ОП.12 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..4
2. ОБЬЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
……………………………………………………………………………….….9
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА……………………………………………..................................10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА……………………………………………………………….….14
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА…………………………………………………………………..16

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Психология
профессиональной деятельности» нацелена на развитие социальной
компетентности обучающихся, воспитание гармонично развитой личности,
способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному
функционированию в обществе в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы СПО .
Программа учебной дисциплины ««Психология профессиональной
деятельности» разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 43.01.09 «Поваркондитер», учебного плана по профессии 43.01.09 «Повар-кондитер»,
рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09 «Повар-кондитер»
Программа учебной дисциплины «Психология профессиональной
деятельности» разработана в соответствии с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования.
Содержание программы дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач:
Цель дисциплины: повышение компетентностей студентов
(личностных, социальных, коммуникативных).
Данная цель реализуется через решение психолого-педагогических
задач, обеспечивающих становление личности студента:
 формирование общих представлений студентов о психологии как
науке;
 оказание студентам помощи в открытии внутреннего мира
человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
 развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных
способностей, познавательной направленности и пр.);
 развитие самосознания (чувства собственного достоинства,
адекватной самооценки);
 раскрытие сущности личностной направленности (потребностей,
желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
 развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний,
настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
 обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках
и манерах поведения;
 воспитание у студентов эмоционально-ценностного отношения к
человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре,
познанию, здоровью.

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место
учебного
предмета
в
структуре
основной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология профессиональной деятельности»
входит в профессиональный цикл основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09. «Повар, кондитер»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК
01

ОК
04
ОК
05

ОК
06

 Распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте.
 Анализировать задачу и/или проблему
и выделять её составные части.
 Правильно выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы.
 Составить план действия.
 Определять необходимые ресурсы.
 Владеть
актуальными
методами
работы в профессиональной и
смежных сферах.
 Реализовать составленный план.
 Оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника).
 Организовывать работу коллектива и
команды
 Взаимодействоватьс
коллегами,
руководством, клиентами.
 Излагать
свои
мысли
на
государственном языке
 Оформлять документы

 Актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить.
 Основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте.
 Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях.
 Методы работы в профессиональной и
смежных сферах.
 Структура плана для решения задач.
 Порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности

 Описывать
значимость
своей
профессии
 Презентовать
структуру
профессиональной деятельности по
профессии (специальности)

 Сущность гражданско-патриотической
позиции
 Общечеловеческие ценности
 Правила поведения в ходе выполнения
профессиональной деятельности

 Психология коллектива
 Психология личности
 Основы проектной деятельности
 Особенности
социального
культурного контекста
 Правила оформления документов.

В результате изучения учебной дисциплины «Психология
профессиональной деятельности» обучающийся должен уметь:
- пользоваться правили поведения в условиях конфликта;
- преодолеть конфликтную ситуацию;
-использовать особенности речевого поведения (голос, манера речи, скорость
речи, громкость голоса, произношение слов, артикуляция, окраска звучания
5

и

голоса ритмично говорение) в профессиональной деятельности;
- использовать правила подбора одежды в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия: «психология», «ощущение», «восприятие», «внимание»,
«память», «воображение», «мышление», «эмоции», «воля», «личность»,
«темперамент», «характер», «способность», «деятельность», «конфликт»;
- о роли ощущений, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления,
эмоций, воли в профессиональной деятельности;
- личность, темперамент, характер, способности в профессиональной
деятельности;
- процесс общение в профессиональной деятельности;
- конфликты в профессиональной деятельности, причины их возникновения;
- понятия «этика», «мораль», «добро и зло», «этикет» «манеры».
- о роли этики, морали, добра и зла в профессиональной деятельности.
- связь этикета с профессиональной этикой, его роль в профессиональной
деятельности;
- основные моральные принципы и нормы нравственного поведения
человека.

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические занятия
Итоговая аттестация в форме

6

Объем
часов
36
10
26
зачет

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
№
урока
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
обучающихся

Наименование
разделов и тем

1-2
Тема 1.
Личность и
индивидуальнос
ть. Становление
и проявление
личности в
поведении и
трудовой
деятельности.

3-4
5-6

7-8
Тема 2.
Общение как
взаимодействие
партнеров.
Принципы

Количество часов

9-10

11-12

Содержание учебного материала
- Понятия: человек, индивид, личность;
- Типологическое разделение людей;
- проявления личности в поведении и трудовой деятельности;
Психологическая и этическая структура личности.
Практическое занятие
Анализ влияния проявлений эмоционально- волевых
особенностей посетителя и работника ПОП (официанта,
бармена и др.) на возникновение и развитие различных
ситуаций в процессе обслуживания (на примере реальных
производственных ситуаций).
Практическое занятие
Изучение факторов влияющих на формирование коллектива.
Игра на сплоченность «Тридцать три»
Содержание учебного материала
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.
Общение как межличностное взаимодействие.
Практическое занятие

пра
кти
теория
ческ
ие

ОК.03.,
2
2

2

ОК.03., 01
2

2

2

7

Коды общих
компетенций

ОК.06, ОК.03,01

ведения
партнерской
беседы

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22
Тема 3.
Профессиональн
ая этика
23-24
Повара,
кондитера

Тема 4.
Конфликты
в
профессиональн
ой
деятельности

25-26

Тренинговая игра « Деловая беседа»
Практическое занятие
Изучение поведения потребителей. Тестирование на уровень
общительности
Практическое занятие
«Построение диалога в процессе обслуживания. Речевой
тренинг».
Практическое занятие
Особенности общения в группах. Работа в парах.
Содержание учебного материала
Понятие «профессиональная этика». Нормы и правила
профессиональной этики повара: требования к внешнему
облику, манерам, деловой одежде.
Практическое занятие
Определение составляющих профессионального имиджа и
элементов самопрезентации в процессе профессиональной
деятельности. Тренинг диалогической речи.
Практическое занятие
Разработка рекомендаций профессионального этического
поведения персонала.

