ОПД.10 Статистика, 2023

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
^ « 'U r T P T f . ^ . v ,

^У ТВ ЕРЖ Д А Ю :
^ ^^ •^ ^и р ек то р ГЩ Ш СО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ю «СТАТИСТИКА»
для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Г. Камышлов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ­
ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова­
ния 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г.
N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социаль­
ного обеспечения».
Разработчик: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной ка­
тегории ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профес­
сиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

12

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной про­
граммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обес­
печения»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дис­
циплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1- собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной
деятельности;
У2- оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;
- УЗ - исчислять основные статистические показатели;
- У4 - проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
31 -законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответствен­
ности за нарушение порядка ее представления;
- 33- современную структуру органов государственной статистики;
- 33- источники учета статистической информации;
34- экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
35 - статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходя­
щих в стране.

1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
-

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других
социальных выплат
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других
социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
48
32
16
16

Итоговая аттестация по текущей успеваемости

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Наименование
разделов и тем

Объем
часов

Уро­
вень
освое­
ния

Содержание учебного материала
Понятие предмета и метода статистики. Основные разделы статистики: общая теория стати­
стики, демографическая статистика, экономическая статистика, социальная статистика,
1
страховая статистика и т.д. Связь статистики с другими экономическими дисциплинами.
Статистическая методология.
Содержание учебного материала
Современная структура органов государственной статистики в Российской Федерации. Гос­
ударственный комитет по статистике РФ, его функции. Принципы организации государ­
1
ственной статистики в РФ. Республиканские, областные (краевые), комитеты статистики,
межрайонные, городские отделы статистики, их функции.

Тема 1.2.
Организация
государственной стати­
стики в Российской
Федерации
Самостоятельная работа
Составление схемы органов статистики

Раздел 2. Теория статистического наблюдения

Тема 2.1.
Статистическое наблю­
дение

Тема 2.2.
Формы
статистического наблю­
дения
Самостоятельная работа

Содержание учебного материала
Понятие о статистическом наблюдении. Статистическое наблюдение - первый этап стати­
стического исследования. Объект и единица наблюдения. Программа наблюдения. Органи­
1 зационный план статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения. Пере­
писи - одна из форм специально организованного статистического наблюдения, их необхо­
димость и значение.
Регистр предприятия, его необходимость и значение. Виды статистического наблюдения в
2
зависимости от времени регистрации фактов и степени охвата единиц совокупности.
Содержание учебного материала
Статистическая отчетность - основная форма статистического наблюдения. Требования,
предъявляемые к статистической отчетности в соответствии с Положением о порядке пред­
ставления государственной статистической отчетности в РФ. Проверка достоверности ста­
1
тистической отчетности. Типы ошибок, встречающихся в отчетах, пути их предупреждения
и способы исправления.

ок,пк

ОК 1,4,5

Раздел 1. Статистика как наука
Тема 1.1.
Предмет и метод
статистики

Ф ормируемые

1

1

1

2

4

3
ОК 4,5

6

1

1

1

2

2

2
6

Работа с законом РФ от 13.05.1992 N2761-1 (ред. от 30.12.2001) "Об ответственности за нарушение порядка представ­
ления государственной статистической отчетности".
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных. Наглядное представление статистических данных

Тема 3.1.
Сводка и группировка
статистических данных.
Статистические таб­
лицы. Графики

Содержание учебного материала
Понятие статистической сводки и группировки. Задачи сводки, виды сводок. Группировка основа научной обработки статистической информации. Понятие группировочного при­
знака, виды группировок: типологические, структурные, аналитические. Статистические
1 таблицы, их значение, правила построения статистических таблиц. Графическое изображе­
ние статистических данных и его значение. Основные элементы статистического графика.
Правила построения столбиковых, линейных, секторных; диаграмм и картодиаграмм. Гра­
фическое изображение рядов распределения.
Практическая работа
Составление диаграмм и графиков на основании статистических данных. Графическое
1
изображение рядов распределения.
Раздел 4. Абсолютные и относительные величины в статистике

ОК 1,4,5

6

1

2

2

2
ОК 1,4,5

4

Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Статистический
показатель и его виды.
Исчисление различных
видов относительных

1

Понятие статистического показателя и его значение для изучения социально-экономиче­
ских явлений. Виды статис тических показателей. Абсолютные величины в статистике, их
единицы измерения. Понятие относительных величин, их сущность. Взаимосвязь абсолют­
ных и относительных величин. Виды относительных величин: выполнение плана, струк­
туры, интенсивности уровня экономического развития, сравнения.

Практические занятия
1 Исчисление различных видов относительных величин
Раздел 5. Ряды динамики

1

1

2

2
ОК 1,4,5

4
1

Тема 5.1.
Классификация рядов,
правила их построения

Практическая работа
Составление рядов динамики для решения задач
Понятие рядов динамики, их виды: интервальный, моментный и др. Уровни ряда динамики:
1 начальный, конечный.
Показатели рядов динамики: абсолютные изменения, темпы роста (снижения), средние
темпы роста (снижения). Абсолютное значение одного процента прироста.
Раздел 6. Средние величины и показатели вариации

Тема 6.1.

