КОС ОУД 02 Литература ПСО 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОУД.02 Литература
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: Социально-экономический
базовый уровень

Камышлов, 2022

Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Казанцева О.М., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
4. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
5. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
5.1. Задания для текущего контроля по учебной дисциплине
5.2. Задания для итогового контроля по учебной дисциплине

Пояснительная записка
Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Литература» разработан на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО)
- рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» (для профессиональных образовательных организаций);
- учебного плана по специальности
Основная цель создания примерного фонда оценочных УМК – совершенствование содержания общеобразовательной дисциплины
для формирование профессионально значимых компетенций. Фонд оценочных средств представлен комплектом контрольно-оценочных
средств.
1. Описание контрольно-оценочных средств.
Фонд оценочных средств для входного, текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации разработан для оценки уровня
освоения студентами планируемых результатов.
Кроме оценочных заданий, ФОС включает эталоны ответов к некоторым заданиям, а к типовым – алгоритмы решения либо
ориентировочную основу действий.
Оценочные средства направлены на формирование планируемых результаты по указанной теме в примерной рабочей программе.
В процессе аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а в ходе текущего
контроля, также динамика формирования общих компетенций.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в формах, предусмотренных учебным планом основной
профессиональной образовательной программы специальности.

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК
02
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
(ЛР и МР)
ЛР 09 готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении
всей
жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной профессиональной и
общественной
деятельности
МР 04 готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию,
получаемую
из
различных
источников
МР 09 владение навыками
познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых

Дисциплинарные (предметные)1

Виды аттестации

Текущий
Промежуточная
контроль
аттестация
ПРб 02
Владение навыками Самостоятельная Дифференцированный
самоанализа и самооценки на
работа
зачёт
основе
наблюдений
за
Проверочная
собственной речью
работа
по анализу
произведения
Тестирование по
теме

ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития

ОК 8 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации

познавательных задач и средств их
достижения
МР 04 - готовность и способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников

МР 04 - готовность и способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников
МР 09 - владение навыками
познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ

ПРб 03 - Владение умением
анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и
скрытой,
основной
и
второстепенной информации

Самостоятельная Дифференцированный
работа
зачёт
Проверочная
работа
по
анализу
произведения
Тестирование по
теме

ПРб 02 - Владение навыками Самостоятельная Дифференцированный
самоанализа и самооценки на
работа
зачёт
основе
наблюдений
за
Проверочная
собственной речью
работа
ПРб 03 - Владение умением
по анализу
анализировать текст с точки
произведения
зрения наличия в нем явной и Тестирование по
скрытой,
основной
и
теме
второстепенной информации

своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их
достижения

Элемент учебной
дисциплины

Текущий контроль
Форма
контроля
тестирование
сочинение

Входной контроль
Тема: Ф.М.Достоевский
Роман «Преступление и
наказание»
Тема:
сочинение
Л.Н.Толстой
Роман «Война и мир»
Тема:
Чтение
Ф.И. Тютчев
наизусть
стихотворения
Тема:
Чтение
А.А.Фет
наизусть
стихотворения
Раздел 2.
Особенности развития
русской литературы во
второй половине XIX века
Раздел 4
Литература
XX
века.
Особенности
развития
литературы и других видов
искусства в начале XX
века
Раздел 5. Особенности тестирование
развития литературы 1920х годов
Тема
Чтение
В.В.Маяковский
наизусть

Проверяемые
ОК
ОК2, ОК8
ОК 2, ОК 4

Формы и методы контроля
Рубежный контроль
Форма
контроля

Проверяемые
ОК

ОК 2, ОК 4

ОК 2, ОК 4,
ОК 8
ОК 2, ОК 4,
ОК 8

ОК 2, ОК 8

ОК 2, ОК 4,
ОК 8

тестирование

ОК 2, ОК 8

тестирование

ОК2, ОК 8

Промежуточная аттестация
Форма контроля

Проверяемые
ОК, ПК

Тема:
С.А.Есенин

стихотворения
Чтение
ОК 2, ОК 4,
наизусть
ОК 8
стихотворения

Раздел 6.
Особенности
развития
литературы 1930 — начала
1940-х годов
Тема:
Чтение
М.И.Цветаева
наизусть
стихотворения
Раздел 7.
Особенности
развития
литературы
периода
Великой
Отечественной
войны
и
первых
послевоенных лет
Тема:
Чтение
А.А.Ахматова
наизусть
стихотворения
Раздел:
Чтение
Творчество поэтов в 1950- наизусть
1980 – е годы
стихотворения
Дифференцированный
зачет

тестирование

ОК 2, ОК 8

тестирование

ОК 2, ОК 8

ОК 2, ОК 4,
ОК 8

ОК 2, ОК 4,
ОК 8
ОК 2, ОК 4,
ОК 8
Задания разной степени ОК 11, ОК 3,
сложности+сочинениеОК 4
рассуждение

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1.
2.
3.
4.
5.

