13-Т_ЛИТЕРАТУРА_-2023

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОУД.02 Литература
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
профиль обучения: социально-экономический
базовый уровень

Камышлов, 2023

Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Казанцева О.М., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии (протокол №___от _______)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
4. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
5. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
5.1. Задания для текущего контроля по учебной дисциплине
5.2. Задания для итогового контроля по учебной дисциплине

Пояснительная записка
Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Литература» разработан на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО)
- рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» (для профессиональных образовательных организаций);
- учебного плана по специальности
Основная цель создания примерного фонда оценочных УМК – совершенствование содержания общеобразовательной дисциплины
для формирование профессионально значимых компетенций. Фонд оценочных средств представлен комплектом контрольно-оценочных
средств.
1. Описание контрольно-оценочных средств.
Фонд оценочных средств для входного, текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации разработан для оценки уровня
освоения студентами планируемых результатов.
Кроме оценочных заданий, ФОС включает эталоны ответов к некоторым заданиям, а к типовым – алгоритмы решения либо
ориентировочную основу действий.
Оценочные средства направлены на формирование планируемых результаты по указанной теме в примерной рабочей программе.
В процессе аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а в ходе текущего
контроля, также динамика формирования общих компетенций.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в формах, предусмотренных учебным планом основной
профессиональной образовательной программы специальности.

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК
02
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество

Виды аттестации
Дисциплинарные (предметные)1
осознавать
причастность
к
отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в
культурно-языковое
пространство
русской
и
мировой
культуры;
сформированность
ценностного
отношения
к
литературе
как
неотъемлемой части культуры;
осознавать
взаимосвязь
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным развитием личности;
- знать содержание, понимание ключевых
проблем
и
осознание
историкокультурного и нравственно-ценностного
взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной
литературы, в том числе литературы
народов России;
- сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественных
произведений, выявлять их связь с
современностью;
- уметь сопоставлять произведения
русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и

Текущий контроль
Сочинение
Написание текстаисследования, текста –
опровержения
Написание рецензии
Развернутые ответы на
вопросы
Написание эссе
Составление сравнительной
таблицы

Промежуточная аттестация
экзамен

ОК 8 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации

ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития

другие);
сформировать устойчивый интерес к
чтению
как
средству
познания
отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному
литературному наследию и через него - к
традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
-способность выявлять в произведениях
художественной
литературы
образы,
темы, идеи, проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных
высказываниях, участвовать в дискуссии
на литературные темы;
-осознавать художественную картины
жизни, созданная автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального понимания;
-сформировать умения выразительно (с
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов.
владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных
произведений в единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в нем смыслов и наличия в
нем
подтекста)
с
использованием
теоретико-литературных
терминов
и
понятий (в дополнение к изученным на
уровне начального общего и основного
общего образования);
сформировать
представления
о
литературном произведении как явлении

Написание рецензии
Написание эссе

экзамен

Написание текстаисследования, текста –
опровержения
Составление сравнительной
таблицы
Написание хвалебного текста

экзамен

ОК 5 Владеть
информационной культурой,
анализировать и оценивать
информацию с
использованием
информационнокоммуникационных
технологий

ОК 1 Понимать
социальную
своей будущей
проявлять к ней
интерес

сущность и
значимость
профессии,
устойчивый

словесного
искусства,
о
языке
художественной литературы в его
эстетической
функции,
об
изобразительно-выразительных
возможностях
русского
языка
в
художественной литературе и уметь
применять их в речевой практике;
сформировать устойчивый интерес к Написание рецензии
чтению
как
средству
познания Написание хвалебного текста
отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному
литературному наследию и через него - к
традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
- сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественных
произведений, выявлять их связь с
современностью
владеть современными читательскими Написание эссе
практиками, культурой восприятия и
понимания
литературных
текстов,
умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки
текстов в виде аннотаций, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также
написания
отзывов
и
сочинений
различных жанров (объем сочинения - не
менее 250 слов); владеть умением
редактировать
и
совершенствовать
собственные письменные высказывания с
учетом норм русского литературного
языка

