Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарнокум» чкарева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.ОЗ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА С ОСНОВАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» для профессии СПО по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: технологический Пышма, 2022 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» от 2 августа 2013 года, приказ №740. Разработчик: Поплеухин Сергей Александрович - преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников филиала ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель: Т.А. Сушинских СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР ^_______ Т . А. Мадыгина 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 4 6 9 11 13 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, а также может быть использована в образовательных программах при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП. 00 Общепрофессиональный цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь: - читать кинематические схемы; - подсчитывать передаточное число; - пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; знать: - виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; - типы кинематических пар; - характер соединения деталей и сборочных единиц; - принцип взаимозаменяемости; - основные сборочные единицы и детали; - типы соединений деталей и машин; - виды движений и преобразующие движения механизмы; - виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; - передаточное отношение и число; - требования к допускам и посадкам; - принципы технических измерений; - общие сведения о средствах измерения и их классификацию 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности следующих профессиональных и общих компетенций: ОК 1. ОК 2. О К З. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 4 ОК 4. ОК 5. О К 6. ОК 7. ОК 8. ПК 1.3. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 3.1. ПК 3.2. П КЗ.З. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. Управлять автомобилями категории "С". Выполнять работы по транспортировке грузов. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. Работать с документацией установленной формы. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия 1.5. Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих личностных результатов: ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 15 Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 21 Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. ЛР 23 Мотивация к самообразованию и развитию ЛР 25 Готовый к профессиональной конкуренции реакции на критику и конструктивной 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: - максимальной учебной нагрузки обучающегося: 54 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 36 часов; - самостоятельной работы обучающегося: 18 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Количество Вид учебной работы часов 54 Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: 6 лабораторные занятия практические занятия 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18 Итоговая аттестация: экзамен 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» Наименован не разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов 2 п Техническая механика с основами технических измерений Раздел 1. Основы технических измерений. 54 (36/18) 24(16/8) Урове нь освоен Формируемы е ОК, ПК, ЛР ИЯ 1 Содержание Тема 1.1 1 Основы технических измерений Универсальн 2 Контрольно-измерительные инструменты ые средства Шаблоны, шупы и рычажно-механические приборы 3 измерения и Практические занятия контроля 1 Измерение с помощью штангенинструмента 2 Измерение с помощью микрометрических инструментов Самостоятельная работа Сообщение «Система единиц физических величин» 1 Сообщение «Средства измерения и контроля» 2 Содержание Тема 1.2. 1 Линейные размеры, отклонения, допуски Основные 2 Посадки. Взаимозаменяемость и стандартизация тт сведения о Практические занятия размерах и 1 Расчет допусков и посадок сопряжениях Самостоятельная работа Расчет предельных размеров и отклонений 1 2 Расчет натягов и зазоров. 7 4 2,3 ОК 1-7 ЛР 13-15 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.5 6 2 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 ■ 3 3 2 2 7 Ал 2 А 4 2 2 3 3 Раздел 2. Техническая механика Тема 2.1. Детали и механизмы машин Содержание 1 Основные сведения о машинах и ее деталях 2 Неразъемные и разъемные соединения деталей 3 Резьбовые соединения деталей 4 Шпоночные, шлицевые и штифтовые соединения 5 Фрикционные, ременные и цепные передачи Зубчатые и червячные передачи 6 Валы, оси. Опоры валов и осей. 7 Лабораторные работы 1 Расчет передаточного числа в ременных и цепных передачах 2 Расчет передаточного числа в зубчатых и червячных передачах 3 Расчет подшипников на допускаемое давление. Расчет подшипников на долговечность. Само<лгоятсльн&я работа 1 Доклад «Применение разъемных и неразъемных соединений деталей машин». 