ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов пенсионного фонда РФ, 2023

М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВНРЖДА1б:к
gv/, Директор ГАПОУ СО
^ «Камышловский гуманитарнотехнолррическйй техникум»

Щ,
р:

ШШБочкарева
Приказ №317 - ОД от 19.05.2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
для специальности СПО
40.02.01 «Право и оргавизация
социальвого обесвечеввя»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2023

Рабочая программа ПМ. 02 разработана на основе Ф едерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ М ОН РФ от 12.05.2014 г. N
508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения»).

Разработчики:
Чудинова Елена Васильевна - преподаватель Государственного автономного профессионально­
го образовательного учреждения Свердловской области «Камыш ловский гуманитарно­
технологический техникум»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников про­
фессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
П редседатель______/ p - / f !

Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
_ Н.А. Польдяева

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ШсС j / т.А . М адыгина

т~

СОГЛАСОВАНО
заместитель руководителя клиентской службы
в городе Камыщлове управления организации работы клиентских служб
ОСФР по Свердловской области
...._____ Комарова Н. В
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель начальник
Управления социальной
политики №8
IП рожерина Ю. А
/
i

2

СОДЕРЖ АНИЕ
1. Паспорт программы профессионального м о д у л я ......................................
2. Результаты освоения профессионального м о д у л я .....................................
3. Структура и содержание профессионального м о д у л я ...............................
4. Условия реализации программы профессионального м о д у л я ...............
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
6. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля, является частью образовательной программы подготов­
ки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО
40.02,01 «Право и организация социального обеспечения» (базовой подготовки) в части освоения вида
деятельности: организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и
органов Пенсионного фонда Российской Федерации и соответствующих профессиональных компетен­
ций (ПК):
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных
выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информа­
ционно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями
граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компе­
тенциями обучающийся в результате освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсии, пособий, компенсаций,
услуг, льгот, и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
- выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
- организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями
граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и теле­
коммуникационных технологий;
- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспече­
ния и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных техно­
логий;
- участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждении
социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
уметь:
- поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций,
услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
- выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;
- участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учре­
ждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ;
- взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, предприятиями, учрежде­
ниями, общественными организациями;
- собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;
- выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной
поддержкиипо­
мощи с применением компьютерных технологий;
- принимать решения об установлении опеки и попечительства;
- осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под
опекуипопечи­
тельство, переданными на воспитание в приемную семью;
- направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной
помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;
- разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ, опре­
делять их подчиненность, порядок функционирования:
- применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельно­
сти;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности,
знать:
- нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные
нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда РФ
и социальной защиты населения;
- систему государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионно­
го фонда РФ;

4

- организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты
населения, органов Пенсионного фонда РФ;
- передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые
в органах Пенсионного фонда РФ, органах и учреждениях социальной защиты населения;
- процедуру направления сложных или спорных дел по пенсионным вопросам и вопросам оказания
социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;
- порядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных вы­
плат, оказания услуг;
- документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсион­
ного фонда РФ;
- федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и
их ресурсное обеспечение;
- Кодекс профессиональной этики специалиста органов и учреждений социальной защиты населения,
органов Пенсионного фонда РФ.
1.3.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего - 153 часов, в том числе:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов,
- самостоятельной работы обучающегося - 39 часов,
и учебной практики - 36 часов.

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимся видом
деятельности: организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и
органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе профессиональными (ПК) и общими
(ОК) компетенциями, а также достижение результатов личностного развития:
Код

Наименование результата обучения

ОК 9

Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социаль­
ных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии
Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя ин­
формационно-компьютерные технологии
Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями
граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполне­
ния профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответствен­
ность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выпол­
нения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной дея­
тельности
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потре­
бителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выпол­
нения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы

ОК 10

Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда

ОК И

Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила
поведения

ОК 12

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ОК 1
ОК 2
ОКЗ
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК 7
ОК 8

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля.