экзамен

экзамен

Элемент учебной
дисциплины

Текущий контроль
Форма контроля

Тема 2.1
Драматургия
А.Н. Островского

Тема 2.2
Илья Ильич Обломов
как вневременной тип
Тема 2.5
Человек и его выбор в
кризисной ситуации в
романе Ф.М.
Достоевского
«Преступление и
наказание»
Тема 2.6
Человек
в
поиске
правды и любви
в
творчестве
Л.
Н.
Толстого
Тема 2.9
Проблема
ответственности
человека за свою судьбу
и судьбы близких ему
людей в рассказах А.П.
Чехова
Тема 6.3
Социальная и

Формы и методы контроля
Рубежный контроль

Проверяемые
Форма
Проверяемые
ОК
контроля
ОК
Написание
текста
02,04, 05
информационной
и
публицистической
заметки
на
основе
художественного
текста.
Сочинение «Что от
02, 04,08
Обломова есть во мне?»
написание текстаисследования «Почему
Раскольников убивает?»
или текстаопровержения теории
Раскольникова

02, 04, 05, 08

Написание рецензии на
экранизации «Войны и
мира»

02, 04, 05

написание рецензии на
экранизацию
«Вишневого сада»

02, 04, 05

«Герой-чудик»
В.
Шукшина и «маленький

02, 04, 05

Промежуточная аттестация
Форма контроля

Проверяемые
ОК

нравственная
проблематика в
литературе второй
половины ХХ века
Промежуточная
аттестация

человек» в литературе
XIX века: сходство и
отличие
(составление
таблицы).
Дифференцированный 02, 04, 05, 08
зачёт

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

1. Написание текста информационной и публицистической заметки на основе текста пьесы А.Н. Островского «Гроза» о
положении женщины мещанского сословия в обществе в середине 19 века
2. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» (до 6 страниц)
Тема: «Что от Обломова есть во мне?»
Критерии оценивания сочинения
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. полнота раскрытия темы;
3. правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
«5» - отлично
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка.

«4» - хорошо
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» - удовлетворительно
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» - неудовлетворительно
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических
и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
3. Написание текста-исследования «Почему Раскольников убивает?» или текста-опровержения теории Раскольникова
4. Написание рецензии на экранизации «Войны и мира» (объем 3-4 страницы)

Любое высказывание студентов в письменной форме следует оценивать, учитывая
содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Критерии оценки:
- соответствие работы теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для раскрытия темы и основной мысли работы;
- последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей, наличие обобщений и выводов.
При оценке речевого оформления письменных работ учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов;
- количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок
Критерии оценки
«5»
Студент обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в
вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения),
демонстрируя знание проблематики произведения и обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.
«4»
Студент обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в
вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, не связывая его с проблематикой произведения, и/или
допускает 1-2 фактические неточности.
«3»
Студент обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос
поверхностно, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает более двух фактических неточностей.
«2»
Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно, не знает
проблематики произведения.
Критерии оценки речевого оформления письменных работ
«5»
В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета. 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов. 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические
ошибки.
«3»