2 Сообщение «Применение ремённых и передач» 3 Реферат «Практическое применение фрикционных передач» Экзамен 30 (20/10) 14 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2,3 ОК 1-7 ЛР 21, 23, 25 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.5 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 10 4 3 2 4 3 3 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных 8 задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механик; мастерских; лаборатории технических измерений. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий по теме «Основы сопротивления материалов»; - комплект учебно-наглядных пособий по теме «Детали и механизмы машин» Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - стенд для определения основных механических характеристик материалов; - плоскопараллельные концевые меры длины; - измерительные линейки; - штангенциркули 1ПЦ-1; ТТТТТ- 11; ТТТТТ- 111; - штангенглубиномер ШГ ГОСТ 162-80) - штангенрейсмас (ГОСТ 164-80); - угломеры (ГОСТ 5378-66); - микрометры гладкие типа МК; - нутромер (тип НМ); - глубиномер микрометрический (ГОСТ 7470-78); - нутромер микрометрический (ГОСТ 10-75); - рычажно-механические приборы: - миниметры; - нутромер индикаторный Н И -10; Н И -18; НИ-50А; - индикатор часового типа ИЧ, ИТ; - приборы с рычажно-зубчатой передачей: - измерительные головки СИС; СИМ; - измерительные головки ИРБ, ИРТ; - рычажные скобы (ГОСТ 11098-75); - рычажные микрометры (ГОСТ 4381-80); - приборы с пружинной передачей: - измерительные пружинные головки (ГОСТ-6933-81); - малогабаритные измерительные головки (микаторы, ГОСТ-14712-79); - измерительные головки бокового действия (миникаторы). 9 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебное пособие для НПО/ Л.И. Вереина - М.: Академия, 2016. Дополнительные источники: 1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. «Допуски, посадки и технические измерения машиностроении», Москва, Академия, 1998 г. 2. Вереина Л.И. «Техническая механика», Москва, Академия, 2006 г. 3. Зайцев С.А. и др. «Контрольно-измерительные приборы и инструменты», Москва, Академия, 2002 г. Интернет ресурсы: 1. уууууу.еёи.ш - портал Российское образование. 2. \у\ууу.оз1:етех.щ - основы технической механики 3. улу\у.ес1и.ги - портал Российское образование. 4. УЛУЛУ.сЬегсЬ.ги ропуа11е_о_1:ес1т1сЬезкоу_тес11атке техническая механика. Общие сведения о технической механике. 5. \ууАУ.оз1:етех.ш - основы технической механики 6. УАУУу.ес1и.ш - портал Российское образование. 7. ууу^ду.сЬегсЬ.ги ропуайе о {есЬшсЬезкоу т е с Ь а т к е техническая механика. Общие сведения о технической механике. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания ПК, ОК, ЛР) должен уметь: читать кинематические схемы; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; подсчитывать передаточное число; пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; Должен знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Лабораторные работы, Практические работы. Лабораторные работы. Практические работы. Контрольная тестирование. работа, Контрольная работа, тестирование. характер соединения деталей и сборочных Практические работы, единиц; контрольная работа. принцип взаимозаменяемости; Контрольная работа. основные сборочные единицы и детали; Практические работы, контрольная работа. типы соединений деталей и машин; Лабораторные работы, практические работы, контрольная работа. виды передач; их устройство, Лабораторные работы, передаточное отношение и число; Лабораторные работы, контрольная работа. требования к допускам и посадкам; Контрольная работа. принципы технических измерений; Лабораторные и практические общие сведения о средствах измерения и их работы. классификацию ЛР 13. Демонстрирующий готовность и Устный опрос, тестирование, способность вести диалог с другими экзамен людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и 11 сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 21. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. ЛР 23. Мотивация к самообразованию и развитию ЛР 25. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику 12 Устный экзамен опрос, тестирование, Устный экзамен опрос, тестирование, Выполнение контрольного практического задания Выполнение контрольного практического задания Выполнение контрольного практического задания 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений После Дата и № До внесения изменений протокола изменений и рассмотрения и дополнений цикловой дополнений комиссией 13 Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом