13-Т_-ЛИТЕРАТУРА_-2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОУД.02 Литература
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
профиль: социально-экономический

Камышлов, 2022

Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Казанцева О.М., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии (протокол №___от _______)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
4. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
5. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
5.1. Задания для текущего контроля по учебной дисциплине
5.2. Задания для итогового контроля по учебной дисциплине

Пояснительная записка
Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Литература» разработан на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО)
- рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» (для профессиональных образовательных организаций);
- учебного плана по специальности
Основная цель создания примерного фонда оценочных УМК – совершенствование содержания общеобразовательной дисциплины
для формирование профессионально значимых компетенций. Фонд оценочных средств представлен комплектом контрольно-оценочных
средств.
1. Описание контрольно-оценочных средств.
Фонд оценочных средств для входного, текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации разработан для оценки уровня
освоения студентами планируемых результатов.
Кроме оценочных заданий, ФОС включает эталоны ответов к некоторым заданиям, а к типовым – алгоритмы решения либо
ориентировочную основу действий.
Оценочные средства направлены на формирование планируемых результаты по указанной теме в примерной рабочей программе.
В процессе аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а в ходе текущего
контроля, также динамика формирования общих компетенций.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в формах, предусмотренных учебным планом основной
профессиональной образовательной программы специальности.

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 2 Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и качество

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
(ЛР и МР)
МР 04 готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников

Дисциплинарные (предметные)1
ПРб 02 - Владение навыками
самоанализа и самооценки на
основе
наблюдений
за
собственной речью
ПРб 03 - Владение умением
анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и
скрытой,
основной
и
второстепенной информации
ПРб 08 - Способность выявлять в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и
письменных высказываниях
ПРб 09 - Овладение навыками
анализа
художественных
произведений с учетом их
жанрово-родовой
специфики;
осознание
художественной
картины жизни, созданной в
литературном произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального понимания
ПРб 10
- Сформированность
представлений о системе стилей

Виды аттестации
Текущий
Промежуточная
контроль
аттестация
Самостоятельная Дифференцированный
работа
зачёт
Проверочная
работа
по анализу
произведения
Тестирование

языка
литературы

художественной

ОК 3 Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность

МР 04 - готовность и способность
к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками
получения необходимой
информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников
МР 08 владение языковыми
средствами - умение ясно, логично
и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные
языковые средства

ПРб 01 - Сформированность
понятий о нормах русского
литературного
языка
и
применение знаний о них в
речевой практике
ПРб 04 - Владение умением
представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных
жанров
ПРб 07 - Сформированность
умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественного произведения

Самостоятельная Дифференцированный
работа
зачёт
Проверочная
работа
по
анализу
произведения
Тестирование

ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития

МР 04 - готовность и способность
к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками
получения необходимой
информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и интерпретировать

ПРб 04 - Владение умением
представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных
жанров
ПРб 07 - Сформированность
умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в
процессе
анализа

Самостоятельная
работа
Проверочная
работа
по анализу
произведения
Тестирование

ОК 5 Владеть
информационной культурой,
анализировать и оценивать
информацию с
использованием
информационнокоммуникационных
технологий

ОК 8 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение

информацию, получаемую из
различных источников
МР 04 - готовность и способность
к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками
получения необходимой
информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников
МР 08 владение языковыми
средствами - умение ясно, логично
и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные
языковые средства
МР 09 владение навыками
познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств
их достижения
МР 04 - готовность и способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в

художественного произведения
ПРб 04 - Владение умением
представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных
жанров
ПРб 05 - Знание содержания
произведений русской и мировой
классической литературы, их
историко-культурного
и
нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и
мировой
ПРб 07 - Сформированность
умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественного произведения

Самостоятельная
работа
Проверочная
работа
по
анализу
произведения
Тестирование

Самостоятельная Дифференцированный
работа
зачёт
Проверочная
работа
по анализу
произведения

квалификации

различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников
МР 09 - владение навыками
познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств
их достижения

Элемент учебной
дисциплины

Текущий контроль
Форма
контроля
тестирование
сочинение

Входной контроль
Тема: Ф.М.Достоевский
Роман «Преступление и
наказание»
Тема:
сочинение
Л.Н.Толстой
Роман «Война и мир»
Тема:
Чтение
Ф.И. Тютчев
наизусть
стихотворения
Тема:
Чтение
А.А.Фет
наизусть
стихотворения
Раздел 2.
Особенности развития
русской литературы во
второй половине XIX века
Раздел 4
Литература
XX
века.
Особенности
развития
литературы и других видов
искусства в начале XX
века
Раздел 5. Особенности тестирование
развития литературы 1920х годов
Тема
Чтение
В.В.Маяковский
наизусть

Проверяемые
ОК
ОК2, ОК8
ОК 2, ОК 4

Формы и методы контроля
Рубежный контроль
Форма
контроля

Проверяемые
ОК

ОК 2, ОК 4

ОК 2, ОК 4,
ОК 8
ОК 2, ОК 4,
ОК 8

ОК 2, ОК 8

ОК 2, ОК 4,
ОК 8

тестирование

ОК 2, ОК 8

тестирование

ОК2, ОК 8

Промежуточная аттестация
Форма контроля

Проверяемые
ОК, ПК

Тема:
С.А.Есенин

стихотворения
Чтение
ОК 2, ОК 4,
наизусть
ОК 8
стихотворения

Раздел 6.
Особенности
развития
литературы 1930 — начала
1940-х годов
Тема:
Чтение
М.И.Цветаева
наизусть
стихотворения
Раздел 7.
Особенности
развития
литературы
периода
Великой
Отечественной
войны
и
первых
послевоенных лет
Тема:
Чтение
А.А.Ахматова
наизусть
стихотворения
Раздел:
Чтение
Творчество поэтов в 1950- наизусть
1980 – е годы
стихотворения
Дифференцированный
зачет

тестирование

ОК 2, ОК 8

тестирование

ОК 2, ОК 8

ОК 2, ОК 4,
ОК 8

ОК 2, ОК 4,
ОК 8
ОК 2, ОК 4,
ОК 8
Задания разной степени ОК 11, ОК 3,
сложности+сочинениеОК 4
рассуждение

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1.
2.
3.
4.
5.

Темы сочинений
Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа
Социальные и философские истоки теории Раскольникова
Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа
Теория Раскольникова о праве сильной личности и её крах
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

1.
2.
3.
4.
5.

Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Темы сочинений
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Духовные искания любимых героев Толстого

Критерии оценивания сочинения
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. полнота раскрытия темы;
3. правильность фактического материала;

4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
«5» - отлично
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка.
«4» - хорошо
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» - удовлетворительно
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» - неудовлетворительно
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических
и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Баллы
Критерии выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла
(не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2»
низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
«Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века»
Контрольная работа по литературе содержит 20 вопросов разной степени сложности. Каждое задание оценивается определенным
количеством баллов.
Критерии оценивания
«отлично» - 23-28 баллов
«хорошо» - 17-22 баллов
«удовлетворительно» - 14-16 баллов
«неудовлетворительно» - ниже 14 баллов
Задание 1. Определите литературное направление: (1б)
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни
личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким
делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных
героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным интересом
и к окружающему миру. Характерно исключительное внимание к душевному состоянию личности
простого человека.

к человеческим чувствам
и обращении к переживаниям

4) Направление в искусстве или литературе, образовавшееся в XIX веке. Главной его особенностью является правдивое изображение
действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах»

А – классицизм Б – сентиментализм

В – романтизм Г - реализм

Задание 2. Выберите определение метафоры: (1б)
а) сравнение одного предмета с другим;
б) скрытое сравнение с употреблением слов в переносном значении;
в) перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Задание 3. Назовите произведение и автора: (1б)
Основной конфликт в этом произведении возникает между невесткой и свекровью. В пьесе сталкиваются
(нравственно-крестьянская) и «городская» (домостроевские порядки).