В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов. 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и
5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
В целом в работе допущено до 7 речевых недочетов. 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также
7 грамматических ошибок.
5. Написание рецензии на экранизации пьесы «Вишнёвый сад» (критерии оценивания см. выше)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ
Критерии оценивания:
44-51 баллов - «отлично»
37 – 43 балов – «хорошо»
30-36 баллов – «удовлетворительно»
Ниже 30 баллов - «неудовлетворительно
Вариант I
Часть 1
А 1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё
воплощение в «Отцах и детях» (1б)
А 2. К какому роду литературы относится произведение И.А.Гончарова «Обломов?(1б)
А 3. Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в
раннем творчестве М.Горького (1б)
А 4. Охарактеризуйте систему образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (2б)
А 5. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»? (1б)
1.А. Н. Островский
2.Ф. М. Достоевский
3.М. Е. Салтыков-Щедрин
4.Л. Н. Толстой
А 6. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»? (1б)
А 7. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя (1Б)
1.Ф. М. Достоевский
2.Ф. И. Тютчев
3.Л. Н. Толстой
4.И. А. Гончаров
А 8. Действие романа «Война и мир» начинается: (1б)
1. В январе 1812 года 2. В мае 1807 года
3.В июле 1805 года 4.В апреле 1801 года
А 9. Укажите лишний персонаж: (1б)
1.Наташа Ростова
2.Элен Курагина
3.Анна Павловна Шерер 4.Маша Миронова

А 10. Темой пьесы «Вишнёвый сад» является: (1б)
1.Судьба России, её будущее 3.Судьба Раневской
2.Судьба Гаева
4.Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина
А 11. Кто из героев И.А.Бунина « ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»? (1б)
1. Арсений 2. Малютин 3. Господин из Сан-Франциско 4. Корнет Елагин
А 12. Кто из героев произведений А. Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское « Да святится имя Твое»? Кому
адресованы эти слова? (1б)
1. Соломон – Суламифи 2. Желтков – Богу 2. Желтков – Вере Шеиной 4. Ромашов – Шурочке
А 13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии: (1б)
1.Н.Гумилев
2. В.Маяковский
3. Ф.Тютчев
4. А.Блок
А 14. Пьеса «На дне» написана__________ Укажите имя и фамилию автора.(1б)
А 15. С каким литературным направлением связывают имя А.Блока? (1б)
А 16. Какой из рассказов принадлежит перу А.П. Чехова (1б)
1. «Лёгкое дыхание»
3. «Макар Чудра»
2. «О любви»
4. «Тёмные аллеи»
А 17. Назовите настоящую фамилию А.А. Ахматовой: (1б)
А 18. Автор романа «Мастер и Маргарита» (1б)
А 19. Укажите верное определение: (3б)
Антитеза – это
1. Речь действующего лица, обращённая к себе или к другим
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
Приведите не мене трёх произведений русской литературы, в заглавии которых встречается данный приём. Укажите авторов этих
произведений.
А 20. Вымышленное имя писателя (поэта) – это (3б)
1. Кульминация
2. Экспозиция
3. Псевдоним
4. Гипербола
Назовите не менее трёх авторов русской литературы, которые писали под вымышленными именами (указать настоящее
имя+вымышленное)

Часть II
В 1. Укажите жанр следующих произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на
воеводстве» (1б)
В 2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Умом Россию не понять»? (1б)
В 3. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Блока (1б)
В 4. Кто из русских писателей был убит на Кавказе? (1б)
В 5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»): (1б)
«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с
нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных»
В 6. Кому принадлежат эти строки: (1б)
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром?
В 7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок: (1б)
«А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна
читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она
заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым».
В 8. . Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова:
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так
поражает финский нож!»?
В 9.Раскройте смыл теории Раскольникова о праве сильной личности (2б)
В 10. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями (6б)
1. Федор Иванович
А) Гончаров
2. Михаил Афанасьевич
Б) Чехов
3. Сергей Александрович
В) Толстой
4. Иван Александрович
Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович
Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич
Е) Салтыков-Щедрин
7. Александр Николаевич
Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович
З) Булгаков
9. Федор Михайлович
И) Лермонтов
10.Лев Николаевич
К) Есенин
11.Михаил Юрьевич
Л) Островский
12.Антон Павлович
М) Маяковский
Часть III