Формиру­
емые ПК,
ОК

ПК 2.1; ПК
2.2; ПК 2.3
ОК 1-12

Наименования разделов про­
фессионального модуля

МДК 02.01.
Организация работы органов и
учреждений социальной защиты
населения, органов Пенсионного
фонда Российской Федерации
Учебная практика

Всего:

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практика)

117

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегося
работа
обучающегося,
в
т.
ч.
практические
Всего,
часов
часов
занятия, часов

Практика
Учеб­
ная,
часов

78

36

39

36

78

36

39

36

Производственная (по
профилю специаль­
ности),
ч ас о в

36
153

-

7

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов про­
фессионального модуля, меж­
дисциплинарных курсов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные практические работы, самостоя­
тельная работа обучающихся

МДК.02,01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда Рос­
сийской Федерации
Раздел 1. Органы социальной
защиты населения

Тема 1.1. Общие понятия со­
циальной защиты населения

Тема 1.2. Государственная си­
стема социальной защиты
Тема 1.3. Система социально­
го обслуживания и социаль­
ных услуг
Тема 1.4. Система государ­
ственной социальной помощи

Тема 1,5. Законодательство в
области социальной защиты

Тема 1.6. Источники финан­
сирования социальной защи­
ты населения
Тема 1.7. Общая характери-

Объ­
ем
часов

Уро
вень
осво
ения

117
ПК 2.1; ПК
2.2; ПК 2.3
ОК 1-12

36
Содержание учебного материала
Понятия «трудная жизненная ситуация», «социальная защита», «социальное обеспечение»,
«социальное страхование», «социальная поддержка». Право граждан на социальную защиту,
её принципы. Категории граждан, нуждающиеся в социальной защите. Социальное обеспе­
чение как механизм реализации социальной защиты населения.
Содержание учебного материала
Понятие государственной системы социальной защиты Формы, виды, финансовые источни­
ки, нормативно-правовые акты, органы социальной защиты. Государственная система соци­
альных пособий и компенсационных выплат.
Содержание учебного материала
Система социального обслуживания. Формы социального обслуживания. Типы учреждений
социального обслуживания. Перечень социальных услуг.
Содержание учебного материала
Государственная социальная помощь в денежной форме, её характеристика. Государствен­
ная социальная помощь в натуральной форме, её характеристика. Система социальных льгот
и преимуществ.
Содержание учебного материала
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность системы социаль­
ной защиты населения в РФ. Нормативно-правовые акты федерального уровня. Нормативно­
правовые акты регионального уровня. Нормативно-правовые акты муниципального уровня.
Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в КБР.
Содержание учебного материала
Государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд
обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ. Фонды социальной под­
держки населения.
Содержание учебного материала

Формиру­
емые ПК,
ОК

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

стика органов социального
обеспечения

Тема 1.8. Министерство труда
и социального развития РФ
Тема 1.9. Органы исполни­
тельной власти субъектов РФ

Тема 1.10. Организация дея­
тельности управления соци­
альной защиты населения
района (города)

