ОП.04 Основы электротехники, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«К ам ы ш л ов ск и й гум ан и тар н о-техн ол оги ч еск и й техн и к ум »

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГЛ1ЮУ СО

- .....--

«Камышловский гуманитарно-

технолоди^^Экий^ёкникум»
( ^ а!^ ^ ^ БгЕ1Бочкарева
<40^ Г ^ Г / ^ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.Р4 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
от 2 августа 2013 года, приказ №740.
Р азработч и к : Поплеухин Сергей Александрович - преподаватель Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников филиала ГАПОУ СО «КГТТ»

Председатель:
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
\Лсг1#>у______Т.А. Мадыгина

Т.А. Сушинских

СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электротехники»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники»
является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.13 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства, а также мож ет быть
использована в образовательных программах при подготовке, переподготовке
и повышении квалификации рабочих кадров.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения
основ электротехники в учреждениях среднего проф ессионального
образования, реализующих образовательную программу подготовки
квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы, связанные с
марками изучаемых тракторов и сельскохозяйственных машин;
- рассчитывать параметры электрических схем;
- собирать электрические схемы;
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- электротехническую терминологию;
- основные законы электротехники;
- типы электрических схем;
- правила графического изображения элементов электрических схем,
применяемых в тракторостроении и комбайностроении;
- методы расчета электрических цепей;
- основные элементы электрических сетей;
принципы
действия,
устройство,
основные
характеристики
электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры
управления и защиты, которые применяются на современных тракторах и
сельскохозяйственных машинах;
- схемы электроснабжения;
- основные правила эксплуатации электрооборудования современных
тракторов и сельскохозяйственных машин;
- способы экономии электроэнергии;
- основные электротехнические материалы;
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов

1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап
сформированное™
следующих
профессиональных
и
общих
компетенций:
ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

О К 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.

О К З.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

О К6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,:
клиентами.

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований;
охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе
полученных профессиональных знаний (для юношей).

технологии

с

в

применением!

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования!
животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК.2.1. Выполнять
работы
по
техническому
обслуживанию !
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования
при
помощи!
стационарных и передвижных средств технического обслуж ивания и 1
ремонта.
ПК.2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей
тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин,
прицепных и навесных устройств, оборудования ж ивотноводческих!
ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК.3.1. Управлять автомобилями категории "С".
ПК.3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК.3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в п у т и !
следования.
ПК.3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
ПК.3.5. Работать с документацией установленной формы.
первоочередные
ПК.3.6. Проводить
транспортного происшествия.

мероприятия

на

месте

дорож но-

1.5.
Результатом
освоения
дисциплины
является достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
ЛР 18 Умение реализовать лидерские качества в профессиональной
деятельности.
ЛР 19 Стрессоустойчивость, коммуникабельность.
ЛР 20 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и
профессий.
ЛР 23 Мотивация к самообразованию и развитию.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 47 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 15 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Объем часов
47
32
6
14
15
15

о

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04 «Основы электротехники»
Урове
Объем
Содержание учебного материала,
Наименование
№
нь
часов
лабораторные работы и практические
разделов и тем
УРО
освое
ка
занятия, самостоятельная работа обучающихся,
ния
курсовая работа (проект)
4
5
2
3
1
47 (32/15)
Основы электротехники
8
2,3
Раздел 1.
Электрические
цепи
постоянного
тока
2
Содержание
2
2
1-2
Основные электрические величины. Основные законы
электротехники.
4
Практические занятия
2
2
3-4
Решение типовых задач
2
2
5-6
Решение типовых задач
Самостоятельная работа
......._ 2 ......... _
2
3
Сообщение «Роль электротехники в различных отраслях»
9
2,3
Раздел 2.
Электрические
цепи
переменного
тока
2
Содержание
7- 8
Основные понятия и определения.
Л абораторн ьте работы
9-10
И сследование
электрической
последовательны м
соединением

2

4
цепи
катушки

с
и

о

2

2о

Ф ормируем ы
е О К, П К , ЛР

6

ОК 1-7
ЛР 18-20
ПК 21 ,
ПК 2.2,
ПК 3.3 -3.5

!

!
ОК 1-7
ЛР 18-20
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 3.3 -3.5

' .
1

конденсатора.

11-12

2

Исследование электрической цепи с параллельным
соединением катушки и конденсатора.
', ■
■
: ; :
.
Сообщение «Переменный ток, его характеристики»

3

'

3
8

3
2,3

Содержание
13-14 Соединение фаз нагрузки треугольником и звездой.
Практические занятия
15-16 Исследование трехфазной электрической цепи при

2
2
4
2

2
3
3

активной
нагрузке
однофазных
приемников,
соединенных звездой.
Исследование трехфазной электрической цепи при
активной
нагрузке
однофазных
приемников,
соединенных треугольником.

2

3

Раздел 3.
Трёхфазные
электрические
цепи

17-18

:г ь

Доклад «Выбор
трехфазную цепь

схем

соединения

при

включении

в

Раздел 4.

".

гр -/ , , '

'/■

;

3

8

2,3

ОК 1-7
ЛР 18-20,
ЛР 23
ПК 2.1,
ПК 2.2.
ПК 3.3 -3.5

2

Содержание
! с' -20_| Ос но в н ь (е

1

-

| '.

