ОП.05 Безопасность жизнедеятельности, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Д иректор ГАПОУ СО
«К амы ш ловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.Р5 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Т ракторист-м аш инист сельскохозяйственного производства»
Ф орма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общ его образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
от 2 августа 2013 года, приказ №740.

Разработчик: Поплеухин Сергей Александрович - преподаватель Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
филиала ГАПОУ СО «КГТТ»
ГГ1

Председатель:_____ У'-гпг - _______ Т.А. Сушинских
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

4
7
10

11
15

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Безопасность
жизнедеятельности»
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям)
СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, а также
может быть использована в образовательных программах при подготовке,
переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения основ
безопасной жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального
образования,
реализующих
образовательную
программу
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место дисциплины
в структуре основной
профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и устранения их последствий в профессиональной
деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях
противодействия
терроризму
как
серьезной
угрозе
национальной
безопасности России;

4

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при
пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих
на вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений,
в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям
СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Результатом освоения дисциплины является
сформированности следующих общих компетенций:

определенный

этап

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.

О КЗ.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый;
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести 1
ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

О К6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе
полученных профессиональных знаний (для юношей).

технологии

в

с применением

1.5. Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
5

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, а з а р т н ы х и гр и
т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка студента 43 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 32 часа;
- практические занятия - 16 часов;
- самостоятельной работы студента - 11 часов

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количест
во часов
43

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа студента
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

7

32

0
16
0
11

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
и тем
1

№
УР°
ка

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа студентов,
курсовая работ (проект)

Объем
часов

Уровень
освоения

Формируе
мые ОК,
ПК, ЛР

2

3

4

5

7

2

ОК 1-8
ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 10

2
2
1

2

Безопасность жизнедеятельности
Раздел 1 Личная безопасность в быту
Тема 1.1.
Обеспечение
личной
безопасности
в быту

Содержание
1-2 Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни.
Самостоятельная работа студентов
Составление памятки по безопасности в быту и на производстве.

Содержание
Тема 1.2.
3-4 Основные инфекционные болезни, их классификация
Основные
профилактика.
инфекционные
болезни, их
Практические занятия
классификация
5-6 Оказание первой медицинской помощи при ранениях
и профилактика
Раздел 2 Государственная система обеспечения безопасности и обороны

Тема 2.1.
Г осударственна
я система
обеспечения
безопасности
населения

43 (32/11)

1

и

Содержание
7-8 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Практические занятия
9-10 Выполнение нормативов по надеванию противогазов ГП-7.
1 1-12 Практические применение медицинских средств
индивидуальной защиты
С ам остоятельная работа студенто в
Изучение правил дорожного движения по обязанностям пешеходов и
пассажиров

2
2

2

2
2
16

2

2
2

2

4
2
о
4

4

ОК 1-8
ЛР 1, ЛР 5,
ЛР 7

Тема 2.2.
Основы
обороны
государства и
воинская
обязанность

Содержание
13-14 История создания и организационная структура Вооруженных
Сил России.
Практические занятия
15-16 Определение звания военнослужащих
Самостоятельная работа студентов
Изучение дисциплинарного воинского устава
Раздел 3 Огневая подготовка

2
2

2

2
2

2
2

18

2

Содержание
6
17-18 Техника безопасности при стрельбе, правила ведения огня из
2
' 2
Тема 3.1.
автомата.
Основы огневой 19-20 Разборка-сборка, чистка, смазка, хранение автомата.
2
2
подготовки
21-22 Работа частей и механизмов автомата.
2
2
Практические занятия
8
23-24 Отработка навыков стрельбы из автомата
2
25-26 Отработка навыков по разборке-сборке автомата
2
27-28 Отработка навыков по чистке автомата
2
29-30 Отработка навыков по смазке автомата
2
Самостоятельная работа студентов
4
Рефер ат «Виды стрелкового оружия ВС РФ»
4
31-32 Дифференцированный зачет
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