Темы сочинений
Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа
Социальные и философские истоки теории Раскольникова
Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа
Теория Раскольникова о праве сильной личности и её крах
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

1.
2.
3.
4.
5.

Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Темы сочинений
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Духовные искания любимых героев Толстого

Критерии оценивания сочинения
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. полнота раскрытия темы;
3. правильность фактического материала;

4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
«5» - отлично
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка.
«4» - хорошо
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» - удовлетворительно
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» - неудовлетворительно
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических
и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Баллы
Критерии выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла
(не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2»
низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
«Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века»
Контрольная работа по литературе содержит 20 вопросов разной степени сложности. Каждое задание оценивается определенным
количеством баллов.
Критерии оценивания
«отлично» - 23-28 баллов
«хорошо» - 17-22 баллов
«удовлетворительно» - 14-16 баллов
«неудовлетворительно» - ниже 14 баллов
Задание 1. Определите литературное направление: (1б)
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни
личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким
делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных
героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным интересом
и к окружающему миру. Характерно исключительное внимание к душевному состоянию личности
простого человека.

к человеческим чувствам
и обращении к переживаниям

4) Направление в искусстве или литературе, образовавшееся в XIX веке. Главной его особенностью является правдивое изображение
действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах»

А – классицизм Б – сентиментализм

В – романтизм Г - реализм

Задание 2. Выберите определение метафоры: (1б)
а) сравнение одного предмета с другим;
б) скрытое сравнение с употреблением слов в переносном значении;
в) перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Задание 3. Назовите произведение и автора: (1б)
Основной конфликт в этом произведении возникает между невесткой и свекровью. В пьесе сталкиваются
(нравственно-крестьянская) и «городская» (домостроевские порядки).

две культуры: «сельская»

Задание 4. Определите, о каком писателе (поэте) идет речь: (1б)
В 1835 году он с трудом добился разрешения на издание собственного журнала, который он называет «Современник». Журнал выходит с
периодичностью один раз в квартал. В нем он печатает свои произведения – «Пиковую даму» и «Капитанскую дочку», публикует цикл
критических статей…
Задание 5.Укажите героиню драмы А.Н.Островского «Гроза», которая произносит следующую фразу: (1б) «Бла-алепие, милая, блаалепие!.. В обетованной земле все живёте! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
а) Кабаниха

б) Катерина

в) Варвара

г) Феклуша

Задание 6. Укажите произведение русской литературы, начало которого приводится ниже: (1б)
« - Что, Пётр, не видать ещё? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе,
барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего молодого и щекастого малого с беловатым
пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазёнками».
а) «Отцы и дети» И.С.Тургенева

б) «Война и мир» Л.Н.Толстого

в) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

г) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Задание 7. Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление. (1б)
а) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
в) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов
к) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев
Задание 8. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)? (1б)
Задание 9. Укажите, кому сказал Раскольников следующую фразу: «Я не тебе поклонился, я всему страдающему человечеству
поклонился».
(1б)
а) матери

б) сестре

в) Соне Мармеладовой

г) Порфирию Петровичу

Задание 10. При разработке своей «теории» Раскольников обращался к историческому примеру: (1б)
а) Ивана Грозного

б) Наполеона

в) Чингисхан

г) Вильгельма Завоевателя

Задание 11. По данной характеристике, определите, о каком литературном герое идёт речь? Назовите автора и название литературного
произведения (2б)
Следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный
человек. У него свой, "психологический" подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Давит на
Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По его совету Раскольников делает явку с повинной.
Задание 12. Кому из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат советы, данные Раскольникову: (3б)
1) «…учинить явку с повинной»
2) Уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Бегите, молодой человек. Может, есть ещё время.
3) Поди на перекресток, поклонись, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»
а) Порфирий Петрович б) Соня в) Свидригайлов г) Дуня
Задание 13. По портрету персонажа укажите, о ком идет речь: (4б)
1)«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Его
отличительная примета:
«… высокая шляпа, рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей».