Тема 1.11. Государственная
служба медико­
социальной экспертизы

Общая характеристика органов социального обеспечения. Основы научной организации тру­
да в системе социальной защиты населения. Планирование работы органов социальной защи­
ты населения Организация работы органов социальной защиты населения с письмами, жало­
бами, заявлениями и предложениями граждан. Организация работы органов социальной за­
щиты населения с общественностью. Организация справочно-кодификационной работы в ор­
ганах социальной защиты населения
Содержание учебного материала
Основные функции, задачи, направления деятельности, программы Министерства труда и
социального развития РФ. Структура Министерства. Руководство Министерством.
Содержание учебного материала
Задачи и функции департаментов (управлений, отделов, комитетов, министерств) социальной
защиты населения.
Содержание учебного материала
Организация деятельности Управления социальной защиты населения. Задачи Управления
социальной защиты населения в области социального обслуживания. Функции Управления
социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов; в области социальной
поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий; в области социальной поддерж­
ки семьи, материнства, отцовства и детства; в области труда и охраны труда.
Структура Управления социальной защиты населения района (города). Отдел по назначе­
нию и выплате государственных пособий на детей. Отдел по труду и социальным вопросам.
Отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций.
Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах социальной защи­
ты населения. Базы данных получателей пособий, компенсаций, льгот и социальных выплат.
Порядок поддержание базы в актуальном состоянии (внесение изменений, дополнений и
др)
Практические занятия
Общее знакомство с территориальным управлением социальной политики Камышлова и
Камышловского района (практическое занятие-экскурсия)
Изучение перечня и порядка оформления документов, дающих гражданам право пользова­
ния льготами
Изучение порядка создания и пользования базами данных получателей пособий, компенса­
ций, льгот и социальных выплат
Содержание учебного материала
Учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, их основные задачи,
функции, структура. Основания для признания лица инвалидом. Порядок проведения меди­
ко-социальной экспертизы.
Практические занятия
Оформление документов при подготовке и проведении МСЭ.

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9

Содержание учебного материала
Перечни документов для назначения пособий Прием документов. Участковая система прие­
ма документов Оформление личного дела получателя пособия Картотека личных дел полу­
чателей пособий.
Практические занятия
Оформление документов для получения различных видов пособий
Оформление личного дела получателя пособия
Содержание учебного материала
Понятие «комплексная реабилитация инвалидов». Индивидуальная программа реабилита­
ции инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов (профессиональная ориентация,
Тема 1.13. Организация рабо­
профессиональное образование, рациональное трудоустройство). Социальная реабилитация
ты районных (городских) ор­
инвалидов (организация работы по обеспечению инвалидов транспортными средствами, ор­
ганов социальной защиты
ганизация протезно-ортопедической помощи, организация санаторно- курортного лечения и
населения в области реабили­
тации инвалидов
ДР-)Практическое занятие
Ознакомление с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Содержание учебного материала
Стационарные учреждения социального обслуживания. Категории граждан, направляемых в
Тема 1.14. Организация рабо­
стационарные учреждения социального обслуживания. Порядок направления граждан по­
ты органов социальной защи­
жилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания. До­
ты населения по направлению
говор о стационарном обслуживании.
граждан в стационарные
Практические занятия
учреждения социального об­
Ознакомление с перечнем документов и порядком их оформления для направления граждан
служивания
в стационарные учреждения социального обслуживания
Составление и оформление договоров о стационарном обслуживании
Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
Самостоятельный поиск в «КонсулътантПлюс», «Гаранте» и систематическая проработка материала, изложенного в ФЗ «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах со­
циального обслуживания населения», «О государственной социальной помощи».
Систематическая проработка учебной и специальной литературы (по вопросам к учебным темам, предлагаемым преподавате­
лем) и составление конспекта по данной теме.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Комплексный центр социального обслуживания, характеристика деятельности. Принципы социального обслуживания. Новые
социальные службы. Социальное обслуживание на дому. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, согрюльно-правовых услуг и материальной помощи, про­
ведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный перечень
гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственны­
ми и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Территориальные перечни услуг.
Порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустаТема 1.12. Организация рабо­
ты районных (городских) ор­
ганов социальной защиты
населения по назначению и
выплате пособий на детей

2

2

2
2

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

10

ционарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Порядок, методы и этапы контрольной работы министерств, областных, краевых учреждений социальной защиты населения.

