ОГСЭ.05 Культура речи, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Директор ГАП®У СО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Уровень освоения: базовый

г. Камышлов, 2023

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 Право и организация социального обеспечения, в соответствии с разъяснениями
по
формированию
примерных
программ
учебных
дисциплин
начального
профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2009
года.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе типовой учебной
программы Воителевой Г.Т. «Культура речи».
Разработчик: Цытыркина Любовь Александровна - преподаватель ВКК, ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель__/ J Щ
№ и*

Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы учебной дисциплины

2.

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специа­
листов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01
Право и организация социального обеспечения.
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специ­
алистов среднего звена: дисциплина входит в общий гуманитарный и социальноэкономический цикл в состав вариативной части.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
нормы современного русского литературного языка;
основные формы речи;
соотношение между языком и речью;
функциональные стили русского языка;
составляющие культуры речи: ясность, точность, выразительность, логич­
ность, эстетичность;
изобразительно-выразительные возможности русского языка;
основные правила оформления деловых документов.
основные способы переработки текстовой информации;
уметь:
ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовы­
вать свои коммуникативные намерения;
создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жан­
рами устной речи (вести профессиональную беседу, обмениваться информацией, вести
дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные запис­
ки, инструкции, различные юридические документы и т.п.; редактировать написанное);
грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевомотношении
оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и
справочную литературу;
соблюдать правила речевого этикета;
анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять
общением, использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей;
выступать перед аудиторией.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются общие (ОК)
компетенции:
OK 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв­
лять к ней устойчивый интерес.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод­
ством, потребителями.
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK 11: Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы
4

и правила поведения.
1.4.

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной

учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося 56 часа; самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

5

84
56
10
28

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Культура речи»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
Предмет, задачи, аспекты изучения курса «Культура речи».
Введение
Национальный язык и литературный русский язык. Современный русский литера­
турный язык, его признаки, характерные черты и свойства Нелитературные варианты
языка.
1. РАЗДЕЛ. Нормативный аспект русского языка и культуры речи
Тема 1.1.
Норма в системе языка. Характерные особенности нормы. Кодификация. Структурно­
Языковая норма, ее языковые типы норм.
роль в становлении и Нарушения норм современного литературного русского языка, пути их преодоления.
функционировании
Типы и причины возникновение лексических и грамматических ошибок в речи Типо­
литературногоязыка логия ошибок.
Тема 1.2
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Формы и типы
Речевое
взаимодей­ речи. Речевые жанры. Перевод письменной речи в устную. Основные единицы обще­
ствие.
ния. Устная и письменная разновидности литературного языка.
Язык и речь
2. РАЗДЕЛ. Коммуникативный аспект русского языка и культуры речи
Тема
Коммуникативные качества речи: правильность, точность, ясность, логичность,
2.1Коммуникативный доступность, информативность, чистота, краткость, уместность.
аспект культуры речи Практическое занятие. Виды логических ошибок, средства достижения доступно­
сти, коммуникативные условия чистоты речи. Лексика ограниченной сферы употреб­
ления. Презентация. Тесты. Упражнения.
Самостоятельная работа. Правильность как качество грамотной речи. Нарушения
орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических
норм, пути их преодоления. Правка и анализ текстов.
Тема 2.2.
Условия создания выразительности; характеристика выразительных возможностей
Богатство
языка. эечи; образные средства в речи.
Выразительность ре­ Лексическое богатство русского языка.
чи.
Средства речевой выразительности. Функции фигур речи и тропов.

Объем
часов
2

Уровень Формиру­
освоения емые ОК
1

8
2

2

2

2

4

2

36
2

2

2

2

6

2

2

2

2
2

2
2

ОК
1,6,8,11

ОК
1,6,8,11

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функцио­
Тема 2.3.
нальных стилей. Понятие стилистической нормы. Соотношение стилистических и ре­
Функциональные
стили со- временного чевых ошибок.
русского языка
Практическое занятие. Функциональные разновидности литературного языка
(научный, публицистический). Презентация. Тесты. Упражнения.
Официально-деловой стиль. Признаки (долженствование, стандартизация, точность,
Тема 2.4.
Официально-деловой не допускающая инотолкования, отсутствие эмоциональности и др.), сфера функцио­
стиль
современного нирования, жанровое разнообразие.
русского языка
Оформление официальных документов. Приемы унификации языка служебных доку­
ментов.
Практическое занятие. Язык и стиль распорядительных документов.
Составление протоколов, заявлений, докладных, расписок (стандартизация, отра­
ботка формы документа, типовой состав информации, назначение и формы предъяв­
ления, краткость).
Презентация. Тесты. Упражнения.
Самостоятельная работа. Анализ нарушений разных типов нормы официальноцеловых текстов (творческая работа).
3. РАЗДЕЛ. Этический аспект культуры речи
Общение и коммуникация: сходства и различия. Основные единицы, сферы и виды
Тема 3.1.
Общение
и общения. Ситуация общения и ее составляющие
коммуникация
Самостоятельная работа.Особенности коммуникаций. Законы эффективного слу­
шания. Приемы эффективного чтения. Факторы, затрудняющие речевое общение.
Тема 3.2.
Этические нормы речевой культуры. Понятие «речевой этикет». Речевой этикет и
Культура устной и национальная специфика. Формула речевого этикета, его группы.
письменной
речи. Практическое занятие. Письменные и устные речевые жанры в профессиональ­
Этика общения и ре­ ной деятельности. Презентация.Тесты. Упражнения.
чевой этикет
Самостоятельная работа. История речевого этикета. Норма и традиция в этикете.
Основные требования русского речевого этикета (творческая работа).
Формирование языковой компетенции как главная задача культуры речи. Уровни
Тема 3.3.
Основные направле­ языковой компетенции. Языковые ошибки и способы их устранения. Словариния совершенствова- гправочники по культуре речи

