ОП.06 Основы финансовой грамотности, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотехнолргЩеский^гехникум»
^ Е- Бочкарева
« (У^У с Т /
2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИ СЦ И П ЛИН Ы
ОП.Об «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая
ФИНАНСОВОЙ

программа

общепрофессиональной

ГРАМОТНОСТИ»

разработана

в

дисциплины

соответствии

«ОСНОВЫ

с требованиями:

федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
(далее -

СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих 35.01.13

«Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

Разработчик Кумпан Светлана Ивановна - преподаватель первой квалификационной
категории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
филиала ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
Т.А Сушинских

СОГЛАСОВАНО:
ель директора по УПР
Заме
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
й/1с
______ Т.А.Мадыгина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

4

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной
дисциплины
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
общеобразовательной учебной дисциплины

5

3

стр.
4
6
11
12
13

1.1.

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины ОП.Об. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
является частью программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 «Тракторист
машинист сельскохозяйственного производства»
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл, часы на дисциплину
выделены за счет часов отведенных на общеобразовательные дисциплины с целью
углубления и расширения знаний и умений обучающихся и для дальнейшего освоения
ОПОП
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Цели учебной дисциплины:
приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и
финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах
и институтах из различных источников;
развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в
процессе выбора;
формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание
собственного бизнеса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
>
разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о
способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных
источников;
>
использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе
выбора;
>
использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование
денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
>
основные банковские услуги,
>
работу с ценными бумагами,
>
налоговую систему РФ,
>
основы страхования,
>
финансовые механизмы деятельности фирм,
>
основы бизнес-планирования,
>
роль денег в современном мире и возможные денежные риски,
4

>

основ построения семейного бюджета.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие
компетенции_________________________________
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОКЗ
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7.
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности
>
личностные результаты
ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том
числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей: демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа

Объём часов
72
44
18
28

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме текущего
контроля

6

Г._______ Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономические и правовые основы
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем
тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
часов
предусмотрены)

1

2

Введение
Тема 1. Личное
финансовое планирование.

Введение (цели и задачи предмета)
Содержание учебного материала
Источники денежных средств семьи. Построение семейного бюджета.
Практическое занятие №1.
Составляем личный финансовый план и бюдлсет.
Самостоятельная работа студентов:
-создание электронной презентации по темам
- «История происхождения денег»,
-«Денежная валюта разных стран».
Содержание учебного материала
Банковская система.
Как сберечь деньги с помощью депозитов.
Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие
условия предпочесть.
Практическое занятие №2.
Определение суммы процентов по депозитам. Расчет общей стоимости покупки
при приобретении ее в кредит
Самостоятельная работа студентов:
-составление таблицы: « Преимущества и недостатки депозита»
-реферат «Основные виды банковских операций».
Содержание учебного материала
Инвестиции - сбережения на будущее.
Акции. Облигации

Тема 2. Банки и их роль в
жизни семьи.

Тема 3. Инвестиции.

3
1
3
1
2

Уровень Осваивае
освоения
мые
элементы
компетен
ций
4
ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
2
ЛР13,ЛР1
4

4

6
2

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1
4

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1

2
2

4

8
2
2

Тема 4. Страхование.

Тема 5. Пенсия.

Тема 6. Налоги.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход.
Практическое занятие №3.
Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции
Самостоятельная работа студентов:
-подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме
«Финансовый рынок РФ».
-мини-исследование. Сравнительный анализ различных финансовых продуктов
по уровню доходности, ликвидности и риска
Содержание учебного материала
Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических
лиц. Как использовать страхование в повседневной жизни.
Практическое занятие №4.
Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь».
Содержание учебного материала
Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ
Практическое занятие №5.
Изучение финансовых инструментов, используемых для формирования
пенсионных накоплений
Самостоятельная работа студентов:
-заполнение таблицы: « Правила накопление и приумножение пенсионного
сбережения»
Содержание учебного материала
Налоговая система в РФ. Виды налогов для физических лиц.
Практическое занятие №6.
Решение задач по начислению НДФЛ.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить доклад «Права и обязанности налогоплательщиков Права и
обязанности налоговых органов».
Презентация «Ответственность за нарушение налогового законодательства».
Составить схему «Налоги и их виды»
8

2
2

4

4

4
2

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1
4

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1
4

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1
4

2
4
2
2

2

4
2
2
6

Тема 7. Собственный
бизнес.

Тема 8. Риски в мире
денег.

Содержание учебного материала
Создание собственного бизнеса. Расходы и доходы в собственном бизнесе
Бизнес план
Практическое занятие №7.
Составление бизнес плана
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Содержание учебного материала
Инфляция и экономический кризис.
Финансовое мошенничество
Практическое занятие №8.
Тест «Риски в мире денег».
Повторительно-обобщающий урок

ВСЕГО

9

8
2
2
4

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1
4

2

ОК1-ОК7,
ЛР2,ЛР12,
ЛР13,ЛР1
4

8
6
2
2
2
2
72

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Введение

Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Знакомятся с понятиями человеческий капитал, деньги, финансы,
финансовые цели, финансовое планирование
Тема 1. Личное Сопоставляют свои потребности и возможности, оптимально
финансовое
распределяют свои материальные и трудовые ресурсы, составляют
планирование.
семейный бюджет и личный финансовый план
Тема 2. Банки и
Осуществляют отбор критериев для анализа информации о
их роль в жизни
банке и предоставляемых им услугах в зависимости от
семьи.
финансовых целей заемщика. Делают сравнительный анализ
финансовых институтов для осуществления выбора кредита на
основе полученных критериев (процентных ставок, способов
начисления процентов и других условий). Анализируют и
извлекают информацию, касающуюся
личных
финансов.
Применяют знания о депозите
Тема
Инвестиции.

