ОУД.05 Физическая культура, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Д иректор ГАПОУ СО
«К амы ш ловский гуманитарно-

2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.Р5 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Т ракторист-м аш инист сельскохозяйственного производства»
Ф орма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на
основе

примерной

«Физическая

культура»

рекомендованной
«Федеральный

программы
для

общеобразовательной

профессиональных

Федеральным

институт

учебной

дисциплины

образовательных

организаций,

государственным

развития

образования»

автономным
(ФГАУ

учреждением

«ФИРО»)в

качестве

примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования.

Разработчик:

Шнюкова

Любовь

Анатольевна

преподаватель

высшей

квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой)
работников филиалаГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
Т. А Сушинских
~~

комиссии

педагогических

1

~

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
:■

Н А . Польдяева

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
7

Т.А.Мадыгина

V

2

Содержание
Пояснительная записка.....................................................................................

4

Общая характеристика учебной дисциплины..............................................

6

Место учебной дисциплины в учебном плане.............................................

10

Результаты освоения учебной дисциплины.................................................

10

Содержание учебной дисциплины................................................................

13

Тематическое планирование..........................................................................

16

Характеристика основных видов деятельности студентов.......................

27

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины « Физическая культура»........................................................... 28

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена
на основании примерной программы

по

дисциплине «Физическая культура»

и

предназначена для изучения Физической культуры в учреждениях начального и
среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих
и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС' среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци­
плины «Физическая культура», в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных про­
грамм

среднего

профессионального

образования

на

базе

основного

общего

образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение сле­
дующих целей:
• формирование физической культуры личности будущего профессионала, вос­
требованного на современном рынке труда;
• развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональ­
ных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
• формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
собственному

здоровью,

в

занятиях

физкультурно-оздоровительной

и

спортивно-оздоровительной деятельностью;
• овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания,

обогащение

индивидуального

опыта

занятий

специально­

прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
• овладение системой профессионально и жизненно значимых практических
умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического здоровья;
• освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении
в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
• приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной

деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных
формах занятий физическими упражнениями.
В результате освоения образовательной программы выпускник освоивший ППКРС,
должен обладать общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны
труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на укрепле­
ние здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся,
формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преем­
ственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспита­
нию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и
общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа
жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является
системно-деятельностный

подход,

который

обеспечивает

построение

образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических,
физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной
дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
1) физкультурно-оздоровительной деятельностью;
2) спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной
подготовкой;
3) введением в профессиональную деятельность специалиста.
П е р в а я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укре­
пление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое
предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и
потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое
использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного
отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедея­
тельности.
В т о р а я содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях
спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и доста­
точного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Т р е ть я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на раз­
витие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает
значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, само­
совершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.

6

Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в
процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами:
теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоз­
зренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание
студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профес­
сиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и
учебно-тренировочных занятий.
Содержание

учебно-методических

занятий

обеспечивает:

формирование

у

студентов установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов
профилактики профессиональных заболезаний; овладение приемами массажа и
самомассажа,
позволяющими

психорегулирующими
самостоятельно

упражнениями;

анализировать

знакомство

состояние

здоровья;

с

тестами,
овладение

основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических
занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на
которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и про­
фессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию фи­
зических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей
организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической куль­
туре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, лыж,
плавания, гимнастики, спортивных игр) дополнительно предлагаются нетрадиционные
(ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу, стретчинг, таэквондо, армрестлинг,
пауэрлифтинг и др.). Вариативные компоненты содержания обучения выделены
курсивом.
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Фи­
зическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение
преподавателем

физического

воспитания оперативной

информации

о степени

освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья,
физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной
подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных органи­

зациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, студенты про­
ходят медицинский осмотр (диспансеризацию). Анализ физического развития,
физической