ОК 1-8
ЛР 1, ЛР 5,
ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные
пособия, инструкции к лабораторным и практическим работам);
- наглядные пособия (плакаты по символам воинской части, званиям, и др. );
- аптечка первой помощи, средства индивидуальной защиты, учебное
оружие.
- технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение,
видеофильмы, телевизор, проектор, СД - диски.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 1 ! кл.
Под ред .- М., 2017.
2. Подюков В.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие
для НПО. - Екатеринбург: «Центр «Уч.книга», 2018.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические
рекомендации. 10— 11 кл. - М., 2017.
4. Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.:
учебник для общеобразоват.учреждений / - М.: Астрель/АСТ, 2018. - 384 с
Дополнительные источники:
1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской
обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе»,
«О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и
военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О
противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской
Федерации: официальное издание. - М., 1993— 2007.
2. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя /
В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2005.
3. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //
Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
Интернет-источники;
1. ЬЦр://уу4пёош.ес1и.т/саЩ1оа/ге5оигсе5?р шЪг=2.2.75.15
2. ЬНр:/Аулущ.а11еп2.ги/
3. Ийр://шшшл2иура.ги/тс1ех.р11р?орйоп=сот_соп1:еЩ&У1еш=агПс1е&1с1=55>Х:!1с
тШ =70

4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ У ЧЕБН О Й
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов, исследований
Форма для определения результатов и содержания подготовки по
учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания, ЛР)
1
В результате освоения дисциплины студент
умеет:
- Организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- Предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида и
устранения их последствий в профессиональной
деятельности и быту при выполнении ТО и ремонта
автотранспорта и оборудования заправочных станций,
заправке горючими и смазочными материалами
автомобилей;
- Использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового поражения;
- Применять первичные средства пожаротушения;
- Ориентироваться в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
- Применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на воинских
должностях в соответствии с полученной профессией:
проводить ТО и ремонт автотранспорта, управлять
автомобилем, транспортировать грузы и пассажиров,
заправлять транспортные средства горючими и
смазочными материалами;
- Владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы;
- Оказывать первую помощь пострадавшим;

11

Формы и методы
контроля и оценки
?

Наблюдение и анализ
результатов
Тестирование,
собеседование
Устная, письменная
Оценка знаний, умений по
результатам
промежуточного контроля

знает:
- Принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и оценки
последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе, в условиях
противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
- Основные виды потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их реализации;
- Основы военной службы и обороны государства;
- Задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
- Способы защиты населения от оружия массового
поражения;
- Меры пожарной безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах;
- Организацию и порядок призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- Основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении
(оснащении) воинских подразделений,
в которых имеются военно-учетные специальности,
родственные профессиям НПО;
- Область применения получаемых профессиональных
знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- Порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим________________________________________

12

Наблюдение и анализ
результатов.
Тестирование,
собеседование

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником
великой страны.
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной
культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей
многонационального
народа России.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно
сложных
или
стремительно
меняющихся
ситуациях.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды,
собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения д о л ж н ы
позволять проверять у студентов не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции ОК)
ОК.1.
Понимать
сущность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес
ОК.2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя из
цели и способов ее
достижения,
определенных
руководителем

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

- демонстрация интереса к
будущей профессии

Анкетирование
наблюдение.

- выбор и применение
методов и способов
решения профессиональных
задач в области
технического обслуживания
и ремонта
автотранспортных средств;

Изучение п р о д у к т а
деятельности

13

ОК.З.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять текущий и
итоговый
контроль,
оценку и коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты своей работы
ОК.4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач

- оценка эффективности и
качества выполнения работ;
- решение стандартных и Тест, письменная работа,
устный опрос,
нестандартных
собеседование.
профессиональных задач в
области
технического
обслуживания и ремонта
автотранспортных средств;

- эффективный
поиск
необходимой информации;
- использование различных
источников,
включая
электронные;
- анализ
инноваций
в
области
технического
обслуживания и ремонта
автотранспортных средств
ОК.5.
Использовать - работа на стендах и ПК
информационно­
коммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОК.6.
Работать
в - взаимодействие
с
команде,
эффективно обучающимися,
общаться с коллегами, преподавателями
и
руководством,
мастерами в ходе обучения
клиентами.
ОК
7.
Организовать
собственную
деятельность
с
соблюдением
требований
охраны
труда и экологической
безопасности.
ОК. 8. Исполнять воинскую

- взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями
и
мастерами в ходе обучения

- взаимодействие
с
обязанность, в том числе с воинскими частями, служба
применением
полученных
в рядах РФ
профессиональных
(для юношей)

знаний

14

Наблюдение за
выполнением
практического задания,
за организацией
коллективной
деятельности

Наблюдение за
выполнением
практического задания,
за организацией
коллективной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практического задания,
за организацией
коллективной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практического задания,
за организацией
коллективной
деятельности
Устный опрос,
собеседование

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений
и
дополнений

15

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».