ОУД.10 Физика, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ П ЛИ Н Ы
ОУД.Ю «ФИЗИКА»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пьппма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 740 от 02.08.2013 года (с изменениями приказа
№ 389 от 09.04.2015г.) и в соответствии с примерной программой общеобразовательной
учебной дисциплины «физика», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования, программаодобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим
советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»
(Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

Разработчик: Калугин Алексей Иванович категории ГАПОУ СО «КГТТ»

преподаватель первой квалификационной

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

- _____ Т.А. Сушинских

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А.Мадыгина

2

Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины................................................ 4
Структура и содержание учебной дисциплины....................................................... 8
Условия реализации программы учебной дисциплины ......................................... 19
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной дисциплины..... 22
Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу...................... 27

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1 Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «физика» предназначена для
изучения физикив профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«физика»,в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования, с
учетом Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, программа одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з).С учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).С учетом уточнений Примерных программ
общеобразовательных учебных дисциплин
для профессиональных
образовательных
организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.2

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целен:

•
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе
современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного
познания природы;
•
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать
физические знания; оценивать достоверность естественно - научной информации;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
•
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за
защиту окружающей среды;
•
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при
решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования; программы подготовки
квалифицированных рабочих. (ППКРС).
Освоение содержания учебной дисциплины физика обеспечивает достижение студентами
следующих результатов: личностных,метапредметных,предметных.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций,
4

необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования, - программы подготовки 35.01.13 «Трактористмашинист сельскохозяйственного производства».
1.3 Общая характеристика учебной дисциплины
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у студентов
системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а
также выработка умений применять физические знания, какв профессиональной деятельности,
так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.Физика дает ключ
к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира(в естественнонаучных
областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие
виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь
относятся: моделирование объектови процессов, применение основных методов познания,
системно-информационныйанализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов,
управлениеобъектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить
студентовс научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теориюот
эксперимента. Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных
связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария.
Сказанноепозволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет
междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Физика является
системообразующим фактором для естественнонаучных учебныхпредметов, поскольку
физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и
специальных дисциплин (техническая механика,электротехника, электроника и др.). Учебная
дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и
специальных дисциплин,закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты,
учебнаядисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение.
Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.Изучение
физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоенияОПОП СПО на базе основного
общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального
образования.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке студентов попрофессии
технического профиля профессионального образования профильной составляющей является
раздел «Механика», так как большинство профессий, относящихся к этому профилю, связаны
стехникой.
Теоретические
сведения
по
физике
дополняются
демонстрациями.Изучение
общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершаетсяподведением итогов в форме
дифференцированного зачета и экзамена в рамкахпромежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получениемсреднего общего образования (ППКРС).
Формы организации учебных занятий включают в себя:
-аудиторные (теоретические и практические занятия);
-внеаудиторные самостоятельные работы (ответы на вопросы из параграфа учебника и
написание рефератов).
Методы обучения:
1. Словесные, наглядные, практические

5

2. Репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные,
поисковые,
исследовательские,
проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения
знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в
формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении
знаниями, умениями и навыками.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «физика» завершается подведением
итогов в форме экзамена(открытый тест)и промежуточной аттестации дифференцированный
зачёт (открытый тест)длястудентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением
среднего общего образования (ППКРС), по профессии «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства».
1.4

Местоучебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметомобязательной предметной
области «общеобразовательные дисциплины» область (профильные) ФГОС среднего общего
образования
Учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ, ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Физика» входит в состав общих
общеобразовательных учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей
(профильные), формируемых из обязательныхпредметных областей ФГОС среднего общего
образования, профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.5 Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «физика» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;
физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с
приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в
этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий
для повышения собственного интеллектуального развитияв выбранной профессиональной
деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
• метапредметных :
- использование различных видов познавательной деятельности для решенияфизических задач,
применение основных методов познания (наблюдения,описания, измерения, эксперимента) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,формулирования
6

гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинноследственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных
сторон физических объектов,явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться впрофессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вестидискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных :
-сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в
формировании кругозора и функциональнойграмотности человека для решения практических
задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,законами и
теориями; уверенное использование физической терминологиии символики;
-владение основными методами научного познания, используемыми в физикенаблюдением,
описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимостьмежду физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объясненияусловий протекания
физических явлений в природе, профессиональной сфереи для принятия практических решений
в повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК01. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес;
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения,
определённых руководителем;
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
ОК05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОКОб. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
ОК07. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и
экологической безопасности;
ОК 08. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний.
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образованияобучающимися
осваиваются личностные результаты.
ЛР 10.
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Содержание учебной дисциплины
1 Введение
Физика — фундаментальная наука о природе.Естественнонаучный метод познания, его
возможности и границы применимости.Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Моделирование физическихявлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе
познания природы.Физическая величина. Погрешности измерений физических величин.
Физическиезаконы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической
картинемира. Значение физики при освоении профессий СПО.
2 Механика
Кинематика.
Механическое
движение.
Перемещение.
Путь.
Скорость.
Равномерноепрямолинейное
движение.
Ускорение.
Равнопеременное
прямолинейное
движение.Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Равномерноедвиясение по окружности. Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона.
Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий
закон Ныотона.Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы
измерения массы тел. Силы в механике. Законы сохранения в механике. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия.
Кинетическаяэнергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Применение законов сохранения.ДемонстрацииЗависимость траектории от выбора системы
отсчета.Виды механического движения.Зависимость ускорения тела от его массы и силы,
действующей на тело.Сложение сил.Равенство и противоположность направления сил действия
и
противодействия.Зависимость
силы
упругости
от
деформации.Силы
трения.Невесомость.Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и
обратно. Исследование движения тела под действием постоянной силы.Изучение закона
сохранения импульса.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил
тяжестии упругости.Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии
тела.Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического
маятника.Изучение особенностей силы трения (скольжения).
3 Молекулярная физика . Термодинамика
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.
Основные
положениямолекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов.
Броуновскоедвижение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.
Строениегазообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их
измерение.Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической
теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры.
Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеальногогаза. Молярная
газовая постоянная.Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя
энергиясистемы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота какформы
передачиэнергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.
Первоеначало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины.КПД
теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкалатемператур.
Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.Свойства паров. Испарение и
конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность
воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимостьтемпературы кипения от давления. Перегретый пар
и его использование в технике.Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния
вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе
жидкости ствердым телом. Капиллярные явления.Свойства твердых тел. Характеристика
твердого состояния вещества. Упругиесвойства твердых тел. Закон Гука. Механические
свойства твердых тел. Тепловоерасширение твердых тел и жидкостей. Плавление и
кристаллизация.ДемонстрацииДвижение броуновских частиц.Диффузия.Изменение давления
8

газа с изменением температуры при постоянном объеме.Изотермический и изобарный
процессы.Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.Модели тепловых
двигателей.Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр.Явления
поверхностного
натяжения
и
смачивания.Кристаллы,
аморфные
вещества,
жидкокристаллические тела.Измерение влажности воздуха.Измерение поверхностного
натяжения
жидкости.Наблюдение
процесса
кристаллизации
Изучение
деформации
растяжения.Изучение теплового расширения твердых тел.Изучение особенностей теплового
расширения воды.
4 Электродинамика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. ЗаконКулона.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные
поверхности. Связь между напряженностью и разностьюпотенциалов электрического поля.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризациядиэлектриков. Проводники в электрическом
поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрическогополя.Законы постоянного тока. Условия, необходимые
для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома
для участка цепибез ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и
площади
поперечного
сечения
проводника.
Зависимость
электрического
сопротивленияпроводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон
Омадля полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрическойэнергии
в батарею. Закон Джоуля - Ленца. Работа и мощность электрического тока.Тепловое действие
тока.Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников.
Полупроводниковые приборы.Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие
магнитного поля напрямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов.
Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
Действиемагнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда.
Ускорители заряженных частиц.Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция.
Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.Взаимодействие
заряженных тел.Проводники
в электрическом поле.Диэлектрики
в электрическом
поле.Конденсаторы.Тепловое действие электрического тока. Собственная
проводимость
полупроводников.Полупроводниковый
диод.Транзистор.Опыт
Эрстеда. Взаимодействие
проводников
с
токами. Отклонение
электронного
пучка
магнитным
полем.Электродвигатель.Электроизмерительные приборы.Электромагнитная индукция.Опыты
Фарадея.Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности
проводника.Работа электрогенератора.Трансформатор.Изучение закона Ома для участка цепи,
последовательного и параллельного соединения проводников.Изучение закона Ома для полной
цепи.Изучение явления электромагнитной индукции.Определение коэффициента полезного
действия
электрического
чайника. Определение
температуры
нити
лампы
накаливания.Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
5 Колебания и волны
Механические колебания. Колебательное двиясение. Гармонические колебания.Свободные
механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение
энергии при колебательном движении. Свободные затухающиемеханические колебания.
Вынужденные механические колебания.Упругие волны. Поперечные и продольные волны.
Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о
дифракции волн.Звуковые волны. Ультразвук и его применение.Электромагнитные колебания.
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.
Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных
колебаний. Вынужденныеэлектрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного
тока. Емкостноеи индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для
электрическойцепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы
9