подготовленности,

состояния

основных

функциональных

систем

позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься
обучающимся: основная, подготовительная или специальная.
К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в
состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической
подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным фи­
зическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с
незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.
К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические
отклонения в состоянии здоровья.
Используя результаты медицинского осмотра студента, его индивидуальное же­
лание заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель
физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное,
подготовительное и специальное.
На спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы,
имеющие сравнительно высокий уровень физического развития и физической
подготовленности, выполнившие стандартные контрольные нормативы, желающие
заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО
На подготовительное отделение зачисляются студенты основной и подготови­
тельной медицинских групп. Занятия носят оздоровительный характер и направлены
на

совершенствование

общей

и

профессиональной

двигательной

подготовки

обучающихся.
На специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здо­
ровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на
устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии,
формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укре­
пление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего
периода обучения.
Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура»
предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями,
практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность

обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные
по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно­
методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты.
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение
учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной под­
готовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»
завершается подведением итогов в форме зачета в рамках промежуточной аттестации.

9

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ:
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии « Тракторист -машинист сельскохозяйственного производства»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному са­
моопределению ;
- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обу­
чению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной
активности с валеологической и профессиональной направленностью, непри­
ятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- потребность к самостоятельному использованию физической культуры как
составляющей доминанты здоровья;
- приобретение личного опыта творческого использования профессионально­
оздоровительных средств и методов двигательной активности;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок,
системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе це­
ленаправленной двигательной активности, способности их использования в
социальной, в том числе профессиональной, практике;
- готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях
навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории са­
мостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков
профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность использования системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной
деятельности;

10

- формирование

навыков

сотрудничества

со

сверстниками,

умение

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Ро­
диной;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
• метапредметных:
- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные
действия

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные)

в

по­

знавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной
практике;
- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с ис­
пользованием специальных средств и методов двигательной активности;
- освоение

знаний,

полученных

в

процессе

теоретических,

учебно­

методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии,
психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по
физической культуре, получаемую из различных источников;
- формирование навыков участия в различных видах соревновательной дея­
тельности, моделирующих профессиональную подготовку;
- умение

использовать

средства информационных

и коммуникационных

технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
• предметных:
- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельно­
сти для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

11

- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболева­
ний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья,

умственной

и

физической

работоспособности,

физического

развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направлен­
ности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности
с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособ­
ности;
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых
видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятель­
ности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно­
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретическая часть
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке
студентов СПО. Требования к технике безопасности при занятиях физическими
упражнениями.
Практическая часть
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя
с учетом интересов студентов.
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и
применение

средств

физической

культуры

для

их

направленной

коррекции.

Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика актив­
ного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно­
двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и
методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной
гимнастики

с

учетом

направления

будущей

профессиональной

деятельности

студентов.
6. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и
двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и
профессиограмма.
7. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и
общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития про­
фессионально значимых качеств и свойств личности.
8. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальной карты здоровья).
Определение уровня здоровья (по Э. Н. Вайнеру).
9. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом
профессиональной направленности.

13

Учебная нагрузка
При проведении учебных занятий преподаватель определяет оптимальный объем
физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья студентов, дает
индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий тем или иным видом
спорта.
1. Легкая атлетика.
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию вынос­
ливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания,
восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование;
бег 100 м, эстафетный бег 4 100 м; челночный бег 4 10 м; бег по прямой с различной
скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши),
прыжки в длину с места; метание гранаты весом 300 г (девушки) и 700 г (юноши).
2. Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной
двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию коорди­
национных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения, формированию
двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию
взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание,
память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие
решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Из перечисленных спортивных игр профессиональная образовательная организация
выбирает те, для проведения которых есть условия, материально-техническое
оснащение, которые в большей степени направлены на предупреждение и профилак­
тику профзаболеваний, отвечают климатическим условиям региона.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар,
прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением
и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и
последующим скольжением на груди—животе, блокирование, тактика нападения,
тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным
правилам волейбола. Игра по правилам.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении,

14

прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защита
— перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения,
тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным
правилам баскетбола. Игра по правилам.
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в
прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника
игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопас­
ности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по
правилам.
3. Лыжная подготовка
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные
возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные
функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений.
Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные.