Раздел 2. Органы пенсионного обеспечения

Тема 2.1. Пенсионный фонд
РФ и его отделения в субъек­
тах РФ

Тема 2.2. Управление Пенси­
онного фонда РФ в городе
(районе)

Тема 2.3. Общие вопросы ор­
ганизации работы органов
пенсионного фонда РФ

Тема 2.4. Организация работы
органов Пенсионного фонда с
обращениями граждан. Спра­
вочнокодификационная работа.
Тема 2.5. Организация работы
отделов индивидуального

Содержание учебного материала
Правовое положение, задачи, функции Пенсионного фонда РФ. Порядок формирования
средств Пенсионного фонда РФ. Руководство Пенсионным фондом РФ. Правление Пенси­
онного фонда РФ. Правовое положение, задачи, функции отделений Пенсионного фонда
субъектов РФ. Структура отделения. Руководство отделением.
Содержание учебного материала
Правовое положение, задачи, функции управления Пенсионного фонда в городе (районе).
Руководство управлением. Структура управления Пенсионного фонда в городе (районе).
Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованны­
ми лицами. Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и за­
страхованными лицами (с функциями МРП). Отдел оценки пенсионных прав застрахован­
ных лиц. Отдел назначения и перерасчета пенсий. Отдел выплаты пенсий.
Содержание учебного материала
Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и
сборам, Федерального казначейства, социальной защиты населения, записи актов граждан­
ского состояния и другими органами. Функциональные обязанности должностных лиц
управлений Пенсионного фонда РФ в городах (районах).
Планирование
работы
органов
Пенсионного
фонда
РФ.
Информационно­
коммуникационные технологии, применяемые в органах пенсионного обеспечения. Базы
данных получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат и др.
Практические занятия
Общее знакомство с Управлением ПФР г. Камышлова и Камышловского района районе
(практическое занятие-экскурсия)
Ознакомление с должностными инструкциями работников
Изучение порядка создания и пользования базами данных получателей пенсий, пособий,
ежемесячных денежных выплат
Содержание учебного материала
Прием граждан. Организация работы с обращениями граждан. Работа с письмами. Органи­
зация справочно-кодификационной работы в органах Пенсионного фонда РФ.
Содержание учебного материала
Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальный

ПК 2.1;
ПК 2.2;
ПК 2.3
ОК 1-12

42

4

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

4

2

4

2

2

2

11

(персонифицированный) учет как основа пенсионной реформы. Основные формы докумен­
тов для ведения работ по персонифицированному учету. Использование информационной
базы персонифицированного учета для назначения (перерасчета) пенсий.
Практическое занятие:
Изучение порядка оформления основных форм документов по персонифицированному уче­
ту
Содержание учебного материала
Тема 2.6. Организация работы
Обеспечение достоверности сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахо­
отделов (групп) оценки пенси­
ванных лиц. Проведение документальной проверки достоверности представленных страхо­
онных прав застрахованных
вателем индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахован­
лиц
ных лиц.
Содержание учебного материала
Порядок обращения за пенсией. Порядок приема и обработки документов для назначения
пенсии. Порядок приема и обработки документов для перерасчета пенсий. Организация ра­
Тема 2.7. Организация работы
боты по формированию индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, уходящих на
отделов назначения, перерас­
пенсию. Организация работы комиссии по назначению пенсий.
чета, выплаты пенсий
Практические занятия
Ознакомление с автоматизированными системами по назначению и выплате пенсий и посо­
бий
Содержание учебного материала
Правовое положение негосударственных пенсионных фондов. Типы НПФ. Численность
Тема 2.8. Негосударственные
НПФ. Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Контроль за дея­
пенсионные фонды
тельностью НПФ.
Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Самостоятельный поиск в «Консультант Плюс» и систематическая проработка материала, изложенного в ФЗ «О страховых
пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об ин­
дивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Систематическая проработка учебной и специальной литературы (по вопросам к учебным темам, предлагаемым преподавате­
лем) и составление конспекта по данной теме.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ. Участники правоотношений по обяза­
тельному пенсионному страхованию. Порядок формирования, управления и расходования средств пенсионного фонда РФ.
зачет по МДК.02.01
Учебная практика
Виды пабот:
— анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социальной защиты граждан с целью выполнения уста­
новленных видов работ учебной практики
— определение условий оказания социальной помощи, ознакомление с видами социального обслуживания;
(персон ифицированного) уче­
та и взаимодействия со стра­
хователями и застрахованны­
ми лицами