2)«Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и … с
раскрасневшимися до птен щеками… Глаза ее блетели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен…»
3)«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица… такое
доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней…» Ее отличительная примета: «соломенная круглая шляпка с ярким пером».
4)«А это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску; белое, румяное, с румяными алыми губами… Глаза были как-то
слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен…» Характерная примета его: «В руках его была красивая трость…»
а) Катерина Ивановна б)Свидригайлов в) Соня Мармеладова г) Раскольников
Задание 14. Раскройте жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1б)
Задание 15. В кого была влюблена главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»? (1б)
Задание 16. Кого из героев романа «Отцы и дети» описывают данные цитаты: "...Этакое богатое тело! –Хоть сейчас в анатомический
театр...". "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит эта особа?.. " "… А все-таки избаловала она себя, ох как
избаловала себя ". У ней такие плечи, каких я не видывал давно…»(1б)
Задание 17. Кому из героев «пьесы «Гроза»» принадлежит следующая цитата: Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я
была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли
летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом
пойдём с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какуюнибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют.
Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково
хорошо было!» (1б)
Задание 18. Кому из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» принадлежит приведенное высказывание? (1б)
«Мой дед землю пахал... Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает
соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете»
Задание 19. Какой момент в биографии героя тургеневского романа «Отцы и дети» Евгения Базарова был переломным в осознании своей
личности? (1б)
Задание 20. В чём заключается преступление и наказание Раскольникова? (3б)

КЛЮЧ
1 1в 2а 3б 4г
2 б
3 «Гроза»,А.Н.Островский
4 А.С.Пушкин
5 г
6 а
7 б
8 самодур
9 в
10 б
11 Порфирий Петрович, роман «Преступление и наказание»,
Ф.М. Достоевский
12 1а 2в 3б
13 1г 2а 3в 4б
14
15 в Бориса Григорьевича
16 А.С.Одинцова
17 Катерина
18 Е.В.базаров
19

20
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Вариант 1
1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
1) начало 20 века
2) конец 19 – начало 20 века
3) начало-середина 20 века
4) конец 19 века
2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?
«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную
сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)
5. Назовите модернистское течение конца XIX - начала XX.в.в., которому были присущи следующие принципы: "Отказ от мистической
туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов".
6. Кто из поэтов является представителем футуризма?
1) В. Маяковский
2) А. Блок
3) М. Цветаева
4) А. Ахматова
7. «Цех поэтов» - это название союза:
1) символистов
2) акмеистов

3) новокрестьянских поэтов
4) футуристов
8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
1) С. Есенина
2) В. Иванова
3) К. Бальмонта
4) И. Северянина
9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?
1. В. Маяковского
2. Б. Пастернака
3. В. Хлебникова
4. Н. Гумилева
10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?
1. В. Брюсов
2. К. Бальмонт
3. М. Цветаева
4. Н. Гумилев
11. Что такое символ?
1. поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления
2. слово или оборот в иносказательном значении
3. художественный прием, основанный на преувеличении
4. художественный прием, основанный на противопоставлении
12. К какому литературному течению конца XIX - начала XX в.в. относились В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт?
1. к акмеизму
2. к футуризму
3. к символизму
4. новокрестьянская поэзия
13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:
Боэбоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзи пелась цепь.
1. Символизм

2. Акмеизм
3. Футуризм
4. имажинизм
14. Соотнесите название модернистского течения конца XIX - начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: "Элитарность, возможность
увидеть за внешним "мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя - соавтора".
1. Новокрестьяская поэзия
2. Акмеизм
3. Футуризм
4. символизм
15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?
а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»; «На поле Куликовом»; «Вхожу я в тёмные храмы...».
16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья
месяц уронил...».
17.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: /
Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».
18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире
тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь...».
19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли /
На ясен долгий путь!».
20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как
вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»
21. «Стоит передо мной моя тема <...> Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?
а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.
22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском
искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей
искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом».
23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:
1. В. Маяковский
а) символизм
2. С. Есенин
б) акмеизм
3. А. Ахматова
в) футуризм
4. В. Брюсов
г) новокрестьянская поэзия
24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?
а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.
25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

1) М. Цветаева
2) З. Гиппиус
3) А. Ахматова
4) Н. Гумилёв
26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»?
а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.
27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
1) В. Брюсов
2) Н. Гумилев
3) А. Ахматова
4) О. Мандельштам
Вариант 2
1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?
1) золотой век
2) бронзовый век
3) медный век
4) нет правильного ответа
2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.
«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному
миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)
5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы
старого искусства». (Словарь С. Ожегова)
6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?
1) В. Маяковский
2) А. Ахматова
3) С. Есенин
4) Н.Гумилев
7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:
1) акмеистов
2) имажинистов
3) футуристов
4) символистов
8. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?
1. Н. Гумилев
2. В. Маяковский
3. Ф. Тютчев
4. А. Блок
9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
1. В. Брюсов
2. К. Бальмонт
3. И. Анненский
4. Н. Гумилев
10. Как назывался манифест футуристов?
1. "Дохлая луна"
2. "О прекрасной ясности"
3. "Пощечина общественному вкусу"
4. "Долой Пушкина с корабля современности"
11. Лирический герой - это
1. Автор
2. Рассказчик
3. образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении
4. образ героя, наиболее симпатичного рассказчику
12. К какому модернистскому течению конца XIX - начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников?
1. Футуризм