Преодоление

подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и
состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование,
обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км
(юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований.
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и
обморожениях.
4. Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносли­
вость, координацию, гибкость, равновесие.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с
гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения
для профилактики профессиональных заболеваний .Упражнения для коррекции
зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
5. Вид спорта по выбору(мини футбол).
Техника безопасности игры и правила. Ведение и передачи мяча. Отбор мяча,
обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения.Игра
по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая
культура» в пределах освоения образовательной программы подготовки квалифицированных
рабочих и специалистов среднего звена 35.01.07Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 258 часов, из них
аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, —
172час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов— 86часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 1 КУРС
Количество часов

м
|
■сЗ
и
«
§м
&
о
н
а
&
0)
И
и

Личностные результаты

занятий

занятий
практических

■; . г)/'

всего

в том числе: и3а
а
3
3э
н
.э
э
|
->

теоретических

Наименование темы

п/п

аудиторной нагрузки
нагрузки

№ урока

Максимальной учебной

обязательной

1 семестр 1 курс
Введение

4

2

2

2

2

2

Физическая культура в общекультурной и
профессиональной
1-2

подготовке

студентов

ЛР

СПО. Требования к технике безопасности

7

при занятиях физическими упражнениями.
Легкая атлетика.

44

30

2

2

2

14

28

ЛР
3-4

Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении

5-6

7-8

11-12

ЛР
2

2

2

2

20

здоровья.
Самоконтроль, его основные методы.
Требования к технике безопасности при

9-10

9

ЛР
7

ЛР
2

2

2

2

20

занятиях легкой атлетикой.
Высокий и низкий старт,

ЛР

16

7
ЛР
13-14

стартовый разгон,

2

15-16 ;!

финиширование.

2

2

.

7

:2 \ ' . •
; 1;I'■!

ЛР
9
ЛР

17-18

Бег на 100 м.

2

2

19-20

Эстафетный бег 4x100 м

2

2

21-22
-! :

Бег челночный (4*9)

2

2

23-24

Метание мяча.

2

2

25-26

Метание гранаты.

2

27-28

Прыжки в длину с места

2

29-30

Равномерный бег на дистанцию 2000 м

2

2

31-32

Равномерный бег на дистанции 3000 м

2

2

...

9
ЛР
20
ЛР
7
ЛР
9
ЛР

2
7
ЛР

2

9
ЛР
9
ЛР

Спортивные игры

52

28

4

24

24

Волейбол

24

12

2

10

12

2

2

Основы методики самостоятельных занятий
33-34

20

ЛР
7

физическими упражнениями.
Требования к технике безопасности при

35-36

занятиях волейболом.

ЛР
2

2

9

Методика и тактика игры в волейбол.
ЛР
37-38

Передачи мяча на месте и в движении.

2

2

39-40

Подачи мяча.

2

2

2

2

Нападающий удар и блокирование.
41-42

20
ЛР
7
ЛР
9

17

Игра по правилам.

28

Баскетбол
45-46

47-48

Требования к технике безопасности

при

занятиях баскетболом.

7

16

2

2

2

14

3-4

5-6

1 12
ЛР
9
ЛР

Передачи мяча на месте

2

2

2 семестр 1 курс
1-2

ЛР

2

2

43-44

20
;

Передача мяча в движениии

2

2

2

2

|;
ЛР
7
ЛР

Ведение мяча.

9

2

Вырывание и выбивание меча.

ЛР

2

Методика и тактика игры в баскетбол.