тока.Трансформаторы.
Токи
высокой
частоты.
Получение,
передача
и
распределение.Электромагнитные
волны. Электромагнитное поле как особый вид
материи.Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Свободные и вынужденные
механические колебания.Образование и распространение упругих волн.Частота колебаний и
высота тона звука.Свободные электромагнитные колебания.Осциллограмма переменного
тока.Конденсатор в цепи переменного тока.Катушка индуктивности в цепи переменного
тока.Резонанс
в
последовательной
цепи
переменного
тока.Излучение
и
прием
электромагнитных волн.Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)
маятникаот длины нити (или массы груза).Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи
переменного тока
6 Оптика
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света.
Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. ОптическиеВолновые свойства света.
Интерференция света. Когерентность световых лучей.Интерференция в тонких пленках.
Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция нащели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие
о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление.
Поляроиды.
Дисперсия
света.
Виды
спектров.
Спектры
испускания.
Спектры
поглощения.Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Законы
отражения
и
преломления
света.Полное
внутреннее
отражение.Оптические
приборы. Интерференция
света.Поляризация
света.Получение
спектра
с
помощью
призмы.Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Спектроскоп.Изучение
изображения предметов
в тонкой
линзе.Изучение
интерференции
и дифракции
света.Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.
7 Основы специальной теории относительности
Объяснение значимости опыта Майкельсона - Морли. Формулирование постулатов.
Объяснение эффекта замедления времени. Расчет энергии покоя, импульса, энергии свободной
частицы. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять
информацию в соответствии с поставленными задачами. Элементы релятивистской динамики.
8 Элементы квантовой физики
Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический
эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.Физика атома. Развитие взглядов на
строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома.
Опыты
Э.Резерфорда.
Модель
атомаводорода
по
Н.Бору.
Квантовые
генераторы.Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного
распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивостьатомных ядер.
Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелыхядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и
их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Фотоэффект.Линейчатые спектры различных веществ. Излучение лазера (квантового
генератора).Счетчик ионизирующих излучений.
9 Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система - Галактика. Другиегалактики.
Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей
Вселенной.
Строение
и
происхождение
Галактик.Эволюция
звезд.
Гипотеза
происхождения Солнечной
системы.
Термоядерныйсинтез.
Проблема
термоядерной
энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд.Происхождение Солнечной
системы. Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических
зондов.Карта Луны и планет.Строение и эволюция Вселенной.
Перечень тем рефератов на внеаудиторную самостоятельную работу
10

1. Механическое движение, и его характеристики
2. История развития механики
3. Реактивное движение
4. История открытия магнитного поля
5. Тепловые двигатели
6. От атома до молекул
7. История открытия закона Ома
8. Первичные источники питания
9. История открытия магнитного поля
10. Свет - электромагнитная волна
11. Лазеры и их применения
12. Оптика глаза
13. Эффект замедления времени
14. Открытие радиоактивности
15. Расширяющаяся Вселенная

11

2.2ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППССЗ,ППКРС)максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет по профессиям СПО технического профиля профессионального образования —
270часов. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические
занятия - 180часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов-90часов.

