КОС_ОГСЭ_01_Основы_философии_ПСО_2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине ОГСЭ 01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
(базовой подготовки)

Камышлов, 2022 г.

Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Казанцева О.М., преподаватель общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ………………………………………
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке ……………………...
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля …………………..
4. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) ………………..
5. Задания для оценки освоения учебной дисциплины ………………………………………...
5.1. Задания для текущего контроля по учебной дисциплине ………………………………
5.2. Задания для итогового контроля по учебной дисциплине ……………………………….

4
5
7
8
9
9
23

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших
программу учебной дисциплины «Основы философии».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего и итогового контроля в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
 образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
 рабочей программы учебной дисциплины «Основы философии».
В результате освоения учебной дисциплины «Основы философии» студент должен обладать предусмотренными ФГОС СПО следующими
умениями и знаниями, способствующими в дальнейшем формированию общих и профессиональных компетенций:
уметь:
− ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах
формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
− основные категории и понятия философии;
− роль философии в жизни человека и общества;
− основы философского учения о бытии;
− сущность процесса познания;
− основы научной, философской и религиозной картин мира;
− об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
− о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Основные показатели оценки результатов

Виды аттестации
Текущий контроль

У 1 ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста.



Ориентироваться в наиболее общих философских вопросах,
сравнить эпохи философии между собой, анализировать
философские ситуации

Контрольная работа
№1-4

З 1 основные категории и понятия
философии;



владеть философской терминологией

Контрольная работа
№ 1-4

З 2 роль философии в жизни
человека и общества



ориентироваться в наиболее общих философских вопросах

Контрольная работа
№ 3, 4

З 3 основы философского учения о
бытии



определять основные формы бытия

Контрольная работа
№ 2, 4

З 4 сущность процесса познания



ориентироваться в основных понятиях и категориях
процесса познания

Контрольная работа
№ 2, 4

З 5 основы научной, философской и
религиозной картин мира



определять принципиальные отличия научной,
философской и религиозной картин мира

-

З 6 об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды



сопоставлять условия формирования личности, свободы и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды

-

З 7 о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием
и использованием достижений
науки, техники и технологий



ориентироваться в социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием достижений
науки, техники и технологий

Контрольная работа
№3

Промежуточная
аттестация

ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности

 Планирование деятельности в соответствии с заданным
способом и определение ресурсов для ее осуществления
 Выбор способов достижения цели в соответствии с
заданными критериями качества и эффективности
 Выбор способов (технологии) решения задачи в
соответствии с заданными условиями и имеющимися
ресурсами
 Обобщение и анализ информации, формулирование выводов
 Изложение информации с использованием историческофилософских фактов и терминологии









 Осуществление
деятельности
с
использованием
информационно-коммуникационных технологий (текстовых
редакторов, информационных ресурсов и систем и т.п.)





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ
Элемент учебной
дисциплины
Тема 1. Основные понятия и предмет
философии
Тема 2. Учение о бытии и теория
познания
Тема 3. «Этика и социальная
философия»
Тема 4. «Место философии в
духовной культуре и ее значение»

Текущий контроль
Форма
контроля
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа

Итоговый контроль

Проверяемые
З, У, ОК
У 1, З 1
ОК 2,4,5
У 1, З 1-4
ОК 2,4,5
У 1, З 2,7
ОК 2,4,5

Форма контроля
-

Проверяемые
З, У, ОК
-

-

-

-

-

У 1, З 1-4
ОК 2,4,5

-

-

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Задания для текущего контроля
Контрольная работа по теме «Особенности античной философии»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ЗАДАНИЕ 1:
0-2 БАЛЛА
(0 –ЗАДАНИЕ НЕ ВЫПОЛНЕНО, 1 – ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО, 2 - ВЫПОЛНЕНО ПОЛНОСТЬЮ)

ЗАДАНИЕ 2:
0-6 БАЛЛОВ
(0 –ЗАДАНИЕ НЕ ВЫПОЛНЕНО, 3 – ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО, 6 - ВЫПОЛНЕНО ПОЛНОСТЬЮ)

ЗАДАНИЕ 3:
0-6 БАЛЛОВ
(0 –ЗАДАНИЕ НЕ ВЫПОЛНЕНО, 3 – ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО, 6 - ВЫПОЛНЕНО ПОЛНОСТЬЮ)
6-8 БАЛЛОВ – 3 «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
9-11 БАЛЛОВ – 4 «ХОРОШО»
12-14 БАЛЛОВ – 5 «ОТЛИЧНО»

1. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия:
Архэ, атом, апейрон, бытие, диалектика, движение, детерминизм, знание, космос, идея,
логос, натурфилософия, субъективность, фатализм
2. «Первые философские школы Древней Греции»:
 Когда и почему возникает философия в Греции? Укажите исторические периоды ее развития.
 Кратко охарактеризуйте первые философские школы; их натурфилософский, космологический
характер: поиски единого первоначала, сущности и устройства мироздания.
3. Заполнить таблицу «Различия между натурфилософскими школами»
№
п/п
1.

