ОП.07 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно­
технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.Р7 «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» разработана в
соответствии с требованиями: федерального государственного стандарта среднего
профессионального

образования

(далее

-

СПО)

по

программам

подготовки

квалифицированных рабочих 35.01.13 «Тракторист машинист с/х производства» , в
соответствии с протоколом совещания с работодателями по распределению вариативной
части ФГОС СПО №

Разработчик

Кумпан

Светлана Ивановна

-

преподаватель

первой

квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
филиалаГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_____ Т.А Сушинских

СОГЛАСОВАНО:
юктора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ьМсс#,_______ Т.А.Мадыгина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2 Содержание учебной дисциплины
з Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
4

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной
дисциплины
5 Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
общеобразовательной учебной дисциплины

3

стр.
4
6
11
12
13

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины ОП.07. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ является частью программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист машинист с/х
производства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл, часы на за счет часов
отведенных на общеобразовательные дисциплины с целью углубления и расширения
знаний и умений обучающихся и для дальнейшего освоения ОПОП
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения дисциплины ОП 07 «Экономические и правовые основы»
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной
продукции;
- применять экономические и правовые знания конкретных производственных ситуациях;
- защищать свои права в рамках действующего трудового законодательства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы рыночной экономики;
-понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг
- особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы
развития отрасли;
- организационно —правовые формы организаций;
- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
- механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда.

4

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие
компетенции

Код
ОК 1
ОК 2
ОКЗ

ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК 7.

Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности

> личностные результаты
ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том
числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Вид промежуточного контроля дифференцированный зачет

5

Объем часов
165
114
40
51

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономические и правовые основы
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
1
2
Введение в экономику Содержание учебного материала
Понятие экономики. Ограниченность экономических ресурсов. Микро- и
макроэкономика. Взаимосвязь экономики и права.
Раздел 1. Принципы рыночной экономики
Тема 1.1 Механизм
Содержание учебного материала
рыночной экономики
1. Структура экономики России. Типы экономических систем. Факторы
современного производства.
2.Законы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
Воспроизводство экономического продукта. Система распределения товаров между
производителями и потребителями.
3.Рыночный механизм. Понятие и функции рынка. Виды, структура и
инфраструктура рынков. Собственность и ее формы.
Практические занятия
- составление сравнительной таблицы «Характеристика экономических систем»;
- анализ спроса и предложения, рыночного равновесия;
решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка реферата по теме «Структура экономики России».
2.Подготовка доклада на тему «История рынка России».
3.Подготовка компьютерной презентации по темам: «Пирамида потребностей А.
Маслоу»;
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
1.Особенности отрасли. Направления деятельности предприятий.
Экономика
2.Движущие мотивы развития экономики предприятия. Понятие отрасли
сельскохозяйственных Самостоятельная работа обучающихся
предприятии
Подготовить сообщение об особенностях крестьянских и фермерских хозяйств

Объем
часов
3
4

10
4

ОК 1-ОК7

1,2

2

ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

4
6
2
2
2
10
2
4
4
4
4

4

6

Уровень Осваиваемые
освоения
элементы
компетенций
4
1,2
ОК 4-ОК6
ЛР2

1,2

ОК.1- ОК. 7,
ПР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

Тема 1.3. Земельные
ресурсы
предприятия

Тема 1.4.
Основные фонды и
оборотные средства
предприятия

Содержание учебного материала
Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Состав,
структура и состояние земельных ресурсов. Экономическая эффективность
использования земли и пути ее повышения
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию о состоянии земельных ресурсов в РФ
Содержание учебного материала
1.Сущность и значение основных фондов, их структура.
2.Оборотные средства, их экономическая сущность и состав
Практические занятия
Расчет показателей использования основного фондов
Расчёт показателей использования оборотного капитала
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение об особенностях основных фондов в АПК.

Тема 1.5.
Трудовые ресурсы и
эффективность
их использования

Содержание учебного материала
Понятие и состав трудовых ресурсов, особенности их использования в АПК.
Практические занятия
Расчет численности работников
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад о сезонности как факторе использования трудовых ресурсов в
сельском хозяйстве
Тема 1.6
1.Прибыль на предприятиях. Факторы влияющие на прибыль.
Показатели деятельности 2.
Рентабельность.
предприятий
Практические занятия
Расчет прибыли предприятия
Расчет рентабельности предприятия
Самостоятельная работа
эешение ситуационных задач
Раздел 2 Основы предпринимательской деятельности.
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Предпринимательство и 1. Предприятие (фирма): понятие и признаки. Виды предприятий и особенности их
его место в
деятельности. Роль малого бизнеса в экономике страны. Индивидуальное
современной экономике предпринимательство.
7

1,2
2

ОК.1- ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

4
ОК. 1 -ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

4

4

1,2

4
2

1,2
ОК. 1 -ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

4

4
2

2
2
6
6
8
4

1,2

ОК. 1 -ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

2 Юридическое лицо. Организационно-правовые формы юридического лица, и их
особенности. Способы создания юридических лиц. Учредительные документы
юридического лица.
3 Регистрация и прекращение предпринимательской деятельности. Процедура
лицензирования юридического лица. Виды деятельности лицензируемые в РФ.
Банкротство.
Практические занятия
-сравнительная таблица «Организационно-правовые формы»;
-разработка проекта рекламной акции любого продукта;
1 курс 2 семестр
-анализ финансового состояния фирмы;
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка реферата по теме «Современные формы предпринимательской
деятельности в России».
2. Проведение анализа предпринимательской деятельности в своей местности
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Налогообложение
1.Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего
предпринимательской
бизнеса.
деятельности
2.Понятие и характеристика общего режима налогообложения. Специальные
налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения.
Раздел 3. Правовые основы профессиональной деятельности.
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Понятие нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственные
Нормативно-правовые
документы, регулирующие правоотношения
хозяйственные
Общая характеристика Гражданского кодекса РФ
отношения
Общая характеристика Трудового кодекса РФ
Содержание учебного материала
1 Понятие и сущность трудового права. Источники трудового права.
Тема 3.2. Правовое
2 Занятость. Формы занятости. Безработица. Виды безработицы.
регулирование
занятости и
3 Основные меры социальной поддержки безработных.
трудоустройства
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить сравнительную таблицу по теме: Виды безработицы
ТемаЗ .3. Трудовой
Содержание учебного материала