2.3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Внд учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия

Объем
часов
270
180
146

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Решение упражнений из учебника (2 часа)

34
90
30

написание рефератов (4 часа)

60

Итоговая аттестация в форме экзамена 3-семестр (открытый тест), дифференцированный
зачет 2 -о й семестр (открытый тест).

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по семестрам
Семестр
1 семестр
2 семестр
За год
3 семестр

Обязательная
нагрузка
56
66
122
58

Самостоятельная
работа
30
30
60
30

12

Максимальная
нагрузка
86
96
182
88

Максимальная нагрузка

всего

Практические
занятия

Наименование разделов и тем

Теоретических
занятий

Количество аудиторных
часов при очной форме
обучения
В том числе:

Самостоятельная работа

2.4 Объем учебной дисциплины

2

2

54

42

12

30

2
84

Раздел 3. Молекулярная физика.
Т ермодинамика.

32

26

6

14

46

Раздел 4. Электродинамика.

34

28

6

16

50

Раздел 5. Колебания и волны.

20

16

4

12

32

Раздел 6. Оптика.

12

8

4

6

18

Раздел 7. Основы специальной теории
относительности.

6

б

-

4

10

Раздел 8. Элементы квантовой физики.

12

12

-

4

16

Раздел 9. Эволюция Вселенной.
Всего

8
180

б
146

2

4
90

12
270

Раздел 1. Введение.
Раздел 2.Механика.

13

-

34

-

2

3

Формируемые
ОК, ЛР

1

практика

Содержание учебного материала, аудиторные и практические занятия.

Теория

Наименование
разделов и тем

Объем часов

2.5 Содержание учебной дисциплины

4

1-семестр
1.Введенне

2. Механика

Содержание учебного материала
1
Физика - фундаментальная наука о природе
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1
Скорость равномерного прямолинейного движения
2
Скорость движения с постоянным ускорением
о
3
Вращательное движение твердого тела
4
Решение задач по скорости движения тела
5
Первый закон Ньютона
6
Движение с постоянным ускорением свободного падения
7
Второй закон Ньютона
8
Третий закон Ньютона
9
Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике
10
Решение задач по законам механики Ньютона
И
Силы всемирного тяготения
12
Закон всемирного тяготения
13
Решение задач на закон всемирного тяготения
14
Деформация и силы упругости. Закон Гука
14

2
2

2
2

-

-

-

54
2
2
2
2
2
2
2

44
2
2

12

2
2

-

-

-

-

2

-

-

2

2

-

2
2
2

-

-

-

2

-

2

-

2

2

2

2

2

-

2

-

2

2

2

-

ОК 01.
ОК 02,
ОК 0.3,
ОК 04
ОК 05,
ОК 06,
ОК 08,
Лг 11)

3. М олекулярная
физика.
Термодинам ика

15
Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел
16
Силы сопротивления твердых тел в жидкостях и газах
17
Решение задач по силам механики
18
Импульс материальной точки
19
Закон сохранения импульса.
20
Работа силы.
21
Работа силы тяжести
22
Мощность. Энергия
23
Закон сохранения энергии в механике
24
Решение задач по законам сохранения импульса и энергии
25
Первое условие равновесия твердого тела
26
Второе условие равновесия твердого тела
Решение задач по статике
27
Самостоятельная работа. Решение упражнений из учебника: Стр 27 упр 2; Стр 36 упр
3; Стр 43 упр 4; Стр 78 упр 6; Стр 114 упр 8; Стр 134 упр 9; Стр 144 упр 10. Рефераты
на темы: Механическое движение, его характеристики; История развития механики;
Реактивные двигатели; Подшипники качения и скольжения.
2-семестр
Содержание учебного м атериала
1
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул
2
Масса молекул. Количество вещества.
о
Сила взаимодействия молекул
4
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов
5
Решение задач по молекулярно-кинетической теории газов
Абсолютная
температура.
6
7
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы
8
Решение задач по газовым законам
9
Насыщенный пар. Влажность воздуха
10
Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение
11
Кристаллические и аморфные тела
12
Внутренняя энергия
15

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2

-

2

2
2

-

-

2

26
2
2
2
2

6

-

-

30

32
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

-

-

2

2
2

-

-

2

2
2
2
2

-

-

-

СЖ01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
О К 05,
О К 06,
О К 08,
ОК 09,
ЛР 10