(оценивается в 10 баллов)
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Честь и бесчестие» с опорой на прочитанные произведения (10б)
Вариант II
Часть 1
А 1. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (1б)
А 2. Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза» (1б)
А 3. Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Гончарова «Обломов» (1б)
А 4. Охарактеризуйте систему персонажей в драме Островского «Гроза»(2б)
А 5. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своём творчестве жанр сказки, потому что…(1б)
1. Стремился приблизить литературу к народу
2. Очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
3. Герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью
4. Сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные
проблемы
А 6. Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления? (1б)
А 7. Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»: (1б)
1. Роман-эпопея
2. Повесть
3. Роман
4. Историческая хроника
А 8. Почему князь Андрей идёт на войну 1805 года? (1б)
1.Стремление к славе
3. Представления об офицерском долге
2.Стремление защищать Родину
4. Желание продвинуться по служебной лестнице
А 9. Укажите лишний персонаж: (1б)
1. Андрей Болконский
2. Евгений Базаров
3. Пьер Безухов 4. Петя Ростов
А 10. Пьеса «Вишнёвый сад» насыщена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий… Дополните этот ряд: (1б)
1. Брошка в виде пчёлки 2. Звук лопнувшей струны 3. Бильярд
4. Звук топора
А 11. Что не принадлежит перу И.А.Бунина: (1б)
1.«Господин из Сан-Франциско»
2. «Тёмные аллеи»
2. «Антоновские яблоки»
4. «Евгений Онегин»
А 12. Желтков, герой рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», в финале произведения (1б)
1. Покончил жизнь самоубийством
2. Уехал из города
3. Женился на Вере Николаевне Шеиной 4. Попал в сумасшедший дом.
А 13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии: (1б)
1. Н.Гумилев
2. В.Маяковский
3. Ф.Тютчев
4. А.Блок
А 14. Кто из героев произведений М.Горького «разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце», «горящее факелом великой любви к
людям»? (1б)
А 15. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского: (1б)

А 16. Автор повести «Собачье сердце» (1б)
1. М.А.Шолохов
2. Б.Л.Пастернак
3. В.М Шукшин
4. М.А.Булгаков
А 17. Назовите настоящую фамилию А.А. Ахматовой: (1б)
А 18. Укажите верное определение: (3б)
Антитеза – это
1. Речь действующего лица, обращённая к себе или к другим
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
Приведите не мене трёх произведений русской литературы, в заглавии которых встречается данный приём. Укажите авторов этих
произведений.
А 19. Вымышленное имя писателя (поэта) – это (3б)
1. Кульминация
2. Экспозиция
3. Псевдоним
4. Гипербола
Назовите не менее трёх авторов русской литературы, которые писали под вымышленными именами (указать настоящее
имя+вымышленное)
А 20. Автор романа «Обломов (1б)
Часть II
В 1. Укажите жанр следующих произведений Достоевского: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание» (1б)
В 2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? (1б)
В 3. Назовите литературное течение, к которому относится творчество В.В.Маяковского (1б)
В 4. Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии? (1б)
В 5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»): (1б)
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные
зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова»
В 6. Кому принадлежат эти строки: (1б)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет?
В 7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок: (1б)
«Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал
тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным
голосом: «Извольте отвечать только на вопросы!» Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
В 8. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и
ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»? (1б)
B 9. Раскройте смысл теории Раскольникова о праве сильной личности. (2б)
В 10. Соедините имена и отчества известных русских писателей и поэтов с их фамилиями (6б)
1. Федор Иванович
А)Островский
2. Михаил Афанасьевич
Б) Чехов

3. Сергей Александрович
В) Толстой
4. Александр Николаевич
Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович
Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич
Е) Салтыков-Щедрин
7. Иван Александрович
Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович
З) Булгаков
9. Федор Михайлович
И) Лермонтов
10.Лев Николаевич
К) Есенин
11.Михаил Юрьевич
Л) Гончаров
12.Антон Павлович
М) Маяковский
Часть III
(оценивается в 10 баллов)
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Любовь и семья» с опорой на прочитанные произведения (10б)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».