ОПД.20 Уголовное право, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
^ ^ р с к г о р ^ Щ ЮУ СО
4\
«Камышловский гуманитарно-

v- ''' ’

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.20 «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес.
на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 508
12.05.2014 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик:
Чудинова
Елена
Васильевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональн
м ин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
табель директора по УМР
Заместитель
Т.А. Мадыгина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11
12

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 14

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Уголовное право»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной дисциплины является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области уголовного права.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Дисциплина «Уголовное право» относится к вариативной части профессионального
цикла и направлена на обеспечение усвоения студентами основных институтов уголовного
права, составов конкретных видов преступлений, методики оценки общественно опасных
деяний, роли уголовного права в сфере правового обеспечения экономической
деятельности, формирование у студентов умений применять нормы уголовного закона,
уважения к закону, правам и интересам граждан, интересам общества и государства,
убежденности в необходимости строжайшего соблюдения законности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и назначение уголовного права России;
- виды преступлений и их признаки;
- понятие состава преступления, его элементы и признаки;
- виды наказаний и порядок их назначения;
- особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;
- применение принудительных мер медицинского характера.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- толковать и применять уголовный закон и другие нормативно-правовые акты;
- обеспечивать
соблюдение
уголовного
законодательства
в
деятельности
государственных органов, физических и юридических лиц.
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- принимать уголовно-правовые решения и совершать иные юридические действия в
точном соответствии с законом;
- вскрывать и устанавливать факты преступлений, определять меры уголовной
ответственности и наказания виновных;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать уголовное
законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной
литературе.
- квалифицировать преступления и определять их состав;
- определять основания привлечения к уголовной ответственности, обстоятельства,
исключающие преступность деяния, освобождающие от уголовной ответственности и
наказания.
4

1.4.
Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

96
64
20
32

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Уголовное право»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа
обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

ПК 1.1; ОК 24, 8, 9,11, 12

Раздел 1. Введение в курс уголовного права. Уголовный закон
Содержание учебного материала
Понятие уголовного права как отрасли права. Предмет и метод уголовного права.
Система уголовного права как отрасли права. Задачи и функции уголовного
Тема 1.1.
права. Уголовное право как наука и учебная дисциплина. Принцип законности.
Понятие уголовного
Принцип равенства граждан перед уголовным законом. Принцип вины. Принцип
права как отрасли
справедливости. Принцип гуманизма и др.
права РФ.
Понятие уголовного закона, его специфические черты и значение. Структура
Уголовный закон.
уголовного закона. Краткая характеристика этапов развития уголовного
законодательства в России. Действие уголовного закона во времени. Действие
уголовного закона в пространстве. Способы толкования уголовного закона
Практическое занятие по определению действия уголовного закона во времени,
пространстве и по кругу лиц
Самостоятельная работа
Подготовка к практическому занятию, подготовка к зачёту, работа с учебной литературой, УК РФ,
дать краткую характеристику этапов развития уголовного законодательства в России

2
3

2
2
ПК 1.1; ОК 24, 8, 9, И , 12

Раздел 2. Преступление
Содержание учебного материала
Понятие преступления, его признаки. Классификация преступлений. Категории
Тема 2.1.
Понятие и признаки преступлений. Отличие преступления от иных правонарушений
преступления
Практическое занятие по отграничению преступлений от других
правонарушений и определению категории преступления. Деловая игра.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Уголовная
Понятие и признаки уголовной ответственности. Основание уголовной
ответственность и
ответственности. Понятие и значение состава преступления. Признаки и