2. Акмеизм
3. Имажинизм
4. символизм
13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл "поэзией намеков"?
1. акмеизм
2. футуризм
3. новокрестьянская поэзия
4. символизм
14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью
искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики,
многозначностью образов, мистической настроенностью».
15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?
а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.
16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат
пылал, / в июль катилось лето...»
17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. /
Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».
18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая,
/ Как могу я тебя не любить?».
19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных
напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь...»
20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, /
Что княжна фатой».
21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина
а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.
22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкретночувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла, повышенное внимание к художественной детали».
23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.
1. А. Блок
а) символизм
2. Н. Гумилев
б) новокрестьянская поэзия
3. Д. Бурлюк
в) футуризм
4. С. Есенин
г) акмеизм
24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.
25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: "Во имя свободы личного случая мы отрицаем
правописание".
1. Акмеизм
2. Символизм
3. Футуризм
4. Новокрестьянская поэзия
26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?
а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.
27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»
1. А.Блок
2. Н. Гумилев
3. С. Есение
4. В. Маяковский

КЛЮЧ:
Вариант 1
1. 2
2. 2
3. 1
4. Символизм
5. Акмеизм
6. 1
7. 2
8. 1
9. 4
10. 3
11. 2
12. 3
13. 3
14. 4

Вариант 2
1. 1
2. 1
3. 4
4. Акмеизм
5. Футуризм
6. 3
7. 3
8. 3
9. 4
10. 3
11. 3
12. 1
13. 4
14. Символизм

15. А
16. олицетворение
17. Анафора
18. Метафора
19. Обращение
20. Сравнение
21. Г
22. Футуризм
23. 1в 2г 3б 4а
24. В
25. 3
26. Б
27. 1

15. В
16. Гипербола
17. Противопоставление
18. Риторический вопрос
19. Анафора
20. Сравнение
21. Г
22. Акмеизм
23. 1а 2г 3в 4б
24. Б
25. 3
26. В
27. 1
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Особенности развития литературы 1920-х годов

Контрольная работа состоит из 15 заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
50 – 59 % - «удовлетворительно»
8-10 баллов – 3 «удовлетворительно»
60 – 79 % - «хорошо»
11 -14 баллов -4 «хорошо»
80 – 100% «отлично
15-18 баллов - 5 «отлично»
1.Установите соответствие между названиями произведений и авторами (2б)
1. «Аристократка»
А. М.Булгаков
2. «Первый гусь»
Б. А.Фадеев
3. «Собачье сердце» В. М.Зощенко
4. «Разгром»
Г.
И.Бабель
2.На какие ветви раскололась литература в 20-е годы? (1б)
3.Назовите жанр романа Е.Замятина «Мы»? (1б)
4.Марксистская литературная группа, которая возникла в Москве в 1923-1924 гг., пропагандировали уважительное отношение к
классикам, отстаивали свободу писателей, защищали их право на выбор темы, жанра. Лидер группы
А.К.
Воронский.(1б)

5.ЛЦК - это …? (1б)
6.Какая литературная группа издавал журнал «На посту»? (1б)
7. К какому литературному течению в начале 20 века принадлежал С.Есенин? (1б)
8. Кто стал на защиту И.Бабеля, после выхода отдельных рассказов из сборника «Конармия»? (1б)
9.Какие проблемы поднимает Е.Замятин в романе «Мы»? (1б)
10.Установите соответствие между названиями произведений и авторами: (2б)
1. «Мы»
А. М.Булгаков
2. «Дни Турбиных»
Б. Е.Замятин
3. «Железный поток»
В. М.Зощенко
4. «Баня»
Г. А.Серафимович
11. Назовите представителей эмигрантской литературы? (1б)
12.К какому жанру литературы относится произведение И.Бунина «Окаянные дни»?(1б)
13. Группа, которая просуществовала с 1923-1928 г. В нее вошли поэты-теоретики предреволюционного футуризма: Маяковский, Брик, А.
Крученых и др. (1б)
14.ОБЭРИУ – это …? (1б)
15. Назовите поэтов, которые не входили ни в одну лит.группу? (1б)
КЛЮЧ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

