ОПД.07 Семейное право, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.07 «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации N 508 12.05.2014 г.,
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик:
Чудинова
Елена
Васильевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональн
1 плин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель _
'
Е.В. Чудинова
СОГЛАСОВАН
Заместитель директора по УПР
Н .А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
За
;тора по УМР
_______________ .А. Мадыгина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

12

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Семейное право»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной
дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области семейного права.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной дисциплиной
профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Семейное право» обучающийся должен уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять брачный договор и алиментное соглашение;
- оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и источники семейного права;
- содержание основных институтов семейного права.
1.4.
Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций

этап

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других
социальных выплат.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет,
используя информационно-компьютерные технологии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
4

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебной литературой и законодательством
подготовка к зачёту
составление документов (брачного договора и соглашения об уплате
алиментов)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

48
32
10
16
6
6
4

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Семейное право»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
2

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

Тема 1.
Понятие семейного
права

Содержание учебного материала
Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права.
Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение
семейного права от гражданского права.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, законодательством
Содержание учебного материала
Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание.
Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в
семейном праве. Понятие родства, супружества и свойства.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к
заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации
брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов
гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические
последствия прекращения брака. Признание брака недействительным.
Основания признания брака недействительным.
Практическое занятие: Решение задач по определению условий вступления в
брак, обстоятельств, препятствующих заключению брака, оснований признания
брака недействительным, порядка расторжения брака.
Самостоятельная работа:работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности
супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим

2

1

2
2

2

Тема 2.
Семейные
правоотношения

Тема 3.
Брак

Тема 4.
Личные и
имущественные

Формируемые
ОК, ПК
5
ПК 1.1, 1.2,
1.4, 1.5, 2.2
ОК 2, 4, 5, 7-9,
11, 12

2
6

2

2

2
6

2

6

правоотношения
супругов.

Тема 5.
Правоогношения
родителей и детей.

Тема 6.
Алиментные
обязательства
членов семьи.

Тема 7.
Формы устройства
детей, оставшихся
без попечения
родителей.

имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по
обязательствам.
Практическое занятие: Решение задач по определению имущества,
подлежащего разделу по требованию одного из супругов, определению условий
брачного договора и последствий недействительности его части. Определение
подсудности семейных дел с использованием ГПК РФ.
Самостоятельная работа:работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту. Составление брачного договора.
Содержание учебного материала
Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права
и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав.
Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав.
Практическое занятие: Решение задач по определению порядка и
применению правил установления отцовства, прав и обязанностей родителей, а
также их ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение)
обязанностей. Определение подсудности семейных дел с использованием ГПК
РФ.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате
алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности
родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты
нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних
детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и
бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.
Практическое занятие: Определение видов дохода, с которого возможно
удержание алиментов, размера алиментов, ответственности за уклонение от
уплаты алиментов, оснований освобождения от уплаты алиментов.
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством,
подготовка к зачёту. Составление соглашения об уплате алиментов.
Содержание учебного материала
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие,
условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления.
Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними
детьми. Приемная семья.

2

2
4

2

2

2
6

2

4

2
4

1

7

Тема 8.
Акты гражданского
состояния.

Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой и законодательством,
подготовка к зачёту.

2

Содержание учебного материала
Акты гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского
состояния. Порядок государственной регистрации актов гражданского
состояния.
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством,
подготовка к зачёту.
Всего:

2

2

2
48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (решение ситуационных задач, составление правовых документов) в сочетании с
внеаудиторной самостоятельной работой.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Нормативные правовые акты:
1.
Конституция РФ от 12.12. 1993г. (в ред.от 01.07.2020)
2.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (в последней редакции)
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в
последней редакции)
4.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г. (в последней редакции)
5.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 г. (в последней редакции)
6.
Федеральный закон от 15.11.97 №143 «Об актах гражданского состояния» (в
последней редакции)
7.
Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в последней редакции)
8.
Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основных системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в последней редакции)
9.
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о
детях, оставшихся без попечения родителей» (в последней редакции)
10.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48 (в последней
редакции)
11.
Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» от 29.12.2006 г. №256 (в последней редакции)
12.
Конвенция о правах ребенка
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. Семейное право: учебник для
СПО / Л.В. Борисова. — М.: Юстиция, 2019.
(электронная библ-ка)
2. Гомола, А.И. Семейное право: учебное пособие. М.: Академия, 2019
Дополнительные источники:
1.
Агапов, С. В.
Семейное право:
учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Агапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
258 с .— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-02868-3. — Текст :

9

электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/489616
2. Корнеева, И. J1.
Семейное право : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 361 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03868-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489611
3. Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации : учебник и практикум для
вузов / А. М. Рабец. -— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08810-6. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.rn/bcode/488827 (дата
обращения: 18.09.2022)
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы
http:// www.minjust.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ПК)
У-1. Применять нормативные
правовые акты при разрешении
практических ситуаций
У-2. Составлять брачный договор и
алиментное соглашение
У-3. Оказывать правовую помощь с
целью восстановления нарушенных
прав
У-4. Анализировать и решать
юридические проблемы в сфере
семейно-правовых отношений
3-1. Основные понятия и источники
семейного права
3-2. Содержание основных институтов
семейного права
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по составлению документов
правового характера (брачный договор, алиментное
соглашение)
практические занятия по решению ситуационных
задач

практические занятия по решению ситуационных
задач
диф ф еренцированны й зачёт
дифф еренцированны й зачёт

практические занятия по решению ситуационных
задач

10

их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития
ОК 5. Использовать информационно­
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов
практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

дифференцированный зачёт

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

дифференцированный зачёт
ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к дифференцированный зачёт
коррупционному поведению
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное практические занятия по решению ситуационных
толкование нормативных правовых актов задач и составлению правовых документов
для реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по
вопросам пенсионного обеспечения и
социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление
(назначение,
перерасчет,
перевод),
индексацию и корректировку пенсий,
назначение пособий, компенсаций и
других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные
технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и
хранение дел получателей пенсий,
пособий и других социальных выплат.

практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению гражданско-процессуальных
документов

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению гражданско-процессуальных
документов

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в практические занятия по решению ситуационных
социальной защите и осуществлять их задач
учет,
используя
информационно­
ком пью терны е технологии.

11

5 ЛИСТ ИЗМ ЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».