две культуры: «сельская»

Задание 4. Определите, о каком писателе (поэте) идет речь: (1б)
В 1835 году он с трудом добился разрешения на издание собственного журнала, который он называет «Современник». Журнал выходит с
периодичностью один раз в квартал. В нем он печатает свои произведения – «Пиковую даму» и «Капитанскую дочку», публикует цикл
критических статей…
Задание 5.Укажите героиню драмы А.Н.Островского «Гроза», которая произносит следующую фразу: (1б) «Бла-алепие, милая, блаалепие!.. В обетованной земле все живёте! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
а) Кабаниха

б) Катерина

в) Варвара

г) Феклуша

Задание 6. Укажите произведение русской литературы, начало которого приводится ниже: (1б)
« - Что, Пётр, не видать ещё? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе,
барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего молодого и щекастого малого с беловатым
пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазёнками».
а) «Отцы и дети» И.С.Тургенева

б) «Война и мир» Л.Н.Толстого

в) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

г) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Задание 7. Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление. (1б)
а) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
в) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов
к) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев
Задание 8. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)? (1б)
Задание 9. Укажите, кому сказал Раскольников следующую фразу: «Я не тебе поклонился, я всему страдающему человечеству
поклонился».
(1б)
а) матери

б) сестре

в) Соне Мармеладовой

г) Порфирию Петровичу

Задание 10. При разработке своей «теории» Раскольников обращался к историческому примеру: (1б)
а) Ивана Грозного

б) Наполеона

в) Чингисхан

г) Вильгельма Завоевателя

Задание 11. По данной характеристике, определите, о каком литературном герое идёт речь? Назовите автора и название литературного
произведения (2б)
Следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный
человек. У него свой, "психологический" подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Давит на
Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По его совету Раскольников делает явку с повинной.
Задание 12. Кому из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат советы, данные Раскольникову: (3б)
1) «…учинить явку с повинной»
2) Уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Бегите, молодой человек. Может, есть ещё время.
3) Поди на перекресток, поклонись, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»
а) Порфирий Петрович б) Соня в) Свидригайлов г) Дуня
Задание 13. По портрету персонажа укажите, о ком идет речь: (4б)
1)«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Его
отличительная примета:
«… высокая шляпа, рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей».

2)«Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и … с
раскрасневшимися до птен щеками… Глаза ее блетели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен…»
3)«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица… такое
доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней…» Ее отличительная примета: «соломенная круглая шляпка с ярким пером».
4)«А это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску; белое, румяное, с румяными алыми губами… Глаза были как-то
слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен…» Характерная примета его: «В руках его была красивая трость…»
а) Катерина Ивановна б)Свидригайлов в) Соня Мармеладова г) Раскольников
Задание 14. Раскройте жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1б)
Задание 15. В кого была влюблена главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»? (1б)
Задание 16. Кого из героев романа «Отцы и дети» описывают данные цитаты: "...Этакое богатое тело! –Хоть сейчас в анатомический
театр...". "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит эта особа?.. " "… А все-таки избаловала она себя, ох как
избаловала себя ". У ней такие плечи, каких я не видывал давно…»(1б)
Задание 17. Кому из героев «пьесы «Гроза»» принадлежит следующая цитата: Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я
была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли
летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом
пойдём с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какуюнибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют.
Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково
хорошо было!» (1б)
Задание 18. Кому из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» принадлежит приведенное высказывание? (1б)
«Мой дед землю пахал... Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает
соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете»
Задание 19. Какой момент в биографии героя тургеневского романа «Отцы и дети» Евгения Базарова был переломным в осознании своей
личности? (1б)
Задание 20. В чём заключается преступление и наказание Раскольникова? (3б)

КЛЮЧ
1 1в 2а 3б 4г
2 б
3 «Гроза»,А.Н.Островский
4 А.С.Пушкин
5 г
6 а
7 б
8 самодур
9 в
10 б
11 Порфирий Петрович, роман «Преступление и наказание»,
Ф.М. Достоевский
12 1а 2в 3б
13 1г 2а 3в 4б
14
15 в Бориса Григорьевича
16 А.С.Одинцова
17 Катерина
18 Е.В.базаров
19