1- В 2 –Г 3 – А 4 – Б (2б)
Советская литература, задержанная, литература русского зарубежья (1б)
Роман – антиутопия (1б)
Перевал (1б)
Литературный центр конструктивистов (1б)
РАПП (1б)
Имажинизм (1б)
Горький (1б)
Влияние развития техники на человечество, проблема тоталитаризма (1б)
1 –Б 2 – А 3 –Г 4 –В (2б)
Бунин, Толстой, Цветаева, Саша Чёрный и др. (1б)
Публицистика (1б)
ЛЕФ (1б)
Объединение реального искусства (1б)
Цветаева, пастернак (1б)
ТЕКЩИЙ КОНТРОЛЬ

В.В. Маяковский, С.А. Есенин
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Баллы
Критерии выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла
(не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2»
низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Вариант 1.
1. Как называется сатирическая повесть А.Платонова о строителях социализма?
1) «Котлован».
2) «Поднятая целина».
3) «Встреча».
2. Что такое антиутопия?
1) Антиутопия является полной противоположностью утопии.
2) Антиутопия (англ. dystopia) — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали
негативные тенденции развития.
3) Антиутопия — направление в художественной литературе и кино, изображающее катастрофы.
3. Кто автор строк:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте...?
1) А. Блок.
2) С. Есенин.
3) Б. Пастернак.
4. Какие факты из биографии М. Булгакова верны?
1) М. Булгаков родился в Москве.
2) М. Булгаков получил образование в Киевском университете на медицинском факультете.
3) М. Булгаков был трижды женат.
4) М. Булгаков не принимал никакого участия в Гражданской войне.
5.Кто из перечисленных писателей является автором произведений о Великой Отечественной войне?
1) О. Берггольц, Ю. Друнина, В. Маяковский.
2) Ю. Друнина, О. Берггольц, М. Джалиль.
3) М. Джалиль, К. Симонов, В. Набоков.
6.Каких еще авторов, написавших стихи или прозу о Великой Отечественной войне, вы знаете?
Вариант 2
1. Как называется фантастическая повесть Е.Замятина?
1) «Мы».
2) «Они».
3) «Большой брат».
2. Что такое утопия?
1) «Утопия» ― название острова из одноимённого произведения Томаса Мора.
2) Утопия (др.-греч. «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель
идеального, с точки зрения автора, общества.
3) Утопия ― модель идеального общества.
3. Кто автор строк:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…?
1) С. Есенин.
2) А. Ахматова.
3) О. Мандельштам.

4. Какие факты из биографии М. Шолохова верны?
1) М. Шолохов принимал активное участие в продразверстке и был осужден за злоупотребления.
2) М. Шолохов имел два высших образования.
3) М. Шолохов бóльшую часть жизни прожил в казачьей станице.
4) М. Шолохов был дважды женат.
5.Кто из перечисленных писателей относится к русскому литературному зарубежью XX-го века?
1) В. Набоков, М. Шолохов, И. Бунин.
2) И. Бунин, В. Набоков, И. Бродский.
3) И. Бродский, Вл. Максимов, М. Булгаков.
6. Каких еще прозаиков и поэтов середины XX века вы знаете?
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
М.И.Цветаева
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Критерии Баллы
выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не
соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень –
менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет»
Выбрать три вопроса и дать по ним развернутые ответы.

1. Пересказать понравившееся прозаическое произведение, художественный фильм о Великой Отечественной войне. Чем понравился,
запомнился?
2. Перечислить жанры литературы, получившие развитие в годы Великой Отечественной войны, и их черты.
3. Пересказать письменно биографию одного из писателей, поэтов, писавших о ВОВ.
4. Перечислить по 5 произведений живописи, музыки, литературы, посвященных ВОВ.
5. Дать характеристику герою одного из художественных произведений о ВОВ по плану
1) Место персонажа в системе образов.
2) Своеобразие мировоззрения героя произведения, определяемое его социальным статусом:
a. характер деятельности и основные жизненные установки;
b. влияние на окружающих персонажей.
3) Какие черты личности героя выявляются в произведении:
a. с помощью портрета;
b. в авторской характеристике;
c. через характеристику других действующих лиц;
d. с помощью предыстории или биографии;
e. в речежестовом поведении персонажа;
f. при помощи интерьера.
4) Типичность данного образа, если есть его литературные предшественники.
6.Что общего в произведениях литературы, живописи и искусства о ВОВ.( на примере одного из произведений каждого направления).
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
А.А. Ахматова
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Критерии Баллы
выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1

«5» высокий уровень – 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не
соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень –
менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Творчество поэтов в 1950 – 1980 –гг
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Критерии Баллы
выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1
«5» высокий уровень – 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не
соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий
уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Дифференцированный зачёт
1 ВАРИАНТ
Часть 1
1.Кто ввел определение «Серебряный век»: (1б.)
а) Бердяев, б) Н. Оцуп, в) А. Блок, г) В. Соловьев.
2. Назовите поэта 20 века, являющегося младосимволистом: (1 б.)
а) З. Гиппиус б) В. Брюсов в) А. Блок г) (Бальмонт
3.Основоположником какого литературного направления явился А.М. Горький.(1 б.)
а)Романтизм б) Критический реализм в) Социалистический реализм.
4. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?(1 б.)
а) «Макар Чудра», б) «Старуха Изергиль», в) «Челкаш».