2

2

6
2
2

1,2

4
8
4
4
4
2

1,2

ОК.1-ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

2
6
2
2
2
6
2
2
2
5
5
6

1,2

ОК.1- ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

1,2

договор

Тема 3.4 Материальная
ответственность сторон
трудового договора на
предприятиях

Тема 3.5 Оплата
труда

Тема 3.6
Виды
гарантий, компенсаций и
удержаний из
заработной платы

1.Трудовое право. Трудовой договор. Виды трудового договора. Содержание
трудового договора. Оформление на работу. Основания прекращения
трудовых правоотношений по инициативе работника и работодателя.
2.Права и обязанности сторон трудового договора. Перевод на другую работу
и перемещение работника. Материальная ответственность сторон. Виды
материальной ответственности. Порядок возмещения причиненного ущерба.
3.Дисциплина труда. Правовое регулирование рабочего времени. Режим
рабочего времени. Правовое регулирование времени отдыха. Система охраны
труда. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников.
Практические занятия
Составление трудового договора.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление договоров хозяйственной деятельности.
Знакомство с Трудовым Кодексом.
Содержание учебного материала
1.Понятие материальной ответственности. Материальная ответственность
работодателя. Материальная ответственность работника
Практические занятия
Составление памятки
Содержание учебного материала
1.Форма и системы оплаты труда
2. Минимальный размер оплаты труда.Ограничение удержаний из зарплаты
Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты
Практические занятия
1.Расчет заработной платы различных категорий работников
агропромышленной сферы
Содержание учебного материала

2

2

2

2
2
6
2
4
2
2
2
2
8
6
2
8
8
6

1.Понятие гарантий и компенсаций по трудовому праву

2

2. Порядок предоставления гарантий и компенсаций

2

3. Размеры удержаний из заработной платы

2

дифференцированный зачет

2

итого
9

1,2

ОК.1-ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

1,2

ОК.1-ОК.7,
ЛР2, ЛР12
ЛР13, ЛР14,

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальноэкономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.2. Электронные издания
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].
Режим доступа: Ъйр:/Ясюг.ес1и.ги, свободный.
2. Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно к образовательным
ресурсам». [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬЦр:/Лушс1олу.ес1и.ги, свободный.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: Шрз://Ъазе.§агап1:.т/10164072, свободный.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
1Ш:р$://Ьазе.§агап1:.ш/12125268, свободный.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
ЬЦ:рз://Ьа5е.§агап1:.га/10900200, свободный.
6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
[Электронный ресурс]. Режим доступа:Шрз://Ъазе.§агап1:.ги/12125267, свободный.
7. Закон «О защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Ьйрз://Ьазе.§агап1.пл/10106035, свободный.
8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Шрз://Ьазе.§агап1.гиЛ 2154854, свободный.
Основные источники:
1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник - 10-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2014 г
Дополнительные источники:
1. Гомола А.И. Экономика: учебник.- М.: Издательский центр «Академия», 2015
2. В.И. Шкатулла Основы права: учебник.- М.: Издательский центр «Академия», 2014

11

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

- ориентироваться в общих вопросах
экономики производства
сельскохозяйственной продукции;

Демонстрация практических навыков

- применять экономические и правовые
знания конкретных производственных
ситуациях;
- защищать свои правовые права в рамках
действующего законодательства
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
- принципы рыночной экономики;

Демонстрация практических навыков

-понятия спроса и предложения на рынке
товаров и услуг
- особенности формирования,
характеристику современного состояния
и перспективы развития отрасли;
- организационно - правовые формы
организаций;
- основные положения законодательства,
регулирующего трудовые отношения;

Отчёт о самостоятельной работе

- механизмы ценообразования
- формы оплаты труда.

Отчёт о самостоятельной работе
Решение задач

Демонстрация практических навыков

Тестирование

Тестирование

Тестирование
Отчёт о самостоятельной работе

12

Личностные результаты

ЛР2Проявляющий активную гражданскую
Педагогическое наблюдение
позицию, демонстрирующий приверженность
Опрос
принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в
том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций
ЛР 12 Принимающий семейные ценности,
готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового
содержания
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к
непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и
общественной деятельности

13

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В Р А Б ' . ' Ч
ПРОГРАММУ
Я р № пункта
рабочей
п/п
программы1
,

и

После
Дата
До ■
изменении
внесения
внесения
изменений изменений
и
и
4 | | дополнений
дополнений Ш'дополнений
.. ?й;......

>

и

>

Дата " ЛГе
Дата и №
протокола
протокола
рассмотрения р я . Г . Г ^ н г г р с М И Я
МСТ'ОЛЧ'И'.Г.КИМ
циклопой
СП П Г Г ' ^ М
комиссией
п е д и • 0 ^ И *!ССКИ1М

г п 11ел и м


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».