4

2

2

3

4

2

2

2

2

2

6

3

22
2

2

4

2

4

2

2

2

4

2

2

2

ОК
1,6,8,11

ния навыков грамот­ Совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых навыков. Работа
ного письма и говоре­ по формированию умений практического использования словарей в процессе редак­
тирования текста.
ния
4. РАЗДЕЛ. Основы публичного выступления
Тема 4.1.
Жанровая дифференциация публичных выступлений и отбор языковых средств при
Ораторская речь си­ подготовке к выступлениям.
стеме функциональ­ Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды
ных стилей литера­ аргументов.
турного языка
Самостоятельная работа. История ораторского искусства. Ораторское искусство в
профессиональной деятельности специалиста (реферат).
Тема 4.2.
Практическое занятие. Общие требования к публичному выступлению. Виды и
Способы
словесного структура публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Способы сло­
оформления публич­ весного оформления публичного выступления. Понятность, информативность и выра­
зительность публичной речи.
ного выступления.
Тема 4.3.
Искусство ведения спора (эристика). Сходство и различие понятий «диспут», «дис­
Логические и психоло­ куссия», «полемика», «спор». Типичные ошибки в аргументационной деятельности.
гические приемы по­ Самостоятельная работа. Спор как форма организации человеческого бытия.
лемики
Споры в Древней Греции. Споры в современном обществе (творческая работа).
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности).

4

3

14
2

2

4

2

2

3

2

2

4

2

2
84

ОК
1,6,8,11

ЗЛ.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебник для СПО,- Ростов н/Д.: Фе­
никс, 2019
Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для СПО. - М.: Академия, 2018
Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / А. В. Го­
лубева ; под ред. А. В. Голубевой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 386 с. — (Се- рия
:Профессиональное
образование).
—
ISBN
978-5-9916-7623-6.https://biblioonline.ru/book/043B1364-92C9-4949-9200-839FC64C49F3/russldy-yazyk-i-kultura-rechi
Дополнительные источники:
1.
Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / В. Д.
Черняк, А. И. Ду- нев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 4-е
изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 389 с. — (Серия : Профессиональ­
ное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6.https://biblio-online.ru/book/C842573D-F2284FA8-8DE9-97D4EE07E52F/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi
2.
Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флин- та, 2015. - 608 с.
3.
Володина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека.
Справочник- практикум. 20-е изд / Н.С. Володина и др. - М.: Флинта, 2014. - 320 с.та,
2016.-608 с.
4.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное
пособие/ Го- луб И.Б.— Электрон, текстовые данные,— М.: Логос, 2014.— 432 с.— Ре­
жим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39711.html,— ЭБС «IPRbooks»
5.
Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполито­
ва, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2016. - 440 с.
6.
Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование: Учеб­
ное пособие /М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - М.: Флинта, 2016. - 280 с.
7.
Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Н. В.
Кузнецова; - 3-е изд. - М. : Форум, 2015. - 368 с. - (Профессиональное образование).
8.
Морозова С.М. Русский язык и культура речи. Часть I [Электронный ре­
сурс]: сборник тестов/ Морозова С.М.— Электрон, текстовые данные.— М., 2015.— 93
с.— Режим дос- тупа: http://www.iprbookshop.ru/46829.html.— ЭБС «IPRbooks»
9.
Мурзинова, P.M. Русский язьж и культура речи (для СПО) / P.M. Мурзинова,
В.В. Во- ропаев. - М.: КноРус, 2015. - 256 с.
10. Новикова Л.И. Правильность русской речи. Часть I [Электронный ресурс]:
справоч- ник по культуре речи/ Новикова Л.И.— Электрон, текстовые данные.— М.: Рос­
сийский государственный университет правосудия, 2016.— 216 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/49609.html.— ЭБС «IPRbooks»
11. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / М.Н.
Черкасова, Л.Н. Черкасова. - М.: Дашков и К, 2015. - 352 с.
12. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи (2-е издание) [Электронный
ресурс]: учебное пособие / Штрекер Н.Ю.— Электрон, текстовые данные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2015.— 351 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52560.html.— ЭБС
«IPRbooks»
13. Яцук, Н.Д. Культура речи: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2016. - 92 с.
Словари и справочники
1.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический спра­
вочник / З.Е.Александрова. - 13-е изд., стер. - М.: Русский язык - Медиа, 2014. - 568, [8]
с.
2.
Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка: более
2500 слов /Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. - М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2015. - 376
с.
9