Формируемые
ОК, ПК

2
2

3

1

2

2
6

состав преступления
как ее основание

элементы состава преступления. Обязательные и факультативные признаки
состава преступления. Виды составов преступлений. Состав преступления и
квалификация деяния
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Понятие и значение объекта преступления. Классификация объектов
преступления. Предмет преступления и потерпевший.
Понятие и значение объективной стороны преступления. Общественно опасное
деяние: понятие и формы. Общественно опасные последствия: понятия и виды.
Причинная связь между общественно опасным деянием и общественно
опасными последствиями: понятие, критерии, значение. Виды составов
преступлений по конструкции объективной стороны. Место, время, способ,
Тема 2.3.
средства, обстановка совершения преступления; значение данных признаков.
Элементы состава
Понятие субъективной стороны преступления, её значение. Понятие вины.
преступления
Формы и виды вины. Преступления с двумя формами вины. Мотивы и цели
преступления. Юридическая и фактическая ошибки, их влияние на вину,
уголовную ответственность и квалификацию преступления. Понятие и признаки
субъекта преступления. Возраст привлечения к уголовной ответственности.
Вменяемость, невменяемость, ограниченная вменяемость. Специальный субъект
преступления
Практические занятия
Решение задач по определению состава преступлений
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Содержание учебного материала
Тема 2.4.
Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Приготовление
Стадии совершения
к преступлению. Ответственность за приготовление к нему. Покушение на
умышленного
преступление. Ответственность за покушение. Оконченное преступление.
преступления
Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Деятельное раскаяние
Практическое занятие по определению стадии совершения преступления
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Соучастие в
Понятие соучастия в преступлении, его объективные и субъективные признаки.
преступлении
Классификация соучастия в преступлении. Виды соучастников. Основания и

2

8
3

6
2

2
3
2
1

2

3
7

пределы ответственности соучастников. Назначение наказания за преступления
совершенные в соучастии
Практическое занятие по определению вида соучастия
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Понятие множественности преступлений. Отличие множественности
преступлений от единичных преступлений. Неоднократность. Совокупность.
Рецидив
Практическое занятие по определению совокупности преступлений и вида
рецидива
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Содержание учебного материала
Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Необходимая оборона: понятие, условия правомерности. Превышение пределов
Тема 2.7.
необходимой обороны. Мнимая оборона. Причинение вреда при задержание
Обстоятельства,
лица, совершившего преступление. Крайняя необходимость. Физическое или
исключающие
психическое принуждение. Обоснованный риск. Исполнение приказа или
преступность деяния
распоряжения
Практическое занятие по определению обстоятельств, исключающих
преступность деяния
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Тема 2.6.
Множественность
преступлений

2
1

2
1

3

1

4

3

1
1
ПК 1.1; ОК 24, 8, 9,11,12

Раздел 3. Наказание
Тема 3.1.
Понятие, признаки,
Понятие и признаки уголовного наказания. Цели уг оловного наказания. Система
цели, система и виды
уголовных наказаний. Отдельные виды уголовных наказаний
уголовных наказаний
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту
Тема 3.2.
Назначение
Общие начала назначения уголовного наказания. Обстоятельства, смягчающие и
наказания
отягчающие уголовное наказание. Назначение более мягкого наказания, чем

4
1
4

4

3
8

предусмотрено законом. Назначение наказания при вердикте присяжных
заседателей о снисхождении. Назначение наказания при рецидиве преступлений.
Назначение наказания по совокупности преступлений. Назначение наказания по
совокупности приговоров. Условное осуждение
Практическое занятие по определению законности и обоснованности
назначения наказания
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту, подготовка к практическому занятию
Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от
уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Освобождение от
уголовной ответственности в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим.
Освобождение от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки.
Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков
давности.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту
Тема 3.3.
Освобождение от
уголовной
ответственности

Тема 3.4.
Освобождение от
уголовного
наказания.
Снятие и погашение
судимости

Понятие и виды освобождения от уголовного наказания. Условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания. Замена неотбытой части наказания более
мягким видом наказания. Освобождение от отбывания наказания в связи с
болезнью. Отсрочка исполнения наказания беременным женщинам и женщинам,
имеющим малолетних детей. Освобождение от отбывания наказания в связи с
истечением сроков давности обвинительного приговора суда. Амнистия и
помилование. Судимость.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту

4
4

2
2

4

4
2

3
ПК 1.1; ОК 24, 8, 9,11,12

Раздел 4. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Тема 4.1.
Уголовная
ответствен ность
несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Принудительные
меры воспитательного воздействия. Уголовное наказание в отношении
несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от уголовной
ответственности и наказания. Судимость и её погашение
Самостоятельная работа

4

2

4
9

Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту
ПК 1.1; ОК 24, 8, 9,11, 12

Раздел 5. Принудительные меры медицинского характера
Тема 5.1.
Понятие принудительных мер медицинского характера. Основания и цели
Принудительные
применения принудительных мер медицинского характера. Виды и содержание
меры медицинского
принудительных мер медицинского характера. Продление, изменение,
характера
прекращение применения принудительных мер медицинского характера.
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой, УК РФ, подготовка к зачёту
Всего:

2
2
2
96

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (решение ситуационных задач) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной
работой.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред.от 01.07.2020г.)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 26 мая 1996 г. № 63-Ф3 (в последней
редакции)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ
(в последней редакции)
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997г. (в
последней редакции)
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря
2001 г. № 195-ФЗ (в последней редакции)
Основная литература
1. Казакова, В.А. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части:
учебник для студентов СПО,- М.:Юстиция,2022 (электронная библ-ка)
2. Кравченко, О.А. Модельное уголовное право и деловая игра «судебный процесс»: учеб.
пособ.- М.: Проспект, 2017
Дополнительная литература
1. Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального
образования / И. А. Подройкина [и др.] ; ответственные редакторы И. А. Подройкина,
Е. В. Серегина, С. И. Улезько. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022.— 299 с .— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13574-9.
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/491454
2. Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального
образования / И. А. Подройкина [и др.] ; ответственные редакторы И. А. Подройкина,
Е. В. Серегина, С. И. Улезько. — 5-е изд., перераб. и доп. ■
— Москва : Издательство
Юрайт, 2022.— 280 с .— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-13576-3.
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491455
11

3. Боровиков, В. Б. Уголовное право. Общая и Особенная части. Практикум : учебное
пособие для среднего профессионального образования/ В. Б. Боровиков.— 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 375 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-13795-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ai/bcode/489820
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ПК)
У-1.
Толковать
и
применять
уголовный
закон
и
другие
нормативно-правовые акты
У-2. Квалифицировать преступления и
определять их состав

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
практические занятия по решению ситуационных
задач, деловая игра
практические занятия по решению ситуационных
задач, деловая игра

У-3.
Определять
основания практическое занятие по решению ситуационных
привлечения
к
уголовной задач, деловая игра
ответственности,
обстоятельства,
исключающие преступность деяния,
освобождающие
от
уголовной
ответственности и наказания
3-1.
Сущность
и назначение дифференцированный зачёт
уголовного права России
практическое занятие по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
3-3. Понятие состава преступления, практическое занятие по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
его элементы и признаки
3-2. Виды преступлений и их признаки

3-4. Виды наказаний и порядок их практическое занятие по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
назначения
3-5.
Особенности
уголовной практическое занятие по решению ситуационных
ответственности
и
наказания задач, дифференцированный зачёт
несовершеннолетних
3-6. Применение принудительных мер дифференцированный зачёт
медицинского характера
практическое занятие по решению ситуационных
ОК 2. Организовывать собственную
12

деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать
риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы

задач, деловая игра, дифференцированный зачёт

практическое занятие по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

практическое занятие по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

дифференцированный зачёт

практические занятия по решению ситуационных
задач

дифференцированный зачёт, деловая игра
ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
коррупционному поведению
ПК
1.1.
Осуществлять практические занятия по решению ситуационных
профессиональное
толкование задач
нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты.

13

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
Дата
До
внесения
внесения
рабочей
изменений
программы изменений
и
и
дополнений дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».