ОУД.09 Родной язык, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИ СЦИ П ЛИ НЫ
ОУД.Р9 «РОДНОЙ ЯЗЫК»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014
г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной
дисциплины «Родной язык», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общегообразования с
получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), примерной
основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра
профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25
мая 2017 г.).

Разработчик:
Сушинских
Татьяна
Афанасьевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

первой

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
^ ______ Т.А. Сушинских
Председатель_____

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
______ Т.А.Мадыгина

Содержание
Пояснительная записка................................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины............................................................. 5
Место учебной дисциплины в учебном плане...........................................................6
Результаты освоения учебной дисциплины.............................................................. 6
Содержание учебной дисциплины..............................................................................8
Тематическое планирование...................................................................................... 15
Характеристика основных видов деятельности студентов...................................19
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Родной язы к»....................................................................................... 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах
Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом
русского языка, изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для
изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели
курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В
соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
•воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного
русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском
речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и
консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном
обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он
формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное
обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им - могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации
личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои
базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории
народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями
убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в
мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной

деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку
совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет
особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество
усвоения всех других предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией

Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане
Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам
освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в
объеме 36 часов.

Результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
Планируемые личностные результаты освоения ООП:
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации;
- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять
цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать
возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в
том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные
и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели; — сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной

заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить
обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; — выходить за рамки
учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую
коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так
и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть
как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку
зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные
результаты освоения ООП Выпускник научится: - использовать языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста; — сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит
возможность научиться: - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними; - анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в
том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отличать язык художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка; - использовать
синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи; - иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи; - дифференцировать главную и
второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного
и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной
и официально-деловой сферах общения; - осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки 17 на основе знаний о
нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник, освоивший образовательную программу по предмету «Русский язык», должен
обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения,
определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык»
обеспечивает достижение
студентами следующих личностных результатов реализации программы воспитания:
ЛР 1. Осознающим себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры.
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Отказа

от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных
проблем.
ЛР 22. Осознающий потребность в труде, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности.
ЛР 23. Мотивация к самообразованию и развитию.
ЛР 24. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)»
не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное
время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании учебного предмета «Родной
язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами учебного
предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой
истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и
различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов
нашей страны и мира. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на
формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка,
что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших
социокультурных функций языковой кодификации. Программой предусматривается расширение и
углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в
филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов. Основные содержательные линии программы учебного
предмета «Родной язык (русский)» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе
выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» (10 час) представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого
этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах
русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.В разделе
изучается: Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире - в
международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Развитие языка как объективный процесс.
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Второй блок «Культура речи» (12 час) ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой
культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного
и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и

конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований
уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм;
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.Изучаются: Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой
избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с
косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет Этика и этикет в
электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила
этикета Интернет-дискуссии, 18 Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делИнтернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст».(14 час)представлено содержание, направленное
на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной
речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников
ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать,
анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Изучается: Язык и речь. Виды речевой деятельности Понятие речевого (риторического) идеала. Пути
становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные
риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника
импровизированной речи. Особенности импровизации. Средства речевой выразительности: «цветы
красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции
метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение.
Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Текст как единица языка и речи Категория
монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления. Риторика
остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового обгцения.
Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций
спора. Функциональные разновидности языка Научный стиль речи. Назначение, признаки научного
стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические
энциклопедии, словари и справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные признаки
официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность
построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография. Разговорная речь.
Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности
разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический
стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического
стиля в собственной речи. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности
русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

