М инистерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «К амы ш ловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖ ДАЮ : Директор ГАПОУ СО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.12 «МЕНЕДЖМЕНТ» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический г. Камышлов, 2023 Рабочая программа разработана на основе Ф едерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ М ОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»). Разработчик: П ичугина А .А ,- преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профес- СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины............................................................................... 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины.................................................................... 6 3. Условия реализации программы учебной дисциплины..................................................... 7 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.................................... 9 5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую програм м у.......................... 11 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной про граммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено освоение знаний и умений в соответствующей области. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дис циплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей; принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением; мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями; применять приемы делового общения в профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - особенности современного менеджмента; - функции, виды и психологию менеджмента; - основы организации работы коллектива исполнителей; - принципы делового общения в коллективе; - особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности; - информационные технологии в сфере управления 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенны й этап сформированности следующих профессиональны х и общих компетенций: ПК 1.2. Осущ ествлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной за щиты. П К 2.3. О рганизовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категори ями граждан и семьями, нуждаю щ имися в социальной поддержке и защите OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ ственность. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, по требителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат вы полнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и пра вила поведения. ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: — обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа; самостоятельной работы обучающегося - 16 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов 48 32 6 16 Итоговая аттестация по текущей успеваемости 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 1 1 2 1 3 1 1 2 2 2 3 1 2 2 2 2 2 2 2 Раздел 1: Сущность и характерные черты современного менеджмента Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства. 1 Эволюция управленческой мысли. Национальные особенности менеджмента. 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление таблицы по сравнению разных моделей менеджмента (например, американской и японской моделей менеджмента»). Раздел 2: Внешняя и внутренняя среда организации Содержание учебного материала Характеристика внешней и внутренней среды организации. 1 Анализ внешней и внутренней среды организации. 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: Написание сочинения на тему, «Каким должен быть современный менеджер?» Раздел 3: Функции менеджмента Содержание учебного материала Цикл менеджмента. 1 Планирование в системе менеджмента. Организационные структуры управления 2 предприятием. Тестирование. Мотивация. Контроль и его виды. 3 Практическая работа Стратегическое планирование на предприятии; построение и анализ организационных 1 структур; анализ системы мотивации и контроля. Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и учебной литературы для разработки словаря Подготовка к практической работе Доработка практической работы , ответить на вопросы. Раздел 4: Система методов управления Содержание учебного материала 1 Характеристика методов управления. Тестирование. 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий. 1 3 Раздел 5: Коммуникации в менеджменте Содержание учебного материала 1 Информация и коммуникации в менеджменте. Коммуникационные сети, их характеристика. 3 1 1 Ф ормируемы е ОК,ПК ОК 1,2,3,8,11 OK 1-3,6-8, 10-12 П К 2.3 О К 1-3,6-8, 10-12 ПК 2.3 3 О К 1-3,6-8, 10-12 ПК 2.3 О К 1-3,6-8, 10-12 2 2 6 Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий Раздел 6: Деловое общение Содержание учебного материала Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров. 1 Практическая работа Проведение деловых переговоров 1 Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию Составление плана переговоров. Раздел 7: Процесс принятия решений Содержание учебного материала 1 Управленческое решение. Методы и способы принятия решений. 2 Раздел 8: Управление конфликтами и стрессами Содержание учебного материала Конфликт, его сущность 1 Причины конфликта, классификация. Стрессы. 2 Практическая работа Анализ конфликтных ситуаций. Тестирование. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию. Работа над ошибками теста. Раздел 9: Руководство: власть и партнёрство Содержание учебного материала Основы власти и влияния. Лидерство. Стили руководства, их характеристика. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Раздел 10: Основы управления персоналом Содержание учебного материала Управление персоналом в современных социально-экономических условиях. Формы и 1 методы подбора и отбора кадров. Адаптация персонала. Обучение персонала. Тестирование. 2 Практическая работа Подбор персонала 1 Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию. Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 1 3 2 2 1 2 1 2 3 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 3 2 1 2 3 2 2 2 2 2 1 48 3 3 П К 2.3 О К 1-3,6-8, 10-12 П К 1.2, 2.3 О К 1-3,6-8, 10-12 П К 1.2, 2.3 О К 1-3,6-8, 10-12 П К 1.2, 2.3 ОК 1-3,6-8, 10-12 ПК 1.2, 2.3 О К 1-3,6-8, 10-12 ПК 2.3 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: - компьютер с лицензированным программным обеспечением; - ноутбук и телевизор; - экран и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Казначевская, Г.