3.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произноше­
ние. Ударение.Грамматические формы. - 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык - Медиа,
2014.-893 с.
4.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2005. - 944 с.
5.
Ожегов С. И , Шведова НЮ . Толковый словарь русского языка / Россий­
ская академиянаук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнен­
ное. - М.: ООО
«ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.
6.
Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт
русскогоязыка им. В.В. Виноградова; О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаев,
Л.К. Чельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005. - 960 с.
7.
Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения: ок. 10
000 слов и выражений. - М.: ACT: Астрель, 2014. - 749 с.
8.
Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под
ред. Г.Н Скляревской. - М.: Эксмо, 2015. 1136 с.
9.
Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного язьпса. -М .
ACT. -2008. - 880 с .
-

Интернет-ресурсы:
1.
Электронный ресурс: Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому
языку
2.
-

Режим доступа: http://www. redaktor.ru.
Электронный ресурс: Словари, ссылки. Грамотная речь
Режим доступа: http://www. cultrechi. narod.ru.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
освоенные умения:
Знеаудиторная
самостоятельная
-ориентироваться в различных языковых ситуациях, забота, реферат, тестирование,
адекватно реализовывать свои коммуникативные практические задания; творческие
намерения;
заботы,
-создавать профессионально значимые речевые про­
изведения: владеть жанрами устной речи и письмен­
ной речи;
-грамотно в орфографическом, пунктуационном и
речевом отношении оформлять письменные тексты
на русском
языке, используя лингвистические словари и спра­
вочную литературу;
-соблюдать правила речевого этикета;
-анализировать предмет общения, организовывать
обсуждение, управлять общением;
-переводить устную информацию в письменную;
-выступать перед аудиторией.
Внеаудиторная
самостоятельная
усвоенные знания:
-основные формы речи;
работа, тесто-вые задания, реферат,
практические задания, творческие
- соотношение между языком и речью;
задания
- функциональные стили русского языка;
- составляющие культуры речи: ясность, точность,
нормированность, выразительность, логичность, эс­
тетичность;
-изобразительно-выразительные возможности русскогоязыка;
- основные правила оформления деловых докумен­
тов;
- основные способы переработки текстовой инфор­
мации.

Результаты
(освоенные
общие Основные показатели оценки Формы и методы
компетенции)
результата
контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социаль­ демонстрация интереса к буду­ Наблюдение за дея­
ную значимость своей будущей про­ щей профессии.
тельностью
фессии, проявлять к ней устойчивый осознает социальную значи­ студентов в процессе
интерес.
мость своей будущей профес­ освоения
сии, обладает достаточным образовательной про­
уровнем
профессионального граммы
правосознания
ОК 6. Работать в коллективе и в ко­
Текущий контроль в
манде, эффективно общаться с колле­ взаимодействие с обучающи­ форме:
гами, руководством, потребителями. мися, преподавателями в ходе защиты практических
обучения, клиентами в ходе заданий с
практики.
использованием
элементов
ролевых
игр
Текущий контроль в
ОК 8. Самостоятельно определять за­
дачи профессионального и личностно­- самоанализ и коррекция ре­ форме:
го развития, заниматься самообразо­ зультатов собственной работы; - защиты
ванием, осознанно планировать по­ - стремится к саморазвитию, практическихзаданий;
вышение квалификации.
повышению своей квалифика­ - самостоятельных
работ по темам дис­
ции имастерства.
циплины, тестирова­
ния.
ОК 11.Соблюдать деловой этикет, -соблюдать правила речевого Текущий контроль в
форме: защиты прак­
культуру и психологические основы этикета;
общения, нормыи правила поведения. -толерантность, умение пра­ тических заданий с
вильно воспринимать окружа­ использованием эле­
ющих, взаимодействовать в ментов ролевых игр
различных ситуациях.

12

Приложение 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактив­
ных форми методов обучения обучающихся
Тема учебного занятия

Активные и интерактивные формы
и методы обучения
Практическое занятие. Особенности деловой ком­ Разбор и решение проблемных си­
муникации
туаций.
Практическое занятие. Рекламные жанры: презен­ Урок-презентация
тация, реклама.

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАМ­
МУ*

№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и дополне­
ний

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протоко­
ла рассмотрения
цикловой комисси­
ей

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

1
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».