Тема 4.
Страхование.

Тема 5. Пенсия.

Тема 6. Налоги.

Тема 7.
Собственный
бизнес.

Тема 8. Риски в
мире денег.

3.

Анализируют
состояние
финансовых
рынков,инвестиции,
используя различные источники информации;
Оценивают влияние инфляции на доходность финансовых
активов;
Применяют полученные знания о страховании в
повседневной жизни; делают виртуальный выбор страховой
компании, сравнивают и выбирают наиболее выгодные условия
личного страхования, страхования имущества и ответственности;
Делают сравнительный
анализ
доступных финансовых
инструментов, используемых для формирования
пенсионных накоплений. Развивают навыки планирования и
прогнозирования
Проводят оптимизацию личного бюджета в части
применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых
выплат физических лиц. Формируют практические навыки
получения социальных и имущественных налоговых вычетов как
инструмента сокращения затрат на приобретение имущества,
образование, лечение, и д.
Применяют полученные теоретические и практические знания
для определения экономически рационального
поведения в предложенной ситуации; оценивают собственные
экономические действия
в
качестве
потребителя,
налогоплательщика, страхователя,члена семьи и гражданина
Выявляют основные признаки и виды финансовыхпирамид,
составляют
правила
личной
финансовой
безопасности,
характеризуют виды финансовогомошенничества: в кредитных
организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с
наличными.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальноэкономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства
обучения:
учебная доска, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Дополнительные источники
1.Соколова С.В. Экономика организации: учебник - М.: Издательский центр «Академия»,
2015.
2.
Липсиц И.В. Экономика: учебник -М. Издательство «Вита»2014.
Интернет-ресурсы:
ЬЩз://еог.ес1и.ги. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
ЬЦр://5с11оо1-со11ес1:юп.ес1и.ги. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Электронно - библиотечная система ’т т .е -Ь о о к .ги
Интернет-ресурсы.
1.универсальный портал о личных финансах - ЬНр:// 'туу/.агЬикайпапзоу.ги
2.0нлайн игра по инвестициям, разработанная Российской экономической школой
Ь йр:// \л^ш.&1апс1аИ:оо(:Ъа11.ги/
3.Портал по финансовой грамотности и безопасности граждан Ь Ц р: / / у /ш ш .^ о г о с ^ т а п з о у .г и

4.Вапгифинансы.рф - Проект Минфина России «Дружи с финансами».

11

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проек
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
Сопоставляют свои потребности и возможности,
оптимально распределяют свои материальные и
трудовые ресурсы, составляют семейный бюджет и
личный финансовый план
разбираться в финансовых институтах и финансовых
продуктах, а также о способах получения информации
об этих продуктах и институтах из различных
источников;
использовать такие способы повышения благосостояния,
как инвестирование денежных средств

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Практическое занятие №1.
Составляем личный финансовый план и
бюджет.

Практическое занятие №2 Определение
суммы процентов по депозитам. Расчет
общей стоимости покупки при
приобретении ее в кредит
Практическое занятие №3.
Расчет доходности финансовых
инструментов с учетом инфляции
Применяют полученные знания о страховании в
Практическое занятие №4 Тест
«Страхование как способ сокращения
повседневной жизни;
финансовых потерь».
использовать такие способы повышения благосостояния, Практическое занятие №5.
как инвестирование денежных средств, использование Изучение финансовых инструментов,
пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
используемых для формирования
пенсионных накоплений
Практическое занятие №7.
Составление бизнес плана
Практическое занятие №6.
Проводят оптимизацию личного бюджета в части
применения налоговых льгот с целью уменьшения Решение задач по начислению НДФЛ.
налоговых выплат физических лиц. Формируют
практические навыки получения социальных и
имущественных
налоговых
вычетов
как
инструмента сокращения затрат на приобретение
имущества, образование, лечение, и д.
Знания:
основные банковские услуги,
Индивидуальный контроль. Тестовый
контроль
работу с ценными бумагами,
Фронтальный контроль. Устный опрос,
налоговую систему РФ,
Фронтальный контроль. Устный опрос,
основы страхования,
Фронтальный контроль. Устный опрос,
финансовые механизмы деятельности фирм,
Фронтальный контроль. Устный опрос,
основы бизнес-планирования,
Фронтальный контроль. Устный опрос,
роль денег в современном мире и возможные денежные
Фронтальный контроль. Устный опрос,
риски,
основ построения семейного бюджета.
Фронтальный контроль. Устный опрос,
12

Личностные результаты
ЛР2Проявляющий
активную
гражданскую Педагогическое наблюдение
позицию, демонстрирующий приверженность принципам Опрос
честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций
ЛР 12 Принимающий семейные ценности,
готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения
в профессиональной деятельности
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к
непрерывному образованию как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности

13

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№

№ пункта
рабочей
п/п
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

После
До
внесения
изменений
изменений И
дополнений
и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
:

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».