ОП.03 Техническая механизация с основам технических измерений, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнокум»
чкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА С ОСНОВАМИ
ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
от 2 августа 2013 года, приказ №740.
Разработчик: Поплеухин Сергей Александрович - преподаватель Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
филиала ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель:

Т.А. Сушинских

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
^_______ Т . А. Мадыгина

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

4
6
9
11
13

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика с основами
технических
измерений»
является частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям)
СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, а также
может быть использована в образовательных программах при подготовке,
переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: ОП. 00 Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- читать кинематические схемы;
- подсчитывать передаточное число;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;
знать:
- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и
динамические характеристики;
- типы кинематических пар;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- принцип взаимозаменяемости;
- основные сборочные единицы и детали;
- типы соединений деталей и машин;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки,
условные обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- требования к допускам и посадкам;
- принципы технических измерений;
- общие сведения о средствах измерения и их классификацию
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
ОК 1.
ОК 2.
О К З.

Понимать сущность и социальную значимость будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый
контроль,
оценку
и коррекцию
собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4

ОК 4.
ОК 5.
О К 6.
ОК 7.
ОК 8.
ПК 1.3.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 3.1.
ПК 3.2.
П КЗ.З.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.

Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Организовать
собственную
деятельность
с соблюдением
требований охраны труда и экологической безопасности.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)
Выполнять
работы
по
обслуживанию
технологического
оборудования
животноводческих
комплексов
и
механизированных ферм
Выполнять
работы
по
техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи
стационарных
и
передвижных
средств
технического
обслуживания и ремонта.
Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и
деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных
машин, прицепных и навесных устройств, оборудования
животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных
частей и деталей.
Управлять автомобилями категории "С".
Выполнять работы по транспортировке грузов.
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в
пути следования.
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время
эксплуатации транспортных средств.
Работать с документацией установленной формы.
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия

1.5. Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14 Проявляющий
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности
ЛР 15 Проявляющий гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 21 Способный к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в решении
личных,
общественных,

государственных, общенациональных проблем.
ЛР 23 Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25 Готовый к профессиональной конкуренции
реакции на критику

и

конструктивной

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося: 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 18 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Количество
Вид учебной работы
часов
54
Максимальная учебная нагрузка (всего)
36
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
6
лабораторные занятия
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Итоговая аттестация: экзамен

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Техническая механика с основами технических измерений»
Наименован
не разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект)

Объем
часов

2

п

Техническая механика с основами технических измерений
Раздел 1. Основы технических измерений.

54 (36/18)
24(16/8)

Урове
нь
освоен

Формируемы
е ОК, ПК, ЛР

ИЯ

1

Содержание
Тема 1.1
1
Основы технических измерений
Универсальн
2
Контрольно-измерительные инструменты
ые средства
Шаблоны, шупы и рычажно-механические приборы
3
измерения и Практические занятия
контроля
1
Измерение с помощью штангенинструмента
2
Измерение с помощью микрометрических инструментов
Самостоятельная работа
Сообщение «Система единиц физических величин»
1
Сообщение «Средства измерения и контроля»
2
Содержание
Тема 1.2.
1
Линейные размеры, отклонения, допуски
Основные
2
Посадки. Взаимозаменяемость и стандартизация
тт
сведения о
Практические занятия
размерах и
1
Расчет допусков и посадок
сопряжениях Самостоятельная работа
Расчет предельных размеров и отклонений
1
2
Расчет натягов и зазоров.
7

4

2,3

ОК 1-7
ЛР 13-15
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 3.5

6

2
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2

2
2
2
2
2
■
3
3
2
2

7

Ал

2
А

4

2
2

3
3

Раздел 2. Техническая механика

Тема 2.1.
Детали и
механизмы
машин

Содержание
1
Основные сведения о машинах и ее деталях
2
Неразъемные и разъемные соединения деталей
3
Резьбовые соединения деталей
4
Шпоночные, шлицевые и штифтовые соединения
5
Фрикционные, ременные и цепные передачи
Зубчатые и червячные передачи
6
Валы, оси. Опоры валов и осей.
7
Лабораторные работы
1
Расчет передаточного числа в ременных и цепных передачах
2
Расчет передаточного числа в зубчатых и червячных передачах
3
Расчет подшипников на допускаемое давление. Расчет
подшипников на долговечность.
Само<лгоятсльн&я работа
1
Доклад «Применение разъемных и неразъемных соединений
деталей машин».
2
Сообщение «Применение ремённых и передач»
3
Реферат «Практическое применение фрикционных передач»
Экзамен

30 (20/10)

