ОУД.10 ОБЖ, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотехнодд^^еский техникум»
ЪМ. Бочкарева
1 1 р й к 2 Щ ? Ш )Д от 19.05.2023

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 «Основы безопасности жизнедеятельности»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
43 Л ,09 ПОВАР, КОНДИТЕР
профиль обучения: естественно-научный
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
—
- — ТГТТТ»

СОГЛАСОВАНО:
Замесй^?еяь директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель лиректора по УМР

Составитель: Сухов О.Б., преподаватель- организатор ОБЖ, первая
квалификационная категория.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................................................................
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ...............
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности»
разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г.
№ 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(далее – ПООП СОО);
 федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер;
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности
жизнедеятельности»
(для
профессиональных
образовательных
организаций);
 учебного плана по профессии 43.01.09 Повар, кондитер;
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с
учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального
образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на
основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Основы
безопасности жизнедеятельности» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Целью изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
- понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование принципов и навыков антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для общества;
- формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, другим проявлениям
асоциального поведения; формирование умения безопасно для себя и окружающих
пользоваться источниками информации, критически относиться к источникам информации
и их содержанию; формирование умения принимать решения, анализировать ситуации с
целью предупреждения опасных ситуаций или избежание риска попасть в подобные
ситуации;
- способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни
на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов
возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности
к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
-сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства;

- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание
общеобразовательной
дисциплины
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
(базовый уровень) направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных
ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и

сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
- сформировать представления о возможных источниках
опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде); владение
основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)

проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02.
Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,

- проявить нетерпимость к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в цифровой
среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминального характера, опасности
вовлечения
в
деструктивную
деятельность)
и
противодействовать им;

анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний: владеть
приемами оказания первой помощи при неотложных
состояниях; знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знать о необходимых действиях
при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера;
- сформировать представления о роли России в
современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в

ОК 04.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.

- самостоятельно составлять план решения проблемы с обеспечении мира; знать основы обороны государства и
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей воинской службы;
и предпочтений;
прав и обязанностей гражданина в области гражданской
- давать оценку новым ситуациям;
обороны; знать
способствовать формированию и проявлению широкой действия при сигналах гражданской обороны
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - знать основы безопасного, конструктивного общения,
самоопределению;
- уметь различать опасные явления в социальном
-овладение
навыками
учебно-исследовательской, взаимодействии, в том числе
проектной и социальной деятельности;
криминального характера;
Овладение
универсальными
коммуникативными
- уметь предупреждать опасные явления и
действиями:
противодействовать им;
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,

ОК 06 Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей.

организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,

- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения
в собственном поведении;
- знать основы безопасного, конструктивного общения,
уметь
различать
опасные
явления
в
социальном
взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать
опасные явления и
противодействовать им;
- сформировать представления об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества, государства
экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы
вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок

национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

действий
при
объявлении
разного
уровня
террористической опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической операции;
- сформировать представления о роли России в
современном мире; угрозах военного характера; роли
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
в
обеспечении мира; знать основы обороны государства и
воинской службы; прав и обязанностей гражданина в
области гражданской обороны; знать действия при
сигналах гражданской обороны;
- знать основы государственной политики в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций различного характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав
и обязанностей гражданина в этой области;
- знать основы государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних
и
внутренних
угроз;
сформировать
представления о роли государства, общества и личности
в обеспечении безопасности

ОК 07 Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.

ОК 08 Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

- сформировать представления о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владеть основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
- сформировать представления о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми участниками
движения, правил безопасности на транспорте. Знать
правила безопасного поведения на транспорте, уметь
применять их на практике, знать о порядке действий в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте;
- знать о способах безопасного поведения в природной
среде; уметь применять их на практике; знать порядок
действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера;
сформировать
представления
об
экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
- знать основы пожарной безопасности; уметь применять
их на практике для предупреждения пожаров; знать
порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной
среде; знать права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности
- владеть основами медицинских знаний: владеть
приемами оказания первой помощи при неотложных
состояниях; знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к

необходимого уровня
физической
подготовленности.

