ОУД.01 Русский язык,2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарноте:
ехникум»
(
Бочкарева
А№
/
2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.О! «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014
г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной
дисциплины «Русский язык», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общегообразования с
получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), примерной
основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра
профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25
мая 2017 г.).

Разработчнк:Сушннских Т .А .- преподаватель первой квалификационной категории
ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель ПЦК
Т.А. Сушинских
СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А.Мадыгина

Содержание
Пояснительная записка.

.4

Общая характеристика учебной дисциплины...............................................................5
Место учебной дисциплины в учебном п л ан е............................................................ 6
Результаты освоения учебной дисциплины ................................................................6
Содержание учебной дисциплины .......................... ......................................................8
Тематическое планирование........................................................................................15
Характеристика основных видов деятельности студентов.................................... 19
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
дисциплины «Русский я зы к » ...........................................................................23

программы

учебной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплин «Русский язык» предназначена для
изучения предмета «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО - ППССЗ) на базе
основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з), с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом уточнений Примерных программ

общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных
организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование
общеучебных
умений
и
навыков
обучаемых:
языковых,речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,правильно,
стилистически верно использовать языковые единицы в устной иписьменной речи в разных
речевых ситуациях;
дальнейшее
развитие
и
совершенствование
способности
и
готовности
к
речевомувзаимодействию
и
социальной
адаптации;
готовности
к
трудовой
деятельности,осознанному
выбору
профессии;
навыков
самоорганизации
и
саморазвития;информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций,
необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования, — программы подготовки 35.01.13«Тракторист машинист сельскохозяйственного производства».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« РУССКИЙ язык»

Русский
язык
как
средство
познания
действительности
обеспечивает
развитиеинтеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебнойдеятельности,
самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» впрофессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательнуюпрограмму среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базеосновного общего образования, обусловлено общей
нацеленностью образовательногопроцесса на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатовобучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической(языковедческой) и культуроведческойкомпетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при
изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладениюобучающимися
всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами
культуры устной и письменной речи в процессе работы надособенностями употребления единиц
языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно
отбирать языковые средства дляосуществления общения в соответствии с речевой ситуацией;
адекватно пониматьустную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом
объеме,создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической
итипологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической {языковедческой) компетенций проходит в
процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе иобщественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладенияосновными нормами русского
литературного языка; совершенствования уменияпользоваться различными лингвистическими
словарями; обогащения словарногозапаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование кулътуроведческойкомиетенции нацелено на осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и историинарода, национально­
культурной специфики русского языка, владение нормамирусского речевого этикета, культуры
межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях,реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования, имеет свои особенностив зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается черезсодержание обучения, количество часов,
выделяемых на изучение отдельных темпрограммы, глубину их освоения студентами, через
объем и характер практическихзанятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы
студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного,
социально-экономического профилей профессионального образованиярусский язык изучается
на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При изучении русского языка на
базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития,
воспитания и социализации личности.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактическихединиц, которые
отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Содерясание учебной дисциплины ориентировано на синтезязыкового, речемыслительного и
духовного развития студентов, включает переченьлингвистических понятий, обозначающих
языковые и речевые явления, указываетна особенности функционирования этих явлений и
называет основные виды учебнойдеятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Такимобразом, создаются условия для успешной реализации деятельностного
подхода кизучению русского языка.

Использование
электронных
образовательных
ресурсов
позволяет
разнообразитьдеятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий
потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает
интерес к занятиям при изучении русского языка.
Применение интерактивной формы работы способствуют развитию инициативы, независимости,
самодисциплины, способности к сотрудничеству. Стимулирует развитие когнитивных процессов,
привлекает к активному участию в процессе обучения. Планируется использование групповой, парной,
индивидуальной форм обучения. Применение интерактивных технологий обучения, таких как
информационно-коммуникативная, метод проектов, игровая технология обеспечивают мотивацию к
обучению, прочность знаний, коммуникативность. Самостоятельная работа по предмету планируется
как групповая, так и индивидуальная. Направлена на формирование коммуникативных, регулятивных,
познавательных УУД студентов; развитию мотивации на изучение языка. Планируется проводить
консультации для подготовки студентами сообщений, рефератов, докладов, электронной
презентации. Цель
консультаций: расширение научного кругозора, овладение методами
теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента.
Реализация содержания учебной дисциплины « Русский язык» предполагает соблюдение
принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на
ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина «Русский язык»для профессиональных образовательных
организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается
подведением итогов в форме экзамена, дифференцированного зачёта в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего
общего образования (ППКРС), по профессии (специальности) «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства».