9
2

ЛР

2

7-8

7
2

9-10

Игра по правилам.

ЛР

2

9

Соревновательная деятельность.

ЛР

11-12

2

2
9

Лыжная подготовка

40

22

22

2

2

2

2

2

2

2

2

Требования к технике безопасности при
13-14

15-16

занятиях на лыжной подготовке.
Основы методики лыжных ходов.

Техника
17-18

попеременного

дновременногодвухшажного хода
Переход с одновременных лыжных ходов на

19-20

18
ЛР
20
ЛР
7
ЛР

и

7.
ЛР
9

попеременные.
2

21-22

Преодоление подъемов и препятствий.

2

23-24

Спуск с горы и торможение.

2

25-26

Лыжная эстафета

2

ЛР
9
ЛР

2

9
2

ЛР

18

20
ЛР
27-28

Прохождение дистанции 1 км

2

2

29-30

Прохождение дистанции 2 км

2

2

31-32

Прохождение дистанции 3 км

2

2

33-34

Прохождение дистанции 5 км

2

7
ЛР
7
ЛР

, • Л"

9
ЛР

2

9
.ч

Виды спорта по выбору (мини футбол)

32

24

1

23

2

1

1

и

8
ЛР

Требования к технике безопасности при
35-36

20

занятиях мини футболом.

ЛР
37-38

Методика и тактика игры.

2

2

39-40

Ведение меча.

2

2

ЛР

2

ЛР

41-42

Обманные движения и финты.

2

43-44

Передачи мяча на месте и в движении.

2

45-46

Игра вратаря. Удары по воротам.

2

47-48

Реализация штрафных и пенальти.

2

2

49-50

Тактические действия игроков в нападении

2

2

51-52

Тактические действия в защите

2

2

53-54

учебная игра.

2

2

55-56

Соревновательная деятельность

2

2

2

2

7

7
ЛР

2

9
2

ЛР
7
ЛР
7
ЛР

-'•'Ч •»

20

.• •

57-58

Текущий зачет.
ИТОГО:

172

106

ЛР
9

9

ЛР
9
ЛР
20

97

66

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2 КУРС
Количество часов

•

\

м .. :

Легкая атлетика.

24

20

2

2

2

4

18

Требования к технике безопасности при
1-2

занятиях легкой атлетикой. Методика
старта, финиша.

3-4

Высокий и низкий старт, стартовый

2

2

2

2

2

2

разгон, финиширование.
5-6
7-8

Бег на 100 м
Эстафетный бег 4x100 м

9-10

Бег челночный (4*9)

2

2

'

11-12

Бег по прямой с различной скоростью

2

2

'

13-14

Равномерный бег на дистанцию 2000 м .

2

2

15-16

Прыжки в длину с места

2

2

17-18

Метание мяча

2

2

19-20
1

Метание гранаты

2

2

Волейбол

20

12

2

2

8

10

Основы методики самостоятельных
21-22

занятий физическими упражнениями.

2

23-24

Стойки и перемещения.

2

2

25-26

Подачи мяча.

2

2

27-28

Методика и тактика игры в волейбол

2

2

29-30

Нападающий удар и блокирование.

2

2

20

нагрузки

внеаудиторной

занятий

практических

всего

занятий

Наименование темы

в том числе:
теоретических

п/п

аудиторной нагрузки
нагрузки

№ урока

Максимальной учебной

обязательной

31-32

Игра по правилам.
12

Баскетбол

2

2,

10

10

33-34

Стойки и перемещения.

2

2

35-36

Передачи мяча на месте и в движении.

2

2

37-38

Ведение мяча.

2

2

39-40

Вырывание и выбивание меча.

2

2

41-42

Игра по правилам.

2

2

Футбол

10

Требования к технике безопасности при
43-44

2

8

1

: 7 '

2

1

1

2

занятиях футболом.

45-46

Удары по воротам, игра вратаря.

2

2

47-48

Методика и тактика игры в футбол.

