Камыш лов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.ОЗ относится к общ епрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты государственного автономного профессионального образовательного учреж дения С вердловской области «К амы ш ловский гуманитарно-технологический техникум» и разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты, утвержденного приказом М инистерства просвещения РФ от 26 августа 2022 г. N 775, с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты (организатор-разработчик Ф едеральное учебно методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм). Разработчик: К арелина Кристина Евгеньевна - мастер производственного обучения ГАПОУ СО «Камыш ловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии педагогических работников профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель П Ц К _____ / ^ / у ^ / Е.В.Чудинова СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР / / / г 'г Л Н.А. П ольдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. М адыгина 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………….. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………. 11 5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ …………………………………….. 12 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 03 «Санитария и гигиена в сфере услуг» 1.1.Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины Санитария и гигиена является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Профессиональные компетенции ПК 4.1. Разрабатывать и выполнять классические и современные, коммерческие женские, мужские (в том числе оформление усов и бороды), детские стрижки волос различными инструментами и техниками. ПК 4.2. Выполнять химическое воздействие (включая завивку и выпрямление волос) с использованием современных технологий. ПК 4.3. Выполнять простые и сложные виды окрашивания волос с учетом запроса клиента. ПК 4.4. Разрабатывать и выполнять классические и современные, коммерческие укладки и прически на волосах различной длины различными инструментами и техниками. ПК 4.5. Моделировать прически различного назначения на волосах различной длины с применением украшений и постижерных изделий с учетом тенденций моды. ПК 4.6. Выполнять эскизы и схемы для разработки инструкционно-технологических карт. ПК 4.7. Выполнять санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении парикмахерских услуг. ПМ 03 Предоставление маникюрных услуг ПК 3.1. Выполнять маникюрные услуги ПК 3.2. Выполнять санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении маникюрных услуг. ПК 1.1. Моделировать, осуществлять коррекцию, окрашивание бровей и ресниц с использованием различных техник. 4 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 01–07, ОК 09 ОК 01 - ОК 07, ОК 09 ПК3.1-ПК3.2. ПК4.1-ПК 4.7 ПК 1.1. Умения Знания - обеспечивать инфекционную безопасность клиентов и персонала; - выполнять требования инфекционного контроля на рабочем месте; - осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов; - осуществлять мероприятия по предупреждению гепатита, ВИЧинфекции систему инфекционного контроля; инфекционную безопасность клиентов и персонала; - методы и средства дезинфекции, условия стерилизации инструментов; - правила асептики и антисептики; - мероприятия по предупреждению гепатита, ВИЧ-инфекции; - принципы оказания первой помощи при неотложных состояниях 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Виды учебной нагрузки Кол-во часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 58 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 58 в том числе: -практических занятий Консультации 16 Итоговая аттестация в форме 4 ЭКЗАМЕНА 5 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч 1 2 Раздел 1. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте Тема 1. 1. Инфекционный контроль. Инфекционная безопасность. 47 Содержание учебного материала 2 1. Определение понятия нозокомиальная инфекция (ВБИ). Масштаб проблемы нозокомиальной инфекции, структура Способы передачи инфекции в учреждениях индустрии красоты. Факторы, влияющие на восприимчивость «хозяина» к инфекции. Группы риска и резервуары возбудителей. Резервуары возбудителей инфекции: руки персонала, инструменты, оборудование и т.д. 2.Инфекционный контроль 2 Понятие «санитарно-противоэпидемический режим». Действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие профилактику ВБИ, организационно-методические документы по инфекционному контролю и инфекционной безопасности: - ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". - Санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" - Приказ № 770 о введении в действие отраслевого стандарта ост 42-21-2-85 "Стерилизация В соответствии с Приложением 3 ПООП. 6 Коды формируемых компетенций 3 24 часа 4 18/8 часов ПК1.1. ПК 3.1. – ПК 3.2. ПК 4.1. – ПК 4.7. ОК 01. – ОК 07. ОК 09. и дезинфекция изделий медицинского назначения, методы, средства и режимы". 3. Универсальные меры профилактики нозокомиальной инфекции Условия мытья рук. Уровни мытья рук. Техника мытья рук. Надевание перчаток. Снятие 2 использованных перчаток. Правила сбора, хранения и удаления отходов на рабочем месте. 4. Профилактика ВИЧ- инфекции Профилактика профессиональных заражений. Состав аптечки «Анти-ВИЧ». Действия мастера при аварийных ситуациях. Меры профилактики при случайных попаданиях биологи- 2 ческих жидкостей на кожу и слизистые. 5.Дезинфекция 2 Определение понятия дезинфекция. Виды и методы дезинфекции. Общие требования к дезинфекционному режиму. Документы, регламентирующие методы и режимы дезинфекции. 6.Химические дезинфицирующие средства 2 Характеристика современных средств дезинфекции. Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами. 7. Предстерилизационная очистка Определение понятия предстерилизационая очистка (ПСО) 2 Этапы предстерилизационной очистки Моющие растворы для проведения предстерилизационной очистки, их приготовление, критерии использования. Дезинфицирующие средства, применяемые для ПСО.Контроль качества предстерилизационной очистки. Документы, регламентирующие проведение ПСО. 8.Стерилизация Определение понятия стерилизация.Методы и режимы стерилизации. Стерилизаторы: паровой, воздушный, газовый. 9.Контроль качества стерилизации 2 Упаковочный материал для стерилизации. Методы контроля качества стерилизации (химический, физический и бактериологический). 2 Сроки сохранения стерильности инструментов. Документы, регламентирующие методы и режимы стерилизации Практические занятия 2 1.Инфекционный контроль. Изучение нормативных документов. ФЗ. СанПин. 2 Дезинфекция 2 3 Стерилизация 2 4 Контроль качества стерилизации 2 7 Тема 1.2. Гигиенические основы в сфере услуг Содержание учебного материала 6/ 6часов 1.Гигенические требования к мастеру Требования к рабочей одежде и обуви мастера. Личная гигиена мастера, внешний вид. Санитарно-гигиенические требования к обработке рук мастера, уход за руками. 2.Гигиенические требования к клиенту Личная гигиена клиента. Требования, предъявляемые клиенту, при оказании услуг в сфере индустрии красоты. 3.Гигиенические требования к помещению и инвентарю Требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции. Стандарт оснащения кабинета для оказания услуг в сфере красоты. Практические занятия 1. Оборудование рабочего места. Рациональная организация рабочего места 2. Понятие о личной гигиене и ее значение. Требования к спецодежде 3. Профессиональные заболевания и вызывающие их производственные факторы. Профилактика 2 2 2 2 2 2 Раздел 2. Оказание первой помощи при неотложных состояниях Тема 2.1. Неотложные состояния, первая помощь 8/2 часов Содержание учебного материала 8 часов 1.Первая помощь при обмороке, коллапсе 2 Основные причины острой сосудистой недостаточности (обморока, коллапса). Диагностические признаки обморока, коллапса. Основные принципы оказания первой помощи при острой сосудистой недостаточности. 2.Первая помощь при кровотечениях Понятие о кровотечении. Классификация кровотечений. Признаки артериального, венозно- 2 го, капиллярного, паренхиматозного кровотечений. Симптомы кровопотери. Способы остановки кровотечений. 3.Первая помощь при поражении электрическим током, ожогах 2 Диагностические признаки поражения электрическим током и ожогов. Классификация ожогов. Основные принципы оказания первой помощи при поражении электрическим током и ожогах 8 4.Первая помощь при травмах Диагностические признаки травм (порезы, ушибы, растяжения). Основные принципы оказания первой помощи. 2 Практические занятия 1.Оказания первой помощи. 2 Всего: 48 часов Экзамен 6 часов Консультация 4 часа Итого 58 часов 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации учебной дисциплины имеется кабинет «Медико-биологических дисциплин» Оборудование учебного кабинета - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебная доска; - шкаф для учебных и наглядных пособий Технические средства обучения: - персональный компьютер; - телевизор; - ноутбук. Лекционные и практические занятия проводятся с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникационые, технология проблемного обучения, имитационные технологии, лекции с элементами дискуссии. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Щербакова Л.П. Санитария и гигиена для парикмахеров : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.П. Щербакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с. Дополнительные источники 1. Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.Д. Чалова С.А., Гилиева, А.В. Кузнецова. - 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. 2. Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос : учеб. Пособие для нач. проф. образования / Е.А. Соколова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с. 3. Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг : учебник для студентов сред. проф. образования / Л.Д. Чалова, С.А. Галиева, А.В. Уколова. – 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 160 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, практических работ и внеаудиторной самостоятельной работы Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - систему инфекционного контроля; - инфекционную безопасность клиентов и персонала; - методы и средства дезинфекции, условия стерилизации инструментов; - правила асептики и антисептики; - мероприятия по предупреждению гепатита, ВИЧ-инфекции; - принципы оказания первой помощи при неотложных состояниях В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - обеспечивать инфекционную безопасность клиентов и персонала; - выполнять требования инфекционного контроля на рабочем месте; - осуществлять мероприятия по соблюдению санитарногигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов; - осуществлять мероприятия по предупреждению гепатита, ВИЧ-инфекции «5» - 100 - 90% правильных ответов «4» - 89 - 80 % правильных ответов «3» - 79 -70% правильных ответов «2» - менее 70% правильных ответов Методы устного, тестового контроля знаний: - Задания в тестовой форме - Беседа - Анализ выполнения заданий для практической работы «5» - 100 - 90% правильных ответов «4» - 89 - 80 % правильных ответов «3» - 79 -70% правильных ответов «2» - менее 70% правильных ответов Методы устного, практического, тестового контроля знаний: - Экспертная оценка решения профессиональных задач - Задания в тестовой форме - Беседа - Анализ выполнения заданий для практической работы 11 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений 12 Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом