Учебный план школа-интернат 9 класс (2023-2024)

Пояснительная записка
к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью
9 класса на 2023-2024 учебный год
Учебно-воспитательный процесс, строится с учетом требований
охранительного педагогического режима и санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Режим организации учебно-воспитательного процесса
непрерывный. В школе – интернате 9 - летний срок обучения. Начало и
продолжительность учебного года и каникул устанавливается календарным
учебным графиком школы, утвержденным директором образовательного
учреждения. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН
2.4.2.3648-20 от 28.09.2020 г. № 28).
Продолжительность урока в 9 классе - 40 минут, перемен 10минут.
Ежедневное количество, последовательность учебных и коррекционных
занятий определяется расписанием, утвержденным директором.
При составлении учебного плана учитывались следующие
принципы:
 доступности образования;
 непрерывности и преемственности;
 индивидуализации и дифференциации;
 адаптивности к особенностям и потребностямобучающихся;
 вариативности;
 интеграции;
 коррекционной направленности.
Учебный план составлен на основе Федерального Базисного учебного
плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида, который предусматривает обязательный срок обучения - 9 лет, как
наиболее оптимальный для получения образования обучающимися с
интеллектуальными нарушениями общего образования и профессиональнотрудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и
реабилитации выпускников.
Данный документ определяет основные образовательные направления,
перечень учебных предметов, содержание которых доступно для детей с
умственной отсталостью, их распределение по годам с учетом специфики
обучения детей с умственной отсталостью.
Планируемое количество обязательных занятий, факультативов,
индивидуальных и групповых коррекционных занятий, занятий внеурочной
деятельности не выходит за пределы максимально допустимой нагрузки.
Обучение имеет коррекционно-развивающий
характер и является
максимально индивидуализированным. Коррекционное обучение направлено
на создание адекватных для каждого учебного предмета особых условий в
овладении умений и навыков детьми.
На индивидуальные и групповые коррекционные занятия логопедии,
развитие психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся

часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность
не более 20-25 минут. Группы на коррекционные занятия комплектуются с
учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений.
Учебным планом предусмотрено деление классов на группы по ряду
предметов, таких как: социально-бытовая ориентировка, профессиональнотрудовое обучение. Обучающиеся 9 класса делятся на подгруппы при
условии, что в классе не менее 12 человек. Комплектование групп
осуществляется с учетом профиля трудового обучения для девочек и
мальчиков, а также вида реализуемых адаптированных основных
общеобразовательных программ.
Учебный
процесс
оснащен
необходимыми
учебниками
и
дидактическим материалом.
Учебный план школы состоит из следующих образовательных
областей:
 общеобразовательные курсы;
 трудовая подготовка;
 коррекционная подготовка;
 индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
 факультативные занятия;
 внеурочная деятельность.
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой
предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно
продолжающихся от начального общего до основного общего образования,
что позволяет практически осуществить системную, комплексную работу по
развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
средствами образования с учетом их возрастной динамики.
В 8, 9 классах рабочие программы педагогов составлены на основании
программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида под редакцией Бгажноковой И.М., Воронковой В.В., Щербаковой А.М.
Обучение в 8-9 классах является преемственным продолжением обучения
в начальных классах, в ходе которого в старших классах расширяется и
углубляется понятийная и практическая основа учебных предметов,
закрепляются навыки самостоятельной учебной деятельности, завершается
подготовка по общеобразовательным предметам в соответствии с
индивидуальными особенностями, учебными возможностями обучающихся.
В учебном плане данных классов, представлены учебные предметы всех
образовательных областей, в объеме часов не ниже того количества, которое
представлено в Базисном учебном плане. Часы коррекционной подготовки
направлены на проведения коррекционно-развивающих занятий. Коррекцию
сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет
педагог-психолог в тесном сотрудничестве с воспитателями, учителем ЛФК.
Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств
коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с
учителями письма и чтения.
Образовательная область «Родной язык и литература»
представлена учебными предметами:«чтение и развитие речи»,«письмо и
развитие речи».Данные предметы являются значимыми, так как от их

усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Задачами обучения по данным предметам являются: развитие устной и
письменной речи обучающихся; грамотного письма, повышение уровня
общего и речевого развития обучающихся, умения последовательно и
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Расширение
разговорной, литературной, деловой, книжной лексики на уроках.
Образовательная область «Математика» представлена учебным
предметом «математика». Задачи этого предмета, дать детям доступные
количественные,
пространственные
и
временные,
геометрические
представления, которые помогут им
в дальнейшем в успешно
социализироваться в обществе. Математика вносит существенный вклад в
развитие и коррекцию мышления и речи. Математические знания
реализуются
и при изучении других дисциплин.Математика имеет
выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно
важных умений по ведению домашнего хозяйства, в доступной
профессиональной деятельности.
В 8-9 классах из числа уроков математики 1 час в неделю отводится на
изучение элементов геометрии. Большое внимание уделяется практическим
упражнениям в измерении, черчении и моделировании, как на уроках
математики, так и на факультативе «Черчение» в 8-9 классах.
Образовательная область «Природа» представлена учебными
предметами: «Биология», «География».
«Биология» (с 6 по 9 классы).
Естественнонаучное образование обучающихся
с умственной
отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и
анализа окружающего мира. Естествоведческие знания, помогают
осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у
обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее
явлениями.
«География» (с 6 по 9 классы)позволяет на основе межпредметных
связей сформировать доступные представления о физической, социальноэкономической географии, ее природных и климатических ресурсах,
влияющих на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле.
Особое место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему
воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому
воспитанию. Изучение географии имеет большое коррекционное значение.
Географический материал обладает возможностями для развития наиболее
слабых
сторон
познавательной
деятельности
детей:
внимания,
наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые
предметы и явления, понимания их причинно-следственной зависимости.
Образовательная область "Обществознание"представлена учебными
предметами:«история Отечества»,«обществознание».
"История Отечества"(с 7 по 9 классы) формирует систему знаний о
самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ
Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории.
«Обществознание» (8-9 классы)
- изучение данного предмета
направлено для социальной адаптации обучающихся путем повышения их

правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребенка через знание гражданских
обязанностей и умения пользоваться своими правами.
«Физическая культура» имеет большое значение для укрепления
здоровья школьников, развития и коррекции их моторики, способствует
формированию культуры движения, выполняет общеобразовательную
функцию, включает элементы спортивной подготовки.
Ежедневно в школе-интернате используются следующие формы
физической культуры: утренняя зарядка, физкультминутки, подвижные
игры, организованные во второй половине дня воспитателями школыинтерната, спортивные часы, секции. Ежемесячно сектор «Спорт и здоровье»
проводит «Дни здоровья». Все вышеперечисленное способствует решению
задач укрепления здоровья, увеличение объема двигательной активности,
привития навыков ЗОЖ
Наибольший объем в учебном плане отводится трудовому обучению.
Основная задача общеобразовательных предметов и трудового обучения
заключается в обеспечении обучающимся таким уровнем знаний, умений и
навыков, которые необходимы им для успешной социальной адаптации и
интеграции выпускников в общество.
Профессиональное трудовое обучение в старших классах имеет
общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских,
рассматривается как пропедевтический период для формирования некоторых
новых организационных умений и навыков поведения, характерных
дляопределение индивидуальных
профессиональных возможностей
обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.
В 2023-2024 учебном году профессионально-трудовое обучение
осуществляется по профилям: «слесарное дело», «швейное дело». Трудовое
обучение осуществляется в учебных мастерских, кабинетах.
В 9 классе девочки занимаются по профилю трудового обучения:
«швейное дело», мальчики посещают уроки «слесарного дела».
Учебный материал по слесарному делу знакомит обучающихся с
основами слесарной обработки металлов. Ставится задача – научиться
выполнять задания точно по образцу (чертежу) и техническим требованиям.
Программа «Швейное дело» предусматривает подготовку девушек к
самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья
и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской
и детской легкой одежды. Обучение швейному делу развивает мышление,
способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику.
Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические
представления, благотворно сказывается на становлении их личностей,
способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной
степени самостоятельность в быту.
Коррекционный
курс
«Социально-бытовая
ориентировка»
обеспечивает
возможность
систематизировано
формировать
и
совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания,
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Большое
значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,

