КР 23-33Т

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
"Камышловский гуманитарно-технологический техникум"

Рассмотрены на заседании
методического совета
(протокол № от

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотехнологический техникум»
____________ Е.Е. Бочкарева

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по общеобразовательной дисциплине
«Культура речи»
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Камышлов, 2021

Разработчик:
ГБПОУ СПО СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Цытыркина Л.А., преподаватель, первая квалификационная категория.

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии (протокол)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
3. Задания для итогового контроля по дисциплине
4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в
аттестации

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности СПО основной профессиональной образовательной программы
(ОПОП) по профессии 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
по дисциплине «Культура речи»
1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины «Культура речи» обучающийся должен
обладать предусмотренными
ФГОС следующими умениями, знаниями, которые
формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У1.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
У2.Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
У3.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
У4.Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике
письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка;
З1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
З2.Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
З3.Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
З4.Орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого
поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах
общения.
Должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 1-10; ПК 1.1-1.3; ПК 2.2 - 2.6; ПК 3.1 - 3.4
Формой аттестации по учебной дисциплине является текущий контроль
Итогом текущего контроля является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.
Форма проведения текущего контроля – тестирование
2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Таблица 1
Контролируемые разделы (темы)
дисциплины
ЯЗЫК И РЕЧЬ
ФОНЕТИКА
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ЧАСТИ РЕЧИ
СИНТАКСИС
НОРМЫ РУССКОГО
ПРАВОПИСАНИЯ
ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ

Наименование
оценочного средства
Контрольная работа
Тест
Кроссворд
Тест
Диктант
Тест
Тест
Упражнения

3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Общие положения
Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных
умений и усвоенных знаний.
3.2. Типовые задания для оценки освоения
разделов / тем учебной
дисциплины
1. Лексика и фразеология
Составить кроссворд по теме «Лексика и фразеология», объем – 16-20 вопросов
Примерный вариант выполнения задания:

По горизонтали:
1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько лексических
значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с противоположным
лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта
и др. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Жаргонные слова или выражения.
7. Слова, которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют
понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с
самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания
слов.
По вертикали:
1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг
от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 2. Слова одной и той же
части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4. Слова, употребляемые в
речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 5. Слова, известные
всему народу и употребляемые всеми. 6. Единица языка, служащая для наименования
понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
Критерии оценки:
5 – объем соответствует заданному, отсутствуют фактические и орфографические
ошибки;