20
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Вариант 1
1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
1) начало 20 века
2) конец 19 – начало 20 века
3) начало-середина 20 века
4) конец 19 века
2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?
«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную
сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)
5. Назовите модернистское течение конца XIX - начала XX.в.в., которому были присущи следующие принципы: "Отказ от мистической
туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов".
6. Кто из поэтов является представителем футуризма?
1) В. Маяковский
2) А. Блок
3) М. Цветаева
4) А. Ахматова
7. «Цех поэтов» - это название союза:
1) символистов
2) акмеистов

3) новокрестьянских поэтов
4) футуристов
8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
1) С. Есенина
2) В. Иванова
3) К. Бальмонта
4) И. Северянина
9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?
1. В. Маяковского
2. Б. Пастернака
3. В. Хлебникова
4. Н. Гумилева
10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?
1. В. Брюсов
2. К. Бальмонт
3. М. Цветаева
4. Н. Гумилев
11. Что такое символ?
1. поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления
2. слово или оборот в иносказательном значении
3. художественный прием, основанный на преувеличении
4. художественный прием, основанный на противопоставлении
12. К какому литературному течению конца XIX - начала XX в.в. относились В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт?
1. к акмеизму
2. к футуризму
3. к символизму
4. новокрестьянская поэзия
13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:
Боэбоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзи пелась цепь.
1. Символизм

2. Акмеизм
3. Футуризм
4. имажинизм
14. Соотнесите название модернистского течения конца XIX - начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: "Элитарность, возможность
увидеть за внешним "мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя - соавтора".
1. Новокрестьяская поэзия
2. Акмеизм
3. Футуризм
4. символизм
15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?
а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»; «На поле Куликовом»; «Вхожу я в тёмные храмы...».
16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья
месяц уронил...».
17.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: /
Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».
18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире
тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь...».
19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли /
На ясен долгий путь!».
20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как
вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»
21. «Стоит передо мной моя тема <...> Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?
а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.
22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском
искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей
искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом».
23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:
1. В. Маяковский
а) символизм
2. С. Есенин
б) акмеизм
3. А. Ахматова
в) футуризм
4. В. Брюсов
г) новокрестьянская поэзия
24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?
а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.
25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

1) М. Цветаева
2) З. Гиппиус
3) А. Ахматова
4) Н. Гумилёв
26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»?
а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.
27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
1) В. Брюсов
2) Н. Гумилев
3) А. Ахматова
4) О. Мандельштам
Вариант 2
1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?
1) золотой век
2) бронзовый век
3) медный век
4) нет правильного ответа
2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.
«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному
миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)
5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы
старого искусства». (Словарь С. Ожегова)
6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?
1) В. Маяковский
2) А. Ахматова
3) С. Есенин
4) Н.Гумилев
7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:
1) акмеистов
2) имажинистов
3) футуристов
4) символистов
8. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?
1. Н. Гумилев
2. В. Маяковский
3. Ф. Тютчев
4. А. Блок
9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
1. В. Брюсов
2. К. Бальмонт
3. И. Анненский
4. Н. Гумилев
10. Как назывался манифест футуристов?
1. "Дохлая луна"
2. "О прекрасной ясности"
3. "Пощечина общественному вкусу"
4. "Долой Пушкина с корабля современности"
11. Лирический герой - это
1. Автор
2. Рассказчик
3. образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении
4. образ героя, наиболее симпатичного рассказчику
12. К какому модернистскому течению конца XIX - начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников?
1. Футуризм

2. Акмеизм
3. Имажинизм
4. символизм
13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл "поэзией намеков"?
1. акмеизм
2. футуризм
3. новокрестьянская поэзия
4. символизм
14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью
искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики,
многозначностью образов, мистической настроенностью».
15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?
а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.
16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат
пылал, / в июль катилось лето...»
17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. /
Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».
18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая,
/ Как могу я тебя не любить?».
19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных
напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь...»
20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, /
Что княжна фатой».
21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина
а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.
22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкретночувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла, повышенное внимание к художественной детали».
23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.
1. А. Блок
а) символизм
2. Н. Гумилев
б) новокрестьянская поэзия
3. Д. Бурлюк
в) футуризм
4. С. Есенин
г) акмеизм
24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.
25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: "Во имя свободы личного случая мы отрицаем
правописание".
1. Акмеизм
2. Символизм
3. Футуризм
4. Новокрестьянская поэзия
26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?
а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.
27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»
1. А.Блок
2. Н. Гумилев
3. С. Есение
4. В. Маяковский