5.Кому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия?(1 б.)
а) Блоку, б) А. Куприну, в) А. Чехову, г) И. Бунину.
6. Дайте определения понятия «Серебряный век ».(2б.)
7.К какому произведению Куприна в качестве эпиграфа взята нотная строка 2-й сонаты Бетховена? (1 б.)
8.Дайте характеристику литературного процесса рубежа веков(конец 19-начало 20 века). (2б.)
9.Назовите имена писателей- реалистов, живших и работавших в начале 20 века. (2б.)
10.Назовите основные темы творчества В.Брюсова. (3б.)
11.Найдите лишнее: (1 б.)
Писатели-реалисты, жившие и работавшие в начале XX века: А.П. Чехов, В.В. Маяковский, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой, М.Ю.
Лермонтов
12. Найдите соответствия: (2б.)
1)» Олеся»
а) А.И. Куприн
2) «Гранатовый браслет»
б) И.А. Бунин
3) «Господин из Сан-Франциско» в) М. Горький
4) «Старуха Изергиль»
13.Этому писателю были присуждены две Пушкинские премии (1903, 1909), его избирали почётным академиком Российской академии
наук по разряду изящной словесности, в 1911 и 1915 он был удостоен Золотых Пушкинских медалей,в 1933 году первым из русских
писателей получил Нобелевскую премию. Это…(1б.)
14. Найдите соответствия. Кому принадлежат эти слова: (2 б.)
1) «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»
2) «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»
а) А.И. Куприн
б) И.А. Бунин
15.Укажите, какой новый тип героя ввёл М. Горький в своих произведениях:(1 б.)
А) романтический герой; Б) лишний человек; Г) новые люди; Д) босяк
16.Модернистские течения начала 20 века в русской поэзии (1б.)
17.Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?(1 б.)
А) Игорь Северянин; Б) Велимир Хлебников; В) Зинаида Гиппиус;
18. Смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать» (3б.)
19.Укажите, к какому литературному направлению наиболее близок символизм: 1б.
А) Романтизм; Б) Реализм; В) Классицизм; Г)Сентиментализм.
20.Назовите поэта 20 века – младосимволиста (1б.)
А) А.А. Ахматова; Б) А .А. Блок; В) З. Гиппиус; Г) В. Брюсов
21. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С. Соловьёва? (1б.)

А) футуристов;Б) акмеистов; В)символистов
22.Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему: (2б)
А) символизм
Б) акмеизм
В) футуризм
1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов
2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора
3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы
23. Представители трёх основных модернистких течений в русской литературе – символисты, акмеисты, футуристы – имели постоянные
места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и традиционное место общения поэтов, близких той или иной
поэтической группе: (2б.)
А) символизм
1) вечера в Политехническом музее
Б) акмеизм
2) «башня» Вячеслава Иванова
В) футуризм
3) кабаре «Бродячая собака»
24.Чьё появление в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей
кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»? (1б.)
25.Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда
было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….» (1б.)
26. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А. Ахматовой. (1б.)
27. Как называется произведение А.А. Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены «не только
«революцьонный шаг» героев, «но и весьма значимая… любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки». (1 б.)
28. Основные отличительные черты массовой и элитарной литературы. (4б)
29. Какие основные направления выделяются в современном литературном процессе литературоведческой наукой? Коротко
охарактеризуйте их особенности. (4б)
30. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в. на страницах журнала «Новый мир»?( 1б.)
а) «Жизнь господина де Мольера»;
б) «Белая гвардия»
в) «Театральный роман»
г) «Мастер и Маргарита»
31. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова (1б)
а) роман-путешествие; б)любовный роман; в)роман-эпопея; г)авантюрный роман
32. . Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении А. А. Блока «Незнакомка»?(1б)
а) одну; б) две; в) четыре; г) пять
33.Укажите центральный образ ранней лирики А. А. Блока (первая книга «трилогии вочеловечения»).(1б)