Натурфилософские
школы
Милетская школа
-Фалес
-Анаксимен
Анаксимандр

Общее

Различия

Милеты обозначили начало древнегреческой
философии: милетские философы поднялись выше
видимости и за многообразием явлений усмотрели
некую отличную от них сущность вещей (
«первоначало «). Для Фалеса это - вода, для
Анаксимандра - неопределенное и беспредельное
первовещество (апейрон), для Анаксимена - воздух.
Рассматривая мир как живое целое, Милетская
школа не делала принципиального различия между
живым и мёртвым, психическим и физическим и
признавала за неодушевлёнными предметами лишь
меньшую степень одушевлённости (жизни); сама
же одушевлённость ( «душа «) рассматривалась как
«тонкий « и подвижный вид первовещества.

Фалес
первоначало
видел в воде,
Анаксимандр –
апейрон,
Анаксимен
–
воздух.

2.

Пифагорейцы

Как первый принцип Вселенной пифагорейцы
берут вид и форму, которые отождествляют с
цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел
как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме,
значительно расширяя ее. Рождение мира
начинается с единицы (монады*) и первых цифр
арифметических и геометрических величин.
Различия между физическими телами объясняются
различной схемой (формой*) их мельчайших
частиц (куб - земля, двадцатигранник - вода,
восьмигранник - воздух, пирамида - огонь,
двенадцатигранник - эфир). Вселенная для
пифагорейцев - это «Космос «, то есть она
характеризуется порядком, красотой и гармонией.

Пифагор – «все
есть число «.
Именно
в
числах
пифагорейцы
усматривали
свойства
и
соотношения,
присущие
различным
гармоническим
сочетаниям
сущего.
Пифагор учил,

Любые гармония и порядок в космосе имеют своим
условием арифметические аналогии. Тетрактис,
который также имеет орфическое происхождение,
отождествляется с гармонией.

3.

Гераклит

Гераклит первым в греческой философии поставил
в центр своей системы проблему изменения и
порядка, что делает из него беспощадного критика
человечества. Он сетует на то, что люди не
способны понять Логос, универсальную основу
всех вещей, в согласии с которым должны
протекать все природные явления и на основе
которого должно строиться поведение человека.
Отчасти этот Логос можно усматривать в огне:
благодаря регулярности своих изменений (огонь
равномерно поглощает топливо и испускает пламя
и дым) огонь оказывается идеальным воплощением
той меры, которую Гераклит наблюдал в великих
взаимных космических переходах основных
веществ, образующих мир, – эфирного пламени,
воды и земли.

4.

Элейская школа
Парменид

Для Элейской школы был характерен строгий
монизм в учении о бытии и рационализм в учении
о познании. В центре учения всех трех элейских
философов находилось учение о бытии: Парменид
впервые сделал понятие «бытия « предметом
анализа в своей философской поэме, Зенон с
помощью логических апорий показал абсурдность
учений, исходящих из иных предпосылок, нежели
Парменид (т.е. из допущения движения и
множества); Мелисс суммировал школьную
догматику в трактате О природе, или О бытии.
Согласно Пармениду, «то что есть « (бытие) - есть,
и это следует из самого понятия «быть «, а «того,
чего нет « (небытия) - нет, что также следует из
содержания самого понятия. Отсюда выводится
единство и неподвижность бытия, которому
невозможно делиться на части и некуда двигаться,
а из этого выводится описание мыслимого бытия
как нерасчлененного на части и не стареющего во
времени континуума, данного лишь мысли, но не
чувствам. Пустота отождествляется с небытием, так что пустоты нет. Предметом мышления может
быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо
(тезис «мыслить и быть одно и то же «). Истина о
бытии познается разумом, чувства формируют

что
душа
бессмертна.
Ему
принадлежит
идея
перевоплощени
я душ.
Все
существующее
постоянно
переходит
из
одного
состояния
в
другое. Ничего
нет, все лишь
становиться. В
ощущении
остается лишь
одна
текучая
волна,
за
которую трудно
ухватиться
щупальцами
разума: она все
время
ускользает. Это
ведет
к
крайнему
скептицизму –
ни о чем ничего
нельзя
утверждать, ибо
все
течет;
скажешь
о
человеке что-то
хорошо, а он
уже утек в грязь
дурного.
В отличие от
большинства
досократиков,
элейцы
не
занимались
вопросами
естествознания,
но
разрабатывали
теоретическое
учение о бытии
(впервые
сам
термин
предложен был
именно
в
Элейской
школе),
заложив
фундамент
классической
греческой
онтологии.

лишь мнение, неадекватно отражающее истину.
Мнение, «докса «, фиксируется в языке и
представляет мир противоречивым, существующим
в борьбе физических противоположностей, а на
самом деле ни множества, ни противоположностей
нет. За условными именами стоит безусловное
единство ( «глыба «) бытия.

