ОП.09 Физическая культура, 2023

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ОК 01-06, 8,
9, 10

Умения

 использовать

физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей;
 применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности;
 пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности)

Знания

 роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека;
 основы здорового образа жизни;
 условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности;
 средства профилактики перенапряжения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем учебной дисциплины
в том числе:
Теоретические занятия
практические занятия
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

Объем часов
36
1
34
1

1.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в
часах

Коды компетенций
и личностных результатов1, формированию которых
способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Общекультурное и
социальное значение физической культуры.
Здоровый образ
жизни

1
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. Физическая
культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая
подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры.
Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного
успеха

ОК 01-06,
ОК 08-10

Здоровый образ жизни, здоровье человека как фактор достижения жизненного успеха.
Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий
физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья.
Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной активности , формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на
здоровье
Тема 2. Общая
физическая
подготовка

Содержание учебного материала
Тематика практических занятий
Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей.
Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания
отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленностиВыполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, беговых и прыжковых

1

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

1

ОК 01-06,
ОК 08-10

упражнений, комплексов обще развивающих упражнений, в том числе в парах, с предметами
Подвижные игры различной интенсивности
Тема 3. Лёгкая
атлетика

ОК 01-06,
ОК 08-10

Содержание учебного материала
Тематика практических занятий

4

Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу, на
стадионе и пересечённой местности, Эстафетный бег. Техника спортивной ходьбы.
Прыжки в длину Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных
действий, дыхательных качеств и способностей
Тема 4.
Спортивные
игры

Содержание учебного материала
Баскетбол
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне
груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении.
Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Групповые и
командные действия игроков. Двусторонняя игра.
Волейбол.
Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя
боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика
игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра
Футбол.
Перемещение по полю. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой.
Остановка мяча ногой. Приём мяча: ногой, головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие
игроков. Учебная игра.
Бадминтон.
Способы хватки ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке, жонглирование
воланом. Удары: сверху правой и левой сторонами ракетки, удары снизу и сбоку слева и

ОК 01-06,
ОК 08-10

справа, подрезкой справа и слева. Подачи в бадминтоне: снизу и сбоку. Приёма волана.
Тактика игры в бадминтон. Особенности тактических действий спортсменов, выступающих в одиночном и парном разряде. Защитные, контратакующие и нападающие тактические действия. Тактика парных встреч: подачи, передвижения, взаимодействие игроков. Двусторонняя игра.
Настольный теннис.
Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка.
Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, сеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя игра
Тематика практических занятий

4

Подвижные игры различной интенсивности.
воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми.
Самостоятельная работа обучающихся
Формируется при разработке программы ОО
Тема 5. Атлетическая гимнастика (юноши),
Аэробика (девушки)

ОК 01-06,
ОК 08-10

Содержание учебного материала
Краткие сведения о развитии гимнастики.
1
Строевые упражнения посторенние в шеренгу, выход из строя
2
Перестроение и повороты в движение
3
Выполнение упражнения на гимнастической скамейке
4
Упражнения на гибкость. Подтягивание, отжимание
5
Общеразвивающие упражнения с палками, обручами, обручи, тест на гибкость,
мостик
6
Специальные упражнения на укрепления брюшного пресса
7
Акробатика
8
Кувырок вперед и назад, мостик, на лопатках, полу шпагат
9
Опорный прыжок
Тематика практических занятий
Аэробика (девушки)
Разучивание, закрепление и совершенствование техники выполнения отдельных элемен-

6

тов и их комбинаций.
Сопряжённое воспитание двигательных качеств и способностей:
-воспитание выносливости в процессе занятий избранными видами аэробики.
-воспитание координации движений в процессе занятий.
Выполнение разученной комбинации упражнений осваиваемого вида аэробики различной
интенсивности, продолжительности, преимущественной направленности. Самостоятельная разработка содержания и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемому
виду (видам) аэробики.
Атлетическая гимнастика (юноши):
Разучивание, закрепление и совершенствование основных элементов техники выполнения
упражнений на тренажёрах, с отягощениями.
Сопряжённое воспитание двигательных качеств и способностей через выполнение комплексов атлетической гимнастики с направленным влиянием на развитие определённых
мышечных групп:
-воспитание силовых способностей в ходе занятий атлетической гимнасти кой;
-воспитание силовой выносливости в процессе занятий атлетической гимнастикой;
-воспитание скоростно-силовых способностей в процессе занятий атлетической гимнастикой;
-воспитание гибкости через включение специальных комплексов упражнений.
Самостоятельная разработка содержания и выполнение комплекса практических упражнений, закрепление и совершенствование основных элементов атлетической гимнастики
Самостоятельная работа обучающихся
Формируется при разработке программы ОО
Тема 6. Лыжная Содержание учебного материала

ОК 01-06,

подготовка

Лыжная подготовка (В случае отсутствия снега может быть заменена кроссовой подготовкой. В случае отсутствия условий может быть заменена конькобежной подготовкой
(обучением катанию на коньках)).
Одновременные бесшажный, одношажный, двухшажный классический ход и попеременные лыжные ходы. Полуконьковый и коньковый ход. Передвижение по пересечённой
местности. Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в
лыжном спорте. Прыжки на лыжах с малого трамплина. Прохождение дистанций до 5 км
(девушки), до 10 км (юноши).
Катание на коньках. Посадка. Техника падений. Техника передвижения по прямой, техника передвижения по повороту. Разгон, торможение. Техника и тактика бега по дистанции.
Пробегание дистанции до 500 метров. Подвижные игры на коньках.
Кроссовая подготовка.
Бег по стадиону. Бег по пересечённой местности до 5 км.
Тематика практических занятий