2

2

49-50

Игра по правилам.

2

2

Гимнастика

10

8

2

2

2

2

6

Требования к технике безопасности при
51-52

занятиях гимнастикой.

Перекаты в группировке. Кувырки вперед
53-54

2

2

и назад.
55-56

Стойки равновесия «ласточка»,
на лопатках, на голове, «мост».

2

2

57-57

Прыжок прогнувшись (соскок).

2

2

Виды спорта по выбору (мини футбол)

14

12

2

2

2

10

Физическая культура в профессиональной
59-60

деятельности специалиста.

2

61-62

Ведение меча.

2

2

63-64

Передачи мяча на месте и в движении.

2

2

65-66

Удары по воротам. Игра вратаря.

2

2

67-68

Обманные движения и финты.

2

2 ■

69-70

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

86

66

9

57

ИТОГО:

172

172

18

154

21

20

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения

студентов (на уровне учебных действий)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведение.

Физическая

культура
турной

в

общекулъ-

Знание современного состояния физической культуры и
спорта.

Умение

обосновывать

значение

физической

профессио­ культуры для формирования личности профессионала,

и

нальной подготовке сту­ профилактики профзаболеваний.
дентов. Требования
технике

к Знание оздоровительных систем физического воспитания.

безопасности Владение информацией о Всероссийском физкультурно-

при

занятиях

физическими

спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Знание техники безопасности.

упражнениями.

Демонстрация

мотивации

и

стремления

к

самостоятельным занятиям.
Знание форм и содержания физических упраэюнений.
1. Основы методики са­
мостоятельных
занятий физическими
упражнениями

Умение

организовывать

упражнениями

занятия

различной

физическими

направленности

с

использованием знаний особенностей самостоятельных
занятий для юношей и девушек.
Знание основных принципов построения самостоятельных
занятий и их гигиены
Самостоятельное использование и оценка показателей
функциональных проб, упражнений-тестов для оценки

2. Самоконтроль, его

физического развития, телосложения, функционального

основные методы, по­

состояния организма, физической подготовленности.

казатели и критерии

Внесение коррекций в содержание занятий/ физическими

оценки

упражнениями и спортом по результатам показателей
контроля

3. Психофизиологиче­

Знание

требований,

ские основы учебного и

профессиональная

которые

деятельность

к

предъявляет
личности,

ее

22

производственного

психофизиологическим

возможностям,

труда. Средства

физической подготовленности.

физической культуры в

Использование знаний динамики работоспособности в

регулировании

учебном году и в период экзаменационной сессии.

работоспособности

Умение

определять

эмоционального,

основные

здоровью

критерии

психического

и

и

нервно-

психофизического

утомления.
Овладение

методами

повышения

эффективности

производственного и учебного труда; освоение применения
аутотренинга для повышения работоспособности
Обоснование

социально-экономической

необходимости

специальной адаптивной и психофизической подготовки к
труду.
Умение

использовать

оздоровительные

и

профилированные методы физического воспитания при
4. Физическая культура в
профессиональной де­
ятельности
специалиста

занятиях различными видами двигательной активности.
Применение средств и методов физического воспитания
для профилактики профессиональных заболеваний.
Умение

использовать

компьютерного

на

тестирования

практике

результаты

состояния

здоровья,

двигательных качеств, психофизиологических функций, к
которым

профессия

(специальность)

предъявляет

повышенные требования
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Демонстрация установки на психическое и физическое
здоровье.
Освоение

методов

профилактики

профессиональных

заболеваний.
Учебно-методические
занятия

Овладение

приемами

массажа

и

самомассажа,

психорегулирующими упражнениями.
Использование
определять

и

тестов,

позволяющих

анализировать

самостоятельно

состояние

здоровья;

овладение основными приемами неотложной доврачебной
помощи.