КЛЮЧ
Задание 1.
Архэ (греч. arche - начало) - первопричина, принцип.
Атом (от греч. atomos - неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит
все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).
Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пребывая в постоянном движении; различаются по
форме и величине, порядку и положению.
Апейрон (греч. apeiron - неограниченное) - бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное
первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев - синоним материи.
Бытие - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире,
данное бытие (напр., в предложении: «Я есть«). При этом, в частности, необходимо проводить
особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют
существованием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам,
личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно
индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного,
действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго
неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле
обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное,
собственно «реальное « бытие. От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают
определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в
становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В
противоположность «видимости «, которая часто понимается как «производное « от бытия, бытие
считается истинным.
Диалектика (от греч. dialektike [techne] - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука
логики. Для Сократа диалектика - искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для
Платона - высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в
интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Начиная со средних веков и до 18 в.
диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики.
Движение - в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в
пространстве (см. Время, Пространство, Сила). Об абсолютном движении можно говорить только
в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в
состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в
соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в
(относительном) покое (см. также Относительности теория). В психологии созерцание движения
(см. также Вертхеймер) имеет своей предпосылкой тождество как одну из категорий связи,
состояния, при котором наблюдаемый предмет равен самому себе во времени. Движение как
таковое (а не как появление подобного предмета в др. точке пространства) можно наблюдать с
наибольшей отчетливостью, если оно совершается непрерывно, не слишком быстро и не слишком
медленно, на равном отрезке пути, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя
сохраняет одну и ту же форму, величину, одни и те же свойства и т. д. По т. н. закону Карпентера
(Уильям Бенджамен Карпентер - англ, физиолог; род. 29 окт. 1813, Эксетер - ум. 19 нояб. 1885,
Лондон), всякие восприятия движения или представленш о движении вырабатывают в нас слабый
t -тулье к совершению данного движения.
Детерминизм (от лат. determine определяю) - учение о первоначальной определяемости всех
происходящих ъ мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога
(теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы
(космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическоэтический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда

места (см. Атеизм). Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность индетерминизм. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, напр. в
учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на
эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом
разновидности индетерминизма.
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в
мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в
субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и
выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. По М.
Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого
является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие
называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых,
становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое знание называется
образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его
высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия '(Sosein) и наличного
бытия (см. Первосущее). Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном
знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не
могут достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют
искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления - практическое
господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «Это знание
позитивных наук, знание господства и действия « ( «Erkenntnis und Arbeit «, в «Die Wissensformen
und die Gesellschaft «, 1926); см. Социология знания.
Космос (греч. kosmos - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в
противоположность хаосу); первоначально - то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир
был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и
гармонию. Плутарх начинает свою «Естественную историю « с восхваления космоса.
Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней
тесной связи с космосом (см. также Федоров). Космический - относящийся к миру, космосу,
свойственный космосу, приходящий из космоса (напр., космические лучи).
Идея (от греч. idea) - в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в
философии со времени Платона метафизическая сущность вещи, которую Аристотель мыслил как
силосозидающую и формообразующую (см. Энтелехия), неоплатонизм - как излучение высшего
мирового принципа, средневековое христианство - как «божественную мысль «. Постепенно идею
начинают понимать все более субъективистски. Начиная с Декарта и Локка идея означает лишь
«образ вещи, создаваемый духом «, представление, которому действительная вещь соответствует
лишь несовершенным образом. Платоновское понятие идеи тем самым бледнеет; ибо, по Платону,
идеи суть вечные и неизменные, постигаемые не чувственно, а лишь духовно, на основе
врожденной способности воспоминания, реально существующие прообразы вещей. Вещь является
отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. Идеи являются «подлинносущим «. Со времени нем. идеализма (Шеллинг, Фихте) подготовлялось новое, динамическое
понимание идей: идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого (совершенства) еще
не существует в опыте, напр. идея совершенного, справедливо управляемого государства.
Логос (от греч. logos) - первоначально - слово, речь, язык; позже, в переносном смысле - мысль,
понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков - мировой разум, идентичный с
безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой (греч.
heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как Бог. У Филона,
неоплатоников и гностиков греч. идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом завете;
отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога,
которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как
перворожденный сын Бога, как др. Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В
христианстве (уже у Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос
становится обретшим плоть словом Бога, «сыном « Бога, который пришел на землю как
исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос занял только в
результате установления его в качестве второго лица в догмате о триединстве (троица).
Натурфилософия (от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и
объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью
осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего

знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила,
пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей
явлений природы. Понятие «philosophia naturalis « впервые встречается у Сенеки. Состояние
развития натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего
состояния естественных наук. Возникла натурфилософия фактически еще до появления
собственно философии, из т. н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней.
Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и
космогония. Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы. Ими
рассматривались следующие осн. проблемы: материя и ее (атомистическая) структура, гармония
(математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического.
Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. У
Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный
характер. Дальнейшее ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и
стоиками. Впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую
форму фантастики.
Субъективность - все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и
более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т. д.; зависимость от субъекта
(противоположность - объективность). У Гегеля и Кьёркегора бесконечная субъективность
является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьёркегор рассматривает субъективность
как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.
Фатализм (от лат. fatalis - определенный судьбой) - вера в судьбу; мировоззрение, согласно
которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не
может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм).