П рим ерны е тем ы реф ератов (докладов),индивидуальны х проектов
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
• Языковой портрет современника.
• Молодежный сленг и жаргон.
• Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
• А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
• Русский литературный язык на рубеже XX— XXI веков.
• Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
• Язык и культура.
• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
• Вопросы экологии русского языка.
• Виды делового общения, их языковые особенности.
• Языковые особенности научного стиля речи.
• Особенности художественного стиля.
• Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
• Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
- СМИ и культура речи.
• Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексикив
произведениях художественной литературы.
• Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
• Русское письмо и его эволюция.
• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
• Антонимы и их роль в речи.
• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организацииречи.
• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
I
• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
• Исторические изменения в структуре слова.
• Учение о частях речи в русской грамматике.
° Грамматические нормы русского языка.
• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений
художественной литературы).
I
• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики
русских поэтов).
• Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
• Слова-омонимы в морфологии русского языка.
• Роль словосочетания в построении предложения.
• Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
• Синтаксическая роль инфинитива.
• Предложения с однородными членами и их функции в речи.
• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППССЗ,ППКРС)максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет по специальностям СПО техническогопрофиля профессионального образования - 54
час. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся Збчасов, в том числе
теоретических занятий - 20 час., лабораторных и практических занятий - 16 час;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов-1 Бчасов.

Шифр
раздела
темы

№
урока

2 курс 4сем.
1
1-6

Наименование разделов и тем

Количество часов
обязательной
аудиторной нагрузки
В том числе
Всего
Теор.
Практ.

Тема 1. Язык и культура
4
6
Т.З Язык и общество. Родной язык,
1-2
2
2
литература и культура
Т.З Язык и история народа. Русский язык
3-4
2.
2
в современном мире.
П.З. Система языка, его единицы и
2
5-6
уровни.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить слайдовую презентацию по темам (одна тема по выбору студентов):
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
• Языковой портрет современника.
Подготовить сообщения по темам (одна тема по выбору студентов):
• Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
• Язык и культура.
• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
• Вопросы экологии русского языка.
• Виды делового общения, их языковые особенности.
2
12
6
7-18 Тема 2. . Культура речи
Т.З. Орфоэпические нормы современного
2
2
7-8
русского литературного языка.
Т.З Лексические нормы современного
2
2
9-10
русского литературного языка.
2
11-12 П.З. Речевая избыточность и точность.
2
13-14 П.З. Современные толковые словари.
Т.З. Грамматические нормы современного
2
2
15-16
русского литературного языка.
П.З. Типичные ошибки в построении
2
17-18
сложных п редлож ени й .
18
12
3
23-36 Речь. Речевая деятельность
Т.З.Язык
и
речь.
Виды
речевой
2
2
19-20
деятельности.
2
2
21-22 Т.З. Оратория: мастерство публичного

ЛР
Само
;ст.
Раб

2

5
2,5

|

2,5
!

5

2

6

6

1
(

5
5,11
5
5
5

2
2
!

5

2
6

7
11
11,

23,
24
11
23,
24
23,
24
15,
23,
24
23,
24
23,
24
23,24

вы сту п л ен и я.
2

23-24

Т .ЗС редства р е ч е в о й вы р ази тел ьн о сти

2

25-26

Т .З.М астерство спора.

2

27-28

П.З. Мастерство спора

2

29-30

Т.З.. Т екст к а к е д и н и ц а язы к а и р е ч и

2

2

31-32

Т.З. П у б л и ч н о е вы ступ лен и е.

2

2

33-34

П .З . П у б л и ч н о е вы ступ л ен и е

2

2

2

2

35-36

П.З.

Ф ункциональны е
р а зн о в и д н о с ти
язы ка. Контрольная работа.

Итого
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить сообщение на одну из тем (по выбору студентов)

36

2
2

20

16

18

Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной
литературы).
• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских
поэтов).
• Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
• Слова-омонимы в морфологии русского языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫ Х ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ

С одерж ание об учен и я

Введение

Тема 1 .. Русский язык как
система средств разных
уровней

Х арактери сти ка основны х видов д еятельн ости студентов
(на уровне учебны х действий)
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о
языке как развивающемся явлении, о связи языкаи культуры;
•
характеризовать
на
отдельных
примерах
взаимосвязь
языка,культуры
и
истории
народа
—
носителя
языка;
анализироватьпословицы и поговорки о русском языке;
• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)в устной
или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение
языкапозволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• определять тему, основную мысль текстов о роли русскогоязыка в
жизни общества;
• вычитывать разные виды информации; проводить языковойразбор
текстов; извлекать информацию из разных источников(таблиц, схем);
преобразовывать
информацию;
строить
рассуждение
о
ролирусского языка в жизни человека
• Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую
информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в
различных видах деятельности/
• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном случае;
• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т. д.;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства
фонетики (звукопись)
о