13
Работа в термодинамике
14
Количество теплоты
15
Первый закон термодинамики, его применение к различным процессам
16
Решение задач по тепловым явлениям
Самостоятельная работа. Решение упражнений из учебника: Стр167 упр 11;
Стр191упр13;Стр236упр15. Рефераты на темы: От атома до молекулы; Тепловые
двигатели.
Содержание учебного материала
1
Заряженные тела. Электризация тел. Закон Кулона
2
Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
о

4.Электродинамика

Э
4
5
6
7
8
9
10

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
Решение задач по закону Ома
Электрический ток в полупроводниках. Транзисторы
Электрический ток в вакууме, жидкостях и газах
Взаимодействие токов. Вектор и линии магнитной индукции

11
12
13
14
15

-

-

2

28
2
2

6

2
2
2
2

-

-

14
34
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

-

-

-

2

2
2
2
2
2
2

-

ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК Об,
ОК 08,
ОК 09,
Л Р 10

-

-

-

2

2
2

-

-

2

16
2

4

-

16

20
2

-

о«-Н ооГ
м&

16

2
2
2

О О

5. Колебания и волны

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца
Решение задач по электромагнитной индукции
Самоиндукция. Индуктивность
16
Энергия магнитного поля тока
17
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа. Решение упражнений из учебника: Стр252 упр 16;
Стр306упр19. Рефераты на темы: История открытия закона Ома; Первичные
источники питания; История открытия магнитного поля.
3-семестр
Содержание учебного материала
1
Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения

2
2
2
2

2

Гармонические колебания.
Переменный электрический ток. Конденсатор
4
Трансформаторы. Решение задач
5
Волновые явления. Распространение механических волн
б
Длина волны. Скорость волны. Распространение волн в упругих средах
7
Электромагнитные волны. Плотность потока электромагнитного излучения
8
Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн
9
Радиолокация
10
Решение задач по механическим и электромагнитным волнам
Самостоятельная работа. Решение упражнений из учебника: Стр50 упр 2;
Стр109упр4. Рефераты на темы: Свет - электромагнитная волна; Лазеры и их
применение.
Содержание учебного м атериала
1
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Решение задач
2
Линза. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы
о
Интерференция механических волн и света
4
Законы электродинамики и принцип относительности
5
Виды спектров. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение
б
Решение задач по формулам тонкой линзы
Самостоятельная работа. Решение упражнений из учебника: Стр184 упр 8. Реферат
на тему «Оптика глаза».
Содержание учебного м атериала
1
Законы электродинамики и принцип относительности
2
Постулаты теории относительности
о
о
Элементы релятивистской динамики
Самостоятельная работа. Реферат на тему «Эффект замедления времени».
Содержание учебного материала
1
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны
2
Строение атома. Опыты Резерфорда. Лазеры
п
Открытие радиоактивности. Период полураспада
4
Строение атомного ядра. Ядерные силы
Деление ядер урана.
5
п
Э

б.О птика

7. Основы
специальнойтеорпи
относительности

8. Элементы квантовой
физики

17

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2

-

-

2

2
2
2
2
2

-

-

2

8

4
2

-

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ЛР

03,
04,
05,
06,
08,
09,
10

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ЛР

01,
02,
03,
04,
05,
06,
09,
10

-

12
12
2
2
2
2
2
2

-

2
2
2
2

-

-

2

6
2
2
2

-

12
2
2
2
2
2

-

б
6
2
2
2
4
12
2
2
2
2
2

-

О К 02,
О К 03,
Л Р 10

-

-

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК

01,
02,
03,
04,
05,
06,
08,

Термоядерные реакции. Элементарные частицы
6
Самостоятельная работа: Реферат на тему «Открытие радиоактивности».

9. Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала
Законы движения планет. Система Земля - Луна
1
2
Солнце и основные характеристики звезд
о
Млечный Путь - наша Галактика
Э
Единая физическая картина мира
4
Самостоятельная работа: Реферат на тему «Расширяющаяся Вселенная».