ПК 1.1. Подготавливать
рабочее место,
оборудование, сырье,
исходные материалы для
обработки сырья,
приготовления
полуфабрикатов в
соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 2.1. Подготавливать
рабочее место,
оборудование, сырье,
исходные материалы для
приготовления горячих
блюд, кулинарных
изделий, закусок
разнообразного
ассортимента в

- потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

вредным привычкам; знать о необходимых действиях
при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера

- сформировать представления о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владеть основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях
- уметь различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе криминального характера;
-сформировать представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и физического
здоровья, негативного отношения к вредным привычкам;
знать о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера;
сформировать
представления
об
экологической
безопасности, ценности бережного отношения к природе,

соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 3.1. Подготавливать
рабочее место,
оборудование, сырье,
исходные материалы для
приготовления холодных
блюд, кулинарных
изделий, закусок в
соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 4.1. Подготавливать
рабочее место,
оборудование, сырье,
исходные материалы для
приготовления холодных и
горячих сладких блюд,
десертов, напитков
разнообразного
ассортимента в
соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 5.1. Подготавливать
рабочее место кондитера,
оборудование, инвентарь,
кондитерское сырье,
исходные материалы к
работе в соответствии с
инструкциями и
регламентами

разумного природопользования;

Примерные темы
монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов
1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
2. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время
стихийных бедствий.
3. Массовые средства безопасности.
4. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
5. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
7. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия.
8. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения,
кровотечения.
9. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
10. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях.
11. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
12. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата
России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля
2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане...
11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма - международная дата,
которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам
миллионов жертв фашизма.
21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная
Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего
прекращения огня и отказа от насилия.

2.

Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
68

в т.ч.
Основное содержание

58

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

38

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

10

в т. ч.:
практические занятия

10

3.

Наименование
разделов и тем
1

Тематический план и содержание дисциплины

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
2
Основное содержание
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие:
- опасность , это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек –
среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям, природной
среде и материальным ресурсам;
- опасность как система – «объект защиты - источник опасности - негативное
воздействие»;
- опасность как процесс,
1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса;
2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события;
3) актуализация негативных факторов;
4) локализация/прекращение действия негативных факторов.
Предметное действие:
- моделирование поля опасностей на примере современной молодежи.
Правило действия :
- чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых
элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения
вреда человеку.
Алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по
кругам опасностей).
Содержание учебного материала
выявить Практическое занятие

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12

ОК 01; ОК 02,
ОК 04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04;
ОК 07

Тема 1.1
В чем особенности
картины опасностей
современной
молодежи

2

Тема 1.2
Как

2

2

опасности развития

Тема 1.3
Как
выявить
и
описать опасности на
дорогах

Тема 1.4.
Как
выявить
и
описать опасности в
ситуации пожара в
общественном месте

Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов, объектов в
системе «человек/общество – Жизнь» в определенных условиях
препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни.
Предметное действие: целеи ценностное полагание в ситуации конфликта в
развитии между требованием сохранения Жизни и дефицитами в развитии.
Правило
действия:
чтобы
выявить,
что
является
опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации человека
(мечте/цели), необходимо соотнести требование закона сохранения Жизни как
общественного и человеческого смысла/ нормы развития с внутренними и
внешними условиями его нарушения.
Алгоритм целеи ценностного полагания в ситуации конфликта в развитии.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов, объектов
в системе «человек-участник дорожного движения – среда дорожного
движения» в определенных условиях причинять вред людям, среде и
материальным ресурсам.
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных участников
дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять вред
людям и материальным ресурсам.
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации пожара в
общественном месте.
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07
2

2
ОК 04; ОК 07

2

общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку.
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба).
Тема 1.5
Как
выявить
и
описать опасности в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте
(ЧС)

Тема 1.6
Ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте
(По
выбору
студентов)

Тема 2.1
Как
опасности

в

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте.
Предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте.
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред.
Алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата заложников
террористами, стрельбе в общественных местах (колледже, публичном
мероприятии).
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей среде
для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм
Раздел 2. Методы оценки риска
Содержание учебного материала

2
ОК 04; ОК 07;
2

2

2

12
2

измерять
Комбинированное занятие
Понятие:
- риск, это количественная мера опасности, сочетание
1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и
2) тяжести этого ущерба для объекта защиты;
- приемлемый риск, это уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество считает
допустимым.