4 – объем соответствует заданному, имеется одна орфографическая и/или фактическая
ошибка;
3 – объем не соответствует заданному, имеется до трех фактических и/или
орфографических ошибок;
2 – объем не соответствует заданному, имеется более трех фактических и/или
орфографических ошибок
Контрольное тестирование «Орфоэпия»
ВАРИАНТ 1
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ОблЕгчить; 2) донИзу; 3) икОнопись; 4) кладовАя.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ЗанялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ФОрзац; 2) алфавИт; 3) воссоздАла; 4) бОроду.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) БухгАлтеров; 2) катАлог; 3) исчерпАть; 4) клалА.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) Звонишь; 2) низведЁн; 3) кОрмящий; 4) кровоточИт.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) БалУясь; 2) дозвонИтся; 3) прИняли; 4) прирУченный.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ОбеспЕчение; 2) дАвнишний; 3) включЁнный; 4) клЕить.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ЩемИт; 2) ободрАла; 3) прозорлИва; 4) красИвейший.
10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ОсведомИться; 2) надорвалАсь; 3) отклЮченный; 4) принудИть.
11. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Включен; 2) гнала; 3) свекла; 4) оптовый.
12. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Километр; 2) согнутый; 3) недуг; 4) обостренный.
13. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Сироты; 2) нанявший; 3) отрочество; 4) взялась.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) БралА, дОсуха, обОдрена, тамОжня;
2) вОвремя, Иксы, нЕнависть, Отбыла;
3) нажИвший, позвонИт, обнялИсь, зАсветло;
4) процЕнт, ободрИвшись, нарвалА, шарфЫ.
15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) НАчал, облилАсь, цепОчка, отдАв;
2) отозвалА, определЁн, черпАть, пОнял;
3) поднЯв, нОвости, зАжило, созданА;
4) перелилА, щавЕль, прозорлИва, слИвовый.
ВАРИАНТ 2
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Полить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ПринУдить; 2) мелькОм; 3) новорОжденный; 4) факсимИле.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ГраждАнство; 2) ворвАлась; 3) звОнит; 4) закупОрив.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) НАнявшийся; 2) (до) аэропОрта; 3) врУчит; 4) конусОв.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НарвалА; 2) зАнял; 3) мозАичный; 4) заселЁн.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ОткУпорил; 2) новостЕй; 3) убЫстрить; 4) цЕнтнер.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НачАвшись; 2) опломбировАть; 3) срЕдствами; 4) прОживший.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НалИвший; 2) крАлась; 3) прИбыв; 4) поделЁнный.
10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) СливОвый; 2) зАперта; 3) полОжить; 4) облегчИт.
11. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Добрала; 2) кремень; 3) ненадолго; 4) документ.
12. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) Исстари; 2) осведомишься; 3) плодоносить; 4) нарвала.
13. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Прибыл; 2) лгала; 3) приданое; 4) понявший.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) ВернА, зАтемно, лыжнЯ, снЯта;
2) конусОв, призыв, послала, начав;
3) обеспЕчение, нарОст, сОрит, квартАл;
4) положИл, стАтуя, укрепИт, щЁлкать.
15. В какой строке допущена ошибка в постановке ударения?
1) НАчали, Отрочество, сОгнутый, плодоносИть;
2) партЕр, создалА, понЯв, осведомИть;
3) насорИт, срЕдства, полилА, щавЕль;
4) свЁкла, позвалА, укрепИт, тамОжня.
ВАРИАНТ 3
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) КвартАл; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) звОнит.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ТортЫ; 2) дОнельзя; 3) столЯр; 4) кОрысть.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Эксперт; 2) туфлЯ; 3) созвонИмся; 4) облЕгчить.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ДозвОнятся; 2) еретИк; 3) ждалА; 4) зАгнутый.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Начавший; 2) банты; 3) включишь; 4) зимовщик.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ДОнизу; 2) знАчимый; 3) клалА; 4) лЕкторов.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ВероисповЕдание; 2) исклЮчит; 3) диспансЕр; 4) кровоточАщий.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ДОбела; 2) облЕгчить; 3) нАдолго; 4) мЕстностей.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ДозвОнимся; 2) насОрит; 3) лЕкторы; 4) обОстрить.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) МусоропрОвод; 2) занятА; 3) некрОлог; 4) жАлюзи.
11. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Довезенный; 2) закупорить; 3) восприняла; 4) ногтя.
12. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) Договоренность; 2) добралась; 3) красивее; 4) обогнала.
13. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Нарост; 2) инстинкт; 3) поняв; 4) тотчас.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) ВзялА, кровоточИть, прИбыло, свЁкла;
2) отозвАлась, тОрты, срЕдства, нЕдруг;
3) прИнятый, лилА, звОним, портфЕль;
4) цемЕнт, зАгодя, столЯр, убрАла.
15. В какой строке допущена ошибка в постановке ударения?
1) ОтдалА, дОнизу, воспринЯв, еретИк;
2) опОшлить, агЕнт, свЕрлишь, прожИвший;
3) поделЁнный, пОслушник, жалюзИ, включЁн;
4) убралА, дефИс, бАнтов, мЕстностей.
ВАРИАНТ 4
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) НефтепрОвод; 2) газопрОвод; 3) магнитопрОвод; 4) путепрОвод.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) АпОстроф; 2) чЕрпать; 3) пОняла; 4) втридОрога.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) агЕнт; 2) дефИс; 3) вклЮчит; 4) баловАть.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) БалОванный; 2) импЕрский; 3) нАчавшись; 4) дОверху.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Опошлят; 2) завидно; 3) дождались; 4) дозировать.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ЗАняло; 2) гналАсь; 3) обОдрен; 4) партЕр.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ЗнАчимость; 2) киломЕтр; 3) окружИт; 4) свЕрлит.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НАверх; 2) тОртов; 3) корЫсть; 4) углубИть.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ДОнельзя; 2) нАжита; 3) молЯщий; 4) одОлжит.
10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) КранЫ; 2) начАтый; 3) обзвОнит; 4) сверлИшь.
11. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Бралась; 2) верба; 3) досуг; 4) заняла.
12. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Наделит; 2) избалованный; 3) ненадолго; 4) кренится.
13. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Влилась; 2) занятый; 3) наверх; 4) начавший.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) ЗвалА, озлОбить, позвОнишь, шофЁр;
2) пОручни, облилАсь, созЫв, оклеИть;
3) начАть, цепОчка, рвалА, повтОренный;
4) ловкА, прИнял, прибылА, экспЕрт.
15. В какой строке допущена ошибка в постановке ударения?