4

2

2

2

2

2

4

2

4

2

15

2

36

12

- приобретение первичных навыков по установлению оснований назначения пенсий, пособий, компенсаций;
- приобретение первичных навыков по методике расчёта пенсий, пособий, компенсаций;
- приобретение первичных навыков по оформлению документов по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения.
Зачет
Всего:

153

13

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета юридических дисциплин и
лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий, схем, макетов пенсионных дел, личных дел получателей по­
собий и других дел;
комплект бланков документов, используемых в профессиональной деятельности;
ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор.
Оборудование лаборатории «Информационных технологий в профессиональной деятельности»:
компьютеры;
мультимедиапроектор;
программное обеспечение профессионального назначения;
справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс».
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов,
дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ 1993 г. (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Фе­
дерации» (с изменениями и дополнениями)
4. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого до­
хода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказа­
ния им государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями)
5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязатель­
ного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями)
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­
ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями)
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнения­
ми)
9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
11. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об индивидуальном (персонифици­
рованном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнения­
ми)
12. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О пенсионном обеспече­
нии лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной проти­
вопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­
ществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.01.2015)
13. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и до­
полнениями)
14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями)
15. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями)

14

16. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменени­
ями и дополнениями)
17. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
18. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Рос­
сийской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
19. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
20. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями)
21. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим де­
тей» (с изменениями и дополнениями)
22. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Россий­
ской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
23. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями
и дополнениями)
Постановления Правительства РФ:
1. От 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и
правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение» (с изменениями и дополнениями)
2. От 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и
дополнениями)
3. От 12 июня 2002 г. N 407 «Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчет­
ный пенсионный капитал»
4. От 16.10.2000 N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной
трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­
ний» (с изменениями и дополнениями)
5. От 07.09.2012 N 891 (ред. от 06.03.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходя­
щей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (с
изменениями и дополнениями)
6. От 12 сентября 2008 года N 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты еди­
новременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на
1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Россий­
ской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в
соответствии с медицинскими показаниями» (с изменениями и дополнениями)
7. От 14 декабря 2005 года1чГ 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и комму­
нальных услуг» (с изменениями и дополнениями)
8. От 10 июля 1995 roflaN 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий»
9. От 30 июня 2003 года N 395 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоп­
лений»
10. От 2 октября 2014 года N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового
стажа для установления страховых пенсий»

Положения:
1. О Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря
1991 г. N 2122-1) (с изменениями и дополнениями)
2. О Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ
от 12 февраля 1994 г. N 101)
3. О расследовании и учете профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ
от 15 декабря 2000 г. N 967)
4. О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государ­
ственными социальными службами (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N
739)
Основные источники:

15

1. Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов
пенсионного фонда Российской Федерации (П Ф Р): учебное пособие для среднего профессиональ­
ного образования / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с. — (Профессиональ­
ное образование). — ISBN 978-5-534-14142-9. — Текст : электронный // Образовательная платфор­
ма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495350
2. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — 3-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 478 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-12337-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/493479
Дополнительные источники:
1. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издатель­
ство Юрайт, 2022. — 285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06509-1. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/494069
2. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для средне­
го профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Ворон­
цовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13624-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/497440
Отечественные журналы:
1. «Пенсия».
2. «Социальное обеспечение».
3. «Социальная защита».
4. «Служба кадров».
5. «Трудовое право».
6. «Справочник кадровика».
7. «Кадры предприятия».
8. «Социальный мир».
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» или другие.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации https://mintrud.gov.ru/
2. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) - http://www.pfrf.ru/
3. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации - http://www.fss.ru/
4. Официальный сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования http://www.ffoms.ru/
5. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации - http://www.ksrf.ru/
6. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации - http://www.supcourt.ru/
7. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks .ru/
8. Официальный сайт газеты «Российская газета» - http://www.rg.ru/
9. Официальный сайт журнала «Пенсия» - http://www.rosuensia.ru/
10. Справочная правовая система «Консультант Плюс»/ правовые ресурсы; обзор изменений законода­
тельства; актуализированная справочная информация - http://www.consultant.ru
11. Справочная правовая система «Гарант»/ правовые ресурсы; экспертные обзоры и оценка; правовой
консалтинг - http://www.garant.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При проведении занятий по профессиональному модулю используются различные формы обуче­
ния: лекции, семинары, практические занятия, в том числе с приглашением работников территориаль­
ных органов социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ, деловые игры, ознакомительные
экскурсии в территориальные органы социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