Задание 2.
Милетская школа (школа натурфилософии) – философская школа, основанная Фалесом в
Милеете (первая половина 6 века до н.э.). Представленная Фалесом, Анаксимандром и
Анаксименом.
Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше
видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей (
«первоначало «). Для Фалеса это – вода, для Анаксимандра это – неопределенное и беспредельное
первовещество (анейрон), для Анаксимеда – воздух.
Рассматривая мир как живое целое. Милетская школа не делала принципиального различия между
живым и мертвым, психическим и физическим и признавала за неодушивленными предметами
лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность рассматривалась как
«тонкий « и подвижный вид первовещества.
Академия Платона.
Платонизм – философское учение Платона и его последователей, утверждавшее абсолютную
реальность идей и бессмертие души.
Создана в 4 веке до н.э., находилась недалеко от стен Афин.
Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всем протяжении ее
существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставлении
чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей.
Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях
Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия
Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.
Доступ в школу был открыт для всех.
Истоки. При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с
которым познакомился во время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он
воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов,
основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.
Политическая направленность. Платон подразумевал под политикой не только воспитание
способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому
что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания
была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача
формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли

сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным
исследованиям.
Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон
создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока - за неимением
возможности управлять каким-либо реальным государством - они управляли согласно нормам
идеального государства самими собой.
«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз
невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его
внутри себя «.
Пифагорейская школа.
Пифагор, исходя из мистериальной базы и желая, так же, как и Орфей, преобразовать
общественную жизнь, обновил содержание религии, основывая ее на знании. Он исцелял религией
тягу к знанию и души, и общества в целом, потому что, когда религиозные убеждения уходят
своими корнями в знание, тогда духовные плоды, которые рождаются, будут наилучшими
(достойными*). Как первый принцип Вселенной пифагорейцы берут вид и форму, которые
отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы
видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады) и
первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами
объясняются различной схемой (формой) их мельчайших частиц (куб - земля, двадцатигранник вода, восьмигранник - воздух, пирамида - огонь, двенадцатигранник - эфир). Вселенная для
пифагорейцев - это «Космос «, то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией.
Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии.
Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией.
Сумма четырех первых цифр, из которой берет своё начало священная декада (десятка*) источник и корень вечной, неиссякаемой природы. Вселенная разделяется на три части: первая Олимп, который несет в себе совершенные начала, эфир и сферу вечного; вторая - Космос,
который охватывает сферу неподвижных звезд и планет, место обитания рожденных богов и
третья - Небо, которое вмещает в себя все, что существует под луной и подвержено разрушению.
Вселенная для пифагорейцев, так же, как и для орфиков, является вечной и божественной. Она
окружена бесконечным, необозримым духом (дыханием), дающим ей жизнь. Людей много, они
разобщены и смертны в телах своих, но душа их, которая существует задолго до существования
тела, бессмертна, она является частью божественной души, задача которой состоит в том, чтобы
связывать персональную судьбу с космическим порядком. Душа, оторванная от своего
божественного истока, заключенная в темницу смертного тела, чтобы искупить вину за грехи
свои, должна пройти путь очищения чередой целого ряда перевоплощений в телах (орфическая
теория перевоплощений).
ЦЕЛИ
Итак, дело человеческой жизни состоит в нравственном очищении и усовершенствовании себя.
Целью этого является освобождение души от круга рождений и обретение утраченного состояния
божественного блаженства посредством соединения с Богом. Путь к этому лежит через очищение
от всего плотского, чувственного, уход от земного. Однако существует разница в способе,
которым достигается это очищение. Церемониальный характер, который мы встречаем у орфиков,
здесь обретает новое духовное наполнение.
МОРАЛЬ
Новый элемент, то новое, что вносит Пифагор - это возможность очищения и соединения с богом
посредством философии.
Пифагор как философ утверждает, что, если мы хотим отождествить себя с «космосом «, с
которым мы фактически «состоим в родстве « нам нужно будет, не относясь с небрежением к
древним религиозным канонам, исследовать пути их. Поскольку каждый из нас - это «космос « в
миниатюре, развивая порядок внутри нас, мы становимся «космосом « в душе. Философия
очищает человека, освобождая его от алогичного элемента материи и смертного тела, и
совершенствует его путем сравнения с Богом. Однако для достижения божественного качества
необходимо прежде обрести человеческое. Практическая философия, развивая в человеке
нравственные достоинства, делает его добрым, подготавливая его тем самым для познания истины
и божественного достоинства, что достигается занятиями наукой (геометрия, математика),
теоретической философией. Цель философии состоит в том, чтобы сопровождать человека на пути
познания самого себя и способствовать освобождению его от его смертной природы. Это является

