ОПД.18 Государственная и муниципальная служба, 2023

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«ЬСамышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
_ГАПОУ СО
ф «Камыпшбвский гуманитарно-

%

У

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.18 «ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения —очная

Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2023 г.

Учебная дисциплина «Государственная и муниципальная служба» относится к
вариативной части профессионального цикла и направлена на формирование у студентов
понимания основных категорий кадровой политики и государственной службы, знания
нормативно-правовых основ государственной гражданской службы, творческого отношения к
освоению отечественного и мирового опыта организации государственной и муниципальной
службы и умения использовать его в практической деятельности, а также нравственных качеств
современного государственного (муниципального) служащего.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию
примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего
профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных
стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования,
утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 27.08.2009 года.

Разработчик: Чудинова Елена Васильевна - преподаватель высшей квалификационной
категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников про-

СОГЛАСОВАНО:

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины..........................................................................

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины....................................................................

5

3. Условия реализации программы учебной дисциплины.....................................................

10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины....................................

12

5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу..................................

14

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01. «Право и
организация социального обеспечения».
Программа учебнойдисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено
освоение знаний и умений в соответствующей области.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про
граммы: дисциплина «Государственная и муниципальная служба» является общепрофессио
нальной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять, совершенствовать и участвовать в разработке нормативных документов, опреде­
ляющие процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее (по­
ложения, административные и должностные регламенты);
- составлять, согласовывать и исполнять административные (в том числе должностные) ре­
гламенты
- проводить аудит кадрового потенциала организации, прогнозировать и определять потреб­
ность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;
- организовывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их
адаптации;
- использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности
государственных и муниципальных служащих;
- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;
- планировать собственную карьеру и профессиональный рост;
- сравнивать и сопоставлять зарубежный и российский опыт модернизации государственного
управления, проведения административных реформ, формирования государственной служ­
бы.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные проблемы, связанные с формированием и реализацией кадровой политики на госу­
дарственной (муниципальной) службе;
- принципы и ценности современной российской государственной службы;
- нормативно-правовые основы государственной и муниципальной службы;
- понятие и содержание кадровой работы в государственном (муниципальном) органе;
- содержание основных этапов прохождения государственной (муниципальной) службы
- статус, типовой состав и организационно-функциональное содержание должностных регла­
ментов;
- роли, функции и задачи современного госслужащего
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности
следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социаль­
ной защиты.
4

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв­
лять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от­
ветственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно­
го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ­
ной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод­
ством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), резуль­
тат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося- 78часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося- 26 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебной литературой и законодательством, состав­
ление конспектов
подготовка к практическим занятиям
подготовка к зачёту

78
52
18
26
10
6
10

Итоговая аттестация в форме зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная ра­
бота
Обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

ОК 3-10,12
ПК 1.1,1.2

78
Содержание учебного материала
Основные понятия курса: государственная служба, муниципальная служба, пуб­
Тема 1.
личная служба, государственный (муниципальный) служащий. Соотношение по­
Роль и значение ин­
нятий «государственная служба», «государственное управление», «публичное
ститута государ­
управление», «административное управление» «публичная служба», «бюрокра­
ственной службы в
тия». Основные признаки государственного служащего, его отличия от работника
демократическом
по найму (по трудовому договору). История института государственной службы в
государстве
России, эволюция государственной бюрократии в России. Исторические предпо­
сылки развития современной отечественной государственной службы.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Анализ эволюции взглядов на институт государственной службы: от рациональ­
ной бюрократии М. Вебера до концепций «нового государственного менеджмен­
та» и «поствеберианской бюрократии, характеристика основных концепций орга­
Тема 2.
Основы организации низации государственной службы в передовых странах Запада. Взаимоотношение
государственной службы и политики: системы распределения должностей на гос­
государственной и
муниципальной
ударственной службе. Основные отличия системы распределения государствен­
службы в зарубеж­
ных должностей среди сторонников победившей партии и системы распределения
государственных должностей в зависимости от личных заслуг, профессионализма.
ных странах
Характеристика основных тенденций развития института государственной службы
за рубежом и анализ системы управления кадрами в государственных органах и
организациях в США и Западной Европе.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, составление конспектапо вопросу. «Характери­
стика основных тенденций развития института государственной слуэ/сбы за рубежом и анализ системы
управления кадрами в государственных органах и организациях в США и Западной Европе»
Содержание учебного материала
Тема 3.