16

Требование квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисципли­
нарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля
«Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов
Пенсионного фонда Российской Федерации ».

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и итоговой аттестации.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по профессиональному модулю завершается квалификационным экзаменом, который
проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить преподаватели
и представители работодателя.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно
разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух
месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценоч­
ных средств (ФОС).
ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные
для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений ос­
новным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 2.1. Поддерживать базы дан­
ных получателей пенсий, посо­
бий, компенсаций и других соци­
альных выплат, а также услуг и
льгот в актуальном состоянии

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждаю­
щихся в социальной защите и
осуществлять их учет, используя
информационно-компьютерные
технологии

Основные показатели
оценки результата
-

Методика формирования баз дан­
ных получателей пенсии, пособий и
других выплат

-

Методика выявления лиц, нуждаю­
щихся в социальной защите;
Разграничение лиц, нуждающихся в
социальной помощи по категориям
(инвалиды отечественной войны,
инвалиды, ветераны труда, семьи с
детьми и т.д.).
Выбор и применение компьютер­
ных программ по базам данных лиц,
нуждающихся в социальной защите
Готовность к консультационной де­
ятельности с гражданами, нуждаю­
щимися в социальной поддержке в
т.ч. с использованием информаци­
онных справочных систем;
Изложение последовательности
действий по приему и регистрации
документов для назначения пенсий,
пособий, компенсаций, других со­
циальных выплат, а также льгот и
услуг;
Демонстрация навыков работы с
документами для назначения пен­
сий, пособий, компенсации, других
социальных выплат, а также льгот и
услуг, оформления пенсионных и
других дел;

-

-

-

ПК 2.3. Организовывать и коор­
динировать социальную работу с
отдельными лицами, категориями
граждан и семьями, нуждающи­
мися в социальной поддержке и
защите

-

-

Формы и методы
контроля и оценки

Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при выполне­
нии работ по учебной
практике
Дифференцированный
зачёт

17

- Изложение последовательности
действий с письменными обраще­
ниями граждан;
- Демонстрация навыков составления
проектов ответов на письменные
обращения граждан;______________
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся
не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений, а также результатов личностного развития
Результаты
(освоенные общие
компетенции, результаты лич­
ностного развития)

ОК 1. Понимать сущность и социаль­
ную значимость своей будущей про­
фессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые ме­
тоды и способы выполнения профес­
сиональных задач, оценивать их эф­
фективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стан­
дартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность

Основные показатели
результатов подготовки
- Ориентация в правовых пробле­
мах социальной защиты;
- Грамотный выбор ценностных
приоритетов на основе принципа
гуманизма;
- Проявление устойчивого интереса
к содержанию и технологиям дея­
тельности в сфере социальной за­
щиты населения, к личности чело­
века как субъекта социальной за­
щиты
- Знание и понимание трендов раз­
вития рынка труда специалистов в
области права и социальной защи­
ты
- Планирование деятельности в со­
ответствии с заданным способом и
определение ресурсов для ее осу­
ществления
- Выбор способов достижения цели
в соответствии с заданными кри­
териями качества и эффективно­
сти
- Выбор способов (технологии) ре­
шения задачи в соответствии с за­
данными условиями и имеющи­
мися ресурсами
- Выбор оптимального способ раз­
решения проблемы в соответствии
с самостоятельно заданными кри­
териями
- Прогнозирование последствий
принятого решения
- Выбор способов разрешения про­
блемы
- Анализ наступивших последствий
принятого решения
- Знание актуальных проблем в
сфере реализации законодатель­
ства по вопросам социальной за­
щиты населения
- Определение направлений разви­
тия законодательства и пути со-

