ОПД.11 Экономика организации, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор'17АПОУ СО
. ___ у „ ______ _
!г/
г __„ ■
- «Камышловский
гуманитарно

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.11 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

г. Камьпнлов, 2023

Рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N
508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения»).
Разработчик: Пичугина А.А. - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профес­
сиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
М сс ^ /_____ Т. А. Мадыгина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины .............................................................................

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины ......................................................................

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины .......................................................

8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ......................................

10

5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу....................................

11

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про­
граммы: дисциплина «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной
профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в со­
ответствии с принятой методологией;
оценивать эффективность использования основных ресурсов организации (предприятия).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно­
хозяйственную деятельность организаций (предприятий) различных организационно-право­
вых форм;
состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организа­
ции (предприятия);
основные аспекты развития организаций (предприятий) как хозяйствующих субъектов в ры­
ночной экономике;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), по­
казатели их эффективного использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
экономику социальной сферы и ее особенности.
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности
следующих профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализа­
ции прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол­
нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ­
ственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного вы­
полнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
48
32
6
16

Итоговая аттестация в форме текущего контроля

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельные работы
обучающихся

Раздел 1. Организация (предприятие) как основной субъект хозяйствования в рыночной экономике
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Понятие и состав участников предпринимательской деятельности в России, её
Виды и формы
виды.
предпринимательско
1
Признаки юридического лица, виды. ОПФ (организационно-правовые формы),
й деятельности в
перечень форм.
России
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить сообщения «Виды некоммерческих организаций»
Содержание учебного материала
Понятие планирования и плана. Связь планирования и управления. Основные
Тема 1.2.
1 задачи,
Планирование
этапы. Классификация планов по видам. Понятие бизнес-плана. Системы.
деятельности
Практические занятия
организации
Расчет распределений прибыли и убытков в полном товариществе между
(предприятия)
участниками.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить информации об особенностях систем планирования в России (презентация).
Решить задачи по теме занятия
Раздел 2. Материальные ресурсы организации (предприятия)
Тема 2.1.
Производственная
программа
организации
(предприятия).
Производственная
мощность как
основа
производственной
программы

Содержание учебного материала
Понятие производственной программы предприятия: плановые расчеты, методика
1 расчета стоимостных показателей объема производства и реализации продукции.
Тестирование.
Понятие производственной мощности. Виды показателей производственной
2
мощности.
Практические занятия
Методика расчета производственной мощности предприятия. Показатели
эффективности.

Объем
часов

Уровен
ь
освоени
я

10,5

Формируем
ые ОК,ПК

ОК 2,3

2

2

2

3

2

2

2

2

2
0,5

3

21,5
ОК 2-3
2

2

1

2

1

2
6

Внеаудиторная самостоятельная работа
Повторить методику расчета.
Решить задачи по теме занятия
Содержание учебного материала
Понятие имущества организации: виды, понятие, состав основных фондов.
Тема 2.2.
1
Ак
тивная часть и другая, структура. Понятие основных средств.
Имущество
Понятие амортизации основных фондов. Амортизационные отчисления, норма,
организации
2
срок, способы начисления. Показатели эффективности использования .
(предприятия).
Основные фонды и
Практические занятия
их использование
Расчет показателей (эффективность использования основных производственных
фондов).
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Оценка и износ основных фондов».
Решить задачи по теме занятия.
Содержание учебного материала
Понятие, состав и структура оборотных фондов. Понятие оборотных средств.
Источники
Тема 2.3.
1
формирования, пополнения оборотных средств. Методы планирования потребности
Оборотные фонды.
в оборотных средствах.
Формирование и
Сущность
метода нормирования оборотных средств. Понятие и показатели
использование
2
оборачиваемости оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.
оборотных средств
Практические занятия
Расчет норм расхода, потребностей в материалах и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Повторить основные понятия.
Решить задачи по теме занятия.
Содержание учебного материала
Понятие и отличительные черты нематериальных активов, виды. Понятие
Тема 2.4.
1 амортизации
Нематериальные
нематериальных активов: срок полезного использования, способы.
активы
Практические занятия
Расчет амортизации (НМА). Тестирование.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить доклад «Ноу-хау»
Раздел 3. Трудовые ресурсы организации (предприятия)
Тема 3.1.