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина « Русский язык» является учебным предметом
обязательной
предметнойобласти «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ, ППКРС).
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базеосновного
общего образования, учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПОна базе основного общего образования с получением
среднего общего образования(ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав
общих общеобразовательных учебныхдисциплин, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднегообщего образования, для профессий СПО или специальностей СПО
соответствующегопрофиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык»
обеспечивает достиясение
студентами следующих результатов:
• личностных :
— воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет иотражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом напротяжении веков, осознание
связи языка и истории, культуры русского идругих народов;
— понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
— осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русскогоязыка как
явления национальной культуры;
— формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, атакже различных форм
общественного сознания, осознание своего места вполикультурном мире;
— способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменныхвысказываний с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
— готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности;
— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность
речевого самосовершенствования.
• метапредметных:
— владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием),
говорением, письмом;
— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагатьсвою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и
умений для анализа языковых явлений намежпредметном уровне;
— применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшеговозраста,
взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно­
исследовательской, проектной и других видахдеятельности;
— овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательнойдеятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
— умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов,
справочной
литературы,
средств
массовой информации,
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решениякогнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.
• предметных :
— сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
— сформированность умений создавать устные и письменные монологические идиалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной иделовой сферах общения;
— владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений засобственной речью;
— владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явнойи скрытой,
основной и второстепенной информации;
— владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
— сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
— сформированность умений учитывать исторический, историко-культурныйконтекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
— способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы ивыражать свое
отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
— владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданнойв литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
— сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Выпускник, освоивший образовательную программу по предмету «Русский язык», должен
обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения,
определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык»
обеспечивает достижение
студентами следующих личностных результатов реализации программы воспитания:
ЛР 1. Осознающим себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенчсском и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры.
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Отказа
от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных
проблем.
ЛР 22. Осознающий потребность в труде, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности.
ЛР 23. Мотивация к самообразованию и развитию.
ЛР 24. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.Язык иобщество.
Язьпс как развивающееся явление.Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язьпс в современном мире. Язык и культура. Отралсение в русском языкематериальной
и духовной культуры русского и других народов. Понятие о языке и языковой норме. Значение
русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.Выполнение заданий по
обобщению знаний о современном русском языке какнауке и анализу методов языкового
исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.Научный стиль речи.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового
стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения
публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложенийв тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат,аннотация). Абзац как средство
смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.Определение типа,
стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ
текста.
Освоение видов переработки текста.Изучение особенностей построения текста разных
функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и
звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Рольударения в стихотворной
речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпическогословаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерсщия.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употреблениебуквы ъ.
Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.Правописание и/ы
после приставок.
Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русскогоязыка.
Сопоставление устной и письменной речи.Наблюдение над функционированием правил
орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.Фонетический, орфоэпический и
графический анализ слова.Наблюдение над выразительными средствами фонетики
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение
слова.Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимиякак
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и ихупотребление.
Изобразительные
возможности
синонимов,
антонимов,
омонимов,паронимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика,
старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексикаустной
речи(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русскиепословицы и
поговорки.Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение
алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер
употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.Подбор текстов с изучаемым языковым
явлением.Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.Составление
связного высказывания с использованием заданных лексем, в томчисле на лингвистическую
тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимияи антонимия
морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности
словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие обэтимологии.
Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление
суффиксов вразных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором
однокоренных слов.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание
приставокп/л/- / пре-. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов сморфемамисинонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной
цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренныхслов, слов одной
структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для пониманиявнутренней
формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи иих роль в
построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний
имен
существительных.
Правописание
сложных
существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени
сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончанийимен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Морфологическийразбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание
числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, троеъ. других с
существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Правописание местоимений.
Морфологический
разбор
местоимения.
Употребление
местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложенийв тексте. Синонимия
местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.Правописание суффиксов и личных окончаний
глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.Употребление форм
глагола в речи. Употребление в художественном текстеодного времени вместо другого,
одного наклонения вместо другого с 11елъю повышения образности и эмоциональности.
Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописаниеяе с причастиями.
Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и
знаки препинания в предложении с причастнымоборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного
и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный обороти знаки
препинания
в
предложениях
с
деепричастным
оборотом.
Морфологическийразбордеепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признакадействия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, вследствиеи др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от
слов-омонимов.Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как
средствосвязи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни сразными
частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употреблениечастиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употреблениемеждометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические
категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями втексте.
Анализ
и
характеристика
общего
грамматического
значения,
морфологическихи
синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.Выявление нормы употребления
сходных грамматических форм в письменнойречи обучащихся.
Образование
слов
и
форм
слов
разных
частей
речи
с
помощью
различныхсловообразовательныхмоделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием
нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое
целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль
порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средствосвязи предложений в тексте.
Второстепенные
члены
предложения
(определение,
приложение,
обстоятельство,
дополнение).Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства
времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.Односоставные предложения с главным членом в
форме подлежащего.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предлоэ/сений. Предложения односоставные и двусоставные как
синтаксические синонимы; использование их в разных типах истилях речи. Использование
неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами изнаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительногооборота как
изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные
слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательныхслов-омонимов. Употребление
вводных слов в речи; стилистическое различие междуними. Использование вводных слов как
средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стиляхречи как
средства характеристики адресата и передачи авторского отношенияк нему.
Сложное
предложение.
Сложносочиненное
предложение.
Знаки
препинания
всложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений сразличными
союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах истилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложномпредложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика
простых и сложных предложений {простые и сложноподчиненные предлоэ/сения,
сложные союзные и бессоюзные предлоэ/сения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи
косвенной. Знаки препинания при цитатах.Оформление диалога. Знаки препинания при
диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических
понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной
системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания.Особенности употребления
словосочетаний.Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение,
предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными
и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений
по схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Примерные темы рефератов (докладов),индивидуальных проектов
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковой вкус. Языковая норма. Язьпсовая агрессия.
• Языковой портрет современника.
• Молодежный сленг и жаргон.
|
• Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
0 А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
• Русский литературный язык на рубеже XX— XXI веков.
• Формы существования национального русского языка: русский литературный

язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
• Язык и культура.
• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
• Вопросы экологии русского языка.
• Виды делового общения, их языковые особенности.
• Языковые особенности научного стиля речи.
• Особенности художественного стиля.
• Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
• Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
• СМИ и культура речи.
• Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексикив
произведениях художественной литературы.
• Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
• Русское письмо и его эволюция.
• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
• Антонимы и их роль в речи.
• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организацииречи.
• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
• Исторические изменения в структуре слова.
• Учение о частях речи в русской грамматике.
• Грамматические нормы русского языка.
• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений
художественной литературы).
• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики
русских поэтов).
• Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
• Слова-омонимы в морфологии русского языка.
• Роль словосочетания в построении предложения.
• Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
• Синтаксическая роль инфинитива.
• Предложения с однородными членами и их функции в речи.
• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
• Монолог и диалог. Особенности построешш и употребления.
• Синонимика простых предложений.
• Синонимика сложных предложений.
• Использование сложных предложений в речи.
• Способы введения чужой речи в текст.
• Русская пунктуация и ее назначение.
• Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППССЗ,ППКРС)максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет по специальностям СПО технического профиля профессионального образования 195 час. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические,
семинарские занятия, -130часов; внеаудиторная самостоятельная работа - 65 часов.

Шифр
раздела
темы

№
урока

1 курс1сем.
1-2

1

Наименование разделов и тем

Введение
Т.З.Наука о русском языке.
ПЗ.Входная диагностика

Количество часов
обязательной
аудиторной нагрузки

2
о

1
1

1,5
1

3-4
5-6

Т.З. Функциональные стили речи

2

2

7-8
9-10
11-12

П.З. Анализ стилевых разновидностей
Т.З. Типы речи
П.З. Текст как произведение речи