КЛЮЧ:
Вариант 1
1. 2
2. 2
3. 1
4. Символизм
5. Акмеизм
6. 1
7. 2
8. 1
9. 4
10. 3
11. 2
12. 3
13. 3
14. 4

Вариант 2
1. 1
2. 1
3. 4
4. Акмеизм
5. Футуризм
6. 3
7. 3
8. 3
9. 4
10. 3
11. 3
12. 1
13. 4
14. Символизм

15. А
16. олицетворение
17. Анафора
18. Метафора
19. Обращение
20. Сравнение
21. Г
22. Футуризм
23. 1в 2г 3б 4а
24. В
25. 3
26. Б
27. 1

15. В
16. Гипербола
17. Противопоставление
18. Риторический вопрос
19. Анафора
20. Сравнение
21. Г
22. Акмеизм
23. 1а 2г 3в 4б
24. Б
25. 3
26. В
27. 1
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Особенности развития литературы 1920-х годов

Контрольная работа состоит из 15 заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
50 – 59 % - «удовлетворительно»
8-10 баллов – 3 «удовлетворительно»
60 – 79 % - «хорошо»
11 -14 баллов -4 «хорошо»
80 – 100% «отлично
15-18 баллов - 5 «отлично»
1.Установите соответствие между названиями произведений и авторами (2б)
1. «Аристократка»
А. М.Булгаков
2. «Первый гусь»
Б. А.Фадеев
3. «Собачье сердце» В. М.Зощенко
4. «Разгром»
Г.
И.Бабель
2.На какие ветви раскололась литература в 20-е годы? (1б)
3.Назовите жанр романа Е.Замятина «Мы»? (1б)
4.Марксистская литературная группа, которая возникла в Москве в 1923-1924 гг., пропагандировали уважительное отношение к
классикам, отстаивали свободу писателей, защищали их право на выбор темы, жанра. Лидер группы
А.К.
Воронский.(1б)

5.ЛЦК - это …? (1б)
6.Какая литературная группа издавал журнал «На посту»? (1б)
7. К какому литературному течению в начале 20 века принадлежал С.Есенин? (1б)
8. Кто стал на защиту И.Бабеля, после выхода отдельных рассказов из сборника «Конармия»? (1б)
9.Какие проблемы поднимает Е.Замятин в романе «Мы»? (1б)
10.Установите соответствие между названиями произведений и авторами: (2б)
1. «Мы»
А. М.Булгаков
2. «Дни Турбиных»
Б. Е.Замятин
3. «Железный поток»
В. М.Зощенко
4. «Баня»
Г. А.Серафимович
11. Назовите представителей эмигрантской литературы? (1б)
12.К какому жанру литературы относится произведение И.Бунина «Окаянные дни»?(1б)
13. Группа, которая просуществовала с 1923-1928 г. В нее вошли поэты-теоретики предреволюционного футуризма: Маяковский, Брик, А.
Крученых и др. (1б)
14.ОБЭРИУ – это …? (1б)
15. Назовите поэтов, которые не входили ни в одну лит.группу? (1б)
КЛЮЧ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

1- В 2 –Г 3 – А 4 – Б (2б)
Советская литература, задержанная, литература русского зарубежья (1б)
Роман – антиутопия (1б)
Перевал (1б)
Литературный центр конструктивистов (1б)
РАПП (1б)
Имажинизм (1б)
Горький (1б)
Влияние развития техники на человечество, проблема тоталитаризма (1б)
1 –Б 2 – А 3 –Г 4 –В (2б)
Бунин, Толстой, Цветаева, Саша Чёрный и др. (1б)
Публицистика (1б)
ЛЕФ (1б)
Объединение реального искусства (1б)
Цветаева, пастернак (1б)
ТЕКЩИЙ КОНТРОЛЬ