транспорта, медицинской помощи. Уроки СБО способствуют усвоению
морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса.
Занятия по выбору и факультативные занятия
Курс «Черчение» (1 ч. в неделю)
имеет прикладной характер,
помогает лучше усваивать программный материал на уроках математики,
профессионально-трудового обучения, содействует коррекции умственного
развития, содействует развитию пространственной ориентировки. За основу
взята программа по черчению из сборника №1 «Программы
общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» 1990года.
В 9 классе введен факультативный курс «Ищу работу». Цель данного
курса состоит в создании условий для осознанного и адекватного выбора
профессии и дальнейшего самоопределения обучающихся школы –
интерната.
Внеурочная деятельность представлена двумя программами внеурочной
деятельности.
«Разговоры о важном»
Развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью.
«Мой любимый край»
Привитие интереса к истории и культуре родного края, воспитание
уважения и любви к своей Родине.
Таким образом, содержание обучения по всем предметам
имеет
практическую направленность, в сочетании с принципом коррекционной
направленности обучения, который является ведущим. Учебные предметы
образовательных областей, включенных в учебный план, учитывают
особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной
недостаточностью и обеспечивают
обучающимся школы-интерната
потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть
достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с
проблемами развития в современное общество.
Образование на дому является формой получения образования и
организовано по программе: общеобразовательные программы обучающихся
с умственной отсталостью.
Образование детей на дому осуществляется в отношении детей, которые
по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать
образовательное учреждение. Основанием для организации образования на
дому является заявление родителей (законных представителей) и заключение
клинико - экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения
(больницы, поликлиники).
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права
каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере
образования необходимо при определении учебной нагрузки детям,
находящимся на индивидуальном обучении на дому, в том числе детяминвалидам, обучающимся дистанционно, руководствоваться Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на
дому является постановление Правительства Свердловской области от 23
апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области».
Для обучающихся разрабатывается адаптированная образовательная
программа по всем предметам обязательной части учебного плана и
коррекционным курсам. Индивидуальный учебный план составляется с
учетом индивидуальных особенностей и состоянием здоровья обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится два раза год по окончании
первого полугодия и учебного года. Промежуточная аттестация проводится
со второго по девятый класс.
В 9 классе промежуточная аттестация проводится по предметам: письмо
и развитие речи, математика. По письму и развитию речи, математике в
форме административных контрольных работ.
Промежуточная аттестация по трудовому обучению проводится в форме
тестирования.
Сроки проведения промежуточной аттестации: для 9 класс – 18- 22
декабря 2023 года;
Итоговая
аттестация обучающихся 9 класса по трудовому
обучению проводится 30 мая 2024 года и регламентируется «Положением
об итоговой аттестации обучающихся структурного подразделения школа –
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы».

Недельный учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью 9 класс на 2023-2024 учебный год

Предметные
области

Классы
Учебные
предметы

Количество часов в неделю
9

Общеобразовательные курсы

I.
Родной язык и
литература

Чтение и развитие речи

Математика

Математика

Природа

Биология

Письмо и развитие речи

География
Обществознание
Физическая культура

История Отечества

3
3
3
2
2

Обществознание

2
1

Физкультура

3

II. Трудовая подготовка

Трудовая подготовка

Коррекционные
курсы

Профессионально-трудовое
обучение:
Швейное дело

10

Слесарное дело

10

III. Коррекционная подготовка
Социально бытовая ориентировка
(СБО)

2

Аудиторная учебная нагрузка обучающихся при 5 – дневной
учебной неделе

10

31

Занятия по выбору и факультативные занятия
Черчение

1

Ищу работу

1
Внеурочная деятельность

«Разговоры о важном»

1

«Мой любимый край»

1

Общее количество часов в неделю

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».