1) НаделИт, каталОг, молЯщий, понялА;
2) лыжнЯ, заселЁнный, инстИнкт, нАчали;
3) рвалА, нАживший, квартАл, знАчимый;
4) отдалА, накренИт, кремЕнь, принУдить.
ВАРИАНТ 5
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Агент; 2) бАлуясь; 3) включИт; 4) жИлось.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ДОсуг; 2) вероисповедАние; 3) воссоздАла; 4) граждАнство.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ГнАлась; 2) молЯщий; 3) некрОлог; 4) нОвостей.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НАчатый; 2) мЕстностей; 3) низведЁн; 4) кранОв.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ЗавИдно; 2) лекторОв; 3) надЕлит; 4) засЕлен.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ДиспансЕр; 2) взялАсь; 3) зАперта; 4) намЕрение.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) МестностЕй; 2) исчерпАть; 3) нОгтя; 4) обнЯлись.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) МозаИчный; 2) откУпорим; 3) зАгодя; 4) облЕгчите.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) СвЕрлит; 2) пОнявшая; 3) щАвель; 4) шАрфы.
10. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Принятый; 2) (сердце) щемит; 3) шофер; 4) цемент.
11. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Свекла; 2) опошлят; 3) сливовый; 4) отключенный.
12. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Давнишний; 2) банты; 3) жалюзи; 4) лила.
13. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) Перезвонит; 2) перелила; 3) диспансер; 4) опломбировать.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) НекролОг, квартАл, звонИт, облЕгчим;
2) начАвшись, зАгодя, обеспЕчение, щЁлкать;
3) чЕрпать, плодонОсить, тамОжня, ободренА;
4) поднЯв, экспЕртная, Отроческий, полОжил.
15. В какой строке допущена ошибка в постановке ударения?
1) ЦемЕнт, окружИт, воспринялА, алфавИт;
2) нЕдруг, еретИк, брАлась, донЕльзя;
3) вручИт, балОванный, бухгАлтеры, нанЯвшись;
4) нЕнависть, газопровОд, инстИнкт, зАсветло.
Ключи
Вариант 1
1
2
3
4
1
1
Вариант 2
1
2
3
3
1
1
Вариант 3
1
2
3

4
3

5
1

6
3

7
4

8
2

9
2

10
2

11 12
3
3

13
3

14 15
3
2

4
1

5
2

6
3

7
3

8
4

9
3

10
4

11 12
2
4

13
1

14 15
4
2

4

5

6

7

8

9

10

11 12

13

14 15

1

3

3

1

3

3

2

4

3

2

2

Вариант 4
1
2
3
3
2
3

4
3

5
2

6
3

7
4

8
1

9
3

10
4

4
4

5
1

6
3

7
3

8
4

9
4

10
1

2

4

1

2

11 12
2
4

13
2

14 15
4
3

11 12
2
2

13
3

14 15
2
2

Вариант 5
1
3

2
4

3
2

Практическая работа «СТИЛИ РЕЧИ»
Заполните таблицу «Стили речи»
Название
стиля

Цель

Сфера
применения

Основные
стилевые черты

Примеры (1-2
примера)

Критерии оценки
Практические работы
(от количества заполненных
колонок и содержания)

«5» - 100 – 91% правильных ответов
«4» - 70 - 90% правильных ответов
«3» - 52 – 69% правильных ответов
«2» - 51% и менее правильных ответов

Контрольная работа Речевой этикет
Вариант1.
1.