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический,
орфографический анализ;
• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника;
•
характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные
гнезда,
устанавливая
смысловую
и
структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
извлекать
необходимую
информацию
из
морфемных,
словообразовательных
и этимологических словарей и справочников,
в том числе мультимедийных;
использовать
этимологическую
справку для
объяснения
правописания и лексического значения слова

Тема 2. Культура речи

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
Аргументировать различие лексического
и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их/
« объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного
и
официально-делового
стилей
речи;
извлекать
необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности;
• познавать основные виды тропов, построенных на переносном
значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
из текста;
• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной
работы;
• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме
из художественных текстов изучаемых произведений;
• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему
в устной или письменной форме; анализировать текст с целью
обнаружения
изученных
понятий
(категорий),
орфограмм,
пунктограмм;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей
и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма; определять роль слов разных частей речи в
текстообразовании

Тема
3
деятельность

Речевая

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной
или письменной форме;
• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему
в устной или письменной форме; анализировать текст с целью
обнаружения
изученных
понятий
(категорий),
орфограмм,
пунктограмм;
Владеть правилами и приёмами ведения спора, дискуссии.
Уметь выстроить публичное выступление.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Родной язык»

|

1
Освоение
программы
учебной
дисциплины
«Роднойязык»
предполагает
наличие
впрофессиональной образовательной организации,реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, вкотором имеется возможность обеспечить свободный доступ
в Интернет во времяучебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено
типовымоборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которогоучастники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо родному языку,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Родной язык» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых,
поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции
по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В
библиотечный
фонд
входят
учебники,
учебно-методические
комплекты
(УМК),обеспечивающие освоение учебного материала по родному языку, рекомендованныеили
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования впределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,научнопопулярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родной язык» студенты должны иметь
возможность доступа к электроннымучебным материалам по русскому языку, имеющимся в
свободномдоступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭи
ДР-)-

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература для студентов
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10-11 класса
общеобразовательной школы. — М. Просвещение, 2019
Дополнительная учебная литература
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.пособие
сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред.проф.
образования. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 10
класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 11
класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб.пособие сред. проф. образования. -—М.,
2014.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский
язык(базовый уровень). 10— 11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ,
от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
“Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного)общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
иДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
среднего
общего
образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требованийфедеральныхгосударственных
образовательных
стандартов
и
получаемой
профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод.пособие для учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10— 11 классы: учебник
дляобщеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М.,2011.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л .К , Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический
словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.
В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,2005.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 ООО слов и фразеологических выражений.
25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
Розентстъ Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,
2011 .
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
Ушаков Д. Н , Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
\ улу \у . еог. П. ги/еог (учебный портал по использованию ЭОР).
у л у л у . гизсогрога. ги (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная
система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
л у у л у . Ш5з1ау]а21к. ги (энциклопедия «Языкознание»),
лу \улу . е!уто1о§. газ1ап§. ги ( Э т и м о л о г и я и история русского языка).
у л у \ у . тз.1зер1:етЪег. т (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
\ у \ у \ у . исЬрогЫ. ги (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
\ улу \у . ИсЬеЬа. с о т (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» ( у л у \ у . иго1о. ги)
\у\у\у. теЮсШа. ги (Методики).
уаулу. розоЫе. ги (Пособия).
улу\у. 11-п. ги/сопшшпШез. азрх?са1_по=2168&1тр1=сот (Сетьтворческихучителей. Ин­
формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
\у т у . ргозу. ги/итк/1адп1аи'5/т:Го. азрх?оЬ_по=12267 (Работы победителей конкурса «Учи­
тель — учителю» издательства «Просвещение»).
у л у л у . зргаука. @гашо1а. ги (Справочная служба русского языка).
лулулу. з1оуап. ги/сИс1зеагс11 (Словари, ру).
■ т т . §гато!а. ги/с1азз/соасЫ1Ь§гато1а (Учебникграмоты).
\ у \ у \ у . §гато!а. ги (Справочная служба).
у а у л у . § г а т т а . ги/ЕХМ (Экзамены. Нормативные документы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».