СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ................................................................... 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………................... 5 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины ............................................. 10 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................. 12 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО «Повар,кондитер». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про- граммы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанно- стей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. 4 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ОК 09. ПК 1.1. - Умения - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - применять первичные средства пожаротушения; оказывать первую помощь пострадавшим Знани я - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; - знать требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены в организации питания. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося -39 часов, в том числе: — — — обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося -1 час консультации- 2 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Консультации 39 36 16 1 2 Итоговая аттестация в форме контрольной работы 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 1.1. Организация гражданской обороны Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Гражданская оборона Содержание 1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ядерное, химическое и биологическое оружие, средства индивидуальной и коллективной 2 защиты от оружия массового поражения Приборы радиационной и химической разведки и контроля 3 4 Тема 1.2. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах). Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической, социальной обстановке Объем часов Уровень освоения 2 2 2\4 2 Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения Содержание 1 Защита населения и территорий при стихийных бедствиях Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке Обеспечение безопасности при эпидемии Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте, в случаезахвата заложником Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 7 Тема 2.1 Основы Содержание Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье. медицинских знаний. Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Рациональный режим дня. Здоровый образжизни и его составляющие Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки иих влияние на здоровье, профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь приранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания, при ожогах, поражении электрическим током, при утоплении, перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании, при отрав-лениях, при клинической смерти Практические занятия 1 Отработка умений при оказании первой (доврачебной) помощи Раздел 2. Основы военной службы Тема 2.1. Основы Содержание обороны государства Военная доктрина Российской Федерации 1 2\6 2 2\8 2 8 Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действийВооруженные Силы РФ основа обороны РФ Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их 1 роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Состав уктура Вооруженных сил России. Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступлениена нее в добровольном порядке Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом.Террористические организации Практические занятия Подготовка данных использования инженерных сооружений для защитыработающих и населения от чрезвычайных ситуаций Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайныхситуациях 1 Изучение материальной части, сборка, разборка автомата 2\16 2 2\18 2 Отработка строевой стойки и поворотов на месте. Повороты в движении. Построение и отработка движения походным строем Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте Всего: Консультация 36 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: – комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, инструкции к лабораторным и практическим работам); – наглядные пособия (плакаты по символам воинской части, званиям, и др.); – аптечка первой помощи, средства индивидуальной защиты, оружие. Технические средства обучения: – компьютер и мультимедийная установка; – телевизор, видеомагнитофон, CD плеер; 3.2. Информационное обеспечение обучения 10 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литератур 1. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образова- ния / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402041-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения: 17.01.2022). 2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образова- ния / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402041-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения: 17.01.2022). 3. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образова- ния / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402041-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения: 17.01.2022). 4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопас- ность) в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9964-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492045 (дата обращения: 17.01.2022). 5. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 6. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях пищевыхпроизводств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-6480-7. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148021 (дата обращения: 14.12.2020). —Режим доступа: для авториз. пользователей. 7. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессио- нального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Из- дательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04629-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 17.01.2022). 8. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО / Э.А. Арустамов, Н.В. Ко-солапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – Москва: Академия, 2020. – 208 с. 9. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций : учебное по- собие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 c. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/93574 10. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве : учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-0964-4, 978-5-4497-0809-0. — Текст : электронный // Электрон-ный ресурс цифровой образовательной среды СПО 11 PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/100492 11. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопен-ко. – Москва: Академия, 2021. – 368 с. 12. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09079-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491731 (дата обращения: 17.01.2022). 3.2.2. Дополнительные источники 1. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mchs.gov.ru/. 2. Университетская информационная система «РОССИЯ» [Электронный ресурс]. – URL:https://uisrussia.msu.ru/ 3. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека»[Электронный ресурс]. – URL: https://rusneb.ru/ 4. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://bzhde.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий самостоятельной работы. Формы и методы контроля и Результаты обучения оценки результатов обучения Освоенные умения организовывать и проводить мероприятия по за- Наблюдение и анализ результатов щите работающих и населения от негативных воз- Тестирование, собеседование Устная, письменная оценка знаний, действий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для сни- умений по результатам промежужения уровня опасностей различного вида и их по- точного контроля следствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; Усвоенные знания 12 – – – – – – – – – принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового Наблюдение и анализ результатов Тестирование, собеседование Устная, письменная оценка знаний, умений по результатам промежуточного контроля поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим 13