В.В. Маяковский, С.А. Есенин
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Баллы
Критерии выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла
(не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2»
низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Вариант 1.
1. Как называется сатирическая повесть А.Платонова о строителях социализма?
1) «Котлован».
2) «Поднятая целина».
3) «Встреча».
2. Что такое антиутопия?
1) Антиутопия является полной противоположностью утопии.
2) Антиутопия (англ. dystopia) — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали
негативные тенденции развития.
3) Антиутопия — направление в художественной литературе и кино, изображающее катастрофы.
3. Кто автор строк:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте...?
1) А. Блок.
2) С. Есенин.
3) Б. Пастернак.
4. Какие факты из биографии М. Булгакова верны?
1) М. Булгаков родился в Москве.
2) М. Булгаков получил образование в Киевском университете на медицинском факультете.
3) М. Булгаков был трижды женат.
4) М. Булгаков не принимал никакого участия в Гражданской войне.
5.Кто из перечисленных писателей является автором произведений о Великой Отечественной войне?
1) О. Берггольц, Ю. Друнина, В. Маяковский.
2) Ю. Друнина, О. Берггольц, М. Джалиль.
3) М. Джалиль, К. Симонов, В. Набоков.
6.Каких еще авторов, написавших стихи или прозу о Великой Отечественной войне, вы знаете?
Вариант 2
1. Как называется фантастическая повесть Е.Замятина?
1) «Мы».
2) «Они».
3) «Большой брат».
2. Что такое утопия?
1) «Утопия» ― название острова из одноимённого произведения Томаса Мора.
2) Утопия (др.-греч. «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель
идеального, с точки зрения автора, общества.
3) Утопия ― модель идеального общества.
3. Кто автор строк:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…?
1) С. Есенин.
2) А. Ахматова.
3) О. Мандельштам.

4. Какие факты из биографии М. Шолохова верны?
1) М. Шолохов принимал активное участие в продразверстке и был осужден за злоупотребления.
2) М. Шолохов имел два высших образования.
3) М. Шолохов бóльшую часть жизни прожил в казачьей станице.
4) М. Шолохов был дважды женат.
5.Кто из перечисленных писателей относится к русскому литературному зарубежью XX-го века?
1) В. Набоков, М. Шолохов, И. Бунин.
2) И. Бунин, В. Набоков, И. Бродский.
3) И. Бродский, Вл. Максимов, М. Булгаков.
6. Каких еще прозаиков и поэтов середины XX века вы знаете?
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
М.И.Цветаева
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Критерии Баллы
выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не
соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень –
менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет»
Выбрать три вопроса и дать по ним развернутые ответы.

1. Пересказать понравившееся прозаическое произведение, художественный фильм о Великой Отечественной войне. Чем понравился,
запомнился?
2. Перечислить жанры литературы, получившие развитие в годы Великой Отечественной войны, и их черты.
3. Пересказать письменно биографию одного из писателей, поэтов, писавших о ВОВ.
4. Перечислить по 5 произведений живописи, музыки, литературы, посвященных ВОВ.
5. Дать характеристику герою одного из художественных произведений о ВОВ по плану
1) Место персонажа в системе образов.
2) Своеобразие мировоззрения героя произведения, определяемое его социальным статусом:
a. характер деятельности и основные жизненные установки;
b. влияние на окружающих персонажей.
3) Какие черты личности героя выявляются в произведении:
a. с помощью портрета;
b. в авторской характеристике;
c. через характеристику других действующих лиц;
d. с помощью предыстории или биографии;
e. в речежестовом поведении персонажа;
f. при помощи интерьера.
4) Типичность данного образа, если есть его литературные предшественники.
6.Что общего в произведениях литературы, живописи и искусства о ВОВ.( на примере одного из произведений каждого направления).
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
А.А. Ахматова
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Критерии Баллы
выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1