2

ОК 1; ОК 02;
ОК 04;
ОК 07;

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04;
ОК 07;

Тема 2.2
Как оценить риски на
дорогах

Тема 2.3
Как оценить риски в
ситуации пожара в
общественном месте
(ЧС)

Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для
разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий.
Алгоритм расчета риска по формуле.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риски на дорогах, это количественная мера опасности для участника
дорожного движения, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по
формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов дорожного
движения в отношении различных его участников для разработки/выбора мер
по профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для участника
дорожного движения.
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход,
электросамокатчик/райдер, мотоциклист).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риски в ситуации пожара в общественном месте, это количественная мера
опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) пожара и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных факторов пожара (ожоги,
отравление угарным газом, гибель).
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска пожара в
общественном месте (по формуле) и масштаба последствий воздействия
опасных факторов пожара на посетителей для разработки/выбора мер по

2

ОК 04; ОК 07;

2

2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
2

Тема 2.4
Как оценить риск
реализации ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в общественном месте
(ЧС)

Тема 2.5
Как оценить риски
для
здоровья
в
подростковом
возрасте

профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном месте
(торговом центре, клубе, интернате для престарелых).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риск захвата заложников в общественном месте, это количественная мера
опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая,
ранения, гибель).
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по
формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных факторов
захвата заложников/стрельбы в общественном месте для разработки/выбора мер
по профилактике и защите посетителей.
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного
события и определить тяжесть его последствий для посетителей.
Алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие:
- риски для здоровья, это количественная мера опасности заболеваний (в т.ч.
смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических) и смерти от
других факторов, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель).
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных и
вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле) и

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;

2

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ОК 08

Тема 2.6
Как оценить риск
реализации ситуации,
актуальной
для
обучающихся

тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по
профилактике и защите.
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для жизни
и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий.
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков.
Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие: риск в…
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для
разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Правило действия:
Алгоритм…
Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Тема 3.1
Понятие о защите от
опасности

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие:
Защита от опасностей – это способы и методы снижения уровня и
продолжительности действия опасностей на человека (природу). Правило:
чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить негативное
влияние источников опасности (сокращением значения риска и размеров
опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением экобиозащитной
техники и средств индивидуальной защиты.
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации.
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от опасностей
окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации, необходимо

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

2

12

ОК 02; ОК 03;
ОК 04;
ОК 07; ОК 08

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

2

Тема 3.2
Как снизить риски для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый
образ
жизни.

Тема 3.3
Как защититься от
опасностей на дорогах

Тема 3.4
Как безопасно вести
себя
в
ситуации

подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/
доступность+функциональность/ средства индивидуальной защиты, модели
безопасного поведения, обозначить пути выхода из опасной зоны,
сформулировать правила поведения/техники безопасности.
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья.
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа жизни)
для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды.
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия вредных и
опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей, необходимо
подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям оптимальные средства
профилактики заболевания, модели безопасного поведения, в т.ч. в пандемию.
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных для
подростков заболеваний (инфекционных, психологических).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения - способы
и методы снижения уровня действия опасных факторов дорожного движения.
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил,
моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения.
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения, необходимо подобрать средства индивидуальной защиты,
правила и модели поведения на основе ПДД и иных нормативных документов.
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор) .
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы

2

ОК 3; ОК 04;
ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07

пожара
в
общественном месте

Тема 3.5
Как безопасно вести
себя
в
ситуации
захвата заложников в
общественном месте
(ЧС)