а)Незнакомка; б)Снежная маска; в)Прекрасная Дама; г) Русь
34. Назовите поэта, являющегося футуристом (1б)
а) С. А. Есенин; б) А. А. Блок; в) В. В. Маяковский; г) А. А. Ахматова
35. «Футуризм» - признанное название литературного течения. Русские футуристы называли себя еще и: (1б)
а) авангардисты; б) супрематисты; в)«будетляне»; г)«новые люди»
36. Кто является главным героем в рассказе Шолохова «Судьба человека»? (1б)
37. В чем проявилась сила русского характера в рассказе Шолохова «Судьба человека»? (3б)
38. Кто является рассказчиком в произведении Солженицына «Матрёнин двор»?(1б)
39.Каков финал рассказа Солженицына «Матрёнин двор»? (2б)
40. Какую литературу можно считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов (3б)
41. Перечислите и охарактеризуйте этапы развития авторской песни. (6б)
42. Деревенская проза: (4б)
А) определение
Б) представители
В) произведения
43. Городская проза: (4б)
А) определение
Б) представители
В) произведения
44. Назовите автора «Колымских рассказов» (1б)
45. Современная зарубежная литература (1б)
А) представители
Б) произведения
46. Допишите фамилию писателя (поэта) (6б)
Михаил Александрович ____________________
Алексей Максимович ______________________
Михаил Афанасьевич ______________________
Иван Алексеевич __________________________
Марина Ивановна _________________________
Александр Иванович _______________________
Осип Эмильевич ___________________________
Александр Александрович ____________________
Борис Леонидович _________________________
Владимир Владимирович _____________________
Анна Андреевна _____________________________

Сергей Александрович _________________________
47. Из какого произведения А. Блока взяты следующие строки?(1б)
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пёс безродный '
Стоит за ним, поджавши хвост.
48. Назовите тему ставшей основной в творчестве С. Есенина (1б)
а) тема любви
в) тема красоты и гармонии природы
б) тема Родины и России
г) тема революции
49. Какие цветы несла Маргарита, когда впервые встретила Мастера?(роман Булгакова «Мастер и Маргарита» ) (1б)
а) красные
в) белые
б) жёлтые
г) синие
50. Соотнесите названия произведений, раскрывающих тему Великой Отечественной войны, и имя автора (3б)
а) «Василий Тёркин»
б) «Судьба человека»
в) «Горячий снег»
г)»А зори здесь тихие…»
д) повесть «Сашка»

1) Б. Васильев
2) А.Твардовский
3) В. Кондратьев
4 ) М. Шолохов
5) Ю. Бондарев

Часть 2
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Доброта и жестокость» с опорой на прочитанные произведения (10б)
2 ВАРИАНТ
Часть 1
1.Кто ввел определение «Серебряный век»: (1б.)
а) Бердяев, б) Н. Оцуп, в) А. Блок, г) В. Соловьев.
2. Назовите поэта 20 века, являющегося младосимволистом: (1 б.)
а) З. Гиппиус б) В. Брюсов в) А. Блок г) (Бальмонт
3.Основоположником какого литературного направления явился А.М. Горький.(1 б.)
а)Романтизм б) Критический реализм в) Социалистический реализм.
4. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?(1 б.)
а) «Макар Чудра», б) «Старуха Изергиль», в) «Челкаш».
5.Кому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия?(1 б.)
а) Блоку, б) А. Куприну, в) А. Чехову, г) И. Бунину.

6. Дайте определения понятия «Серебряный век ».(2б.)
7.К какому произведению Куприна в качестве эпиграфа взята нотная строка 2-й сонаты Бетховена? (1 б.)
8.Дайте характеристику литературного процесса рубежа веков(конец 19-начало 20 века). (2б.)
9.Назовите имена писателей- реалистов, живших и работавших в начале 20 века. (2б.)
10.Назовите основные темы творчества В.Брюсова. (3б.)
11.Найдите лишнее: (1 б.)
Писатели-реалисты, жившие и работавшие в начале XX века: А.П. Чехов, В.В. Маяковский, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой, М.Ю.
Лермонтов
12. Найдите соответствия: (2б.)
1)» Олеся»
а) А.И. Куприн
2) «Гранатовый браслет»
б) И.А. Бунин
3) «Господин из Сан-Франциско» в) М. Горький
4) «Старуха Изергиль»
13.Этому писателю были присуждены две Пушкинские премии (1903, 1909), его избирали почётным академиком Российской академии
наук по разряду изящной словесности, в 1911 и 1915 он был удостоен Золотых Пушкинских медалей,в 1933 году первым из русских
писателей получил Нобелевскую премию. Это…(1б.)
14. Найдите соответствия. Кому принадлежат эти слова: (2 б.)
1) «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»
2) «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»
а) А.И. Куприн
б) И.А. Бунин
15.Укажите, какой новый тип героя ввёл М. Горький в своих произведениях:(1 б.)
А) романтический герой; Б) лишний человек; Г) новые люди; Д) босяк
16.Модернистские течения начала 20 века в русской поэзии (1б.)
17.Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?(1 б.)
А) Игорь Северянин; Б) Велимир Хлебников; В) Зинаида Гиппиус;
18. Смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать» (3б.)
19.Укажите, к какому литературному направлению наиболее близок символизм: 1б.
А) Романтизм; Б) Реализм; В) Классицизм; Г)Сентиментализм.
20.Назовите поэта 20 века – младосимволиста (1б.)
А) А.А. Ахматова; Б) А .А. Блок; В) З. Гиппиус; Г) В. Брюсов
21. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С. Соловьёва? (1б.)
А) футуристов;Б) акмеистов; В)символистов
22.Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему: (2б)