2
2
о

2

13-14

П.З. Определение стиля, типа, жанра текста

2

2

15-16

П.З. Информационная переработка текста

2

2

17-18

П.З, Освоение видов переработки текста

2

2

18

6

2

2

2
2

П.З. Составление связного высказывания на
2
2
заданную тему. Контрольная работа.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить слайдовую презентацию по темам (одна тема по выбору студентов):
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
• Языковой портрет современника.
• Молодеясный сленг и жаргон.
Подготовить сообщения по темам (одна тема по выбору студентов):
• Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
• А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
• Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
21-32

21-22
23-24
25-26

Тема 2 Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфография.
Т.З. Фонетические единицы. Фонетический
разбор.
Т.З. Орфоэпические нормы. .
П.З. Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных. Употребление

10

12

19-20

2

ЛР

1

Тема1. Язык и речь. Функциональные
стили речи.
Т.З. Язык и речь.

3-20

Сам.
рабо
та

1,5
1,5,
11
1,5,7
1,5,7
11,15
1,5,7,
И
1,5,1
5,11
1,5,
11,15
15,22
,24

8

6

12

6

2

2

1,5,

2

2

7

2

2

7

буквы ъ. .
П.З. Правописание о!е после шипящих и ц.
2
2
5
27-28 Правописание приставок на з- / с-.
Правописание и/ы после приставок
Т.З.
Выявление
закономерностей
29-30 функционирования фонетической системы
2
2
1,2
русского языка.
П.З. Наблюдение над выразительными
31-32
2
2
11,5
средствами фонетики. Контрольная работа.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить сообщение на одну из тем (по выбору студентов)
• Русское письмо и его эволюция.
• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Составить кроссворд. Занимательная фонетика.
3
33-44
Тема 3. Лексикология и фразеология
12
6
6
2
2
33-34 Т.З. Слово в лексической системе языка..
11,5
Т.З. Многозначность слова. Прямое и
2
2
1,5
35-36
переносное значение слова..
Т.З.
Омонимы,
синонимы,
антонимы,
2
2
7
37-38
паронимы их употребление.
П.З. Русская лексика с точки зрения ее
2
2
39-40
1,7
происхождения и употребления.
П.З. Активный и пассивный словарный запас.
2
1,5,7
2
41-42
Фразеологизмы.
П.З. Составление связного высказывания с
2
11,22
2
43-44 использованием
заданных
лексем.
Контрольная работа.
45-48 Тема 4. Морфемика. Словообразование.
12
2
10
8
4
Орфография.
1-8
Т.З. Понятие морфемы как значимой части
2
2
5
45-46
слова. Способы словообразования.
П.З. Практикум. Речевые ошибки, связанные с
2
2
15
47-48 неоправданным повтором однокоренных слов.
Дифференцированный зачет.
Самостоятельная работа студентов.Подготовить сообщение на одну из тем (по выбору
студентов.)
• Антонимы и их роль в речи.
• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организацииречи.
• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
1
• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
° Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
• Исторические изменения в структуре слова.
Составить кроссворд по теме «Лексика».
1 курс 2 семестр
П.З. Правописание чередующихся гласных в
корнях слов.
П.З. Правописание приставок
3-4
при- / пре-. Правописание сложных слов.
П.З. Наблюдение над функционированием
правил орфографии и пунктуации в образцах
5-6
письменных текстов
П.З.
Морфемный,
словообразовательный
7-8
анализ слова.
Самостоятельная работа студентов.

1-2

2

2

5

2

2

5

2

2

2

2

2

7

7

8

Подготовить слайдовую презентацию на одну из тем (по выбору студентов.)
• Исторические изменения в структуре слова.
•Способы образования слов в русском языке.
• Учение о частях речи в русской грамматике.
• Грамматические нормы русского языка.
Составить тест по изученным правилам правописания.
5
9-36
Тема 5. Морфология и орфография.
28
12
9-10
Т.З. Части речи. Имя существительное.
2
2
П.З. Имя прилагательное. Морфологический
11-12
2
разбор имени прилагательного.
13-14 П.З. Имя числительное.
2
П.З. Морфологический разбор числительного.
2
15-16