4

Формируемые
ОК, ПК

2

2

2

2

2

6

Кадровая политика и
кадровая работа в
системе государ­
ственной и муници­
пальной службы

Понятия «кадры», «персонал», «кадровая политика», «государственная кадровая
политика», «государственная кадровая политика в сфере государственной служ­
бы», «кадровая работа».
Основные направления кадровой политики в сфере государственной службы.Основы разработки концепции кадровой политики государственного органа, ее
цели, направления и приоритеты. Основные вопросы, решаемые в рамках кадрово­
го планирования, в том числе формирование потребности государственного орга­
на в кадрах.Различия между кадровой политикой и кадровой работой на государ­
ственной службе как процессом реализации кадровой политики.
Основные подходы к кадровой политике в сфере государственной службы: подход
с точки зрения рациональной бюрократии и с точки зрения нового государствен­
ного управления.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Тема 4.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих формирование и реали­
Нормативно­
зацию кадровой политики в государственном органе. Развитие системы законода­
правовое обеспече­
тельства о государственной службе. Характеристика нормативно-правовой базы
ние государственной
организации государственной службы в современной России. Основные норма­
и муниципальной
тивно-правовые акты, регулирующие отношения по государственной службе.
службы в Российской
Практическое занятие
Федерации
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к практическому занятию, зачёту
Содержание учебного материала
Понятие «правовой статус государственного служащего» и его основные компо­
ненты: права, обязанности, запреты и ограничения связанные с государственной
Тема 5.
службой, а также социальные гарантии государственных служащих и их ответ­
Г осударственный
ственность. Характеристика компонентов правового статуса государственного
гражданский служа­
гражданского служащего. Проблема формирования профессиональной культуры
щий: основы право­
государственных гражданских служащих.Сравнение особенностей правового ста­
вого статуса
туса государственных служащих в России и за рубежом.
Практическое занятие
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы. Деловая игра.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к практическому занятию, зачёту, за-

4

2

3

4

3

4
3

4

3

4
4
7

конспектировать вопрос: «Сравнение особенностей правового статуса государственных служащих в
России и за рубежом»
Содержание учебного материала
Понятия «должность», «должностное лицо», «государственная должность РФ»,
«государственная должность государственной службы» и «муниципальная долж­
ность».Принципы построения иерархии должностей государственной гражданской
Тема 6.
Система должностей службы, а также правила формирования штатов государственного органа (органи­
на государственной зации). Система должностей государственной службы. Реестры государственных
гражданской службе должностей государственной службы, их сущности, назначении и ви­
ды. Принципы должностного роста на государственной гражданской службе, ос­
и принципы долж­
нования, при которых государственный гражданский служащий имеет право на
ностного роста
должностной рост.
Практическое занятие
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к практическому занятию, зачёту
Содержание учебного материала
Тема 7.
Система основных ценностей на государственной гражданской службе. Основные
Требования к слу­
жебному поведению механизмы обеспечения требованийк служебному поведению государственных
и профессиональная гражданских служащих и ключевые проблемы формирования профессиональной
культуры государственных гражданских служащих. Проблема этического регули­
культура государ­
ственного граждан­ рования профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Понятие, специфика и механизм урегулирования конфликта интересов на государ­
ского служащего.
Конфликт интересов ственной службе.
на государственной
Практическое занятие
гражданской службе Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к практическому занятию, зачёту
Содержание учебного материала
Тема 8.
Поступление гражданина на государственную службу, аттестация государственно­
Основные этапы
го служащего, присвоение госслужащему классных чинов, регламентация его
прохождения госу­
служебной деятельности, повышение квалификации, прекращение государствен­
дарственной граж­
ной службы. Конкурс на должность государственной службы, государственный
данской службы
квалификационный экзамен, служебный контракт, резерв кадров на государствен­
ной службе. Проблемы поиска и использования инновационных технологий в