А) символизм
Б) акмеизм
В) футуризм
1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов
2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора
3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы
23. Представители трёх основных модернистких течений в русской литературе – символисты, акмеисты, футуристы – имели постоянные
места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и традиционное место общения поэтов, близких той или иной
поэтической группе: (2б.)
А) символизм
1) вечера в Политехническом музее
Б) акмеизм
2) «башня» Вячеслава Иванова
В) футуризм
3) кабаре «Бродячая собака»
24.Чьё появление в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей
кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»? (1б.)
25.Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда
было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….» (1б.)
26. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А. Ахматовой. (1б.)
27. Как называется произведение А.А. Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены «не только
«революцьонный шаг» героев, «но и весьма значимая… любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки». (1 б.)
28. Основные отличительные черты массовой и элитарной литературы. (4б)
29. Какие основные направления выделяются в современном литературном процессе литературоведческой наукой? Коротко
охарактеризуйте их особенности. (4б)
30. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в. на страницах журнала «Новый мир»?( 1б.)
а) «Жизнь господина де Мольера»;
б) «Белая гвардия»
в) «Театральный роман»
г) «Мастер и Маргарита»
31. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова (1б)
а) роман-путешествие; б)любовный роман; в)роман-эпопея; г)авантюрный роман
32. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении А. А. Блока «Незнакомка»?(1б)
а) одну; б) две; в) четыре; г) пять
33.Укажите центральный образ ранней лирики А. А. Блока (первая книга «трилогии вочеловечения»).(1б)
а)Незнакомка; б)Снежная маска; в)Прекрасная Дама; г) Русь
34. Назовите поэта, являющегося футуристом (1б)

а) С. А. Есенин; б) А. А. Блок; в) В. В. Маяковский; г) А. А. Ахматова
35. «Футуризм» - признанное название литературного течения. Русские футуристы называли себя еще и: (1б)
а) авангардисты; б) супрематисты; в)«будетляне»; г)«новые люди»
36. Кто является главным героем в рассказе Шолохова «Судьба человека»? (1б)
37. В чем проявилась сила русского характера в рассказе Шолохова «Судьба человека»? (3б)
38. Кто является рассказчиком в произведении Солженицына «Матрёнин двор»?(1б)
39.Каков финал рассказа Солженицына «Матрёнин двор»? (2б)
40. Какую литературу можно считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов (3б)
41. Перечислите и охарактеризуйте этапы развития авторской песни. (6б)
42. Деревенская проза: (4б)
А) определение
Б) представители
В) произведения
43. Городская проза: (4б)
А) определение
Б) представители
В) произведения
44. Назовите автора «Колымских рассказов» (1б)
45. Современная зарубежная литература (1б)
А) представители
Б) произведения
46. Допишите фамилию писателя (поэта) (6б)
Михаил Александрович ____________________
Алексей Максимович ______________________
Михаил Афанасьевич ______________________
Иван Алексеевич __________________________
Марина Ивановна _________________________
Александр Иванович _______________________
Осип Эмильевич ___________________________
Александр Александрович ____________________
Борис Леонидович _________________________
Владимир Владимирович _____________________
Анна Андреевна _____________________________
Сергей Александрович _________________________
47. Из какого произведения А. Блока взяты следующие строки?(1б)

Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пёс безродный '
Стоит за ним, поджавши хвост.
48. Назовите тему ставшей основной в творчестве С. Есенина (1б)
а) тема любви
в) тема красоты и гармонии природы
б) тема Родины и России г) тема революции
49. Какие цветы несла Маргарита, когда впервые встретила Мастера?(роман Булгакова «Мастер и Маргарита» ) (1б)
а) красные
в) белые
б) жёлтые
г) синие
50. Соотнесите названия произведений, раскрывающих тему Великой Отечественной войны, и имя автора (3б)
а) «Василий Тёркин»
1) Б. Васильев
б) «Судьба человека»
2) А.Твардовский
в) «Горячий снег»
3) В. Кондратьев
г)»А зори здесь тихие…»
4 ) М. Шолохов
д) повесть «Сашка»
5) Ю. Бондарев
Часть 2
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Равнодушие и отзывчивость» с опорой на прочитанные произведения (10б).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».