ОГСЭ.01 Основы философии, 2023

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

- t

'

T

•Т

^Т В ЕРЖ Щ Ю :
Директор I А11.0У СО
«Камьппловскйй гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес.
на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2023 г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 40.02.01
«Право и организация социального
обеспечения» и примерной программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы
философии» для образовательных учреждений, реализующих образовательные
программы СПО, рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования»
в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями
при разработке программы учебной дисциплины «Основы философии» (разработчик
Горелов А.А., доктор философских наук, вед. н. сотр. Института философии РАН).
Разработчик: - Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников социа
анитарных, математических и естественно-научных дисциплин
ГАПОУ СО «КП
Председатель___
_____ Е.В.
Е.В. Чудинова
Чудинова

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

ПРИМЕРНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

УЧЕБНОЙ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

10
13

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01
Право и организация социального обеспечения.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
программы
подготовки
квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего
специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
S основные категории и понятия философии;
S роль философии в жизни человека и общества;
■S основы философского учения о бытии;
S сущность процесса познания;
S основы научной, философской и религиозной картин мира;
S об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
■S о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
1.4. Планируемы результаты освоения дисциплины
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:
OK 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации
OK 11
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы
и правила поведения

4

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 8 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме текущего конт роля

Объем часов
56
48
48
-

6
8

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№
п/п

Наименование разделов и тем

1

Введение

1-2

2

3 -4

5-6

7-8
9-10

11-12
13-14
15-16

Т
42

Философия как универсальное теоретическое мировоззрение.
Основной вопрос философии.
Основные категории и понятия философии. Роль философии в
жизни человека и общества.
Раздел 1. Предмет философии и ее история

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии
Становление философии из мифологии. Характерные черты
философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с философским словарем: смысл понятий «логика»,
«философия», «дискурсвностъ»
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая
философия
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
Становление философии в Древней Греции. Философские
школы. Сократ. Платон. Аристотель.
Философия Древнего Рима.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Контрольная работа

Сем.
6

С/р

8

Уровень
освоени
я

Коды общих
компетенций
и личностных
результатов

2

ок
01,03,06

2

ок
01,03,04,
06,08
2
2
2
1

2
2
2
2
2
2

«Особенности античной философии»

17-18
19-20

21-22

Самостоятельная работа обучающихся:
Творческое задание «Фшософские школы и учение о
первоначалах
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Особенности философии Нового времени: рационализм и
эмпиризм в теории познания.
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и
эволюционизма
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к семинарскому занятию
Тема 1.4. Современная философия

23-24

Семинар «Основные направления философии XX века:
неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм».

25-26

Философия бессознательного.
Особенности русской философии. Русская идея

27-28

3

29-30

1

2
2
2
2
2

ОК 02
2

2
2
2
ОК
01,03,04,
06,08,11

Раздел 2. Структура и основные направления философии

Тема 2.1. Методы философии и ее пнутреннее строение
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени,

2

2
6

31-32

33-34

35-36

37-38
39-40

41-42

XX века. Основные картины мира философская
(античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое
время, XX век).
Методы философии: формально-логический, диалектический,
прагматический, системный, и др. Строение философии и ее
основные направления,
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания
Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство
мира.
Современные
онтологические
представления.
Пространство, время, причинность, целесообразность.
Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и
относительной истины.
Соотношение
философской,
религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к
семинару

2
2

2

2
2
2

Тема 2.3. Этика и социальная философия
Семинар «Этика»

Социальная философия
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к
семинару
Семинар «Философия и глобальные проблемы
современности»

2
2
2

45-46

47-48

Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки
и идеологии
Структура
философского
творчества.
Типы
философствования. Философия и мировоззрение. Философия и
смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Контрольная работа
«Содержание основных разделов философии»
Итого:

ОК 02

2
2

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее
значение
43-44

ОК 02

2

2

2
42

6

8

2.3 Содержание учебной дисциплины
В разделе «Введение» изучаются предмет, структура и функции философии, специфика
философского знания, основные проблемы философии, значение философии для человека.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИЯ
Данный раздел учебной дисциплины изучает основные вехи мировой философской мысли,
особенности и специфика каждой из исторических эпох развития философии, важнейшие
концепции античной философии, философии эпох Средневековвя и Возрождения, Нового
времени, немецкой классической философии, русской философии и философии XX века.
Раздел 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Данный раздел философии изучает проблемы философской онтологии, понятие, формы и
свойства бытия и материи, проблема человека в философии, сознательное и бессознательное в
жизни человека, проблемы теории познания и социальной философии, а также этические
проблемы философского знания.

7

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
общегуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор
Залы:
Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов.- М.:
Академия, 2019
Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов,- М.:
Академия, 2009
Основы философии:учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - Ростов
н/Д: Феникс,2018
Кохановский, В.П. Основы философии: учебник для СПО.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005
Основы философии: учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - М.:
КНОРУС, 2019 (электронная библиотека)
Дополнительные источники:
Основы философии: учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - М.:
КНОРУС, 2019 (электронная библиотека)
Губин, В.Д. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.Д.Губин.- М.: ФОРУМИНФРА-М, 2005
Канке, В.А. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.А.Канке.- М.:Высшая
школа, 1999
Дополнительная для преподавателей
Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов.- М.:
Академия, 2015
Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов,- М.:
Академия, 2007
Губин, В.Д. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.Д.Губин.- М.: ФОРУМИНФРА-М, 2005
Канке, В.А. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.А.Канке.- М.:Высшая
школа, 1999
8

Матяш, Т.П. Основы философии: учебник для студентов СПО /Т.П. Матяш, JIB. Жаров,
Е.Е. Несмеянов,- Ростов н/Д: Феникс, 2015
Основы философии:учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - Ростов
н/Д: Феникс,2006
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
• ориентироваться в наиболее общих
философских
проблемах
бытия,
познания,
ценностей,
свободы
и
смысла
жизни
как
основе
формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
• определить
значение
философии
как
отрасли
духовной
культуры
для
формирования
личности,
гражданской
позиции
и профессиональных навыков;
• определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
• сформулировать
представление
об истине и смысле жизни.
Знать:
• основные
категории
и
понятия
философии;
• роль философии в жизни человека
и общества;
• основы философского учения о бытии;
• сущность процесса познания;
• об условиях формирования личности,
свободе
и
ответственности
за
сохранение
жизни,
культуры,
окружающей среды;
• о социальных и этических проблемах,
связанных
с
развитием
и использованием достижений науки,
техники и технологий.
Перечень
общих
компетенций,
формируемых в процессе обучения
ОК: 1,2, 3,4, 6,7,8, 11

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
тестирование
оценка выполнения самостоятельных работ
устный опрос
выполнение индивидуальных заданий
представление доклада с оцениванием
контрольная работа
текущий контроль знаний

Тестирование,
оценка
выполнения
самостоятельных работ, устный опрос,
выполнение
индивидуальных
заданий,
участие в семинарах, представление доклада
с оцениванием, текущий контроль знаний
9

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

1
2

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».