Формы и методы
контроля

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике
Дифференцированный
зачёт

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике
Дифференцированный
зачёт

18

вершенствования работы органов
и учреждений в сфере социальной
защиты населения

OK 4. Осуществлять поиск и исполь­
зование информации, необходимой
для эффективного выполнения про­
фессиональных задач, профессио­
нального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно­
коммуникационные технологии в
процессе профессиональной деятель­
ности.

ОК 6. Работать в коллективе и ко­
манде, эффективно обращаться с
коллегами, руководством, потребите­
лями.

ОК 7. Брать на себя ответственность
за работу членов команды (подчи­
нённых), за результат выполнения
заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и лич­
ностного развития, заниматься само­
образованием, осознанно планиро­
вать повышение квалификации

- Дифференцированное применение
нормативно-правовых актов в за­
висимости от их юридической си­
лы и отраслевой принадлежности
для решения конкретной профес­
сиональной задачи
- Определение уровня правового
регулирования (федеральный, ре­
гиональный, местный, локальный)
- Обобщение и анализ информации,
формулирование выводов
- Изложение информации с исполь­
зованием профессиональной тер­
минологии
- Осуществление профессиональ­
ной деятельности с использовани­
ем информационно­
коммуникационных технологий
(текстовых редакторов, информа­
ционно-правовых порталов и си­
стем и т.п.)

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике
Дифференцированный
зачёт

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике
Дифференцированный
зачёт

-

Эффективная выработка совмест­
ных решений профессиональных
задач в ходе деловых игр
- Аргументированная трансляция
своей точки зрения
- Контроль своего поведения в кри­
тической ситуации

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

- Эффективность организации кол­
лективной (командной) работы в
решении профессиональных задач
в ходе деловых игр
- Точное и своевременное выполне­
ние заданий преподавателя

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

- Анализ/формулирование запроса
на внутренние ресурсы (знания,
умения, навыки, способы деятель­
ности, ценности, установки, свой­
ства психики) для решения про­
фессиональной задачи
- Определение и формулирование
причин успехов и неудач в дея­
тельности
- Формулирование трудностей, с
которыми столкнулись при реше­
нии задачи, и предложение путей
их преодоления/избегания в даль­
нейшей деятельности
- Планирование дальнейшего по­
вышения квалификации в выбран-

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

19

ной сфере профессиональной дея­
тельности

OK 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой ба­
зы

ОК 10. Соблюдать основы здорового
образа жизни, требования охраны
труда

ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения

- Определение действия норматив­
но-правового акта во времени,
пространстве и по кругу лиц
— Отслеживание изменений нормативно-правовой базы

Дифференцированный
зачёт

- Отсутствие случаев нарушения
требований охраны труда, нару­
шения правил внутреннего распо­
рядка учреждения в части запрета
курения, употребления алкоголя,
наркотических средств

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

-

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

-

ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

-

Соблюдение норм делового обще­
ния и деловой этики в отношениях
с преподавателем и однокурсни­
ками
Соблюдение правил внутреннего
распорядка учреждения

Недопущение конфликта интере­
сов в отношениях с преподава­
тельским составом

Экспертное наблюдение
и оценка на практиче­
ских занятиях, при вы­
полнении работ по
учебной практике

20

6 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протоко­
ла рассмотрения
цикловой комисси­
ей

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим со­
ветом/ педаго­
гическим сове­
том

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».