Найдите соответствия между единицами языка и языковыми нормами:
Языковые единицы
Нормы языка
1)
Звук
А) лексико-фразеологические
2)
Слово и его смысл
Б) орфографические
3)
Словосочетание, предложение
В) синтаксические
4)
Слово как часть речи
Г) морфологические
Д) пунктуационные
Е) стилистические

1 -…, 2 -…, 3 - …, 4 - …
2.

Дополните предложения (качества речи):

А) Выстраивание подаваемой информации в определенной последовательности,
соблюдение причинно-следственных связей – это ____________ речи
Б) Доступность речи для того, кому она адресована, -________ речи
В) Соблюдение языковых норм - ___________ речи
3. Напишите примеры речевых формул (3-4 формулы), которые соответствуют
следующим типичным ситуациям речевого этикета:
а) совет
б) соболезнование
в) обращение, привлечение внимания
г) приветствие
4. Напишите текст на тему «Социальные сети и языковая безопасность»

Вариант 2.
1. Найдите соответствия между единицами языка и разделами науки о языке:
Языковые единицы
Разделы науки о языке
1) Слово как часть речи
А) морфология
2) Слово и его смысл
Б) орфография
3) Словосочетание, предложение
В) фразеология
4) Звук
Г) синтаксис
Д) пунктуация
Е) фонетика
Ж) лексика
1 -…, 2 -…, 3 - …, 4 - …
2. Дополните предложения (качества речи):
А) Умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи, точность
словоупотребления - ____________ речи.
Б) Отсутствие в речи слов-паразитов, нецензурной лексики - ________ речи.
В) Соответствие речи речевой ситуации, соблюдение речевого этикета - _____
речи.
3. Напишите примеры речевых формул (3-4 формулы), которые соответствуют
следующим типичным ситуациям речевого этикета:
а) прощание
б) извинение
в) благодарность
г) отказ
4. Напишите текст на тему «Языковой портрет моего современника»
Практическая работа. Тема «Невербальные средства коммуникации»
Вопросы для самоконтроля

1. Почему важно понимать язык телодвижений?
2. Почему язык телодвижений неоднозначен?
3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять
напряженное состояние партнера?
4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.
Задание 1
Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке,
перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния
объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.
Задание 2
Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и
попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.
Задание 3
В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию»
жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.
Задание 4
Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.
Задание 5
Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они
провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять
позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять
произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями.
Результаты и ощущения обсудите в группе.

Практическая работа. Тема «Деловой протокол и этикет»
Задание № 1
Сравните столбцы в таблице 1.1 и подберите правильное сочетание представленных
терминов и определений друг к другу.
Таблица 1.1
Термин

Определение

1. Деловой этикет -

совокупность всех этикетных речевых средств и правила
их использования в тех или иных ситуациях

2. Светский этикет -

искусство красноречия

3. Деловая этика -

фразеологизированные
предложения,
готовыми языковыми средствами

4. Речевая этика -

знания приличий, умение держать себя в обществе

5. Этикетная формула -

совокупность норм поведения предпринимателя

6. Риторика -

установленный порядок поведения в сфере бизнеса и
деловых контактов

являющиеся

Задание № 2
У владельца частного предприятия работает 200 человек. Дела у фирмы идут хорошо. Для
лучшего объединения коллектива, руководитель решает провести праздник за городом. Выезд
назначен на пятницу. В программу праздника входит награждение лучших сотрудников, вручение
подарков, обед, развлечение.
Часть подчиненных отпросилась у руководителя, мотивируя это разными причинами. В
последствии выяснилось, что они этот день (пятницу) провели на своих дачах. В фирме это вызвало
брожения, хотя сам праздник удался. Осенью руководитель хотел бы провести еще одно подобное
мероприятие.
Как необходимо провести деловое собрание, чтобы сотрудники не игнорировали подобные
мероприятие? Как лучше руководителю внедрить корпоративную культуру в свою фирму?