Б. Менеджмент : учебник для СПО. - Ростов н/Д: Феникс 2019 2. Казначевская, Т.В. Менеджмент: учебник для СПО. - М.: Академия, 2018 Дополнительные источники: 1. Драчева, Е.Л. Менеджмент: учебник для СПО - М.: Академия, 2007 2. Постовалова, Л.М. Менеджер по персоналу: работа с кадровыми документами: учебник. - М: Ака демия, 2006 3. Маркова, О.П. Стратегический менеджмент: учебник для СПО. - М.: Академия,2006 4. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебник для СПО. - М.: Академия,2007 5. Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образова ния / А. Л. Гапоненко ; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02049-6. — Текст : электрон ный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URT: http://www.biblio-online.ru/bcode/413452 6. Информационные технологии в менеджменте : учебник и практикум для среднего профессиональ ного образования / Е. В. Майорова [и др.] ; под редакцией Е. В. Майоровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 368 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9005-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/414999 7. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Э. М. Ко ротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 566 с. — (Профессио нальное образование). — ISBN 978-5-534-08046-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/424179 8. Трофимова, Л. А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений : учебник и практи кум для среднего профессионального образования / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 335 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-011449. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/399574 9. Астахова, Н. И. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Аста хова, Г. И. Москвитин ; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва : Изда тельство Юрайт, 2017. — 422 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03680-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/404670 10.Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под редакцией Ю. В. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. -— 448 с. — (Профессио нальное образование). — ISBN 978-5-534-02995-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/402348 Интернет- ресурсы: 1. Электронный ресурс «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа: http://www.mevriz.ru/ 2. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru 3. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менедж мент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе про ведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных зада ний. Результаты обучения (освоенные умения, усвоен ные знания) Формы и методы контроля и оценки ре зультатов обучения Умения: Экспертная оценка результатов практической и внеаудиторной самостоятельной работы, те стирование - принимать решения по организации выполнения Экспертная оценка результатов практической организационных задач, стоящих перед структур и внеаудиторной самостоятельной работы, те стирование ным подразделением; - мотивировать членов структурного подразделе Экспертная оценка результатов практической ния на эффективное выполнение работ в соответ и внеаудиторной самостоятельной работы ствии с делегированными им полномочиями; Экспертная оценка результатов практической - применять приемы делового общения в професси и внеаудиторной самостоятельной работы, те ональной деятельности; стирование Знания: Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, - особенности современного менеджмента; тестирование Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, - функции, виды и психологию менеджмента; тестирование Экспертная оценка результатов внеаудиторной - основы организации работы коллектива испол самостоятельной работы, нителей; тестирование Экспертная оценка результатов практической и внеаудиторной самостоятельной работы, те - принципы делового общения в коллективе; стирование Экспертная оценка результатов практической - особенности организации менеджмента в сфере и внеаудиторной самостоятельной работы, те профессиональной деятельности; стирование - направлять деятельность структурного подразде ления организации на достижение общих целей; Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование задания для самостоятельной работы ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчи представление доклада с оцениванием; эссе; вый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, конспект; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив ность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестан дартных ситуациях и нести за них ответственность. - информационные технологии в сфере управле ния ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечи вать ее сплочение, эффективно общаться с колле гами, руководством, потребителями практическое занятие: Деловая игра, работа в группах 9 OK 7. Брать на себя ответственность за работу чле нов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи професси дифференцированный зачёт онального и личностного развития, заниматься само образованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам практическое занятие: Деловая игра пенсионного обеспечения и социальной защиты. ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и пси хологические основы общения, нормы и правила по ведения. ПК 2.3. Организовывать и координировать социаль практическое занятие: ную работу с отдельными лицами, категориями Деловая игра граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и пси хологические основы общения, нормы и правила по ведения. ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению 10 5 Л И С Т И ЗМ Е Н Е Н И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н ЕС ЁН Н Ы Х В РА Б О Ч У Ю П РО ГРА М М У * № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополне ний До внесения из менений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № прото кола рассмотрения цикловой комис сией Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом 11