Содержание учебного материала

1
0,5

3

2

2

1

2

1

3

1
1

3

2

2

1

2

1

2

1
1

3

1

2

1
2

2
3

11

ОК 2-4
7

Понятие кадров организации , их структура, показатели количественной
К адровы й
1 характеристики. Классификация персонала. Понятие системы организации труда и
потенциал
управления персоналом.
организации.
Нормирование
Мотивация, нормирование, нормы труда. Понятие производительности труда.
труда.
2 Прямые и обратные показатели производительности труда, пути повышения.
Производительность
Методика определения плановой численности работников.
труда.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Повторить основные понятия, составить глоссарий
Решить задачи по теме занятия.
Содержание учебного материала
Организация оплаты труда на предприятии. Роль государства в организации и
оплате
Тема 3.2.
1
труда работающих. Понятие и основные элементы систем. Структура заработка
Оплата труда
работника.
Персонала
Премии: понятие, Положение о премировании, основные элементы. Планирование
2
годового фонда заработной платы организации по категориям персонала.
Внеаудиторная самостоятельная работа Решить задачи по теме занятия.
Раздел 4. Финансовые результаты
Содержание учебного материала
Понятие доходов, подразделение на группы. Механизм ценообразования на
Тема 4.1.
продукцию (услуги). Виды цен. Понятие прибыли: основные показатели,
1
Прибыль и
особенности распределения чистой прибыли в АО (акционерном обществе).
рентабельность
Понятие резервного фонда и дивидендов.
организации
Понятие рентабельности. Место показателей оценки рентабельности организации
(предприятия).
среди показателей анализа её финансового состояния. Основные группы
2
показателей рентабельности. Особенности экономики социальной сферы. Зачёт.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Решить задачи.
Всего:

ПК 1.1
2

2

2

2

1
1

3

2

2

2

2

1

3

5
ОК 2-4
2

2

2

2

1

3

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-эконо­
мических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензированным программным обеспечением;
экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1Лечевицына, Л.Н. Экономика организации: учебное пособие для СПО. - Ростов н/Д: Феникс,
2019
2Лечевицына, Л.Н. Экономика организации: практикум: учебное пособие для СПО. -Ростов
н/Д: Феникс, 2018
Дополнительные источники:
1. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.:
Дашков и К, 2018. - 370 с.
2. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: Инфра-М, 2018. 336 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0022-2 16
3. Арзуманова Т.И. Экономика организации: Учебник для бакалавров: учебник / Т.Н. Арзума­
нова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2014. - 237с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www. minfin.ru
2. http://www.akin.ru - сайт информационного агентства
3. http://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг
4. http://www.akdi.ru - Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации
5. http://Ье.economicus.ru - Основы экономики: вводный курс
6. http://www.opec.ru - Открытая экономика: информационно-аналитический сервер
7. http://economicus.гu - экономический портал, главной целью которого является предоставле­
ние качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин.
8. http://www.informika.ru - государственное научное предприятие, созданное для обеспечения
всестороннего развития и продвижения новых информационных технологий в сферах обра­
зования и науки России.
9. http://www.mirkin.ru - Портал «Финансовые науки»
10. http://www.finansy.ru - здесь вы найдете экономические новости и сможете проследить тен­
денции в экономике, прочитаете актуальные публикации по экономике и финансам.
11. http://ecsocman.edu.ru - федеральный образовательный портал.
12. http://www.economica.ru - портал, объединяющий имитационные игровые модели экономи­
ческой направленности.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про­
цессе проведения практических занятий, тестирования, а также решения обучающимися ситуа­
ционных задач.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- рассчитывать основные технико-экономические
показатели деятельности организации в соот­
ветствии с принятой методологией
- оценивать эффективность использования основ­
ных ресурсов организации
Знания:
— законодательные и иные нормативные право­
вые акты, регламентирующие организационно­
хозяйственную деятельность организаций раз­
личных организационно-правовых форм
- состав и содержание материально-технических,
трудовых и финансовых ресурсов организации
- основные аспекты развития организаций как
хозяйствующих субъектов в рыночной эконо­
мике
- материально-технические, трудовые и финансо­
вые ресурсы организации, показатели их эффек­
тивного использования
- механизмы ценообразования на продукцию
(услуги), формы оплаты труда в современных
условиях
- экономику социальной сферы и ее особенности
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффектив­
ность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестан­
дартных ситуациях и нести за них ответствен­
ность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации и исполь­
зование информации, необходимой для эффектив­
ного выполнения профессиональных задач, про­
фессионального и личностного развития
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкова­
ние нормативных правовых актов для реализации
прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и
социальной защиты.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Выполнение практической работы, ре­
шение ситуационных задач.
Выполнение практической работы, ре­
шение ситуационных задач.

Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.

задания для самостоятельной работы
представление доклада с оценива­
нием;
эссе;
конспект;

практическое занятие:
Деловая игра

10

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотрения
цикловой комис­
сией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».