Содержание учебного материала

4

ОК 1,4,5

6
1

1
7

Понятие и виды
средних величии.
Показатели вариации

Понятие средней величины и ее значение для обобщения характеристик индивидуальных
величин одного и того же вида.
1 Виды средних величин и методы их расчета в зависимости от характера исходных данных.
Обязательные условия для исчисления достоверной средней величины. Показатели вариа­
ции и их значение в статистике.
Практические занятия
1 Исчисление различных видов средних величин

Самостоятельная работа
Применение средних величин в решении задач.
Раздел 7. Экономические индексы

Тема 7.1.
Понятие и виды
индексов

Содержание учебного материала
Понятие индексов, индивидуальные индексы, их виды и порядок исчисления. Понятие об
индексируемой величине и соизмерителях (весах). Агрегатная форма индекса - основная
1 форма экономического индекса. Агрегатные формы индексов физического объема продук­
ции, цен, стоимости, товарооборота в фактически действующих ценах. Ценные и базисные
индексы. Взаимосвязь индексов.
Практические занятия
1

Исчисление экономических индексов.

Самостоятельная работа
Вычисление взаимосвязей индексов
Раздел 8. Разделы статистики
Тема 8.1
Статистика продукции.
Издержки производства
и обращения
Тема 8.2.
Демографическая
статистика

Содержание учебного материала
Понятие состава продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства, транс­
1 порта и связи. Основные показатели промышленной продукции (валовая, товарная, реали­
зованная, нормативно-чистая). Понятие издержек производства и обращения.
Содержание учебного материала
Понятие предмета и метода демографии (населения), объект демографии. Определение по­
стоянного наличного населения. Естественное и механическое движение населения (при­
1
рост или убыль). Понятие трудоспособного возраста населения. Расчет уровня жизни насе­
ления.

Самостоятельная работа
Подготовка сообщения «Демографическая статистика РФ за последние годы».
Содержание учебного материала
Тема 8.3.

4

2

4

3
ОК 1,4,5

6

1

1

4

2

2

3
ОК 1,4,5
ПК 1.5, 2.1

11

2

1

2

2

4
2

1

8

Статистика трудовых
ресурсов

Тема 8.4.
Страховая статистика

Показатели рынка труда и его задачи, содержание рынка труда (экономически активное
население, структурная занятость по отраслям и профессиям). Показатели использования
1
рабочего времени. Показатели занятости и безработицы. Баланс трудовых ресурсов. Сред­
несписочная численность работников.
Содержание учебного материала
Значимость страхования в период развития рыночных отношений. Понятие страхового
1 фонда. Экономическая категория страхования. Личное, имущественное страхование. Риск и
страхование.
Всего:

2

1

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика»
Оборудование учебного кабинета:
Компьютеры 13 шт
Технические средства обучения:
мультимедиа, аудиовизуальные, интернет, СПС «Гарант».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1) Статистика : учебное пособие СПО / В.Н. Салин,— М. : КноРус, 2019. (электронная
библ-ка)
2) Мхитарян, B.C. Статистика: учебник для СПО.- М.: Академия, 2015
3) Макарова, Н.В. Статистика в Exel. - М: Академия, 2006

Дополнительные источники:
1. Береславская, В.А. Теория статистики: Учебное пособие/ Береславская В.А., Стрельникова
Н.М., Хинканина Л.А. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - 136 с.
2. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев
В.Н. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
3. Рудакова, Р.П. Статистика/ Рудакова Р.П., Букин Л.Л., Гаврилов В.И. 2-е изд. - СПб.: Питер,
2007 - 288 с.: ил.
1. Салин, В.Н. Система национальных счетов: Учеб. пособие./ Салин В.Н., Кудряшова С.И. М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
2. Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономиче­
ского профиля: учебник/ Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. - М.: Финансы и статистика, 2007. 480 с.: ил.
3. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб.
и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.: ил.
4. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н.,
Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 192с.
5. Статистика: Учеб. пособие / Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М. и др.; Под ред. В.М.
Симчеры. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.: ил.
6. Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г., Глинский В.В. и др.; Под ред. канд.
экон. наук, проф. В.Г. Ионина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 445 с.
7. Теория статистики: учебник / Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова
Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.: ил.
8. Статистика: Учебник/ Толстик Н.В., Матегорина Н.М. -Изд.4-е, допол. и перераб.- Ростов
н/Д: Феникс, 2007.-344 с.
Интернет-ресурсы:
http:// statistika.ru/
10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про­
цессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися ин­
дивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ПК, ОК,)
У1 собирать и обрабатывать информацию, необходимую
для ориентации в своей профессиональной деятельности;
У2 оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм стати­
стическую информацию;
УЗ исчислять основные статистические показатели;
У 4 проводить анализ статистической информации и делать
соответствующие выводы;
31 законодательную базу об организации государственной
статистической отчетности и ответственности за наруше­
ние порядка ее представления;
32 современную структуру органов государственной стати­
стики;
33 источники учета статистической информации;
34экономико-статистические методы обработки учетно­
статистической информации;
35 статистические закономерности и динамику социальноэкономических процессов, происходящих в стране.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессио­
нальных задач, профессионального и личностного разви­
тия.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Оценка выполнения практиче­
ского занятия
Решение ситуационных задач

Решение ситуационных задач
Оценка выполнения практиче­
ского занятия

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел полу­
чателей пенсий, пособий и других социальных выплат
Решение ситуационных задач
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий,
Оценка выполнения практиче­
пособий, компенсаций и других социальных выплат, а
ского занятия
также услуг и льгот в актуальном состоянии

11

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотрения
цикловой комис­
сией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».