18

2

2

-

6
2
2
2

2
2
-

4
8
2
2
2
2
4

ОК
09,ЛР
10

ОК
ОК
ОК
ОК
ЛР

02,
04,
05,
08,
10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся, лаборантской комнаты.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Физика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя, мультимедиапроектор, компьютер с
лицензионным программным обеспечением;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты «Физические величины и
фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ»,
«Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых физиков и
астрономов);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинета физики;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения и
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные
для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими
энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и
технике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должньхиметь
возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,тестам, материалам).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для
образовательных учреждений сред.проф. образования. -— М., 2018.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник
задач: учеб.пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Контрольные материалы: учеб.пособия для учреждений сред. проф. образования /
В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.
Лабораторный практикум: учеб.пособия для учреждений сред. проф. образования /
19

В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный
учеб.-метод, комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное
учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений
сред.проф. образования. — М., 2014.
Мякишев Г.Я. «Физика» учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений,
М., «Просвещение», 2014 г.
Мякишев Г.Я. «Физика» учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений,
М., «Просвещение», 2014 г.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2020.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2020.
Трофимова Т.Н., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2020.
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования / под ред.
Т.И.Трофимовой. — М., 2020.
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 27Э-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-ФЭ, от 03.02.2014 № 11 -ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЭ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. —
Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-Ф3 (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 №
3 17-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 №
135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №
145-ФЗ). «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
20

среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля: методические рекомендации: метод.пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы:
т у ш . &юг. ес!и. ги (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
улуулу. сНс. асаёеппс. ги (Академик. Словарииэнциклопедии).
улу\у. Ъоокз§1<± с о т (Воокз ОЫ. Электронная библиотека).
т т . §1оЬа11ека. ги (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).
улу\ у. а11еп§. ги/ейи/рЬуз. Ьйп (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
т т о . зс1юо1-со11ес1юп. ес1и. ги (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
ЬЦрз//Й2 .1зер!етЬег. ги (учебно-методическая газета «Физика»),
улулу. п-1:. ги/п1/& (Нобелевские лауреаты по физике).
улуу/. пис1р11уз. зшр. т з и . ги (Ядерная физика в Интернете).
улу\у. со11е§е. ги/Гшка (Подготовка к ЕГЭ).
луулу. 1суап1. т с с т е . ги (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»),
\уулу. уоз. ги/паШга1-зС1епсе з/Нйп! (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
Особенности реализации программы с применением ДОТ и ЭО
Программа реализовывается по электронной почте. Освоение дисциплины в период
реализации ОПОП проводится при помощи портала электронная почта группы.
Дополнительно для организации учебного процесса используется электронная почта,
скайп - чат, 'М га^Арр, Зкуре, 2 о о т .
Для освоения программы с применением ДОТ студенту необходимо наличие интернета,
технических устройств (компьютер, ноутбук, телефон), программ: 8куре, \^Иа1зАрр, текстовый
редактор \Уогс1, Ро\уегРот1, программа чтения РБР-файлов и т.п.
Для проведения лекционных занятий используются текстовые лекции, видеоуроки,
презентации. Для проведения практических занятий используются видеоуроки.
Занятия, проводимые в режиме вебинара или телеконференции, требуют присутствия
студента в установленное время. Расписание таких занятий размещается на сайте техникума и
электронной почте групп. Остальные занятия осваиваются студентом в соответствии с
расписанием учебных занятий. Срок сдачи ответов на задания - в течение учебного дня.
Для разрешения вопросов, связанных с освоением программы студент может:
- задать вопрос на групповой консультации в 8куре-чате.
- задать вопрос преподавателю в \\^11а1зАрр, по электронной почте.
Преподаватель отвечает на полученные вопросы в течение учебного дня.

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Содержание
Характеристика основных видов деятельности студентов
обучения
(на уровне учебных действии, усвояемые ОК и ЛР)
Тема 1. Введение
Умения
постановки
целей
деятельности,
планирования
собственной
деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных
результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных
результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически
обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения
собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение
измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.
Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.
Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение
предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических
законов. Изложение основных положений современной научной картины мира.
Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и
технологии производства. Использование Интернета для поиска
информации.ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 08, ЛР 10
Тема 2. Механика
Представление механического движения тела уравнениями зависимости
координат и проекцией скорости от времени. Представление механического
движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от
времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела
по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени.
Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по
уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.
Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного
движений. Указание использования поступательного и вращательного движений
в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных
социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для
экспериментального определения кинематических величин. Представление
информации о видах движения в виде таблицы Применение закона сохранения
импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.
Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление
работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной
энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии
упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.
Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов
взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание
границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при
изучении которых используются законы сохранения.ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06,ОК 08, ОК 09, ЛР 10

Тема 3.
Молекулярная
физика.
Т ермодинамика.