-

ОК 08-10

12

1.
Разучивание, закрепление и совершенствование основных элементов техники изучаемого вида спорта.
2.
Сопряжённое воспитание двигательных качеств и способностей на основе использования средств изучаемого вида спорта:
-воспитание выносливости в процессе занятий изучаемым видом спорта;
воспитание координации движений в процессе занятий изучаемым видом спорта;
воспитание скоростно-силовых способностей в процессе занятий изучаемым видом
спорта;
воспитание гибкости в процессе занятий изучаемым видом спорта.
3. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка содержания и
проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемому виду спорта
Самостоятельная работа обучающихся
Формируется при разработке программы ОО
Тема 7.
Сущность и содержание ППФП
в достижении
высоких профессиональных результатов

Содержание учебного материала
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие
конкретное содержание ППФП студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной
деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ про-

-

ОК 01-06,
ОК 08-10

фессиограммы.
Средства, методы и методики формирования профессионально значимых двигательных
умений и навыков.
Средства, методы и методики формирования профессионально значимых физических и
психических свойств и качеств.
Средства, методы и методики формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП.
Тематика практических занятий

7

1.
Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых двигательных действий.
2.
Формирование профессионально значимых физических качеств.
3.
Самостоятельное проведение студентом комплексов профессиональноприкладной
физической культуры в режиме дня квалифицированного рабочего.
4.
Техника выполнения упражнений с предметами и без предметов.
5.
Специальные упражнения для развития основных мышечных групп.
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

1

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен спортивный комплекс. Средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; многофункциональный принтер; музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение обучения

1.
Аллянов, Ю. Н. Физическая культура : учебник для среднего профессионального
образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02309-1. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/471143 (дата обращения: 17.01.2022).
2.
Жданкина, Е. Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 125 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10154-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453245 (дата обращения: 17.01.2022).
3.
Решетников, Н. В. Физическая культура : учебник для студентов учреждений
среднего профессионального образования. – Москва : Издательский центр «Академия», 2018. –
176 с.
4.
Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специальной медицинской группе : учебное пособие / Л. А. Садовникова. — Санкт-Петербург : Лань,
2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156380 (дата обращения: 08.06.2021).
— Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.1. Дополнительные источники
1.
Вайнер, Э.Н., Лечебная физическая культура : учебник / Э.Н. Вайнер. — Москва :
КноРус, 2018. — 345 с. — ISBN 978-5-406-06013-1. — URL:https://book.ru/book/925957 (дата
обращения: 17.01.2022). — Текст : электронный.
2.
Сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://minsport.gov.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых
Полнота ответов, точность
в рамках дисциплины
формулировок, не менее
Роль физической культуры в 75% правильных ответов.
общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
Основы здорового образа жизни;
Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии
(специальности)
Средства профилактики перенапряжения
Перечень умений, осваиваемых
Оценка уровня развития
в рамках дисциплины
физических качеств заниИспользовать
физкультурно- мающихся наиболее целеоздоровительную деятельность сообразно проводить по
для укрепления здоровья, до- приросту к исходным покастижения жизненных и профес- зателям.
сиональных целей;
Для этого организуется теПрименять рациональные при- стирование в контрольных
емы двигательных функций в точках:
профессиональной деятельно- на входе – начало учебного
сти
года, семестра;
Пользоваться средствами прона выходе – в конце учебнофилактики перенапряжения
го года, семестра, освоения
характерными для данной
темы программы.
профессии (специальности)
Тесты по ППФП разрабатываются применительно к
укрупнённой группе специальностей/профессий

Методы оценки
Промежуточная аттестация
в форме дифференцированного зачета.
Экспертная оценка усвоения теоретических знаний
в процессе:
-письменных/ устных ответов,
-тестирования

Экспертная оценка результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной программы:
- на практических занятиях;
- при ведении календаря
самонаблюдения;
- при проведении подготовленных студентом
фрагментов занятий (занятий) с обоснованием целесообразности использования средств физической
культуры, режимов
нагрузки и отдыха;
- при тестировании в контрольных точках.
Лёгкая атлетика.
Экспертная оценка:
- техники выполнения
двигательных действий
(проводится в ходе
бега на короткие, средние,
длинные дистанции;
прыжков в длину);
-самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами
лёгкой атлетики.
Спортивные игры.
Экспертная оценка:
- техники базовых элементов,
-техники спортивных игр

(броски в кольцо, удары по
воротам, подачи, передачи, жонглированиие),
-технико-тактических действий студентов в ходе
проведения контрольных
соревнований по спортивным играм,
-выполнения студентом
функций судьи,
-самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества средствами спортивных игр.
Общая физическая подготовка
Экспертная оценка:
- техники выполнения
упражнений для развития
основных мышечных
групп и развития физических качеств;
-самостоятельного проведения фрагмента занятия
или занятия
ППФП с элементами гимнастики;
-техники выполнения
упражнений на тренажёрах, комплексов с отягощениями, с самоотягощениями;
-самостоятельного проведения фрагмента занятия
или занятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».