4

3

1
3

4

3

1
3

4

3

8

процессе отбора и выдвижения кадров государственных служащих, планирования
их карьеры.Управление карьерой государственного гражданского служащего:
критерии для повышения по службе, а также проблемы оценки профессиональной
служебной деятельности.
Практическое занятие
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к практическому занятию, зачёту
Содержание учебного материала
Реформирование государственной службы и повышение ее эффективно­
сти.Управление изменениями и инновации в системе государственной службы.
Тема 9.
Реформирование ин­ Эволюция государственной бюрократии в России. Ход реформы государственной
ститута государ­
службы, начиная с принятия в 2001 году Концепции реформирования государ­
ственной службы, цели и основные направления реформы, ее эта­
ственной службы в
современной России. пы. Эффективность государственной службы и проблемы ее оценки. Ключевые
проблемы реализации законодательства о государственной службе и перспективы
развития данного института в системе государственного управления.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к зачёту, законспектировать вопрос:
«Эффективность государственной службы и проблемы ее оценки»
Всего:

8
3

4

2

3
78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин права.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
шкафы для хранения дидактических материалов;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензированным программным обеспечением;
экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (в ред.от 01.07.2022г)
2. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в последней редакции)
3. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в последней редакции)
4. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в последней редак­
ции)
5. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе в Российской Федерации» (в последней ре­
дакции)
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в последней редак­
ции)
7. ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в последней редакции)
8. ФЗ «О противодействии коррупции» (в последней редакции)
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основная литература:
1. Государственная и муниципальная служба : учебник для среднего профессионального обра­
зования / С. И. Журавлев [и др.] ; под редакцией С. И. Журавлева, В. И. Петрова,
Ю. Н. Туганова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13798-9. — Текст : электронный // Обра­
зовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489624
2. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум для среднего профессио­
нального образования / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 409 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09619-4. — Текст : электронный // Образовательная платфор­
ма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490078
3. Муниципальное право: учебник СПО / В.В. Комарова и др. — Москва : КноРус, 2019. (элек­
тронная библ-ка)
Дополнительная литература:
1.
Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. —
10

3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-15077-3. — Текст : электронный // Образовательная платфор­
ма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489833
2. Шувалова, Н. Н. Этика государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Н. Н. Шувалова. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 3 3 4 с . — (Профессиональное образование).—
ISBN 978-5-534-06906-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/490081
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» и другие.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, устного и письменного опроса, собеседования по
сообщениям, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания, ОК,
ПК)
Умения:
- анализировать и применять на практике нор­
мативные документы, регламентирующие
профессиональную служебную деятельность;
- использовать полученные знания в управ­
ленческой (служебной) практике;
- анализировать, предупреждать и разрешать
ситуации, которые могут привести к конфлик­
ту интересов на государственной службе;
- планировать собственную карьеру и профес­
сиональный рост.
Знания:
- основные проблемы, связанные с форми­
рованием и реализацией кадровой полити­
ки на государственной (муниципальной)
службе;
- принципы и ценности современной рос­
сийской государственной службы;
- нормативно-правовые основы государ­
ственной и муниципальной службы;
- понятие и содержание кадровой работы в
государственном (муниципальном) ор­
гане;
- содержание основных этапов прохожде­
ния государственной (муниципальной)
службы
- статус, типовой состав и организационно­
функциональное содержание должност­
ных регламентов;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Составление документов правового
характера
Деловая игра

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра
Зачёт

11

- роли, функции и задачи современного госу­
дарственного и муниципального служаще­
го.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное тол­
кование нормативных правовых актов для реа­
лизации прав граждан в сфере пенсионного
обеспечения и социальной защиты.

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Составление документов правового
характера

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по во­
просам пенсионного обеспечения и социаль­
ной защиты.

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра

ОК 1. Понимать сущность и социальную зна­
чимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра
Зачёт

ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них от­
ветственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профес­
сионального и личностного развития
ОК
5.
Использовать
информационно­
коммуникационные технологии в профессио­
нальной деятельности

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра
Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра
Составление документов правового
характера
Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра
Составление документов правового
характера

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обес­
печивать ее сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями

Деловая игра

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий

Деловая игра

ОК 8. Самостоятельно определять задачи про­
фессионального и личностного развития, за­
ниматься самообразованием, осознанно пла­
нировать повышение квалификации

Деловая игра
Зачёт

12

OK 9. Ориентироваться в условиях постоянно­
го изменения правовой базы

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа
жизни, требования охраны труда

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупци­
онному поведению

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Зачёт
Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра

Практические занятия по решению
ситуационных задач
Деловая игра
Зачёт

13

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и дополне­
ний

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протоко­
ла рассмотрения
цикловой комисси­
ей

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».