Задание № 3
Дайте определения понятию невербальное деловое общение.
Задание № 4
Приведите по 3 примера к каждому из следующих выражений:
Таблица 1.2
Термин
1.Речевой штамп

Определение
Социолект; отличается от общеразговорного
языка
специфической
лексикой
и

фразеологией, экспрессивностью оборотов и
особым использованием словообразовательных
средств, но не обладающий собственной
фонетической и грамматической системой.
2. Канцеляризм

3. Вульгаризм

4. Жаргонизм
5. Слово-паразит

Функционирующие в речи устойчивые
формулы, ориентированные на экспрессию
и стандарт, паразитирующие на речевой
культуре,
претендующие
на
стилистическую окрашенность: красной
нитью, жареные факты, желаю счастья в
личной жизни, догнать и…
Слово или оборот речи, характерные для
стиля деловых бумаг и документов.
Документы, акты, заявления, справки,
доверенности пишутся согласно принятой
форме
Лингвистическое явление, выраженное в
употреблении лишних и бессмысленных в
данном контексте слов
Это (от лат. vulgaris — простонародный) грубое
слово или выражение, находящиеся за
пределами литературной лексики.

Задание № 5
Исключите лишнее, официально - деловой стиль характеризуют:
- употребление разговорной лексики;
- использование научной терминологии;
- компактность изложения материала;
- отсутствие невербальной стороны общения;
- безличность;
- использование номенклатурных названий;
- высокая регламентированность речи;
- строгость изложения.
Задание № 6
Приведите по два примера к каждому из следующих определений:
- Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») —
стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и
подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода
хватит».
- Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его
выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием
(«горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Задание № 7
Дайте определения понятию вербальное деловое общение.
Задание № 8
Сравните столбцы в таблице 3.2 и подберите правильное сочетание представленных
терминов и определений друг к другу.

Таблица 1.3
Термин

Определение

1. Кинесика -

система вокализации речи (тон, темп, громкость голоса,
тембр, интонация)

2. Просодия -

средства общения (рукопожатие, объятия, поцелуи)

3. Экстралингвистика -

ориентация партнеров в момент общения и дистанция
между ними

4. Такестика -

это мимика, поза, жесты, взгляд

5. Проксемика -

эмоциональное звуковое сопровождение речи (смех,
плач, вздох, покашливание)

Задание № 9
В каких деловых ситуациях возможно употребление следующих фразеологизмов:
- махнуть рукой;
- задавать тон;
- стиснув зубы;
- делать большие глаза;
- нахмурить брови;
- положа руку на сердце;
- вертеть головой;
- поджать губы;
- прятать глаза;
- наморщить лоб.

Задание № 10
На стене самого известного древнегреческого храма высечена надпись «Познай самого себя».
Напишите, какую ценность этот совет имеет для каждого человека
Задание № 11
Объясните, как вы понимаете следующие выражения:
- находить общий язык;
- дать волю языку;
- говорить на разных языках;
- эзопов язык.

Задание № 12
Сравните столбцы в таблице 4.1 и подберите правильное сочетание представленных
терминов и определений друг к другу.
Таблица 1.4
Термин

Определение

1. Взаимная коммуникация -

специфическая форма контактов между людьми,
имеющими полномочия от своих организаций, в ходе
которых
происходит
обмен
мнениями
и
целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с
целью поиска взаимовыгодного варианта решения

2. Деловая беседа -

постоянный обмен ролями между
адресантом в процессе коммуникации

3. Дискуссия -

процесс, в котором вырабатываются позиции сторон

4. Взаимоприемлемые переговоры -

обсуждение какого-либо спорного вопроса
или
исследование проблемы, в котором каждая сторона
оппонирует мнение собеседника, аргументирует свою
позицию и претендует на достижение цели

адресатом

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».