2

Электрические
измерения

ОК 1-7
ЛР 18-20,
ЛР 23
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 3.3 -3.5

ха ра кте р и стик и

эл ектроизм ер итель н ых
8

Раздел 5.
Основы
промышленной
электроники

приборов
4
Практические занятия
2
21-22 Изучение электронной измерительной аппаратуры
2
23-24 Измерение основных характеристик электрического
тока с помощью мультиметра
ш Я ш
)
:Щ
'
:
. ■1 йрашщ
2
Сообщение «Принцип работы амперметра, вольтметра»
6

Содержание
сведения
об
электронных
приборах,
25-26 Общие
устройствах и аппаратах
Практические занятия
графические
изображения
27-28 Условные
полупроводниковых элементов
Самостоятельна! работа '
"
Доклад «Полупроводниковые элементы в тракторе»

Содержание
29-30 Типы трансф орматоров и принцип их действия.
Классификация электрических машин
Л або о а то р н ы е раб оты
31 -32 Назначение.
устройство
и
принцип

3
3
ш рирш вди

3
2,3

2
2

2

2
2

3

ОК 1-7
ЛР 18-20,
ЛР 23
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 3.3 -3.5

у
2

8

Раздел 6.
Электрические
машины

’

3
2,3

ОК 1-7
ЛР 18-20,
ЛР 23
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 3.3 -3.5

2
2

о

2
действия

2

П

1

1

Сообщение «Принцип работы трехфазного асинхронного
двигателя»
__________________________________
Сообщение «Конструкция синхронных электрических машин»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
электротехники; лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты электрических приборов;
- плакаты по изучаемым темам.
Технические средства обучения:
- компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты электрических приборов;
- набор комплектующих изделий для сборки электрических схем;
- контрольноОизмерительные приборы;
- набор слесарного инструмента.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Б.И.Петленко. Электротехника и электроника. Учебник. М.: И здательский
центр «Академия», 2018 г.
2.
Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. образования/
Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; под ред. П.А. Бутырина.-2-е изд.,
стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.-272с.
3. Задачник по электротехнике: учеб. пособие/ П.Н. Новиков, В .Я. Кауфман,
0.В . Толчеев и др.- М.: Высш.шк., 2018.-336с.:ил.
4. Прошин В.М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по
электротехнике: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.М. Прошин.М.: Издательский центр «Академия», 2018.-80с.
5. Электротехника: учебник для ПТУ/ А.Я.Шихин, Н.М. Белоусова, Ю.Х.
Пухляков и др.; под ред. А.Я. Шихина.- М.: Академия, 2017.-336 с.:илл.
6. Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию.
Феникс 2018 г
Дополнительная литература:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.Физика. Просвещение, 2018 г.
Задачник по электротехнике «Профобразование» 2017 г.
2. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. 12+3изд., стер.) Уч.пос.НПО."Академия" 2018.
3.Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. НПО, - М.: ИЦ "Академия". 2017
4-е изд.

4.Москаленко В.В. Электрический привод: Учебник (1-е изд.) 2 0 17г
Интернет-ресурсы:
1. ЪИр://е1ес1:гопо.т/
2. Ьйр://\у\у\у.з1;ер7-рго.ш/
3. 11ир://’тушлз-сот.ш/са1;а1о§.]11;т1?1(1=625
4. \уш\у.е-8С1еп+15+.ги
5. Ьйр://\у\у\у .с - зШ с!.г а
6. Ьйр://\улу\у.зйкШ 1е з .ги

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осущ ествляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий
и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучаю щ имися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания П К , О К , Л Р )
Уметь:
читать принципиальные,
электрические и монтажные схемы,
связанные с марками изучаемых
тракторов и сельскохозяйственных
машин;
рассчитывать параметры
электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться
электроизмерительными приборами
и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и
изоляцию проводов и
контролировать качество
выполняемых работ;
Знать:
электротехническую
терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения
элементов электрических схем,
применяемых в тракторостроении и
комбайностроении;
методы расчета электрических
цепей;
основные элементы электрических
сетей;
принципы действия, устройство,
основные
характеристики
электроизмерительных
приборов,
электрических машин, аппаратуры
управления и защиты, которые

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучении
Лабораторные работы

Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание

Практическое задание

Тестирование, устный опрос
Практическое занятие, устный опрос
Лабораторные работы
Лабораторные работы

Лабораторные работы
Лабораторные работы, устный опрос

Устный опрос
лабораторные работы,
практические занятия

применяются
на
современных
тракторах и сельскохозяйственных
машинах;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации
электрооборудования современных
тракторов и сельскохозяйственных
машин;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические
материалы;
правила сращивания, спайки и
изоляции проводов
ЛР 18 Умение реализовать
лидерские качества в
профессиональной деятельности.
ЛР 19 Стрессоустойчивость,
коммуникабельность.
ЛР 20 Открытый к текущим и
перспективным изменениям в мире
труда и профессий.
ЛР 23 Мотивация к
самообразованию и развитию.

Практические занятия
Практические занятия

Тестирование, устный опрос
Тестирование
Практическое задание
Лабораторные работы, устный опрос

Практическое задание
Устный опрос
лабораторные работы,
практические занятия
Тестирование, устный опрос

5.Л И С Т И ЗМ Е Н Е Н И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н Е С Ё Н Н Ы Х
В РА Б О Ч У Ю П РО Г РА М М У
Дата
№ № пункта
п/п рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений
и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата 11 №
протокола
рассм отрен и я
м етоди ческ и м
советом /
педагогич еск им
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».