совершеннейшим зерном философии: созерцание ритмов Вселенной. Пифагорейская мораль
объединяет действие и молитву. Человек трудится, но разум его всегда нацелен на первопричину
блага. Необходимы готовность, горячее желание для подражания богу, жизнь, которую отличают
гармония и порядок, знание и соблюдение во всём чувства меры. Воздержание и умение терпеливо
переносить страдания и боль, как и в орфизме являются основными моральными достоинствами и
вытекают из закона воздаяния за совершённое нами.
Элейская школа– одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.),
объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана,
учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от
большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали
теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе),
заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о
познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид
впервые сделал понятие «бытия « предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с
помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок,
нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную
догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть « (бытие) – есть,
и это следует из самого понятия «быть «, а «того, чего нет « (небытия) – нет, что также следует из
содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому
невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого
бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь
мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом
мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и
то же «). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно
отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым,
существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни
противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство ( «глыба «) бытия.
Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в
классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.
Задание 3.
№
п/п
1.

Натурфилософские
школы
Милетская школа
-Фалес
-Анаксимен
Анаксимандр

2.

Пифагорейцы

Общее

Различия

Милеты обозначили начало древнегреческой
философии: милетские философы поднялись выше
видимости и за многообразием явлений усмотрели
некую отличную от них сущность вещей
(«первоначало»). Для Фалеса это - вода, для
Анаксимандра - неопределенное и беспредельное
первовещество (апейрон), для Анаксимена - воздух.
Рассматривая мир как живое целое, Милетская
школа не делала принципиального различия между
живым и мёртвым, психическим и физическим и
признавала за неодушевлёнными предметами лишь
меньшую степень одушевлённости (жизни); сама
же одушевлённость ( «душа «) рассматривалась как
«тонкий « и подвижный вид первовещества.
Как первый принцип Вселенной пифагорейцы
берут вид и форму, которые отождествляют с
цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел
как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме,
значительно расширяя ее. Рождение мира
начинается с единицы (монады*) и первых цифр
арифметических и геометрических величин.
Различия между физическими телами объясняются
различной схемой (формой*) их мельчайших
частиц (куб - земля, двадцатигранник - вода,
восьмигранник - воздух, пирамида - огонь,
двенадцатигранник - эфир). Вселенная для

Фалес
первоначало
видел в воде,
Анаксимандр –
апейрон,
Анаксимен
–
воздух.

Пифагор – «все
есть число «.
Именно
в
числах
пифагорейцы
усматривали
свойства
и
соотношения,
присущие
различным
гармоническим
сочетаниям

пифагорейцев - это «Космос «, то есть она
характеризуется порядком, красотой и гармонией.
Любые гармония и порядок в космосе имеют своим
условием арифметические аналогии. Тетрактис,
который также имеет орфическое происхождение,
отождествляется с гармонией.

3.

Гераклит

Гераклит первым в греческой философии поставил
в центр своей системы проблему изменения и
порядка, что делает из него беспощадного критика
человечества. Он сетует на то, что люди не
способны понять Логос, универсальную основу
всех вещей, в согласии с которым должны
протекать все природные явления и на основе
которого должно строиться поведение человека.
Отчасти этот Логос можно усматривать в огне:
благодаря регулярности своих изменений (огонь
равномерно поглощает топливо и испускает пламя
и дым) огонь оказывается идеальным воплощением
той меры, которую Гераклит наблюдал в великих
взаимных космических переходах основных
веществ, образующих мир, – эфирного пламени,
воды и земли.

4.

Элейская школа
Парменид

Для Элейской школы был характерен строгий
монизм в учении о бытии и рационализм в учении
о познании. В центре учения всех трех элейских
философов находилось учение о бытии: Парменид
впервые сделал понятие «бытия « предметом
анализа в своей философской поэме, Зенон с
помощью логических апорий показал абсурдность
учений, исходящих из иных предпосылок, нежели
Парменид (т.е. из допущения движения и
множества); Мелисс суммировал школьную
догматику в трактате О природе, или О бытии.
Согласно Пармениду, «то что есть « (бытие) - есть,
и это следует из самого понятия «быть «, а «того,
чего нет « (небытия) - нет, что также следует из
содержания самого понятия. Отсюда выводится
единство и неподвижность бытия, которому
невозможно делиться на части и некуда двигаться,
а из этого выводится описание мыслимого бытия
как нерасчлененного на части и не стареющего во
времени континуума, данного лишь мысли, но не
чувствам. Пустота отождествляется с небытием, так что пустоты нет. Предметом мышления может
быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо

сущего.
Пифагор учил,
что
душа
бессмертна.
Ему
принадлежит
идея
перевоплощени
я душ.
Все
существующее
постоянно
переходит
из
одного
состояния
в
другое. Ничего
нет, все лишь
становиться. В
ощущении
остается лишь
одна
текучая
волна,
за
которую трудно
ухватиться
щупальцами
разума: она все
время
ускользает. Это
ведет
к
крайнему
скептицизму –
ни о чем ничего
нельзя
утверждать, ибо
все
течет;
скажешь
о
человеке что-то
хорошо, а он
уже утек в грязь
дурного.
В отличие от
большинства
досократиков,
элейцы
не
занимались
вопросами
естествознания,
но
разрабатывали
теоретическое
учение о бытии
(впервые
сам
термин
предложен был
именно
в
Элейской
школе),
заложив
фундамент
классической
греческой
онтологии.

(тезис «мыслить и быть одно и то же «). Истина о
бытии познается разумом, чувства формируют
лишь мнение, неадекватно отражающее истину.
Мнение, «докса «, фиксируется в языке и
представляет мир противоречивым, существующим
в борьбе физических противоположностей, а на
самом деле ни множества, ни противоположностей
нет. За условными именами стоит безусловное
единство ( «глыба «) бытия.

Контрольная работа «Учение о бытии и теория познания»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
10-11 БАЛЛОВ – 5 «ОТЛИЧНО»
8-9 БАЛЛОВ – 4 «ХОРОШО»
6-7 БАЛЛОВ - 3 «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
НИЖЕ 6 БАЛЛОВ - 2 «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
Задание 1. Установите соответствие (2б)
1. Истина

A. знание, которое неполностью исчерпывает свой предмет,
которое дополняется и уточняется в процессе развития

2. Заблуждение

B. исчерпывающее достоверное знание о действительности,
которое не может быть опровергнуто

3. Относительная истина

C. соответствие наших знаний действительности (правильное,
адекватное отражение объективной действительности)

4. Абсолютная истина

D. недостоверное
отражение
познающим
окружающей действительности

субъектом

Задание 2. Охарактеризуйте каждую из истин – философскую, научную, религиозную (3б)

Философская истина

Научная истина

Религиозная истина

Задание 3. Запишите определение философского термина «Бытие». Заполните таблицу
«Основные формы бытия» (3б)
Основные формы бытия
Характеристика форм бытия

Задание 4. Как вы понимаете данные выражения? (выберите одно из высказываний и
прокомментируйте его) (3б)
1. «Истина выше людей и не должна бояться их» В.Г. Белинский
2. «Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет»
Ф. Ницше
3) «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь
сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее» И. В. Гёте
КЛЮЧ
1. 1C 2D 3A 4B
2.
Философская истина
Истина – это адекватное
отражение объекта познающим
субъектом, воспроизведение его
таким, каким он существует сам

Научная истина
Научная
истина
—
это
множество
эмпирических
и
теоретических
утверждений
науки, соответствие содержания

Религиозная истина
Большинство
религий
основываются на исповедании
духовного,
совершенного,
разумного Бога, являющегося

по себе, вне и независимо от
человека и его сознания;
объективное
содержание
чувств.,
эмпирич.
опыта,
понятий,
идей,
суждений,
теорий, учений

которых
своему
предмету
удостоверено
научным
сообществом.
Двумя основными формами
такого удостоверения являются:
1) соответствие результатам
систематических, статистически
правильно обработанных данных
наблюдения и эксперимента
(для
эмпирических
высказываний),
2) конвенциональное (условное)
полагание
наличия
такого
тождества у исходных
(как
правило, весьма простых
по
содержанию)
утверждений
(аксиом) и выведение из них
всех
логических
следствий
(теорем), истинность которых
гарантируется
корректным
применением соответствующих
правил логики.

творцом
всего
существующего, в том числе
человека,
и
всегда
присутствующего в мире.
Следующей
важнейшей
истиной
религии,
прямо
вытекающей из признания
бытия
Бога, является
убеждение в том, что человек
не
только
способен
к
общению
с
Богом,
к
совершенной и вечной жизни,
но и вступает с Богом в
личностные
отношения
посредством этого общения. И
ещё одна религиозная истина
— постулат о совершенной,
вечной жизни.