«5» высокий уровень – 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не
соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень –
менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Творчество поэтов в 1950 – 1980 –гг
Чтение наизусть стихотворений
Критерии оценивания чтения наизусть стихотворения:
Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Критерии Баллы
выразительного чтения
правильная постановка логического ударения;
1
соблюдение пауз
1
правильный выбор темпа
1
соблюдение нужной интонации
1
безошибочное чтение
1
«5» высокий уровень – 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не
соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий
уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Критерии оценивания:
44-51 баллов - «отлично»
37 – 43 балов – «хорошо»
30-36 баллов – «удовлетворительно»
Ниже 30 баллов - «неудовлетворительно
Вариант I
Часть 1
А 1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё
воплощение в «Отцах и детях» (1б)
А 2. К какому роду литературы относится произведение И.А.Гончарова «Обломов?(1б)
А 3. Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в раннем
творчестве М.Горького (1б)
А 4. Охарактеризуйте систему образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (2б)

А 5. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»? (1б)
1.А. Н. Островский
2.Ф. М. Достоевский
3.М. Е. Салтыков-Щедрин
4.Л. Н. Толстой
А 6. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»? (1б)
А 7. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя (1Б)
1.Ф. М. Достоевский
2.Ф. И. Тютчев
3.Л. Н. Толстой
4.И. А. Гончаров
А 8. Действие романа «Война и мир» начинается: (1б)
1. В январе 1812 года 2. В мае 1807 года
3.В июле 1805 года 4.В апреле 1801 года
А 9. Укажите лишний персонаж: (1б)
1.Наташа Ростова
2.Элен Курагина
3.Анна Павловна Шерер 4.Маша Миронова
А 10. Темой пьесы «Вишнёвый сад» является: (1б)
1.Судьба России, её будущее 3.Судьба Раневской
2.Судьба Гаева
4.Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина
А 11. Кто из героев И.А.Бунина « ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»? (1б)
1. Арсений 2. Малютин 3. Господин из Сан-Франциско 4. Корнет Елагин
А 12. Кто из героев произведений А. Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское « Да святится имя Твое»? Кому
адресованы эти слова? (1б)
1. Соломон – Суламифи 2. Желтков – Богу 2. Желтков – Вере Шеиной 4. Ромашов – Шурочке
А 13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии: (1б)
1.Н.Гумилев
2. В.Маяковский
3. Ф.Тютчев
4. А.Блок
А 14. Пьеса «На дне» написана__________ Укажите имя и фамилию автора.(1б)
А 15. С каким литературным направлением связывают имя А.Блока? (1б)
А 16. Какой из рассказов принадлежит перу А.П. Чехова (1б)
1. «Лёгкое дыхание»
3. «Макар Чудра»
2. «О любви»
4. «Тёмные аллеи»
А 17. Назовите настоящую фамилию А.А. Ахматовой: (1б)
А 18. Автор романа «Мастер и Маргарита» (1б)
А 19. Укажите верное определение: (3б)
Антитеза – это
1. Речь действующего лица, обращённая к себе или к другим
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
Приведите не мене трёх произведений русской литературы, в заглавии которых встречается данный приём. Укажите авторов этих произведений.
А 20. Вымышленное имя писателя (поэта) – это (3б)
1. Кульминация
2. Экспозиция
3. Псевдоним
4. Гипербола
Назовите не менее трёх авторов русской литературы, которые писали под вымышленными именами (указать настоящее имя+вымышленное)
Часть II

В 1. Укажите жанр следующих произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве»
(1б)
В 2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Умом Россию не понять»? (1б)
В 3. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Блока (1б)
В 4. Кто из русских писателей был убит на Кавказе? (1б)
В 5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»): (1б)
«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими
розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных»
В 6. Кому принадлежат эти строки: (1б)
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром?
В 7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок: (1б)
«А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает
гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела,
похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым».
В 8. . Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова:
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает
финский нож!»?
В 9.Раскройте смыл теории Раскольникова о праве сильной личности (2б)
В 10. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями (6б)
1. Федор Иванович
А) Гончаров
2. Михаил Афанасьевич
Б) Чехов
3. Сергей Александрович
В) Толстой
4. Иван Александрович
Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович
Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич
Е) Салтыков-Щедрин
7. Александр Николаевич
Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович
З) Булгаков
9. Федор Михайлович
И) Лермонтов
10.Лев Николаевич
К) Есенин
11.Михаил Юрьевич
Л) Островский
12.Антон Павлович
М) Маяковский
Часть III
(оценивается в 10 баллов)
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Честь и бесчестие» с опорой на прочитанные произведения (10б)