14
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2

2,3

ОК 1-7
ЛР 21, 23, 25
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 3.5

2
2
2
2
2
2
2
3
3
3

10
4

3

2
4

3
3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных

8

задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
технической механик; мастерских; лаборатории технических измерений.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по теме «Основы сопротивления
материалов»;
- комплект учебно-наглядных пособий по теме «Детали и механизмы машин»
Технические средства обучения:
- компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенд для определения основных механических характеристик материалов;
- плоскопараллельные концевые меры длины;
- измерительные линейки;
- штангенциркули 1ПЦ-1; ТТТТТ- 11; ТТТТТ- 111;
- штангенглубиномер ШГ ГОСТ 162-80)
- штангенрейсмас (ГОСТ 164-80);
- угломеры (ГОСТ 5378-66);
- микрометры гладкие типа МК;
- нутромер (тип НМ);
- глубиномер микрометрический (ГОСТ 7470-78);
- нутромер микрометрический (ГОСТ 10-75);
- рычажно-механические приборы:
- миниметры;
- нутромер индикаторный Н И -10; Н И -18; НИ-50А;
- индикатор часового типа ИЧ, ИТ;
- приборы с рычажно-зубчатой передачей:
- измерительные головки СИС; СИМ;
- измерительные головки ИРБ, ИРТ;
- рычажные скобы (ГОСТ 11098-75);
- рычажные микрометры (ГОСТ 4381-80);
- приборы с пружинной передачей:
- измерительные пружинные головки (ГОСТ-6933-81);
- малогабаритные измерительные головки (микаторы, ГОСТ-14712-79);
- измерительные головки бокового действия (миникаторы).

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения

Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебное пособие для НПО/ Л.И.
Вереина - М.: Академия, 2016.
Дополнительные источники:
1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. «Допуски, посадки и технические измерения
машиностроении», Москва, Академия, 1998 г.
2. Вереина Л.И. «Техническая механика», Москва, Академия, 2006 г.
3. Зайцев С.А. и др. «Контрольно-измерительные приборы и инструменты»,
Москва, Академия, 2002 г.
Интернет ресурсы:
1.
уууууу.еёи.ш - портал Российское образование.
2.
\у\ууу.оз1:етех.щ - основы технической механики
3.
улу\у.ес1и.ги - портал Российское образование.
4.
УЛУЛУ.сЬегсЬ.ги ропуа11е_о_1:ес1т1сЬезкоу_тес11атке техническая
механика. Общие сведения о технической механике.
5.
\ууАУ.оз1:етех.ш - основы технической механики
6.
УАУУу.ес1и.ш - портал Российское образование.
7.
ууу^ду.сЬегсЬ.ги ропуайе о {есЬшсЬезкоу т е с Ь а т к е техническая
механика. Общие сведения о технической механике.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания
ПК, ОК, ЛР)
должен уметь:
читать кинематические схемы;
проводить сборочно-разборочные работы
в соответствии с характером соединений
деталей и сборочных единиц;
подсчитывать передаточное число;
пользоваться контрольно-измерительными
приборами и инструментом;
Должен знать:
виды машин и механизмов, принцип
действия, кинематические и динамические
характеристики;
типы кинематических пар;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Лабораторные работы,
Практические работы.

Лабораторные работы.
Практические работы.

Контрольная
тестирование.

работа,

Контрольная
работа,
тестирование.
характер соединения деталей и сборочных Практические
работы,
единиц;
контрольная работа.
принцип взаимозаменяемости;
Контрольная работа.
основные сборочные единицы и детали;
Практические
работы,
контрольная работа.
типы соединений деталей и машин;
Лабораторные
работы,
практические
работы,
контрольная работа.
виды передач; их устройство,
Лабораторные работы,
передаточное отношение и число;
Лабораторные
работы,
контрольная работа.
требования к допускам и посадкам;
Контрольная работа.
принципы технических измерений;
Лабораторные и практические
общие сведения о средствах измерения и их работы.
классификацию
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и Устный опрос, тестирование,
способность вести диалог с другими экзамен
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
11

сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
ЛР
14.
Проявляющий
сознательное
отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности
ЛР
15.
Проявляющий
гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности личного
участия
в
решении
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем
ЛР
21.
Способный
к
трудовой
профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем.
ЛР 23. Мотивация к самообразованию и
развитию
ЛР 25. Готовый к профессиональной
конкуренции и конструктивной реакции
на критику

12

Устный
экзамен

опрос,

тестирование,

Устный
экзамен

опрос,

тестирование,

Выполнение
контрольного
практического задания

Выполнение
контрольного
практического задания
Выполнение
контрольного
практического задания

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

После
Дата и №
До
внесения
изменений
протокола
изменений
и
рассмотрения
и
дополнений цикловой
дополнений
комиссией

13

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».