16

18
5,7

2

22

2

22

2

23

17-20
21-24
25-26

Т.З. П.З. Глагол. Причастие. Деепричастие
4
2
2
24
Т.З. П.З. Наречие.
4
2
2
15
2
Т.З. Слова категории состояния.
2
15
П.З. Правописание самостоятельных частей
27-28
21
2
24
речи.
2
29-30 Т.З. Служебные части речи.
2
5
2
31-32 П.З. Служебные части речи.
2
5
33-34 П.З. Междометия
2
2
24
П.З. Наблюдение над функционированием
орфографии
и пунктуации
в
2
2
35-36 правил
11
письменных текстах. Контрольная работа.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить реферат на одну из тем(по выбору студентов)
• Учение о частях речи в русской грамматике.
• Грамматические нормы русского языка.
• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений
художественной литературы).
• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских
поэтов).
• Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,употребление.
• Слова-омонимы в морфологии русского языка.
6
1-46
Тема 6. Синтаксис и пунктуация
22
24
46
Т.З. Основные единицы синтаксиса.
2
2
Исследование
текстов
для
выявления
37-38
1,5
признаков синтаксических понятий
П.З. Словосочетание.
2
2
15
39-40
Особенности употребления словосочетаний
2
2
11
41-42 Т.З. Главные члены предложения.
2
2
11
43-44 П.З. Второстепенные члены предложения..
2
2
5
45-46 П.З.Простое предложение.
П.З.
Односоставное
и
двусоставное
2
4
2
15
47-50
предложение.
4
4
5,7
51-54 П.З. Сложносочиненное предложение.
2
5,7
2
55-56 Т.З. Сложноподчинённое предложение.
П.З..
Знаки
препинания
в
4
2
2
11
57-60
сложноподчиненномпредложении
4
2
2
11
61-64 Т.З. П.З. Бессоюзное сложное предложение.
2
2
11,12
65-66 П.З. Практикум. Комплексный анализ текста.
2
2
11
4
67-70 Т.З.П.З. Способы передачи чужой речи
2
2
11
71-72 П.З. Оформление диалога.
24
2
2
73-74 П.З. Составление схем простых и сложных

14

предложений. Контрольная работа.
2
2
П.З. Предложение с однородными членами.
2
2
П.З. Предложения с обособленными членам
П.З. Предложения с вводными словами и
2
2
79-80
предложениями.
81-82 П.З. Предложения с обращениями.
2
2
Самостоятельная работа студентов. Подготовить сообщение на одну из тем:
«Синонимика простых предложений». « Синонимика сложных предложений».
« Использование сложных предложений в речи».« Способы введения чужой речи в текст».
Подготовить проект по теме « Русская пунктуация и ее назначение».
«Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста».
75-76
77-78

итого

Экзамен2 часа(4час.Консультация, проверка)

130

55

75

2,5
2,5
7

65

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
|

Содержание обучения
Введение

Тема1.
Язык и речь.
Функциональные
стили
речи

Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о
языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,
культуры и истории народа — носителя языка; анализировать
пословицы и поговорки о русском языке;
• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в
устной или письменной форме;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в
жизни общества;
• вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор
текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц,
схем);
1
• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли
русского языка в жизни человека
• Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип
речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
• вычитывать разные виды информации;
!
» характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
° выполнять лингвостилистический анализ текста; определять
авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по
проблеме текста;
• характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и
письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;
• анализировать речь с точки зрения правильности, точности,
выразительности, уместности употребления языковых средств;
• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых
художественных произведений;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия
их коммуникативным задачам и нормам современного русского
литературного языка;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
информационными сообщениями, докладами на учебно-научную
тему;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым
этикетом отдельных народов России и мира;
• различать тексты разных функциональных стилей
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности
на уровне употребления лексических средств, типичных
синтаксических конструкций);
• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,

жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,
репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,
беседа, спор);
• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
осуществлять информационную переработку текста, создавать
вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план,
тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
Тема
2.
Фонетика,
орфоэпия,
графика, орфография

• Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую
информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее, в
различных видах деятельности/
• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном случае;
• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т. д.;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства
фонетики (звукопись)

Тема 3. Лексикология
и фразеология

• Аргументировать различие лексического и грамматического
значения слова; опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их/
• объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи; извлекать
необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности;
• познавать основные виды тропов, построенных на переносном
значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Тема 4.Морфемика,
словообразование,
орфография

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
из текста;
• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический,
орфографический анализ;
• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника;
•
характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные
гнезда,
устанавливая
смысловую
и
структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их/
•
извлекать
необходимую
информацию
из
морфемных,
словообразовательных
и этимологических словарей и справочников,
в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения
правописания и лексического значения слова

