ОП.08 БЖ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ................................................................... 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………...................

5

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины ............................................. 10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................. 12

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО «Повар,кондитер».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про-

граммы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида
и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
 использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
 применять первичные средства пожаротушения;
 ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной профессии;
 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
 владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
 основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
 основы военной службы и обороны государства;
 задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
 способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при пожарах;
 организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
 основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные профессиям СПО;
 область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанно- стей
военной службы;
 порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09
Повар, кондитер.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
4

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК
04.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные
материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с
инструкциями и регламентами.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 06
ОК 07
ОК 09.
ПК 1.1.
-

Умения

- предпринимать

профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной
деятельности и в быту;
- применять первичные средства
пожаротушения;
оказывать первую помощь
пострадавшим

Знани
я
- основные виды

потенциальных опасностей и
их последствия в профессиональной
деятельности и в быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
- меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
- порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим;
- знать требования охраны труда, пожарной
безопасности, производственной санитарии и
личной гигиены в организации питания.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
 максимальной учебной нагрузки обучающегося -39 часов, в том числе:
—
—
—

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося -1 час
консультации- 2 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Консультации

39
36
16
1
2

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Тема 1.1.
Организация
гражданской
обороны

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Раздел 1. Гражданская оборона
Содержание
1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Ядерное, химическое и биологическое оружие, средства индивидуальной и коллективной
2
защиты от оружия массового поражения
Приборы радиационной и химической разведки и контроля
3
4

Тема 1.2.
Защита населения
и территорий при
стихийных
бедствиях,
авариях
(катастрофах).
Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной
экологической,
социальной
обстановке

Объем
часов

Уровень
освоения

2

2

2\4

2

Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в
очаге биологического поражения

Содержание

1

Защита населения и территорий при стихийных бедствиях Защита
населения и территорий при авариях (катастрофах)
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
Обеспечение безопасности при эпидемии
Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых
действий и во время общественных беспорядков, при обнаружении
подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте, в случаезахвата
заложником

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Тема 2.1
Основы

Содержание

Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных ценностей
человека.
Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека.
Общественное здоровье.
медицинских знаний.
Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Рациональный режим дня.
Здоровый образжизни и
его составляющие
Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные
привычки иих влияние на здоровье, профилактика злоупотребления психоактивными
веществами.
Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь
приранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи
Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки
ран Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних
конечностей Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах,
растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания, при ожогах, поражении электрическим током, при
утоплении,
перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании, при
отрав-лениях, при клинической смерти
Практические занятия
1
Отработка умений при оказании первой (доврачебной) помощи
Раздел 2. Основы военной службы
Тема 2.1. Основы
Содержание
обороны государства
Военная доктрина
Российской
Федерации
1

2\6

2

2\8

2

8

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действийВооруженные Силы РФ основа обороны РФ
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их
1
роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Состав
уктура Вооруженных сил России.
Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и
поступлениена нее в добровольном порядке
Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России
Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с
терроризмом.Террористические организации
Практические занятия
Подготовка данных использования инженерных сооружений для защитыработающих и
населения от чрезвычайных ситуаций
Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайныхситуациях
1
Изучение материальной части, сборка, разборка автомата

2\16

2

2\18

2

Отработка строевой стойки и поворотов на месте. Повороты в движении.
Построение и отработка движения походным строем
Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте
Всего:
Консультация

36
2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
– комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, инструкции к
лабораторным и практическим работам);
– наглядные пособия (плакаты по символам воинской части, званиям, и др.);
– аптечка первой помощи, средства индивидуальной защиты, оружие.
Технические средства обучения:
– компьютер и мультимедийная установка;
– телевизор, видеомагнитофон, CD плеер;
3.2. Информационное обеспечение обучения

10

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов,
дополнительной литератур
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального
образова- ния / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402041-0. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата
обращения: 17.01.2022).
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального
образова- ния / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402041-0. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата
обращения: 17.01.2022).
3. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального
образова- ния / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402041-0. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата
обращения: 17.01.2022).
4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная
безопас- ность) в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / С. В.
Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 362 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9964-8. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/492045 (дата обращения:
17.01.2022).
5. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуациях : учебник для среднего профессионального
образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022
6. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях
пищевыхпроизводств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-6480-7. — Текст : электронный // Лань :
электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148021 (дата обращения:
14.12.2020). —Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессио- нального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Из- дательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-04629-8.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL:https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 17.01.2022).
8. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО / Э.А. Арустамов, Н.В.
Ко-солапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – Москва: Академия, 2020. – 208 с.
9. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций : учебное
по- собие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов :
Профобразование, 2020. — 121 c. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/93574
10. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве :
учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи
Ар Медиа, 2021. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-0964-4, 978-5-4497-0809-0. — Текст :
электронный // Электрон-ный ресурс цифровой образовательной среды СПО
11

PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/100492
11. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО / Н.В. Косолапова, Н.А.
Прокопен-ко. – Москва: Академия, 2021. – 368 с.
12. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд.,
испр. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-09079-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/491731 (дата обращения: 17.01.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mchs.gov.ru/.
2. Университетская информационная система «РОССИЯ» [Электронный ресурс]. –
URL:https://uisrussia.msu.ru/
3. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная
библиотека»[Электронный ресурс]. – URL: https://rusneb.ru/
4. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://bzhde.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных
заданий самостоятельной работы.
Формы и методы контроля и
Результаты обучения
оценки результатов обучения
Освоенные умения
 организовывать и проводить мероприятия по за- Наблюдение и анализ результатов
щите работающих и населения от негативных воз- Тестирование, собеседование
Устная, письменная оценка знаний,
действий чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать профилактические меры для сни- умений по результатам промежужения уровня опасностей различного вида и их по- точного контроля
следствий в профессиональной деятельности и быту;
 использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
 применять первичные средства пожаротушения;
 ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
 владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 оказывать первую помощь пострадавшим;
Усвоенные знания

12

–

–

–
–
–

–
–

–
–

принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового

Наблюдение и анализ результатов
Тестирование, собеседование
Устная, письменная оценка знаний,
умений по результатам промежуточного контроля

поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном
порядке;
основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».