Вариант II
Часть 1
А 1. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (1б)
А 2. Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза» (1б)
А 3. Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Гончарова «Обломов» (1б)
А 4. Охарактеризуйте систему персонажей в драме Островского «Гроза»(2б)
А 5. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своём творчестве жанр сказки, потому что…(1б)
1. Стремился приблизить литературу к народу
2. Очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
3. Герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью
4. Сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные проблемы
А 6. Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления? (1б)
А 7. Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»: (1б)
1. Роман-эпопея
2. Повесть
3. Роман
4. Историческая хроника
А 8. Почему князь Андрей идёт на войну 1805 года? (1б)
1.Стремление к славе
3. Представления об офицерском долге
2.Стремление защищать Родину
4. Желание продвинуться по служебной лестнице
А 9. Укажите лишний персонаж: (1б)
1. Андрей Болконский
2. Евгений Базаров
3. Пьер Безухов 4. Петя Ростов
А 10. Пьеса «Вишнёвый сад» насыщена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий… Дополните этот ряд: (1б)
1. Брошка в виде пчёлки 2. Звук лопнувшей струны 3. Бильярд
4. Звук топора
А 11. Что не принадлежит перу И.А.Бунина: (1б)
1.«Господин из Сан-Франциско»
2. «Тёмные аллеи»
2. «Антоновские яблоки»
4. «Евгений Онегин»
А 12. Желтков, герой рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», в финале произведения (1б)
1. Покончил жизнь самоубийством
2. Уехал из города
3. Женился на Вере Николаевне Шеиной 4. Попал в сумасшедший дом.
А 13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии: (1б)
1. Н.Гумилев
2. В.Маяковский
3. Ф.Тютчев
4. А.Блок
А 14. Кто из героев произведений М.Горького «разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце», «горящее факелом великой любви к людям»? (1б)
А 15. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского: (1б)
А 16. Автор повести «Собачье сердце» (1б)
1. М.А.Шолохов
2. Б.Л.Пастернак
3. В.М Шукшин
4. М.А.Булгаков
А 17. Назовите настоящую фамилию А.А. Ахматовой: (1б)
А 18. Укажите верное определение: (3б)
Антитеза – это
1. Речь действующего лица, обращённая к себе или к другим

2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
Приведите не мене трёх произведений русской литературы, в заглавии которых встречается данный приём. Укажите авторов этих произведений.
А 19. Вымышленное имя писателя (поэта) – это (3б)
1. Кульминация
2. Экспозиция
3. Псевдоним
4. Гипербола
Назовите не менее трёх авторов русской литературы, которые писали под вымышленными именами (указать настоящее имя+вымышленное)
А 20. Автор романа «Обломов (1б)
Часть II
В 1. Укажите жанр следующих произведений Достоевского: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание» (1б)
В 2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? (1б)
В 3. Назовите литературное течение, к которому относится творчество В.В.Маяковского (1б)
В 4. Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии? (1б)
В 5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»): (1б)
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой
костью – крепкая лысая голова»
В 6. Кому принадлежат эти строки: (1б)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет?
В 7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок: (1б)
«Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым,
раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте
отвечать только на вопросы!» Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
В 8. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в
особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»? (1б)
B 9. Раскройте смысл теории Раскольникова о праве сильной личности. (2б)
В 10. Соедините имена и отчества известных русских писателей и поэтов с их фамилиями (6б)
1. Федор Иванович
А)Островский
2. Михаил Афанасьевич
Б) Чехов
3. Сергей Александрович
В) Толстой
4. Александр Николаевич
Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович
Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич
Е) Салтыков-Щедрин
7. Иван Александрович
Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович
З) Булгаков
9. Федор Михайлович
И) Лермонтов
10.Лев Николаевич
К) Есенин
11.Михаил Юрьевич
Л) Гончаров

12.Антон Павлович

М) Маяковский

Часть III
(оценивается в 10 баллов)
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Любовь и семья» с опорой на прочитанные произведения (10б)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».