Тема 4.1

снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения объекта
защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и
индивидуальной защиты.
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения, индивидуальной
защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в условиях
пожара в общественном месте.
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в условиях
пожара, необходимо подобрать доступные средства пожаротушения
индивидуальной защиты и модель поведения адекватно ситуации пожара.
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем жилище, в
колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных условиях
(задымления, активного огня, затруднений эвакуации).
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия опасных
факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной зоны,
применения
моделей
безопасного
поведения,
включая
способы
психологической защиты.
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил,
моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации захвата
заложников/стрельбы в общественном месте.
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников в общественном месте, необходимо подобрать способы и
методы снижения уровня действия опасных факторов теракта/стрельбы за счет
выведения объекта защиты из опасной зоны, применения моделей безопасного
поведения.
Алгоритм…
Раздел 4. Основы военной службы

14

Содержание учебного материала

2

2

2

ОК 04; ОК 07

2

ОК 01; ОК 02;
ОК 03;
ОК 04; ОК 06;
ОК 08
ОК 06; ОК 08

История
создания
Вооруженных
Сил
России
Тема 4.2
Основные понятия о
воинской обязанности

Тема 4.3
Основные понятия о
психологической
совместимости членов
воинского коллектива
(экипажа,
боевого
расчета).
Тренинг
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции
Тема 4.4
Как стать офицером
РА. Основные виды
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
Тема 4.5
Строевая подготовка

Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей страны.
Предназначение Вооруженных Сил РФ.
Реформирование Армии и Флота.

2

2
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в период
военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих.
Понятие конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета.
Понятие о способах бесконфликтного общения в условиях военной службы.

2

2

ОК 04; ОК 06;
ОК 08

2

Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в военных
образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к подготовке
офицеров.
Кодексе чести Российского офицера, требованиях общества, предъявляемых к
офицеру.
Содержание учебного материала

2

Практическое занятие

ОК 03; ОК 06;
ОК 08

2

ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08

ОК 04; ОК 06;
ОК 08

Тема 4.6
Огневая подготовка.
Порядок
неполной
сборки и разборки
ММГ АК-74

Тема 5.1
Помощь
при
состояниях
вызванных
нарушением сознания
Тема 5.2
Первая помощь при
неотложных
состояниях: закон и
порядок
оказания.

Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания подразделений.
Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки. Выполнение
команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться".
Повороты на месте.
Перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй и обратно.
Движение строевым шагом.
Повороты в движении.
Прохождение в составе подразделения торжественным маршем и в составе
подразделения с песней. Приветствие в движении.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах
безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и полной
разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб
Раздел 5. Основы медицинских знаний

2

4

ОК 04; ОК 06;
ОК 08

4

12

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях.
Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125. Правила

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04;
ОК 07

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

Алгоритм
помощи
пострадавшим
при
ДТП и ЧС

Тема 5.3
Алгоритм
помощи
при кровотечениях и
ранениях
Тема 5.4
Оказание
помощи
подручными
средствами
в
природных условиях

проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях.
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких.
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте.
Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.

2
2

2

ОК 04; ОК 07

Тема 5.5
Помощь при воздействии
температур на организм
человека.
Способы самоспасения.

Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения.
Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание
Прикладной модуль:
Раздел 1.
Тема. Как выявить и Практическое занятие
описать
опасности
на Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности,
рабочем месте
по причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям
вследствие воздействия опасностей.
Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия
возникновения и развития нежелательных событий.
Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте.

2

ОК 04; ОК 07; ОК
08

2

2

Прикладной модуль:
Раздел 2.
Тема. Оценка рисков на
рабочем месте

Содержание
Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание.
Статистические данные по несчастным случаям. Определение
вероятности наступления опасностей.

2

Прикладной модуль:
Раздел 3.
Тема.
Определение
методов
защиты
от
опасностей на рабочем
месте

Содержание
Практическое занятие
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические,
организационные,
санитарно-гигиенические,
психофизиологические.
Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК-1.1, ПК-2.1,
ПК-3.1.ПК-4.1
ПК 5.1.

2

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК-1.1, ПК-2.1,
ПК-3.1.ПК-4.1
ПК 5.1.

индивидуальной и коллективной защиты.
Нормы выдачи средств индивидуальной защиты.
Прикладной модуль:
Раздел 4.
Тема.
Знакомство
с
повседневным
бытом
военнослужащих

Содержание
Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом казармы, специальной военной
техники.