Т ема4.Электроднна
мика

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно­
кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного
уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров
вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния
идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и
происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).
Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V).
Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического
процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения
молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для
объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели
«идеальный газ» и законов МКТ. Измерение количества теплоты в процессах
теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления
заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии
тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона
термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р
(V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по
замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах
изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия
тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании
тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных
работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ
применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать
мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать
свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых
используют учебный материал «Основы термодинамики». Измерение влажности
воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса
перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение
примеров капиллярных явлений в быту, природе технике. Исследование
механических свойств твёрдых тел. Применение физических понятий и законов
в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета
для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и
аморфных материалов. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 08, ОК 09,
ЛР 10
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление
напряженности электрического поля одного и нескольких точечных
электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и
нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.
Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.
Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.
Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального
определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости
вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и
электростатического полей. Измерение мощности электрического тока.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение
расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение
на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком
случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в
каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания.
Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной
характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых |
23

Тема 5. Колебания
и волны

диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о
перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинноследственных связей Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил,
действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил,
действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.
Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.
Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия
электродвигателя .Объяснение принципа действия генератора электрического
тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия
масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли
магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение
примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов,
устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического,
магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере
магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как
метадисциплину.ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 08, ОК 09, ЛР
10
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его
длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода
колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление
периода колебаний математического маятника по известному значению его
длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным
значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать,
анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с
поставленными
задачами.
Приведение
примеров
автоколебательных
механических систем. Проведение классификации колебаний Измерение длины
звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.
Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических
волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его
использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение
сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на
организм человека. Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы
тока
в цепи.
Измерение
электроемкости
конденсатора.
Измерение
индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в
последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами,
характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.
Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.
Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа
действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска
информации о современных способах передачи электроэнергии. Осуществление
радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с
помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым
на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение
принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн.
Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными
колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в
современных исследованиях Вселенной.ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК
06,ОК 08, ОК 09, ЛР 10

24

Тема 6. Оптика

Тема 7,Основы
специальной
теории
относительности
Тема 8. Элементы
квантовой физики

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении
задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого
глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет
расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы.
Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и
телескопа. Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.
Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления
поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по
результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления
дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск
различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.
Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений
интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление
методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений.ОК
01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК Об, ЛР 10
Объяснение значимости опыта Майкельсона - Морли. Формулирование
постулатов. Объяснение эффекта замедления времени. Расчет энергии покоя,
импульса, энергии свободной частицы. Выработка навыков воспринимать,
анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с
поставленными задачами.ОК 02, ОК 03, ЛР 10
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на
основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии
электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода
электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии
фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.
Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность
фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.
Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики.
Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого
света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.
Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия
линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра.
Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и
объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования
лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска
информации о перспективах применения лазера. Наблюдение треков альфачастиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью
счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и
массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного
распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.
Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии,
освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и
недостатков использования атомной энергии, и ионизирующих излучений в
промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем,
связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение
классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам
(массе, заряду, времени жизни, т. д.). Понимание ценностей научного познания
мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично,
ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в
любом виде практической деятельности.ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК
06,ОК 08, ОК 09, ЛР 10

25

Тема 9. Эволюция
Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение
солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование
Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их
особенностях. Обсуждение возможных: сценариев эволюции Вселенной.
Использование Интернета для поиска информации о развитии Вселенной.
Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности,
полноты, актуальности. Вычисление энергии, освобождающейся при
термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики.
Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли
космических исследований, их научного и экономического значения.
Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы.ОК 01,
ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 08, ЛР 10____________________________________

26

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

27

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».