23

Знание

и

применение методики

активного

отдыха,

массажа и самомассажа при физическом и умственном
утомлении.
Освоение методики занятий физическими упражнениями
для

профилактики

двигательного

и

коррекции

аппарата,

нарушения

зрения

и

опорноосновных

функциональных систем.
Знание методов здоровьесберегающих технологий при
работе за компьютером.
Умение составлять и проводить комплексы утренней,
вводной

и

производственной

гимнастики

с учетом

направления будущей профессиональной деятельности
Учебно-тренировочные занятия
Освоение техники беговых упражнений (кроссового
бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции),
высокого

и

низкого

старта,

стартового

разгона,

финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4x100 м,
челночный бег 4 10 м; бег по прямой с различной
1. Легкая атлетика.

скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 ООО м
(девушки) и 3 ООО м (юноши), прыжки в длину с места;
метание гранаты весом 300 г (девушки) и 700 г (юноши).

Освоение основных игровых элементов.
Знание правил соревнований по избранному игровому виду
спорта.
Развитие

координационных

совершенствование
2. Спортивные игры

ориентации

способностей,
в

пространстве,

скорости реакции, дифференцировке пространственных,
временных и силовых параметров движения.
Развитие личностно-коммуникативных качеств.
Совершенствование

восприятия,

внимания,

воображения,

согласованности

памяти,
групповых

взаимодействий, быстрого принятия решений.

24

Развитие

волевых

качеств,

инициативности,

самостоятельности.
Умение выполнять технику игровых элементов на оценку.
Участие в соревнованиях по избранному виду спорта.
Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение
оказывать

первую

помощь

при

травмах в

игровой

ситуации
Овладение

техникой

лыэюных

ходов,

перехода

с

одновременных лыэюных ходов на попеременные.
Преодоление

подъемов

и

препятствий;

выполнение

перехода с хода на ход в зависимости от условий
дистанции и состояния лыжни.
Сдача на оценку техники лыэюных ходов.
Умение разбираться в элементах тактики лыэюных гонок:
3. Лыжная подготовка

распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и
др. Прохоэюдение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км
(юноши).
Знание правил соревнований, техники безопасности при
занятиях лыэюным спортом.
Умение

оказывать

первую

помощь

при

травмах

и

обмороэюениях
Освоение

техники

общеразвивающих

упраэюнений,

упраэюнений в паре с партнером, упраэюнений с гантелями,
набивными

мячами,

упраэюнений

с

мячом.,

обручем,

(девушки); выполнение упраэюнений для профилактики
профессиональных
4. Гимнастика

заболеваний

(упраэюнений

в

чередовании напряэюения с расслаблением, упраэюнений для
коррекции нарушений осанки, упраэюнений на внимание,
висов и упоров, упраэюнений у гимнастической стенки),
упраэюнений для коррекции зрения.
Выполнение

комплексов

упраэюнений

вводной

и

производственной гимнастики
5. Виды спорта по

Знание правил соревнований по избранному виду спорта.

выбору (мини футбол)

Развитие

координационных

способностей,

25

совершенствование

ориентации

в

пространстве,

скорости реакции, дифференцировке пространственных,
временных и силовых параметров движения.
Развитие физических, нравственных и волевых качеств.
Развитие психофизических навыков,
Освоение техники самоконтроля при занятиях мини
футболом.

Подготовка докладов, рефератов по заданным темам с
использованием информационных технологий, освоение
Внеаудиторная само­
стоятельная работа

физических упражнений различной направленности;
занятия дополнительными видами спорта, подготовка к
выполнению нормативов (ГТО) и др.