2
2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК-1.1, ПК-2.1,
ПК-3.1.ПК-4.1
ПК 5.1.

Прикладной модуль:
Раздел 5.
Тема. Методы оказания
первой помощи гражданам
при ЧС и автомобильных
катастрофах

Содержание
Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф, с применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере
для реанимационных действий.
Выявление причин травмирования на производстве, в транспорте и в
общественных местах.
Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в
ДТП, на производстве.

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК-1.1, ПК-2.1,
ПК-3.1.ПК-4.1
ПК 5.1.

Всего:

2

68

34

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания ОД ОБЖ зависит от наличия соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь
его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
●
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения
и др.);
●
тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте
контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.;
●
тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела
из верхних дыхательных путей;
●
имитаторы ранений и поражений;
●
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный
пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект
противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная;
носилки плащевые;
●
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор
Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой
прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
●
макеты:
встроенного
убежища,
быстровозводимого
убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
●
образцы средств пожаротушения (СП);
●
макет автомата Калашникова;
●
электронный стрелковый тренажер
Технические средства обучения:
●
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
●
мультимедийный проектор;
●
интерактивная доска
●
Выход в локальную сеть.
4.2 Информационное обеспечение обучения
(перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников
https://fpu.edu.ru , Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2021. – 368 c.
2.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 1011 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021. – 253 с.
Дополнительные источники для преподавателей
35

1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова.
– Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-01577-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02041-0.
– Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. –
2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В. С. Долгов. – СанктПетербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для
студентов учреждений сред. проф. образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова
Е.Л — М.: Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В. Пантелеева,
Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. –
Текст
:
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
–
URL:
https://e.lanbook.com/book/119416
Дополнительные источники для студентов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
(в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. —
1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в
ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ.
— 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ.
— 2004. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной
формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации,
ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной
36

военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской
Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н
«Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня
мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ
16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. — 2012.
14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для
бакалавров. — М., 2013.
15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности:
практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред.
образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей
этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013http://antycrim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам
безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/
Информационно-методическое
издание
по
основам
безопасности жизнедеятельности
25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в
природе – детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации (Минприроды России)
28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор)
29. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности
36.
http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

37

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональн Раздел/Тема
ая компетенция
ОК 01.Выбирать способы
Р 1, Темы:1.6;
решения задач
Р 4, Темы:4.4;
профессиональной
Р 1 П-о/c2, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c
деятельности, применительно
к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03.Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04.Работать в коллективе
и команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.

ОК 06 Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей.

ОК 07 Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
ОК 08 Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.
ПК 1.1. Подготавливать
рабочее место, оборудование,
сырье, исходные материалы

2

Тип оценочных
мероприятий

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.4,3.5,3.6;
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с
Р 3, Темы: 3.2;
Р 4, Темы: 4.2;
Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1;
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5 П-о/с
Р П-о/с

Практико-ориентированное содержание

38

- Кейс-задание;
- Задание исследование;
- Задание-эксперимент;
- Фронтальный опрос;
- Графический диктант;
- Защита алгоритма
оказания первой помощи;
- Защита презентаций;
- Тестирование;
- Защита работ прикладного
модуля

для обработки сырья,
приготовления
полуфабрикатов в
соответствии с инструкциями
и регламентами
ПК 2.1. Подготавливать
рабочее место, оборудование,
сырье, исходные материалы
для приготовления горячих
блюд, кулинарных изделий,
закусок разнообразного
ассортимента в соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 3.1. Подготавливать
рабочее место, оборудование,
сырье, исходные материалы
для приготовления холодных
блюд, кулинарных изделий,
закусок в соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 4.1. Подготавливать
рабочее место, оборудование,
сырье, исходные материалы
для приготовления холодных
и горячих сладких блюд,
десертов, напитков
разнообразного ассортимента
в соответствии с
инструкциями и
регламентами
ПК 5.1. Подготавливать
рабочее место кондитера,
оборудование, инвентарь,
кондитерское сырье,
исходные материалы к работе
в соответствии с
инструкциями и
регламентами

39

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

40

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».