Конфликты: понятие, объекты, виды, причины возникновения
в профессиональной деятельности;
функции (конструктивная и деконструктивная): развитие,
разрешение. Последствия
неразрешенных конфликтов.
Предотвращения конфликтов (объективность и уступчивость,
доброжелательность, соблюдение дистанции, самообладание,

8

ОК.06,
2
ОК.06,
2
ОК.06.
2
ОК.06
2
ОК.06,
2
ОК.06
2

ОК.05.,

2

27-28

29-30
31-32

33-34

35-36

удовлетворенность трудовой деятельностью).
Практическое занятие. Определение психологически
грамотной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Тест
«Твоя конфликтность»
Практическое занятие
Искусство самопрезентации. Работа в группе.
Практическое занятие. Представление составленных схем
профессионального роста и рекомендаций по профилактике
профессионального выгорания.
Практическое занятие
Определение уровня владения профессиональными этическими
нормами.
Тест «Тактичность»
Итоговый тест
итого

ОК.01,
2
2

ОК.01,ОК.03,
2

2
2

10

9

,ОК.06,

26

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02)
Оборудование учебного кабинета:

столы, стулья для преподавателя и студентов;

шкафы для хранения учебно-методической документации;

доска классная
Технические средства обучения:

компьютер; мультимедийный проектор
Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Основные источники
1. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений
/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.
Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 2019 - 496 с.
Для преподавателя
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №27Э-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012
№143
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014
№1645 «о внесении изменений в Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 №143 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования»
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки
РФ от 17.03.2015 306-259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования».
5. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник.
– М.: Форум: Инфа – м, 2004.-336с.
10

6. Сухов А.Н., Социальная психология: учеб.пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования М.: Издательский центр
«Академия», 2008.-240с.
7. Сущенко С.А., Социальная психология Ростов- на –Дону:
«Феникс», 2005.-345с.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ
(http//www.minzdravsoc.ru)
2. www. medpsy.ru
3. www.lossofsoul.com/
4. www.psylib.org.ua
5. www.flogiston.ru
6. https://disk.yandex.ru/d/PUrOg2BATy5BCQ

11

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Наименование образовательных
результатов ФГОС СОО (предметные
результаты – ПР)
ПР.01. сформированность представлений о
роли психологии в жизни человека, в его
духовно-нравственном
развитии;
о
психологической картине мира;
ПР.02.
сформированность
основ
психологической культуры;

Методы оценки

ПР.03.
сформированность
общих
представлений о целях, функциях, видов и
уровней
общения,
механизмов
взаимопонимания в общении;
ПР.04. сформированность знаний об
источниках, причинах, видах и способах
разрешения конфликтов.

Итоговая форма оценки зачет
Оценка за контроль предметных результатов
обучающихся производится по пятибалльной
системе. При выполнении заданий ставится
отметка:
«3» - за 50-70% правильно выполненных
заданий,
«4» - за 70-85% правильно выполненных
заданий,
«5» - за правильное выполнение более 85%
заданий.
Основным критерием эффективности
усвоения учащимися содержания учебного
материала считается коэффициент усвоения
учебного материала – Ку. Он определяется
как отношение правильных ответов
учащихся к общему количеству вопросов (по
В.П. Беспалько).
Ку=N/K, где N – количество правильных
ответов учащихся, а К – общее число
вопросов. Если Ку >0.7, то учебный
материал считается усвоенным.

ЛР.01. сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,

основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания,

осознание своего места в поликультурном
мире;
ЛР.02.
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
ЛР.03. толерантное сознание и поведение,
готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
ЛР.04.
навыки
сотрудничества
со
сверстниками,
взрослыми
в
образовательной, общественно полезной,

Оценка личностного развития обучающихся
проводится в трех направлениях:
-определение уровня и структуры
мотивации;
-диагностика самооценки в плане общего
отношения к себе, а также отношение к
различным сторонам своей личности
(например, оценка волевых качеств);
-отношение к другим и характер
взаимоотношений с окружающими.
1. Диагностика мотивации
учебной деятельности
(методика Н.Г. Лускановой )
2. Диагностика самооценивания
и отношения к различным
сторонам собственной
личности (методика «Лесенка
самооценки» )
3. Характер взаимоотношений с
окружающими, наличие у
студента друзей (или их
отсутствие) также может быть
12

учебно-исследовательской, проектной и
причиной общего снижения
других видах деятельности;
мотивации и изменения
отношения к учебе
ЛР.05. нравственное сознание и поведение
(социометрия).
на основе усвоения общечеловеческих
Дополнительные методики: тест Тэммл,
ценностей;
ЛР.06. готовность и способность к Дорки, Амен; цветовой тест Люшера;
проектировочные рисуночные тесты( на
самообразованию.
выявление тревожности, общего
эмоционального фона)
МР.01. умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных ситуациях.
МР.02. умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
МР.03.
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем; способность и готовность к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
МР.04. владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные языковые средства.

Оценка метапредметного развития
производится через:
-включение обучающегося в тренинговые
занятия, работу в группе, в паре и т.д.;
-самостоятельное изучение материала,
конспектирование, подготовка презентации,
доклада на предложенную тему;
- отработка конфликтных ситуаций, подбор
рекомендаций по темам.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».