26

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической
подготовкой,

которые

необходимы

для

реализации

учебной

дисциплины«Физическая

культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в
зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые
используются

при

проведении

занятий

по

физической

культуре,

должны

отвечать

действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
-

стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической;
гимнастические

скамейки;

маты

гимнастические,

канат

для лазания,

канат для

перетягивания, стойки для прыжков в высоту, скакалки, палки гимнастические, мячи
набивные, мячи для метания, секундомеры, весынапольные, ростомер, динамометры,
приборы для измерения давления и др.;
-

кольца

баскетбольные,

баскетбольного

щита

волейбольные,

защита

щиты
и

баскетбольные,

стоек,
для

стойки

сеткибаскетбольные,

волейбольных

стоек,

баскетбольные,
мячи

сетка

защита для

баскетбольные,
волейбольная,

стойки
антенны

волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота для мини-футбола, сетки для
ворот мини-футбольных,гасители для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и
др.
Открытый стадион широкого профиля:
-

брусок отталкивания для прыжков в длинуи, турник уличный, брусья уличные, рукоход
уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот,
мячифутбольные,

сетка

для

переноса

мячей,

колодки

стартовые,

барьеры

для

бега,стартовые флажки, флажки красные и белые, палочки эстафетные, гранаты учебные,
указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50,55 м, нагрудные номера, тумбы
«Старт— Финиш», «Поворот», рулетка металлическая, мерный шнур.
Лыжная база с лыжехранилищем.
Для проведения учебно-методических занятий целесообразно использовать комплект
мультимедийного и коммуникационного оборудования: электронные носители, компьютеры
для аудиторной и внеаудиторной работы.

27

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1. Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С. и др. Физическая культура и физическая
подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных
учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В. Я.
Кикотя, И. С. Барчукова. — М., 2017
2. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/под
общ.ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2018
3. Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования. — М., 2018.
4. Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. —
Смоленск, 2018
5. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г. И. Физическая культура:
учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2017
6. Сайганова Е. Г, Дудов В. А. Физическая культура. Самостоятельная работа: учеб.пособие.
— М., 2019. — (Бакалавриат).

Для преподавателей

1. Федеральный закон от 29.12.2018 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»(в
ред. федеральных законов от 07.05.2019 № 99-ФЗ, от 07.06.2019 № 120-ФЗ, от 02.07.2018№
170-ФЗ, от 23.07.2018 № 203-Ф3, от 25.11.2018 № 317-ФЭ, от 03.02.2019 № 11-ФЗ,от
03.02.2019 № 15-ФЗ, от 05.05.2019 № 84-ФЗ, от 27.05.2019 № 135-ФЭ, от 04.06.2019№ 148ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2019 № 145-ФЗ).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ

«Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2017 № 24480).
3. Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2017№ 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2017 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего(полного) общего образования».

28

4. Приказ Минобрнауки России от 22.04.2019 N 384 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 19.02.20.
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови
ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2017 № 06-259 «Рекомендации
поорганизации

получения

среднего

общего

образования

в

пределах

освоения

образовательныхпрограмм среднего профессионального образования на базе основного
общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального
образования».
6. Бишаева А.

А.

Профессионально-оздоровительная

физическая культура студента:

учеб.пособие. — М., 2018.
7. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2017.
8. Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культурав
системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод, пособие. — М., 2018.
9. Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика обучения базовым
видамспорта. Плавание. — М., 2018.
10. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб.пособие. —- Тюмень, 2018.
11. Миронова

Т.

И.

Реабилитация

социально-психологического

здоровья

детско-

молодежныхгрупп. — Кострома, 2019.
12. Тимонин

А.

И.

Педагогическое

обеспечение

социальной

работы

с молодежью:

учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М., 2019.
13. Хомич

М.М.,

мероприятий

Эммануэль
при

Ю.

снижении

В.,

Ванчакова

адаптационных

Н.П.

Комплексы

резервов

корректирующих

организма

на

основе

саногенетического мониторинга / под ред. С. В. Матвеева. — СПб., 2019.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. \у\улу.ш1пз1:гп.§оу.ш (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
2. \у\у\у.ес1и.ги (Федеральный портал «Российское образование»),
3. \уулу.о1утр1с.га (Официальный сайт Олимпийского комитета России).

29

\уту.§оир32441.паго<±ги

(сайт:

Учебно-методические

пособия

«Общевойсковая

подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской
Федерации (НФП-2017).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».