3.
Основные формы бытия
бытие вещей и процессов природы

бытие человека

бытие духовного

Характеристика форм бытия
определяется
законами
природы,
имеет
пространственные и временные параметры,
скорость и ритм процессов, целостность структур,
включенность в общий процесс космической
эволюции, и включает в себя:
а) бытие «первой природы», т.е. объективной
первичной реальности, существующей миллиарды
лет;
б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей,
произведенных человеком. «Вторая природа» – это
комплекс природной,
духовной и социальной
реальности, который включает в себя:
· созданные человеком предметы повседневного
обихода;
· техносферу;
· орудия и средства производства;
· производственную и социальную инфраструктуру;
·выведенные
живые
организмы
(путем
естественного отбора или средствами генной
инженерии).
это жизнедеятельность человека в единстве его
телесного
(биологического),
психического
и
социального измерений. Бытие человека происходит
в мире вещей первой и второй природы, причем
первая природа выступает условием возникновения
и существования человека, а вторая – продуктом
его жизнедеятельности.
а) бытие индивидуального духовного, включающего
различные проявления сознания отдельного человека
(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний,
ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и
различные формы бессознательного(неосознанные

бытие социального

влечения,
творческие
ресурсы,
механизмы
неосознаннного
психического
контроля
за
состоянием тела и др.);
б) бытие
объективированного
духовного,
существующего в различных формах общезначимых
моральных предписаний; религиозных догм и
институтов; научных знаний, зафиксированных в
законах, формулах и разнообразных носителях
информации;
в
произведениях
искусства,
архитектуры; в языке и литературе.
включает в себя:
а) бытие отдельного человека в обществе и
истории, т.е.:
– процессы социализации и
жизнедеятельности отдельного
человека
в
обществе в конкретную историческую эпоху;
– механизмы влияния конкретной личности на ход
общественных событий.
б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений
жизнедеятельности общества как целостного
организма
в
единстве
материальнопроизводственной, социальной и духовной сфер,
движущих сил и механизмов общественноисторического развития, а также культурноцивилизационных явлений и процессов.
Что
же объединяет все
формы
бытия и
обеспечивает внутреннее единство многообразных
вещей, явлений, процессов? Из какой основы и
первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов
на
эти
вопросы
привели
к
выработке
понятия«субстанция».
Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто
лежащее в основе) –философская категория,
обозначающая основу
и
сущность
всего
существующего – то, что существует в себе
самом и благодаря самому себе, а не в другом и
благодаря другому. Именно она обеспечивает
внутреннее единство разнообразных конкретных
вещей, явлений и процессов.

Контрольная работа по теме «Этика и социальная философия»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
15-17 БАЛЛОВ – 5 «ОТЛИЧНО»
12-14 БАЛЛОВ – 4 «ХОРОШО»
10-11 БАЛЛОВ – 3 «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
НИЖЕ 10 БАЛЛОВ – 2 «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

1. Факторы, влияющие на рост народонаселения:
а) только биологические б) только социальные в) и биологические, и социальные
2. Установите соответствие между утверждениями о сущности природы и концепциями,
которые они характеризую:
1.Природа – окружающий нас мир во всем многообразии и бесконечности, существующий
независимо от сознания.
2. Природа есть порождение и отчуждение абсолютной идеи.
3. Природа есть результат творения Бога, и она развивается по намеченному им плану.

А) Провиденциализм Б) Гегелевская концепция В) Марксизм.
3.Установите соответствие между приведенными суждениями об обществе и теми
школами, в рамках которых они возникли:
1. Общество есть форма совместной жизни людей. Это обособившаяся часть природы,
которая неразрывно связана с ней. В основе развития общества лежат материальные
экономические факторы.
2. Общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно развивается по
аналогии с биологическим организмом.
3.Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных
географических факторов.
А) Органическая теория общества Б) Географический детерминизм В) Марксизм.
4. Установите соответствие между социальной теорией и ее представителем:
1. Провиденциализм.
2. Органическая теория общества.
3. Географический детерминизм.
4. Диалектико-материалистическое понимание общественной жизни.
а) Спенсер б) Монтескье в) Маркс г) Соловьев
5. Расположите понятия от общего к частному:
а) биосфера б) организм в) природа г) биоценоз
6. Теория, согласно которой развитие человеческого общества определяется решающим
влиянием на него географических факторов, называется ___________ детерминизм.
7.Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как
единого,
гармонически взаимосвязанного целого:
а) Античность б) Средневековье в) Возрождение г) Просвещение д) Новое время
8. Естественная основа материального производства и жизни общества:
а) природные богатства
б) производительные силы
в) производственные отношения
г) потребности человека
д) способности человека
9.Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс __________среда
а) Социальная
б) Географическая
в) Политическая
г) Экономическая
д) Производственная
10.Наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой – это____________
11. Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:
а) Социальная экология б) Социология в) Биология г) Социальная онтология д) Естествознание
КЛЮЧ
1-В
2 - 1В, 2Б, 3А
3 - 1В, 2А, 2Б
4 - 1Г, 2А, 3Б, 4В
5 - В, А, Г, Б
6 - ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
7-А
8-А
9-Б
10 - ЭКОЛОГИЯ
11 - В

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (6 баллов)