Тема 5. Морфология
и орфография

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный
анализ;
• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной
работы;
• определять круг орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном случае;
• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме
из художественных текстов изучаемых произведений;
• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему
в устной или письменной форме; анализировать текст с целью
обнаружения
изученных понятий (категорий),
орфограмм,
пунктограмм;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей
и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма; определять роль слов разных частей речи в
текстообразовании
Тема 6. Синтаксис
и пунктуация

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли,
проводить
языковой
разбор
(фонетический,
лексический,
морфемный,
словообразовательный,
этимологический,
морфологический,
синтаксический,
орфографический,
пунктуационный);
• комментировать ответы товарищей;
• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной
работы; определять круг орфографических и пунктуационных
правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
составлять синтаксические конструкции (словосочетания,
предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,
соблюдая основные синтаксические нормы;
• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме
из художественных текстов изучаемых произведений;
• определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании;
находить в тексте стилистические фигуры;
• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую
тему в устной и письменной форме по теме занятия;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей
и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма;
• производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему
в устной или письменной форме;
• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми
отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных
предложениях;
• составлять схемы предложений, конструировать предложения по
схемам

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Русский язык»
Освоение программы
учебной дисциплины
«Русскийязык»
предполагает наличие
впрофессиональной образовательной организации,реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, вкотором имеется возможность обеспечить свободный доступ
в Интернет во времяучебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено
типовымоборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся 1.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которогоучастники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо русскому языку,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Русский язык» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых,
поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
° экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции
по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В
библиотечный
фонд
входят
учебники,
учебно-методические
комплекты
(УМК),обеспечивающие
освоение
учебного
материала
по
русскому
языку,
рекомендованныеили допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования
впределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,научнопопулярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты должны иметь
возможность доступа к электроннымучебным материалам по русскому языку, имеющимся в
свободномдоступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭи
ДР-)-

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература для студентов
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10- 11 класса
общеобразовательной школы. — М. Просвещение, 2013
Дополнительная учебная литература
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.пособие
сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред.проф.
образования. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 10
класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 11
класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб.пособие сред. проф. образования. —М.,
2014.
Гольцова И. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский
язык(базовый уровень). 10— 11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ,
от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
“Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного)общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
иДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
среднего
общего
образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требованийфедеральныхгосударственных
образовательных
стандартов
и
получаемой
профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод.пособие для учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10— 11 классы: учебник
дляобщеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М.,2011.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., ЧелъцоваЛ. К. Русский орфографический
словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.
В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

Крысин Л. П. Т ол ковы й словарь иноязы чны х слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М .,2005.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Оэюегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —
25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,
2011 .
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. —- М., 2005.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского язьпса / сост.
В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
л у у л у . еог. к. ги/еог (учебный портал по использованию ЭОР).
\улу\у. шзсогрога. ги (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная
система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
л у у л у . шзз1ау]а21к. г и (энциклопедия «Языкознание»).
у л у л у . е!уто1о§. газ1ап§. ги ( Э т и м о л о г и я и история русского языка).
у/улу. шз.1зер1:етЬег. ги (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
\у у л у . исЬрогЫ. ги (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, 1
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
у л у у /. ЦсЬеЪа. с о т (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (\ у \у \у . иго 1а. ги)
\у\ у\ у. те1:осШа. ги (Методики).
луулу. розоЫе. ги (Пособия).
у / \ у \ у . 11-п . ш/сотпшпШ ез. азрх?са1:_по=2168&1тр1=сот (Сетьтворческихучителей. Ин­
формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
у а у л у . ргозу. ш/ишк/1соп1сигз/1пГо. азрх?оЬ_по= 12267 (Работы победителей конкурса «Учи­
тель — учителю» издательства «Просвещение»).
у а у л у . зргаука. §гато1:а. ги (Справочная служба русского язьпса).
у а у л у . з1оуап. ги/с11с1:зеагс11 (Словари, ру).
\у \у \ у . §гато1а. ги/с1азз/соасМЬ§гато1;а (Учебникграмоты).
у а у \у . §гато1а. ги (Справочная служба).
л у л у у /. § г а т т а . ги/ЕХМ (Экзамены. Нормативные документы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».