Необходимо дать собственную оценку, мнение на 2 представленных ниже проблемных
вопроса:
1.Что такое любовь с философской точки зрения?
2.Что нужно человеку для счастья?
3.В чём заключается смысл жизни? Оцените одно из данных высказываний:
А. Эйнштейн: «Тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастен, но и
вряд ли жизнеспособен».
Ф. Ницше: «У кого есть зачем, вынесет любое как».
К. Ясперс: «Человек становится тем, что он есть благодаря делу, которое он делает
своим».
4.Является ли смерть необходимостью? Может ли человек победить смерть?
5.Нужно ли поддерживать жизнь человека при любых условиях?
6.Почему самоубийство считается грехом?
Контрольная работа «Содержание основных разделов философии»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
47 – 52 БАЛЛА – ОТЛИЧНО
41 – 46 БАЛЛОВ – ХОРОШО
35 – 52 БАЛЛА – УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
НИЖЕ 34 БАЛЛОВ - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

1. Соотнесите основные философские учения и их суть (3б)
1. учение о бытие
А) антропология
2. учение о познаваемости мира
Б) аксиология
3. учение о развитии
В) диалектика
4. учение о ценностях
Г) онтология
5. учение о нравственности
Д) гносеология
6. учение о человеке
Е) этика
2. Философия в переводе с греческого….(1б)
3. Чем философское мировоззрение отличается от мифологического и религиозного типов
мировоззрения? (3 б)
4. Как называется система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение
человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами
основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные
ориентации?(1б)
5. Перечислите основные функции философии (3б).
6. Укажите хронологические рамки развития античной философии: (1б)
7. Учение, согласно которому, мир возник из какого – то одного начала? (1б)
8. Назовите формы рационального познания (1б)
9. Этот философ не был понят официальными властями и воспринимался ими как личность,
подрывающая устои общества, сбивающая с толку молодёжь, не чтящая богов. За это он в 399
году до н.э. был приговорён к смерти и принял чашу с ядом цикуты. (1б)
10. Кто ввёл в философию термин «бытие»? (1б).
11. Этот древнегреческий философ вошёл в историю своим анекдотическим, скандальным
поведением и образом жизни (1б).
12. Перечислите основные проблемы философии (1б).
13. Способность обосновывать выдвигаемые суждения – это…? (1б)
14. Дайте определение понятия ОНТОЛОГИЯ. (2б)
15. Активная деятельность человека, целью которой является получение нового знания – это…?
(1б)
16. Что такое знание с точки зрения философии? (1б)
17. Непосредственное отражение действительности с помощью органов чувств – это…? (1б)
18. Дайте КЛАССИЧЕСКОЕ определение понятия ИСТИНА. (2б)
19. Истины, не нуждающиеся в доказательствах (1б)
20. Назовите представителей философии Средневековья (не менее трёх) (1б)
21. Перечислите формы чувственного познания (1б)

22. Дайте определение понятий: глобализация, интеграция, сепаратизм (3б)
23. Раскройте суть понятия «глобальные проблемы» и приведите примеры глобальных проблем
современности (5б)
24. Проанализируйте одну из глобальных проблем современности по плану: суть проблемы, пути
решения данной проблемы (5б)
25. Выберите один из предложенных афоризмов и прокомментируйте его (10б)
1. «Религия — опиум для народа»
2. «Прав не дают, права берут»
3. «Я мыслю, следовательно, я существую»
4. «Ад — это другие»
5. «Война всех против всех»
6. «Я знаю, что ничего не знаю»

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых
для текущего контроля
Оборудование:
•
посадочные места по количеству студентов;
•
рабочее место преподавателя;
•
листы с заданиями;
•
бумага;
•
ручка.
Литература
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования /А.А. Горелов. – 16 – е изд. – М.: Академия, 2018.
Дополнительные источники:
1. Золотухина – Аболина Е. В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995.
2. Ильенков Э. В. Философия и культура. М, 1991.
3. Келигов М. Ю. Философы о философии. Ростов н/Д, 1995.
4. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию.
5. Философия м мировоззрение. М. 1990.
6. Горбачёв В. Г. История философии. Брянск, 2000.
7. Замалеев А. Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1999.
8. История философии. М., Ростов н/Д, 1999.
9. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1995.
10. Поппер К. Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.
11. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
12. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек. Энциклопедический словарь. М.,
1999.
13. Гвишиани Г. В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы
философии, 2000, № 2.
14. Мир философии. Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 2. М., 1991.
15. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
16. Пантэм Х. Философия сознания. М., 1999.
17. Фромм Э. Душа человека. М., 1995.
18. Багратян Г. А. Общество и государство. М., 2000.
19. Барулин В. С. Социальная философия. М., 1999.
20. Канке В. А. Философия. М., 2000.
21. Макаров Е. М. Философия человеческого общества. М., 1996.
22. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1999.
23. Гуревич П. С. Философия человека. М., 1999.

24. Маркова Л. А. Наука и религия: проблемы границы. СПб., 2000.
25. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
26. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.
27. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
28. Уткин А. И. Американская стратегия для 21 века. М., 2000.
29. Философия глобальных проблем. М., 1998.
30. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.philosophy.ru/
2. http://intencia.ru/
3. http://anthropology.ru/ru/index.html
4. http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».